Вы здесь

«Философские» письма о маркетинге. Про ложь и результаты (Василий Смирнов)

Про ложь и результаты

Здравствуйте. Я Василий Смирнов и я анонимный лжец. Во-первых я обещал вам в прошлые выходные очередное письмо философской рассылки и уже обманул вас – его не было. Но сегодня мы будем говорить не про это.


Я тут в прошлых письмах много писал про честность к себе, про ответственность, про все остальное «хорошее, доброе, вечное». Давайте я вам немножечко выверну душу. Самое первое письмо, с которого начиналась эта философская рассылка, содержало вопрос о помощи. Тогда откликнулось много человек (порядка трех десятков). Это было круто, приятно и неожиданно. Посмотрим, сколько откликнется на сей раз. Время для этого самое подходящее.


Читал тут Филиппа Богачева (книга «Успех 2.0» – это не про интернет и даже не про пикап). И вот у него есть хороший отрывок, прямо хочется вам процитировать:

«Учись у лучших и признанных. У тех, кто сам достиг успеха в той сфере, которой обучает. Учиться бизнесу у хозяина двух ларьков – скопировать себе все те ограничения, которые не позволили ему подняться выше двух ларьков. Да, лучшие и признанные за обучение берут зачастую не сто рублей в месяц. Но и дают тебе за эти деньги доступ к очень большому количеству практического опыта, который из них этих самых лучших и признанных сделал.


Учитель должен быть ровно на один порядок лучше тебя. Если ты жмешь 60 кг от груди и хочешь жать сотку, справится толковый опытный инструктор, нет смысла нанимать чемпиона мира, ему будет неинтересно тебя учить и он может положить на твое обучение болт. Но если ты хочешь выполнять нормативы мастера спорта – дело другое.


Если ты хочешь открыть свой бизнес – нет смысла искать способ поучиться у Абрамовича. Но в соответствии с предыдущим пунктом «бизнес-тренер», у которого нет своего функционирующего бизнеса, зажигает в моем мозгу большой фонарь: «наебка». К сожалению, ситуация на постсоветском рынке «бизнес-тренеров» такова, что фонарь горит ярко-ярко в 99% случаев.» (конец цитаты)

Цитата прекрасная. Прекрасная без дураков. Если подумать с этой точки зрения, то у меня, как у тренера (или как там называют того, кто дает тренинги) НЕТ бизнеса. Да, за плечами много лет фриланса – но это не бизнес, это самозанятость. Да, у меня было рекламное агентство – но я уже довольно давно закрыл его. Да, под моим началом было около 150 копирайтеров, корректоров, редакторов и координаторов (все они были на фриланс-основе и ни одного я не видел лично, все управление за три года было дистанционным и все было основано на доверии, какой там «Remote» – все приходилось познавать на своей шкуре), но сейчас все проекты этой бригадой сделаны, а новых просто нет. Да, сейчас у меня есть клиенты на консалтинг – но и это тоже не бизнес (да и не консалтинг как таковой, я там людей не учу, мы совместно находим решения проблем), это торговля логикой и арифметикой. Это обмен денег клиента на трезвый и честный взгляд со стороны + предложение нескольких нехитрых логических и арифметических ходов и решений, которые позволяют починить систему маретинга (там, где она вообще есть, поэтому и берусь далеко не за всех подряд).


Возникает этический вопрос: имею ли я право учить вас как делать рекламу, что и как менять в бизнесе, как зарабатывать больше?


Многие участники наших обучающих мероприятий (а они такие же ваши, как и мои, потому что каждое мероприятие я прохожу с вами вместе, тоже выполняя все домашние задания) пишут мне различные слова (много слов!), которые сводятся к одному мотиву – ты разорвал мне мозг, сдвинул меня с накатанной колеи, заставил смотреть на все другими глазами, выковырял из уютной раковины, но это круто и ты делаешь нужные вещи, продолжай!


Вот примеры:

«Сегодня стукнул 15-й день моей учебы. Голова – точно футбольный мяч раздута от информации, идей и ожиданий скорой практики. Все вроде вначале казалось легкой пробежкой, а потом резко пришло осознание – это профессиональный спорт, и тут выживают только профессиональные спортсмены. Я понял – мои прошлые вечерние забеги в своем деле, да и «метр» книг по маркетингу, оказались просто несерьезным делом и туфтой: никакого знания классических основ, никакого системного подхода, анализа и учета результатов, ни стратегии забега, да и вообще никаких тренировок не было. Была только голова, ноги, мышцы и какая-то кривая дорожка своего дела. Конечно – было еще и огромное желание, но всего этого было все равно недостаточно. Иногда я мог сделать рывок, ускориться, обогнать кого-то из соперников, и все равно – сбить в итоге дыхание. Но, как бы мне того ни хотелось, и как бы я не предполагал – я не мог выиграть у них на длинной дистанции делового забега.

Теперь же стал чуточку опытнее: я упорно тренируюсь каждый день, изучаю основы, определил для себя стратегию, и скоро подойду к тактическим приемам. И это только самое начало. Соперники, берегитесь! :)»

– Илья Белкин


«По метафизике. Мне удавалось до сих пор «наколдовать» себе офис в определенном здании или проекты нужного масштаба и механики. Но о том, чтобы выбирать себе таким образом клиентов я и не задумывалась. Спасибо, что навели на мысль.

Вы говорили, что все, кто занимается бизнесом «списывают». И это вполне себе модель построения своего дела. Оглянуться вокруг, выбрать, действовать по схеме. Я сама задумалась о том, как и что у меня происходит в агентстве на восьмом году.

А потом они встречают Вас. Спускаются вслед за Вашими вопросами внутрь, а там… А дальнейшее – личное. И это личности, которые пришли на Ваш огонек)»

– Марина Фролова, BTL-агентство Prospect Promotion


«…Легко удивить людей, показав им, как камни разной величины падают с равной скоростью… Но куда сложнее заставить всех поверить в иной подход к теории гравитационного поля. (Галилей бы со мной ой как согласился) … Так вот… Легко удивить бизнесменов (особенно начинающих) новыми «фишками» продаж или маркетинга, но совсем другое дело – заставить их посмотреть на систему построения бизнеса под новым углом…

За 3 с лишним года я прошел (отучился в смысле) если не всех, то подавляющее большинство громких отечественных специалистов по маркетингу. И могу со всей ответственностью заявить: Василий Смирнов – единственный из мне известных специалистов, который действительно дает «систему».

Я попал в первый поток его тренинга «Быстрые системы продаж», то есть, по сути, в группу для альфа-тестирования. И, да – местами Василий был сумбурен, местами слишком загонял темп, но он дал сис-те-му. Это похоже на разницу между художником, который делает эскиз неточными мазками (и уже по эскизу видно, что это большое искусство); и художником, у которого даже за вычурной техникой виднеется ремесленник, картины которого не переживут даже свое поколение. Василий – первый случай.

Если дочитав до этого места, вы подумали, что это не отзыв, а дифирамб, обусловленный нашей с Василием дружбой – так и есть! Я актер, это все постановка… Не ходите к нему на тренинги, не заботьтесь о выстраивайте маркетинговой системы, не напрягайтесь… В конце концов – это закончится только тяжелой зависимостью от здравого смысла и абсолютной ясностью, что и, главное – зачем, делать со своим бизнесом… Про деньги молчу принципиально.

Василию – огромное Спасибо, слышащим – искреннее пожелание услышать, ищущим – сюда…»


– Сергей Щербаков, бизнес-консультант по «неДетскому маркетингу»

А вот это написали мне в скайп сегодня днем:

«[08.08.14, 13:36:51] Собеседник Икс: Привет! От тебя парень на днях писал. Я отказался :)

[08.08.14, 13:37:02] Собеседник Икс: твоя прямая заслуга)))

[08.08.14, 13:37:19] Собеседник Икс: правда пока не нашел к кому таких товарищей вести

[08.08.14, 13:37:23] Василий Смирнов: привет

[08.08.14, 13:39:12] Василий Смирнов: жестко послал его?

[08.08.14, 13:39:31] Собеседник Икс: нет, просто сказал что не возьмусь за проект в ближайшие 2 недели

[08.08.14, 13:40:37] Собеседник Икс: вторая прямая заслуга, она же и главная – начал расставание с партнером

[08.08.14, 13:40:51] Собеседник Икс: поэтому время нужно

[08.08.14, 13:40:59] Василий Смирнов: время да, полюбому

[08.08.14, 13:41:05] Собеседник Икс: пока не знаю точно как дальше развиваться буду

[08.08.14, 13:46:20] Собеседник Икс: я сейчас прорабатываю задания сижу) часть буду после того как с партнером дела разрешатся

[08.08.14, 13:47:00] Собеседник Икс: хочу частично проекты вести, частично в СРА погружаться. Уже начал немного

[08.08.14, 13:47:56] Собеседник Икс: как тебя послушал, понял что расставаться надо с ним) а то реально сделки с совестью.

[08.08.14, 13:48:12] Собеседник Икс: не мой путь это)

[08.08.14, 13:48:45] Василий Смирнов: ты не поверишь, но мне почему то все в личку что-то подобное пишут

[08.08.14, 13:48:52] Собеседник Икс: а первые три задания я думаю еще не раз переслушаю

[08.08.14, 13:49:01] Василий Смирнов: я вот даже задумался, может мне больше именно такого плана сделать тренинг? личностного

[08.08.14, 13:49:32] Собеседник Икс: собирай отзывы и ставь ценник раз в 5 больше хотя бы))) а то и в 10. Реально стоит того

[08.08.14, 13:49:45] Собеседник Икс: делай, я пойду 100%»

Что характерно, никого не просил оставить отзыв. Все пишут сами, по своей инициативе. У меня (к сожалению? к счастью?) нет спецпризов за «правильные» отзывы. Мы тут не в инфобизнес играемся. Мне это просто неинтересно.


Пишущие мне заблуждаются? Путают теплое с мягким? Обманывают меня? Себя? Вас? Тут явно что-то не так, верно? Как человек, у которого уже давно нет бизнеса и который уже давно не фрилансер может учить предпринимателей и фрилансеров?


Тут на днях проскочила мысль: «А не продать ли блог, не прикрыть ли лавочку?»


И сегодня случилась очередная «прогулка Джобса» и снова кому-то она перевернула мозг.


То есть по всем формальным признакам я 100% лжец и лицемер. Но судя по результатам, моя «ложь» помогает людям. Только помогает странным образом, через то, что мы называем «метафизикой».


И теперь я в недоумении. Оставаться тренером, консультантом, гуру (прости господи, сегодня шаббат) или кем бы то там ни было еще с приставкой «бизнес» я не имею никакого права.


Настало время ребрендинга, перепозиционирования. Чтобы сменилась вывеска, но осталось содержание (ведь результаты всего того, что с приставкой «бизнес» есть).


И, кажется, мне снова нужна ваша помощь. Не хотелось бы перекладывать ответственность (это самое мерзкое, что может быть), но как бы поступили вы?


p.s.

У Филиппа Богачева в той же книге, что цитировал вам выше, был еще занятный отрывок про Учителей:

«Понимание сфер успешности у тебя уже есть – а значит, выбирай Учителей нужного профиля. Человек, обещающий научить тебя „всему“ – скорее всего, дилетант. Часто вспоминается долгое время лежавшая у меня на столе книга Хоровица-Хилла „Искусство Схемотехники“. Там была замечательная цитата: „Чем больше у прибора функций, тем хуже реализована каждая из них“.»

И в этом плане у меня всего одна функция: собирать на рынке знания (причем желательно не на нашем рынке повального кругового «маркетингового инцеста»), систематизировать их, тестировать на отечественной почве, а потом демонстрировать их вам. Уже систематизированными, запакованными и протестированными. В конце концов на службе меня научили именно этому – изучать, анализировать и адаптировать зарубежный опыт (правда уклон там был несколько специфический, но некоторые говорят, что маркетинг – это война, а значит принципиально мои спецнавыки не изменились).


И самое ценное, чему я вас могу действительно научить – это системному подходу к маркетингу, а также к рекламе, основанной на идеологии маркетинга прямого отклика. Потому что это те вещи, которые не изменятся даже через 20, 50 или даже 100 лет. Просто потому, что им уже 100 лет, но они все равно работают как часы. И мне не хотелось бы лишать вас этой мощи.


Я хочу лишь расставить акценты и определиться с ярлыками. Уже понятно, что я лжец, потому что занимаюсь тренингами и консалтингом, не имея на то полномочий. Но выбор, как обычно, будет все равно за вами. Как в том анекдоте про «шашечки или ехать».


p.s.

Если вы не поняли, это письмо – оно не про меня. Оно про вас. Тем ли вы занимаетесь? Туда ли вы идете? Имеете ли право носить на себе тот ярлык, который вы выдаете за себя, за свою «самость»? Вы вообще честны с собой? Не пора ли снять маски, но заодно начать дышать свободно, не притворяясь и не крутя задницей?


Это было очередное письмо нашей философской рассылки, которая выходит по выходным.