Вы здесь

Финансовое оздоровление организации. 1. Теоретические основы учетно-аналитического обеспечения финансового оздоровления коммерческой организации (Е. А. Астраханцева)

1. Теоретические основы учетно-аналитического обеспечения финансового оздоровления коммерческой организации

1.1. Финансовое оздоровление в системе процедур банкротства организации

Банкротство является неотъемлемой составной частью рыночной экономики, главный смысл процедур которого – возрождение экономики, бизнеса, производства. С этой точки зрения процедуры банкротства являются не только неизбежной реальностью для большинства организаций, но и в какой, то мере благом, так как оно есть средство защиты от кредиторов, возможность получить отсрочку по уплате долгов, провести реструктуризацию и обновить бизнес. Основной целью банкротства является по возможности полное сохранение организации-должника. Однако банкротство отдельных субъектов, есть неизбежное следствие рыночной конкуренции, и не что иное как эффективный механизм перераспределения капитала.

Институт несостоятельности сложный и комплексный. В процессе развития человеческой цивилизации цели, принципы, процедуры банкротства развивались и менялись. К правовому урегулированию несостоятельности законодатели вернулись в период НЭПа. Это ознаменовало возрождение данного института в постреволюционный период. В 1922 г. в советском законодательстве появились статьи о несостоятельности. После чего в период с 1929 по 1991 гг. институт несостоятельности опять-таки был ликвидирован.

Первый этап возобновления развития правового регулирования несостоятельности – возрождение института несостоятельности в России связывается с появлением Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», принятый Верховным Советом Российской Федерации 19 ноября 1992 г.

Началом второго этапа развития правового регулирования несостоятельности послужило введение в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 1 марта 1998 г.

Редакция Закона о банкротстве 2002 года олицетворяет собой третий этап развития правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью организаций и граждан – участников имущественных отношений. Для него характерны концептуальные изменения отдельных критериев. К их числу относится и появление новой реабилитационной процедуры – финансового оздоровления должника.

Термин «финансовое оздоровление» был известен ранее действовавшему законодательству о несостоятельности (банкротстве) 1992 г., в котором указывалось, что кредиторы вправе до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимать меры, направленные на финансовое оздоровление должника. Эти меры, составляя досудебную санацию, сводились к предоставлению должнику финансовой помощи.

В Законе 2002 г. этот термин обозначает совершенно новую процедуру банкротства, ранее в законодательстве о несостоятельности не применявшуюся.

Закон от 1992 г. относил к реабилитационным (по его терминологии – реорганизационным) процедурам внешнее управление имуществом должника и санацию. Предполагалось, что причина неудовлетворительного положения дел должника – неудачливый менеджмент. Закон от 1998 г. от второй процедуры отказался, сохранив лишь первую (внешнее управление), но законодатель возвратил ее в российский правопорядок в 2002 г., именуя финансовым оздоровлением. Для него характерно подробное регулирование в этом Законе порядка проведения указанной процедуры, и в первую очередь контроль за совершением руководством должника сделок со стороны административного управляющего и собрания кредиторов. Последняя мера призвана исключить использование данной процедуры с целью умышленного «вывода» ликвидных активов должника к иным лицам [133].

В отечественной литературе о финансовом оздоровлении впервые заговорили в период перестройки, когда на июньском Пленуме КЦ КПСС 1987 года была признана необходимость разработать и осуществить специальную программу финансового оздоровления народного хозяйства.

Данный термин употребляется при анализе тенденций развития экономики и денежного обращения в зарубежных странах и существовал в нашей стране уже в период НЭПа. В учебном пособии для руководящих кадров «Радикальная реформа хозяйственного управления» еще в 1988 году отмечается: «Важное направление финансового оздоровления – ликвидация убыточности. Различные авторы высказывают разнообразные точки зрения на столь частые и кардинальные изменения в Законодательстве о банкротстве.

Финансовое оздоровление представляет собой реабилитационную процедуру, направленную на преодоление финансового кризиса должника с предоставлением определенных гарантий кредиторам. Эта процедура предусматривает на срок введения возможность для должника выплачивать долги в соответствии с утвержденным в определенном порядке графиком и получать средства из источников, предусмотренных планом финансового оздоровления [53].

В юридической литературе финансовое оздоровление характеризуется как пассивная оздоровительная процедура, в рамках которой должник имеет возможность самостоятельно, без вмешательства посторонних субъектов, удовлетворить требования кредиторов. В то же время отмечается сходство финансового оздоровления с процедурами внешнего управления и мирового соглашения, выражающееся в возможности получения должником отсрочки и рассрочки исполнения своих обязательств перед кредиторами. Очевидно, что установление процедуры банкротства – финансового оздоровления, направленной на соблюдение баланса интересов кредиторов и должника, является положительным моментом в развитии законодательства о банкротстве [65].

Все процедуры банкротства сопряжены с возникновением юридических и экономических вопросов, тесно взаимосвязанных между собой. При этом экономическая, а точнее бухгалтерская – практически не находит отражения в действующем законодательстве. Изменяется не только механизм управления и контроля хозяйствующего субъекта, но и с особой остротой проявляется проблема получения качественной информации заинтересованными пользователями [87].

Согласно данных официальной статистики сайта Высшего арбитражного суда РФ о рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации дел о несостоятельности (банкротстве) в 2010 году поступило заявлений о признании должников несостоятельными (банкротами) – 40243 из них принято к производству – 33270, что на 6,4 % меньше по сравнению с 2009 годом (табл. 1). Нужно отметить, что из всего количества дел принятых к производству, только 91 дело по которым проводилась процедура финансового оздоровления и лишь 6 прекращено в связи с погашением задолженности. Все это говорит о неэффективности реализации процедуры финансового оздоровления в настоящее время.


Таблица 1

Статистика дел о банкротстве в РФ 1


Основные отличительные признаки процедур банкротства приведены в приложении № 1. Малоприменимость и низкую эффективность процедуры финансового оздоровления отмечает и правительство РФ. В связи с чем намечено расширение ее применения в ходе дел о банкротстве посредством введения разработанного законопроекта в целях совершенствования процедуры финансового оздоровления. Существующая на данный момент практика применения дел о банкротстве, в том числе направленных на восстановление платежеспособности приведена графически в приложении № 2.

В Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. дается следующее определение – несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей [6].

Банкротство – сложный процесс, который может быть охарактеризован с различных сторон: юридической, управленческой, организационной, финансовой, учетно-аналитической и других. Собственно процедура банкротства представляет собой лишь завершающую стадию неудачного функционирования компании, которой обычно предшествуют стадии нормальной ритмичной работы и финансовых затруднений. Банкротство редко бывает неожиданным, по крайней мере, для опытных финансистов и менеджеров, которые по возможности стараются регулярно отслеживать складывающиеся тенденции в развитии собственных компаний и наиболее важных контрагентов и конкурентов [74].

Положения закона свидетельствуют о его направленности на финансовое оздоровление, предоставление организации возможности исправить ситуацию даже после обращения его кредиторов в арбитражный суд (рис. 1). Сфера финансового оздоровления попадает под действие государственной политики. Исходя из норм Закона, введение процедуры финансового оздоровления предполагает ряд действий и последствий, содержание которых приведено в приложении № 3.

В современной экономической ситуации организации должны иметь антикризисную корректирующую программу, внешним признаком которой является финансовое оздоровление предприятия [44].


Рис. 1. Динамика дел по финансовому оздоровлению организаций за 2005-2010 гг.


В этой связи крайне необходим механизм финансового оздоровления предприятий. В своей книге «Финансовое оздоровление фирмы» А.З. Бобылева указывает, что финансовое оздоровление может пониматься в широком смысле – как улучшение финансово-экономических показателей, увеличение стоимости компании, и в узком – одна из процедур банкротства.

К сожалению, практически все элементы механизма упреждения и защиты предприятий от полного краха не выполняются, нет элементарных сведений, доступных даже не широкой общественности [169].

Мероприятия по оздоровлению разделяются на группы:

− финансовые – по восстановлению платежеспособности,

− организационные – в целях восстановления прибыльности организаций.

Каждая часть системы процедуры банкротства состоит из элементов. Так, финансовое оздоровление включает:

− ведение реестра требований кредиторов;

− выполнение графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления;

− контроль выполнения плана финансового оздоровления, предоставление информации и составление отчетов.

С точки зрения экономического подхода к системе финансового оздоровления ее можно рассмотреть как состоящую из элементов учетно-аналитического обеспечения различных участков бухгалтерского, управленческого и статистического учета.

Законодательством четко установлено, что решение собрания кредиторов о введении финансового оздоровления должно содержать предлагаемый срок финансового оздоровления, к которому прилагаются, в числе прочих документов и план финансового оздоровления. Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов и одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. В данном определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности.

Исходя из исторического опыта России и учитывая мировую практику, в арбитражно-процессуальный кодекс включены основные положения, касающиеся участия в арбитражном процессе арбитражных заседателей – специалистов, задача которых помочь судье-юристу разобраться в сложнейших проблемах предпринимательской деятельности, в фактической стороне коммерческих споров, требующих подчас особых знаний [134].

Хотя процедура финансового оздоровления и была законодателями включена в отдельную собственную стадию банкрота, однако в законе не дается четкого разграничения между процедурами финансового оздоровления и внешнего управления с точки зрения экономических последствий. В этой связи многие авторы в своих научных трудах ставят знак равенства между ними, когда говорят об улучшении финансового состояния, подразумевая синонимы этих процедур. Цели их в законе практически одинаковы, и в том и в другом случае это восстановление платежеспособности должника (только в процедуре финансового оздоровления оно идет параллельно с погашением задолженности кредиторам), а основные отличия в процедурах носят юридический характер, а не экономический. С позиции кредиторов процедура финансового оздоровления более привлекательна, так как в ходе ее исполнения они имеют больше шансов вернуть свои средства.

На стадии финансового оздоровления кредиторы, арбитражный управляющий и руководство организации разрабатывают план, предусматривающий способы получения организацией-должником средств, необходимых для расчета по обязательствам. На этапе оздоровления должнику следует представить суду график погашения задолженности, в соответствии с которым организация будет вести расчеты со всеми кредиторами, включенными в реестр. График должен предусматривать погашение всех обязательств не позднее, чем за месяц до даты окончания этапа финансового оздоровления. На этой стадии банкротства прекращается начисление штрафов, пеней, процентов по неисполненным организацией обязательствам, возникшим до введения процедуры оздоровления. Уже через 6 месяцев финансового оздоровления должны быть погашены задолженности кредиторов первой и второй очереди.

Основным сводным документом финансового оздоровления является бизнес-план, в котором показывается каким образом руководство намерено преодолеть кризисную ситуацию, намечаются конкретные пути предотвращения банкротства. В общем виде структуру бизнес-плана финансового оздоровления можно представить в виде схемы (рис. 2).


Рис. 2. Структура бизнес-плана финансового оздоровления организации


Следующая задача состоит в том, что бы убедить инвестора принять участие в финансировании предполагаемого проекта выхода из кризисной ситуации.

Именно для внешнего инвестора составляется бизнес-план в случае, когда компания находится в состоянии несостоятельности.

В условиях рынка любая компания может оказаться банкротом или стать «жертвой» чужого банкротства. Необходимо прогнозировать вероятность банкротства для выявления как можно раньше различных сбоев и упущений в деятельности компании потенциально опасных с точки зрения вероятности наступления банкротства [94].

Быстрому и эффективному выходу из состояния неплатежеспособности может способствовать квалифицировано составленный план финансового оздоровления организации.

План финансового оздоровления представляет собой своего рода бизнес-план деятельности организации-должника в условиях процедур судебной санации. Данный тип бизнес-плана имеет особый статус, поскольку разрабатывается организацией, находящейся в состоянии неплатежеспособности. Типовая структура и методические рекомендации по составлению плана финансового оздоровления организации были утверждены распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) № 98-р от 5 декабря 1994 г.

Структура плана финансового оздоровления неплатежеспособной организации содержит основные элементы традиционного бизнес-плана и состоит из восьми разделов.

Процедуру финансового оздоровления в соответствии с законодательством проводит административный управляющий, который наделен рядом специфических функций. Прежде всего, он выступает как контролер исполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности. При любом результате финансового оздоровления административный управляющий обязан подготовить отчёт об итогах выполнения графика погашения задолженности. На основе этого отчета арбитражный суд принимает соответствующие определения.

Финансовое оздоровление организаций ставит своей основной целью создание необходимости приведения производственно-технологической структуры промышленности в соответствие рыночному платежеспособному спросу при условии достижения прибыльной работы организаций.

В условиях кризисной ситуации перед менеджерами встают следующие основные задачи:

− правильно оценить реальное состояние дел,

− выявить причину проблем,

− найти оптимальные пути преодоления кризисного положения.

План финансового оздоровления организации – это комплексный план мероприятий по внесудебному оздоровлению кризисной организации в течение определенного периода времени.

Рассматривая мировую практику законодательства о банкротстве, выяснено отсутствие аналогичной процедуры финансового оздоровления. Процедура финансового оздоровления как самостоятельный институт несостоятельности неизвестна иностранным законодательствам и представляет собой специфику исключительно российского законодательства о несостоятельности.

Однако при разработке процедур использовался опыт зарубежных стран, имеющих давнюю практику реализации реабилитационных процедур. Так, например, обратившись к опыту ближайших «соседей» – стран Восточной Европы, и других, можно увидеть следующую картину.

Чешский Закон о банкротстве оставляет немного шансов реструктуризации, восстановлению платежеспособности коммерческих организаций. Как правило, возбуждение процедуры банкротства в отношении юридического лица оканчивается его ликвидацией. В рамках ныне действующего чешского Закона о банкротстве достаточно трудно реструктурировать бизнес компании, ставшей банкротом. Большинство кредиторов сходится в том, что лучше обанкротить должника, ликвидировать его бизнес, продать имущество и получить хоть что-то, нежели рисковать, пытаясь реструктурировать бизнес должника в надежде когда-нибудь в будущем получить удовлетворение своих требований.

Словацкий Закон о банкротстве дает должнику, равно как и кредитору, право просить арбитражного управляющего провести анализ возможности реструктуризации должника. Под реструктуризацией может пониматься любое решение, включая отсрочку платежей, списание долгов должника и т.п. Решение о реструктуризации принимается, и сама процедура реструктуризации осуществляется совместными усилиями должника, его кредиторов и акционеров, арбитражного управляющего. План реструктуризации имеет форму контракта.

Венгерский Закон не предусматривает таких процедур, как реорганизация или реструктуризация. В соответствии с действующим Законом возможны лишь процедуры банкротства, приводящие к ликвидации должника [126].

В Бельгии для финансового оздоровления должников используется процедура «конкордат», при которой должник сохраняет за собой полномочия по управлению и распоряжению имуществом. Назначается один или несколько администраторов, которые контролируют руководство компании при разработке плана реабилитации, но не управляют компанией, а затем и отчитываются перед судом об исполнении плана.

Во Франции вводится процедура «объявления тревоги», которая может быть начата аудитором, работниками, ассоциированными членами, или председателем торгового суда и предназначена для уведомления руководителя о существующих или возможных трудностях. Французское законодательство содержит даже четыре реабилитационные процедуры, три из которых применимы к платежеспособным предприятиям, но испытывающим трудности. Защитная процедура – позволяет платежеспособным организациям реструктурировать задолженность под надзором суда [86].

Финансовое оздоровление РФ имеет и некоторое сходство с германской моделью самоуправления. Германское законодательство о несостоятельности делает акцент на реализации прав и интересов кредиторов при активном участии арбитражных управляющих, но при этом в процессуальном единстве предоставляет возможности для реабилитации предприятия должника и учета прав наемных работников [112].

Японское законодательство о несостоятельности имеет реабилитационную процедуру, при которой назначаются один или несколько надзорных уполномоченных. В основе реализации процедур по восстановлению платежеспособности должника лежит план по оздоровлению – соглашение между должником и его кредиторами о полном или частичном изменении содержания и/или объема существующих прав кредиторов, утверждаемый судом. Отсрочка платежа может составлять до десяти лет. Имеет больше сходств с мировым соглашением.

Законодательство США о банкротстве содержит лишь одну реабилитационную процедуру – реорганизация – процедура, используемая, главным образом, компаниями, в которой должник обычно продолжает владеть своим имуществом и вести любую деятельность, но обязан представить кредиторам на рассмотрение план реорганизации, который утверждается судом. Имущество должника становится имуществом конкурсной массы, находится во владении должника, сохранившего контроль над имуществом, и под его управлением [178].

Таким образом, одной из причин введения в законодательство процедуры финансового оздоровления послужил опыт зарубежных стран.

На сегодня большинство экономистов и юристов считают действующий закон «О несостоятельности (банкротстве)» не совсем совершенным. Это послужило основанием Министерству Экономического развития и торговли, в конце 2010 года подготовить новый проект закона о банкротстве.

Окончательный вариант включает в себя три основных реформаторских новшества [51] по сравнению с законом 2002 года.

Первое – появление понятия и института «предпринимательской группы». «Предпринимательская группа – один или несколько должников – юридических лиц, подконтрольных контролирующему лицу – члену предпринимательской группы, и связанных между собой едиными управленческими, производственными и технологическими процессами…».

Второе – изменение механизма «санации» и введение измененной «реабилитационной процедуры» – «финансового оздоровления». Процедура оздоровления описывается весьма подробно и предполагается ее широкое распространение. Значительно увеличен срок процедуры – до пяти лет. Вводится и такое новое понятие как «класс требований», включаемое в план финансового оздоровления. Возможности реструктуризации бизнеса в финансовом оздоровлении уже мало чем ограничены.

Третье – введение норм и понятия «трансграничного банкротства».

Устанавливаются технологические особенности процедур в отношении групп – в том числе финансового оздоровления.

Комиссией ООН по праву международной торговли трансграничная несостоятельность в самом широком смысле определяется как случай, когда несостоятельный российский должник имеет активы в нескольких государствах или когда в числе кредиторов должника имеются кредиторы из другого государства.

Многие экономисты и юристы отмечают востребованность именно финансового оздоровления. «Ранее банкротство ассоциировалось с похоронами компании: имущество распродавалось за бесценок, кредиторы получали копейки, предприятие с потерей лица уходило с рынка. Сейчас осознана необходимость введения цивилизованных процедур спасения» [183].

В связи с действующей практикой и предполагаемыми нововведениями в закон о банкротстве необходимо уточнить и само понятие финансового оздоровления, ранее оно характеризовалось, и было синонимом словосочетаний: график погашения задолженности и восстановление платежеспособности, где первоочередное значение отводилось именно пропорциональному погашению задолженности кредиторов согласно очередности.

Из самого содержания процедуры вытекает приоритет погашения задолженности, а не восстановления платежеспособности. Определение понятия «финансовое оздоровление» трактуется и законодательством, юристами и экономистами в целом однозначно, но существуют различные точки зрения на конкретику данного понятия.

Позиция авторов [115], указывающих на необходимость дополнить понятие финансовое оздоровление, установив более высокий уровень финансовой устойчивости не совсем характерно для данной процедуры, так как она ограничена коротким временным отрезком, а во-вторых, даже платежеспособные предприятия в экономике нашей страны в большинстве не отличаются высокими экономическими показателями, характеризующими финансовое состояние.

Понятие «финансовое оздоровление» необходимо дополнить понятием «конкурентоспособности продукции».

Одной из главных причин неплатежеспособности является низкая конкурентоспособность предприятий [117].

Недостатком является то, что весьма многогранная процедура финансового оздоровления, сводится лишь к вопросу реструктуризации долгов, хотя механизм реструктуризации задолженности представляет собой оперативную меру по стабилизации финансового положения. План финансового оздоровления в данной процедуре направлен не столько на реабилитационные меры всей организации, сколько на поиск источников погашения задолженности кредиторам. Считается, что в данном случае платежеспособность восстановлена. А по идее само оздоровление должно заканчиваться восстановлением нормального ритма эффективной деятельности организации в долгосрочной перспективе.

Предусмотренный действующим законодательством максимальный срок – два года – делает указанное условие практически неисполнимым для большинства кризисных организаций. Поэтому рассматриваемая процедура, по прошествии уже более девяти лет, действующего законодательства, оставляет ее в числе мало реализуемых.

В такой ситуации «финансовым оздоровлением» процедуру назвать сложно, она больше выглядит, как попытка оттянуть процедуру ликвидации должника и на практике (не гласно) используется для «аккуратного» вывода активов должника перед процедурой конкурсного производства, ведь кредиторы не могут постоянно контролировать ход процедуры.

Эффективность проводимой процедуры и ее окончание должны характеризоваться не только восстановлением платежеспособности, но и главное, восстановлением конкурентоспособности, так как именно данный показатель характеризует удовлетворительную деятельность организации в условиях рыночной экономики и способность, при реализации своей конкурентоспособной продукции, рассчитываться своевременно по долгам.

В соответствии с отечественной и международной теорией и практикой под санацией понимается комплекс последовательных взаимосвязанных мероприятий финансово-экономического, организационноправового, производственно-технического и социального характера, направленных на преодоление финансового кризиса в организации на достижение его прибыльности и конкурентоспособности в долгосрочном периоде [117].

Поэтому, необходимо уточнить понятие финансового оздоровления, представив его в следующей редакции: финансовое оздоровление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с утвержденным планом посредством достижения конкурентоспособности организации.

Предложенная формулировка позволит более точно охарактеризовать сущность данной реабилитационной процедуры.

«Финансовое состояние – важнейшая экономическая характеристика деятельности предприятия. Оно определяет его конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве и оценивает в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия или его партнеров по финансовым и другим хозяйственным отношениям. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта – это характеристика его финансовой конкурентоспособности» [61].

В современных исследованиях, посвященных вопросам эффективности организаций, используются, в числе прочих, термины конкурентоспособности, платежеспособности и финансовой устойчивости. Как раз эти коэффициенты и рассчитываются в процедуре финансового оздоровления, а конкурентоспособность характеризуется, в соответствии с правилами проведения финансового анализа, анализом положения на товарных и иных рынках, включая возможность безубыточной деятельности.

Приоритетным принципом функционирования системы финансового оздоровления является поддержание конкурентоспособных производств и вывод с рынка невостребованных предприятий, производящих неконкурентоспособную продукцию (работы, услуги) [147].

Важность данной процедуры, подчеркивает и выносит на первый план само Правительство Российской Федерации, подготавливая проект ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и иные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования реабилитационных процедур». Само наименование закона предлагается изложить в следующей редакции – «О финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве)».

Практически весь законопроект составлен с ориентировкой на обновленную процедуру финансового оздоровления, которой отводится теперь приоритетное значение. Предлагаемый срок финансового оздоровления – до пяти лет – является положительным моментом, так как за более продолжительный период восстановить конкурентоспособность и платежеспособность более реально.

Глава V «Финансовое оздоровление» претерпела существенные изменения, как с юридической, так и с экономической точки зрения, изменения затронули все статьи, прослеживается направленность на цели финансового оздоровления. Значительно сместились акценты на данную реабилитационную процедуру.

Проектом не предполагается отдельного документа – графика погашения задолженности кредиторов, утверждаемого Арбитражным судом, он предположительно будет находиться в составе самого плана и являться лишь частью взаимосвязанного плана финансового оздоровления, который выносится на утверждение кредиторам и Арбитражному суду.

Появление совершенно новой статьи – Деление требований конкурсных кредиторов на классы требований, наложит существенный отпечаток на формировании учетно-аналитической информации. Если будет принята данная редакция, полностью изменится и существующий порядок погашения задолженности. Возникнет необходимость в получении и формировании новой учетно-аналитической информации, а именно для деления на классы группы кредиторов.

Экономическое оздоровление через повышение конкурентоспособности позволяет повысить отдачу от бизнеса для его собственников, государства, наемных работников и других субъектов. Поэтому, проблема финансового оздоровления является результирующей широкого спектра экономико-политических усилий [100]. Добиться позитивных изменений возможно только в случае своевременного получения и обработки учетно-аналитической информации обо всех сторонах деятельности организации. Ниже будет рассмотрено, какова же роль этой информации на данном этапе системы процедуры банкротства?

1.2. Роль учетно-аналитической информации в обеспечении финансового оздоровления организации

В настоящее время в современной нормативно-законодательной базе нет определения арбитражного управления, в литературе не приводятся отличия арбитражного управления от доверительного, антикризисного, менеджмента юридического лица.

Однако отличия в данных процессах наносят свой отпечаток и на роль учетно-аналитической информации. При реализации указанной процедуры необходимо организовать учетно-аналитическое обеспечение таким образом, чтобы выполнялись все условия ее выполнения. Учетно-аналитическое включает:

− выявление потребностей в информации;

− определение технологии сбора и обработки информации;

− анализ полученной информации и принятие управленческих решений на основе его выводов.

Схематично звенья учетно-аналитического обеспечения представлены на рисунке 3.


Рис. 3. Звенья учетно-аналитического обеспечения


Систематический анализ комплекса правовых норм, регулирующих правовое положение арбитражных управляющих в Российской Федерации, позволяет сделать вывод, что основной целью привлечения в процесс банкротства фигуры арбитражного управляющего заключается в ограничении в различной степени правомочий прежнего руководства осуществлять управление организацией – неплатежеспособным должником, а также в проведении арбитражным управляющим комплекса специальных мероприятий. Объем правомочий арбитражного управляющего, а также цель его деятельности зависит от конкретной процедуры банкротства [49].

По этому, весьма актуальной является построение системы обеспечения учетно-аналитической информацией параллельно и для руководства должника и нового лица, осуществляющего процедуру финансового оздоровления – административного управляющего.

Специфическим пользователем бухгалтерской отчетности является арбитражный управляющий, которого одновременно можно отнести и к внутренним и к внешним пользователям (рис. 4).


Рис. 4. Трансформация пользователей информации в процедуре финансового оздоровления


Все сведения поступают в единый информационный банк, образуя учетно-аналитическое обеспечение финансового оздоровления. Учет, анализ и контроль, представляют собой взаимосвязанные элементы информационного блока, определяемые целью и задачами каждой группы пользователей. Проблеме учетно-аналитического обеспечения различных хозяйственных процессов и построению учетно-аналитической системы посвящено достаточно большое количество научных трудов.

Так, например Н.А. Тычинина указывает: «Построение комплексной учетно-аналитической системы позволит осуществлять полномасштабное эффективное управление предприятием, создать единую информационную платформу, поддерживающую процесс, принятия управленческих решений. Поэтому для формирования учетно-аналитического информационного пространства должны быть предусмотрены механизмы сбора данных, их обработки и передаче готовой информации адресно тем, кто в ней заинтересован и способен использовать полученные данные в интересах предприятия» [144].

Л.В. Попова, И.А. Маслова, Б.Г. Маслов высказываю следующее мнение: «Учетно-аналитическая система в широком смысле – это система, базирующаяся на бухгалтерской информации, включающей оперативные данные и использующей для экономического анализа статистическую, техническую, социальную и другие виды информации. Поэтому в широком плане учетно-аналитическая система представляет собой сбор, обработку и оценку всех видов информации, потребляемой для принятия управленческих решений на микро- и макроуровнях» [125].

В данной работе рассматривается учетно-аналитическая система не в широком смысле, а как информационное обеспечение на конкретной стадии процедуры банкротства – финансового оздоровления организации.

Хотя «узкий» смысл не совсем становится понятным: как можно разработать перспективный план, провести полноценный анализ и принять качественное управленческое решение, исключив какой либо вид информации. Или «узкий» план – исключив, получается сбор, обработку или оценку какой-то определенной информации.

Качество учетно-аналитической информации зависит от того, насколько правильно сорганизованы функции управления «учет», «анализ», «синтез» в рамках единого процесса управления организацией в целом [55].

Степень влияния конкретных факторов зависит от принимаемых руководителем управленческих решений, а, следовательно, от уровня учетно-аналитического обеспечения в организации.

В процессе реабилитационной процедуры финансового оздоровления потоки учетно-аналитической информации позволят выявить отклонения от ранее запланированного результата. И чем раньше выявляется такое отклонение, тем больше шансов вернуть процесс в желаемое русло. Вся процедура финансового оздоровления представляет собой сложную систему, состоящую из различных взаимосвязанных элементов, в совокупности стремящихся к достижению единой цели (рис. 5).


Рис. 5. Блок-схема взаимосвязанных элементов учетно-аналитического обеспечения процедуры финансового оздоровления


Разработка и внедрение различных моделей восстановления платежеспособности организаций при арбитражном управлении должна основываться на использовании теоретических и практических знаний в области бухгалтерского учета, отчетности, финансового анализа, бюджетирования и прогнозирования с учетом краткосрочных и долгосрочных целей развития предприятия [117].

Учет является базой для анализа, а результаты анализа – основанием для проведения синтеза, то есть обобщение сведений полученных в процессе анализа в единое целое. «…От качества учетно-аналитической информации и степени ее использования в системе управления зависит позитивность и своевременность принимаемых руководителями решений и в конечном итоге – достижение целей организации, ее безопасность и устойчивость» [55].

Экономические показатели каждого элемента учетно-аналитического обеспечения отражают объективную действительность и взаимосвязаны. Требования же, к учетно-аналитической информации определяются именно предпочтениями пользователей на данном этапе.

Получить полное представление об изучаемом объекте возможно только изучив все стороны рассматриваемого явления. В основе разработки системы показателей должны лежать глубокие знания сущности анализируемого объекта и четко сформулированная целевая установка процесса исследования с выделением основного звена со всей совокупностью показателей.

Если рассмотреть каждого пользователя учетно-аналитического обеспечения, то, несмотря на общую цель, к которой все они стремятся, имеются индивидуальные, но в то же время взаимосвязанные элементы системы учетно-аналитического обеспечения финансового оздоровления.

Собственник, стремясь улучшить свое финансовое положение и восстановить платежеспособность, разрабатывает план выпуска и реализации продукции, без реализации которого невозможно выполнить ранее составленный и представленный арбитражному суду административным управляющим – план финансового оздоровления. В свою очередь кредиторы более заинтересованы вернуть вложенные средства согласно очередности графика погашения задолженности, являющегося главным условием процедуры финансового оздоровления, а в предполагаемом законопроекте – составным элементом всего плана финансового оздоровления.

Комплекс разработанных мероприятий, входящих в дополнительный раздел бизнес-плана повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления предприятия способствует решению проблемы, связанной с осуществлением антикризисного менеджмента предприятия [117].

Для каждого пользователя соответственно формируется определенная учетная информация, необходимая для последующего анализа и контроля.

Нарушение единства функционирования всех групп пользователей станет причиной невыполнения плана финансового оздоровления и приведет к введению конкурсного производства, то есть ликвидации организации. Таким образом, определив основных пользователей информацией в процедуре финансового оздоровления необходимо определить этапы учетно-аналитического обеспечения. Они логически вытекают из вышеназванных взаимосвязанных элементов. Далее определены и предложены три этапа учетно-аналитического обеспечения финансового оздоровления организации (рис. 6).

Совместная реализация всех этапов приведет к погашению задолженности перед кредиторами и восстановлению платежеспособности и конкурентоспособности организации.


Рис. 6. Этапы учетно-аналитического обеспечения финансового оздоровления организации


Одним из основных элементов каждой ступени этапа плана выпуска и реализации продукции, как впрочем, и на других, выступает информация бухгалтерского учета и отчетности. Она крайне необходима для внутреннего стратегического управления, обеспечения возможности разрабатывать различные сценарии развития событий и вносить изменения, реагируя на возникшие отклонения от заданного курса.

Все этапы и ступени тесно функционально взаимосвязаны друг с другом, и только чуткое реагирование на малейшие аномалии на каждом этапе способно привести к достижению цели финансового оздоровления.

Система учетно-аналитической информации должна быть гибкой и мобильной, построена с учетом возможного внесения изменений в реестр и график погашения задолженности кредиторов согласно ст.85 Закона о банкротстве. Каждый этап выглядит как доминирующая область самостоятельности от функционирования которых зависит финансовая устойчивость организации, что предполагает наличие обратных связей в виде учетно-аналитической информации.

Исходя из определения понятия процессного подхода управления организацией – это система непрерывных, взаимосвязанных управленческих функций. Касательно процедуры финансового оздоровления процессный подход должен быть представлен тремя основными этапами, которые представляют собой не что иное как процессы, те самые взаимосвязанные управленческие функции, направленные на восстановление платежеспособности и в том числе погашение задолженности кредиторам, состоящим из конкретных процедур (подэтапов).

В данном случае каждый процесс, и составляющие его элементы, имеют особенности, определяемые данной процедурой.

Например, план выпуска и реализации продукции – являясь частью общего плана финансового оздоровления, разрабатывается собственником (руководством) организации и включает учет и анализ имущественной массы с позиции эффективного использования и возможности использования в производстве или вывода из состава активов производства, необходимость подстроить производство под имеющиеся активы.

Учет и анализ второго подэтапа предполагает, первоначально проведение масштабной инвентаризации всего имущества, что и определено законодательством, не только с целью сохранности имущества, для возможного формирования конкурсной массы в последующем, но и более четкого разграничения активов именно на профильные и непрофильные.

Учет и анализ первых двух элементов направлен в основном на поиск дополнительных средств на скорейшее погашение задолженности кредиторам, реализация которой возможна в случае продажи части активов или сдачи в аренду.

Последующий этап – учет и анализ выпуска, затрат и формирования цены на продукцию на первый взгляд особо не отличается от задач любой организации, но в случае уже «брезжащего на горизонте» банкротства, организация нацелена выпускать более конкурентоспособную продукцию, способную практически к немедленной реализации и естественно обладающей как можно низшей, себестоимостью. В данном случае при формировании цены, определяющим будет не максимальное извлечение прибыли, то есть наценки, а быстрая реализация продукции на первых этапах данной процедуры банкротства.

Учет и анализ прибыли, равно как и ее распределение имеют специфику, присущую данной процедуре, а именно – вся получаемая в этом периоде прибыль, может быть направлена только на исполнение плана финансового оздоровления, хотя в некоторых случаях, можно сказать, что если организация уже получает положительный финансовый результат, то и платежеспособность его восстановлена.

Контроль выполнения плана осуществляется регулярно и оперативно на каждом этапе реализации производственной программы для незамедлительного реагирования на малейшее отклонение от каждой позиции, содержащейся в плане.

Формирование регистров учета требований кредиторов, хотя и не имеет четко установленной, утвержденной формы, предполагает первоначальную инвентаризацию всех обязательств, выявление полного списка кредиторов, их оповещения о введенной процедуре и вытекающих отсюда последствий. Логическим продолжением предыдущего этапа следует составление реестра требований кредиторов по приоритетной очередности погашения их задолженности. Очередность таких платежей определена законом и утверждается арбитражным судом. Законодательно определен и порядок погашения текущих платежей. Для отражения погашения задолженности предложены соответствующие Реестры (приложения № 4 и № 5). Исполнение требования погашения задолженности является приоритетным в финансовом оздоровлении.

Учет расчетов с кредиторами обладает некоторыми характерными моментами в этом процессе. Они связаны с возможностью появления новых, ранее не заявивших о себе в суде кредиторов, и чьи требования удовлетворены судом.

Контроль удовлетворения требований наиболее актуальное звено данного процесса, так как невыполнение указанного графика сведет на «нет» все намерения реализовать процедуру финансового оздоровления (в настоящее время законодатель считает этот постулат основополагающим, хотя в самом определении процедуры указывается на восстановление платежеспособности).

Новая редакция законопроекта предполагает устранить настоящий недостаток и определить эту процедуру как основную из всех имеющихся, а сам график включить только составным элементом общего плана финансового оздоровления.

Исключительность данного процесса характеризует постоянный контроль со стороны внешних пользователей, а именно кредиторов, судебных служб и как мы уже говорили, специфического пользователя – административного управляющего (выполняющего в какой-то мере и роль контролера).

Процедуре планирования финансового оздоровления предшествует анализ финансово-хозяйственной деятельности кризисной организации, основными направлениями которого можно считать следующие.

Анализ организационно-технического уровня тесным образом связан с учетом и анализом имущественной массы, а также профильных и непрофильных активов организации. Анализ предполагает формирование информации о факторах и возможностях выпуска намеченной продукции. Анализ источников финансирования также связан с формированием непрофильных активов и имущественной массы. Он занимает весьма важное положение в виду крайней необходимости выявления имеющихся, скрытых источников и привлечения новых заемных средств.

Анализ спроса на продукцию предполагает выбор наиболее оптимальной производственной программы по ассортименту и качеству продукции, неразрывно связан с учетом выпуска и затрат и является базой для формирования цены.

Прогноз финансовых результатов и денежных потоков – пожалуй, один из главных звеньев всех процессов от которого в полной мере зависит построение всей концепции финансового оздоровления и от того будут ли эти прогнозы, основанные на анализе динамики развития организации, положительными. Прогноз строится по результатам предшествующих процессов в части анализа выпуска и формирования цены, анализа прибыли и ее распределение, учета расчетов с кредиторами и контроля за удовлетворением их требований.

Резюмируя вышесказанное можно с полной уверенностью утверждать, что подобный процессный подход к проблеме весьма актуален, применим на практике и будет способствовать реализации, установленной законодательством цели процедуры финансового оздоровления.

«Полезность учетно-аналитической информации с позиции достижения главной цели управления организации определяется количеством и содержанием элементов в области пересечения множества показателей. Чем больше количество и разнообразие элементов во множестве и чем они содержательнее, тем будет более полезной информация для обеспечения безопасности и устойчивости системы» [55].

Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» четко указано, собственник имущества обязан принимать своевременные меры по предупреждению банкротства еще до момента подачи в арбитражный суд заявления и меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Акцент сделан именно на то, что должны принимать меры.

Для того чтобы исполнить указанные законодательством обязанности, в организации должна существовать четко налаженная система учетно-аналитического обеспечения. Финансовое оздоровление организации возможно на основе комплексной программы антикризисного управления (рис. 7).

Для осуществления управления финансовым оздоровлением необходимо применять приемы, влияющие на разработку и принятие управленческих решений, направленных на стабилизацию финансового положения. А условием успешного управления является анализ его деятельности.


Рис. 7. Структура комплексной программы финансового оздоровления организации


Стратегия и тактика финансового оздоровления конкретной организации индивидуальны, но во всех случаях последовательность вывода организации из кризисной ситуации предполагает следующие этапы работ:

1) сбор информации по центрам повышенной опасности;

2) оценка финансово-экономического положения, выявление проблемных видов деятельности;

3) анализ причин отклонения от нормального развития, предпринимается попытка ликвидации уже существующих объективных признаков кризиса;

4) выбор стратегии и тактики финансового оздоровления исходя из ресурсов, выявленных на предыдущих этапах;

5) реализация первоочередных мероприятий по финансовому оздоровлению. Оценка результатов проведенных мероприятий;

6) прогнозирование будущих кризисных явлений [44].

Для проведения анализа широко используется системный подход, который связан с понятием система, объединяющий некоторое число взаимосвязанных элементов.

На основе учетных данных проводится текущий, маркетинговый и прогнозный анализы и прочерчиваются контуры планирования, после чего определяются отклонения и рассчитываются критические показатели (рис. 8).


Рис. 8. Стадии анализа и планирования в учетно-аналитической системе


Качественное информационное обеспечение финансового оздоровления возможно только при использовании полноценной аналитической обработке учетной и иной экономической информации. Современный уровень развития систем информационного обеспечения предлагает различные пути совершенствования информационной системы организации с использованием передовых достижений науки не только для ведения бухгалтерского учета и предоставления отчетности пользователям, но и для своевременного получения необходимой аналитики для текущего управления организацией.

На этапе процедуры финансового оздоровления к организации учета должны предъявляться особые требования:

− он должен быть оперативным, экономичным и обеспечивать пользователей всей необходимой информацией для своевременного принятия решений в ходе финансового оздоровления;

− данные учета должны давать возможность разграничивать ответственность между подразделениями и управленческими решениями должника и управляющего за результаты работы;

− сведения, на основе которых принимаются решения об оценке деятельности, должны отличаться особой достоверностью.

К сожалению, организация учета не всегда отвечает указанным требованиям. А несвоевременная, недостоверная информация не может служить качественным материалом для анализа.

Сам процесс финансового оздоровления строится на учетно-аналитической информации и состоит из нескольких этапов (рис. 9).

Современная система управления (как сложная система) может эффективно функционировать только при наличии достаточного информационного обеспечения. Интегрированный информационный источник системы управления – учетно-аналитическая информация, позволяющая оценить финансовые возможности, принять эффективные управленческие решения для достижения целей управления.

В своей статье «Систематизация учетно-аналитической информации в системе налогового администрирования» Ф.Ф. Ханафеев указывает, что: «Больший эффект достигается при создании многопользовательских информационных банков данных с приоритетностью и разграничением прав доступа по подразделениям и индивидуальным пользователям.


Рис. 9. Этапы процесса финансового оздоровления


В этом случае производится накопление и обработка данных, поступающих в соответствии с установленными функциями от подразделений организации, и передача информации для оценки и принятия решений на рабочие места уполномоченных на это специалистов и руководства, обеспечивается полнота и актуальность информационного банка данных без нарушения традиционных и отлаженных взаимосвязей» [156].

В нашем случае к числу пользователей информации на стадии финансового оздоровления относятся: кредиторы, включенные в реестр кредиторов, администрация должника, административный управляющий и государственные органы в лице арбитражного суда, следовательно, применительно к выше цитируемому высказыванию необходимо создание информационного банка для данных пользователей.

Л.В. Попова, И.А. Маслова, Б.Г. Маслов указывают, что суть учетно-аналитической системы заключается в объединении учетных и аналитических операций в один процесс, результаты которого рекомендуются для принятия решений, а общая методология и нормативные положения учета и анализа совершенствуются в единой учетно-аналитической системе [125].

В учетно-аналитическом обеспечении учетная информация является базовой, на основе которой строится анализ деятельности организации, обеспечивается постоянное формирование, накопление, классификацию и обобщение информации. Каждая такая процедура осуществляется в соответствии с разработанной методологией и технологией учета.

Учетная информация в системе учено-аналитического обеспечения представляется не только как комплекс регистров и их аналитическая группировка, но и как информационное моделирование процесса управления организацией. В период финансового оздоровления существует определенная специфика учета, выполняющая ряд функций, несвойственных организации, находящейся в обычных условиях функционирования. Критерием выбора определенного показателя как элемента учетной системы должна быть его ценность для удовлетворения информационных потребностей лиц, разрабатывающих и принимающих решения. Информация, полученная в ходе анализа, является основой для разработки плана финансового оздоровления, нацеленного не только на восстановление платежеспособности, но и на дальнейшее устойчивое развитие.

Учетно-аналитическое обеспечение финансового оздоровления можно представить в виде единства систем учета, анализа, контроля и частично аудита, которые объединяют информационные потоки. Эффективность управления организацией в значительной степени определяется качеством информационной базы и тщательностью ее аналитической обработки. Дж. Трейнор высказался на эту тему: «Возможно, вы не обретете богатства используя всю возможную информацию однако, несомненно то, что вы потеряете все если не будете этого делать» [75].

«В жизни, как правило, преуспевает больше других тот, кто располагает большей информацией», писал Бенджамин Дизраэли. Рассматривайте информацию как главное стратегическое преимущество. Исходите из того, что о вашем бизнесе всегда можно узнать больше. Не жалейте средств на создание информационной базы и исследования – фундаментальные прикладные исследования рынка и конкуренции [146].

В этом свете учетно-аналитическое обеспечение финансового оздоровления есть единство систем учета, анализа и контроля, объединенных информационными потоками для управления экономическими процессами при разработке направлений устойчивого развития организации и вариантов их финансирования.

В своей статье «Теоретическое обоснование содержания учетно-аналитического обеспечения устойчивого развития предприятия» Н.А. Тычинина представляет укрупненную модель данного обеспечения как систему, состоящую из четырех взаимосвязанных подсистем, в центре которой располагается информационное обеспечение, связывающее учетное, аналитическое и аудиторское обеспечение.

Было бы правильнее представить учетно-аналитическое обеспечение в центре информационного поля, в котором располагаются учетное и аналитическое обеспечение, так как данные всех видов учета и анализа и есть информация полностью, а не какая-то ее часть.

Важное определяющее место в системе экономической информации о деятельности организации занимает бухгалтерский учет и отчетность. Тесная связь бухгалтерского учета и экономического анализа позволяет рассматривать их как единое целое. Современное понятие бухгалтерского учета в условиях развитой рыночной экономики можно назвать бухгалтерским учетом в широком смысле слова, включающим в себя собственно бухгалтерский учет, анализ и контроль хозяйственной деятельности.

Хозяйственная деятельность организаций как общий объект анализа может дифференцироваться на хозяйственные процессы, финансовые результаты, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных причин и отражающихся через систему экономической информации и, прежде всего, через систему бухгалтерского учета и отчетности [169].

1.3. Системные связи и объекты учетно-аналитической информации

Современная система управления организацией отличается сложной информационной системой. Это связано с обилием внешних и внутренних информационных потоков, разнообразием видов информации, циркулирующей в системе управления.

Ведущую роль в ней играет бухгалтерская информационная система, в которой формируется достоверная и полная информация об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях объекта управления. Поэтому в профессиональной деятельности бухгалтера, финансового аналитика и аудитора возрастает значение и роль информационных систем и технологий.

Экономическая информация включает сведения о составе различных ресурсов, объектов управления на определенный момент времени и служит для управления социально-экономическими процессами в производственной сфере. Информация выступает важнейшим ресурсом.

Информационное поле процедур банкротства можно охарактеризовать как ассиметричное, так как должник имеет всегда информационное преимущество. Это порождает оппортунистическое поведение, характеризующееся тем, что одна из сторон не способна обнаружить не партнерского поведения по отношению к другой стороне конфликта. Одним из главных структурных элементов указанного поведения выступает асимметрия информации, вызванная несовпадением интересов сторон, приводящая к ущербу одного из контрагентов вследствие увеличения полезности в одностороннем порядке.

Такое поведение во многом характеризует крайне редкое практическое применение процедуры финансового оздоровления в арбитражном процессе.

Преследуя корыстные цели, руководитель организации-должника намеренно осуществляет преждевременную продажу части активов, а если и признает неплатежеспособность самостоятельно, то гораздо позднее ее реального наступления.

Руководители организаций озабочены главным образом вопросами минимизации налогов, сохранением средств от инфляции. Неплатежеспособные предприятия в первую очередь ищут инвесторов. Неполнотой, бессистемностью страдает и финансово-аналитическая работа, которая является обязательным элементом финансового менеджмента [117].

Конец ознакомительного фрагмента.