Вы здесь

Финансовый контроль для собственника. как гарантированно повысить прибыль бизнеса и выгодно вложить свободные деньги. Проблема первая: как узнать, сколько прибыли вы реально заработали (Олег Цымбалов)

Проблема первая: как узнать, сколько прибыли вы реально заработали

Как цифры помогают решать проблемы

Два года назад у меня родилась дочка и начался хронический недосып. Конечно, все родители от этого страдают, но проблема в основном была во мне. Если бы я ложился раньше, то высыпался бы. Но я никак не мог заставить себя сделать это. У меня были плохие привычки – смотреть на ночь фильмы или читать Facebook. Этот информационный мусор потом крутился у меня в голове и мешал спать.

С появлением ребенка эти косяки стали очевидными и я решил от них избавиться. Сделать это усилием воли было трудно, поэтому я придумал кое-что получше. Я решил замерять время сна каждую ночь. Для этого я купил Shine – штуку, которую я ношу на руке, как часы. Она с точностью до минуты отслеживает мой поверхностный и глубокий сон. Каждое утро я перекачиваю данные с нее на айфон и вижу, сколько я реально спал ночью.

Когда я замерил свой сон в первый раз, то оказалось, что я спал всего 6 часов, из которых глубокого сна было 2,5 часа. Теперь я видел свой недосып в цифрах. У меня появилась «видеоигра» – каждую ночь я пытался спать больше, чем в предыдущую. И каждое утро я первым делом проверял результат.

Раньше я ложился в полночь или в полпервого. А с этой «видеоигрой» я стал засыпать в 11.30, а иногда – в 11.00 или даже в 10.30. Затем в отпуске я побил собственный рекорд, потому что целую неделю ложился в 21.30.

Теперь я точно знаю, сколько сплю, потому что у меня есть цифры за каждый день. Например, за прошлый месяц мой сон составил в среднем 8 часов 4 минуты. Минимальное значение за месяц – 6 часов 8 минут. Максимальное – 9 часов 53 минуты. И я всегда знаю, выполнил ли я свой план (8 часов сна) или нет.

Конечно, я иногда срываюсь (например, смотрю на ночь фильм или загоняюсь с вечера какой-нибудь проблемой). Но на утро я вижу результаты и делаю выводы на будущее.

Кстати, через полгода в Shine села батарейка, и у меня не было времени её поменять. Уже через несколько дней я стал ложиться позже. А поскольку у меня не было точных цифр, мне казалось, что все нормально. Ну, недоспал немного сегодня – наверстаю завтра. А на следующий день я опять ложился поздно. Через две недели я понял, что так дальше не пойдёт. Я специально выделил время и съездил за новой батарейкой. И тогда я снова стал ложиться вовремя.

В бизнесе то же самое – если собственник отслеживает в нем важные цифры, то зарабатывает больше. А как только он перестает следить за цифрами, его бизнес начинает приносить меньше. И самая главная цифра, которую нужно правильно замерять – это прибыль компании. Ведь любой собственник начинает свой бизнес, чтобы зарабатывать деньги. А прибыль показывает, насколько успешно он это делает.

В отличие от продолжительности сна, посчитать прибыль компании непросто. На примере трех моих клиентов я покажу, как сделать это правильно.

Почему нужно иметь все финансовые цифры в одной базе данных

Проблема

Я познакомился с Михаилом в клубе предпринимателей. Он выступал там и рассказывал, как создал свой бизнес – сеть аптек в Москве. Когда Михаил узнал, что я налаживаю собственникам финансовый контроль, его это заинтересовало. Через несколько дней мы встретились снова и он рассказал мне о своей проблеме.

Он считал, что в его компании кто-то ворует. Дело было в том, что Михаил не мог забрать из бизнеса всю заработанную прибыль. На бумаге она была, но свободных денег, чтобы выплатить её, не хватало.

Михаил спросил меня, можно ли это проверить. Я предложил ему заново сделать управленческую отчетность за прошлый год и сравнить её с тем, что насчитала его главный бухгалтер. Он согласился и я приступил к работе.

Главный бухгалтер вела управленческий учет так же, как и большинство бухгалтеров – сумбурно. У нее была куча файлов в Экселе, куда она вбивала цифры, посчитанные на калькуляторе. Поэтому было трудно проверить, насколько эти цифры правильны.

По данным главбуха выходило, что за прошлый год Михаил заработал 60 миллионов рублей, однако она могла выплатить ему только 45. Она сказала мне, что и сама не понимает, как так получилось. И где искать эти деньги, она не знала.

Решение

Проблема была в том, что главный бухгалтер не вела учет в единой базе данных. Я видел это много раз, и на такой случай у меня была собственная база данных в Экселе. С её помощью я быстро собирал информацию клиента из разных источников. Так я поступил и в тот раз.

У Михаила было с десяток юридических лиц, на которые были оформлены аптеки. Я взял цифры их доходов и расходов и закачал в свою базу данных. Теперь у меня были данные в электронном виде в одном месте, и я мог легко увидеть, что происходило в каждой аптеке. База данных выбирала из десятков тысяч цифр нужные и мгновенно выдавала их в виде понятного короткого отчета.

Ничего подобного в компании раньше не было. Когда Михаил хотел посмотреть прибыль за месяц, главный бухгалтер приносила ему «простыню» (6 склеенных листов бумаги). В её отчете было 40 статей расходов – от миллионных вроде зарплаты до копеечных типа бумаги для принтера.

Михаил не знал, что делать с этими «простынями» – он просто тонул в море цифр. А с помощью моей базы данных он впервые смог увидеть свой бизнес «с высоты птичьего полета». Теперь он знал, сколько денег приносит каждая аптека и компания в целом.

Когда мы стали анализировать эти цифры, то выяснилось, что главный бухгалтер забыла внести расходы на 15 миллионов рублей. Поэтому компании и не хватало денег на выплату дивидендов Михаилу.

Дело было не в воровстве, а в неорганизованности главного бухгалтера.

Почему это работает

Для того, чтобы прочувствовать мощь компьютеров в финансовом контроле, не обязательно ставить у себя SAP за миллион долларов. Для этого достаточно даже такой простой и распространенной программы, как Эксель. Главное, уметь ею пользоваться.

Однажды у меня был такой случай. Я налаживал учет у Сергея, о котором я расскажу позже. Его компания выпускала несколько брендов пива в разной упаковке (в бутылках, банках и 30-литровых кегах). Сергею нужно было знать, сколько стоит произвести каждый продукт.

У него в бухгалтерии была специально обученная девушка (назовем её Лена), которая отвечала за этот расчет. Каждый месяц она три дня подряд забивала стоимость бутылок, этикеток, солода, хмеля и десятков других материалов в огромный экселевский файл. Затем она вручную складывала кучу цифр и получала себестоимость каждого продукта. Это было трудно, долго и ненадежно. Когда я перепроверил её расчеты, то нашел несколько ошибок.

Хотя Лена постоянно работала в Экселе, она не использовала даже самых простых его возможностей. Например, чтобы ускорить её работу, я сделал отчет с функцией ВПР. Лене оставалось только аккуратно вставить данные, после чего файл сам собирал все затраты по каждому продукту. С его помощью Лена стала считать себестоимость не за три дня, а за час.

Вскоре она поехала отдыхать в Турцию. Когда она вернулась, то сказала мне – «Олег, первые три ночи в отпуске мне снилась функция ВПР».

Компьютеры всегда будут лучше людей складывать тысячи цифр. Сейчас и компьютеры, и программы для финансового учета стоят дёшево и работают очень быстро. А роль финансистов и бухгалтеров – уже не в том, чтобы долбить цифры с утра до вечера. Наша задача – правильно настраивать компьютерные системы, а потом следить за их работой.

Поэтому у всех клиентов я в первую очередь переношу все цифры в единую базу данных. Только после этого я начинаю анализировать, что происходит в бизнесе. Это самый быстрый и надежный способ отловить ошибки в учете.

Почему нужно смотреть несколько финансовых отчетов одновременно

Проблема

Мы познакомились с Сергеем через моего друга. Сергею принадлежала компания, делавшая «авторское» пиво. Ему становилось все сложнее контролировать деньги в бизнесе, и он попросил меня навести порядок в финансах.

Я начал с проверки продаж компании, потому что хотел убедиться, что они реальны. Для этого я посмотрел, как быстро покупатели оплачивают отгруженное им пиво.

Я заметил, что один покупатель (назовем его ООО «Мутное») давно ничего не платил. У него была отсрочка платежа 30 дней, а его долг висел уже полгода.

Сергей не знал об этом. Он следил только за тем, чтобы его менеджеры по продажам выполняли план. А поскольку продажей считалась не оплата пива, а отгрузка, долги покупателей никто не контролировал.

Я стал выяснять, что происходило с ООО «Мутное». Оказалось, что оно – банкрот, а его владелец уехал жить в Испанию. Получить с этой компании долг в 9 миллионов рублей так и не удалось. Поэтому реальная прибыль Сергея оказалась на 9 миллионов меньше, чем в его управленческой отчетности.

Решение

Как я узнал, что у Сергея была проблема с ООО «Мутное»? Я смотрел не только отчет о прибыли (где отражались продажи компании), но и другой финансовый отчет – баланс. В нем указывалось всё, что принадлежало компании Сергея, включая долги за пиво.

Всем покупателям Сергей давал отсрочку платежа 30 дней. В то же время, продажи Сергея за предыдущий месяц были 36 миллионов. Если бы все покупатели платили вовремя, то их долги примерно равнялись бы этой сумме. Ведь за пиво, отгруженное ещё раньше, они уже должны были рассчитаться.

А долги покупателей составляли 50 миллионов. Это значило, что кто-то из них платил с большим опозданием и мог не заплатить вообще. Так и получилось с ООО «Мутное».

Чтобы предотвратить такие проблемы в будущем, я запрограммировал в бухгалтерской программе Сергея отчет. Он показывал долг на начало месяца, продажи, оплаты и долг на конец месяца по каждому покупателю. Если у покупателя за месяц были отгрузки и оплаты, значит, он был «живой». Если же он ничего не платил, то с ним могли быть проблемы.

С помощью этого отчета через несколько месяцев мы вычислили ещё одного проблемного покупателя (назовем его ООО «Кидалово»). Как только отчет показал, что покупатель не платит уже месяц, мы стали выяснять, в чем проблема. Оказалось, что это мошенническая контора, и поэтому мы сразу подключили коллекторов. Поскольку долг был свежим, коллекторы смогли получить три миллиона рублей из пяти. Учитывая, что обычно в таких случаях удается получить копейки (или вообще ничего), это был неплохой результат.

Теперь Сергей был уверен, что цифры продаж близки к реальности, и что долги его покупателей под контролем.

Почему это работает

Баланс — очень полезный финансовый отчет для собственника. В нем видно то, чего не заметишь в отчете о прибыли. Он помогает собственнику задать правильные вопросы, один из которых «Все ли должники заплатят мне?» Именно он и заставил меня разбираться с ООО «Мутное».

Баланс позволяет сделать это, потому что бухгалтерский учет основан на двойной записи. Представьте, что у Сергея в компании есть два «бухгалтера» – Дебет и Кредит. Они записывают все операции в бизнесе Сергея, но каждый – на своем языке. Благодаря этому собственник всегда может посмотреть на происходящее в его компании с двух точек зрения.

Например, когда Сергей отгрузил пиво ООО «Мутное», Дебет записал у себя, «Теперь ООО „Мутное“ должно нам 9 миллионов рублей». Работа Дебета – знать, сколько каждый покупатель должен Сергею.

А Кредит написал, «Мы продали ООО „Мутное“ пива на 9 миллионов рублей». Работа Кредита – знать продажи каждому покупателю.

Благодаря Дебету и Кредиту я мог посмотреть на любую операцию в компании Сергея с двух точек зрения и оценить, насколько она реальна.

Когда я проверял продажи пива, то сначала просмотрел записи Кредита и увидел, что ООО «Мутное» купило пива на 9 миллионов.

Затем я посмотрел цифры Дебета, у которого стоял долг 9 миллионов. Это было подозрительно, ведь пиво было отгружено полгода назад и клиент уже давно должен был оплатить его. Так я обнаружил, что продажи и прибыль в управленческой отчетности Сергея завышены на 9 миллионов рублей.

Почему нужно иметь не только фактические цифры, но и план

Проблема

Мы познакомились с Татьяной на семинаре по инвестициям, который я вел в Высшей школе экономики. После этого мы иногда созванивались – бизнес Татьяны (студии йоги в Москве) быстро рос и когда у нее возникали финансовые вопросы, я подсказывал ей, что делать.

Однажды Татьяна решила купить квартиру в Москве в строящемся доме. Квартира продавалась по выгодной цене, и к тому же девелопер давал рассрочку оплаты на год. Но была проблема – Татьяна не знала, сколько денег принесет её компания в ближайший год и хватит ли их, чтобы расплатиться за квартиру. Поэтому она попросила меня составить финансовый план её бизнеса.

Решение

Чтобы составить финансовый план на год вперед, мне нужно было понять, сколько прибыли приносила компания.

У Татьяны был главный бухгалтер, которая считала прибыль по каждой из семи студий йоги в экселевских файлах. Я собрал эту информацию в единую базу данных и сделал отчетность за предыдущий год. На её основании я затем сделал финансовый план на следующий год. Получалось, что бизнес будет приносить от 2 до 4 миллионов рублей в месяц. Этих денег было достаточно, чтобы расплатиться за квартиру, поэтому Татьяна купила её.

Заодно я нашел несколько больших ошибок в цифрах главбуха. Поэтому Татьяна попросила меня каждый месяц перепроверять управленческую отчетность её компании.

Мне было легко сделать это, потому что в финансовом плане у меня уже были доходы и расходы на каждый месяц. И чтобы проверить управленческую отчетность, мне не нужно было копаться в тысячах цифр. Мне было достаточно сравнить финансовый план с отчетностью. Когда я находил большие отличия плана от факта, обычно оказывалось, что главный бухгалтер забыла включить какие-то расходы.

Главный бухгалтер удивлялась, что я так быстро находил ошибки. Секрет был прост – я использовал финансовый план, а она – нет. Поэтому она зарывалась в копейках и не видела ошибок на миллионы. А у меня был взгляд финансиста, а не бухгалтера. Я знал, что главное – проконтролировать миллионы, а копейки сами о себе позаботятся.

Опыт научил меня, что бухгалтер скорее забудет вставить в отчетность зарплату на 3 миллиона, чем ошибётся в почтовых расходах на 278 рублей. И финансовый план помогал мне проследить, что все миллионы попали в отчетность.

Благодаря этому Татьяна каждый месяц знала реальную прибыль своей компании.

Почему это работает

Финансовый план в бизнесе напоминает навигатор в машине. Если водитель сворачивает не туда, навигатор сразу начинает что-то говорить. Так же и с ошибками в управленческой отчетности – если доходы или расходы неправильные, то их сравнение с плановыми цифрами сразу покажет косяки.

Финансовый план составляется не так, как управленческая отчетность. Он делается на основе разумных предположений о доходах и расходах, которые будут у бизнеса в будущем. А управленческая отчетность делается на основе документов, показывающих, что произошло в прошлом.

Если документ затерялся, то цифра из него не попадет в отчетность. Однако эта цифра (примерно) будет в финансовом плане, потому что для его составления нужны не документы, а умение логически рассуждать и считать.

Например, Татьяна планировала открыть новую студию йоги. Поэтому я включил в финансовый план продажи и расходы новой студии с момента, когда она начнёт работать.

А главный бухгалтер просто забыла о ней, потому что студия была оформлена на новое юрлицо. И в её управленческую отчетность не попали ни продажи, ни расходы новой студии в первый месяц работы. В результате, главбух не показала убыток в миллион рублей. Когда я сравнивал финансовый план с цифрами из управленческой отчетности, то увидел, что восьмой студии там нет. Так за несколько минут я обнаружил этот косяк.

А если бы у меня не было финансового плана, то как бы я узнал, что прибыль завышена на миллион? Мне пришлось бы несколько дней копаться в документах, а это – «тупой» метод финансового контроля. Умный способ найти ошибки в отчетности – это сравнить фактические доходы и расходы с плановыми и понять причины отклонений.

Вот почему финансовый план необходим для расчета реальной прибыли – он помогает быстро найти и исправить ошибки бухгалтеров. Поэтому я делаю финансовые планы у всех моих клиентов.