Вы здесь

Финансисты, которые изменили мир. 02. Анн Робер Жак Тюрго ( Сборник, 2015)

02. Анн Робер Жак Тюрго

РЕФОРМАТОР

Анн Тюрго был подлинным человеком эпохи Просвещения. Глубоко погрузившись в социальные и экономические проблемы французского государства, он вознамерился переустроить страну на разумных началах. Смелый реформатор был одним из первых в истории экономистов-либералов. Ему удалось добиться выдающихся результатов, но косность духовной и политической элиты помешала ему полностью осуществить задуманное.

Несостоявшийся падре

Анн Робер Жак Тюрго (Anne Robert Jacques Turgot), барон д’Ольн, родился 10 мая 1727 года в Париже. Он был третьим ребенком в богатой и знатной семье. Его прадед приобрел известность как представитель нормандского дворянства в высшем сословно-представительском учреждении Франции – Генеральных штатах. Отец Жака, Мишель-Этьен Тюрго, занимал должность парижского прево[23]. Мать, Мадлен Франсуаз Мартино де Бретиноль, принадлежала к старинному нормандскому роду.

Тихий и скромный мальчик поступил в семинарию Сен-Сюльпис, а в 1749 году – в Сорбонну на факультет теологии, который закончил с отличными результатами. Под именем аббата де Брюкура он написал две диссертации на латыни: «О преимуществах, которые христианская религия даровала человечеству»[24] и «Исторический прогресс человеческого разума»[25].

Сохранилось письмо Тюрго к его университетскому товарищу, аббату де Сисе, датированное 1749 годом, где он поднимал вопрос бумажных денег[26]. Тюрго полемизировал с аббатом Жаном Террасоном[27], защищавшим систему Джона Ло[28], основателя первого частного банка, эмитировавшего бумажные деньги.

В 1750 году он издал сочинение «Философский обзор последовательных достижений человеческого разума»[29], в котором сформулировал сущность прогресса. Согласно этой работе, прогресс должен охватывать не только искусство и науку, но и, на их основе, культуру общества в целом: хорошие манеры, нравы, государственные учреждения, юриспруденцию со своими сводами законов, а также экономику.

В университете Тюрго серьезно занимался поэзией и переводами. Несмотря на успехи в учебе на духовной ниве, Тюрго не решился принять духовный сан. По его собственному признанию, он «не смог бы носить маску до конца своей жизни».

Во стане физиократов

В 1752 году Тюрго начал карьеру чиновника, сначала получив должность субститута[30], а затем советника в Парижском парламенте. Через год Тюрго уже был мастером прошений – чиновником довольно высокого ранга в судебных инстанциях, а еще через год – членом Королевского совета.

В эти годы он вел насыщенную светскую жизнь: посещал парижские салоны, в которых собирались самые знатные и интеллектуальные молодые люди, познакомился с Франсуа Кене[31] и Венсаном де Гурне[32], основателями модной французской экономической школы физиократов.

Представители этой школы считали производственными силами природу, землю, почву, что соответствовало экономическим реалиям XVIII века. Они придерживались представления о «естественном порядке» в хозяйственной жизни общества, отстаивали свободу общественных хозяйственных отношений и невмешательство в них государства, а значит, упразднения старых отживших норм регулирования экономических отношений властью. Физиократы резко критиковали монетаризм и его положение о том, что единственной формой богатства является золото, а его источником – внешняя торговля. На самом деле, по их мнению, деньги играли исключительно функцию посредника в обращении, а богатство создавалось производством в основном в сельском хозяйстве.

Ближе всего Тюрго сошелся с Венсаном де Гурне, вместе с ним объездил практически всю Францию, изучая состояние промышленности и торговли, наблюдая за тем, какие результаты дает правительственная экономическая политика. В 1761 году Тюрго познакомился с Вольтером[33], труды которого читал ранее и под серьезным влиянием которого находился длительное время. Между Тюрго и Вольтером зародились длительные отношения сотрудничества и взаимной поддержки.

Лиможский интендант

В том же году Тюрго получил назначение на должность интенданта – сборщика налогов Лиможа, одной из беднейших провинций страны. Этот пост он занимал 13 лет и все это время пытался применять на практике свои экономические представления.

Под его управлением находилась значительная территория Франции, преимущественно земледельческая. За исключением нескольких небольших мануфактур, промышленных предприятий еще не существовало. Малоплодородная почва обрабатывалась почти первобытным способом. Торговля не была развита главным образом из-за крайней бедности населения. Работоспособные французы предпочитали уезжать на заработки в Испанию. Немаловажным фактором, сдерживавшим развитие торговли, было отсутствие дорог.

Одной из причин бедности населения Тюрго считал непомерные налоги, которые составляли до половины дохода крестьянского хозяйства. К тому же он отмечал множество различных злоупотреблений чиновников и крупных землевладельцев, неразбериху в податных списках и др.

Тюрго предложил провести объективную кадастровую оценку земли и выработать точный и одинаковый для всех критерий для налогообложения. Главной целью было доказать, что с лиможских крестьян взимались завышенные налоги.

Он взялся за эту грандиозную работу, завершить которую, однако, ему не удалось. Не хватало средств, и казна не очень-то была заинтересована в их выделении. К тому же потребовалось бы провести кадастровую оценку не только в Лиможе, но и по всей Франции. Однако идеи Тюрго получили популярность в общественных кругах.

Более успешны были его усилия, связанные со строительством дорог. Он начал убеждать власти приходов изменить форму дорожной повинности из натуральной в денежную. К 1764 году большая часть округов согласились на новшество, в результате чего удалось сформировать небольшой фонд, из средств которого были построены дороги, соединившие самые крупные населенные пункты.

Тюрго серьезно облегчил разорительную воинскую повинность: организовал снабжение армии с помощью подрядов, начал строить казармы, освободив домовладельцев от обязанности предоставлять квартиры солдатам и офицерам. Также по инициативе Тюрго принудительный набор в полицию по жеребьевке был заменен добровольным.


Тюрго – теоретик

Помимо службы, Тюрго находил время и для самообразования. Он изучал языки, в том числе и мертвые, писал статьи и памфлеты на философские, экономические и религиозные темы, переводил зарубежную литературу.

В 1766 году была написана самая знаменитая его работа – «Размышления о создании и распределении богатств»[34]. В ней Тюрго высказал одну из основных для школы физиократов мысль о труде земледельца: «Ни один работник не может трудиться, пока земледелец не обеспечит ему средства для жизни». Ученый выделил пять основных способов извлечения дохода собственниками земли: обработка земли наемными рабочими; обработка земли рабами; отчуждение земли в обмен на оброк; издольная аренда, или издольщина[35]; аренда, или наем, земель.

«Простой рабочий, у которого нет ничего, кроме умения работать, имеет лишь столько, сколько ему удается получить от продажи своего труда другим. Он продает его дороже или дешевле, но эта более или менее высокая цена не зависит от него самого – она является результатом соглашения с тем, кто оплачивает его труд»

Все остальные известные в те времена виды экономической деятельности, такие как торговля и мануфактурное производство, были вторичными по отношению к сельскому хозяйству.

Тюрго впервые выделил внутри «земледельческого класса» и «класса ремесленников» предпринимателей и наемных работников. Но наиболее интересным в работе Тюрго стало то, что им провозглашалась свобода любой экономической деятельности.

Именно Тюрго ввел понятие «капитал» и начал исследование этого общественного института, изучал происхождение ссудного процента. Величину ссудного процента он считал показателем избытка либо недостаточности капитала. Тюрго исследовал механизм формирования заработной платы работников, отметив, что рано или поздно эта плата сведется к минимуму, обеспечивающему самые скудные потребности, поскольку предприниматели всегда будут искать самых низкооплачиваемых работников. Тюрго обосновал необходимость прибыли для собственника средств производства в связи с тем, что ему, например, требуется возмещать износ орудий труда и затраты на сырье.

Ученый внес дополнения в теорию денег, указав, что возможен дисбаланс, если масса бумажных денег не будет соответствовать количеству товаров.

Перу Тюрго принадлежат статьи в «Энциклопедии»[36] философа-просветителя Дени Дидро[37].

На посту министра

Основная реформаторская деятельность Тюрго пришлась на 1774–1776 годы. В июле 1774 года только что коронованный Людовик XVI[38] назначил Тюрго морским министром, а затем, месяц спустя, – генерал-контролером финансов. Финансовое положение Франции было отчаянным, и Тюрго с энтузиазмом принялся исправлять ситуацию с помощью давно заготовленной им программы, одним из основных пунктов которой была строжайшая экономия.

«Дайте мне хорошую политику – и я вам дам хорошие финансы»

Поначалу назначение Тюрго в великосветских салонах Парижа было встречено всеобщим одобрением. Его работы к тому времени приобрели известность в экономических и философских кругах, образованность и эрудиция Тюрго высоко оценивались его согражданами, и от него ждали решительных и грамотных действий. Сам Тюрго был искренне уверен, что благодаря своему опыту и своим изысканиям он сможет произвести во Франции те преобразования в области финансов, в которых она остро нуждалась.

Он организовал работу своего ведомства так, что стал контролировать все государственные расходы, при этом он безжалостно сокращал синекуры, жестко преследовал за злоупотребления. Он рекомендовал королю не увеличивать налоги, бороться с безработицей с помощью создания новых рабочих мест.

Новшества, разрушающие аристократические привилегии в хозяйственной жизни государства, носили ярко выраженный антифеодальный характер. При этом Тюрго был сторонником твердой королевской власти.

«Дайте мне пять лет деспотизма – и Франция станет свободной»

Одной из первых мер, предложенных к осуществлению новым генерал-контролером финансов, был указ от 13 сентября 1774 года, разрешающий свободную торговлю зерном. Указ явился восстановлением эдикта от 1764 года, отмененного во время голода 1770–1771 годов. Законопроект встретил сильнейший отпор в королевском совете. Тюрго возненавидели те, кто был заинтересован в спекуляциях зерном, а среди них нашлось немало высокопоставленных особ. К тому же Тюрго издал ряд распоряжений, отменявших монополию торговцев хлебом в Руане, Лионе и Париже.

Следующим шагом, разрушающим старые порядки, стала отмена гильдий – «учреждений, которые душат соревнование промышленников», «лишают государство промышленных знаний, приносимых иностранцами», «мешают развитию промышленности, обогащению страны». Одновременно были запрещены какие-либо профессиональные объединения мастеров и подмастерьев. Труд был объявлен личной собственностью, а его обладатель был предоставлен сам себе. Были ликвидированы привилегии и монополии в такой важной для хозяйственной жизни Франции отрасли, как торговля вином.

Также Тюрго удалось применить свой лиможский опыт строительства дорог. Благодаря финансированию из дорожных фондов он вел дорожное строительство уже на территории всей Франции. Позже под его руководством были реорганизованы почтовые перевозки, произошло разделение пассажирских и грузовых перевозок. Благодаря этому время поездок по стране и их стоимость значительно сократились. По дорогам Франции стали передвигаться специальные восьмиместные кареты.

К достижениям Тюрго относится учреждение 24 марта 1776 года партнерства Caisse d’Escompt, наделенного правом эмиссии бумажной денег. Фактически это был банк, тесно связанный с правительством и кредитовавший его деятельность. Впоследствии, в 1790 году, из-за наводнения страны бумажными ассигнациями партнерство обанкротилось.

«Чем больше деньги входили в общее употребление, тем более мог каждый, отдаваясь только земледелию или избранному им промыслу, освободить себя от всех забот об удовлетворении других своих потребностей и думать лишь о том, чтобы приобрести как можно больше денег от продажи своих продуктов или своим трудом, в полной уверенности, что на эти деньги можно получить все остальное: таким образом, употребление денег чрезвычайно ускорило общественный прогресс»

Тюрго имел грандиозные планы и замыслы. Он мечтал реформировать образование, чтобы просветить граждан в вопросах экономики и подготовить таким образом активных сторонников своих реформ. По его указанию началась подготовка соответствующих учебников. Он планировал изменить органы административного управления с целью наладить местное самоуправление. Однако осуществить эти планы ему было не суждено. В мае 1776 года, всего через 20 месяцев после назначения, Тюрго отправили в отставку.

Опала и крах

Тюрго был требовательным и принципиальным человеком. Излишнюю прямолинейность ему часто ставили в упрек. С ним нелегко было поддерживать дружеские и деловые отношения. Он не терпел в людях лицемерия, легкомыслия, непоследовательности. Придворных манер Тюрго так и не усвоил.

Против чиновника были настроены парламент и духовенство. Церковь была возмущена требованиями реформатора прекратить преследование еретиков, разрешить продажу мяса по постным дням. Даже многоместные кареты вызывали негодование святых отцов: они якобы ездили слишком быстро и мешали верующим посещать богослужения. Истинной причиной неприязни духовенства была попытка Тюрго привлечь Церковь к несению основных повинностей наравне с остальными гражданами королевства. Против Тюрго были настроены и те, кто лишился своих монополий на торговлю вином или хлебом. Против реформ было дворянство, понявшее, что может лишиться привилегий и стать на одну доску с простолюдинами. Против Тюрго была даже природа: неурожай 1774 года спровоцировал беспорядки и волнения. Министр способствовал жесткому подавлению народных волнений, преданно поддерживая королевскую власть.

«Политика есть искусство предвидения настоящего»

Людовик XVI, обещавший неизменное покровительство и защиту своему министру, скоро стал тяготиться его энергией и инициативностью. Король избегал встреч с Тюрго. Королева Мария-Антуанетта[39] вообще требовала заключить неосторожного новатора в Бастилию. Прямой и искренний Тюрго не считал нужным скрывать свои истинные мысли и в письмах открыто жаловался на невыносимую обстановку, в которой был вынужден работать. В одном из писем Тюрго позволил себе не просто критику в адрес короля и его кабинета министров. Он назвал молодого короля слабым и неопытным. Это стало последней каплей, переполнившей терпение сиятельных особ.

Отставка Тюрго привела к отмене его реформ. 82-летний Вольтер был потрясен этим известием: «О, какую новость я слышу! Франция могла бы быть счастлива. Что с нами будет? Я потрясен. После того как Тюрго покинул свой пост, я ничего не вижу для себя впереди, кроме смерти. Этот удар грома поразил меня в голову и в сердце».

Тюрго никогда не отличался крепким здоровьем. Активная общественная жизнь окончательно подорвала его. Треть времени реформатор проводил в постели. Тем не менее его работа не прерывалась ни на один день. Интеллектуально он был бодр и деятелен: диктовал проекты законов, доклады и письма, проводил совещания, принимал посетителей. На аудиенции к королю его порой носили на портшезе.

Друзей поражало спокойствие духа, с которым Тюрго переносил опалу и крах своих реформ. Он мог шутить даже по поводу вскрытия цензорами его писем. В 1778 году Тюрго был избран президентом Академии изящной словесности[40]. В этот год он ввел в число академиков своего нового друга – Бенджамина Франклина[41]. Тюрго проявлял большой интерес к событиям, происходящим на далеком американском континенте. Он возлагал большие надежды на возможности молодой республики в противовес порокам дряхлой феодальной Европы.

В своих письмах незадолго до смерти Анн Робер рассуждал о музыке и литературе, физике и астрономии, постоянно упоминал о библиотеке, которую разместил в новом доме. В последние годы Тюрго был постоянным гостем салонов герцогини д’Анвиль и вдовы философа мадам Гельвеции, где собирались самые свободомыслящие и просвещенные люди. Его разум оставался острым и ясным до последнего дня. Тюрго не обращал внимания на проблемы со здоровьем. Часто он мог ходить только на костылях, которые с мрачным юмором называл «мои лапы». Умер он в мае 1781 года, через пять лет после отставки, и был похоронен в Париже.

Известные высказывания Анна Робера Тюрго

• Ценность хлеба и вина не является предметом торга лишь двух частных лиц. Она определяется уравновешиванием потребностей и средств всей совокупности продавцов хлеба с потребностями и средствами всей совокупности продавцов вина.

• Дух экономии в нации стремится непрерывно увеличить сумму ее капиталов, умножить число заимодавцев и уменьшить число заемщиков. Привычка к роскоши действует совершенно в обратном направлении, и из того, что уже было сказано относительно употребления капиталов во всех предприятиях по обработке земли, в промышленности и в торговле, можно судить, обогащает ли роскошь нацию или обедняет ее.

Основные даты жизни и деятельности

1727 г. Родился в Париже

1749 г. Поступил в Сорбонну

1752 г. Начал карьеру чиновника

1754 г. Избран членом Королевского совета

1755 г. Знакомство с главой школы физиократов Франсуа Кене

1766 г. Издал работу «Размышления о создании и распределении богатств»

1774 г. Получил назначение на пост морского министра, месяцем позже – на пост генерал-контролера финансов

1776 г. Ушел в отставку

1781 г. Умер в Париже