4 БАЗОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Финансовый менеджмент базируется на трех основных концепциях.
1. Концепция текущей стоимости по эко–номическому содержанию выражает деловую ак–тивность предприятия – приращение капитала. Предприниматель, вкладывая свой первона–чальный капитал, рассчитывает получить новый капитал, чтобы через определенный период воз–местить ранее инвестированный капитал и полу–чить долю приращения капитала – прибыль. Управляя ежедневно множеством операций по купле-продаже товара (продукции), услуг, ин–вестиционных средств, менеджеру важно опре–делить, насколько целесообразно совершать эти операции, будут ли они содействовать приросту капитала, т.е. будут ли они эффективны. Их эф–фективность определяют посредством диаг–ностики информации, содержащейся в бухгал–терском учете. Здесь возникает противоречие между сроками, денежными оценками авансиро–ванных затрат (вложений) и экономической эф–фективностью. По данным учета можно опреде–лить, насколько выгодно было для предприятия совершение хозяйственных операций, но по–влиять на ход событий, изыскать уже упущенную выгоду невозможно.
2. Концепция предпринимательского риска вытекает из концепции стоимости, так как объективность текущей оценки по прогнозам экономических выгод зависит от того, насколь–ко точно составлен прогноз. Основываясь на ста–тистических измерениях колеблемости, прогноз ожидаемых экономических выгод дается, как пра–вило, не в виде однозначной величины, а в виде примерной оценки текущей стоимости. Экспер–ты могли ошибочно оценить степень риска.
Для этой цели требуются дополнительная ин–формация и проведение экстраполяции прошлых событий в будущее. Чтобы снизить риск, необ–ходимо определить требуемую информацию, найти ее, определить методы обработки, проана–лизировать и интерпретировать.
3. Концепция потоков денежной налично–сти. Основное содержание концепции составля–ют разработка политики предприятия в области привлечения финансовых ресурсов, организации их движения, поддержание их в определенном ка–чественном состоянии.
Финансовому менеджеру необходимо четко определить, какое количество денежных средств необходимо для погашения обязательств, вы–платы дивидендов, когда будет получен избыток денежной наличности, на какой промежуток вре–мени организация (АО, ПО) будет испытывать дефицит наличных средств.
Организация может получить займы на этот период либо вложить суммы избытка денежных средств в краткосрочные инвестиции, а суммы, полученные от реализации данных вложений, затем использовать для восполнения недостат–ка наличности за определенное время.