Вы здесь

Финансовый менеджмент и управленческий учет для руководителей и бизнесменов. Глава 1. Введение в бухгалтерский учет и финансы (Эдди Маклейни, 2008)

Глава 1

Введение в бухгалтерский учет и финансы

Введение

Добро пожаловать в мир бухгалтерского учета и финансов! Во вступительной главе мы постараемся дать общее представление об этих дисциплинах. Сначала мы рассмотрим их значение, а затем назовем основных пользователей финансовой информации. Мы покажем, что и бухгалтерский учет, и финансы могут быть ценными инструментами принятия решений. В последующих главах мы разовьем тему роли бухгалтерского учета и финансов в принятии решений и подробно рассмотрим виды финансовой отчетности и методы, облегчающие принятие решений.

Для многих из вас бухгалтерский учет и финансы не являются основным направлением специализации, и не исключено, вы спрашиваете себя, а надо ли вообще изучать эти предметы. Поэтому, после того как мы выясним, что такое бухгалтерский учет и финансы и какую роль они играют, мы расскажем вам, для чего вам могут пригодиться познания в этих областях.

Цели

Изучив эту главу, вы узнаете:

• что такое бухгалтерский учет и финансы, какие функции они выполняют;

• кто основные пользователи финансовой информации, в какой именно финансовой информации они нуждаются;

• чем финансовый учет отличается от управленческого;

• как знания в области бухгалтерского учета и финансов можно использовать в дальнейшем.

Что такое бухгалтерский учет и финансы?

Начнем изучение бухгалтерского учета и финансов с выяснения их функций. Бухгалтерский учет включает сбор, анализ и предоставление пользователям финансовой информации. В этой информации нуждаются те, кто принимает решения и разрабатывает планы развития компаний, а также те, кто этими компаниями управляет. Например, руководители компаний используют бухгалтерскую информацию, когда решают, следует ли им:

• разработать новую продукцию или услуги (например, производитель компьютеров может проанализировать эту информацию и принять решение разработать новую линию компьютеров);

• повысить или понизить цену на свою продукцию, увеличить или сократить ее производство (например, телекоммуникационная компания может изменить тарифы на звонки и текстовые сообщения, передаваемые на сотовые телефоны);

• взять кредит для расширения дела (например, супермаркет может взять кредит для расширения сети своих магазинов);

• увеличить или сократить производственные мощности (например, сельскохозяйственное предприятие может изменить размер своего стада);

• изменить методы закупок, производства или сбыта (например, производитель одежды может сменить британских поставщиков на иностранных).


Бухгалтерская информация позволяет выявить и оценить финансовые последствия подобных решений.

Важными потребителями бухгалтерской информации о компании являются ее руководители. Конечно, эта информация интересует не только их. И за пределами компании есть пользователи (о них мы подробнее скажем позже), которые нуждаются в этой информации, чтобы решить:

• вложить ли свои средства в эту компанию или, наоборот, избавиться от ее акций;

• предоставить ли ей кредит;

• заключить ли с ней контракт на поставку.


Иногда создается впечатление, что основная задача бухгалтерского учета заключается в регулярном составлении финансовой отчетности. Бухгалтеры действительно занимаются подобной работой, но это отнюдь не самоцель. Конечная цель работы бухгалтера – снабжать пользователей качественной информацией, которую можно использовать при принятии решений. Эта роль бухгалтерского учета в принятии решений, которая согласуется с основной задачей данной книги, и определяет угол зрения, под которым мы будем рассматривать здесь все вопросы.

Как и бухгалтерский учет, финансы (или финансовый менеджмент) существуют для того, чтобы облегчать принятие решений. Финансы – это наука о том, как компании привлекают капитал и осуществляют инвестиции. Финансы имеют отношение ко всем важнейшим аспектам работы компании. Ведь компании, по сути, и создаются для привлечения капитала инвесторов (своих собственников и кредиторов) и его дальнейшего инвестирования (в оборудование, здания, товарный запас и т. д.), чтобы получить прибыль и обогатить своих владельцев. Важно, чтобы компания могла привлечь капитал способом, соответствующим ее потребностям. Знание финансов помогает определить:

• возможные виды финансирования;

• затраты и результаты по каждому виду финансирования;

• риски, связанные с каждым видом финансирования;

• роль финансовых рынков в финансировании компаний.


Получив капитал, компания должна его вложить таким образом, чтобы получить доход. Знание финансов позволяет оценить:

• рентабельность инвестиций;

• связанные с этими инвестициями риски.


Компании обычно привлекают капитал в значительных объемах и инвестируют его на продолжительное время. Поэтому судьба любой компании во многом зависит от качества принимаемых ею инвестиционных решений.

Четкую грань между финансами и бухгалтерским учетом провести невозможно. Мы уже видели, что эти дисциплины имеют отношение к финансовым аспектам принятия решений. Между ними очень много общего: бухгалтерские отчеты, например, являются основным источником информации при принятии решений по финансированию и инвестициям. В этой книге мы не будем акцентировать внимание на различиях между ними.

Кто является пользователем бухгалтерской информации?

Чтобы бухгалтерская информация была полезной, бухгалтеры должны ясно представлять, кто и для чего будет ее использовать. Существуют разные группы людей (которые называют «группами пользователей»), заинтересованных в информации о конкретной организации в связи с необходимостью принять то или иное решение относительно нее. Важнейшие группы пользователей бухгалтерской информации о частных компаниях представлены на рис. 1.1. Внимательно изучите этот рисунок и попробуйте выполнить задание 1.1.






Хотя эти ответы довольно полно раскрывают основные моменты, вы можете назвать другие решения и/или факторы, которые каждая из этих групп пользователей должна принимать в расчет.


Бухгалтерский учет как услуга

Бухгалтерский учет можно рассматривать как особый вид услуг. Бухгалтеры предоставляют финансовую информацию своим «клиентам», которыми являются перечисленные выше пользователи. Качество оказанных бухгалтерами услуг зависит от того, в какой мере удовлетворяются информационные потребности разных групп пользователей. Чтобы финансовая информация соответствовала потребностям пользователей, она должна обладать определенными качествами или характеристиками: релевантностью, достоверностью, сопоставимостью и понятностью.

Релевантность

Бухгалтерская информация должна быть такой, чтобы она помогала принимать решение. Если информация не помогает в принятии решения, то нет смысла генерировать ее. Информация может быть релевантной либо для предсказания будущих событий (например, какая прибыль будет получена в следующем году), либо для подтверждения прошлых событий (например, для выяснения, какая прибыль была получена в прошлом году). Бухгалтерский учет играет в подтверждении прошлых событий важную роль, поскольку пользователи нередко хотят проверить точность сделанных ими прогнозов. Точность (или неточность) прежних прогнозов помогает пользователям судить о том, насколько точны текущие прогнозы. Чтобы обладать полезностью, информация должна быть доступной в момент принятия решения, т. е. она должна предоставляться своевременно.

Достоверность

Бухгалтерская информация должна быть объективной и не содержать существенных ошибок. Пользователи должны быть уверены, что она отражает истинное положение дел. Такие качества информации, как релевантность и надежность, имеют большое значение, но в бухгалтерском учете мы нередко сталкиваемся с тем, что релевантная информация ненадежна, и наоборот.

Задание 1.2

Для иллюстрации последнего утверждения предположим, что менеджеру нужно продать специальный станок, в котором компания больше не нуждается, и что он получил предложение от покупателя. Этот станок является уникальным, и рынка для таких устройств не существует.

Какая информация релевантна для принятия решения о том, стоит ли согласиться на это предложение? Насколько достоверной будет эта информация?

Скорее всего, менеджер попытается узнать текущую рыночную стоимость станка. Такая информация будет релевантной для принятия окончательного решения, но она может оказаться не вполне достоверной, поскольку станок уникален и вряд ли по нему удастся найти много стоимостной информации. Если необходимо решить, какую информацию предоставить – более релевантную или более достоверную, то предпочтение следует отдать более релевантной информации. Нерелевантная информация независимо от того, насколько она достоверна, бесполезна. В то же время совершенно недостоверная информация также бесполезна, даже если она и релевантна.

Сопоставимость

Это качество информации позволяет пользователям выявлять изменения, произошедшие в компании (например, можно выявить тенденцию в изменении продаж за последние пять лет), а также оценивать работу данной компании по сравнению с другими. Сопоставимость обеспечивается выражением сходных статей одинаковым образом в целях учета, а также ясным изложением принятой политики в области измерения и представления информации.

Понятность

Финансовая отчетность должна быть понятной для тех, кому она предназначается.

Задание 1.3

Должна ли финансовая отчетность быть понятной тем, кто не изучал бухгалтерский учет?

Было бы очень хорошо, если бы все понимали финансовую отчетность. Однако на практике это не так. Сложные финансовые события и операции не всегда можно представить в общедоступной форме. Правильнее всего, пожалуй, подходить к финансовой отчетности как отчету на иностранном языке. Чтобы понять то и другое, нужна определенная подготовка. Попросту говоря, финансовая отчетность составляется исходя из предположения, что пользователь не только имеет представление о компании и бухгалтерском учете, но и готов потратить время на изучение отчетности.

Несмотря на ответ, приведенный после задания 1.3, бухгалтеры, все же должны представлять информацию так, чтобы она была максимально понятной для неспециалистов в сфере бухгалтерского учета.

Существенна ли информация?

Качества или характеристики, которые мы только что перечислили, показывают, может ли финансовая информация быть полезной. Если та или иная информация обладает ими, то она полезна. Это, однако, не означает, что такую информацию нужно автоматически предоставлять пользователям. Следует учитывать, насколько информация существенна или важна. Это означает, что мы должны задаться вопросом, повлияет ли на принимаемые пользователями решения исключение этой информации из финансовой отчетности или ее искажение. Поэтому финансовая информация должна не только обладать упомянутыми выше качествами, но и отвечать требованию существенности. Если информация не считается существенной, ее не следует включать в отчетность, поскольку она загромождает отчетность и мешает пользователю правильно интерпретировать финансовые результаты. Обычно существенность информации определяют исходя из ее характера и размера соответствующих сумм.

Оценка затрат и выгод

Прочитав предыдущие разделы, вы, возможно, решили, что если какая-то информация обладает перечисленными выше качествами и существенна, то ее обязательно следует предоставлять пользователям. К сожалению, надо преодолеть еще один барьер. Определенные соображения могут не позволить включить финансовую информацию в отчетность, даже если она и является полезной. Выполним задание 1.4.

Задание 1.4

Допустим, есть некая информация, которую можно включить в финансовую отчетность. Она вполне релевантна, достоверна, сопоставима, понятна и существенна.

Может ли что-то удержать вас от включения этой информации в отчетность?

Препятствием могут стать затраты на подготовку информации, которые превышают потенциальные выгоды от использования этой информации. Соотношение затраты/выгоды ограничивает объем предоставляемой бухгалтерской информации.

Теоретически тот или иной элемент бухгалтерской информации должен включаться в отчетность только тогда, когда затраты на его представление меньше выгод, или стоимости, от его использования.

Для пояснения практических проблем предположим, что кто-то помял и поцарапал дверь нашего автомобиля. Мы хотим устранить вмятину и покрасить дверь в местном автосервисе. Насколько нам известно, в ближайшем автосервисе за эту работу берут £250, но мы подозреваем, что в других местах она может стоить дешевле. Единственный способ выяснить цены – это объездить автосервисы и показать им масштабы повреждений. На посещение автосервисов нужно определенное количество бензина. Также на это требуется время. Стоит ли поиск более выгодной цены тех затрат, с которыми он связан? Ответ, как мы уже говорили, выглядит так: если стоимость выяснения цен меньше потенциальной выгоды, то получение такой информации имеет смысл.

Итак, чтобы оценить затраты, связанные с выяснением стоимости ремонта в разных местах, мы должны ответить на ряд вопросов.

• Сколько автосервисов нам нужно посетить?

• Во что обойдется бензин, потраченный на посещение автосервисов?

• Сколько времени потребуется на посещение всех автосервисов?

• Сколько стоит потраченное время?


Экономическую выгоду от получения информации о стоимости работы оценить сложнее – не забывайте, пока мы были только в одном автосервисе. Нам необходимо получить ответы на следующие вопросы.

• Какой может быть самая низкая стоимость работы?

• Какова вероятность того, что нам назовут стоимость ниже £250?


Понятно, что ответы на эти вопросы неоднозначны. При оценке стоимости бухгалтерской информации мы имеем дело с такими же проблемами.

Предоставление бухгалтерской информации может быть очень затратным, однако эти затраты нередко трудно поддаются количественной оценке. Хотя прямые затраты, такие как зарплата бухгалтеров, обычно известны, они составляют лишь часть общих затрат. Существуют еще и не такие явные – и более сложные в оценке – затраты, например стоимость времени пользователя, потраченного на анализ и интерпретацию информации из финансовой отчетности.

Оценить экономическую выгоду от обладания бухгалтерской информацией еще сложнее. Можно, конечно, подойти «по-научному» к проблеме взвешивания затрат и выгод, однако это связано с субъективными оценками. Никто, конечно, не хочет, чтобы компании вообще не предоставляли бухгалтерскую информацию. Но никто не выступает и за то, чтобы они включали в отчетность всю информацию, удовлетворяющую одному или нескольким упомянутым выше критериям, невзирая на связанные с этим затраты.

Характеристики, определяющие полезность бухгалтерской информации, представлены на рис. 1.2.


Бухгалтерский учет как информационная система

Мы уже видели, что бухгалтерский учет можно рассматривать как оказание услуги «клиентам». Также его можно рассматривать как часть общей информационной системы компании. Внутренние и внешние пользователи информации о компании должны принимать решения о распределении ограниченных экономических ресурсов, а чтобы эти решения были правильными, они должны основываться на соответствующей финансовой информации. Предоставлять такую информацию должна система бухгалтерского учета.

Бухгалтерская информационная система должна выполнять те же функции, что и все остальные информационные системы компании. В частности, она должна обеспечивать:

• выявление и извлечение релевантной (в данном случае финансовой) информации;

• регистрацию и систематизацию собранной информации;

• анализ и интерпретацию собранной информации;

• представление этой информации в форме, удобной для пользователей.


Взаимосвязь функций бухгалтерской информационной системы представлена на рис. 1.3.




Учитывая, что в этой книге нас интересует прежде всего информационное обеспечение принятия решений, мы сосредоточимся на двух последних процессах – анализе финансовой информации и ее представлении. Мы сосредоточимся не на сборе и регистрации информации, а на ее использовании и полезности для потребителей.

Эффективные системы бухгалтерского учета – существенный атрибут эффективной компании. Сбои в работе системы бухгалтерского учета могут приводить к катастрофическим последствиям. Во вставке «Реальная практика 1.1» приведен пример сбоя при объединении двух предприятий в процессе интеграции их систем бухгалтерского учета.

Реальная практика 1.1

Виновата система учета

Приобретение розничной сети Safeway за £3,35 млрд в марте 2004 г. позволило сэру Кену Моррисону практически удвоить размеры своей сети супермаркетов и превратиться из регионального оператора в национального. Его план был довольно простым. Часть сети Safeway он продал (184 магазина примерно за £1,3 млрд), а оставшиеся 230 магазинов перепрофилировал в Morrison's. Планируется продажа еще около полусотни магазинов. Вместе с тем спустя почти 15 месяцев становится ясно, что процесс интеграции на практике идет не так гладко, как на бумаге. Сеть Morrison's, славившаяся выдающимися финансовыми результатами, выпустила четыре предупреждения о снижении прибыли за последние 10 месяцев. И каждый раз виноватой оказывалась Safeway. В июле прошлого года в качестве причины было названо более резкое, чем ожидалось, падение продаж в магазинах Safeway. В марте, когда было выпущено целых два предупреждения, причиной стали недочеты в системе бухгалтерского учета Safeway, из-за которых Morrison's недосчиталась прибыли от поставок. В текущем месяце предупреждение было списано на более высокие, чем ожидалось, затраты, связанные с параллельным управлением двух систем магазинов. После выпуска первого предупреждения в июле прошлого года Саймон Проктер из брокерской фирмы Charles Stanley заметил, что эта новость «обратила в прах все прогнозы относительно прибыли и сделала перспективы очень мрачными». Но если тогда было трудно что-либо говорить относительно прибылей Morrison's, то сейчас это и вовсе невозможно. Сам Моррисон не может сказать, чего ожидать. «Никто не предполагал такого, – говорит г‑н Проктер. – Когда я рассуждал о перспективах в июле прошлого года, речь шла о 12-месячном горизонте, а не о двухлетнем». По словам Моррисона, из-за сложности сделки по приобретению Safeway он «упустил контроль» над системой управленческого учета. «Это повлияло на способность совета директоров прогнозировать тенденции изменения прибыльности, и теперь у директоров нет возможности достоверно предсказывать уровень прибыльности в целом», – признался владелец сети супермаркетов.

Источник: "Morrison in uphill battle to integrate Safeway", Elizabeth Rigby, FT.com, 26 May 2005.

Управленческий и финансовый учет

Различают два вида бухгалтерского учета:

управленческий учет, обслуживающий потребности руководства компаний;

финансовый учет, обслуживающий потребности всех пользователей финансовой отчетности (см. рис. 1.1).


Различия между двумя видами бухгалтерского учета определяются тем, что предоставляемая ими информация адресована разным группам пользователей. Эти различия касаются:

характера составляемой отчетности. Финансовая отчетность – это обычно отчетность общего назначения. Она содержит финансовую информацию, которая представляет интерес для широкого круга пользователей и может понадобиться для принятия разнообразных решений. В ней нет информации, которая предназначена для определенной группы пользователей или решения каких-то узких задач. Управленческая отчетность, напротив, составляется, как правило, с конкретной целью, т. е. она предназначена либо для определенного руководителя, либо для принятия определенного решения;

степени детализации. Финансовая отчетность дает пользователям общее представление о положении и результатах деятельности компании за тот или иной период. Поэтому при ее подготовке показатели агрегируются, какие-то подробности опускаются. Управленческая отчетность, напротив, нередко обеспечивает руководителей очень подробной информацией, чтобы им было легче принять то или иное производственное решение;

регулирования. Финансовая отчетность для многих компаний является объектом регулирования, которое нацелено на обеспечение стандартного представления информации. Регулирование осуществляется законодательными органами и специальными регулирующими органами. Поскольку управленческая отчетность предназначена только для внутреннего пользования, ее форма и содержание произвольны и зависят лишь от потребностей того или иного руководителя;

периодичности представления отчетности. Большинство компаний составляют только годовую финансовую отчетность, но некоторые крупные компании готовят полугодовые и даже квартальные отчеты. Управленческая отчетность составляется по мере необходимости – во многих компаниях определенные отчеты составляются ежемесячно, еженедельно и даже ежедневно, что позволяет руководителям постоянно контролировать состояние дел. Специальные отчеты могут составляться в связи с конкретными событиями (например, для оценки предложения по приобретению оборудования);

временнóго горизонта. Финансовая отчетность отражает результаты деятельности и положение компании за прошлый период. По сути, она ориентирована на прошлое. Управленческая отчетность, напротив, нередко содержит информацию, касающуюся не только прошлого, но и будущего. Это не означает, однако, что финансовая отчетность никогда не отражает ожиданий в отношении будущего. Иногда компании предоставляют внешним пользователям прогнозную информацию, чтобы привлечь капитал или избежать нежелательных предложений о поглощении. Даже обычная финансовая отчетность (которая относится к прошлым событиям) содержит оценки некоторых будущих показателей, как показано в главе 3;

полноты и качества информации. Финансовая отчетность содержит главным образом информацию о том, что поддается количественной оценке в денежном выражении. Управленческий учет помимо такой информации предоставляет отчеты, содержащие нефинансовую информацию, например данные о запасах или полученных заказах в натуральном выражении, о количестве новых продуктов и выработке на работника. В финансовую отчетность включают главным образом объективные, поддающиеся проверке данные. А управленческая отчетность может содержать информацию, которая не вполне объективна и трудно поддается проверке, но которая необходима руководителям.


Из сказанного видно, что в управленческом учете нет таких ограничений, как в финансовом. Он может черпать сведения из различных источников и использовать данные разной степени достоверности. Единственный критерий ценности подготовленной для руководителей информации – это ее способность повышать качество принимаемых решений.

Различия между управленческим и финансовым учетом указывают на то, что руководителям и прочим пользователям нужна разная информация. Вместе с тем, несмотря на все различия, информационные потребности этих двух групп в значительной мере совпадают.

Задание 1.5

Как мы видим, руководители получают не такую информацию, как другие пользователи. Означает ли это, что руководителям совершенно не нужна информация, предоставляемая другим пользователям, а этим пользователям, в свою очередь, неинтересна управленческая учетная информация?

Наш ответ выглядит так.

• Руководителям иногда требуются исторические результаты деятельности компании, сходные с теми, что предоставляются другим пользователям.

• Других пользователей могут интересовать перспективные показатели компании, например будущая прибыль, а также нефинансовая информация, касающаяся, скажем, портфеля заказов и инноваций.

Разграничение двух видов бухгалтерского учета отражает в определенной мере различия в доступе к финансовой информации. Руководители в значительно большей мере могут определять форму и содержание предоставляемой им информации. А прочие пользователи вынуждены довольствоваться тем, что компании хотят или обязаны раскрыть им по закону. И хотя объем финансовой отчетности все время увеличивается, из опасения утратить конкурентные преимущества и подорвать доверие инвесторов к прогнозам компании стараются не давать другим пользователям такую же подробную и всеобъемлющую информацию, какую получают их руководители.

Содержание книги

В этой книге рассматриваются вопросы как финансового, так и управленческого учета. Если брать в целом, то пять глав части 1 (главы 2–6) посвящены финансовому учету, а три главы части 2 (главы 7–9) – управленческому учету. В завершающей третьей части книги (главы 10–12) говорится о финансовом менеджменте, т. е. о том, как компании решают вопросы финансирования и инвестирования. Как мы уже видели, бухгалтерская информация имеет ключевое значение для принятия подобных решений.

В чем причина роста интереса к бухгалтерскому учету?

В последние годы вопросы бухгалтерского учета не сходят с первых полос американской и британской прессы и являются основным предметом обсуждений в деловых кругах. Но, к сожалению, причины, по которым бухгалтерский учет оказался в центре всеобщего внимания, не радуют. Мы видели, что инвесторы нуждаются в финансовой отчетности, чтобы следить и за своими инвестициями, и за работой руководителей. Но что если руководители предоставят им недостоверную финансовую отчетность? А последние события показали, что руководство некоторых крупных компаний именно так и поступает.

Больше всего шума наделали два следующих скандала:

• вокруг техасской энергетической компании Enron, которую обвинили в заключении сложных финансовых соглашений с целью сокрытия убытков и завышения прибыли;

• вокруг WorldCom, крупного американского оператора междугородной и международной телефонной связи, которого обвинили в неправильном отражении в учете расходов в размере $3,9 млрд и завышении объявленной прибыли.


После этих скандалов аналитики и инвесторы стали более внимательно изучать составляемую компаниями финансовую отчетность, и в результате еще несколько компаний в США и Великобритании были обвинены в сомнительной бухгалтерской практике и приукрашивании прибыли.

Скандалы, связанные с бухгалтерским учетом, могут оказывать существенное влияние на всех, кто связан с компанией. Скандал с Enron, например, привел к банкротству компании и в конечном итоге к ликвидации рабочих мест и крупным финансовым потерям для кредиторов, поставщиков и инвесторов. Подобные события способны подорвать доверие к миру бизнеса и создать массу проблем для общества в целом. Неудивительно, что власти очень жестко подходят к виновникам. В США Берни Эбберс, бывший генеральный директор WorldCom, получил 25 лет тюрьмы за мошенничество.

Эту серию скандалов объясняют по-разному. Возможно, причиной некоторых из них стало стремление руководства удовлетворить нереалистичные ожидания инвесторов в отношении роста прибыли. В других случаях причиной могла стать алчность неразборчивых в средствах руководителей, зарплата которых привязана к финансовым результатам. Не исключено, однако, что все они обусловлены сложившимися экономическими условиями.

Во вставке «Реальная практика 1.2» приведен комментарий, показывающий, что в ситуации, когда компания кажется успешной, люди становятся легковерными и излишне доверчивыми.

Реальная практика 1.2

Что по этому поводу думает Уоррен Баффетт

Уоррен Баффетт – один из самых прозорливых и успешных инвесторов мира. Он полагает, что упомянутым выше бухгалтерским скандалам способствовал «бум новой экономики» конца 1990‑х гг., когда доверие к рынку было высоким, а прогнозы инвесторов на будущее отличались излишним оптимизмом. По его словам, в этот период:

«Произошла эрозия бухгалтерских стандартов и в какой-то мере норм поведения руководителей. Однако в такие периоды, когда все "верят", людям, которые не считают зазорным наживаться на других, многое сходит с рук».

Но теперь, считает Баффетт, худшее позади, накопившееся в эти горячие деньки «грязное белье» уже постирано, и стиральная машина работает в режиме полоскания.

Источник: The Times, Business Section, 26 September 2002, р. 25.

Каковы бы ни были причины, эти бухгалтерские скандалы подорвали доверие к финансовой отчетности и привели к введению гораздо более строгих правил в отношении качества финансовой информации. Мы еще вернемся к этому вопросу в последующих главах, когда будем рассматривать финансовую отчетность.

Изменения в сфере бухгалтерского учета и финансов

За последние 25 лет среда, в которой функционируют компании, сильно изменилась, она стала значительно более изменчивой и конкурентной. Это связано с целым рядом причин, включая следующие:

• усложнение запросов клиентов;

• появление глобальной экономики, которая понизила значение границ между государствами;

• быстрое развитие технологий;

• дерегулирование внутренних рынков (например, рынков электроэнергии, водо- и газоснабжения);

• повышение давления со стороны собственников (акционеров), требующих конкурентоспособной доходности;

• рост волатильности финансовых рынков.


Более сложная среда поставила новые проблемы перед руководителями и другими пользователями бухгалтерской информации. Их потребности изменились, и, как следствие, изменился финансовый и управленческий учет. Чтобы удовлетворить эти потребности, пришлось радикально пересмотреть характер предоставляемой информации.

Изменение деловой среды заставило сконцентрироваться на поиске более ясной концепции и принципов построения финансовой отчетности. Предпринимались многочисленные попытки прояснить цель финансовой отчетности и создать более прочную базу для разработки правил бухгалтерского учета. В целом они должны были дать ответ на такие фундаментальные вопросы, как:

• Кто является пользователем финансовой учетной информации?

• Какие финансовые отчеты необходимо предоставлять и что они должны содержать?

• Как измерять статьи учета?


В ответ на критические замечания по поводу непрозрачности некоторых компаний разработчики правил бухгалтерского учета попытались усовершенствовать систему представления отчетности, с тем чтобы учетная политика компаний стала более сопоставимой и прозрачной, а также с тем, чтобы она более надежно отражала экономическую реальность. Хотя в целом это принесло положительный эффект, недавние скандалы, связанные с бухгалтерским учетом, высветили недостатки бухгалтерского учета в плане защиты инвесторов и других пользователей.

В результате интернационализации компаний появилась потребность в таких правилах бухгалтерского учета, которые признаются на международном уровне. Больше нельзя исходить из того, что пользователи бухгалтерской информации, относящейся к той или иной компании, находятся в той же стране, что сама компания, и знакомы с правилами бухгалтерского учета, принятыми в этой стране. Это вызвало масштабную гармонизацию правил бухгалтерского учета в различных странах.

Изменения не обошли стороной и управленческий учет: он стал более внешнеориентированным. В прошлом информация, предоставляемая руководителям, в значительной мере ограничивалась происходящим внутри компании. Теперь в сферу внимания попали взгляды и поведение клиентов, а также конкурирующих компаний. Успеха добиваются те, кому удается получить и сохранить конкурентное преимущество перед соперниками.

Для получения такого преимущества компании все в большей мере ориентируются на клиента (т. е. стремятся удовлетворить его потребности). В подобной ситуации в состав информации, поставляемой управленческим учетом, неизбежно входят данные о клиентах и о рынке. Это могут быть результаты анализа удовлетворенности клиентов услугами, предоставляемыми компанией, и оценка рыночной доли. Помимо этого собирается и предоставляется информация о затратах и прибылях конкурентов, которая может использоваться в качестве «ориентиров» для оценки конкурентоспособности.

Чтобы успешно конкурировать, компании должны также управлять затратами. Современные компании постоянно анализируют затратную базу, и это потребовало разработки более сложных методов оценки и контроля затрат.

Как управляют компанией?

Как мы уже отмечали, среда, в которой функционируют компании, стала более изменчивой и конкурентной. Помимо прочего это повысило требования к руководителям и усложнило их работу. Иными словами, руководителям приходится нынче искать новые пути управления бизнесом. Именно по этой причине появилась такая дисциплина, как стратегическое управление.

Стратегическое управление предполагает ясное видение цели компании и принятие действий, необходимых для ее достижения. Такие действия должны увязывать внутренние ресурсы компании с внешней средой, в которой действуют конкуренты, поставщики, клиенты и т. д., причем так, чтобы сильные стороны компании, например квалифицированная рабочая сила, использовались, а слабые стороны, например недостаток инвестиций, не были видны. Для достижения этого необходима разработка стратегий и планов, учитывающих сильные и слабые стороны компании, а также существующие возможности и угрозы со стороны внешней среды. Доступ к новому растущему рынку является примером возможности; решение основного конкурента снизить цены – примером угрозы. Эта тема рассматривается более детально в главе 9 при обсуждении процессов планирования и бюджетирования в компании.

Какие финансовые цели преследует компания?

Компания обычно создается для приумножения состояния ее собственников, и в нашей книге мы будем исходить из того, что это основная цель компании. Это может показаться неожиданным, поскольку компании преследуют и другие цели и удовлетворяют потребности других связанных с ними людей. Бывает, например, что компании стремятся создать персоналу хорошие условия работы или сохранить окружающую среду. Компании действительно могут ставить перед собой и такие задачи, но тем не менее они создаются с целью обогащения собственников, и на практике действия компаний вполне отвечают этой цели.

Во вставке «Реальная практика 1.3» приведен пример того, как розничные продавцы одежды ищут пути получения прибыли.

Реальная практика 1.3

Погоня за прибылью

Компании должны приносить прибыль, и бухгалтерская информационная система отражает процесс ее генерирования. Если руководители обнаруживают, что прибыль невелика, они могут пойти на изменения, которые будут иметь серьезные последствия и для тех, кто работает в компании, и для тех, кто в ней не работает.

Последние годы прибыль многих фирм, торгующих одеждой, снижалась. Это заставило их решительно пересмотреть методы работы. Низкая инфляция и острая конкуренция заставили ужесточить контроль затрат, в том числе:

• перенести производство в страны с более дешевой рабочей силой и закрыть негибкие производственные линии;

• сократить количество поставщиков и теснее сотрудничать с поставщиками при создании моделей одежды. В результате модели стали более разнообразными, в них начали использовать больше деталей, например вышивку, и торговые компании смогли повысить цены, хотя их затраты увеличились при этом незначительно;

• больше общаться с поставщиками, чтобы решения, касающиеся дизайна одежды и ее поставок, принимались быстрее и были более обоснованными. В результате сроки изготовления одежды сократились с девяти месяцев до нескольких недель;

• точнее прогнозировать спрос во избежание появления неходовой продукции.


Эти меры позволили фирмам сократить затраты (а значит, и повысить прибыль), сделать их структуру более гибкой, и теперь они легче переносят периоды падения спроса.

Источник: по материалам "Margin of success for clothing retailers", The Times, 20 November 2002, р. 30.

Сильная конкуренция в условиях рыночной экономики не допускает длительного существования ситуации, когда компания не приносит дохода собственникам. Борьба за финансовые ресурсы, предоставляемые собственниками, и соперничество за право занять место в руководстве компании обычно приводят к выдвижению интересов собственников на первый план. Если руководители не могут обеспечить ожидаемого прироста состояния собственников, то собственники вправе заменить существующую команду руководителей на новую, которая более внимательно относится к потребностям собственников.

Означает ли это, что потребности других групп людей, связанных с компанией (работники, клиенты, поставщики, местные жители и т. д.), не имеют значения? Безусловно, это не так, если компания действительно хочет работать и преуспевать длительное время. Обычно в долгосрочной перспективе задача удовлетворения потребностей других связанных с компанией групп людей не противоречит задаче приумножения состояния собственников компании.

Значение клиентов для компании невозможно переоценить. Неудовлетворенные клиенты уходят к другому поставщику, а это приводит к снижению доходов собственников. Во вставке «Реальная практика 1.4» приведен пример того, как одна из ведущих компаний видит взаимосвязь между удовлетворенностью клиентов и состоянием своих собственников.

Реальная практика 1.4

Цели компании Sainsbury

Компания J. Sainsbury plc, ведущий розничный продавец продовольственных товаров, признает значимость клиентов для приумножения состояния ее собственников (т. е. акционеров) следующим образом:

«Мы представляем ситуацию довольно просто; наша цель заключается в хорошем обслуживании клиентов, в предложении им большого выбора продовольственных товаров по справедливым ценам и в результате этого в обеспечении хорошей и устойчивой финансовой доходности для акционеров».

Источник: "Corporate objectives", in J Sainsbury plc Annual report and financial statement 2007, р. 1.

Недовольство работников может обернуться падением производительности труда, забастовками и т. д., что отрицательно скажется на доходах собственников компании. Аналогично компания, которая восстанавливает против себя местных жителей, например в результате загрязнения окружающей среды, рискует приобрести дурную славу, лишиться клиентов и быть оштрафованной на крупную сумму.

Во вставке «Реальная практика 1.5» показано, как две компании реагируют на серьезные обвинения.

Реальная практика 1.5

Цена одежды

Американские производители повседневной и спортивной одежды Gap и Nike поставляют большинство своих изделий из стран Азии, где стоимость труда относительно невысока. Однако некоторых подрядчиков, занимающихся производством одежды от имени этих двух компаний, обвинили в использовании неприемлемой практики.

Представители общественности после посещения фабрик выдвинули серьезные обвинения. Они заявили, что на фабриках используется труд несовершеннолетних, а руководители занимаются сексуальным домогательством.

В ответ на это Nike и Gap согласились допустить на фабрики независимых инспекторов. Они обещали добиться от подрядчиков обеспечения приемлемых условий труда. В начале текущего года Nike пошла на беспрецедентный шаг и опубликовала названия и адреса всех фабрик подрядчиков в Интернете. Она заявила, что не уверена в искоренении всех нарушений. И добавила, что если представители общественности посетят фабрики ее подрядчиков и обнаружат негативные факты, то она примет необходимые меры.

В Nike и Gap считают, что такой подход вполне обоснован с деловой точки зрения. Они хотят, чтобы общество положительно воспринимало их процветание. По утверждению Nike, ей небезразлична реакция потенциальных работников из США на выдвинутые против нее обвинения. Они могут не захотеть работать в компании, которую в новостях постоянно обвиняют в жестоком обращении с теми, кто производит ее продукцию.

Источник: "Fair shares?", Michael Skapinker, FT.com, 11 June 2005.

Очень важно понимать, что приумножение состояния собственников и максимизация прибыли текущего года – это не одно и то же. Генерирование капитала – долгосрочная задача, выполнение которой зависит не только от прибыли этого года, но и от прибылей последующих лет. Повышение же текущей прибыли – задача краткосрочная, которую можно реализовать, срезая углы и принимая риски в ущерб будущей прибыли. Во вставке «Реальная практика 1.6» приведены примеры того, насколько опасным может быть концентрация на получении краткосрочной прибыли.

Реальная практика 1.6

Краткосрочные выгоды – долгосрочные проблемы

В последние годы многие компании критикуют за то, что они пренебрегают долгосрочными интересами своих собственников. По мнению Джона Кея, некоторые компании добиваются краткосрочного увеличения капитала в ущерб долгосрочному процветанию. В частности, он отмечает, что «Торговая компания Marks and Spencer имела блестящую репутацию, но она достигла зрелости. Чтобы добиться такого роста прибыли, который соответствовал бы ее гламурному имиджу, компания прижала своих поставщиков, подняла цены и сократила расходы на свои магазины. В 1998 г. она добилась рекордной валовой прибыли от продаж, но при этом так скомпрометировала себя, что ее продажи и прибыль резко упали.

Банки и страховые компании сокращают штат своих отделений и переобучают тех, кто остался, на специалистов по продажам. Фармацевтические компании используют слияния для укрупнения своих отделений по исследованиям и разработкам. Энергетические компании сокращают расходы на разработку месторождений.

Мы знаем, что эти меры позволяют компаниям увеличивать прибыль. Но мы не знаем, как они влияют на их долгосрочные перспективы, но самое главное – этого не знают и сами компании. Некоторым из них эти усовершенствования действительно пойдут на пользу. Однако многие разделят печальную судьбу Marks and Spencer».

Источник: "Profit without honour", John Kay, Financial Times Weekend, 29/30 June 2002.

Баланс риска и доходности

Любое принимаемое решение нацелено на изменение будущих результатов, и финансовые решения не являются исключением. О будущем с абсолютной уверенностью можно сказать лишь то, что никто не знает наверняка, каким оно будет. Всегда существует риск, что все пойдет не так, как планировалось, и его необходимо учитывать при принятии финансовых решений.

Как и во всех остальных сферах нашей жизни, в финансах риск и доходность взаимосвязаны друг с другом. Факты говорят о том, что эта взаимосвязь выглядит примерно так, как показано на рис. 1.4.

Взаимосвязь риска и доходности имеет большое значение для определения финансовых целей компании. Минимальная доходность – это уровень, при котором собственники лишь начинают рассматривать возможность инвестирования, а за принятие риска они требуют дополнительной доходности; причем чем выше риск, тем выше требуемая доходность. Руководители должны знать об этом и находить приемлемый баланс между риском и доходностью при определении целей и выборе направления движения.

Во вставке «Реальная практика 1.7» показано, как некоторые компании предпринимают рискованные инвестиции в стремлении получить более высокую доходность.


Реальная практика 1.7

Готовность к принятию риска как двигатель бизнеса

В последние годы компании из США и Западной Европы перед лицом растущей конкуренции со стороны китайских и индийских компаний ищут новые рынки за рубежом как для производства, так и для сбыта своей продукции.

Под давлением конкуренции в своих странах компании начали заниматься прямыми инвестициями на рынках, которые совсем недавно считались неприемлемыми. Однако в стремлении повысить доходность они принимают на себя повышенные риски.

С течением времени баланс между риском и вознаграждением меняется. В начале прошлого десятилетия, например, компании ринулись в Россию, но в последнее время доходность там упала в значительной мере в результате роста цен на сырье. В то же время риск инвестирования в Россию значительно повысился.

Поскольку соотношение «риск/вознаграждение» в России изменилось, компании стали уходить в такие страны, как Ливия и Вьетнам, где вознаграждение за риск более значительно, а угрозы, хотя и высокие, лучше поддаются контролю.

Источник: по материалам "Appetite for risk drives industry", Stephen Fidler, FT.com, 27 June 2007.

Некоммерческие организации

Хотя главная тема нашей книги – бухгалтерский учет в частном секторе, нельзя забывать о том, что существует множество организаций, основной целью которых не является извлечение прибыли. В число таких организаций входят:

• благотворительные организации;

• клубы и ассоциации;

• университеты;

• местные государственные органы;

• церкви;

• профсоюзы.


Такие организации также должны поставлять бухгалтерскую информацию в целях поддержки принятия решений. Бухгалтерская информация об организациях этого типа требуется различным группам пользователей, причем многие из них совпадают с теми, что были определены для коммерческих предприятий. Этих пользователей может интересовать жизнеспособность некоммерческих организаций, и бухгалтерская информация нужна им для контроля правильности использования средств и соответствия деятельности заявленным целям.

Во вставке «Реальная практика 1.8» показано, насколько важно вести бухгалтерский учет в агентствах по оказанию помощи.

Реальная практика 1.8

Бухгалтерский учет при устранении последствий катастроф

После цунами в Азии было собрано более £400 млн в качестве пожертвований. Было необходимо обеспечить максимально эффективное использование этой огромной суммы в целях оказания помощи и восстановления. Для выполнения такой задачи требовался не только медицинский персонал и инженеры. Нужны были бухгалтеры.

Финансовый контроль пожертвований взяла на себя благотворительная организация Mango (Management Accounting for Non-Governmental Organisations). Она направила бухгалтеров на место проведения работ, а также предоставила поддержку в виде обучения работе с финансами и других услуг, которые должны были обеспечить действительно эффективное управление финансами в зоне катастрофы.

Подход к оказанию помощи изменился коренным образом после цунами. По словам директора Mango Алекса Джейкобса, «бухгалтерский учет стал таким же важным атрибутом помощи, как и одеяла. Агентства знают об этом давно. Однако с ростом масштабов помощи пропорционально возрастает и потребность в обеспечении прозрачности использования средств».

Источники: по материалам «Tsunami: finding the right figures for disaster relief», Robert Bruce, FT.com, 7 March 2005, и «The work of Mango: Coping with generous donations», Robert Bruce, FT.com, 27 February 2006.

А зачем мне бухгалтерский учет и финансы?

Если вы собираетесь посвятить себя бухгалтерскому учету и финансам, то причина изучения этих дисциплин очевидна.

Если же ваши интересы лежат в другой сфере, то не исключено, что вас мучает вопрос о том, нужен ли вам бухгалтерский учет и финансы. Но из того, что мы успели рассказать вам, ясно следует, что учет и финансы составляют основу управленческой информационной системы любой компании. Используя предоставляемую этой системой информацию, руководители принимают решения о распределении ресурсов. Они решают:

• продолжать ли ту или иную деятельность;

• вкладывать ли средства в тот или иной проект;

• продавать ли ту или иную продукцию.


Такие решения могут иметь серьезные последствия для тех, кто связан с компанией. Поэтому важно, чтобы все, кто собирается работать в компаниях, были хорошо знакомы с определенными разделами бухгалтерского учета и финансов и знали:

• как анализировать и интерпретировать финансовую отчетность;

• как составляются финансовые планы;

• как принимаются инвестиционные решения;

• как финансируются компании.


Многие студенты хотят стать руководителями компаний – директором по персоналу, маркетингу или информационным технологиям. Если это – ваша основная цель, то знание бухгалтерского учета и финансов вам обязательно пригодится. Когда вы станете руководителем, даже низшего звена, вы наверняка будете пользоваться финансовой отчетностью при выполнении своих управленческих обязанностей. И судить о вашей работе как руководителя будут, конечно, и по соответствующей финансовой информации и отчетности.

Когда вы займете руководящую должность, вам, скорее всего, придется заниматься планированием работы своего подразделения. Иными словами, вы будете рассчитывать перспективные финансовые показатели и устанавливать финансовые цели. Если вы не будете знать, как пользоваться финансовой отчетностью, насколько надежна финансовая информация, то окажетесь в невыгодном положении по сравнению с теми, кому это хорошо известно. Как руководитель вы также будете участвовать в принятии решений, касающихся распределения ограниченных ресурсов компании между проектами. Для этого необходимы навыки проведения анализа затрат и результатов для различных проектов, и здесь вам снова пригодятся знания в области бухгалтерского учета и финансов.

Сказанное, конечно, не означает, что эффективным специалистом по управлению персоналом, маркетингу или информационным технологиям может быть только квалифицированный бухгалтер. Но если вы хотите добиться успеха, то должны приобрести определенные практические навыки в области бухучета. Данная книга поможет вам в этом.

Выводы

Все сказанное в этой главе можно резюмировать следующим образом.


Что такое бухгалтерский учет и финансы?

• Бухгалтерский учет обеспечивает финансовой информацией различные группы пользователей, которым она нужна для принятия обоснованных экономических решений.

• Финансы также помогают пользователям принимать более обоснованные решения и имеют отношение к финансированию компаний и их инвестиционной деятельности.


Кто является пользователем бухгалтерской информации?

• Чтобы бухгалтерский учет выполнял свои задачи, составители отчетности должны четко представлять, кто и с какой целью будет пользоваться поставляемой информацией.

• Собственники, руководители и кредиторы являются важнейшими пользователями информации, однако есть и другие группы пользователей.


Бухгалтерский учет как услуга:

• бухгалтерский учет можно рассматривать как оказание услуги, суть которой состоит в предоставлении финансовой информации различным пользователям, или «клиентам»;

• чтобы эта услуга была полезной, бухгалтерская информация должна обладать определенными качествами: релевантностью, достоверностью, сопоставимостью и понятностью;

• бухгалтерская информация также должна быть существенной и предоставляться только в том случае, если связанные с этим затраты меньше получаемых выгод.


Бухгалтерский учет как информационная система

• Бухгалтерский учет – это элемент всей информационной системы компании. Как и другие ее информационные системы, он предполагает выявление, регистрацию, анализ информации и ее представление.


Управленческий и финансовый учет:

• существуют два направления бухгалтерского учета: управленческий учет и финансовый учет;

• управленческий учет ориентирован на потребности руководства компаний, а финансовый учет – на потребности других групп пользователей;

• эти направления различаются характером составляемой отчетности, степенью детализации, периодичностью предоставления отчетности, регулированием, а также полнотой и качеством информации.


В чем причина роста интереса к бухгалтерскому учету?

• В последние годы мы стали свидетелями волны связанных с бухгалтерским учетом скандалов в США и странах Европы.

• Скандалы разразились на фоне бурного экономического роста, хотя они могут объясняться и другими факторами.


Изменения в сфере бухгалтерского учета:

• изменение экономических условий привело к изменению характера и содержания бухгалтерского учета;

• были усовершенствованы правила финансового учета, идет масштабная гармонизация правил бухгалтерского учета в различных странах;

• управленческий учет стал более внешнеориентированным, появились новые методы управления затратами.


Как управляют компанией?

• В более сложной и более конкурентной деловой среде все шире применяют стратегическое управление.

• Стратегическое управление предполагает ясное видение цели компании и принятие действий, необходимых для ее достижения.


Какие финансовые цели преследует компания?

• Ключевой финансовой целью компании является приумножение состояния ее собственников. Стремясь к этой цели, компании не могут игнорировать потребности других связанных с ними групп людей, например работников.

• При определении финансовых целей необходимо соблюдать адекватный баланс между риском и доходностью.


Для чего нужно изучать бухгалтерский учет?

• Все, кто имеет хоть какое-то отношение к бизнесу, должны обладать определенными практическими познаниями в области бухгалтерского учета и финансов, поскольку финансовая информация имеет огромное значение для функционирования компании.

Литература

Более подробно проблематика данной главы освещается в следующих работах.

Atrill P. and McLaney E., Management Accounting for Decision Makers (5nd edn), Prentice Hall, 2007, chapter 1.

Elliott B. and Elliott J., Financial Accounting and Reporting (12th edn), Financial Times Prentice Hall, 2008, chapter 7.

Horngren C., Bhimani A., Datar S. and Foster G., Management and Cost Accounting (4nd edn), Prentice Hall, 2007, chapter 1.

McLaney, E., Business Finance: Theory and Practice (7th edn), Prentice Hall, 2006, chapters 1 and 2.

Вопросы для повторения

Ответы на эти вопросы приведены в конце книги.

1.1. Какова цель предоставления бухгалтерской информации?

1.2. Назовите основных пользователей бухгалтерской информации в каком-нибудь университете. Отличаются ли эти пользователи от пользователей такой информации в частной компании? Есть ли значительная разница в том, как бухгалтерская информация используется в университете и в компании частного сектора?

1.3. Управленческий учет называют «глазами и ушами» руководства. Что, по вашему мнению, при этом имеют в виду?

1.4. Финансовая отчетность обычно отражает прошлые события. Почему в таком случае ее используют при принятии решений, если решения всегда касаются будущих действий?