Тема 2
УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Вопрос 1
Содержание понятия «управление финансами»
Управление выражает совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленной цели. Как сознательная целенаправленная деятельность людей управление базируется на изучении объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление существенное влияние оказывает государство в лице соответствующих властных структур. Управление финансами — важный составной элемент общей системы управления государством или отдельного субъекта хозяйствования.
В управлении финансами, как и любой другой управляемой системы, присутствуют объекты и субъекты управления. Под объектами подразумеваются:
• финансовая деятельность государства и конкретного хозяйствующего субъекта (предприятия, корпорации и т. д.);
• определение субъектом управления направления финансовой политики;
• более частные по отношению к финансам стоимостные категории и параметры (основные и оборотные средства, выручка от продаж, издержки производства, прибыль, собственный капитал, обязательства, риски и т. д.);
• конкретные финансовые показатели (коэффициенты): рентабельность и оборачиваемость активов и собственного капитала, финансовая устойчивость, платежеспособность, ликвидность, капитало-отдача и капиталоемкость и т. д.;
• органы (службы) управления финансами и их персонал.
К субъектам управления относят специальный финансовый аппарат, состоящий из финансовых служб предприятий и корпораций (служба финансового директора и др.) и государства (органы Министерства финансов РФ, Счетная палата Государственной Думы, Федеральная служба по финансовым рынкам и пр.).
Управление финансами включает несколько функциональных элементов:
• финансовое планирование и прогнозирование;
• оперативное управление финансовыми ресурсами (их распределение и перераспределение);
• финансовый анализ и контроль за формированием и использованием финансовых ресурсов;
• финансовое регулирование (изменение состава налогов и ставок налогообложения, требований к размеру уставного капитала акционерных обществ и пр.).
При разработке и принятии управленческих решений финансового характера, оформляемых в законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и других нормативно-правовых документах, целесообразно учитывать требования экономических и юридических законов, результаты экономического анализа хозяйственных процессов не только прошлого периода, но и прогноз на будущее; использовать экономико-математические методы и автоматизированные системы управления; необходимо также сочетание экономических и административных методов управления.
Вопрос 2
Органы управления финансами
Управление финансами выражает процесс, который организуют и которым руководят органы государственной власти в соответствии с законодательством РФ.
Система организации и взаимодействия субъектов управления финансами РФ приведена на рис. 2.1.
На рис. 2.1 показано, что процесс управления финансами представляет собой единство управляющей и управляемых систем.
Рис. 2.1. Система взаимодействия субъектов управления финансами в РФ
Общее управление финансами осуществляют высшие органы государственной власти. Хозяйствующие субъекты являются управляемой системой. В то же время они входят в систему государственной власти и управления как субъекты управления, выполняющие функции предпринимательских структур.
Федеральное Собрание регламентирует деятельность финансовой системы, устанавливает связь всех субъектов хозяйствования с государством, утверждает федеральный бюджет и финансовое законодательство. Президент Российской Федерации обладает правом вето на введение финансового законодательства, утверждает федеральный бюджет, контролирует деятельность Правительства РФ. Правительство Российской Федерации готовит проекты федерального бюджета, издает соответствующие постановления и распоряжения, выступает как центр оперативного и текущего управления финансами. На министерства и ведомства возложены обязанности и ответственность за выполнение решений по направлениям развития экономики.
Счетная палата РФ контролирует целевое расходование средств федерального бюджета. Министерство экономического развития и торговли разрабатывает стратегию развития экономики и составляет баланс финансовых ресурсов страны.
Министерство финансов РФ осуществляет общее руководство в финансовой сфере, организует разработку и исполнение федерального бюджета; участвует в составлении плана финансовых ресурсов страны; проводит контроль финансово-хозяйственной деятельности организаций, которым предоставлены бюджетные ассигнования, а также единую государственную политику в области аудита, бухгалтерского учета и отчетности и т. д.
Федеральное казначейство Министерства финансов РФ осуществляет кассовое исполнение федерального бюджета, т. е. переводы денежных средств через свои счета в учреждения федеральной бюджетной системы на соответствующей территории субъекта РФ, района или города. Кроме того, производит предварительный контроль за выделением и расходованием бюджетных средств непосредственными их получателями.
Федеральная налоговая служба Министерства финансов РФ выступает как единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью поступления в бюджетный фонд налогов и сборов. Федеральная служба страхового надзора Министерства финансов РФ осуществляет надзор за страховой деятельностью в целях соблюдения законодательства РФ о страховании, эффективного развития рынка страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков и государства. Устанавливает общие требования к лицензированию и ведению государственного реестра страховых организаций. Осуществляет контроль за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков, учета и отчетности, за соблюдением методологии страхования.
Федеральная служба по финансовым рынкам РФ регулирует и контролирует деятельность участников фондового рынка – эмитентов, инвесторов и негосударственных финансовых посредников (брокеров, дилеров, фондовых бирж и др.).
Организации (предприятия) всех форм собственности являются субъектами управления финансами на микроуровне. Объектами управления финансами выступают финансовые отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при формировании и использовании капитала, доходов и денежных фондов.
Вопрос 3
Система (звенья) финансов как объект управления
Исходя из определения финансов как совокупности денежных отношений, различают понятия «финансовая система» и «система (звенья) финансов» (рис. 2.2).
Финансовая система — совокупность финансовых учреждений страны. Система (звенья) финансов включает:
• государственные (публичные) финансы (бюджетная система, внебюджетные (социальные) фонды, финансы государственных унитарных предприятий, государственный кредит);
• финансы негосударственных организаций (предприятий) различных форм собственности, фондов, объединений и т. п.;
• финансы семейных (домашних) хозяйств.
Рис. 2.2. Подсистемы (звенья) финансов России
Современная бюджетная система РФ, исходя из Бюджетного кодекса РФ, имеет три уровня:
1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2) бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных внебюджетных фондов;
3) местные бюджеты.
Основное назначение данного звена государственных финансов – финансовое обеспечение функций и задач государства и органов местного самоуправления. С бюджетной системой тесно связан другой сектор государственных финансов – финансы государственных и муниципальных предприятий (организаций) и учреждений. Хозяйствующие субъекты данного сектора экономики имеют тесную связь с бюджетной системой (последняя частично формирует их доходы и расходы), а также вступают в тесное взаимодействие с негосударственной и личной сферами системы финансов. Следовательно, этот сектор представляет собой переходный уровень системы финансов, финансирование которого осуществляется по правилам бюджетной системы, а использование финансовых ресурсов – по правилам обычной коммерческой деятельности.
Следующее звено системы финансов – финансы негосударственных субъектов хозяйствования. Их можно условно систематизировать следующим образом:
• финансы коммерческих организаций (предприятий);
• финансы некоммерческих организаций;
• финансы особых субъектов хозяйствования – общественных и религиозных организаций, политических партий и т. п.
Деятельность коммерческих организаций связана с деловым оборотом, а также особенностями и условиями хозяйствования. Это обусловливает ее регулирование нормами Гражданского кодекса РФ, а также специальными законодательными актами (например, Федеральным законом об акционерных обществах). Являясь наиболее крупной и структурно сложной частью финансовой системы, указанная сфера во многом определяет состояние данной системы в России.
Финансовая концепция деятельности коммерческих организаций предполагает систематическое получение прибыли и строится на следующих принципах:
• самостоятельность в принятии финансовых и инвестиционных решений;
• самоокупаемость;
• самофинансирование;
• ответственность за конечный финансовый результат и др.
Сфера личных финансов (в специальной литературе ее часто называют финансами домашних хозяйств) представляет собой специфическую часть финансовой системы любой страны. Располагая значительным потенциалом, который формируют государственные финансы, этот сектор и финансы негосударственных хозяйствующих субъектов имеют собственные доходы (источники средств) и расходы.
К денежным источникам относят:
• заработную плату (оплату труда);
• доходы от предпринимательской деятельности;
• доходы от операций с личным имуществом;
• доходы от владения ценными бумагами и денежных накоплений в финансово-кредитной сфере;
• доходы в виде льгот и выплат со стороны государства и др.
К расходам семейных хозяйств относят:
• налоги и сборы в бюджетный фонд;
• потребительские расходы;
• сбережения (депозиты и срочные вклады, ценные бумаги, страхование жизни и имущества, приобретение иностранной валюты и пр.).
Таким образом, с помощью системы решают конкретные экономические и социальные задачи на всех уровнях управления с учетом методологических положений и реальных условий хозяйствования.
Вопрос 4
Финансовое планирование и прогнозирование
Важным методом управления финансами государства и хозяйствующих субъектов являются финансовое планирование и прогнозирование. Планирование определяет решение текущих и будущих проблем и задач. Степень разработанности планов зависит от выбранной исходной базы, информационного обеспечения, квалификации плановиков и аналитиков, многовариантности получаемых результатов и т. д.
Финансовое планирование — составная часть экономического планирования в целом. Оно призвано решать конкретные задачи, связанные с управлением и организацией финансов государства и субъектов хозяйствования. Цель финансового планирования – установить возможные объемы финансовых ресурсов, капитала и резервов на базе прогнозирования величины финансовых показателей. При этом следует учитывать пропорциональность между доходами и расходами, а также внутреннюю структуру финансовых ресурсов, резервов и расходов.
Примерные этапы финансового планирования:
• составление проекта финансового плана (бюджета);
• рассмотрение и утверждение финансового плана;
• исполнение финансового плана;
• своевременная корректировка финансового плана;
• контроль за выполнением показателей финансового плана. Методы финансового планирования следующие.
1. Экономический анализ — определение основных тенденций в динамике натуральных и стоимостных показателей и внутренних резервов государства и субъектов хозяйствования.
2. Нормативный метод — вычисление потребностей субъекта хозяйствования в финансовых ресурсах, капитале и резервах на базе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов. Нормативы могут устанавливаться:
♦ государством (ставки налогов и сборов, тарифы взносов в государственные внебюджетные фонды, поправочные коэффициенты к нормам амортизационных отчислений и т. д.);
♦ самим хозяйствующим субъектом (например, нормы расхода сырья и материалов, нормы и нормативы плановой потребности в оборотных средствах и др.) для контроля за использованием ресурсов и капитала.
3. Балансовые расчеты — прогнозирование поступления и расходования средств на определенную дату в будущем.
4. Денежные потоки — разработка оперативных финансовых планов субъекта хозяйствования (например, бюджет движения денежных средств, платежный баланс).
5. Многовариантные расчеты — разработка альтернативных вариантов плановых расчетов, из которых выбирают оптимальный; критерии выбора могут быть самыми различными.
6. Экономит – математическое моделирование — количественное выражение взаимосвязи между финансовыми показателями и определяющими их факторами.
Исходя из содержания, назначения и задач финансовое планирование можно классифицировать следующим образом:
1) перспективное планирование (прогнозирование) – на период от 1 года до 3 лет, используется для определения важнейших параметров, пропорций и типов расширенного воспроизводства. Служит главной формой реализации стратегических целей государства и хозяйствующих субъектов;
2) текущее планирование – на 1 год, рассматривается как составная часть перспективного плана и конкретизация его показателей;
3) оперативное планирование – необходимо для регулирования и контроля за выполнением финансовых показателей в течение календарного года (в помесячном и поквартальном разрезах).
Финансовое прогнозирование — это расчет и обоснование финансовых показателей, которые используют в процессе принятия управленческих решений. Цель финансового прогнозирования – определение объема и источников образования финансовых ресурсов и резервов, а также направлений их использования. Для финансового прогноза часто применяют экспертные оценки.
Самым верхним уровнем финансовых планов является Баланс финансовых ресурсов РФ, который включает все денежные ресурсы, доходы и резервы, находящиеся в распоряжении государства и субъектов хозяйствования (рис. 2.3).
Рис. 2.3. Формат финансовых планов, входящих в баланс финансовых ресурсов государства
Этот документ разрабатывают Министерство экономического развития и торговли РФ и Министерство финансов РФ для управления финансами через распределительные процессы, организуемые органами государственной власти. В нем отражены финансовые ресурсы, доходы и резервы государства, хозяйствующих субъектов и граждан, которые распределяют (перераспределяют) в масштабе всей страны. Консолидированный бюджет РФ составляет Министерство финансов РФ в форме сводного баланса, где показывают финансовые ресурсы, доходы и резервы, находящиеся в распоряжении общегосударственных органов управления, и направления их расходования.
Показатели финансовых планов и отчетов об их исполнении используют для анализа и оценки финансового состояния страны и субъектов РФ, а также отдельных субъектов хозяйствования. Система финансовых планов позволяет выявить взаимосвязи между их параметрами, тенденции, изменения и результаты их реализации.
Вопрос 5
Финансовый контроль
Контроль является одной из основных функций общегосударственных органов управления национальным хозяйством, состоящей в систематической проверке деятельности организаций и учреждений.
Финансовый контроль — деятельность общегосударственных органов управления экономикой в лице законодательных и исполнительных органов власти всех уровней и специально созданных учреждений, которая состоит в проверке обоснованности формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств. Финансовый контроль носит стоимостный характер. Он осуществляется на всех стадиях воспроизводственного процесса и сопровождает движение стоимости ВВП на всех его фазах: производства, распределения, обмена и потребления. Поэтому его объектами являются денежные отношения между субъектами хозяйствования и государством (бюджетный и налоговый контроль), а также собственно между субъектами хозяйствования.
Финансовый контроль имеет два различных аспекта. Государственный финансовый контроль — комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, которая основана на положениях ГК РФ и законодательства России. Негосударственный финансовый контроль подразделяют на внутренний (внутрифирменный) и внешний (аудиторский). Ключевая цель государственного контроля – оптимизировать поступления налогов и сборов в бюджетный фонд и минимизировать расходы государства из этого денежного фонда, а внутрифирменного – минимизировать платежи налоговым органам, а также расходы на производство и сбыт продукции (работ, услуг) для увеличения нормы прибыли на вложенный капитал. Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:
• обеспечение своевременности и полноты выполнения обязательств перед бюджетной системой в соответствии с действующим законодательством;
• выявление внутрихозяйственных резервов роста объема финансовых ресурсов и резервов;
• достижение сбалансированности между источниками финансовых ресурсов и размерами платежей по хозяйственным операциям и др.
В качестве объектов контроля выступают различные стоимостные параметры:
• бюджетный фонд государства;
• государственные внебюджетные фонды;
• налоговые поступления;
• валютные поступления;
• кредитные ресурсы;
• страховые фонды и резервы;
• инвестиции;
• денежная масса, находящаяся в обращении;
• доходы, издержки и прибыль хозяйствующих субъектов и др.
Государственный финансовый контроль проводят органы (субъекты) законодательной (представительной) власти РФ. На федеральном уровне таким органом является парламент РФ, который осуществляет контроль при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета и отчета о его исполнении за соответствующий год. Органом финансового контроля Государственной Думы и Совета Федерации выступает Счетная палата РФ. Ее деятельность направлена на все субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, ведомственной и общественной принадлежности, а также органы местного самоуправления и общественные организации, если они оперируют средствами федерального бюджета, используют или управляют федеральным имуществом, если им предоставлены налоговые и таможенные льготы либо иные преимущества. Однако Счетная палата не вправе контролировать деятельность организаций, подведомственных субъектам Федерации и органам местного самоуправления. Кроме того, Счетная палата не наделена правами самостоятельного применения мер воздействия к нарушителям бюджетного законодательства. На уровне субъектов Федерации такие задачи выполняют контрольно-счетные палаты.
Органом финансового контроля по линии исполнительной власти выступает Министерство финансов РФ. Оно контролирует исполнение федерального бюджета и правильность расходования государственных средств и фондов. Финансовые органы субъектов РФ также наделены правами осуществления государственного контроля за использованием бюджетных средств соответствующего уровня.
Контрольные функции осуществляет также Контрольно-ревизионное управление (КРУ) при Министерстве финансов РФ, имеющее территориальные подразделения. В соответствии с действующим законодательством КРУ проводит ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций, использующих средства федерального бюджета; проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей и денежных средств в бюджетных учреждениях; разрабатывает предложения по результатам ревизии и контролирует их выполнение; сообщает заинтересованным органам факты и обстоятельства крупных хищений и недостач денежных средств и материальных ценностей.
Федеральное казначейство также является органом государственного финансового контроля в составе Министерства финансов РФ. Главное управление казначейства контролирует соблюдение действующего законодательства в части исполнения федерального бюджета РФ и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, а территориальные органы контролируют поступление и использование средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов на территории субъектов РФ.
Задачами органов государственного налогового контроля являются соблюдение налогового законодательства, систематизация учета и отчетности, контроль над налогоплательщиками и объектами, подлежащими налогообложению, и проведение налоговых проверок. В соответствии с законодательством РФ такими полномочиями наделены Федеральная налоговая служба и таможенные органы (в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ). Кроме того, в соответствии с положениями Таможенного кодекса РФ таможенные органы контролируют правильность пересечения товарами таможенной границы России.
Исходя из предоставленных прав, финансовый контроль в стране осуществляют Центральный банк РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам при Правительстве РФ и другие государственные органы.
В зависимости от органов (субъектов), осуществляющих контроль, различают следующие его виды:
• общегосударственный – проводят высшие органы законодательной и исполнительной власти;
• ведомственный – осуществляют структурные подразделения министерств и ведомств;
• внутрихозяйственный – проводят экономические и финансовые службы хозяйствующих субъектов;
• общественный – организуют и проводят неправительственные организации;
• независимый – осуществляют аудиторские организации и специалисты-эксперты.
Деление финансового контроля на предварительный и последующий обусловлено временем его проведения. Предварительный финансовый контроль проводят до совершения финансовых операций с целью предупреждения неправильных действий. Последующий контроль осуществляют после совершения финансовых операций путем анализа и проверки бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности.
По методам проведения финансовый контроль систематизируют следующим образом:
1) проверка – анализ отчетных и бухгалтерских документов по вопросам финансово-хозяйственной деятельности организаций (предприятий) с целью выявления нарушений финансовой дисциплины и принятия мер по их устранению;
2) обследование – оперативные мероприятия – опрос, наблюдение и инспекция, охватывающие отдельные стороны деятельности субъектов хозяйствования;
3) наблюдение (надзор) – процесс оперативного контроля за соблюдением организациями (предприятиями) норм, нормативов, правил, законности операций;
4) экономический анализ – детальное изучение бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности, а также учетных и иных регистров для оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций (предприятий) за соответствующий период времени;
5) ревизия – комплексная проверка финансово-хозяйственной деятельности организаций с помощью определенных приемов и способов фактического и документального контроля. Ее осуществляют с целью определения целесообразности и обоснованности совершаемых операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности.
Наиболее распространенным методом финансового контроля является ревизия. Результаты проверок и ревизий оформляют актами, в соответствии с которыми принимают меры по устранению недостатков и нарушений, возмещению материального и морального ущерба и привлечению к ответственности виновных должностных лиц.
Вопрос 6
Автоматизированные системы управления финансами
В основе автоматизированных систем управления финансовыми ресурсами и денежными потоками (АСУ) на макро– и микроуровнях лежит применение экономико-математических моделей, электронно-вычислительной техники и пакетов прикладных программ. Использование автоматизированных информационных систем позволяет:
• оптимизировать плановую работу;
• повысить качество принимаемых управленческих решений на различных уровнях;
• оперативно маневрировать финансовыми ресурсами и денежными потоками;
• организовать систему внутрифирменного финансового контроля на базе разработки бюджетов по центрам финансовой ответственности за доходы, расходы, прибыль и инвестиции и т. д.
Проведение финансового и инвестиционного анализа сопровождается выполнением большого объема различных экономических расчетов абсолютных и относительных отклонений, средних величин, дисперсии, вариации, процентных величин и индексов. Результаты аналитической работы могут быть представлены в виде графиков, таблиц, диаграмм и пр. Весь процесс обработки финансово-экономической информации автоматизирован с использованием современных средств, вычислительной техники и прикладных компьютерных программ.
Внедрение в практику органов управления современных информационных технологий повышает эффективность аналитической, плановой и контрольной работы за счет сокращения сроков осуществления; более полного учета влияния многообразных факторов на результаты аналитической работы; замены упрощенных расчетов на более сложные и точные вычисления.
Новые возможности финансового анализа обусловлены системными средствами ЭВМ – наличием развитого программного обеспечения, диалоговым режимом работы, а также простотой обслуживания и эксплуатации, надежностью, гибкостью и автономностью использования, высокой производительностью финансово-экономических расчетов. Таким образом, автоматизация управления финансами предоставляет пользователям широкие возможности для диагностики финансового состояния субъектов хозяйствования с целью принятия своевременных и адекватных управленческих решений.