Вы здесь

Финансовое право. Глава III Бюджетное право россии (Д. А. Шевчук)

Глава III Бюджетное право россии

Чтение книг – престижно, современно, выгодно.

Знания – тоже капитал, который всегда с тобой.

Шевчук Денис

§ 1. Бюджет и бюджетное право

В юридической и экономической литературе понятие «бюджет» рассматривается в разных аспектах. Бюджет определяется как экономическая категория, т. е. совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Как правовая категория, бюджет – это основной финансовый план государства, роспись его доходов и расход. Рассматривается бюджет и в материальном смысле. По своему материальному содержанию бюджет – это государственный централизованный фонд денежных средств. Бюджет определяется как форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимают бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально-экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на конкретный год. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации. Бюджету государства (федеральному) придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона.

Средства федерального бюджета должны использоваться с соблюдением норм федерального закона, утвердившего его. Например, средства федерального бюджета на …..г. должны были направляться в соответствии с Федеральным законом «О Федеральном бюджете на …. год» от 31 декабря ….. г. на: – государственное управление, в том числе на функционирование федеральных органов законодательной (представительной) и исполнительной власти; – международную деятельность (в том числе на международное сотрудничество, реализацию международных договоров Российской Федерации); – национальную оборону (в том числе на строительство и содержание Вооруженных Сил Российской Федерации); – правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства; – федеральную судебную систему; – фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; – промышленность, энергетику и строительство; – сельское хозяйство и рыболовство; – охрану окружающей природной среды и природных ресурсов; – транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику; – образование; – здравоохранение и физическую культуру; – иные расходы.

На уровне образований местного самоуправления (районов, городов, районов в городах, сел, поселков) создаются местные бюджеты.

Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования бюджетов государства и местных бюджетов, чрезвычайно разнообразны и сложны. Они возникают в процессе установления бюджетной системы РФ, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также в процессе составления и утверждения отчетов об их исполнении (Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ). Указанные отношения регламентируются · нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право. Бюджетное право – основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы",устанавливающие структуру бюджетной системы Российской Федерации, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.

Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные. Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы Российской Федерации, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т. д. К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, Общественные отношения, урегулированные нормами бюджетного права, приобретают форму бюджетных правоотношений. Бюджетные правоотношения, являясь одним из видов финансовых правоотношений, характеризуются всеми признаками, свойственными любому финансовому правоотношению. Но одновременно они имеют свои особенности, свойственные только этому виду финансовых отношений. Так, субъектами бюджетного правоотношения являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, местные (муниципальные) самообразования, органы государственной власти всех трех ветвей, государственные юридические лица.

Субъект бюджетного правоотношения либо принимает участие в распределении доходов и расходов между различными видами бюджетов, либо является участником бюджетного процесса, либо получает из бюджета денежные средства в форме бюджетного финансирования или бюджетного кредитования (бюджетной ссуды). Субъекты бюджетного правоотношения обладают одним из перечисленных выше признаков или несколькими признаками одновременно. Характерной особенностью бюджетного правоотношения является то, что оно не может, как правило, длиться свыше одного года и прекращается в конце соответствующего года, что не исключает возникновения нового бюджетного правоотношения между теми же субъектами. Важнейшими нормативными актами, регулирующими бюджетные отношения, являются: Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ, Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР» от 10 октября 1991 г.; Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993 г.; Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996г.; Указ Президента РФ «О некоторых изменениях в налогообложении и взаимоотношениях бюджетов различных уровней» от 22 декабря 1993 г. и др. Особое место в регулировании бюджетных отношений занимают нормативные акты, издаваемые Правительством РФ, правительствами республик в составе РФ, главами администрации других субъектов Федерации, органами местного самоуправления. Значительную роль в регулировании бюджетных отношений играют нормативные акты Министерства финансов РФ, министерств финансов субъектов РФ, финансовых органов других субъектов Федерации.

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права, образуют бюджетное законодательство.

В юридической литературе содержится большое количество работ, посвященных исследованию бюджетного права, в частности полномочий различных субъектов бюджетного права. Эти полномочия выражаются в праве: получать определенные бюджетные доходы, распределять бюджетные средства по своему усмотрению, самостоятельно исполнять бюджет, используя предусмотренные им ассигнования. Бюджетные права Российской Федерации реализуются органами государственной власти: Федеральным собранием, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации. Бюджетные права субъектов Российской Федерации реализуются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Бюджетные права местных (муниципальных) образований реализуются соответствующими органами местного самоуправления.

В соответствии с Законом РФ от 15 апреля 1993 г. проведено разграничение компетенции представительных и исполнительных opгaнов власти субъектов Российской Федерации в области бюджетных отношений по формированию, использованию внебюджетных фондов и валютных фондов.

Положение о каждом внебюджетном и валютном фонде утверждается соответствующим представительным органом власти, принявшим решение об их образовании, в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации. Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. гарантирует судебную защиту бюджетных прав. В статье 2 вышеназванного Закона закреплена норма, согласно которой в случае нарушения вышестоящим органом власти положений Закона соответствующий представительный или исполнительный орган власти вправе обратиться за защитой своих прав в арбитражный суд.

§ 2. Основы бюджетного устройства Российской Федерации

Бюджетное устройство государства определяется его государственным устройством, закрепленным в Конституции РФ. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ, Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.

Бюджетное устройство определяется Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. как организация бюджетной системы и принципы ее построения.

Структура бюджетной системы, ее организация, взаимоотношения между различными звеньями бюджетной системы определяются соответствующим законодательством. Так, Закон СССР от 30 октября 1959 г. «О бюджетных правах Союза ССР и союзных республик» определял бюджетную систему СССР как систему бюджетов, существующих на территории СССР, которые объединялись в единый государственный бюджет СССР. Государственный бюджет СССР состоял более чем из 50 тысяч бюджетов. В связи с распадом СССР в России установлена новая бюджетная система.

Бюджетная система Российской Федерации в соответствии с Законом РФ от 15 апреля 1993 г. состоит из республиканского бюджета РФ; бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. При этом консолидированные бюджеты как свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего субъекта Федерации используются только для расчетов и анализа.

Важнейшими принципами бюджетного устройства РФ являются единство, самостоятельность, полнота, реальность и гласность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ.

Единство бюджетной системы обеспечивается единством правовой базы, использованием единых бюджетных классификаций, единством форм бюджетной документации, представлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированного бюджета РФ и бюджетов субъектов Федерации, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Единство бюджетной системы базируется на взаимодействии всех видов бюджетов, осуществляемого путем использования регулирующих источников дохода, и гарантируется единой социально-экономической политикой, проводимой в Российской Федерации.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и самостоятельности расходования. Уровень закрепленных доходов (за исключением районных бюджетов районов в городах) должен составлять не менее 70% доходной части минимального бюджета соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования. Для достижения этого уровня в процессе бюджетного регулирования вышестоящие представительные органы закрепляют за бюджетами нижестоящего территориального уровня полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на долговременной основе (не менее чем на пять лет) любые регулирующие доходы, а также могут передавать в эти бюджеты свои закрепленные доходы.

Полнота и реальность бюджетов основываются на их сбалансированности, что достигается применением механизма бюджетного регулирования и является важнейшим направлением бюджетной политики Российской Федерации и ее субъектов.

Соблюдение принципа «полноты и реальности» особенно важно в условиях инфляции и спада производства, когда расходы государства превышают его доходы и в бюджете фиксируется предельный размер дефицита.

В соответствии с законодательством расходы бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему, разделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт (восстановительный) жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы.

Минимальный бюджет – расчетный объем доходов соответствующего консолидированного бюджета, покрывающий гарантированные соответствующим вышестоящим органом власти минимально необходимые расходы, часть которых в случае недостаточности расчетного объема закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулирующих доходов, дотациями и субвенциями.

К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие территорий, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иные расходы на расширенное воспроизводство. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, что означает пропорциональное снижение государственных расходов (5, 10, 15% и так далее) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи, которые определяются при утверждении бюджета на соответствующий период. Источники покрытия дефицита Федерального бюджета определяются Федеральным законом «О Федеральном бюджете на соответствующий год». В частности, покрытие дефицита бюджета может осуществляться за счет эмиссии государственных ценных бумаг или использования кредитных ресурсов.

Гласность бюджетов должна обеспечиваться в бюджетном процессе, особенно на стадии обсуждения и утверждения бюджетов, а также на стадии составления и утверждения отчета об их исполнении. В соответствии с Законом РФ от 15 апреля 1993г. решения представительных органов власти об утверждении бюджета, об использовании средств внебюджетных и валютных фондов, об утверждении отчета об исполнении бюджета и использовании средств внебюджетных и валютных фондов, а также решения по другим вопросам, касающимся формирования бюджета или указанных внебюджетных и валютных фондов, подлежат опубликованию в средствах массовой информации в сроки, установленные соответствующим представительным органом власти, или доводятся до сведения населения иным способом, исходя из возможностей конкретного представительного органа власти.

В соответствии с бюджетным законодательством и в целях сбалансирования бюджетов доходная часть бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих источников. Кроме того, в бюджеты могут поступать дотации, субвенции, а также заемные средства.

К собственным источникам доходов относятся: – закрепленные законом доходные источники для каждого вида бюджета; – отчисления по регулирующим доходным источникам;

– дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно субъектами Федерации и местными самообразованиями.

В доходы бюджетов субъектов Федерации зачисляются следующие виды: – налог на прибыль с предприятий и организаций (полностью и частично); – подоходный налог с физических лиц (полностью или частично); – налоги и другие платежи за пользование недрами (полностью или частично); – часть платежей за землю; – 50% налога на имущество предприятия; – налоги и другие платежи, закрепленные полностью или частично представительным органом РФ за соответствующими бюджетами; – доходы от государственных займов и государственной денежно-вещевой лотереи; – доходы от займов, денежно-вещевой лотереи, организуемых по решениям соответствующих представительных органов власти; – часть доходов от приватизации государственного имущества; – иные доходы.

В Законе РФ от 15 апреля 1993г. предусматриваются доходы районных бюджетов районов, городских бюджетов городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), доходы бюджетов поселков, сельских поселений.

Впервые в бюджетное законодательство Российской Федерации вводятся понятия «чрезвычайный бюджет» и «режим чрезвычайного расходования средств». Чрезвычайный бюджет в соответствии с Законом РСФСР от 10 октября 1991 г. может быть введен при установлении чрезвычайного положения в России. В случае увеличения дефицита бюджета до размеров, не покрываемых путем размещения государственных ценных бумаг, вводится режим чрезвычайного расходования средств. Введение чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходования средств регламентируется специальными законами. В рамках чрезвычайного расходования средств финансирование производится в режиме секвестра.

В соответствии с Законом РФ от 15 апреля 1993 г. «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов…» представительный орган власти вправе принимать решение об образовании целевых внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы страны, играют важную роль в развитии общества1. Средства внебюджетных фондов формируются за счет: – добровольных взносов и пожертвований граждан, предприятий, учреждений и организаций на соответствующие цели; – сумм штрафов за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов и за другие нарушения природоохранительного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб. Суммы названных штрафов и платежей используются на проведение природоохранных и оздоровительных мероприятий; – суммы штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, памятников природы, находящихся в ведении соответствующих органов власти, за другие нарушения законодательства об охране этих объектов, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб. Суммы этих штрафов и платежей используются на проведение мероприятий по восстановлению и поддержанию в сохранности объектов историко-культурного наследия; – иных доходов.

Налоги и другие платежи, предназначенные для зачисления в бюджет, не подлежат направлению во внебюджетные фонды.

В зависимости от их целевого назначения внебюджетные фонды подразделяют на экономические и социальные. В соответствии с уровнем управления внебюджетные фонды подразделяются на федеральные, региональные и местные. Наиболее значимыми социальными внебюджетными фондами являются Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. К экономическим внебюджетным фондам относятся Федеральный дорожный фонд РФ и территориальные дорожные фонды; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонд воспроизводства, охраны и защиты лесов, экологические фонды, фонды помощи беженцам и вынужденным переселенцам, Фонд развития таможенной системы РФ.

Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. установлено, что все государственные внебюджетные фонды, доходы которых формируются за счет обязательных платежей предприятий, учреждений и организаций, должны быть консолидированы в республиканском (федеральном) бюджете Российской Федерации, за исключением Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования, с сохранением целевой направленности консолидируемых фондов. Было рекомендовано также органам государственной власти субъектов Российской Федерации консолидировать в бюджетах национально-государственных и административно-территориальных образований аналогичные региональные внебюджетные фонды. Одновременно в составе федерального бюджета Российской Федерации на 1994 г. был создан фонд финансовой поддержки регионов.

Фактически не был консолидирован с республиканским бюджетом РФ и Государственный фонд занятости населения.

Представительный орган власти вправе принимать решение об образовании валютного фонда в порядке и на условиях, установленных законодательством РФ.

Соответствующим представительным органам должно утверждаться Положение о каждом созданном внебюджетном или валютном фонде.

Бюджеты (финансовые планы) Пенсионного фонда, Государственного фонда занятости населения, Фонда социального страхования и Федерального фонда обязательного медицинского страхования на соответствующий год после их принятия публикуются для всеобщего сведения.

Наличие внебюджетных фондов не нарушает принципа единства бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивает выполнение задачи максимального содействия социальному и хозяйственному развитию государства.

§ 3. Правовой режим государственных внебюджетных фондов

Одним из институтов финансовой системы Российской Федерации являются внебюджетные фонды денежных средств, создание которых позволяет аккумулировать значительные денежные ресурсы и направлять их на решение определенных социально-экономических целей и задач. Внебюджетные фонды образуются в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое определяет также и порядок их расходования. Как уже отмечалось ранее внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления – на федеральные, региональные и местные Образование внебюджетных фондов позволяет влиять на процесс производства путем финансирования наиболее важных отраслей, осуществлять различные мероприятия социального характера путем выплаты пенсий, пособий, решать природоохранные задачи и т. д.

Правовой основой формирования и использования 'внебюджетных фондов являются такие нормативные акты, как Закон Российской Федерации «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов …», Закон Российской Федерации «О субвенциях республикам ,,,», о которых говорилось ранее, Закон Российской Федерации «О дорожных фондах в РФ», Закон Российской Федерации ."О занятости населения в РФ", Закон российской Федерации «О недрах» и другие акты. Названные внебюджетные фонды обладают рядом общих признаков, позволяющих объединить их в самостоятельный институт финансовой системы, в свою очередь, правовые нормы, регулирующие общественные отношения по поводу образования и использования внебюджетных фондов, также объединяются в самостоятельный институт в системе финансового права.

Наиболее значимым и крупным является Пенсионный фонд, правовой режим которого определен Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 ?.! Средства этого фонда направляются на выплату пенсий и некоторых видов пособий. Пенсионный фонд – это самостоятельный орган управления финансами пенсионного обеспечения, средства которого не входят в состав федерального бюджета. В настоящий момент Пенсионный фонд РФ подчиняется Правительству Российской Федерации, перед которым ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности.

Бюджет Пенсионного фонда ежегодно утверждается высшим законодательным органом страны. Средства Пенсионного фонда являются государственной собственностью. Пенсионный фонд формируется на федеральном уровне, в республиках, входящих в состав федерации, краях, областях, что позволяет осуществлять выплаты всем пенсионерам независимо от места их прежней работы и места жительства.

К основным задачам Пенсионного фонда можно отнести следующие: – целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также организация их финансирования; – участие на долговременной основе в финансовых (федеральной и региональных) программах по социальной поддержке населения; – расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов самофинансирования и др.

К источникам образования Пенсионного фонда относятся: – страховые взносы работодателей; – страховые взносы граждан РФ; – ассигнования из федерального бюджета, выделяемые на выплату пенсий и различных видов пособий; – средства, возмещаемые Пенсионному фонду Фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным, добровольные взносы и др.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1995 г. установлены следующие тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:

– для работодателей, для граждан, использующих труд наемных работников в личном хозяйстве,– в размере 28%; – для работодателей-организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции,– в размере 20,6% выплат, начисленных работникам в виде оплаты труда по всем основаниям, включая выполнение работ по договорам подряда и поручения;

– для индивидуальных предпринимателей, иностранных граждан, частных детективов, частных охранников, нотариусов, адвокатов, аудиторов – в размере 5% дохода, полученного от их деятельности. Если указанные категории плательщиков используют наемный труд, то они уплачивают страховые взносы в размере 28%; – для работающих граждан – в размере 1% дохода, полученного от их деятельности.

От уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд освобождаются общественные организации инвалидов и пенсионеров, а также находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления их уставных целей. Вместе с тем граждане, работающие в этих общественных организациях, в том числе работающие пенсионеры, уплачивают страховые взносы в размере 1% заработка независимо от получаемой пенсии. Не платят страховые взносы воинские формирования РФ по денежному довольствию военнослужащих, рядового и начальствующего состава, органы внутренних дел и федеральные органы налоговой полиции.

Конец ознакомительного фрагмента.