Вы здесь

Финансовый анализ: формализация содержательных уточнений. Коротко о главном. Глава 1. Финансовый анализ и финансовая стратегия (Е. Л. Шуремов)

Глава 1. Финансовый анализ и финансовая стратегия

Финансовый анализ (ФА) является важнейшей и наиболее востребованной составной частью экономического анализа. В узком смысле под ним понимается анализ финансового состояния организации, проводимый на основе данных финансовой отчетности. Однако назначение, цели и возможности ФА существенно шире. По определению, предложенному в [1]:

Финансовый анализ – это процесс, основанный на изучении данных о финансовом состоянии предприятия и результатах его деятельности в прошлом с целью оценки будущих условий и результатов его деятельности.

Финансовый анализ позволяет:

– оценить финансовое состояние компании и ее бизнес-единиц;

– выявить риски, которые могут ухудшить финансовое состояние в будущем;

– оценить достаточность средств, необходимых для осуществления текущей деятельности, долгосрочных инвестиций, выплаты дивидендов;

– выявить потребность в источниках финансирования с учетом выбранной стратегии развития;

– определить способность к сохранению и возрастанию капитала;

– оценить обоснованность политики распределения и использования прибыли;

– выявить наиболее приоритетные направления развития бизнеса;

– оценить эффективность инвестиционных решений.

Современный финансовый анализ позволяет определить ключевые показатели, исходя из стоящих перед организацией задач, и обосновать достижимость их целевых значений.

Для успешного проведения финансового анализа необходимо выполнение следующих основных принципов.

– Понимание принципов формирования финансовой информации и умение ее интерпретировать.

– Владение методами финансового анализа.

– Ориентированность методики анализа на конкретные цели его проведения.

– Необходимость учета особенностей деятельности конкретной организации и стадии ее развития;

– Понимание ограничений, присущих применяемым аналитическим инструментам, и влияние этих ограничений на достоверность получаемых результатов.

– Минимизация затрат на выполнение аналитических работ при достижении удовлетворительной точности результатов расчетов.

– Заинтересованность руководства в получении достоверных результатов.

Финансовый анализ может производиться внутренними и внешними пользователями экономической информации. Особенности внутреннего и внешнего анализа сведены в следующую таблицу.




С формальной точки зрения основными различиями внешнего и внутреннего анализа являются:

– широта и доступность привлекаемого информационного обеспечения;

– степень универсальности аналитических процедур и алгоритмов.

Понятно, что внутренним пользователям экономической информации доступна вся возможная информация о предприятии, а внешним – главным образом публикуемая открытая отчетность. Из-за этого внешние пользователи ограничены в числе процедур анализа и, как правило, применяют только некоторый стандартный набор исследовательских средств. Внутренние пользователи при анализе специфической информации, недоступной внешним аналитикам, могут применять различные нестандартные процедуры. Поэтому существует множество пакетов программ, где реализована поддержка примерно одинакового набора стандартизованных инструментов. Естественно, для реализации специфических аналитических процедур такой широкой программной поддержки нет.

Зачастую финансовый анализ пытаются представить как некий набор достаточно формализованных процедур, направленных на вычисление и интерпретацию некоторого набора частных и общих показателей. Некоторые разработчики программного обеспечения даже указывают на своих сайтах, что их программы все сделают за пользователей сами. Нужно только ввести данные отчетности и получить массу таблиц, графиков и автоматически сформированное текстовое заключение о состоянии предприятия. Впрочем, чтение такого рода автоматических «заключений» оставляет впечатление не слишком большой содержательности.

В этой связи важно отметить, что интерпретация многих показателей не может быть в достаточной степени формализована без учета большого числа качественных факторов, которые плохо поддаются формализации.

В [1] рекомендована следующая последовательность проведения финансового анализа. Разумеется, существуют и более «приземленные» альтернативы.

Сначала необходимо выявить миссию организации.

Целевая картина (миссия) – долгосрочная концепция развития организации.

Обычно миссия формулируется кратким определением основной цели существования и развития организации. Для ее практического воплощения она должна быть конкретизирована в виде совокупности целевых задач, требующих решения для ее реализации. Для контроля степени достижения целей необходимы количественные измерители – целевые (ключевые) показатели.

Система целевых показателей должна строиться с учетом:

– стадии жизненного цикла компании;

– приоритетных целевых задач развития.

Стадии жизненного цикла компании:

– создание;

– интенсивный рост;

– зрелость;

– старение.

На стадии создания основная цель – закрепиться на рынке. Поэтому основным показателем является объем продаж при обязательном контроле за расходованием денежных средств.

На стадии роста происходит значительное увеличение объемов продаж, формирование устойчивой клиентской базы. Рост выручки требует постоянных инвестиций в оборотный капитал и приводит к росту потребности в дополнительных источниках финансирования. Основная задача – обосновать такие темпы роста продаж, которые позволяют поддерживать платежеспособность. Основной контролируемый показатель – чистый денежный поток от текущей деятельности.

На стадии зрелости темпы роста стабилизируются. Обычно компания в состоянии генерировать устойчивый денежный поток. Важнейшими становятся показатели рентабельности вложения капитала и создания стоимости.

На стадии старения (спада) целевые показатели зависят от решения о продолжении или ликвидации бизнеса.

Выбор ключевых показателей зависит также от целевых задач на ближайшую перспективу.

Если основная цель – увеличение объема продаж, то ключевыми показателями являются объем продаж и доля рынка.

Если цель – повышение рентабельности, то – рентабельность инвестиций, рентабельность основного капитала.

Если цель – получение и изъятие прибыли, то – чистая прибыль, коэффициент дивидендных выплат.

Если цель – рост стоимости компании, то основными показателями являются величина капитализации, а также показатели создания стоимости.

Можно выделить следующие общие требования к целевым показателям.

1) Любой показатель должен иметь числовое выражение и четко определенный алгоритм расчета.

2) Показатели должны быть сопоставимы.

3) Целевые значения выбранных показателей должны быть достижимы и быть стимулом к развитию.

4) На каждой стадии жизненного цикла компании отдельные финансовые показатели имеют разную значимость.

5) Показатели оценки деятельности сотрудников должны быть им понятны.

6) Показатели должны способствовать мотивации персонала.

Оценку работы на базе финансовых показателей рекомендуется дополнять нефинансовыми показателями. Наиболее распространенной концепцией комплексного применения финансовых и нефинансовых показателей в настоящее время является сбалансированная система показателей Нортона-Каплана (BSC).

Для реализации поставленных целей и достижения ключевых показателей должна быть выработана финансовая стратегия организации. Она базируется на результатах стратегического финансового анализа, позволяющего выявить достаточно ли у организации ресурсов для достижения поставленных целей, обосновать выбор путей их достижения и выявить возможные риски.

Задачи стратегического финансового анализа:

– разработка различных сценариев финансового плана и оценка последствий их реализации;

– выбор ключевых показателей для всех сценарных вариантов финансового плана;

– обоснование значений ключевых показателей в различные временные периоды;

– оценка сбалансированности показателей;

– анализ чувствительности ключевых параметров деятельности к различным факторам риска.

Анализ финансовой стратегии в [1] рекомендуется начинать со SWOT-анализа. Его результаты оформляют в виде матрицы, в отдельных квадрантах которой отражаются сведения о сильных сторонах – конкурентных преимуществах организации, ее слабостях, возможностях развития и возможных угрозах (рисках), с которыми организация может столкнуться при реализации возможных путей развития.

Результаты SWOT-анализа позволяют:

– выявить направления, в которых сочетаются преимущества и возможности компании;

– своевременно понять и оценить основные проблемы;

– исключить слабые направления бизнеса.

В дополнение к SWOT-анализу могут быть проведены GAP- и PEST-анализ.

GAP-анализ – сравнение текущего состояния компании с желаемым положением дел в будущем.

PEST-анализ – анализ политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды.

Финансовая стратегия должна быть трансформирована в систему финансовых бюджетов, основными из которых являются:

– бюджет доходов и расходов;

– бюджет движения денежных средств;

– прогнозный баланс.

Выполнение бюджетов должно постоянно контролироваться. При возникновении существенных отклонений необходимо разрабатывать корректирующие мероприятия (и/или) корректировать бюджеты следующих периодов.

Таким образом, взаимосвязь стратегического и оперативного управления может быть представлена следующей последовательностью:

Миссия → Целевые задачи → Целевые показатели → Стратегия → Бизнес-план → Система бюджетов организации и структурных подразделений → Анализ степени соответствия фактических результатов поставленным целевым задачам