Вы здесь

Финансовое право. Часть I. 4. Структура бюджета: доходы и расходы (М. В. Лушникова, 2013)

4. Структура бюджета: доходы и расходы

Любой бюджет формируется по доходам и расходам. Группировка доходов и расходов в любом уровне бюджета по статьям должна осуществляться в соответствии с единой бюджетной классификацией РФ. Бюджетная классификация РФ утверждается федеральным законом. Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Расходы бюджета – это публичные затраты государства и муниципальных образований в целях обеспечения задач и функций государства на основе закона о бюджете в течение установленного срока. Иными словами, расходы бюджета – это выплачиваемые из бюджета денежные средства за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета.

Формирование расходов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, которые обусловлены разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Исполнение этих расходных обязательств должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов. Расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году, представляют собой бюджетные обязательства РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.

Расходные обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Расходы бюджетов осуществляются в соответствии со следующими основными принципами: законности, федерализма, приоритетности государственных и муниципальных публичных расходов, целевого направления средств, режима максимальной эффективности и экономии.

Классификация расходов. Функциональная классификация расходов бюджетов отражает фундаментальные направления обеспечения финансирования государства и наиболее важные сферы жизнедеятельности граждан Российской Федерации. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:

1) общегосударственные вопросы (функционирование Президента Российской Федерации; высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования; законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований; Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций; обеспечение деятельности судебной системы, финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора; международные отношения и международное сотрудничество и другие общегосударственные вопросы;

2) национальная оборона (Вооруженные силы Российской Федерации; модернизация Вооруженных сил Российской Федерации и воинских формирований и др.)

3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность (органы прокуратуры и следствия; органы внутренних дел;

внутренние войска; органы юстиции; гражданская оборона; обеспечение пожарной безопасности; миграционная политика и др.)

4) национальная экономика (общеэкономические вопросы; топливно-энергетический комплекс; исследование и использование космического пространства; сельское хозяйство и рыболовство; транспорт; дорожное хозяйство (дорожные фонды); связь и информатика и др.);

5) жилищно-коммунальное хозяйство;

6) охрана окружающей среды;

7) образование;

8) культура, кинематография;

9) здравоохранение;

10) социальная политика (пенсионное обеспечение; социальное обслуживание населения; социальное обеспечение населения; охрана семьи и детства; прикладные научные исследования в области социальной политики; другие вопросы в области социальной политики);

11) физическая культура и спорт;

12) средства массовой информации;

13) обслуживание государственного и муниципального долга (обслуживание государственного внутреннего и муниципального долга; обслуживание государственного внешнего долга);

14) межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В теории бюджетного права в зависимости от их экономического содержания (экономическая классификация расходов) расходы подразделяются на текущие расходы и капитальные расходы. Действующая редакция БК РФ данной классификации расходов не предусматривает. Текущие расходы – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий или субвенций на текущее функционирование и др. Капитальные расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающих инновационную и инвестиционную деятельность юридических лиц в соответствии с утвержденными инвестиционными программами, предоставление юридическим лицам бюджетных кредитов на инвестиционные цели и др.

Формы расходов бюджета. Согласно БК РФ (ст. 69) расходы бюджетов осуществляются в форме бюджетных ассигнований. Бюджетные ассигнования – это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

К бюджетным ассигнованиям, согласно БК РФ (ст. 69), относятся ассигнования:

– на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;

– на социальное обеспечение населения;

– на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями;

– на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам;

– на предоставление межбюджетных трансфертов;

– на предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

– на обслуживание государственного (муниципального) долга;

– на исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Порядок размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд регламентируется Федеральный законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ 8.

В расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) – резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций. Размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) устанавливается законами (решениями) о соответствующих бюджетах и не может превышать 3 % утвержденного указанными законами (решениями) общего объема расходов. Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Кроме резервных фондов исполнительных органов власти, бюджетным законодательством предусматривается создание резервного фонда Президента Российской Федерации в размере не более 1 % утвержденных расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период (ст. 82 БК). Средства резервного фонда Президента Российской Федерации используются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов. Использование бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента Российской Федерации не допускается.

Финансирование бюджетных учреждений . Бюджетное финансирование – это предоставленное в безвозвратном порядке денежное обеспечение, выделение (ассигнование) денежных средств из государственного (местного) бюджета на расходы, связанные с осуществлением государственных заказов, выполнением государственных программ, содержанием государственных организаций.

Бюджетное финансирование осуществляется в форме выделения денежных средств (бюджетных ассигнований) по определенному назначению для достижения общегосударственных целей или для покрытия расходов отраслей, предприятий, организаций, находящихся на полном либо частичном государственном денежном обеспечении. За счет средств государственного и местного бюджетов осуществляется содержание не только государственного аппарата, органов управления, армии, но и частично организаций, учреждений.

Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным.

Финансирование учредителем автономных и бюджетных учреждений из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ может осуществляться в трех основных формах:

1) субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием (далее – госзадание) государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ);

2) субсидии на иные цели;

3) бюджетные инвестиции9.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ государственное (муниципальное) задание – документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Госзадание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами учреждения. Согласно п. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения госзадания. Финансовое обеспечение выполнения госзадания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидии. Размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках госзадания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества. Предоставление бюджетному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, заключаемого бюджетным учреждением и учредителем.

Не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетному учреждению на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с госзаданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), используются в очередном финансовом году на те же цели. Субсидии, предоставленные бюджетным учреждениям, отнесены Налоговым кодексом РФ к средствам целевого финансирования. Следовательно, субсидии, полученные в качестве бюджетного финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений, не включаются в состав налогооблагаемых доходов.

Если при старом порядке финансирования по смете бюджетные учреждения были заинтересованы в простой трате бюджетных денег и обосновании расширения сметы на следующий год, то при новом – по выделяемым субсидиям бюджетные учреждения вынуждены ориентироваться на эффективное использование бюджетных средств и повышение качества предоставляемых услуг. Соответственно, действующий ныне принцип финансирования бюджетных учреждений более прогрессивный, так как создает экономические стимулы повышения качества оказываемых услуг.

В качестве второй формы финансирования бюджетных учреждений выступают субсидии на иные цели. Возможность предоставления субсидии на иные цели из бюджетов бюджетной системы бюджетным учреждениям определена ст. 78.1 БК РФ. Кроме этого, в статье указано, что порядок определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией. На практике такие субсидии предоставляются на следующие затраты: осуществление капитального ремонта и приобретение основных средств, не включаемых в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного (муниципального) задания; возмещение ущерба в случае чрезвычайной ситуации и др. Не использованные в текущем финансовом году остатки субсидий на иные цели, предоставленных из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. Остатки средств, перечисленные в соответствующий бюджет, могут быть возвращены бюджетным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением соответствующего главного распорядителя бюджетных средств. Конкретные условия предоставления целевых субсидий определяются в соответствующем соглашении, заключаемом между учредителем и получателем субсидии. Предоставление целевых субсидий рассматривается как форма оказания дополнительной финансовой поддержки бюджетным учреждениям. Несмотря на то что учредитель больше не несет субсидиарной ответственности по обязательствам бюджетных учреждений, законодательство не устанавливает прямого запрета на использование целевых субсидий для погашения кредиторской задолженности учреждений.

В качестве третьей формы финансирования бюджетных учреждений за счет бюджетных источников служат бюджетные инвестиции. Согласно действующему законодательству, инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. В соответствии со ст. 6 БК РФ под бюджетными инвестициями понимают бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. Следовательно, бюджетные инвестиции представляют собой одну из форм финансирования учреждения, предполагающую направление средств из бюджета учредителя на создание или увеличение стоимости государственного (муниципального) имущества. Они по своей природе представляют выплаты разового характера, направляемые на увеличение стоимости основных средств учреждений.

БК РФ (ст. 79) допускает возможность осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений. При этом предоставление бюджетных инвестиций бюджетному учреждению влечет соответствующее увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления бюджетного учреждения. Не использованные в текущем финансовом году остатки бюджетных инвестиций, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, подлежат перечислению учреждениями в соответствующий бюджет. Остатки средств, перечисленные бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет, могут быть возвращены бюджетным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением соответствующего главного распорядителя бюджетных средств. Следовательно, бюджетные инвестиции являются важным элементом финансирования бюджетных учреждений, позволяющим увеличивать стоимость имущества, закрепленного на праве оперативного управления за счет средств учредителя. Они предоставляются в форме разовых капитальных вложений в основные средства бюджетных учреждений. Бюджетные инвестиции, как правило, носят разовый характер и предоставляются бюджетным учреждениям в форме капитальных вложений в объекты, переданные учредителем на правах оперативного управления.

Лицевые счета федеральным бюджетным учреждениям, бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации, муниципальным бюджетным учреждениям для учета операций со средствами, поступающими им в соответствии с законодательством Российской Федерации, открываются и ведутся соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, финансовых органах муниципальных образований. В соответствии с заключенным с высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования) соглашением территориальные органы Федерального казначейства открывают и ведут лицевые счета для учета операций бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных бюджетных учреждений) в порядке, установленном Федеральным казначейством.

Бюджетные и автономные организации получателями бюджетных средств не являются. Получателем бюджетных средств наряду с государственными органами, органами местного самоуправления и местной администрации является казенное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.

Финансирование казенных учреждений . Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Бюджетной сметой называется документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения, а лимитом бюджетных обязательств – объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году и в плановый период.

Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств. Нарушение казенным учреждением этого требования настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

Конец ознакомительного фрагмента.