Вы здесь

Философия управления. Глава 1. История государственного управления России (А. И. Самсин, 2013)

Глава 1

История государственного управления России

ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ

У истоков русской государственности стояли великие князья: Владимир – собиратель российских земель и московский князь Иван Калита. Именно ему принадлежит заслуга объединения разрозненных княжеств Древней Руси. В XI–XII в.в. появились первые формы управления землями, хозяйством, менталитетом. Надо сказать, что обширные территории, суровый климат, отсутствие дорог на Руси – все это создавало трудности и будет потом неминуемо сказываться на особенностях государственного управления. История русского государства складывалась с учетом географического фактора. Великие историки, от Татищева до Ключевского, в своих трудах подчеркивали значение его в становлении, формировании российской государственности.

В далеком прошлом, когда никакого телеграфа и почты и в помине не было, управлять огромными, необъятными территориями приходилось с помощью непосредственного контакта. Всадники, вестники, наместники олицетворяли власть и были ее проводниками.

В эпоху Ивана Грозного была создана сильная центральная власть – власть царя-повелителя и впервые в российской истории возникли институты самоуправления и практика земских соборов. Все эти государственные преобразования проходили в борьбе с консервативным боярством. В целях обеспечения стабильности тогдашнего общества Иван Грозный учредил опричнину – вооруженный отряд силовиков, который был оплотом, стражем монархического режима. Репрессии, гонения, пытки против инакомыслящих стали нормой государственного управления. Это время отличается чередой кровопролитий, злодейств.

1.1. Реформы Петра I

Петр I осуществил в России грандиозные масштабные реформы во всех областях жизни. Существенный вклад он внес в преобразование системы государственного управления. После победной войны над шведами и провозглашения Империи, Петр решился на радикальную перестройку государственной власти. Ибо в допетровские времена на Руси существовало множество приказных людей, чиновников, они «кормились от дел». В этой среде царил произвол, неразбериха, волокита, воровство. Это время обычно характеризуют следующим афоризмом: «Была тьма власти наверху и власть тьмы внизу».

Как гениальный практик-реформатор, Петр решил использовать опыт западного государственного строительства. Преодолевая отчаянное сопротивление боярства и других реакционных сил общества, он пытался упразднить систему местничества. Особенность ее в том, что высшие должности раздавались царем не по заслугам, а в соответствии со знатным происхождением и родственными связями. Правда искоренить эту практику полностью не удалось. Известно, что и в дальнейшем местничество упорно существовало. Однако в период петровского правления действовало немало людей из простых сословий, например, знаменитый А. Д. Меншиков, П.И. Ягужинский, а также специалистов иностранного происхождения, скажем Лефорт, Брюс и другие.

В 1722 году была введена «Табель о рангах». Во многом по своему содержанию заимствованная из расписания чинов во Франции. В этом историческом документе унифицированы все чины империи на всех трех поприщах государственной службы: военной, гражданской и придворной – от прапорщика и коллежского регистратора до фельдмаршала и канцлера. К примеру, кстати, великий поэт А. Пушкин был по чину «камер-юнкер» т. е. всего десятый класс из четырнадцати (X из XIV). «Табель» устанавливал зависимость общественного положения человека от места в служебной иерархии, а оно, в свою очередь, в идеале должно было определяться заслугами человека перед Царем и Отечеством.

Все 14 рангов, составляющих «Табель», являлись ступеньками служебной лестницы, по которой при надлежащем рвении и способностях мог продвинуться чиновник в любой отрасли госслужбы. Важное значение имело и то, что определенные ступени этой бюрократической лестницы открывали доступ в ряды дворянства людям так называемых низших сословий. «Табель о рангах» не только регулировал место каждого чиновника на социальной лестнице, но даже детали его повседневной жизни. Слово «бюрократ» в русском языке давно и прочно приобрело негативный оттенок – бумагомарателя и формалиста в лучшем случае, взяточника и хапугу – худшем.

В конечном счете, разросшееся чиновничество требовало соответствующего жалования, а его или не хватало, или оно было очень низким. Именно поэтому казенное денежное обеспечение было отменено и чиновникам было позволено жить за счет материальных подношений, иначе говоря, взяток. И эта практика существует в нашей стране и по сей день.

1.2. Императрица Екатерина II и ее государственное управление

Она была принцессой одного мелкого княжества в Германии. В Россию ее пригласила царица Елизавета Петровна – дочь Петра I. Немецкую принцессу переименовали в Екатерину Алексеевну, поменяв ей протестантскую религию на православие, и обвенчали с племянником Петром III. Довольно грамотная, быстро освоившая русский язык, местные обычаи и правила жизни, она с помощью гвардейских офицеров устранила законного царя, своего мужа. Это историческое событие описано в разных источниках.

Всю жизнь испытывая страх о своем незаконном воцарении, Екатерина оказалась довольно просвещенной правительницей. Как и Петр, она желала превратить Россию в процветающую европейскую державу, но не собиралась «ломать страну через колено», а хотела осторожно, без потрясений, подталкивать ее в нужном направлении. За период ее деятельности с 1762 по 1796 г.г. она осуществила целый ряд важных изменений в государственном управлении страной. Дворянам разрешила собираться по уездам и губерниям и выбирать себе предводителей и исправников, а купцы получили право создавать свои профессиональные гильдии, где решались предпринимательские дела и торговые замыслы. Екатерина II славилась не только обилием фаворитов, но и умением подбирать себе талантливых сотрудников, например П.А. Румянцев, Г.А. Потемкин, братья Орловы и др. (О событиях и людях Екатерининской эпохи можно прочитать в романах отечественного писателя В. Пикуля).

Для всех сословий, кроме крепостных, был введен выборный суд. Спустя три года после воцарения она учредила первую в России общественную организацию – Вольное экономическое общество, которое должно было изучать российское хозяйство, придумывать средства к его улучшению и распространять полезные знания.

В конце XVIII в. в России была проведена губернская реформа с целью упорядочить управление территориями, ужесточить правила исполнения законов и указаний исходящих из центра империи. И все равно чиновники не успевали справляться с потоком дел и всяких прошений. В таких условиях повсеместной стала волокита. Кроме того, уровень образованности чиновников был низким, в результате процветала некомпетентность. Об атмосфере госслужбы, в чиновничьей среде, как правило, гнездились всякого рода пороки и злоупотребления властными полномочиями. Обо всем этом едко, сатирически рассказали русские писатели М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Островский, Н. С. Лесков, Н.В. Гоголь, А.П. Чехов.

В сфере законодательства Екатерина потребовала устранения устаревших законов: для принятия нового «Уложения» – избрать депутатов от госучреждений от городов и сословий, а сенату – подготовить проект нового «Уложения». Сама императрица написала «Наказ» будущим депутатам. В этом историческим документе, составленном под сильным влиянием французских философов-просветителей, Екатерина ставила сложнейшие вопросы. Скажем, о формах государственного управления, о наделении крестьян земельной собственностью, т. е. о законности крепостного права. Все эти вопросы и некоторые другие считались для того времени неслыханным новшеством. Что вызвало мощный протест дворян и почти всех слоев тогдашнего общества. В результате крепостное право не только сохранилось, но и расширилось.

1.3. Государственные преобразования и главные реформаторы XIX в.

Начало XIX в. ознаменовалось появлением новых проектов переустройства государственного управления. Среди них, как ни странно, обозначались свободолюбивые планы – соображения самого императора Александра I. Он обсуждал их с группой молодых единомышленников. В общих чертах речь шла о создании конституционной монархии и усилении свобод и демократических процедур. В последствии Александр I отказался от своих свободолюбивых увлечений, разошелся со своими молодыми друзьями (напр. А. Чарторыйским и др.). К этому времени надвигалась угроза войны с Наполеоном, Заключение мирного соглашения, недовольство политикой Александра среди высших кругов общества. Эта тревожная ситуация заставила принимать ряд существенных мер по укреплению государственного управления.

В это напряженное время нельзя не отметить знаменитое восстание декабристов. В нем отражались разрушительные и патриотические мечтания русского дворянства. В основе увлеченности декабристов новыми идеями и их возможными приспособлениями к русской действительности лежали благородные побуждения, они мечтали уничтожить «разные несправедливости и угнетения» и сблизить сословия для роста общественного благосостояния. Примеры засилья иностранцев в высшей администрации, лихоимства, нарушения судопроизводства, бесчеловечного обращения с солдатами в армии, торговля крепостными волновали возвышенные умы молодых дворян, воодушевленных патриотическим подъемом 1812 года.

Декабристы были крайне разобщены не только с правительством, но и с народом. Их преобразовательные планы, обернувшиеся военным переворотом, таили в себе, по выражению А.И. Герцена, «зародыш и умственный центр грядущей революции». Пушкин назвал декабристов лучшим цветом поколения.

И в эти годы на государственном горизонте появилась самобытная звезда одного из известных российских реформаторов – Михаила Сперанского (1772 – 1832). В среде высшей бюрократии и придворной знати Сперанский был чужаком: сын бедного сельского попа одного из уездов Владимирской губернии. После окончания столичной Александро-Невской семинарии был принят на государственную службу. Благодаря своим выдающимся способностям, разносторонним знаниям, умению убеждать, литературному дару он быстро достиг блестящих успехов. В свои тридцать лет безродный попович стал уже действительным статским советником (4-й ранг), что соответствует генеральскому званию.

С воцарением Александра I Сперанский становится статс-секретарем, трудится над составлением царских манифестов и указов. В 1803 году назначается директором департамента Министерства внутренних дел, где выделяется высоким профессионализмом и «искусством слога». По поручению царя Сперанский подготовил «Введение к уложению государственных Законов» – всеобъемлющий план реформирования государственного устройства. В основу проекта был положен принцип разделения властей. Предлагалась система выборных органов (волость, уезд, губерния), венчала её Государственная дума, без согласия которой не мог быть принят никакой закон. Право законодательной инициативы оставалось за императором, как и право утверждать принятые думой законы, объявлять войну и заключать мир. Император возглавлял и исполнительную власть (Правительствующий Сенат), назначал и увольнял министров. Этот грандиозный план Сперанского был утвержден императором в 1810 году. Как видим, подобная структура государственной власти существует и в наше время в России, после более двухсот лет ее создания.

Тогдашнее дворянство и чиновничество восприняло резко отрицательно новые законы, предложенные Сперанским. Дворяне увидели в новом проекте реформ угрозу своему праву владеть крестьянами. Кроме того, дворяне обязывались проходить реальную службу, а не подвизаться при дворе. Продвижение по карьерной лестнице стало проходить не за выслугу лет, а после окончания университета или сдачи серьезного экзамена на «профпригодность». Эта мера полезна и сегодня. В обществе того времени была объявлена настоящая травля, клеветнические выпады против смелого реформатора. Сперанского назвали опасным масоном, изменником родины, обвиняли в шпионаже в пользу Наполеона. Особенно отличился в этой злобной травле реформатора адмирал А. Шишков. Это главный идейный противник всяких новшеств, консерватор по натуре. И не только он, даже известный историк Н. Карамзин также счел, что государственные преобразования имеют сомнительное свойство.

Короче говоря, под давлением растущего недовольства дворянства и высоких чиновников Александр лишил всех постов и отправил в ссылку М. Сперанского. Судьба реформатора круто и неблагодарно изменилась. Он был назначен губернатором сначала в Пензу, а потом в Сибирь, где успел провести масштабную ревизию и пресечь фантастические злоупотребления сибирских чиновников.

После девяти лет ссылки в 1821 г. Сперанский вернулся в Петербург и продолжил свою карьеру. Назначен членом Государственного совета. Сильно изменились его политические взгляды и амбиции: он стал холодным и расчетливым вельможей, прекрасно ориентирующийся в «коридорах власти». Здесь много вопросов остаются неясными: скажем отношение к восстанию декабристов, участие в работе Верховного уголовного суда над заговорщиками.

Несомненной заслугой перед Отечеством считается его труд по кодификации законов. Сперанский подготовил и издал 45-ти томное «Полное собрание законов Российской империи». Сюда вошли все законы, действовавшие на тот момент. Это стало официальным руководством в практике судов и управления страной. За титанический труд М. Сперанский получил графское звание и высший орден Андрея Первозванного.

В череде российских реформаторов государственного управления особое место принадлежит министру просвещения С.С. Уварову. Он является автором знаменитой государственной формулы: «Самодержавие, православие, народность». Эта триада стала выражением философии государственной системы царской России, краеугольным камнем идеологии общественной жизни того времени.

В период его министерского управления были достигнуты немалые успехи. С. С. Уваров основал Пулковскую обсерваторию, открыл Киевский университет. В городах России появилась обширная сеть реальных училищ и женских гимназий. Столичные университеты пользовались автономией в своей научной и преподавательской деятельности. Возобновилась традиция командировать за границу студентов и профессоров для завершения образования и обмена научной информацией. В эти годы нередко проводились международные научные форумы и конференции. Во времена царствования Николая I С. Уваров избирается Президентом российской академии наук. Он создавал новые научные направления, поощрял работу научно-популярных журналов, исследовательских экспедиций. Отношение к Уварову как государственному деятелю среди современников было неоднозначно. Например, А.С. Пушкин писал о нем обидные эпиграммы, Н.М. Вяземский тоже не жаловал министра. Зато авторитетный русский историк С. Соловьев считает его человеком с блестящими дарованиями. За свою плодотворную и неутомимую деятельность на поприще народного образования и науки Уваров был удостоен всех высоких орденов Российской Империи.

1.4. Реформы Александра II. Отмена крепостного права

В России 60–70 годы XIX в. характеризуются как времена существенных преобразований. Во главе реформ стоял император Александр II. Его называют «освободителем».

Это была сложная и суматошная эпоха. В экономике бурный рост промышленности, торговли с заграницей. Расцвет купеческого предпринимательства. Главный итог реформ – упразднение векового крепостного права. Правда, это освобождение получилось половинчатым, непоследовательным. В области культуры, литературы появились классические произведения.

В судебной системе происходила определенная демократизация, вводились суды с присяжными заседателями, выборы мировых судей, в судопроизводстве – принцип состязательности. Однако среди широких слоев населения поднималась волна недовольства властью, реформами, создавались различные политические партии (марксисты, анархисты, центристы). Назревала революционная ситуация, поднимал голову российский рабочий класс. Практика протестных общественных движений не обходилась без насилия, террора. В это тревожное время так называемые бомбисты убивали генералов, губернаторов, министров и, в конечном счете, уничтожили царя-освободителя.

Конечно, царская власть принимала экстренные меры защиты существующего государственного режима, порядка: сведения о реформах этого периода и протестных движений можно найти в любом вузовском учебнику по истории.

1.5. Реформы П.А. Столыпина

Одним из самых выдающихся реформаторов России считается Петр Аркадьевич Столыпин (1862 – 1911 г.). В годы советской власти его имя связывалось с позицией реакционера, душителя народной свободы. За два последних двадцатилетия оценка его государственной деятельности круто изменилась. Сегодня все чаще имя Столыпина произносится как символ величия России, а его реформы нередко рассматриваются как альтернатива катастрофе 1917 года. Однако характер и суть столыпинских преобразований носит явно противоречивый смысл.

Расскажем коротко о начале и этапах формирования его административного опыта. П.А. Столыпин из дворянской семьи, окончил петербургский университет, физико-математический факультет. Прошел многие ступени карьерной лестницы: от уездного, а потом губернского предводителя дворянства в прибалтийских губерниях, некоторое время был саратовским губернатором. Как специалист-государственник отличался высокой профессиональной компетенцией, ораторским мастерством и твердым характером. В 1906 г. Столыпин получил ключевой пост министра внутренних дел в правительстве И. Горемыкина. Столыпин возглавил Совет министров в очень сложное время широких революционных выступлений. В это время бушевала первая российская революция 1905 г., полыхали восстания крестьян в ряде регионов, брожения умов среди средних сословий, разночинцев, студенческой молодежи. Появилось множество политических партий и союзов. В революционной борьбе против царской власти применялись самые крайние насильственные методы. Эсеровские боевики часто использовали террор. В это мрачное время было убито свыше 760 и ранили 820 представителей власти. Не избежала террористических акций и семья самого премьера Столыпина. Летом 1906 г. совершено нападение на его дачу, погибло 27 человек, в том числе его дочь и сын.

Политическое напряжение в стране, протестные выступления усиливались. В этих условиях конституционные запреты и строгие законы для обеспечения стабильности общества были явно недостаточны. Поэтому правительство главе со Столыпиным было вынуждено ввести в действие военно-полевые суды. Но они оказались бессильны. Беспорядки особенно в сельской местности приобретали массовый характер. Спокойствие на Руси зависело от удовлетворения потребностей безземельных крестьян. Важнейшим тормозом в развитии экономики признавали общинный способ ведения хозяйства. Ибо именно община создавала инертный образ хозяина – крестьянина, собственника. Столыпин предложил крестьянскую реформу. Она обсуждалась в государственной думе разных созывов. Депутаты, от черносотенцев до социал-демократов, её по-разному понимали и оценивали. Многие депутаты призывали к радикальным мерам решения крестьянского вопроса. На одном из заседаний Госдумы в ответ на крайние меры в урегулировании сложной обстановки в стране Столыпин сказал свои знаменитые слова: «Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия».

Однако неудача столыпинских преобразований была предопределена сложившейся в стране политической ситуацией. Мощную оппозицию ей создали возмущенные дворяне-помещики, многие крупные политические партии сомневались в их пользе, интеллигенция находилась в обычном разброде. Царь Николай II был крайне уязвлен бесцеремонным давлением со стороны главы правительства. Неприязненные отношения сложились у Столыпина с императорским окружением по поводу удаления Распутина.

Реформы Столыпина – это по существу смелая попытка разрушить общину и перевести крестьянские хозяйства России на путь экономического развития. Крестьян в стране было 85 % населения, абсолютное большинство из них неграмотны. 90 % крестьянских хозяйств практически ничего не поставляли на рынок. Столыпин говорил о длительности реформ: «Дайте 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете Россию».

Особенность столыпинских реформ состояла в том, что она предполагала осуществление мирным путем переход деревни на рыночные формы ведения хозяйства, без насильственной экспроприации помещичьих земель. Государство гарантировало крестьянам 90–95 процентов банковского кредита на покупки свободных земель. Показательно, что Столыпин называл свою аграрную программу «государственным социализмом», имея в виду государственное регулирование экономики. В этом плане его опыт предшествовал практике Рузвельта и даже Сталина.

Трагедия Столыпина заключалась в отсутствии опоры в обществе. В стране, в России фактически не было среднего класса, интеллигенция пребывала в пассивном состоянии. Ближайшее окружение царя организовало настоящую травлю, потоки грязной клеветы в адрес неугодного премьера. В конечном итоге великий реформатор погиб от руки наемного убийцы-анархиста. Это произошло 1 октября 1911 года во время представления в киевском оперном театре.

После смерти Столыпина реформы были окончательно свернуты. Самодержавная власть Николая II становилась все более реакционной, переходила на позиции твердолобой охранительной политики. В конце можно констатировать: реформы Столыпина не достигли своей важнейшей цели – преодолеть архаичность экономического и социально-политического уклада России и устранить опасность революции.

1.6. Революция и установление советской власти

Революция в России совершилась в 1917 году. К власти пришли большевики во главе с В.И. Лениным (1870–1924). Начался исторический масштабный период строительства новой жизни – социализма. Благодаря последовательной политике, развития социалистических ценностей, энтузиазма трудовых широких народных масс Советская Россия становится мощной державой. Были проведены коренные, глубокие преобразования во всех сферах жизни. В основном насильственными методами проведена коллективизация в деревне. Это событие исторического значения. За короткое время (две-три пятилетки) осуществлена электрификация и индустриализация страны, ликвидирована безграмотность, формировалась социалистическая культура, литература и искусство. В этой области достигнуты колоссальные успехи. При социализме шагнула вперед наука, возникли разные формы высшего образования. Население России было самым читающим в мире. Очень важно – реализовано право трудящихся на бесплатное образование и здравоохранение. В 1936 году принят главный закон «Конституция СССР», в которой закреплены основные права и свободы граждан. Записано, что наше государственное устройство – это федеративная республика, объединяющая несколько (одиннадцать) национальных, республик и округов. В стране была достигнута дружба народов, входящих в советскую федерацию. Все органы государственной власти образовывались путем демократических выборов. Конечно, эта демократия была не полная, ограниченная. Считалось, что советская власть – это власть народа, его представители – депутаты в Советах решали первостепенные задачи экономики, культуры, внешней и внутренней политики.

В конституции (статья 6) сказано, что «направляющей и организующей силой» общества является Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС). Главным объединяющим лозунгом стал: «Народ и партия – едины». В те советские времена мало кто сомневался, что именно эта идея обеспечивает морально-политическую солидарность всего общества. Сейчас этот лозунг-идея звучит риторически, наивно, но тогда это была важнейшая скрепа, основа общественного развития. А судьба партии оказалась трагической и ее в начале перестройки отменили и, наверное, сильно поторопились. Проведенная в начале 90-х годов приватизация без партийно-государственного урегулирования обернулась ограблением народа, появлением олигархического капитализма. А кучка людей-проходимцев, спекулянтов превратились в миллиардеров.

Исторической вехой в истории нашей страны законно считается Победа нашего народа, Красной армии над фашистской Германией. Только советский народ, объединенный идеей патриотизма, смог одолеть эту высокооснащенную военную силу. Мы внесли решающий вклад в освобождение народов Европы от фашистского засилья. Главнокомандующий советской армии сокрушившей фашистские войска в 1945 годы был И.В. Сталин (1879–1953). Он проявил мужество и не покинул Москву, когда немецкие дивизии стояли на подступах к столице.

Мы привели эту историческую справку, которая свидетельствует о том, что Сталин был руководителем и организатором на всех этапах нашего социально-экономического, государственно-политического развития советской России. В это время И.В. Сталин стоял на вершине власти. Он был и остается самой привлекательной фигурой для историков, писателей, политиков. Оценки его деятельности разные, но это тем сильнее подчеркивает масштаб его личности. О его роли и значении в советской истории и сегодня продолжаются споры, дискуссии. Некоторые высказывают самые негативные мнения: Сталин – диктатор, злобный палач, узурпатор власти, ради укрепления личного господства погубил массу своих сподвижников и неугодных ему людей. Другая позиция в оценке Сталина заключается в безусловном восхвалении личности Сталина. Его называют великим вождем всех народов и времен, мудрым государственным руководителем, глубоким теоретиком, непревзойденным полководцем.

Совсем недавно по телевидению обсуждалась тема: Кто из российских руководителей является самой выдающейся личностью. По мнению большинства опрошенных – Сталин в первой тройке. Социологические опросы также свидетельствуют: многие оценивают его очень высоко: «Через 60 лет после смерти Сталин остается самым востребованным политиком». Причем, не только люди пожилого возраста, но и молодежь отмечают, что при его руководстве СССР был мощной державой, был порядок, якобы, отсутствовало чиновничье засилье и коррупция. Ощущается явная ностальгия по «железной властной руке».

И. Сталин за время своего долгого и плодотворного правления (1927–1953), защищая целостность и суверенитет советской России, встречался и сотрудничал со многими государственными и политическими деятелями своего времени: Д. Рузвельтом, У. Черчиллем, Ш. де Голлем, Мао Цзэдуном, Д. Ганди и другими выдающимися руководителями разных стран. Причем все они отмечали редкие качества его характера и достоинства личности. Многие поражались эрудиции вождя, его памяти и выдержке и неуемной работоспособности. Например, Президент Франции, знаменитый генерал Шарль де Голль писал: «Сталин имел колоссальный авторитет, и не только в России. Он умел «приручить» своих врагов, не паниковать при проигрыше и не наслаждаться победами. А побед у него было больше, чем поражений».

Говоря о личности Сталина как руководителя огромного государства именуемого «Советская Россия». Важно объективно учитывать сложные исторические условия, в которых он действовал. Конечно, нельзя отрицать, что были ошибки и перекосы, но очевидны грандиозные достижения. Нужна взвешенная позиция, предполагающая всю максимальную полноту фактов и событий. Научный анализ практики строительства социализма проходил в ожесточенной борьбе против враждебного окружения и идейного противостояния против внутренних политических саботажников, недругов всякой дряни, о которой писал еще В. Маяковский.

Можно порекомендовать книги, посвященные И. В. Сталину, изданные в последние годы:

• Рыбас С.Ю. – Сталин. – М.: Молодая гвардия, 2010.

• Радзинский Э.С. – Сталин. – М.: ЭКСМО, 2012.

• Семанов С. – Сталин. Уроки жизни и деятельности. – М. 2009.

• Емельянов Ю. – Сталин. На вершине власти. – М. 2006.

1.7. Госуправление в Советский период: руководители и лидеры

Послесталинское время развития страны проходило под руководством иных людей. На политическом, государственном горизонте у руля исполнительной власти появись люди не столь крупного калибра, как И. Сталин.

Здесь речь должна идти о Никите Сергеевиче Хрущеве (18941970). Его карьерный рост начался с должности парторга одной из угольных шахт Донбасса. Благодаря природной смекалке и умению «держать нос по ветру», он стал активным общественником. Закончив «Промышленную академию» в Москве (без красного диплома), он успешно прошёл все партийные инстанции на Украине и перед началом войны с немцами занимал ответственный пост первого секретаря партии Киевского горкома. Во время сражений с фашистами входит в командование Воронежским фронтом, как член Военного Совета в звании генерал-лейтенанта.

В послевоенный период избирается первым секретарем ЦК партии, первым руководителем страны. Под его началом проведены несколько важных реформ, проектов. Во-первых, некоторые преобразования в экономике, введение на местах, в регионах совнархозов. Они, по идее, должны были проводить самостоятельную социально-экономическую политику, реорганизацию некоторых ведомств, например, министерства сельского хозяйства. Усиленно внедрял везде независимо от климатических условий кукурузу. Рассчитывая, с увеличением посева и урожаев этой культуры, решить проблему животноводства. Но эта акция не получила своего распространения. Конечно, в его управленческой деятельности были и позитивные результаты. Скажем, форсированное строительство крупно-панельного жилья. В те годы многие москвичи получили новые квартиры. И сегодня эти многоэтажные дома можно увидеть в разных городах и поселках страны. Большой размах получило массовое патриотическое движение по освоению залежных и целинных земель. В этом движении главным образом принимала участие молодежь.

Автор этих строк дважды в качестве бригадира студенческого отряда помогал собирать урожай зерновых в одном из районов Алтайского края и целинных землях Казахстана. Студенты бывшего МИНХа, ныне РЭУ им. Г.В. Плеханова, регулярно, многие годы ездили убирать картошку, овощи в подшефные совхозы Серебряно-Прудского и Зарайского районов, многие ребята работали в стройотрядах.

Так случилось, что именно при Хрущеве совершилось историческое событие – начало освоение космоса. Был запущен первый корабль с человеком – Ю.А. Гагариным на борту. Конечно, это достижение – плод деятельности отряда ученых во главе с академиками В. Курчатовым и С. Королевым. Началась эра космических полетов и здесь мы были впереди планеты всей.

Под руководством Хрущева в 1956 г. состоялся XX съезд партии, который осудил культ личности И.В. Сталина и принял курс на демократизацию общества. Все экономические преобразования 50-х – начала 60-х гг. были призваны решить главным образом проблему улучшения управления, в том числе расширение хозяйственных прав союзных республик путем передачи в их ведение вопросов, которые раньше решались в Центре. Сократить управленческий аппарат, повысить ответственность местных органов, усилить их роль в области развития народного хозяйства на местах. Многие экономические проблемы тех лет пытались решить чисто политическими приемами и методами.

Вторая половина 50-х – начало 60-х гг. прошли под знаком борьбы демократических тенденций против консервативных. Увеличилась опасность волюнтаризма и произвола, что впоследствии послужило прямой предпосылкой для укрепления позиций административно-командной системы. Резко возрастала и внутрипартийная борьба за власть. Бесконечная череда непродуманных реорганизаций не дала нужного эффекта. Все это значительно подрывало авторитет Н.С. Хрущева, вызывало неудовлетворенность его нескончаемыми реорганизациями, закономерно ставило вопрос о смене руководства.

В это же время Н.С. Хрущев проявил себя как ярый противник свободомыслия в культуре и искусстве. Вместе с другим представителем партократии М.А. Сусловым изгонял так называемых «шестидесятников». О стиле руководства и о некоторых деталях первого секретаря партии среди населения ходили разные анекдоты, байки и мифы. Именно он торжественно обещал советскому народу, что это поколение людей будет «жить при коммунизме». Все это оказалось пустым прожектерством, безответственным обещанием. Это был чистый популизм. В 1954 г. В результате интриг в партийно-государственной верхушке, Н.С. Хрущев был смещен со своих высоких постов и мирно отправлен на пенсию. С помощью сына Сергея, он написал и опубликовал свои мемуары за рубежом.

Вместо «дорогого Никиты Сергеевича» у руля высшей государственной власти встал опытный партийный функционер – Леонид Ильич Брежнев (1906 – 1982). Ранее работавший на солидных должностях на Украине и Молдавии. Я не буду перечислять подробно все шаги и этапы брежневского правления. Скажем только, что по общей оценке экспертов-специалистов, это время характеризуется как вялое, застойное. В экономической области, промышленности, сельском хозяйстве обозначались стабильно низкие результаты.

В органах госвласти и высших партийных структурах ключевые позиции, посты занимали пожилые партократы. В социальной структуре общества ведущие место принадлежало партийной номенклатуре. Это так называемая элита. Она почти несменяемая и имеющая богатые привилегии. В этой среде получили распространение чинопочитание, угодничество. А при подборе кадров меньше всего уделялось внимание профессиональным качествам. В такой атмосфере трудно было ожидать существенных изменений в обществе. Правда, в те годы находились люди, недовольные порядком вещей в политике и экономике. В этот период вышел с реформаторской инициативой глава правительства Алексей Николаевич Косыгин (1902 – 1980). Он предложил для улучшения состояния народного хозяйства повсеместно внедрять хозрасчет, расширять систему кооперативных объединений, снижать централизм в управлении. Но косыгинские реформы не получили одобрения, натолкнувшись на консерватизм и своекорыстие властей предержащих.

80-90 годы в нашей стране характеризуются новыми преобразованиями в системе госуправления. Этот период получил название «перестройка». Начал проводить ее первый Президент СССР Михаил Сергеевич Горбачев (р. 1931 г.) Он опирался на три постулата: «ускорение, научно-технический прогресс, общечеловеческие ценности». Его правление отличается расширением контактов с населением. М. Горбачев любил побеседовать с простыми людьми на улице, предприятиях и в учреждениях. Он таким образом популяризировал свою программу. В коридорах власти произошли существенные изменения. Главное – появились новые, молодые кадры, жаждущие обновления страны. Это реформация была связана с мерами ослабления государственной системы. Например, с ликвидацией органов Госконтроля. По существу была допущена фундаментальная ошибка, от которой предостерегали еще многие политические деятели. Тогда как Китай, скажем, проводил экономические преобразования именно под государственным контролем. К тому же в практике горбачевской перестройки большую роль отводили западным кредитам и моделям развития. Все это негативно сказалось на судьбах процесса преобразования в стране.

Дальше наступило время реформации государства, которое возглавил Борис Николаевич Ельцин (1932 – 2008). Это был неординарный политик с инженерным образованием долго работавший первым секретарем Свердловского обкома: КПСС.

Был заметной фигурой в советско-партийной верхушке. Переводится на работу в Москву. Став одним из крупных руководителей партийной организации, он совершает парадоксальную, смелую атаку на верховенство партии в жизни советского общества.

О реформаторской деятельности Б.Н. Ельцина написано много книг-воспоминаний и учеными-политологами и непосредственными его сотрудниками. Особо надо обратить внимание на большую работу Р.И. Хасбулатова – члена корреспондента Российской Академии наук, профессора нашего университета. В трех книгах он анализирует политическую обстановку в нашей стране 90-х годов. Автор в это время был главой российского Парламента, находился в самом центре описываемых событий. Хасбулатов довольно убедительно показывает примитивность мышления и вопиющий непрофессионализм людей, в силу случайных обстоятельств оказавшихся на вершине государственной власти. Речь идет о деятельности Б. Ельцина как президента государства и его ближайших сотрудников Е. Гайдара, В. Бурбулиса и других. Именно эти люди виновны в том, что наша экономика была посажена на сырьевую экспортную иглу. Многие ошибки и злоупотребления ельцинских горереформаторов объясняются тем, что они оказались в плену американских специалистов, диктовавших свои идеи и методы экономического развития. Хасбулатов раскрывает преступные деяния «беловежских соглашателей», которые привели к развалу государственной системы Советского Союза. Он показывает, что последствия от этого предательства, сказываются не только на нынешнем, но будут сказываться и на нескольких будущих поколениях людей, живущих на территории бывшего Советского Союза.

В 90-годы была проведена приватизация. Замысел был такой: считалось, что якобы предприятия с государственной собственностью экономически неэффективны и выступают как существенный тормоз экономического подъема. Приватизация рассматривалась как главная задача всех преобразований, на нее возлагались большие надежды, однако, в итоге они не оправдались. Больше того, она стала одной из самых фундаментальных ошибок эпохи Ельцина. В чем суть приватизации? Это – прежде всего смена собственника, проведенная без общественного и государственного контроля, путем распродажи ваучеров. Многие будущие олигархи, закупив по дешевке государственные, общенародные предприятия, по сути своей, превратили ее в процесс ограбления страны, который обогатил небольшую группу наиболее ловких и алчных людей. Они, став частными собственниками, принялись нещадно эксплуатировать средства производства.

По первоначальному замыслу приватизация должна была сменить собственника, открыть дорогу техническому прогрессу, резко повысить производительность труда, способствовать внедрению современных технологий, обеспечить увеличение рабочих мест и роста заработной платы, создать новые социальные структуры и т. д. Однако решен был единственный вопрос – произошла смена собственника. А все остальные главные требования, как обязательства нового собственника, ушли в никуда. Как показала практика, хозяйствования в этот период, новые владельцы собственности средства в развитие производства вкладывать не стали. Типичный пример подобного поведения – Пикалевская история, когда магнат буквально высасывал из предприятия все, что возможно, не вложив, по сути, ни копейки в его реконструкцию, а заработную плату рабочим почти не выплачивал.

Как видим, приватизация 90-х не только опрокинула экономику страны, не только ограбила народ, но и свела на нет доверие к экономическим реформам, как таковым.

Нынешние власти хотят провести новую приватизацию. Причем, с учетом современных условий и негативного опыта прошлых лет: правда, это важная политическая проблема находится в стадии обсуждения и перебора вариантов ее осуществления. Известны мнения ведущих политиков, одобряющих эту акцию, но существует серьезная оппозиция, сомневающаяся в эффективности этого проекта и доказывающая его несвоевременность. Россия блуждает в поисках смысла новых преобразований. Политики, облаченные властью и богатством, предпочитают форсировать «большую газовую трубу», пока цена на газ и нефть на мировом рынке еще высока. А наши госпредприятия «Газпром» и «Роснефть» – самые прибыльные в мире. Некоторых вполне устраивает, что наша держава, относится к числу наиболее богатых в смысле природных ресурсов и все новые социальные проекты финансируются за счет продажи наших ископаемых богатств. Многих людей – патриотов России эта ситуация не наполняет гордостью и уверенностью в светлом будущем.

1.8. Модернизация и государственное управление

Сегодня в стране формируется новая система госуправления. В основе ее находится идея модернизации нашего общества. Слово «модернизация» иностранного происхождения, лучше сказать по-русски «обновление». Кстати, именно так назвали сущность преобразований в далеком Вьетнаме.

Верхний эшелон власти за последние 15–20 лет в нашей стране возглавляют современные политики с университетским, юридическим образованием. На недавних выборах президента России народ большинством голосов (63,5 %) избрал Владимира Владимировича Путина (р. 1952 г.). Согласно Конституции он имеет полномочия управлять государством 6 лет. До этого рубежа Президентом страны был Дмитрий Анатольевич Медведев (р. 1965 г.).

За время его четырехлетнего президентства реализовано ряд серьезных шагов по развитию экономики и укреплению социальной сферы общества. Например, Д.А. Медведев начал активную борьбу с коррупцией, предпринял меры по омоложению корпуса государственных служащих, созданию первоначальных ростков гражданского общества. В это время сложилась консолидация политических и экономических взглядов Медведева и Путина, образовался так называемый «тандем».

Накануне выборов в декабре 2011 г. Президент В. Путин опубликовал серию статей, в которых фактически сформировал программу действия на срок своего возможного президентского правления. Обозначил стратегию развития страны на ближайшие шесть лет. Были определены семь направлений:

• национальная безопасность и оборона;

• внешняя политика и международные отношения;

• демократия и укрепления законности;

• межнациональные взаимоотношения;

• социальная сфера;

• экономика;

• инновации и образование.

Эти направления обычно характеризуются как главные ориентиры управленческой деятельности. Кроме того, выработана концепция политического курса. Для претворения в жизнь основных направлений выделяются соответствующее финансирование, необходимые материальные ресурсы, время, организаторские усилия и политическая воля.

Проведенные недавно Фондом общественного мнения (ФОМ) социологические исследования показали: в реализации президентской программы успешными оказались показатели национальной безопасности и внешней политики. Гораздо слабее осуществляются задачи в социальной сфере. Проблемы развития демократии и укрепления законности занимают ключевое место в президентской программе. Это, по сути, ответ власти на запрос значительной части россиян на установление элементарного порядка в стране. Люди хотят честности, открытости и справедливости в деятельности органов государственного управления. Как реализуются эти насущные требования большинства наших граждан. Социологические опросы фиксируют заметную пробуксовку и явные трудности. По мнению, многих специалистов-экспертов, наблюдается отставание в процессе формирования открытости и ответственности в работе органов госуправления.

Реализация межнациональных проблем также нуждается в существенном улучшении. Речь идет о качестве миграционной политики, укрепления судебной системы. Построение общества социальной справедливости – это острейшая проблема. Разрыв между богатством и бедностью в нашей стране, по-прежнему, высок, олигархи продолжают пользоваться плодами сомнительной приватизации и залоговых аукционов. Президентская программа нацелена на снижение социального неравенства в стране. Предпринимаются значительные шаги по повышению минимального размера оплаты труда, стабилизации тарифной платы ЖСК, улучшению пенсионного законодательства и другие конкретные меры.

Известно, что нынешняя программа модернизации общества реализуется сложно, с большими противоречиями: специалисты-эксперты отмечают главные причины этих затруднений. Например, некоторые публицисты (О. Попцов), экономисты (Г. Кричевский, А. Бунич) писатели (Д. Гранин, М. Веллер, С. Шаргунов) сходятся во мнении, что все упирается в культ денег. Именно он выжег и мораль и нравственность в нашем обществе. В условиях рыночной экономики процветает тенденция коммерциализации всех сфер реальной жизни.

Серьезным фактором, тормозящим развитие модернизации в стране, выступает коррупция. Это одна из важнейших проблем нашей общественной жизни. В президентской программе, в государственной политике выработаны различные способы борьбы с ней. Действует специальный антикоррупционный закон, введена практика обнародования декларации об источниках и размерах доходов среди государственных чиновников. Ужесточается правовые нормативы против увода капиталов за рубеж и офшорные зоны.

В средствах массовой информации высказываются критические замечания относительно результатов борьбы с коррупцией. Многие эксперты доказывают, что успешность борьбы с коррупцией в немалой степени зависит от ликвидации семейственности, землячества, клановости, фаворитизма, которые распространены на разных уровнях управления и, особенно в верхних эшелонах власти. Это, так называемая, питательная почва злоупотреблений. Без ее выкорчевывания преодоление коррупции превращается в пустую видимость, имитацию этой борьбы.

По мнению авторитетных ученых коррупция – это системное явление и преодоление ее должно осуществляется на системном уровне, соответствующими средствами. Во-первых, эта серьезная проблема нуждается в открытом обсуждении в обществе, с непременным участием независимых СМИ, оппозиционных групп. Во-вторых, надо обеспечить внешний контроль над коррупцией со стороны общественных организаций. Сегодня принципиальное значение приобретают поиски новой философии, действенной идеологии, объединяющей все социальные слои нашего общества: пока, к сожалению такая, понятная, здравая концепция еще не выработана. Правда, в научной литературе, публицистике опубликован целый ряд теоретических соображений относительно прогрессивной шкалы налогов на источники доходов, демократизации общества и базовых ценностей, способных сплотить, воодушевить массу людей. И хорошо осваиваться каждым гражданином. На первое место обычно ставят: общее благо, коллективизм, семью, закон. В другом варианте отдают предпочтение таким общечеловеческим ценностям, как патриотизм, справедливость, свобода и ответственность. Известно, что патриотизм (отечество) как консолидирующий ресурс срабатывал во все времена нашей истории. И том не менее за последние годы в средствах массовой информации появляются материалы, высмеивающие испытанную временем ценность. Нередко публикуются негативные мифы, фальсифицирующие отечественную историю.

Многие социальные философы отмечают – Русская православная церковь на протяжении нашей трудной истории, великих смут и испытаний становилась скрепой государства и народа в единое целое. Эта историческая роль РПЦ подтверждается большинством ученых-специалистов. Скажем, известный отечественный мыслитель А. С. Панарин говорил: «Архетип православной религии обладает могучим нравственно-воспитательным потенциалом. Было бы большой ошибкой игнорировать его в современных условиях, когда духовно-нравственный уровень населения находится на уровне хуже некуда».

Конечно Россия – государство многоконфессиональное. Но как показывают исторические факты, РПЦ является первенствующей в стране. Известно, что она всегда оказывала поддержку государству и народу в борьбе за независимость. И сегодня РПЦ остается хранительницей традиций и патриотизма, принадлежность к России. А в наше время – компьютерно-интернетного, высоких технологий и умных машин – значение религиозной веры не утрачивается, а наоборот – приобретает актуальность и востребованность.

Возрастающее значение РПЦ в общественной жизни страны вызывает в некоторых идеологизированных кругах негативные отношения. Больше того, политические ангажированные руссофобы организовали недавно остервенелые нападки на церковь, глумление и надругательство над православной верой, осквернение церковных святынь, шельмование самого патриарха Кирилла.

Здесь возникает резонный вопрос: что дает религия для современного общества? Во-первых, она нацелена на воспитание людей в духе миролюбия и взаимоуважения, предпочтения духовному перед материальным. Конечно, подобные суждения звучат довольно банально. И, тем не менее, эта гуманитарная миссия религии не всегда могла противодействовать разгулу человеческих низменных страстей. Были кровопролитные войны, распространение злобы, зависти, деньголюбия. Жизнь человека не освобождена от несправедливости, унижения, эгоизма и т. д. Но именно религия, церковь постоянно, из века в век, стремилась к формированию человеческих начал в грешной личности. И сейчас многие авторитетные люди, ученые, писатели, интеллектуалы возлагают большие надежды на воспитательно-гуманный потенциал религии.

1.9. Госуправление сегодня: проблемы и оппозиция

Состояние госуправления в нашей стране характеризуется комплексом острых проблем. Речь идет о возникновении протестных акций и формирования оппозиции к властным структурам. Если раньше общественное недовольство, как правило, адресовалось к власти в целом, то ныне претензии к системе управления становится чаще всего персонализированными. Сам по себе негативизм со стороны населения по отношению к действующей власти имеет несколько причин, с одной стороны, это разочарование из-за невыполнения взятых социальных обязательств. Здесь мы имеем дело с хроническим недовольством, характерным, прежде всего, для пенсионеров и госслужащих (бюджетников). Растет также негативизм людей, убежденных в том, что политический режим сегодня не всегда в состоянии ответить на те вызовы, которые встают перед Россией как развивающейся страной. Появившиеся в общественном сознании претензии к власти в несправедливости активно использует политическая оппозиция. Специалисты-политологи отмечают, что в нашей стране оппозиция носит несистемный характер. В основном это разрозненные группы людей, не имеющие единой теоретической концепции и авторитетного лидера. С разных идейных позиций оппозиционеры критикуют политический курс существующей власти. Это по сути своей противники политического режима, иногда предпринимающие шумные атаки на те или иные проекты правительства. Совсем недавно был проведен социологический опрос населения с единственным вопросом: существует ли сегодня в России политическая оппозиция? Большинство опрошенных ответили, что нет её в реальности, немало людей согласились, что оппозиция только зарождается. И лишь небольшое число опрошенных уверено, что – да, она существует. Обозначены и другие точки зрения, например, оппозиция есть, но она куплена враждебными силами; оппозиция думает преимущественно о своих интересах; у оппозиции нет средств для своей деятельности[1]. Вообще-то в демократическом государстве наличие оппозиции обычное дело, она входит в систему госвласти. Действуя в рамках закона, она участвует в диалоге с властью, помогая выяснить и разрешить актуальные проблемы государственной жизни. Известно, например, что в мае 2012 года в Москве инициированные оппозицией протестные акции проходили с явным нарушением правовых норм. Дело кончилось уличными беспорядками, насилием и оскорблением представителей власти. Полиция была вынуждена применить адекватные меры. В нашей стране зарождающаяся оппозиция и протестные движения не запрещены законом. Но при условии действия в правовых рамках, с обязательным соблюдением гуманитарных норм, без ущемления прав и свобод других граждан.

Президент В. Путин пользуется доверием большинства россиян, желающих порядка и стабильности. Он придерживается тактики представления интересов основной массы населения России. Недавний социологический опрос показал: деятельность В. Путина одобряет гораздо больше граждан, чем не одобряет (63 % против 35 % опрошенных). В ответ на выпады противников государственной власти Путин делает ставку именно на электорат, граждан с относительно низким уровнем образования и невысокими доходами. А таких людей в нашем обществе преобладающее большинство. Политический арсенал Путина включает достаточные средства, чтобы противостоять акциям оппозиции. Речь идет об административном ресурсе, принятых Думой законах, регулирующих отношения государства с оппозицией, ужесточение мер по борьбе с грубыми нарушениями правил проведения митингов протестующих групп. Надо сказать, что угрозы государственному управлению возникают не только со стороны уличных манифестаций и шествий (Болотная площадь, проспект Сахарова). Опасные выпады раздаются из рядов аппаратной оппозиции, либеральных кланов и групп. Напомним, что либеральная оппозиция ориентирована на принятие западных ценностей, сохранение в России экономики как сырьевого придатка глобального бизнеса.

Либералы требуют не только изменения политического курса, но и продвигают свои альтернативные проекты и сомнительные сценарии развития страны. В этой ситуации главе государства не остается ничего, как искать поддержку в консервативно-патриотических структурах. Речь идет о создании особого клуба, получившего название Изборского (Псковская обл.) по месту его учреждения. По замыслу он должен стать площадкой для политиков и экспертов, придерживающихся национально-государственнических взглядов. Их задача – создать идеологический противовес либералам, готовить новые идеи и экспертные оценки в качестве ответа протестному сообществу. Проблема рейтинга влияния глав субъектов Российской Федерации имеет важное политическое значение. Ведь по сути это вопрос о том, кто в госуправлении принимает ключевые решения и определяет курс социально-экономического развития страны. Государственное управление во главе с президентом В.В. Путиным стремится преодолеть накопившиеся серьезные проблемы, ответить на вопросы что сделано и что будет сделано, что изменится и когда изменится. Широкие слои населения страны заинтересованы в преодолении коррупции, повышении качества судебной системы, трудового законодательства и других злободневных проблем. Однако прошедший недавно саммит АТЭС показал, что многие показатели деятельности госуправления в нашей стране находятся на недостаточном уровне. Скажем, по рейтингу экономического роста, качеству государственных институтов мы существенно отстаем от развитых стран. Отметим, что принятие ключевых решений – это важная функция госуправления, но не менее важна практика реализации этих решений. И эту постоянную и огромную работу выполняют министерства и ведомства. Здесь занят целый отряд чиновников различных уровней и рангов. От их профессиональной позиции во многом зависят успехи, эффективность госуправления в целом. Каков же механизм и технология этой исполнительской деятельности? Специалисты – политологи подчеркивают – это очень сложное устройство, где главное – взаимодействие групп влияния. В высшей власти существует целый конгломерат кланов и групп. Роль В. Путина в этой системе неизменна – это роль влиятельного арбитра и модератора, слово которого в конфликтных ситуациях остается решающим. И что существенно – решения принимаются коллегиально с учетом интересов разных групп и чаще всего на совместных совещаниях. Знакомясь с публикациями в СМИ статьями, политическими обзорами, можно получить более подробную информацию о механизме и технологии государственного управления современной России.

Этот исторический очерк посвящен вопросам становления и развития государственного управления в России. В нём содержится большой фактический материал. Из этого очерка магистры и аспиранты должны получить представления об особенностях формирования отечественной государственности. Здесь дается изложение концепций и практических дел главных субъектов госуправления, о взглядах и идеях выдающихся российских реформаторов. В очерке рассматриваются проблемы и тенденции современной системы госуправления, пути и методы её модернизации. Этот исторический экскурс необходим для философского обобщения практики управленческой деятельности. Иначе говоря, это важно для проведения философского анализа разных аспектов госуправления.