Вы здесь

Финансовый учет. Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ (Б. Б. Султанова, 2015)

Глава 1

ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Цели изучения:

– ознакомить органами и нормативными документами, регулирующие порядок организации бухгалтерского учета организации;

– дать определение учетной политики, описать формирование, последовательность и изменения учетной политики;

– дать определение этики и описать этическую ответственность бухгалтеров;

– описать формы хозяйствующей организации.

Ключевые слова:

уполномоченный орган – цешральный государственный орган, осуществляющий регулирование деятельности в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

профессиональный бухгалтер – физическое лицо, имеющее сертификат профессионального бухгалтера, являющееся членом профессиональной организации;

сертификат профессионального бухгалтера – документ, выданный организацией по сертификации, удостоверяющий профессиональную квалификацию бухгалтера;

депозитарий финансовой отчетности (далее – депозитарий) – электронная база данных, содержащая годовую финансовую отчетность и аудиторские отчеты, ежегодно сдаваемые организациями, а также информацию о корпоративных событиях акционерных обществ, с открытым для пользователей доступом;

стандарт финансовой отчетности – документ, устанавливающий принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;

национальные стандарты финансовой отчетности (далее – национальные стандарты) – стандарты финансовой отчетности, утвержденные уполномоченным органом;

международные стандарты финансовой отчетности (далее – международные стандарты) и международный стандарт финансовой отчетности для организаций малого и среднего бизнеса (далее – международный стандарт для малого и среднего бизнеса) – стандарты финансовой отчетности, утвержденные Советом по международным стандартам финансовой отчетности;

учетная политика – это совокупность способов, принимаемых организацией для ведения бухгалтерского учета и раскрытия финансовой отчетности.

1.1. Регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности

Характер регулирования бухгалтерского учета является важным фактором, оказывающим влияние на организацию бухгалтерского учета в организациях, который связан со статусом бухгалтерской профессией.

В соответствии с ст. 20 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Казахстан осуществляется Президентом РК, Правительством РК и уполномоченным органом.

Правительство Республики Казахстан:

1. Утверждает порядок представления финансовой отчетности в депозитарий.

2. Утверждает национальные стандарты и методические рекомендации к ним.

3. Утверждает перечень, формы и периодичность представления отчетности профессиональными организациями, организациями по сертификации.

4. Выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

Особенности государственного регулирования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в государственных учреждениях, кроме Национального Банка Республики Казахстан, устанавливается бюджетным законодательством Республики Казахстан.

В Национальном Банке Республики Казахстан и его ведомствах государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется Советом директоров (Директоратом) Национального Банка Республики Казахстан.

Государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в финансовых организациях, микрофинансовых организациях, специальных финансовых компаниях, созданных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о проектном финансировании и секьюритизации, исламских специальных финансовых компаниях, созданных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг, инвестиционных фондах и Банке Развития Казахстана, осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан посредством принятия нормативных правовых актов и методических рекомендаций к ним.

Уполномоченный орган:

1) обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

2) разрабатывает и утверждает порядок ведения бухгалтерского учета;

3) принимает нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

4) разрабатывает и утверждает национальные стандарты и методические рекомендации к ним;

5) обеспечивает с учетом предложений консультативного органа в случае наличия противоречий законодательства Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности требованиям международных стандартов, международного стандарта для малого и среднего бизнеса внесение соответствующих изменений в законодательство Республики Казахстан;

6) разрабатывает и утверждает типовой план счетов бухгалтерского учета;

7) публикует в периодических печатных изданиях национальные стандарты в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

8) рассматривает предложения консультативного органа о разработке проектов нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

9) проводит аккредитацию профессиональных организаций, организаций по сертификации;

10) разрабатывает и утверждает правила аккредитации профессиональных организаций, организаций по сертификации;

10- 1) утверждает правила проведения сертификации кандидатов в профессиональные бухгалтера;

11) утверждает квалификационные требования, предъявляемые к профессиональным бухгалтерам, с учетом рекомендаций консультативного органа;

11- 1) утверждает правила повышения квалификации профессиональных бухгалтеров;

12) выносит предупреждение профессиональным организациям, организациям по сертификации в случае фактов несоблюдения правил аккредитации;

13) принимает решение о лишении свидетельства об аккредитации профессиональной организации, организации по сертификации;

14) разрабатывает перечень, формы и периодичность представления отчетности профессиональными организациями, организациями по сертификации;

15) публикует в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, получивших в установленном порядке право официального опубликования нормативных правовых актов, на государственном и русском языках перечень профессиональных организаций, организаций по сертификации;

16) утверждает положение о консультативном органе;

17) разрабатывает порядок представления финансовой отчетности в депозитарий;

17-1) разрабатывает перечень и формы годовой финансовой отчетности для публикации организациями публичного интереса (кроме финансовых организаций);

18) согласовывает форму сертификата;

19) осуществляет государственный контроль в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности и за деятельностью профессиональных организаций и организаций по сертификации;

20) разрабатывает и утверждает формы обязательной ведомственной отчетности, проверочных листов, критерии оценки степени риска, полугодовые планы проведения проверок в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан»;

21) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Национальный Банк Республики Казахстан:

1) для финансовых организаций и микрофинансовых организаций:

– разрабатывает и утверждает по согласованию с уполномоченным органом стандарты финансовой отчетности по вопросам, не урегулированным международными стандартами, а также методические рекомендации к ним;

– разрабатывает и утверждает в соответствии с требованиями Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», нормативно правовые акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также типовые планы счетов бухгалтерского учета;

2) для государственных предприятий и юридических лиц, пятьдесят и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) или контрольный пакет акций которых принадлежат Национальному Банку Республики Казахстан:

– устанавливает перечни и формы, соответствующие международным стандартам финансовой отчетности, а также сроки и порядок представления финансовой отчетности;

– утверждает в соответствии с требованиями Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также типовые планы счетов бухгалтерского учета;

3) для специальных финансовых компаний, созданных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о проектном финансировании и секьюритизации:

– разрабатывает и утверждает в соответствии с требованиями Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также типовые планы счетов бухгалтерского учета;

3-1) для исламских специальных финансовых компаний, созданных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг, разрабатывает и утверждает в соответствии с требованиями Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также типовые планы счетов бухгалтерского учета;

3-2) для инвестиционных фондов и Банка Развития Казахстана разрабатывает и утверждает в соответствии с требованиями Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также типовые планы счетов бухгалтерского учета;

4) осуществляет контроль за соблюдением финансовыми организациями, микрофинансовыми организациями, специальными финансовыми компаниями, исламскими специальными финансовыми компаниями, инвестиционными фондами и Банком Развития Казахстана требований законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и международных стандартов;

5) осуществляет иные функции, предусмотренные Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

Государственный контроль в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется в форме проверки и иных формах.

Проверка осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» и иными законами Республики Казахстан. Иные формы государственного контроля осуществляются в соответствии с настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.

Негосударственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется в соответствии ст. 21 Закон РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».

Консультативный орган создается в форме консультативно-совещательного органа, состав которого утверждается уполномоченным органом по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан, и действует на основе положения о нем.

В состав консультативного органа входят представители государственных органов, некоммерческих организаций, субъектов частного предпринимательства, организаций с долей участия государства, государственных предприятий.

Консультативный орган вправе:

1) вносить уполномоченному органу предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

2) вносить уполномоченному органу предложения по пересмотру и разработке методических рекомендаций по применению стандартов финансовой отчетности;

3) участвовать в разработке национальных стандартов и методических рекомендаций к ним;

4) осуществлять взаимодействие с международными организациями в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Консультативный орган обязан:

1) проводить анализ на наличие противоречий законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности требованиям международных стандартов, международного стандарта для малого и среднего бизнеса и вносить соответствующие предложения уполномоченному органу;

2) участвовать в разработке нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Профессиональная организация должна отвечать следующим разрешительным требованиям:

1) наличие в составе профессиональной организации не менее трехсот профессиональных бухгалтеров;

2) наличие утвержденного в соответствии с уставом организации Кодекса этики профессиональных бухгалтеров, соответствующего международной практике и являющегося обязательным для всех ее членов;

3) наличие системы повышения квалификации своих членов;

4) соответствие правилами аккредитации.

Структура и рабочие органы профессиональной организации определяются ее уставом и должны соответствовать правилам аккредитации.

Руководитель профессиональной организации избирается на срок не более четырех лет и не может быть переизбран на два срока подряд.

Профессиональная организация вправе:

1) осуществлять в отношении своих членов предусмотренные ее уставом и не противоречащие настоящему Закону функции;

2) участвовать в разработке национальных стандартов и методических рекомендаций к ним;

3) участвовать в разработке нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

4) анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт работы в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

5) участвовать в рассмотрении материалов по аккредитации организаций по сертификации.

Профессиональная организация обязана:

1) соблюдать законодательство Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

2) делегировать членов профессиональной организации в состав консультативного органа в количестве, установленном правилам аккредитации, и обеспечивать их полноценную работу;

3) представлять в уполномоченный орган отчетность о своей деятельности в установленном им порядке;

4) рассматривать запросы по применению международных и национальных стандартов;

5) заключить соглашения о взаимодействии с одной или несколькими организациями по сертификации;

6) требовать соблюдения бухгалтерскими организациями и профессиональными бухгалтерами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере бухгалтерского учета, являющимися ее членами, Закона Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

7) сообщать уполномоченному органу по финансовому мониторингу сведения о нарушении бухгалтерскими организациями и профессиональными бухгалтерами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере бухгалтерского учета, являющимися ее членами, Закона Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Организация по сертификации обязана:

1) соблюдать законодательство Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

2) представлять в уполномоченный орган отчетность о своей деятельности в установленном порядке;

3) предоставлять информацию о принятых мерах по полному устранению нарушений и недостатков1.

1.2. Организация бухгалтерского учета и учетная политика

Правила организации бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 октября 2011 года, № 1172. Данное правило устанавливают порядок ведения бухгалтерского учета индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, филиалами, представительствами и постоянными учреждениями иностранных юридических лиц, зарегистрированных на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Основными задачами ведения бухгалтерского учета являются:

формирование полной и достоверной информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении субъектов, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования инвесторами, учредителями, поставщиками, покупателями, заимодателями, государственными органами, банками и иными заинтересованными лицами в соответствии с Законом Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям финансовой отчетности для принятия решений, а также для контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразностью.

В соответствии со ст. 8 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель или индивидуальный предприниматель:

1) согласовывает и (или) утверждает учетную политику;

2) обеспечивает организацию бухгалтерского учета, в том числе наличие утвержденных внутренних документов, регламентирующих порядок отражения в бухгалтерском учете всех совершаемых организацией операций.

Учетная политика утверждается в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан и уставом (положением) организации.

В зависимости от объема учетной работы руководитель может:

1) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

2) ввести в штат должность главного бухгалтера;

3) передать на договорной основе ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности бухгалтерской или аудиторской организации или профессиональному бухгалтеру;

4) вести бухгалтерский учет лично.

Руководителем бухгалтерской службы является главный бухгалтер или другое должностное лицо, обеспечивающее ведение бухгалтерского учета, составление и представление финансовой отчетности, формирование учетной политики.

На должность главного бухгалтера организации публичного интереса назначается профессиональный бухгалтер.

Руководство или индивидуальный предприниматель определяет лиц, имеющих право подписи бухгалтерских документов. При этом может быть установлена иерархия права подписи в зависимости от занимаемой лицом должности, размеров денежных сумм, сферы действия и сущности операции.

Операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечиваться:

– адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий;

– хронологическая и своевременная регистрация операций и событий;

– приведение в соответствие синтетического (итогового) учета с аналитическим (детальным).

Операции и события отражаются на синтетических счетах способом двойной записи на основании типового плана счетов бухгалтерского учета организаций, соответствующего требованиям установленным уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан.

Порядок ведения аналитического учета операций и событий устанавливается индивидуальным предпринимателем или должностными лицами юридического лица, которые в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан и учредительными документами осуществляют текущее руководство и ведение дел, исходя из потребностей индивидуального предпринимателя или организации.

Индивидуальные предприниматели и организации обеспечивают ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности на государственном и (или) русском языках.

Индивидуальные предприниматели или организации, использующие электронные подписи, должны установить надлежащие меры предосторожности и контроля, касающиеся права использования и доступа к электронным подписям, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Индивидуальные предприниматели и организации обязаны хранить первичные документы, регистры бухгалтерского учета на бумажных и (или) электронных носителях, финансовую отчетность, учетную политику, программы электронной обработки учетных данных в течение периода, установленного законодательством Республики Казахстан.

Содержание первичных документов и регистров бухгалтерского учета является информацией, составляющей коммерческую тайну, доступ к которой предоставляется лишь лицам, которые имеют разрешение руководства или индивидуального предпринимателя, а также должностным лицам государственных органов в соответствии с законами Республики Казахстан.

Лица, имеющие доступ к указанным документам, обязаны не разглашать содержащуюся в них информацию без согласия их владельца и не имеют права использовать ее в личных интересах. Лица, имеющие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, несут ответственность за ее разглашение в соответствии с законами Республики Казахстан2.

Учетная политика

Согласно п. 2 статьи 6 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», учетная политика представляет собой принципы, основы, условия, правила и практику, принятые организацией для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, стандартами бухгалтерского учета и типовым планом счетов бухгалтерского учета, исходя из потребностей организации и особенностей ее деятельности.

Базой для формирования учетной политики являются международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), допускающие альтернативные способы отражения хозяйственных операций, активов, капитала, обязательств, доходов и расходов.

Формирование учетной политики заключается в выборе одного из способов, его обосновании исходя из условий деятельности организации и принятии в качестве основы для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

Формирование учетной политики осуществляется на срок более одного отчетного периода и в соответствии с принципами (допущениями, требованиями) бухгалтерского учета: начисления и непрерывности, а также качественными характеристиками: понятность, уместность, надежность и сопоставимость.

Метод начисления – доходы и расходы признаются и отражаются в том периоде, в котором доходы заработаны, а расходы понесены, не на основе денежных потоков.

Принцип непрерывности деятельности – организация действует и будет действовать в обозримом будущем, не собирается и не нуждается в ликвидации или существенном сокращении масштабов своей деятельности.

Руководство организации должно выбирать и применять учетную политику таким образом, чтобы вся финансовая отчетность соответствовала всем требованиям МСФО. При отсутствии конкретного требования руководство должно вырабатывать политику, обеспечивающую представление в финансовой отчетности информации, которая;

– уместна для потребностей пользователей при принятии решений;

– достоверно представляет результаты и финансовое положение организации;

– отражает экономическое содержание событий и операций, а не только их юридическую форму;

– нейтральна, то есть свободна от предвзятости;

– осмотрительна;

– полная во всех существенных отношениях.

Принятая в организации учетная политика может быть изменена только в следующих случаях:

а) по требованию государственного уполномоченного органа;

б) если такое изменение будет способствовать более достоверному представлению информации в финансовых отчетах.

В тех случаях, когда изменения в учетной политике оказывают существенное влияние на предыдущий период, отчетный период или могут повлиять на последующие отчетные периоды, то организации необходимо сделать оценку последствий таких изменений путем внесения соответствующей поправки в отчет о доходах и расходах. Сумма поправки, возникшая в результате изменений в учетной политике, отражается в отчете либо путем изменения начального сальдо нераспределенного дохода, либо учитывается при определении чистого дохода (убытка) отчетного периода.

Раскрытие учетной политики – это процесс описания ее аспектов, примененных организацией в отчетном периоде и оказавших влияние на данные, представленные в ее финансовой отчетности.

Учетная политика, а также внесенные в нее изменения и причины их возникновения должны раскрываться в информации об учетной политике и пояснительной записке к финансовой отчетности организации. Поскольку ответственность за формирование учетной политики лежит на руководстве организации, то сама учетная политика и все изменения к ней должны утверждаться в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан и уставом (положением) организации. При этом утверждаются:

– рабочий план счетов;

– формы первичных учетных документов, разработанные с учетом специфики деятельности организации, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

– порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;

– методы оценки активов и обязательств;

– правила документооборота и технология обработки данных;

– порядок контроля за бухгалтерскими операциями;

– другие решения необходимые для организации учета.

1.3. Профессиональная этика бухгалтера

Профессиональная этика – это кодекс поведения, применимый к профессиональной практике.

Кодекс этики Профессиональных бухгалтеров разработаны Правлением по Международным стандартом Этики бухгалтеров, устанавливает этические требование для профессиональных бухгалтеров и предоставляет основу для профессиональных бухгалтеров с целью соблюдения пяти фундаментальных принципов профессиональной этики:

– порядочность;

– объективность;

– профессиональная компетентность и должная тщательность;

– конфиденциальность;

– профессиональное поведение.

Порядочность. Профессиональный бухгалтер должен быть откровенен и честен во всех профессиональных и деловых отношениях, также предполагает справедливые взаимоотношения и достоверность.

Профессиональный бухгалтер не должен ассоциироваться с отчетами, декларациями, сообщениями или прочей информацией, если они считает, что информация:

1) содержит существенно недостоверное или вводящее в заблуждение утверждение;

2) содержит неправильно подготовленные утверждения или информация;

3) упускает или скрывает информацию, которая должна быть включена, если такое упущение или сокрытие может ввести в заблуждение.

Объективность. Профессиональный бухгалтер не должен допускать предвзятости или небеспристрастности, конфликта интересов, оказания давления другими лицами с целью изменения профессионального или бизнес суждения.

Профессиональная компетентность и должная тщательность. Профессиональный бухгалтер должен постоянно поддерживать профессиональные знания и навыки на уровне, достаточном для предоставления квалифицированных профессиональных услуг клиенту или работодателю, основываясь на текущих тенденциях в практике, законодательстве и методах работы. Профессиональный бухгалтер должен действовать старательно и в соответствии с применимыми техническими и профессиональными стандартами при предоставлении профессиональных услуг.

Профессиональная компетентность может разделяться на две следующие фазы:

а) достижение профессиональной компетентности;

б) поддержание профессиональной компетентности.

Поддержание профессиональной компетентности предусматривает постоянное изучение и понимание соответствующих технических профессиональных и деловых разработок. Продолжающие профессиональное развитие развивает и поддерживает навыки, позволяющие профессиональному бухгалтеру компетентно выполнять свою работу в профессиональной среде.

Должная тщательность предусматривает ответственность действовать старательно, основательно и своевременно в соответствии с требованиями задания.

Конфиденциальность. Профессиональный бухгалтер должен обеспечить сохранение конфиденциальности информации, полученной в результате профессиональных или деловых отношений, и, без соответствующих надлежащих полномочий, не должен раскрывать такую информацию третьим сторонам, за исключением случаев, в которых раскрытие такой информации продиктовано его юридическими или профессиональными правами, или обязанностями. Конфиденциальная информация, полученная в результате профессиональных или деловых отношений, не должна использоваться в личных целях профессионального бухгалтера или третьих сторон.

Профессиональный бухгалтер должен:

– соблюдать конфиденциальность даже в социальной среде;

– учитывать возможность неумышленного раскрытия информации, особенно в случаях, связанных с длительными связями с деловым партнером либо близкими или непосредственным членом семьи;

– соблюдать конфиденциальность информации, раскрытой потенциальным клиентом или работодателем;

– принять все разумные меры, чтобы удостовериться в том, что сотрудники, находящиеся под контролем профессионального бухгалтера и лица, от которых были получены консультации и помощь, уважают обстоятельство профессионального бухгалтера по соблюдению конфиденциальности.

Принцип конфиденциальности должен соблюдаться даже после окончании отношений между профессиональным бухгалтером и клиентом или работодателем.

Профессиональный бухгалтер должен или может быть обязан раскрыть конфиденциальную информацию или такое раскрытие может быть необходимо:

– раскрытие информации разращено законодательством и санкционировано клиентом или работодателем;

– раскрытие требуется в соответствии с требованиями законодательства:

– при предъявлении документов или прочих форм доказательств в ходе судебных разбирательств или

– при сообщении соответствующим уполномоченным органом о выявленных нарушениях законодательства;

– имеется профессиональная обязанность или право на раскрытие, в случаях, если это не запрещено законом.

Профессиональное поведение. Принцип профессионального поведения накладывает обязательство на профессиональных бухгалтеров по соблюдению соответствующего законодательства и регулирования, а также избеганию любых действий, которые могут дискредитировать профессию. Это включает в себя действия, которые разумная и информированная третья сторона, обладая всей соответствующей информацией, будет считать оказывающими негативное влияние на хорошую репутацию профессии. Профессиональные бухгалтера должны быть честными и правдивыми и не должны:

– преувеличивать услуги, которые они могут предложить квалификацию, которые они обладают, или полученный опыт, или

– делать дискредитирующие ссылки или необоснованные сравнения с работой других лиц.

1.4. Виды и организационно-правовые формы юридических лиц

Бухгалтерский учет обязаны вести все юридические лица и индивидуальные предприниматели, находящиеся на территории Республики Казахстан.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету. Юридическое лицо также имеет печать со своим наименованием3 (ст. 33 ГК).

Имущественная обособленность юридического лица проявляется в том, что за ним закреплено имущество, которым юридическое лицо вправе владеть, пользоваться и распоряжаться, хотя в некоторых случаях право распоряжения ограничивается. Форма закрепления различна. Чаще всего такая форма, при которой имущество принадлежит юридическому лицу на праве собственности, поэтому юридическое лицо имеет в отношении этого имущества все права и обязанности, свойственные собственнику. В других случаях имущество принадлежит юридическому лицу на праве хозяйственного ведения. Таковыми могут быть только государственные предприятия. Поскольку право собственности на то же имущество принадлежит собственнику, право юридического лица распоряжаться этим имуществом имеет определенные ограничения. Право же владения и пользования принадлежит юридическому лицу в полной мере.

За некоторыми юридическими лицами, также в большинстве своем государственными, имущество закрепляется на праве оперативного управления. Такие права в части распоряжения являются еще более ограниченными, даже по сравнению с правом хозяйственного ведения.

Но во всех случаях имущество:

а) принадлежит юридическому лицу;

б) служит материальной базой его самостоятельной деятельности;

в) служит источником погашения задолженности и материальной ответственности юридического лица по его обязательствам с другими субъектами;

г) фиксируется самостоятельным балансом данного юридического лица.

Ст. 34 ГК РК различает два вида юридических лиц: коммерческие организации и некоммерческие организации.

Коммерческое юридическое лицо – организация, преследующая получение дохода в качестве основной цели своей деятельности.

Некоммерческое юридическое лицо – организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие юридические лица создаются для достижения различных некоммерческих целей, хотя в некоторых случаях доход может быть получен при осуществлении сопутствующей деятельности.

В соответствии со ст. 34, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, может быть создано только в форме:

– государственного предприятия,

– хозяйственного товарищества,

– акционерного общества,

– производственного кооператива,

– индивидуального предпринимателя.

Юридические лица часто образуют территориально и имущественно обособленные подразделения (филиалы и/или представительства) для ведения хозяйственной деятельности, защиты и представительства своих интересов вне места своего нахождения (ст. 43 ГК).

Организационно-правовые формы некоммерческих юридических лиц:

– учреждение;

– общественное объединение;

– потребительский кооператив;

– фонды;

– религиозное объединение;

– др.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какими органами осуществляется регулирования организации бухгалтерского учета в РК?

2. Что вы понимаете под системой нормативного регулирования бухгалтерского учета?

3. Раскройте содержание понятия «учетная политика» организации.

4. Какова схема управления бухгалтерским учетом в Казахстане?

5. Кто ответственен за разработку учетной политики в организации?

6. Приведите примеры существенных способов ведения бухгалтерского учета, которые должны найти отражение в учетной политике организации?

7. Каково значение учетной политики?

8. В каких случаях могут иметь место изменения в учетной политике?

9. Что является содержанием учетной политики организации?

10. Какой организацией были приняты этические нормы бухгалтера?

11. Назовите принципы профессиональной этики бухгалтеров.