Вы здесь

Финансы, налоги и налогообложение. Глава 2. Финансовая система страны (Н. А. Бондарева, 2018)

Глава 2. Финансовая система страны

2.1. Понятие финансов

Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и развитие определяется тем, какое место занимают денежные отношения в системе экономических отношений. Деньги являются материальной основой финансов и обязательным условием их существования. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Если деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого соизмеряются затраты труда на изготовление различных товаров, определяется их стоимость и осуществляется обмен, то финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и национального богатства.

Термин «финансы» происходит от лат. finare – окончание, урегулирование спора (обычно денежного). Отсюда возникло financia – обязательная уплата денег или денежный платеж. С XVII в. термин «финансы» получает международное признание и применяется для обозначения любых отношений, связанных с доходами и расходами государства.

Экономическая сущность финансов заключается в исследовании: за счет каких статей доходов государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

Роль финансов состоит в распределении и перераспределении стоимости созданного продукта в денежной форме между субъектами хозяйствования и распоряжении данными средствами.

Специфические признаки финансов, выделяющие их из всей массы денежных отношений:

• денежный характер: финансы – это всегда денежные отношения;

• разные права субъектов: одна из сторон в этих отношениях – государство или уполномоченный государством орган;

• движение в форме финансовых ресурсов, мобилизация и использование которых осуществляются через денежные фонды.

Можно выделить субъекты финансовых отношений: государство, организации различных форм собственности, граждане.

Финансы – денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений субъектов хозяйствования и государства, а также использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Финансы носят фондовый характер, так как в процессе общественных отношений по поводу денег денежные ресурсы аккумулируются (обособляются) в зависимости от целей.

Следовательно, все фонды носят целевой характер и функционируют самостоятельно, например, фонд оплаты труда, амортизационный фонд, фонд поддержки малого предпринимательства и т. д.

Финансы в своем проявлении в экономических отношениях функционируют не изолированно, а взаимодействуют со многими экономическими категориями.

Финансы, участвуя в стоимостном распределении, тесно связаны с такими категориями, как цена, заработная плата, прибыль, кредит, страхование.

2.2. Функции финансов

Сущность финансов, как и любой другой экономической категории, выражается в их функциях. Функция обозначает внешнее проявление свойств в данной системе отношений.

Распределительная функция. Механизм действия распределительной функции финансов на макроуровне проявляется в процессе первичного распределения стоимости ВВП, когда у субъектов, участвующих в этом процессе, формируются первичные доходы. Ими являются заработная плата работников, занятых в сфере материального производства, доходы организаций от производственной деятельности. Так как финансы носят фондовый характер, то это свойство позволяет их распределять. Например, распределением является перечисление средств в бюджеты при помощи налоговых отчислений, неналоговых платежей и страховых взносов во внебюджетные фонды.

Распределение I порядка (на основании законодательно установленных норм и нормативов):

1) возмещение затрат на производство;

2) формирование Фонда оплаты труда (ФОТ).

Распределение II порядка:

1) оплата труда;

2) расчеты с бюджетами;

3) уплата взносов во внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ФОМС);

4) распределение прибыли между организацией и вышестоящей организацией, бюджетами.

Распределение III порядка (внутри организации): формирование фондов производственного и социального развития (отсутствие государственного регулирования).

Перераспределительная функция. Необходимость дальнейшего распределения стоимости ВВП связана с функционированием непроизводственной сферы и социальной сферы, а также с необходимостью перечисления денежных средств нижестоящим бюджетам в виде субсидий, субвенций, дотаций, трансфертам, отраслям экономики, правительствам, различным социальным группам населения.

Процесс перераспределения осуществляется следующим образом: через бюджетную сферу, сформированную в результате уплаты налогов и сборов, неналоговых платежей как организациями, так и гражданами в виде финансирования из бюджета расходов получателей бюджетных средств;

• финансовый рынок путем привлечения дополнительных денежных средств с помощью выпуска ценных бумаг, получения банковских кредитов, процентов, дивидендов;

• через страховой рынок в процессе уплаты страховых взносов плательщиками для выплаты и получения страховых вознаграждений получателям.

Кроме стоимости ВВП распределяется также часть национального богатства государства в виде накоплений прошлых лет; поступления от внешней экономической деятельности (внешней торговли, внешние займы, кредиты, дивиденды по ценным бумагам иностранных резидентов).

Таким образом, участие финансов в перераспределительном процессе характеризуется привлечением различных объектов распределения, существенными объемами денежных средств, мобилизуемыми в процессе распределения, значительной мобильностью денежных доходов и расходуемых денежных средств.

Контрольная функция. Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной и является производной от нее. Ее необходимость вытекает из объективного характера распределительного процесса, который требует осуществления механизма контроля за последовательным и пропорциональным распределением стоимости ВВП, соблюдением закономерности процесса распределения, за выявлением нарушений в этом процессе.

При рассмотрении содержания контрольной функции происходит ее отождествление с финансовым контролем.

Стимулирующая функция. Государство постоянно воздействует на процесс развития отраслей и организаций, используя финансовые рычаги: финансирование из бюджета, установление цен и тарифов, норм налогового законодательства, экспортно-импортных пошлин. Например, государство воздействует на деятельность предпринимателей, изменяя размер налоговой ставки, что позволяет стимулировать или сдерживать развитие какой-либо отрасли.

2.3. Финансовая система страны

Финансы представляют собой неотъемлемый элемент общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать кругооборот производственных фондов, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами – с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами – с другой.

При всем многообразии финансовые отношения имеют некоторые общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку финансовых отношений можно проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения по своей природе распределительные, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемый критерий классификации – роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов, порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы – сферы и звенья, тесно связанные между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.

Финансовая система страны – совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.

Финансовая система представляет собой совокупность разных сфер и звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве (рис. 4).

Сферы финансов образуют централизованные и децентрализованные финансы, которые характеризуются источниками финансов и способами их распределения.

Централизованные финансы. К централизованным (государственным) финансам относятся государственный кредит и бюджетная система.

Государственный кредит необходим государству в случае недостатка денежных средств в федеральном бюджете для осуществления своей деятельности.


Рис. 4. Финансовая система страны


Бюджетная система состоит из бюджетов трех уровней власти: федерального бюджета, региональных и местных бюджетов и внебюджетных фондов федерального и регионального уровня. Их финансы формируются за счет обязательных отчислений организаций и физических лиц и из других источников. Перераспределение финансов осуществляется централизованно по бюджетной росписи, утвержденной Президентом России.

Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера.

Внебюджетные фонды имеют целевое назначение, их формирование и расходование регламентируется финансовым правом. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Они аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий: государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания, а также являются дополнительным средством для поддержки предпринимательства, используются для покрытия дефицита бюджета и решения новых важных задач, которые требуют внимания государства.

Внебюджетные фонды подразделяются на специальные и социальные. Специальные фонды преследуют реализацию экономических целей, а социальные предназначены для оказания социальных услуг населению.

В Российской Федерации созданы и действуют три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования.

Определен тариф страховых взносов с 2015 г.: Пенсионный фонд – 22 %; Фонд социального страхования, как и прежде – 2,9 %; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 5,1 %.

Суммируя эти три показателя, мы видим, что тариф страховых взносов во внебюджетные фонды составляет 30 %.

Пенсионный фонд России (ПФР) был образован 22 декабря 1990 г.

Постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий.

Первоочередная задача ПФР – обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы (создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен).

Для этого он организует:

• целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ: выплаты нетрудоспособному населению по различным категориям трудовых, военных и социальных пенсий, а также пенсий по инвалидности, специальных пособий и компенсационных выплат; • капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

• контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

• проводит индивидуальный (персонифицированный) учет работников, в счет которых осуществляют перечисления работодатели;

• межгосударственное и международное сотрудничество России по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

Средства Пенсионного фонда Российской Федерации формируются в основном за счет страховых взносов работодателей; граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и иных категорий работающих граждан, а также за счет средств федерального бюджета. Например, в 2018 г. определен тариф страховых взносов в ПФР (22 %), уплачиваемый организациями. При превышении базы взносов (1 021 000 руб.) тариф составляет 10 %.

В 1993 г. в стране был введен в действие Закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», который послужил основой для начала проведения комплексной реформы в здравоохранении. В соответствии с законом была создана система обязательного медицинского страхования (ОМС), которая обеспечивает привлечение целевых финансовых средств в здравоохранение в виде страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающих граждан и органов исполнительной власти на страхование неработающего населения. Это предполагает целевой характер накопления и расходования финансовых средств на охрану здоровья и медицинского обслуживания населения, придает финансированию здравоохранения смешанный бюджетно-соцстраховский характер.

Таким образом, появилась страховая система здравоохранения, при которой средства на здравоохранение формируются за счет отчислений организаций всех форм собственности, взносов индивидуальных предпринимателей.

Финансовые средства направляются на:

1) регулирование финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС в рамках федеральной программы ОМС;

2) реализацию мер социальной поддержки граждан по обеспечению лекарственными средствами;

3) софинансирование страховых взносов на ОМС неработающего населения;

4) финансирование отдельных мероприятий для системы ОМС, осуществляемых федеральным фондом ОМС централизованно. Размер взноса в ОМС в 2018 г. определен в размере 5,1 %.

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением Российской Федерации и управляет средствами государственного социального страхования России.

Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении ФСС, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Денежные средства ФСС не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Средства Фонда образуются за счет:

• страховых взносов;

• доходов от инвестирования части временно свободных средств

Фонда;

• ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов и других поступлений;

• за счет средств социального страхования Фондом осуществляется выплата пособий работающим гражданам:

– по временной нетрудоспособности;

– по беременности и родам;

– женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (единовременное пособие);

– при рождении ребенка (единовременное пособие);

– на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (ежемесячное пособие);

– на погребение умерших работавших граждан и несовершеннолетних членов семьи работающих граждан. Взносы в ФСС в 2018 г. составляют 2,9 %.

Децентрализованные финансы. К децентрализованным финансам (финансам хозяйствующих субъектов) относятся финансы коммерческих и некоммерческих организаций, финансового рынка, домашних хозяйств.

Финансы хозяйствующих субъектов – основа финансовой системы страны.

Финансы хозяйствующих субъектов участвуют в процессе создания и распределения общественного продукта и национального дохода, являются главной составляющей децентрализованных финансов.

От состояния финансов коммерческих организаций зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом не исключается эффективное использование в процессе производства средств бюджетов, банковских кредитов, страхования. Хозяйствующие субъекты действуют на основе коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Полученная выручка распределяется ими самостоятельно с учетом производственных, социальных и общественных потребностей.

Некоммерческие организации занимаются оказанием услуг домашним хозяйствам, удовлетворяя индивидуальные потребности граждан в сфере образования, здравоохранения, культуры, искусства, отдыха, развлечений, социального обслуживания, а также коллективные потребности – политические партии, общества и др. Их доходы складываются из добровольных взносов, пожертвований и доходов от собственности.

Финансовый рынок состоит из системы рынков: валютного, ценных бумаг, ссудных капиталов или денежного, золота. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль в функционирования рынка играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги.

Финансовый рынок – это экономический институт, в рамках которого формируется спрос и предложение на различные финансовые активы и инструменты в процессе сделок по их купле и продаже.

Финансовый рынок представляет собой совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями.

Финансовый рынок также обеспечивает трансформацию сбережений в инвестиции. Тем самым его функциональное назначение заключается в посредничестве финансовых институтов в движении капитала от его владельцев к пользователям. Субъекты финансового рынка являются финансовыми посредниками между покупателями и продавцами финансовых ресурсов (табл. 1).

В состав групп покупателей и продавцов на финансовых рынках входят домашние хозяйства, коммерческие организации, государства.

Главное предназначение финансовых рынков – эффективное удовлетворение интересов потенциальных продавца и покупателя.


Таблица 1. Типы финансовых институтов




Финансовая система включает в себя следующие звенья финансовых отношений:

• бюджетную систему;

• государственный кредит;

• коммерческие организации;

• некоммерческие организации;

• финансовый рынок;

• домашние хозяйства.

2.4. Государственный кредит

Основную массу денежных средств государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях дестабилизации финансового состояния народного хозяйства, снижения государственных доходов государство вынуждено привлекать для покрытия своих расходов средства из других источников. Основной формой государственных заимствований является государственный кредит.

Государственный кредит – совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государство в лице его органов, а кредиторами являются физические и юридические лица.

Как один из видов кредита государственный кредит предоставляется на началах возвратности и платности: через определенный период времени предоставленные взаймы средства возвращаются с процентами. Аккумулированные таким образом финансовые ресурсы используются на покрытие бюджетных дефицитов.

Обеспечением государственного кредита является все имущество, находящееся в собственности государства.

Свободные денежные средства граждан, предназначенные для кредита, образовываются различными путями (рис. 5).


Рис. 5. Источники государственного кредита


У юридических лиц помимо названных причин может быть длительность производственного цикла, сезонности работ, неравномерности капитальных вложений, наличия резервных фондов.

Таким образом, государство изымает из обращения избыточное количество денежных знаков, уменьшая платежеспособный спрос населения.

Свои долговые обязательства государство подтверждает ценной бумагой (облигацией), дающей право ее владельцу (кредитору) по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты за пользование привлеченными средствами.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга. В зависимости от срока погашения государственный долг может быть основным и текущим:

• основной государственный долг – все суммы задолженности, по которым не наступил срок платежа; • текущий государственный долг – задолженность по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

Различают также внутренний и внешний долг государства.

По состоянию на декабрь 2013 г. внешний долг России оценивался в 732,046 млрд долларов, что выше на 15 % по сравнению с 2012 г. Основные суммы задолженности – это долги кредитным организациям в размере 219,94 млрд долларов США и различным секторам экономики на сумму 437,822 млрд долларов1. Определив точкой отсчета 1 июля можно увидеть динамику роста совокупной внешней задолженности:

• по состоянию на 01.01.2014 – 728,9 млрд долларов;

• по состоянию на 01.01.2015 – 599,9 млрд долларов;

• по состоянию на 01.01.2016 – 519,1 млрд долларов;

• по состоянию на 01.01.2017 – 514,1 млрд долларов.

Контрольные вопросы

1. Назовите специфические признаки финансов.

2. Дайте определение финансов.

3. Какие государственные социальные внебюджетные фонды созданы и действуют в Российской Федерации?

4. Какие первоочередные задачи стоят перед ПФР?

5. Раскройте целевое обеспечение Фонда обязательного медицинского страхования (ОМС).

6. Какие выплаты осуществляются за счет средств Фонда социального страхования?

7. Какие звенья финансовой системы страны относятся к децентрализованным финансам?

8. Какова функция финансов хозяйствующих субъектов в финансовой системе страны?

9. Какова функция финансов некоммерческих организаций?

10. Какова структура финансовых рынков?

11. Назовите типы финансовых институтов.

12. Назовите звенья финансовой системы страны.

13. Раскройте понятие государственного кредита.

14. Что является обеспечением государственного кредита?

15. Чем подтверждает государство свои долговые обязательства?