Вы здесь

Финансы. Тема 3. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА (В. В. Бочаров, 2008)

Тема 3

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

Вопрос 1

Финансовая политика государства

Ответ

На практике различают финансовую политику государства и субъекта хозяйствования. Первая направлена на выполнение государством своих функций, а вторая – на получение прибыли.

Государственная финансовая политика представляет собой совокупность мероприятий, нацеленных на обеспечение устойчивого экономического роста, повышение качества жизни граждан и укрепление финансовой системы страны. Без эффективной финансовой политики невозможно осуществление государством своих социально-экономических, экологических, управленческих и оборонных функций. Финансовая политика – емкое понятие, включающее в себя частные элементы: бюджетную, налоговую, таможенную, ценовую, инвестиционную и денежную политику.

С помощью бюджетной политики решают такие задачи, как определение:

• удельного веса бюджетного фонда в ВВП;

• доли бюджетных средств, распределяемых между федеральной властью и субъектами РФ в общем объеме ВВП;

• структуры доходной и расходной части бюджета;

• сумм расходов, распределяемых между бюджетами разных уровней;

• доли федерального бюджета в совокупном объеме консолидированного бюджета РФ;

• величины дефицита или профицита федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.


В налоговой политике государства могут использоваться следующие уровни налогообложения:

• высокий – с установкой максимальных ставок налогов и сборов;

• умеренный – при котором юридические лица (коммерческие организации) максимально выводят из-под налогообложения свои доходы, оставляя больше на развитие производства;

• достаточно высокий – для коммерческих организаций при значительной социальной поддержке граждан с низкими доходами.


Однако при любой модели налогообложения должна быть реализована фискальная функция налогов, предусматривающая мобилизацию денежных средств налогоплательщиков в бюджеты всех уровней. С помощью второй, контрольной, функции налогов налоговые органы осуществляют контроль за своевременным и полным поступлением их в бюджетный фонд.

Таможенная политика отражает специфическую область налоговой и ценовой политики с обособленными формами и методами влияния на экономику страны. Используя инструментарий таможенной политики (таможенные пошлины, косвенные налоги, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, таможенные сборы), общегосударственные органы управления могут ограничивать или расширять доступ на внутренний рынок импортных товаров, сдерживать или стимулировать их экспорт. Цель применения различных видов таможенной политики связана с задачами общеэкономического характера, необходимостью пополнения доходов федерального бюджета и создания условий для укрепления позиций государства на мировом и внутреннем рынках.

С помощью ценовой политики государство решает ряд важных задач, таких как: регулирование цен и тарифов на товары и услуги предприятий-монополистов; формирование и утверждение цен на использование естественных ресурсов страны – недр, земли, водных, лесных и других ресурсов; управление ценами предприятий в базовых отраслях экономики и в отраслях, имеющих стратегическое значение.

Инвестиционная политика играет самостоятельную роль в экономике, но тесно связана с финансовой политикой государства. Данная взаимосвязь проявляется в том, что органы управления государством и хозяйствующие субъекты направляют финансовые ресурсы в наиболее перспективные и стратегически важные сферы хозяйствования. Цель подобной политики – рост экономического потенциала страны.

Денежная политика, проводимая Центральным банком России, является самостоятельным видом по отношению к финансовой политике. Решая задачи регулирования денежной массы и стабилизации национальной валюты, она, тем не менее, взаимосвязана с финансовой политикой. Именно через эмиссионную политику Банка России происходит корректировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, государственное регулирование процессов инфляции в стране. Контроль и регулирование курса национальной валюты по отношению к другим валютам позволяют оптимизировать доходы и расходы бюджетного фонда государства, осуществлять реальную оценку капитала субъектов хозяйствования и эффективно управлять государственным долгом.

Финансовая политика в области международных отношений имеет свои особенности. Она обусловлена как внутренними условиями хозяйствования, так и международным законодательством. Составной частью данной политики являются таможенная и ценовая политика, а также политика управления государственным кредитом и долгом исходя из условий международных договоров в сфере использования финансовых отношений.

Разработкой и реализацией государственной финансовой политики занимаются следующие властные структуры:

• аппарат Президента РФ;

• Федеральное Собрание;

• Правительство РФ;

• органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ.


Финансовой политике принадлежит приоритетная роль в осуществлении общей экономической и социальной стратегии государства, развитии и размещении производительных сил по регионам страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами важнейших экономических программ, концентрации их на ключевых направлениях развития национального хозяйства, стимулированию роста эффективности производства, укреплению и развитию экономических связей России с другими государствами.

Вопрос 2

Финансовая политика хозяйствующих субъектов

Ответ

Ключевая цель финансовой политики субъекта хозяйствования – создание рациональной системы управления финансовыми ресурсами для обеспечения стратегических и тактических задач его деятельности. Указанные задачи индивидуальны для каждого хозяйствующего субъекта (например, достижение оптимальной финансовой устойчивости и платежеспособности, доходности активов и собственного капитала, увеличение его рыночной стоимости и т. д.). Данные аспекты деятельности поддаются управлению с помощью финансового, налогового и управленческого учета, анализа и планирования (на базе разработки операционных и финансовых бюджетов).

В современных условиях для многих предприятий характерна оперативная форма управления финансами, т. е. реакция на текущие проблемы в управленческих решениях. Она часто рождает противоречия между интересами предприятия и его партнеров. Поэтому актуальна проблема перехода к управлению денежными ресурсами на основе анализа финансового состояния и его прогнозирования, постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения в рамках принятой финансовой политики.

На практике различают политику доходов и политику расходов. Политика доходов направлена на максимизацию денежных поступлений в форме выручки от продаж; политика расходов – на рациональное использование имеющихся денежных ресурсов для удовлетворения текущих и инвестиционных потребностей предприятия. В условиях нестабильной экономической среды, высокой инфляции (8-10 % в год), непредсказуемой налоговой и денежно-кредитной политики государства многие предприятия вынуждены заботиться о своем выживании.

Содержание финансовой политики многогранно и определяется взаимосвязью следующих звеньев:

1) разработкой оптимальной концепции управления денежными потоками предприятия, обеспечивающей сочетание высокой доходности и защиты от предпринимательского риска;

2) определением основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий период (месяц, квартал) и на перспективу (1–3 года);

3) осуществлением практических действий, направленных на достижение поставленных целей (финансовый анализ и контроль, выбор способов финансирования текущей и инвестиционной деятельности, оценка эффективности реальных проектов, создание оптимального фондового портфеля и т. д.).


Стратегическими задачами финансовой политики являются:

• максимизация прибыли и рыночной стоимости предприятия;

• оптимизация структуры капитала и обеспечение его финансовой устойчивости;

• достижение финансовой прозрачности предприятия для инвесторов, кредиторов и других партнеров;

• использование рыночных механизмов привлечения капитала с помощью выпуска и размещения эмиссионных ценных бумаг;

• разработка эффективного механизма управления финансами (финансового менеджмента) на основе диагностики финансового состояния, бюджетирования и прогнозирования доходов, расходов и капитала с учетом постановки стратегических целей и поиска путей их достижения.


Исходя из длительности периода и характера решаемых задач финансовую политику подразделяют на финансовую стратегию и тактику.

Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу (свыше 1 года) и предполагающий решение крупномасштабных задач развития предприятия. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития хозяйствующего субъекта:

• рост объемов производства и продаж;

• параметры деловой и рыночной активности, обеспечивающие лидерство в конкурентной борьбе;

• максимизация цены фирмы;

• укрепление финансового состояния, избежание больших финансовых потерь и банкротства;

• определение финансовых отношений с государством (построение налогового учета и планирования), банками (кредитная политика) и контрагентами (поставщиками, покупателями, подрядчиками и др.).


Стратегия предполагает выбор альтернативных путей развития. При этом используются прогнозы, опыт и интуиция специалистов для мобилизации финансовых ресурсов на достижение поставленных целей. С помощью стратегии формируют конкретные цели и задачи финансово-хозяйственной деятельности и принимают оперативные управленческие решения. К важнейшим направлениям разработки финансовой стратегии относятся:

• анализ финансово-экономического состояния;

• разработка учетной и налоговой политики;

• определение кредитной политики;

• управление внеоборотными активами;

• амортизационная политика;

• управление оборотными активами и кредиторской задолженностью;

• управление текущими (операционными) издержками, доходами и прибылью;

• выбор дивидендной и инвестиционной политики.


Следует отметить, что выбор той или иной стратегии еще не гарантирует получения прогнозируемого эффекта (прибыли) вследствие влияния внешних факторов, в частности состояния финансового рынка, налоговой, бюджетной, таможенной и денежно-кредитной политики государства.

Финансовая тактика направлена на решение локальных задач конкретного этапа развития предприятия путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перераспределения денежных средств между видами расходов и структурными подразделениями (филиалами, бизнес-единицами и др.) субъектами хозяйствования. При относительно стабильной финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что вызвано изменением рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на ресурсы, товары и услуги).

Под финансовой гибкостью предприятия обычно понимается его способность оперативно формировать необходимый объем финансовых ресурсов при появлении высокоэффективных хозяйственных сделок или новых возможностей ускорения экономического развития.

Стратегия и тактика финансовой политики тесно взаимосвязаны. Правильно выбранная стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактическими задачами управления финансами предприятия можно считать:

• сбалансированность сумм и сроков поступления и расходования денежных средств;

• достаточность объема денежных поступлений в краткосрочном периоде (декада, месяц, квартал) для покрытия первоочередных финансовых обязательств;

• приемлемую доходность хозяйственных операций – рентабельность активов (имущества) и продаж товаров и услуг (конкурентоспособность предприятия на оперативном уровне).


Таким образом, приоритетной задачей тактического управления финансами служит обеспечение нормальной платежеспособности, кредитоспособности и ликвидности баланса предприятия. Весомым аргументом в пользу поддержания последней служит такое опасное последствие неплатежеспособности, как объявление о банкротстве и прекращении деятельности предприятия.

Вопрос 3

Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики

Ответ

Для управления финансами государства и организаций (предприятий) используется механизм эффективной реализации их функций и взаимодействия в экономической системе. Являясь частью системы управления финансами на макро– и микроуровнях, он позволяет применять экономически обусловленные и законодательно установленные рычаги и методы рационального воздействия на конечные результаты производства.

Основные принципы функционирования финансового механизма:

1) комплексность – использование финансовых рычагов и методов в общей системе управления финансами, не исключающих, а взаимозаменяющих друг друга;

2) функциональность – обеспечение воздействия финансового механизма на воспроизводственный процесс в соответствии с поставленными целями;

3) адаптивность – учет изменений окружающей экономической среды и внесение корректив в процесс регулирования хозяйственных связей между предприятием и его партнерами;

4) однородность – единообразие финансового механизма как регулирующего фактора в экономике. На практике это означает, что все субъекты управления действуют в рамках единого гражданского и налогового законодательства с обязательным учетом региональных и отраслевых условий.


Содержание финансового механизма на микроуровне представлено на рис. 3.1.




Рис. 3.1. Содержание финансового механизма хозяйствующего субъекта


Необходимо иметь в виду, что саморегуляция рыночного хозяйства достигается только под воздействием государства, которое может ускорять или замедлять развитие экономических процессов. Важно не допустить искусственного исключения отдельных элементов из единого комплекса регулирующих мер, включаемых в финансовый механизм. К основным направлениям его совершенствования относят: оптимизацию денежных потоков (преодоление дефицита денежных средств); максимизацию доходов и прибыли и минимизацию издержек производства; разработку долговременной дивидендной и инвестиционной политики и др.

Следовательно, финансовый механизм играет важную роль в хозяйственной деятельности предприятия (корпорации). С его помощью мобилизуют и распределяют финансовые ресурсы, необходимые для производственного и научно-технического развития хозяйствующих субъектов и обеспечения их взаимоотношений с бюджетной системой государства.