Вы здесь

Философская технология идентификации сущности. Наставления мудрецам. 1. ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ФИЛОСОФИЯ (А. Г. Войтов, 2009)

1. ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ФИЛОСОФИЯ

Проблема главной технологии третьего тысячелетия может быть осмыслена с разных точек зрения. Здесь показываем ее в связи с идентификацией.

Исследовательская настроенность на проблему технологии философствования стала основанием обращения внимания на слово “идентификация”. Его используют представители многих наук. Ранее его использовал по наитию, затем попытался раскрыть содержательно в книге “История и философия науки”. Теперь веду специальный поиск его смысла.

Обзор использования слова “идентификация”

Началом данного “штурма” смысла слова “идентификация” была фраза в газете “Гудок” [16.10.2006, с. 5] – “Интеллектуальный алгоритм анализа информации”. Это и есть фактически проблема технологии идентификации сущности явлений, предметов и т. п. С тех пор специально обращаю внимание на использование данного слова в средствах массовой информации, книгах и в жизни вообще.

Использование слова “идентификация” в качестве технического термина можно видеть во многих фактах. Например, при объяснении действия автоматического станка, который должен идентифицировать установленную на нем заготовку для обработки [Гудок, 22.11.06, с. 2]. Аналогично используют его при идентификации голоса террориста, звонившего по телефону [Гудок, 23.11.06, с. 6]. Собаки идентифицируют наркотики, след зверей и т. п. Свинья определяет нахождение в земле трюфелей, идентифицируя их по запаху. Идентификация пассажиров с помощью документов или отпечатков пальцев [Гудок, 07.12. 06, с. 7]. Идентификация города Библ по его современным развалинам [Вокруг света, 2006, № 12]. Обнаружение и идентификация любого судна в мировом океане. Идентификация клеток и молекул [В мире науки, 2006, № 10, с. 37].

Особенно важно осмыслить проблему идентификации в сфере тризовского движения. Материалы последней его конференции 2007 года дают достаточно идей для этого [18]. Алгоритм инновационного процесса ТРИЗа эвристичен в меру идентификации объектов. К сожалению, в сфере тризовского движения не просматривается осмысление значения философии для решения данной проблемы.

Названные и другие факты использования данного слова позволяют утверждать: технологии философствования, идентификации, понимания, принятия решений и т. д. – разные аспекты одной и той же интеллектуальной проблемы.

Категоризация термина “идентификация”

Данное латинское слово было использовано сначала в качестве частного имени (названия) определенного деяния людей. Как латинское слово оно стало термином науки. Теперь проблема сводится к тому, чтобы превратить его в универсальную категорию в смысле Аристотеля, назвав им предельное понятие, на основе которого только и можно систематизировать все его конкретные формы.




Возведение слова в категорию (его категоризация) возможно только построением теории идентификации в строгом смысле слова. Теоретизация науки предполагает построение системы понятий, которые отражают сущность анализируемого объекта или принятие решения о его сущности и при его идентификации.

Превращение слова “идентификация” в категорию и, тем более, развитие способности идентификации зависят от использования духовного наследия предшественников по данному вопросу. Таким духовным наследием является, по моему мнению, философия. Но большинство философов принципиально исключают такую трактовку философии.

Идентификация явлений призвана обеспечить установление и понимание их сущности. Она требует осмысления многих аспектов разных наук, начиная с самой сути науки, ее высшей формы и т. п. Тем самым это проблема науки о науке, которую с древности назвали философией.

Современные философы ведут речь об идентификации так, что мне не понятен смысл их текстов. В 71 год нет желания сосредотачиваться на их рассуждениях. Читая их мысли, не полемизирую с ними. Все мне нужное по данному вопросу нашел у основоположников философии. Мне понятна обильная практика использования данного термина прагматиками современности. Она свидетельствует о первых проявлениях философской революции, без которой общество не выживет в третьем тысячелетии.

Категоризация слова “идентификация” возможна только в меру философского осмысления обозначаемого данным словом явления. При этом главным препятствием оказывается непризнание философами философии наукой наук или основанием (эпистемологией, методологией, гносеологией) всех наук. Поэтому, как бы ни хотелось, не уйти от конфронтации с господствующей философемой о сути философии. Надо понять тот факт, что проблема философии является общенаучной и представители всех наук должны ее решать. Деградируют те науки, представители которых избегают философии и не владеют технологией философствования как основанием своих наук.

Осмысливаемая проблема не только сложна, но и актуальна. Ее можно считать главной проблемой науки и общества последних 2500 лет. И гипотеза логики ее решения может быть сведена к следующей итеративной последовательности деяний, которую здравомысленники посчитают абракадаброй:

1. “Философия идентификации” (предтеория) – нахождение мыслей о данном явлении, попытка конструирования определенной ее доктрины. В результате этого можно осмыслить недостаточность современной философии для решения проблемы сути идентификации и разработки ее теории. И тогда надо перевернуть проблему – попытаться идентифицировать философию.

2. Идентификация философии – определение мнений о философии для того, чтобы найти подход к ее высшей форме – теории и создать ее с помощью мыслей ее основоположников. Решение данной проблемы позволяет вернуться к проблеме использования философии для разработки теории идентификации как универсального явления.

3. Философская идентификация сущности – единственный способ понимания объектов реальности или принятия решения об их сути. Для этого надо осмыслить с помощью философии саму суть теории в качестве высшей формы науки.

4. Философская идентификация философии – разработка теоретической философии как наиболее эффективного средства идентификации всех объектов реальности.

Фактически приходится идти в обратной последовательности. Только уяснение сути философии позволяет овладеть технологией философствования как наиболее адекватной формой интеллекта при понимании истины и идентификации сущности явлений. Вне теории философии не осуществить категоризацию термина “идентификация”.

“Обойдемся без философии?”

Моя брошюра “Манифест научной идеологии” [М., 1966] была первой попыткой осмыслить проблему философской компетентности профессионалов. Она была издана малым тиражом за свой счет и, естественно, не привлекла внимания исследователей. Да и сегодня господствует философское невежество не только исследователей вообще, но и самих философов. Его адепты украсили себя множеством научных степеней, званий, должностей, а затем с их помощью приватизировали науку. Это и является главной причиной деградации науки.

Когда был монополизм монистов, считавших себя носителями истины в последней инстанции, то любое несогласие с их мыслями было опасно: они своих врагов уничтожали не только идейно. Теперь безбрежный плюрализм как проявление того же монизма. Поменяв личину, те же субъекты не допускают в свои ряды инакомыслящих. Оставаясь монополистами в официальной школе, они служат камнем преткновения интеллектуальному, а тем самым и любому иному прогрессу общества. Они единодушцы и, порой, единоверцы, а не единомышленники науки.

Единодушцы → единоверцы → единомышленники

У философии много врагов, но самыми опасными из них являются институциональные философы. Ввиду многих факторов они не поняли суть философии и подменили ее филодоксией. Обладая монополией на истину, они убили прагматическую, позитивную, эвристическую и т. п. функции философии, превратив ее в филодоксию.

“Логика Аристотеля по ее первоначальному назначению была таким же практическим руководством, как трактаты о мореплавании или руководства к игре в вист”.

В. Минто. Дедуктивная и индуктивная логика. – 5-е изд. – М., 1905. – С. 4.

Общество в нашей стране еще не созрело до такой степени, чтобы по аналогии с западными странами “прихлопнуть” философию как обязательный учебный курс. У них философия стала “сектанской”, прибежищем диссидентов.

Без отказа от господствующей философемы наша страна не станет развитой. Восстановление истинной философии следует считать началом оздоровления общества, его возрождения и прогресса. Наше поколение до этого не доживет, но без этого общество погибнет.

Признание философии субъективной доктриной делает бессмысленным ее изучение. Тем более, если одновременно признается стихийное развитие способности философствования каждого человека со здравым рассудком.

Философия призвана обеспечить три функции теоретического познания:

конечная: истинное объяснение сущности явлений (онтология всех наук);

промежуточная: при объяснении устанавливать границы каждой сферы реальности (гносеология наук);

исходная: научить мыслить, т. е. технологии объяснения сущности любого объекта реальности (методология).

Овладение философствованием должно начинаться с усвоения методологической ее функции. В первую очередь на ее основе надо усвоить технологию понимания сущности явлений или анализа их качества. Это начинается с овладения соритами и кладограммами. На этой основе следует понять сущность науки, систематику конкретных наук и границы каждой из них. Только это позволит позитивно изложить содержание теории в качестве системы понятий, которая является статикой динамики процесса принятия решения при анализе объектов реальности.

Люди становятся мудрецами стихийно на основе развития обыденного сознания. Овладение же высшей формой мудрости – философствованием требует специального обучения. Данная работа мыслиться наставлением для мудрецов, желающих стать философами. Она нацелена на указание легкого и быстрого пути к высшей форме мудрости на основе учебно-методического комплекса “Самоучитель философствования”.

Исходим из следующего смысла слов:

Поучение → наставление → руководство

Поучение – первая форма мудрости. Оно сводится к внушению истины притчами, фактами, советами и т. п. Это развивает эрудицию людей со времен Древнего Египта (см. поучения Птахотепа и Мерикара).

Наставление – более развитая форма мудрости. Оно указывает путь к истине (как овладеть умением), т. е. на те формы интеллекта, которые решают проблемы. Например, необходимость овладения математикой для того, чтобы решать определенные задачи. Наставления не содержат объяснения этих приемов мышления (руководства, например, по философствованию).

Руководством можно считать содержание технологии, алгоритма теоретического познания. Оно – предмет самого учебнометодического комплекса “Самоучитель философствования”, выставленного на сайте.