Вы здесь

Финансовое право. Раздел II. Бюджетное право и бюджетная система Российской Федерации (В. А. Мальцев)

Раздел II. Бюджетное право и бюджетная система Российской Федерации

Глава 5. Бюджетное право Российской Федерации

5.1. Понятие и значение бюджета

Для существования государства, реализации стоящих перед ним целей и задач необходимы значительные денежные средства. Концентрируя их в своих руках, государство образует специальный фонд, который принято называть «бюджетом». Термин budget впервые появился в средние века в Англии и означал «сумка, кошелек». Так называли портфель, в котором английский министр казначейства носил деньги и свои отчеты, с которыми регулярно выступал перед Палатой лордов. С течением времени данное слово стало обозначать «отчет министра казначейства перед парламентом»[16].

Некое подобие бюджета существовало и в России уже в первые годы властвования Романовых. Так, в одной из грамот, датированной 1623 г., говорится о присылке сметы, «чтобы затем наша годовая большая смета и приходная и окладная книга не стала». В период царствования Екатерины II также было составлено несколько ведомостей государственных доходов и расходов (первая из известных датирована 1769 г.). В 1779 году учреждается должность государственного казначея, в обязанность которого входит представление императрице в начале года табеля о доходах, расходах и остатках, а в конце года – ведомости о доходах, расходах и недоимках[17].

В 1802 году с учреждением министерств обязанность составления государственной росписи доходов и расходов была возложена на министра финансов. Подробные правила для составления росписи даны в «Наказе министру финансов» от 25 июля 1811 г. Дальнейшее развитие бюджета в России представляло собой постепенный переход от простого счетоводства к составлению сначала частных росписей, потом отдельных смет государственных доходов и расходов, а к концу XIX в. – общей сметы в виде современного бюджета.

В настоящее время понятие «бюджет» рассматривается в разных аспектах – как экономическая, финансовая и правовая категория. Как экономическая категория бюджет представляет собой систему экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда, необходимого для выполнения задач и функций государства и органов местного самоуправления. Бюджет составляет экономическую основу функционирования государства, является главным звеном финансовой системы и наиболее тесно взаимосвязан с остальными ее элементами. Следовательно, вся финансовая деятельность строится вокруг бюджета и в большинстве своем подчинена его формированию.

Как финансовая категория бюджет – это основной финансовый план (роспись, таблица, ведомость) доходов и расходов субъекта финансово-хозяйственной деятельности на определенный период времени. Чаще всего он составляется для соизмерения денежных средств, находящихся в распоряжении и расходуемых по тем или иным направлениям. Следовательно, бюджет выступает инструментом управления сбалансированностью доходов и расходов, что является необходимым условием развития любого хозяйствующего субъекта.

Как правовая категория бюджет рассматривается в качестве закрепленного нормативным правовым актом плана образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств (государственного или административно-территориального образования). В соответствии со ст. 71 Конституции РФ федеральный бюджет находится в ведении РФ и ему придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона.

В научной литературе понятие «бюджет» применяется не только в качестве обозначения фонда денежных средств государства, регионов и муниципальных образований, но и предприятий (организаций), а также семьи (семейный бюджет).

В законодательстве содержится юридическая характеристика понятия бюджета с позиции права собственности. Согласно ст. 214 ГК РФ «средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа».

Таким образом, средства государственного бюджета являются частью государственной казны, а «средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования» (абз. 2 п. 3 ст. 215 ГК РФ). Такая характеристика важна тем, что определяет собственника бюджетных средств, которым является государство или административно-территориальные образования. Соответствующие же органы власти и управления могут распоряжаться этой собственностью в пределах своих полномочий.

В законодательстве дается более упрощенное понятие бюджета как формы «образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» (ст. 6 БК РФ).

Исключительная роль бюджета проявляется в том, что он создает материальную базу функционирования государства и местного самоуправления. Сконцентрированные в бюджете средства предназначаются для осуществления государственной социально-экономической политики[18]. С его помощью реализуются государственные и местные программы по развитию и эффективному функционированию отраслей экономики, по укреплению научно-технического потенциала и культуры страны, по повышению уровня жизни населения, поддержке развития субъектов Федерации и муниципальных образований и т. д. Бюджет государства создает возможности для обеспечения равномерного развития экономики и социальной сферы на всей территории страны и является мощным управляющим механизмом государства.

Говоря о значимости бюджета в жизни государства, нельзя не учитывать, что любые негативные явления в экономике могут быть предотвращены или преодолены благодаря разумной и перспективной бюджетной политике. С другой стороны, ошибки или экономически необоснованные реформы бюджета являются основными причинами финансовых кризисов, спадов экономики, инфляционных процессов и т. п.

5.2. Бюджетное право: понятие, предмет, нормы и источники

В процессе формирования, распределения и использования денежных фондов государства и местного самоуправления возникают сложные и разнообразные общественные отношения. Эти отношения регламентируются нормами финансового права, которые в совокупности образуют бюджетное право. Бюджетное право – основной и самый крупный раздел финансового права, что обусловлено положением бюджета в финансовой системе РФ. Именно с бюджетного права начинается Особенная часть финансового права.

Предметом бюджетного права являются отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием системы денежных фондов государства и местного самоуправления. Предмет бюджетного права составляет целая группа норм, которые закрепляют и регулируют:

• бюджетное устройство РФ;

• состав доходов и расходов бюджетной системы;

• сбалансированность бюджетов;

• права РФ, субъектов РФ и местного самоуправления в области бюджета;

• бюджетный процесс;

• ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Таким образом, бюджетное право можно определить как подотрасль финансового права, включающую в себя систему норм и принципов, регулирующих общественные отношения по формированию, распределению и использованию централизованных денежных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны, а также устанавливающих ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ.

В юридической литературе имеются различные определения бюджетного права, схожие по своему содержанию. Они характеризуют бюджетное право как совокупность правовых норм, регулирующих бюджетное устройство, структуру бюджетной системы, порядок распределения доходов и расходов между бюджетами разных уровней; регламентирующих бюджетный процесс и бюджетные права РФ, субъектов РФ и муниципальных образований[19].

Нормы бюджетного права, входящие в систему финансово-правовых норм, классифицируются по общим основаниям. Наиболее ярко бюджетные нормы проявляются в характере воздействия на участников отношений. Так, уполномочивающие нормы содержат конкретные предписания органам государственной власти и местного самоуправления в отношении формирования доходов и осуществления расходов бюджета, порядка составления проекта бюджета, управления государственным долгом, применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства. Запрещающие нормы в категоричной форме предписывают субъектам (в том числе и органам власти различного уровня) не совершать определенные действия. Например, бюджетным учреждениям запрещено получать кредиты у кредитных организаций, физических и юридических лиц, а предоставление бюджетных кредитов не допускается в случае наличия задолженности по предыдущим кредитам.

Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные[20]. Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ, состав доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т. д. К процессуальным относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета и внебюджетных фондов, осуществление государственного и муниципального финансового контроля в бюджетной сфере и иные отношения.

Нормы бюджетного права закрепляются в различных законодательных и подзаконных актах.

К источникам бюджетного права относятся нормы Конституции РФ, бюджетное законодательство и подзаконные нормативные акты. В Конституции РФ устанавливаются общие положения и принципы бюджетного устройства государства. Так, ст. 71, 72 устанавливают компетенцию и сферу совместной деятельности РФ и субъектов РФ в отношении бюджета; ст. 101, 104, 106, 114 – основы порядка рассмотрения, утверждения бюджета и контроля его исполнения, а также полномочия органов государственной власти в области бюджетной политики. Кроме этого конституционные нормы определяют основные принципы и формы взаимоотношений государства и административно-территориальных образований в области бюджета, устанавливают средства защиты прав и законных интересов субъектов бюджетной деятельности.

В области бюджета еще с конца XIX в. действует понятие «бюджетное законодательство». Принятие в 1998 г. Бюджетного кодекса стало принципиально новым этапом в развитии и совершенствовании этого процесса. БК РФ установил общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы, правовое положение и статус субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений. Статья 2 БК РФ закрепляет структуру бюджетного законодательства РФ, в которую входят:

• Бюджетный кодекс;

• федеральные законы о федеральном бюджете и федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов;

• законы субъектов РФ о бюджете на соответствующий год и о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов;

• муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о бюджете;

• иные федеральные законы, законы субъектов РФ и муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, регулирующие соответствующие бюджетные отношения.

При этом федеральные законы, законы субъектов РФ, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований не могут противоречить Бюджетному кодексу.

К источникам бюджетного права относятся: Указы Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные отношения в пределах своей компетенции. Однако данные нормативные правовые акты не входят в понятие бюджетного законодательства и не должны противоречить его нормам.

Особое место среди нормативных правовых актов занимают акты Минфина России, касающиеся практической организации бюджетной деятельности (порядка учета, отчетности об исполнении бюджета всех уровней бюджетной системы, введения режима сокращения расходов федерального бюджета и др.).

Источником бюджетного права являются и международные договоры РФ, которые применяются непосредственно к бюджетным правоотношениям за исключением случаев, когда международным договором предусмотрено, что для его применения требуется издание внутригосударственных актов. Если же международным договором установлены иные правила по сравнению с бюджетным законодательством РФ, то применяются правила международного договора.

В сфере бюджетного регулирования за последние годы стали применяться различные международные нормы и правила. Так, Россия перешла на единую бюджетную классификацию (группировку доходов и расходов бюджета), применяемую в странах Европейского союза (ЕС). Счетная палата РФ вошла в Европейскую ассоциацию парламентских органов контроля, Правительство РФ и Минфин России исполняют рекомендации по использованию кредитов МВФ и МБРР, закрепленные как в уставе этих организаций, так и в заключаемых с ними международных кредитных соглашениях.

5.3. Бюджетные правоотношения и субъекты бюджетного права

Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и местного самоуправления, принято называть бюджетными. Бюджетные правоотношения, будучи одним из видов финансовых правоотношений, характеризуются всеми признаками, свойственными любому финансовому правоотношению, но имеют и свои особенности. Все бюджетные отношения делятся на две основные группы, возникающие в процессе:

• формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

• составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля их исполнения.

Характерной особенностью бюджетного правоотношения является то, что оно, как правило, устанавливается и длится не более одного года или трех лет и прекращается в конце соответствующего срока. Это не исключает возможность возникновения нового правоотношения по тем же, что и ранее, объектам и между теми же субъектами. В некоторых случаях правоотношения могут носить длительный характер, например при погашении государственных долговых обязательств и др. Специфика бюджетных правоотношений проявляется в императивном методе их регулирования, поскольку государство уделяет особое внимание формированию, распределению и использованию бюджетных фондов. Однако в определенных случаях используется и диспозитивный метод, например в системе отношений по формированию доходов и определения направлений расходов бюджета. В то же время данные правоотношения носят ярко выраженный материальный (1-я группа) и процессуальный (2-я группа) характер.

К бюджетным относятся также правоотношения, устанавливающие правовой статус участников бюджетного процесса, порядок и условия их привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Особым видом бюджетных отношений являются межбюджетные отношения, которые возникают между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.

Носители юридических прав и обязанностей в отношениях по образованию, распределению и использованию средств бюджетов всех уровней именуются субъектами бюджетного права. В круг субъектов бюджетного права РФ входят:

• публично-правовые образования:

– Российская Федерация,

– субъекты РФ – республики, края, области, автономная область и автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург,

– муниципальные образования – города, районы, села, поселки;

• государственные и местные органы власти:

– законодательные (представительные) органы государственной власти и местного самоуправления,

– исполнительные органы власти и местного самоуправления;

• государственные юридические лица и иные хозяйствующие субъекты:

– казенные учреждения,

– автономные учреждения,

– государственные унитарные предприятия,

– муниципальные унитарные предприятия и др. Субъекты бюджетных правоотношений либо участвуют в распределении доходов и расходов между бюджетами разных уровней, либо являются участниками бюджетного процесса, либо получают из бюджета денежные средства в форме финансирования или кредитования.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте понятие бюджета как экономической, финансовой и правовой категории.

2. Каково значение бюджета в современных условиях?

3. Что входит в предмет бюджетного права?

4. Назовите особенности норм бюджетного права.

5. Перечислите источники бюджетного права.

6. Какова структура бюджетного законодательства?

7. Каковы особенности бюджетных правоотношений?

8. Назовите субъекты бюджетных правоотношений.

Глава 6. Бюджетная система Российской Федерации

6.1. Понятие и структура бюджетной системы Российской Федерации

Бюджетная система и ее структура закрепляются конституционным, финансовым или бюджетным законодательством страны[21]. Каждое государство устанавливает свою бюджетную систему, которая соответствует его государственному устройству и сложившимся экономическим отношениям.

В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетная система РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемую законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Как видно из этого определения, основу бюджетной системы составляют экономические отношения и государственное устройство. Экономические отношения в бюджетной системе представляют собой в первую очередь денежные отношения, складывающиеся в процессе формирования, распределения и использования бюджетных и внебюджетных фондов государства и муниципальных образований. Государственное устройство оказывает влияние на структуру и взаимосвязь бюджетов. Российская Федерация как федеративное государство имеет трехуровневую бюджетную систему, следовательно, очевидны и принципы ее построения. В частности, главенствующее положение в бюджетной системе РФ занимает федеральный бюджет. Такая же бюджетная система сложилась и в других федеративных государствах (США, Германия, Мексика, Канада, Швейцария, Австралия и др.)[22].

Двухуровневая бюджетная система существует в странах с унитарным государственным устройством. В бюджетную систему таких стран включаются только государственный и местные бюджеты. На практике довольно редко встречаются одноуровневые бюджетные системы. Они присущи странам с монархической системой правления, когда в руках монарха находится весь бюджет страны.

Итак, по своей структуре бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

• федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

• бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

• местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты городских и сельских поселений.

Определения указанных бюджетов, а также консолидированного бюджета России и консолидированного бюджета субъекта РФ закреплены в БК РФ (ст. 13–15).

Федеральный бюджет представляет форму образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год и плановый период, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ. Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов) образуют консолидированный бюджет РФ.

Бюджет субъекта РФ, или региональный бюджет, – это форма образования и расходования денежных средств в расчете на очередной финансовый год или на финансовый год и плановый период, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта. Бюджет субъекта и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав данного субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между ними), образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Бюджет муниципального образования, или местный бюджет, представляет собой форму образования и расходования денежных средств в расчете на очередной финансовый год или на финансовый год и плановый период, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района без учета межбюджетных трансфертов, образуют консолидированный бюджет муниципального района. В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов и других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов и органы местного самоуправления не имеют права использовать иные формы образования и расходования денежных средств для осуществления расходных обязательств.

Государственный внебюджетный фонд рассматривается бюджетным законодательством как форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенных для на пенсионного и социального обеспечения, социального страхования, охраны здоровья и медицинской помощи. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в порядке, предусмотренном БК РФ. К государственным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС России), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС).

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов – в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты – в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ, а также бюджеты государственных внебюджетных фондов составляются на финансовый год или финансовый год и плановый период (два последующих года), которые совпадают с действием календарного года. Однако в некоторых странах бюджетный год не совпадает с календарным. Так, 1 апреля начинается бюджетный год в Великобритании, Дании, Индии, Израиле, Канаде, Японии; с 1 июня – в Австралии, Норвегии, Швеции, Пакистане; а с 1 октября – в США[23], Таиланде.

6.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации

В основе построения бюджетной системы лежат как общие принципы, присущие финансовой системе, так и специальные, которые свойственны только бюджетной системе государства. Специальные принципы носят экономико-правовой характер, поскольку в них заключены не только экономические критерии бюджетных отношений, но и определенные правовые аспекты деятельности органов государственной власти. Бюджетная система России основывается на следующих принципах.

1. Единство бюджетной системы – единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и казенных учреждений.

2. Разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами. Этот принцип включает в себя закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований. При этом органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридических и физических лиц не предусмотренные законодательством РФ финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

3. Самостоятельность бюджетов. Данный принцип означает:

• право и обязанность органов государственной власти и органов самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

• право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных БК РФ;

• право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы РФ;

• право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из бюджетов других уровней);

• недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов, и др.

Конец ознакомительного фрагмента.