Вы здесь

Финансовое право. Особенная часть (Л. Г. Вострикова, 2009)

Особенная часть

Тема 4 Бюджетное право Российской Федерации

4.1. Понятие, роль и правовая форма государственного и местного (муниципального) бюджетов

Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем что Россия – федеративное государство с республиканской формой правления (п. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации), под бюджетом государства понимают бюджет Российской Федерации (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации (региональный бюджет).

Любой бюджет можно рассматривать в разных аспектах:

как экономическая категория, бюджет представляет систему финансово-экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования бюджетных средств;

в материальном аспекте государственный, как и местный, бюджет представляет собой централизованный, в масштабах определенного государственного или муниципального образования, денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления.

Понятие бюджета имеет и юридический аспект. В этом случае он рассматривается как правовой акт. В таком смысле бюджет – основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления.

Данный финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Согласно ст. 11 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Бюджетный кодекс РФ (ст. 6) закрепил понятие бюджета – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Федеральный бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации (ст. 13 БКРФ).

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 14 БКРФ).

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования (ст. 15 БКРФ).

Консолидированный бюджет — свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами (ст. 6 БКРФ).

Согласно ст. 13 БК РФ федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации, который используется для расчета и анализа.

Роль и экономический смысл бюджета выражается в том, что он создает финансовую базу функционирования государства и муниципальных образований, выполнения ими своих задач. В то же время и государственный аппарат, и органы местного самоуправления содержатся за счет средств соответствующего бюджета.

Значение государственного бюджета обусловлено не только величиной концентрируемых в нем средств. В непосредственной взаимосвязи с бюджетом и под его воздействием функционируют все другие звенья финансовой системы.

Наличие бюджета создает возможности для маневрирования при распределении средств на потребности общества с учетом их приоритетности на определенном отрезке времени для страны в целом и ее регионов. В результате бюджет служит реализации задач, наиболее значимых для общества на каждом конкретном периоде его развития.

К основным функциям бюджета можно отнести: перераспределение национального дохода; государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение социальной политики; контроль за состоянием экономики.

4.2. Бюджетное право и бюджетные правоотношения

В связи с функционированием государственных и местных бюджетов возникает круг общественных отношений, который регулируется особым подразделением (подотраслью) финансового права – бюджетным правом.

Указанные отношения возникают в связи с осуществлением государством и муниципальными образованиями бюджетной деятельности, т. е. деятельности по образованию, перераспределению и использованию централизованных денежных фондов, аккумулированных в бюджетах страны.

Бюджетное право – центральный раздел особенной части финансового права, связанный с другими разделами и институтами последнего, что обусловлено положением бюджета в финансовой системе Российской Федерации, его координирующей ролью.

Образование и использование бюджета в правовом государстве предполагает наличие особой группы норм, специально регулирующих возникающие в связи с этим процессом общественные отношения.

Институт бюджетного права является самым крупным в системе финансового права и представляет собой его подотрасль. От бюджетного права зависит направление развития других институтов финансового права (налоговое право, государственный кредит, государственные внебюджетные фонды и т. д.).

Предмет бюджетного права представляет собой разнообразный круг общественных отношений, которые оно регулирует. Специфика состоит в том, что:

бюджетное право регулирует отношения Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и соответствующих органов представительной и исполнительной власти;

эти отношения возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов государства (в том числе субъектов Российской Федерации) и муниципальных образований, имеющих общее значение для соответствующей территории.

Бюджетное право Российской Федерации—совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в сферах бюджетного устройства Российской Федерации, структуры и порядка распределения доходов и расходов бюджетной системы, компетенции государства и муниципальных образований в области бюджета, а также бюджетного процесса.

Важнейшими принципами бюджетного права являются принципы федерализма и развития местного самоуправления, свойственные финансовому праву в целом.

Принцип федерализма можно охарактеризовать как оптимальное сочетание интересов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в сфере бюджетной деятельности.

Принцип развития местного самоуправления выражается в закреплении полномочий органов местного самоуправления по самостоятельному формированию и исполнению местного бюджета в целях решения задач местного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Бюджетное право можно представить в двух аспектах.

С одной стороны, бюджетное право – это подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность норм, регулирующих отношения в сфере бюджетной деятельности государства и муниципальных образований (или в области образования, перераспределения и использования денежных фондов аккумулированных в бюджетах страны).

С другой стороны, бюджетное право – это совокупность норм, регулирующих отношения по установлению бюджетного устройства и бюджетной системы страны, структуры доходов и расходов бюджетной системы и распределению их между бюджетами разного уровня, по разграничению бюджетной компетенции между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления, по организации бюджетного процесса, контроля за исполнением бюджета и реализацией ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Материальные нормы бюджетного права устанавливают бюджетное устройство и бюджетную систему в Российской Федерации, состав доходов и расходов и т. д.

Процессуальные нормы бюджетного права, распределяясь по стадиям бюджетного процесса, четко регламентируют процедурные вопросы, связанные с бюджетной деятельностью управомоченных органов.

Носители юридических прав и обязанностей в отношениях по образованию, распределению и использованию бюджетов всех уровней именуются субъектами бюджетного права. Субъекты бюджетного права либо принимают участие в распределении доходов и расходов между различными видами бюджетов, либо являются участниками бюджетного процесса, либо получают из бюджета денежные средства в форме бюджетного финансирования или бюджетного кредитования. Субъектный состав бюджетного права характеризуется тем, что все субъекты являются коллективными.

Можно выделить три группы субъектов бюджетного права: государство и его территориальные подразделения – Российская Федерация в целом; субъекты Российской Федерации (республики, края, области, автономная область, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург; муниципальные образования; закрытые административно-территориальные образования); государственные и административно-территориальные образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, местные административно-территориальные образования);

органы государственной власти и местного самоуправления – представительные (законодательные) органы государственной власти и местного самоуправления; исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления; государственные юридические лица.

Основным правом Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований является право на соответствующий бюджет (ст. 71, 132 Конституции Российской Федерации).

В ходе бюджетной деятельности субъекты бюджетного права вступают в бюджетные правоотношения, содержание которых представляет собой реализацию прав и выполнение обязанностей (т. е. бюджетных полномочий) указанными субъектами.

Вступая в общественные отношения для реализации своих прав и выполнения обязанностей, субъекты бюджетного права становятся участниками (субъектами) бюджетных правоотношений.

Бюджетные правоотношения – это урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, возникающие в ходе бюджетной деятельности. Особенность бюджетных правоотношений состоит в том, что они длятся не более года, нося при этом непрерывный характер, так как возобновляются из года в год.

Бюджетным правоотношениям свойственны следующие особенности, касающиеся их содержания и субъектного состава:

они возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованного государственного или муниципального денежного фонда соответствующей территории;

права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета как основного финансового плана государства, государственного или муниципального образования;

в бюджетных правоотношениях обязательно участвуют государство, государственные или муниципальные образования, или соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления, представляющие их интересы;

бюджетные правоотношения, как правило, не могут длиться более одного года и прекращаются в конце соответствующего года, что не исключает возникновения нового бюджетного правоотношения между теми же субъектами.

Бюджетные правоотношения, как и нормы бюджетного права, могут быть материальными и процессуальными.

Достижение сбалансированности бюджета в целом возможно только в результате повседневной деятельности государственных органов, называемой бюджетным регулированием, направленным на перераспределение доходов и расходов между бюджетами всех уровней. Возникающие при этом общественные отношения являются межбюджетными отношениями – отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Принципы межбюджетных отношений:

распределение и закрепление расходов по определенным уровням бюджетной системы;

разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы;

равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенство бюджетных прав муниципальных образований;

выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

равенство всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

К источникам бюджетного права относится прежде всего Конституция Российской Федерации. Так, в ст. 71, 72 и 132 определены компетенция Российской Федерации, совместная компетенция Российской Федерации и ее субъектов, компетенция органов местного самоуправления в области бюджетной деятельности. В статьях 101, 104–106, 114 установлен порядок рассмотрения, утверждения и принятия Закона о федеральном бюджете.

Основным источником бюджетного права является Бюджетный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 января 2000 г. (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ)[10].

Кроме того, в систему источников бюджетного права входит блок ежегодных законов о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год, а также специальные законы.

Общая структура бюджетного законодательства представлена в ст. 2 БК РФ, в соответствии с которой бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации об их бюджетах на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения.

Конец ознакомительного фрагмента.