Вы здесь

Финансово-кредитные системы зарубежных стран. 2. Финансово-кредитные системы США, Канады и Японии ( Коллектив авторов, 2014)

2. Финансово-кредитные системы США, Канады и Японии

2.1. Финансово-кредитная система США

2.1.1. Современное состояние и особенности экономики США

Соединенные Штаты Америки, США (United States of America) – государство в Северной Америке. Столица – Вашингтон. Занимает четвертое место в мире по территории – 9 518 900 км2 и третье – по численности населения – 313,5 млн человек (2012). Число жителей страны с 2000 по 2012 г. увеличилось на 13,8 %.

Соединенные Штаты Америки граничат на севере с Канадой, на юге – с Мексикой, имеют также морскую границу с Россией. Омываются Тихим океаном с запада и Атлантическим океаном с востока.

Государство состоит из 50 штатов, являющихся равноправными субъектами федерации, столичного федерального округа Колумбия и зависимых территорий. Каждый штат имеет свою конституцию, законодательную, исполнительную и судебную власти.

Соединенные Штаты Америки делятся на округа – более мелкие административные единицы, меньшие штата и не меньшие города. Всего в стране насчитывается 3141 округ. Полномочия администрации округов и взаимоотношения с муниципальными властями расположенных на их территории населенных пунктов сильно различаются. Местной жизнью населенных пунктов управляют муниципалитеты.

По конституции США определенные полномочия для осуществления государственной власти переданы федеральному правительству США. Государственные полномочия, не определенные для передачи в ведение федерального правительства Конституцией, осуществляются штатами США.

В конституции страны заложен принцип разделения властей, по которому федеральное правительство состоит из законодательных, исполнительных и судебных органов, действующих независимо друг от друга.

Высший орган законодательной власти – двухпалатный конгресс США: нижняя палата – палата представителей; верхняя палата – сенат. Высший орган исполнительной власти – президент США. Президент – глава государства, главнокомандующий вооруженными силами. Существует пост вице-президента.

Соединенные Штаты Америки многие годы являются лидером мировой экономики, опережая все страны в производственном и экономическом развитии. Доля США в совокупном мировом ВВП составляет почти четвертую часть – 15,09 трлн дол. Достаточно высок и ВВП на душу населения – 46,7 тыс. дол. в 2010 г., 48,44 тыс. дол. в 2011 г.

Вторая мировая война дала новый толчок развитию экономики США, которые поставляли продукцию воюющим сторонам, что было очень прибыльно для американского бизнеса. Производственные мощности за годы войны увеличились на треть, производство сельскохозяйственной продукции – на 32 %. В 1945 г. доля США в мировом производстве (без учета социалистических стран) возросла до 60 %, доля в мировом экспорте – до 40 %.

Страна расположена во всех климатических поясах, что благоприятствует сельскому хозяйству и туризму, располагает более чем 100 видами полезных ископаемых. Из природных ресурсов наибольшую долю в объеме продукции добывающей промышленности в стоимостном выражении составляют энергоресурсы (90 %): нефть, уголь, природный газ, уран. Около 75 % добычи металлов приходится на железную руду и медь.

По годовому объему добываемой нефти страна находится на третьем месте в мире после Саудовской Аравии и России. Примерно столько же нефти, сколько добывается, ежегодно импортируется преимущественно из Мексики, Канады и Венесуэлы. Постоянно возрастают объемы добычи природного газа.

Соединенные Штаты Америки являются одним из лидеров в производстве промышленной продукции: топлива, электроэнергии, металлов, машин и оборудования, химических волокон, продуктов питания. В структуре промышленности сокращается удельный вес добывающих отраслей, что обусловлено импортом более дешевого сырья и продуктов его переработки из других стран, а также ужесточением экологических требований к производству.

На базе местных сырьевых ресурсов и значительных импортных поставок в США сложились четыре основных промышленных комплекса: топливно-энергетический, материалопроизводящий, машиностроительный, производство потребительских товаров.

Уверенно развиваются еще две важные отрасли – электроника и электротехника. США лидируют в мире по производству электротехнического оборудования, ЭВМ и другой электронной продукции. США – крупнейший мировой покупатель (13 % мирового импорта) и продавец (18 % мирового экспорта). Сельское хозяйство США поставляет на мировой рынок 50 % кукурузы, 20 % говядины, свинины, баранины, около одной трети пшеницы.

Глобализация бизнеса и новые информационные технологии способствовали реструктуризации экономики США, открытию новых рынков сбыта, стимулированию производства, ориентированного на внешний рынок. Глобальный рынок позволил американским компаниям стать конкурентоспособными, возросло качество продукции, снизились издержки и цены.

Конец XX в. (1996–2000) характеризуется для США высокими темпами экономического роста. В 2000 г. прирост реального ВВП составил 5 % – выше, чем в других развитых странах. Среднегодовой уровень безработицы за этот год сократился до 4 % и оказался самым низким с 1969 г.

Однако в начале XXI в. обозначилось определенное снижение важнейших экономических показателей страны. В 2006 г. в США разразился ипотечный кризис, причиной которого стал рост невозвратов жилищных кредитов заемщиками с низким уровнем платежеспособности, которые столкнулись с угрозой потери своих домов. При этом закладные конвертировались в финансовые инструменты и продавались инвесторам, среди которых были и крупнейшие финансово-кредитные учреждения. Волна дефолтов по закладным вызвала резкое снижение стоимости этих инструментов и привела к тому, что крупнейшие банки и инвестиционные компании мира понесли огромные убытки.

Кризис обострился и начал приобретать международные масштабы весной 2007 г., когда крупнейшая ипотечная компания США «Нью сэнчюри файненшел корпорэйшэн» (New Century Financial Corporation), занимающаяся кредитованием ненадежных заемщиков, ушла с Нью-Йоркской фондовой биржи. В течение нескольких месяцев понесли убытки или оказались банкротами десятки подобных компаний. Летом 2007 г. кризис затронул инвестиционные фонды крупнейших финансовых компаний, вложивших средства в ипотечные облигации.

В 2008 г. экономика США вошла в полосу рецессии. Конец года по экономическим показателям оказался худшим за последние 27 лет. Резко упали многие ключевые для экономики показатели: объемы экспорта, личного потребления, закупок автомобилей, оборудования и программного обеспечения.

В последние три месяца 2008 г. ВВП США с поправками на сезонность сократился на 6,3 % по сравнению с предыдущим кварталом. По итогам года экономический рост составил всего 1,1 %. Правительством США в рамках программы помощи финансовым организациям было выделено более 300 млрд дол. Все антикризисные расходы страны составили около 25 % ВВП.

Однако экономический спад продолжался. Во II квартале 2009 г. ВВП США сократился на 4,1 %. За весь год крупнейшая экономика мира уменьшилась на 2,6 %. В феврале этого года показатель безработицы в стране превысил 8 % и достиг максимального уровня декабря 1983 г. По итогам года 140 банков стали банкротами – самое большое количество несостоятельных банков после кредитного кризиса 1992 г.

С середины 2009 г. страна начала выходить из рецессии. За этот период экономика страны выросла почти на 7 %.

По состоянию на II квартал 2012 г. реальный рост ВВП составил 2,2 % к уровню конца 2007 г., когда началась рецессия. США пока медленно преодолевают рецессию. Серьезной проблемой страны является постоянно растущий долг федерального правительства. С сентября 2007 г. национальный долг растет на 3,89 млрд дол. в день. На 9 августа 2012 г. он составил 19,98 трлн дол., превысив 100 % от ВВП страны и величину прогнозных показателей.

В расчете на каждого жителя США, включая новорожденных, национальный долг на эту дату составил 50,8 тыс. дол. и продолжает расти.

Примерно 1/4 государственного долга находится у иностранцев, главным образом центральных банков других стран. Основными иностранными держателями государственного долга США являются Япония и Китай. Россия занимает восьмое место в рейтинге держателей государственного долга США (3,8 %).

В конечном счете проблемы в экономике США в начале второго десятилетия XXI в. являются одним из основных факторов, негативно влияющим на мировой финансовый рынок.

2.1.2. Денежная система: история зарождения и развития. Денежная единица и денежное обращение

Становление денежной системы на территории современных США проходило еще до принятия 4 июля 1776 г. «Декларации независимости», известившей миру об образовании нового государства. В 1690 г. колония Массачусетсского залива произвела первый выпуск бумажных краткосрочных обязательств (Short bills) для финансирования военных расходов. Однако эмиссия таких платежных средств имела разовый характер и в обращении продолжали использоваться английские фунты стерлингов и испанские серебряные доллары.

Доллар США как национальная денежная единица был введен Конгрессом в 1785 г. лишь после завершения Войны за независимость (1775–1783).

В 1792 г. в США была введена система денежного обращения, когда доллар мог чеканиться не только из серебра, но еще и из золота. Одной из особенностей денежной системы США являлось длительное существование биметаллизма.

В XVIII–XIX вв. в США предпринимались попытки централизовать и упорядочить денежную эмиссию. Правительство дважды (1791, 1816) учреждало эмиссионные институты – Первый и Второй банки США. Но эти мероприятия заканчивались неудачей.

В 1865 г. были созданы национальные банки, подчиненные федеральному законодательству, которым предоставлялось право выпуска банкнот. Особенностью банкнотной эмиссии являлось обязательное обеспечение банкнот государственными ценными бумагами. Однако эмиссия оставалась децентрализованной, поскольку ее осуществляло несколько тысяч национальных банков.

В 1873 г. денежной единицей США был признан золотой доллар, свободная чеканка серебра была официально отменена. Однако сторонникам биметаллизма вскоре удалось добиться сначала возобновления частичной чеканки серебра, а затем покупки его казначейством.

В 1900 г. наконец победили сторонники монометаллизма, представлявшие интересы крупной промышленной буржуазии и банков: был издан Акт о золотом стандарте, утвердивший в качестве денежной единицы страны доллар с содержанием золота в 1,50463 г. Однако серебряные доллары не были изъяты из обращения.

В 1913 г. был принят Федеральный резервный акт, который внес следующие изменения в денежную систему страны:

• была произведена централизация банкнотной эмиссии;

• система обеспечения банкнот вместо государственных ценных бумаг и коммерческих векселей была заменена золотом.

Согласно Федеральному резервному акту была создана система эмиссионных банков – Федеральная резервная система (ФРС). Вся территория США была разделена на 12 округов, в каждом из которых был учрежден федеральный резервный банк с капиталом не менее 4 млн дол. Банкноты федеральных резервных банков – федеральные резервные билеты – подлежали размену на золотые монеты и должны были обеспечиваться не менее чем на 40 % золотом, а на остальные 60 % – векселями на срок до трех месяцев, принимаемыми резервными банками к переучету от банков – членов ФРС.

До мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. особенностью денежной системы США было наличие золотомонетного стандарта. Это объясняется тем, что Соединенные Штаты вступили в Первую мировую войну незадолго до ее окончания, поэтому им не приходилось нести большие военные расходы и прибегать для их покрытия к инфляционному выпуску бумажных денег. Кроме того, после войны золотой запас страны значительно возрос, что способствовало сохранению свободного размена банкнот на золотые монеты.

Однако под влиянием кризиса 1929–1933 гг. золотомонетный стандарт был отменен. Этому сопутствовала девальвация доллара на 41 %. Фактически новое золотое содержание доллара было установлено на уровне 59 % от прежнего.

Послевоенная инфляция в США была вызвана гонкой вооружений и милитаризацией экономики, вызвавшими увеличение денежной массы. Если в 1939 г. масса наличных денег в обращении (включая банкноты, серебряные доллары, мелкие монеты и казначейские билеты) составляла 7,6 млрд дол., то в 1945 г. – 28,5, в 1955 г. – 31,2, в 1960 г. – 32,9, в 1965 г. – 42,1, а в июле 1972 г. – 62,4 млрд дол.

Вслед за кратковременным сокращением денежной массы в первое послевоенное пятилетие, начиная с 50-х гг. ХХ в., возобновился ее рост. В первой половине 50-х гг. этому способствовала американская агрессия в Корее, а во второй половине 60-х гг. – война во Вьетнаме.

Рост денежной массы в США опережал рост производства и товарооборота и носил инфляционный характер. С 1960 по 1967 г. наличная денежная масса увеличилась на 44 %, а розничный товарооборот в реальном выражении – на 26 %. В 1969 г. произошел кризисный спад промышленного производства США, но денежная масса продолжала расти. Поэтому уровень цен в США постоянно рос, а покупательная способность доллара падала. В итоге с 1945 по 1972 г. общий индекс потребительских цен повысился более чем вдвое, только за 1963–1972 гг. его рост составил 37 %.

В конце 1971 г. в результате ухудшения валютно-финансового положения США осуществили девальвацию доллара: официальная цена унции золота была повышена с 35 до 38 дол., а золотое содержание доллара снижено с 0,888671 до 0,818513 г. Это решение было реализовано в 1972 г., в результате конвертируемость доллара в золото, прекращенная ранее, не была восстановлена.

В начале 70-х гг. XX в. в связи с переходом ведущих западных стран к «плавающим» курсам фиксация официальной цены золота в долларах утратила свое значение. Ямайское валютное соглашение 1976 г. юридически отменило использование официальной цены золота в долларах как базы твердых валютных паритетов. Отменялась фиксация масштаба цен в золоте, оно стало продаваться свободно из государственных запасов и МВФ на аукционах, взносы в МВФ в золоте были заменены на СДР.

Антиинфляционные меры, принятые администрацией Р. Рейгана в 1981 г., способствовали снижению роста цен. В основу была положена монетаристская концепция регулирования экономики: повышение процентных ставок, ограничение денежной эмиссии, сокращение бюджетного дефицита, уменьшение дефицита платежного баланса, снижение налогов и сокращение военных расходов.

Конец XX – начало XXI в. характеризуется снижением инфляции в США, как и в других развитых странах. В период 1998–2000 гг. среднегодовой темп инфляции в США составлял 2,5 %.

В настоящее время США располагают следующей структурой денежного обращения, которую определяют три основных эмитента денег: министерство финансов (казначейство), Федеральная резервная система (ФРС) и коммерческие банки.

Министерств о финансов США выпускает мелкокупюрные (казначейские денежные) билеты от 1 до 10 дол., серебряные разменные монеты, так называемые неполноценные деньги, изготовленные из обычных металлов (никель, медь).

Федеральная резервная система в лице федеральных резервных банков выпускает банкноты, которые являются главным средством налично-денежного оборота страны, кредитные карточки.

Коммерческие банки эмитируют в основном векселя, чеки, электронные деньги, которые совместно образуют так называемые безналичные деньги. Они составляли в 1980 г. 70 % денежной массы и представлены текущими счетами и различными депозитами. При этом 90 % всех платежей США производится путем безналичных расчетов.

В свободном обращении присутствуют банкноты номиналом 1, 2, 5, 10, 20, 50 и 100 дол., а также монеты в 1, 5, 10, 25, 50 центов и 1 дол.

2.1.3. Кредитная система США: становление и принципы построения

Современная кредитная система США состоит из следующих основных звеньев:

• эмиссионных федеральных резервных банков;

• системы коммерческих банков;

• специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений.

Ядром банковской системы США является Федеральная резервная система, которая была создана в 1913 г. согласно Федеральному резервному акту. В управлении ФРС определяющую роль играет государство, однако форма собственности капитала является частной – акционерная с особым статусом акций.

Федеральная резервная система имеет следующую структуру:

• 12 региональных федеральных резервных банков;

• более 5,5 тыс. частных банков, получающих в обмен на вносимый резервный капитал неотчуждаемые акции федеральных резервных банков с фиксированным доходом.

Основные функции ФРС:

• выполнение обязанностей центрального банка США;

• поддержание баланса между интересами коммерческих банков и общенациональными интересами;

• обеспечение надзора и регулирования банковских учреждений;

• защита кредитных прав потребителей;

• управление денежной эмиссией (с нередко конфликтующими целями: минимизация безработицы, поддержание стабильности цен, обеспечение умеренных процентных ставок);

• обеспечение стабильности финансовой системы, контроль системных рисков на финансовых рынках;

• предоставление финансовых услуг депозитариям, в том числе правительству США и официальным международным учреждениям;

• участие в функционировании системы международных и внутренних платежей;

• устранение проблем с ликвидностью на местном уровне.

Система управления ФРС включает:

• Совет управляющих;

• Федеральный комитет по открытому рынку;

• Федеральный консультационный совет.

Совет управляющих Федеральной резервной системы возглавляют председатель и его заместитель (вице-председатель). Глава совета периодически встречается с президентом США и министром финансов для обсуждения вопросов денежно-кредитной политики. Председатель Совета управляющих имеет ряд обязанностей на международном уровне, в частности в МВФ и в качестве члена делегации США на саммитах «Большой восьмерки».

Совет управляющих состоит из семи постоянных членов, назначаемых президентом США с одобрения сената на 14 лет. Однако на практике многие члены Совета оставляют свою работу в ФРС до истечения этого срока по причине досрочной отставки.

В функции Совета управляющих ФРС входит:

• установление уровня обязательных резервов для кредитных учреждений;

• определение политики ФРС в операциях с ценными бумагами через Федеральный комитет по открытому рынку;

• установление учетных ставок 12 резервных банков;

• надзор за операциями федеральных резервных банков, банковскими холдингами и банками – членами ФРС, а также регулирование и надзор за другими категориями банковских институтов;

• утверждение бюджетов федеральных резервных банков.

Федеральный комитет по открытому рынку (ФКОР) – создан в 1935 г. для управления процессами купли-продажи ценных бумаг центрального правительства США федеральными резервными банками. В руководство Комитета входит 12 человек, в том числе семь членов Совета управляющих ФРС, президент Федерального резервного банка Нью-Йорка, который является постоянным членом Комитета, а также четыре президента остальных 11 федеральных резервных банков, которые сменяют друг друга 1 раз в год.

В соответствии с планами проведения операций на открытом рынке Федеральный резервный банк Нью-Йорка производит закупку либо продажу ценных бумаг федерального правительства США (в основном это облигации казначейства и долговые обязательства федеральных агентств) через дилеров, специализирующихся в данной области и имеющих свои представительства в Нью-Йорке.

Федеральный консультационный совет представляет собой своеобразный координационный орган для обеспечения связи между всей банковской системой страны. Он состоит из 12 членов, делегируемых от каждого федерального резервного банка. Консультационный совет собирается 4 раза в год на совместное заседание с управляющими из ФРС для обмена мнениями о состоянии финансово-экономических и денежно-кредитных отношений. Члены Федерального консультационного совета доводят эту информацию до сведения резервных банков в своих округах. Однако Совет управляющих ФРС не обязан выполнять рекомендации этого органа. Поэтому отсутствие реальной власти в области денежно-кредитных отношений делает Федеральный консультационный совет органом, не привлекающим особого внимания общественности.

Федеральные резервные банки США – название 12 региональных отделений ФРС, подчиненных Совету управляющих. Эти отделения географически расположены в 25 филиалах и осуществляют свои полномочия в закрепленных за ними штатах, называясь по имени тех городов, в которых находятся их штаб-квартиры (табл. 2.1).


Таблица 2.1

Федеральные резервные банки США




Каждое региональное отделение имеет собственный Совет директоров, не являющихся служащими банка, состоящий из девяти членов, поделенных на классы – A, B и C:

• три директора класса A выбираются банками – акционерами ФРС из собственных представителей (один от крупных банков, один от средних, один от малых);

• три директора класса B выбираются банками – акционерами ФРС от общественности – людей, не работающих в банковской системе (один от крупных банков, один от средних, один от малых);

• три директора класса C назначаются Советом управляющих ФРС.

В техническом смысле каждый из 12 федеральных резервных банков является не государственной организацией, а корпорацией. Эти банки находятся в крупных городах, и их акционерами являются обычные коммерческие банки.

Имеются существенные различия между федеральными резервными банками и коммерческими. Федеральные резервные банки проводят операции, не имея целью получение прибыли. Коммерческие банки-акционеры в отличие от обычных пайщиков получают дивиденды не более 6 % от деятельности федеральных резервных банков, а основной доход поступает государству. Фактически эти дивиденды являются платой за использование финансовых активов коммерческих банков. По законодательству США банки обязаны создавать резервные фонды и держать их преимущественно в федеральных резервных банках, которые в свою очередь могут их использовать при проведении своих операций.

Основные функции федеральных резервных банков:

• осуществление безналичных расчетов по чекам (клиринг чеков);

• выпуск новых банкнот и изъятие из обращения изношенных;

• предоставление учетных кредитов банкам в рамках резервных округов;

• осуществление связи между бизнесменами и ФРС;

• инспекция банков штатов;

• выдача разрешения на слияние кредитных учреждений;

• проведение вместе с казначейством операций на международных валютных рынках;

• поддержание покупательной способности национальной валюты (это в основном функция Федерального резервного банка Нью-Йорка);

• сбор информации об условиях хозяйственной деятельности в округах;

• проведение исследований по вопросам денежно-кредитной политики и издание аналитических и информационных бюллетеней.

Для того чтобы вступить в ФРС, коммерческий банк обязан приобрести в окружном Федеральном резервном банке акции на сумму, равную 3 % его акционерного капитала и нераспределенной прибыли.

Наряду с федеральными резервными банками банковская система США включает:

• коммерческие банки;

• инвестиционные банки.

Коммерческие банки по юридическому статусу подразделяются на национальные и штатные. Национальные банки функционируют согласно федеральным законам и в обязательном порядке входят в ФРС в качестве банков-членов, штатные – действуют в соответствии с законами отдельных штатов и по желанию входят либо не входят в ФРС.

Коммерческие банки являются основой банковской системы США, по сумме активов они занимают первое место. В настоящее время их насчитывается около 7 тыс. Крупнейшие из них: «Морган Чэйс бэнк» (JPMorgan Chase Bank), «Ситибэнк» (Citibank), «Бэнк оф Америка» (Bank of America) и др.

Современное состояние банковской системы США характеризуется углублением процесса глобализации, интернационализации и роста транснациональных компаний.

Особую роль в банковской системе США играют инвестиционные банки, которые осуществляют два главных вида операций с ценными бумагами: гарантирование эмиссии ценных бумаг и непосредственное размещение ценных бумаг компании. Среди крупнейших инвестиционных банков необходимо выделить «Меррил Линч» (Merryl Lynch), «Пирс» (Pirs) и др.

В последние годы на рынке ссудных капиталов США заметно повысилась роль специальных кредитно-финансовых институтов. Это обусловлено как обострившейся конкурентной борьбой за долгосрочные сбережения, так и усилившейся дифференциацией функций кредитных институтов.

Важное место в кредитной системе США занимают страховые компании. Они привлекают огромные денежные средства. Главный объект их инвестиций – облигации корпораций, государственные ценные бумаги. Страховые монополии США контролируют значительную часть страхового рынка индустриально развитых стран. В 2011 г. на первое месте в мире по показателю капитализации среди страховых компаний (172 млрд дол.) находилась «Америкэн интернейшэл групп» (American International Group – AIG). Компания занимает второе место в мире по страхованию недвижимости и от несчастных случаев и первое место в США по страхованию жизни. Страховой гигант насчитывает около 100 тыс. сотрудников и работает примерно с 50 млн клиентов в более чем 100 странах мира.

Пенсионные фонды стали играть важную роль на рынке ссудных капиталов после Второй мировой войны. Средства частных пенсионных фондов в основном вкладываются в акции и облигации корпораций. В этом отношении они конкурируют с инвестиционными компаниями, которые, покупая акции торгово-промышленных и транспортных фирм, выпускают на рынок собственные обязательства. Средства государственных пенсионных фондов инвестируются в облигации казначейства.

Конец ознакомительного фрагмента.