Вы здесь

Финансовое проектирование лизинговых сделок. 2. Баланс интересов участников лизингового процесса (Е. В. Корнилова, 2015)

2. Баланс интересов участников лизингового процесса

Другим вопросом, встающим в процессе заключения лизинговой сделки, является поиск баланса интересов ее участников. Баланс интересов и пути его достижения является вопросом довольно древним, все когда-либо существовавшие цивилизации сталкивались с необходимостью поиска путей достижения баланса между желаниями народа и стремлениями правителей.

Для понятия «баланс интересов» отличительным признаком является его универсальность. Баланс интересов является средством решения конфликтов в различных областях и сферах деятельности. К сожалению, в настоящее время проблема поиска баланса интересов разработана недостаточно. Даже само определение «баланса интересов» трактуется по-разному.

На протяжении последних десятилетий активно возникают и развиваются теории поиска баланса интересов. Рассмотрим некоторые из них.

Теория заинтересованных сторон (stakeholders theory)[26] – одна из теорий, рассматривающая взаимоотношения между различными участниками бизнеса (stakeholders).

Формирование теории происходило в период с 1984 по 1992 гг. спонтанно под влиянием множества различных работ и исследований, что стало причиной наличия в ней разнообразных, порой спорных утверждений различных авторов, отсутствия четкой методологии и понятийно-категорийного аппарата.[27] Развитие теории продолжается и сейчас.

Теория заинтересованных сторон утверждает, что в процессе принятия решений менеджеры должны учитывать интересы всех участников бизнеса. Данная теория ставит вопрос о том, возможно ли достижение целей компании по максимизации ее стоимости и росту прибыли без учета интересов связанных сторон?

Теория заинтересованных сторон разделяет участников на первичных и вторичных. Данная градация была впервые озвучена в 1984 г. Фрименом. Первичные участники являются высоко значимыми для развития любой компании, к ним относят: акционеров, менеджеров, поставщиков, клиентов, сотрудников. Так, например, неспособность в 1991 г. компании Dow Coming убедить общественность и потребителей в качестве и безопасности своей продукции привела к ликвидации отделения компании, занимавшего до этого лидирующие позиции в своей рыночной нише.

К вторичным относятся участники, предоставляющие ресурсы общего характера. Учет их интересов в основной деятельности компании не производится.

Данная теория остается популярной уже многие десятилетия. Одной из причин подобной популярности является отсутствие в положениях теории четких критериев принятия решений, что позволяет, в свою очередь, лицам, принимающим решения, опираться, прежде всего, на личные интересы и только затем на интересы компании.

Так же теория заинтересованных сторон не дает ответа на вопрос, чьи конкретно интересы должны быть сбалансированы? Если учитывать интересы всех, кто может оказать влияние на организацию, то количество сторон может стать бесконечным. Разумно предположить, что количество сторон, которые стоит учитывать в расчетах, должно быть ограниченным. При этом, анализируя данную теорию, мы не находим ответа, как разделить участников бизнес-процессов на определенные группы.

Еще одной теорией поиска баланса интересов является система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard). Система сбалансированных показателей – это концепция управления, разрабатываемая и внедряемая предприятиями во всем мире, независимо от отрасли и размера, направленная на реализацию определенной стратегии[28].

Система сбалансированных показателей, разработанная Робертом Капланом и Дэвидом Нортоном, базируется на том положении, что финансовые меры не всегда достаточны, чтобы управленческие решения были эффективными. В конце 80-х гг. профессоры Роберт Каплан и Давид Нортон провели исследование 12 компаний, [29] которое показало, что компании, учитывающие только финансовые показатели, постепенно теряют преимущества на рынке. Подобный вывод базируется на заключении, что в современном мире лояльность клиентов, уровень брэнда, инновации, начинают оказывать все большее воздействие на позицию компании в деловом сообществе. Отсутствие мотивации у сотрудников компании по повышению эффективности реализуемой корпоративной стратегии базируется на неполном понимании своей роли в данном процессе.

Р. Каплан и Д.Нортон выделили 4 этапа построения эффективного ССП:

• превращение стратегии компании в совокупность целей;

• формирование причинно-следственных связей;

• планирование порядка достижения установленных показателей;

• этап обратной связи и обучения. [30]

Система сбалансированных показателей по Р. Каплану включает четыре компоненты: финансовую, клиентскую, внутренних бизнес-процессов и обучения и развития персонала. [31] Они находят свое отражение в финансовых и нефинансовых показателях. Их более подробное описание представлено на рисунке 3.


Источник: составлено автором на основе анализа научных трудов

Рис. 3. Четыре компоненты системы сбалансированных показателей


С момента возникновения данной теории появилось множество доработок и дополнений, например, интеграция системы сбалансированных показателей с системой управления рисками.[32] Баланс интересов в системе сбалансированных показателей охватывает поиск баланса между финансовыми и нефинансовыми показателями, настоящими и будущими результатами компании, нахождение и сохранение баланса между внутренними и внешними аспектами функционирования компании.

Можно сказать, что система сбалансированных показателей – одна из наиболее удачных попыток поиска баланса интересов за все время разработки данного вопроса. Совмещение данной теории с теорией заинтересованных групп представляет собой перспективное направление развития экономической мысли.

Еще одно интересной попыткой поиска баланса интересов является «Этическая модель решения» (Ethical Decision Model).[33] Суть теории в том, что поиск баланса интересов должен производиться с этической точки зрения.

Конец ознакомительного фрагмента.