Глава 2
Наследственность
Ламарка считают создателем ошибочной теории наследственности, связывающей эволюционные изменения с наследованием благоприобретенных признаков. Между тем в произведениях Ламарка нет понятия наследственности и нет упоминания самого термина. Паккард[12] (Packard, 1901) при переводе второго закона Ламарка использовал слово «heredity» (см. гл. 6), но оно у него соотносилось с французским «generation» оригинального текста. У Ламарка нет понятия наследственности, но есть заменяющее его понятие природы, которое в интересующем нас значении является, безусловно, более широким. Чтобы уяснить основные смысловые значения понятия природы, мы рассмотрим в этой главе, как в исторической перспективе менялись представления о наследственности, а в следующей главе разберем само понятие природы.
2.1. Что такое наследственность
Наследственность есть феномен, изучаемый генетикой. Генетика, таким образом, есть наука о наследственности. В современных учебниках генетики это центральное для нее понятие не всегда определяется. Так, в изданном на русском языке учебнике по популяционной генетике Ф. Айалы (1984) термин «наследственность» отсутствует в предметном указателе. То же самое мы видим в современном фундаментальном руководстве по общей и молекулярной генетике И.Ф. Жимулева (2003). Не приведен этот термин и в глоссарии базового курса лекций по генетике У. Клага и М. Камингса (2007). Причина такого положения, на наш взгляд, коренится в концептуальной устарелости и, как результат, недостаточности традиционного определения наследственности. В свете последних достижений генетики оно требует ревизии.
Для описания явления наследственности в современном языке используют в основном два термина – наследование и наследственность. В отношении первого термина более или менее ясно: мы говорим о наследовании в случае «передачи» (сохранении) признаков в ряду поколений. Известный пример – наследование приобретенных признаков (англ.: inheritance of acquired characters). Что касается второго термина, то ситуация с ним более запутанная.
В известном генетическом и цитогенетическом словаре Ригера и Михаэлиса (1967) обсуждаемым терминам даются следующие значения:
«Наследование (англ, heredity, Spencer, 1863). Передача родительских признаков потомству» (с. 254).
«Наследственность (нем. Vererbung; англ, inheritance) Появление тех же самых или сходных признаков у предков и потомков и передача специфических наследственных задатков, ответственных за образование признаков, при вегетативном и половом размножении организмов».
Эти определения не являются общепринятыми. Во-первых, существуют расхождения при переводе терминов с одного языка на другой. Так, англо-немецкий словарь дает для «heredity» немецкие эквиваленты «Vererbung» и «Erblichkeit», для «inheritance» – значения «Erbschaft», «Erbe», «Vererbung» и «Nachfolge». Существительное «Vererbung», как можно видеть, используется в обоих значениях. В русско-английском словаре наследственность соответствует heredity, а наследование – inheritance. Ч. Дарвин использовал в своих трудах слово «inheritance» и оно у нас переведено как «наследственность» (например, при переводе его книги «Изменение животных и растений в домашнем состоянии»). Термин наследственность в нашем языке также не имел фиксированного смысла и использовался в значении, совпадающим с термином «наследование». Более того, то же самое мы имеем в других языках. Известное произведение Эрнста Геккеля (Ernst Heinrich Philipp August Haeckel, 1834-1919) Natiirliche Schop-fungsgeschichte было переведено и на русский (Геккель, 1908), и на английский (Haeckel, 1914) языки. Немецкое «Vererbung» наши переводчики перевели как наследственность. Например, в фразе на с. 125: «Строго говоря, мы должны различать наследственность и наследственную передачу. Наследственная передача (нем. Erblichkeit) есть наследственная сила, способность организмов передавать своему потомству, при посредстве размножения, свои свойства. Наследственность же означает действительное применение этой способности, фактически совершающуюся передачу». В той же фразе в английском варианте термин Erblichkeit (наследственная передача) переведен как hereditivity (ныне этот термин означает наследуемость), тогда как Vererbung как inheritance. Заметим, однако, что на с. 152 Геккель говорит о так называемых «теориях наследственности». В английском варианте они переведены как «theories of Heredity».
Биологический энциклопедический словарь (1986) дает следующие формулировки: «Наследование, передача генетической информации от одного поколения организмов другому. Поскольку на основе этой информации происходит развитие признаков организмов, говорят и о наследовании признаков, хотя наследуются, строго говоря, не признаки, а гены» (с. 394) и «Наследственность, свойство организмов обеспечивать материальную и функциональную преемственность между поколениями. Наследственность реализуется в процессе наследования или воспроизведения в ряду поколений специфического характера обмена веществ и индивидуального развития в определенных условиях внешней среды» (с. 395).
Эти две формулировки противоречивы. В первой говорится о наследовании генов, во второй дополнительно вводится представление о воспроизведении обмена веществ, имеющего собственные нематричные формы наследования (см. раздел 3.7)
В Британской энциклопедии heredity определяется как «сумма всех биологических процессов, посредством которых частные характеристики передаются от родителей их потомкам (Heredity, the sum of all biological processes by which particular characteristics are transmitted from parents to their offspring). Следовательно, heredity здесь соответствует нашему понятию «наследования». Но и наследование (inheritance) в английских словарях определяется как процесс передачи, т.е. близко к значению понятия «heredity». Это свидетельствует о том, что в английском языке произошло сужение смыслового поля данного понятия, так что оно мало чем отличается от понятия «inheritance».
То же самое следует сказать о наших понятиях наследственности и наследования. Наследственность ставится в зависимость от генов. Поэтому наследственность можно переопределить в понятии передачи генов от родителей к потомкам. Иными словами, базовым понятием является «наследование», на основе которого определяется наследственность.
Если мы обратимся к источникам начала прошлого века, то можно выявить те независимые значения наследственности, о которых в наше время уже не говорят. Так, один из основателей отечественной генетики Юрий Александрович Филипченко (1882-1930) дает следующее определение (1917, с. 1): «Под именем наследственности понимают, во-первых, самый факт сходства между родителями и детьми, то, что все особенности любой группы особей более или менее передаются их потомкам, и, во-вторых, способ передачи этого сходства каждому вновь возникшему поколению». В этом определении также основное внимание акцентируется на явлении передачи наследственных особенностей в ряду поколений. Вместе с тем отмечается, что явление наследственности отражает факт сходства родителей и детей. Этот момент являлся центральным в представлениях на наследственность, имевших широкое распространение в доменделевскую эпоху. Приведем в качестве примера определение французского биолога, профессора эмбриологии в Сорбонне Феликса Ле-Дантека (Felix Le Dantec, 1869-1917): «.. .наследственность есть именно явление сходства в составе элементов между родителями и детьми» (Ле-Дантек, 1899, с. 208, сноска 1). О том же еще раньше говорил Герберт Спенсер (Herbert Spencer, 1820-1903) в своем «законе наследственной передачи»: «каждое животное и растение, размножаясь, дает начало другим животным и растениям, похожим на него» (Спенсер, 1900, с. 181).
Эти формулировки иногда находят отражение и в современных источниках. Так, в энциклопедическом словаре дается определение наследственности, как «свойства организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Обеспечивается самовоспроизведением материальных единиц наследственности – генов, локализованных в специфических структурах ядра клетки – хромосомах». Это определение в первой его части соответствует формулировке Ле-Дантека, но в следующем предложении значение наследственности сужается до его современного смысла, ограничивающего явление наследственности исключительно передачей наследственного вещества.
Таким образом, мы имеем два понимания наследственности – широкое, отражающее явление сходства родителей и их детей, и узкое, акцентирующее главное внимание на изучении наследственных зачатков, которые мы способны тестировать в гибридологическом анализе, т.е. в процессах передачи этих зачатков в ряду последовательных поколений. Анализ сходства родителей и детей предполагает изучение всех признаков, включая и родо-видовые характеристики, тогда как предметная область гибридологической концепции наследственности ограничена преимущественно признаками, изучаемыми при скрещиваниях, т.е. внутривидовыми характеристиками.
Причинное объяснение фактов сходства родителей и детей должно составлять одну из важнейших задач объемлющей теории наследственности. Сразу подчеркнем, что передача по наследству особенностей не является объяснением сходства между родителями и их детьми. Это всего лишь метафорическое описание того же самого факта сходства. А оно, хотя и связано с передачей наследственного вещества, но возникает в процессе развития. Поэтому, чтобы понять явление наследственности (сходства родителей и детей), нам надо расшифровать основные этапы считывания наследственной информации в процессе развития.
Этот момент был подчеркнут Каммерером (1927, с. 5). «Наследственность является сохраняющей (консервативной) … силой в процессе жизни». Эта сила проявляет себя в процессах роста и развития организма. Поэтому (с. 6) «наследственность можно свести к процессу роста, в частности к общему всем организмам свойству восстановления, или регенерации». По существу о том же говорил Лёб (1910, с. 279): «В сущности, проблема наследственности состоит в выяснении тех условий, благодаря которым из яйца и сперматозоида возникают образования с совершенно определенными морфологическими и физиологическими свойствами; по всей вероятности эти условия будут выяснены скорее при помощи физико-химического исследования». Сходные соображения высказывались выдающимся американским генетиком Томасом Морганом (Thomas Hunt Morgan, 1866-1945), о чем у нас еще будет речь. Данную широкую концепцию наследственности, следуя Лилли[13] (Lillie, 1927, р. 362), назовем физиологической (см. Sapp, 1987). В следующих разделах мы рассмотрим подробнее эту концепцию и коснемся ее исторических корней.
Один из основателей генетики Уильям Бэтсон (Bateson, 1861-1926) в своем мельбурнском президентском послании на ежегодном собрании Британской Ассоциации продвижения научных знаний в 1914 г. так объяснил поворот генетики от физиологической концепции наследственности к гибридологической (Bateson, 1914, цит. по: Тимирязев, [1916] 1949, с. 398): «Раз мы не можем увидеть, каким образом курица из яйца и семени дает начало цыпленку, как душистый горошек из своего яичка и крупинки цветня дает начало другому душистому горошку, мы можем, по крайней мере, следить за тем, каким образом различия между различными породами кур и душистых горошков распределяются у их потомства. Разбив задачу на ее составные части, мы раскрываем для себя новые шансы успеха. Это мы называем менделизмом, так как Мендель научил нас этому». Далее Бэтсон (Bateson, 1914, р. 289) ставит главную задачу в изучении наследственности: «Если популяция состоит из членов, которые дифференцированы, то, как будут распределены их характеристики среди их потомков? Именно эту проблему современные исследователи наследственности намерены изучать».
Широкое физиологическое понимание наследственности, отмечаемое и в наших словарях, является отражением когда-то бытовавших представлений на наследственность, в том числе и иных по содержанию, формулируемых независимо от понятия наследования. Некоторые из этих ныне утраченных представлений связаны с учением Ламарка. Поэтому для полноты картины нам необходимо обсудить все когда-либо выдвигавшиеся концепции наследственности. Этим мы займемся в следующих разделах данной главы после того, как дадим краткий экскурс в историю понятия наследственности.
2.2. Становление понятия наследственности
Кратко охарактеризуем основные этапы становления понятия наследственности. Наш обзор основан на ряде превосходных исследований по данному вопросу (Churchill, 1987; Гайсинович, 1988; Lopez-Beltran, 1992, 2004; Muller-Wille, Rheinberger, 2007), к которым мы отсылаем читателей за более полной информацией.
2.2.1. Историческая справка.
Если мы обратимся к толковому словарю Владимира Ивановича Даля (1801-1972), вышедшему первым изданием в 1861-1868 гг., то мы не найдем в нем привычного для нас слова «наследственность». Отсутствует оно и в работах Ламарка. И это меня в свое время озадачило: как можно говорить об эволюции, не обращаясь к понятию наследственности? Дарвин через каких-то 50 лет в своей эпохальной книге «Происхождение видов» широко пользовался этим понятием, а вот у Ламарка оно начисто отсутствовало. Неужели в арсенале науки тех дней не было представлений о наследственной передаче признаков? Ведь само явление, как мне казалось, очевидно, и должно обсуждаться, по крайней мере, в среде медиков и агрономов, которым приходилось с ним сталкиваться в своей повседневной работе.
Интересуясь историей развития идей в биологии, я нашел объяснение когда-то удивившему меня факту. Оказалось, что во времена Ламарка действительно не было специального понятия наследственности. Оно стало формироваться с появлением учения Дарвина. Биологи до Дарвина интересовались преимущественно родо-видовыми (существенными, неизменными) характеристиками. Индивидуальные (случайные) различия, если и обсуждались, то им не придавали большого значения ввиду их казавшейся неупорядоченности и, следовательно, невозможности подвести под какие-то законы. Ламарк, как и многие его современники, взамен понятия наследственности говорили о Природе как причине существенного (родо-видового) сходства. Иными словами, явления, связанные с наследственностью, охватывались более широким понятием природы организма.
В XVII-XVIII веках природа рассматривалась с двух принципиально разных позиций, предикативно, с точки зрения ее состава, и конструктивно, как действующая, работающая система, т.е. с точки зрения слагающих ее рабочих элементов и частей. Природа в первом значении есть весь вещный мир в его перечислении. Предикативно мы можем описывать как всю доступную наблюдению Вселенную, так и различные ее выделы, например, говорить об окружающих нас вещах.
В конструктивном плане природа рассматривается с точки зрения ее реального существования и развития. Считали, что природа едина и подчиняется определенным законам, находящим выражение в характере взаимодействия природных тел и в их развитии. При конструктивном подходе мы также можем описывать различные выделы природы, например организм и соответственно говорить о природе организма. Поскольку природа в ее конструктивном значении отражает течение жизни, т.е. реальные процессы, и поскольку те определяются структурой объектов и характером их взаимодействия, то понятие наследственности не приложимо к таким, подчиняющимся определенным закономерностям явлениям.
Наследоваться может изменчивое, то, что человек может приобрести в своей жизни. Но не законы, которые извечны. Поэтому природа, в том числе и природа организма не может наследоваться. Это равносильно утверждению о возможности наследования природных законов.
В предикативном плане природа, включая природу организма, выражалась через родо-видовые признаки. Они, в отличие от внутривидовых признаков, не изменяются. Поэтому Линней с полным основанием мог говорить о неизменяемости видов. Утверждая это, он имел в виду, что виды неизменны по своей природе (сущности). Если родо-видовые признаки не изменяются, то это свидетельствует в числе прочего и том, что в своем воспроизведении они не зависят от родителей. А раз так, то ставить вопрос о наследовании родо-видовых признаков представляется не совсем корректным. Передать (по наследству) можно лишь то, что нажито родителями. Природу не передают. Она, как считали до Ламарка и в его время, дарована Богом или (и) формируется по своим законам в результате развития (эпигенез) или развертывания (преформизм).
В рамках преформистских представлений концепция наследственности в ее современном звучании просто не могла возникнуть. Лейбниц считал, что первое существо, появившееся как результат акта творения, содержало в себе в возможности и в субстанции все последующие поколения. Поэтому, согласно преформистским взглядам зародыш не может быть продуктом материнского организма; он представляет собой независимое существо, развертывающееся и увеличивающееся по своим собственным механизмам роста. Здесь невозможна передача чего-то от родителей детям. Родительские зародыши лишь носители зародышей детей, которые все без исключения даны изначально. Важно также оттенить следующий момент, помогающий уяснить ход мысли преформистов. Голландский физиолог и энтомолог Ян Сваммердам утверждал, что всевышний преформировал в зародыше человека лишь идею и тип, в соответствии с которыми развивается человек. С этой точки зрения тип не может быть продуктом материнского организма, тогда как нарушения типа, передающиеся от родителей детям, есть результат грехов первых, в том числе результат первородного греха. Иными словами, эти нарушения являются результатом, не всегда праведным, активности самого человека.
Аналогичным образом не могло возникнуть представление о наследственности в рамках эпигенетических представлений. С эпигенетической точки зрения сходство родителей и детей обусловлено едиными «законами» развертывания признаковой организации как у тех, так и у других, т.е. имеет своим источником не конкретного человека, но общую для всех людей природу, а то, что идет от человека, зачастую является греховным и нарушает природное.
Это понимание мы попытались выразить на схеме рис. 2.1. Понятие наследования пришло из юридической практики. По смыслу наследоваться может то, что приобретено родителями и что они способны передать своим детям. Опыт свидетельствовал, что из приобретенного родителями передаться детям могут лишь некоторые болезни. Из такого рода соображений оформилось представление о патологической наследственности. Иными словами, наследственное воспринималось как искажение природы, как ее болезненное состояние. Человек способен ухудшить свою природу (черные кружки) в результате неправедной жизни или плохих условий и эту ухудшенную природу могут унаследовать дети.
До Дарвина природное и наследственное изучалось и обсуждалось в разных научных кругах. Первое в фундаментальных науках, второе в прикладных, в частности, в медицине и агрономии, в которых и возникло понятие наследственности. Впервые оно появилось, по-видимому, во Франции, где термин «heredite» начал более или менее регулярно использоваться, основном в медицинских публикациях, после 1830 г. Согласно Лопез-Белтрану (Lopez-Beltran, 2004), в «Сокровищнице французского языка (Le Tresor de la Langue Francaise, 1821) было дано одно из первых упоминаний существительного «heredite». Издание сослалось на работу графа Жозефа де Местра «Вечера Санкт-Петербурга» (Joseph de Maistre Les Soirees de St-Petersbourg ou Entretiens sur le gouvernement temporel de la Providence), в которой автор, известный политический деятель (дипломат) и философ моралист (годы жизни: 1753-1821) говорит о печальной наследственности («cette triste heredite»), выражающейся в «физическом нездоровье, передаваемом детям, как результат грехов их старших из разных поколений».
Рис. 2.1. Соотношение природного и наследственного в концепциях XVIII – начала XIX века.Передать (по наследству) можно лишь то, что нажито родителями и их предками. Поэтому природу не передают. Она дарована Богом или (и) формируется по своим законам в результате развития (эпигенез) или развертывания (преформизм). Человек, как результат неправедной жизни, способен ухудшить свою природу (черные кружки) и эту ухудшенную природу могут унаследовать дети.
Английское слово «heredity» было заимствовано из французского языка в период между 1860 и 1870 г. (Lopez-Beltran, 1992, 2004). Одним из первых, кто ввел это слово в научный оборот (в книге Hereditary genius, 1869), был Френсис Гальтон (Francis Galton, 1822-1911). Так, во всяком случае, он утверждал в своей автобиографии (Galton, 1908), отметив, что подвергся даже критике за создание этого «причудливого и странного» (р. 288) галлицизма (см. также Cowan, 1972). Оксфордский словарь (The Oxford English Dictionary, 1989) указал на «Principles of Biology, 1864» Г. Спенсера как на наиболее раннее упоминание термина «heredity».
Если мы возьмем французские энциклопедии второй половины XVIII века, то в них понятие Heredite имело лишь юридический смысл. Например, в восьмом томе Encyclopedic, dictionnaire raissonee des sciences, des arts, et des Matieres, издававшейся Дидро и Даламбером, говорится лишь о наследственности должностей (Heredite des offices) и наследственности рент(Heredite des rentes). В первом случае имелось в виду право чиновников продавать или передавать (своим наследникам – heritiers) занимаемую должность, за которую они платили ежегодный денежный взнос – полетту (paulette – по имени первого откупщика финансиста Шарля Поле (Charles Paulet), который в 1604 г. ввел Heredite des offices). Наследственность должностей была упразднена в 1790 г. В то же время было представление о наследственных заболеваниях – hereditary disease (morbi haereditarii), о чем мы будем еще говорить.
После 1830 г. термин «heredite» стал более или менее регулярно использоваться в медицинских публикациях. Поэтому нет ничего удивительного в том, что понятие наследственности отсутствует в книге Ламарка. В довоенном издании (Ламарк, 1935) слово «наследственность» упомянуто один раз на странице 206. Но обращение к тексту оригинала (Lamarck, 1907, р. 200) показывает, что Ламарк не употреблял слово «наследственность» и его мы уже не находим в послевоенном новом переводе Философии зоологии (Ламарк, 1955, с. 356). Этот момент был отмечен Каммерером (1927, с 160), который указал, что «до выхода в свет труда Дарвина «Прирученные животные и домашние растения» (1875) в биологии почти не существовало понятия наследственности». Центральными были проблемы размножения «как воспроизведения себе подобных» (выделено Каммерером) и роста, которые включали в себя понятие наследственности: «с разрешением загадки роста и размножения должна была решиться и проблема наследственности». Соответственно, продолжает Каммерер (с. 161), «Ламарк не говорит: «все то, что приобретается организмом в течение его жизни, или то, что в нем изменяется, наследуется»; он говорит иначе: «сохраняется благодаря размножению» (se conserve par la generation – «Histoire naturelle etc.», 2d edition, 1835, p. 152)» [Каммерер здесь приводит усеченную формулировку четвертого закона Ламарка, который мы будем обсуждать в главе 6]. О том, почему в арсенале биологической науки XVIII и первой трети XIX века не было понятия наследственности, мы будем говорить дальше.
Каммерер отметил интересный с исторической точки зрения момент. Если мы посмотрим учебник известного французского физиолога Клода Бернара (Claude Bernard, 1813-1878) Курс общей физиологии (1878; французское издание вышло в 1870 г.), то в нем есть раздел по воспроизведению, но нет понятия наследственности. Биология в XVIII и в большей части XIX века занималась проблемой воспроизведения, которая отличалась от проблемы наследственности главным образом тем, что обсуждала воспроизведение родо-видовых характеристик. Воспроизводится сам организм и его части (через регенерацию). Клод Бернар обсуждал, в частности, последние опыты с планариями, которые при разделении «на две, четыре и даже восемь частей воспроизводят столько новых индивидуумов, на сколько частей она была разрезана». Бэр показал, что воспроизводятся в развитии сначала самая общая форма, форма типа, затем форма класса, затем форма отряда и так далее до формы вида.
Что касается второго английского термина «inheritance», то, как можно понять из предшествующего обсуждения, он не отличался однозначностью и поэтому менее всего подходил для обозначения научных понятий. Возможно, именно этот момент имел решающее значение в выборе английскими учеными нового термина heredity для обозначения явлений наследственности. Термин «inheritance» в равной мере использовался как в его основном значении – наследование, так и в качестве названия, совпадающего по смыслу с heredity. Напомним, что Ч. Дарвин (1941а) использовал исключительно термин «inheritance», причем даже при обсуждении своей гипотезы пангенеза, для которой более подходящим является понятие «heredity» (см. Cowan, 1972).
Важен еще один аспект, подробно обсуждавшийся Дарвином. Наследственность (в значении inheritance) определяется в какой-то мере через вариации. Известный французский врач Проспер Люка (Prosper Lucas, 1805-1885) в «Трактате по философии и физиологии природной наследственности в состоянии здоровья и болезни» (Traite philo-sophique et physiologique de Theredite naturelle dans les etats de sante et de maladie, 1847) подробно рассмотрел тему вариаций и разделил их на четыре категории. Интерес представляют вариации третьей и четвертой категорий, связанные соответственно с гибридизацией и наследованием через поколения (реверсиями и атавизмами, которые также являются проявлением наследственных свойств организмов). Поскольку понятие «inheritance» касается признаков, то само явление наследования трудно отделить от реверсий и изменений, связанных с менделевскими законами. У Дарвина реверсии определялись как частный случай наследования (inheritance). Однако в некоторых контекстах они описывались как явления, противоположные наследованию. «Если до публикации «Происхождения видов» было трудно отличить вариации (variation) от феномена наследственности (inheritance), то с выходом книги Дарвина в свет это стало практически невозможно сделать» (Cowan, 1972). Именно поэтому, как считает исследовательница, дарвиновская точка зрения стала меняться. Дарвин начал склоняться к принятию ламарковского тезиса о возможности прямого влияния среды на наследственность.
Здесь уместно сделать пояснение относительно взглядов Дарвина на наследственность. При обсуждении этого необычайно сложного понятия Дарвин (1952, с 94) исходил из того, что «законы, управляющие наследственностью, по большей части неизвестны». Поэтому исследователь может рассматривать наследственность лишь в феноменологическом ключе. В этом случае для полноты картины желательно описывать само явление с разных сторон. Именно такому подходу следовал Дарвин, пытаясь выделить и рассмотреть ключевые стороны наследственности. При этом он остерегался давать окончательные формулировки в виду их очевидной ограниченности. Наряду с представлением о наследственности как «передаче» особенностей от родителей детям, представлением, ставшем со временем традиционным, Дарвин, на наш взгляд, нащупал неординарное решение, в рамках которого традиционное понятие в любых его вариантах предстает не более, чем частным случаем.
Ссылаясь на упомянутое выше сочинение П. Люка, Дарвин говорил (1952, с. 93-94): «Если какое-нибудь уклонение в строении появляется часто и мы его встречаем у родителей и у детей, то мы не можем решить, произошло ли оно от одной общей причины, повлиявшей на тех и других; но если между особями, подчиненными, как можно предполагать, одинаковым условиям, редкое уклонение, вызванное исключительным стечением обстоятельств, появляется у родителя, скажем, в одной из нескольких миллионов особей и повторяется у детей, то уже одна теория вероятностей почти вынуждает нас приписать это повторение наследственности». Дарвин здесь делает заключение о существовании изменений, которые по теоретико-вероятностным соображениям не могут быть отнесены на счет независимого действия одних и тех же внешних или внутренних причин на родителей и их детей. В этом случае исключается эпигенетический момент. Эти изменения, следовательно, можно приписать наследственности в ее преформистском понимании, как передачи фактора, определяющего новый признак у конкретных родителей и их детей. Наследственность в этом случае выступает как оборотная стороной изменчивости. Дальше мы подробно рассмотрим эту концепцию наследственности и покажем ее связь с принятыми ныне в генетике представлениями в понимании наследственности.
2.2.2. Наследственные болезни.
В прикладных науках, в первую очередь в медицине, использовали прилагательное «hereditary», в частности при обозначении наследственных заболеваний – hereditary disease.
Концепция наследственных болезней имеет корни в античности и известна, по меньшей мере, с Гиппократа и Аристотеля, говоривших о наследственных заболеваниях – haereditarii morbi (лат.) Νσοιχληρομ ιοταχαι (греч). Уже тогда знали, что некоторые заболевания встречаются лишь у членов определенных семейств. Здесь была уместна аналогия с наследством, переходящим к членам одного и того же семейства. Так, знаменитый астроном и математик, личный врач французского короля Генриха II (1519-1559) Жан Фернель (Jean Femel, 1497-1558) утверждал в своей Medicina ad Henricum II (1554), что сын «также является наследником немочей своего отца, как и его земель (цит. по Müller-Wille, Rheinberger, 2007, р. 5). Важно подчеркнуть, что определение «наследственный» часто трактовалось не только в смысле передачи каких-то свойств. Говорили также о влиянии одних и тех же причин, действующих при рождении, особенно в тех случаях когда наблюдали сходство между родителями и их внуками. В этом случае проблема состояла в том, чтобы объяснить, как причины, индуцирующие развитие, могут сохранять свое действие у отдаленных потомков.
Одно из ранних упоминаний о наследственных заболеваниях мы находим у Людовика Мерката (Ludovico Mercatus [Luis Mercado], 1513— 1599) – выдающегося врача при Испанском Дворе во времена Филиппа II и Филиппа III. Меркат издал в Мадриде в 1594 г. De morbis haereditariis liber. Широкую известность получила книга ирландского священника и ученика Парацельса Демара (Dermutius de Meara) Patho-logia haereditarii generalis, изданная в 1619 г. в Дублине, позже в Амстердаме (1666 г.) и в Лондоне (частично, 1665 г.). В книге Демар выступил против идей популярного и в его время Жана Фернеля, который утверждал, что любые болезни, которые родители имеют во время зачатия, могут стать наследственными. Демар к числу наследственных относил лишь те заболевания, которые передаются только через семя. О популярности Фернеля свидетельствует тот факт, что его работы переиздавались на протяжении более чем ста лет после его смерти.
В известной двухтомной энциклопедии английского писателя и энциклопедиста Чемберса (Ephraim Chambers, 1680-1740) Chambers’ dictionary-cyclopedia or an universal dictionary of arts and sciences, изданной в 1738 г., после определения «hereditary», отвечающего основному юридическому (неметафорическому) смыслу, приводится следующее дополнение: «в переносном смысле hereditary применимо также к хорошим или вредным качествам, склонностям, привычкам и т.д., которые способны передаваться по крови от отца к сыну Подагра, золотуха, безумие и т.д. являются наследственными болезнями».
В той же энциклопедии Чемберс писал, что болезни могут быть классифицированы на наследственные (hereditary), врожденные (connate) и приобретенные (acquired). Эта классификация, по-видимому, идет от Фернеля и Демара. Первая категория заболеваний связана с патологическим влиянием одного из родителей, имеющим место при зачатии и действующим на конституцию будущего ребенка. Врожденные заболевания связаны с внутриутробным воздействием на плод материнской крови, что может привести к нарушению баланса гуморов (см. главу 3) и как результат к конституционным изменениям еще не окрепших структур эмбриона. Это различие между предрасположением к болезням, приобретаемым при зачатии и после него, нашло отражение и во французской энциклопедии, издававшейся Дидро и Даламбером. В статье «Héréditaire» (в седьмом томе энциклопедии) сказано: «Надо отличать наследственные болезни от тех, которые патологи называют врожденными, morbi connati, т.е. такие, которые плод приобрел случайно в чреве его матери и которые он показывает соответственно при рождении, без того, чтобы она [болезнь] была результатом дефекта здоровья родителей, предшествующего зачатию и передаваемого детям, как в случае наследственных болезней» (перевод А.В. Свиридова) (On doit distinguer les maladies héréditaires de celles que les Pathologistes appellent connées, morbi connati, c’est-a-dire que le foetus a contractées acidentellement dans le ventre de sa mere, que l’ont apporte en naissant, conséquent sans qu’elles soient l’effet d’un vice de la santé des parens, antérieur à la conception, transmis aux enfans, comme dans le cas des maladies héréditaires)
А вот как определялось слово «наследственный» (р. 156): «Этот термин применен для обозначения случайных видовых различий, выражающихся в болезни и зависимых от дефекта, связанного с качеством семенной жидкости и материнских гуморов, которые способствуют тому, чтобы давать зародышу принцип жизни, и формируют последний» (Hereditaire, adj. (Medec.) Се terme est employe pour designer l’espece de difference accidentelle d’une maladie, en tant qu’elle depend d’un vice contracte par la qualite de la liqueur seminale & des humeurs matemelles, qui concourent a donner a l’embryon le principe de vie, & a le former). В определении подчеркнуто, что речь идет о случайных различиях, ведущих к заболеванию. Этот момент существенен. Бог, признававшийся в то время практически всеми, ответственен лишь за родо-видовые особенности у человека и животных. Но человеку дарована свобода, и если он воспользовался ею не во благо себе и себе подобным (которые также обладают божественным началом), то в этом случае возможно искажение его божественной родовидовой формы, результатом чего и будут болезни.
В начале XIX века произошло концептуальное изменение значения термина «hereditary». Выдающийся немецкий врач и анатом Блюменбах (Johann Friedrich Blumenbach, 1752-1840), прославившийся, в частности, изучением внутреннего строения утконоса (Ornithorhynchus anatinus), был, по-видимому, одним из первых, кто заговорил о патологических и нормальных наследственных вариациях. Лопез-Белтран (Lopez-Beltran, 1992) отметил важность этой своего рода «депатологизации наследуемого» для становления понятия наследственности. В Англии в том же направлении думали врач и хирург Джозеф Адамс (Joseph Adams, 1756-1818) и психиатр, антрополог и этнолог Джеймс Причард (James Cowles Prichard, 1786-1848). Адамса можно считать первым медицинским генетиком, описавшим в своей книге A treatise on the supposed hereditary properties of diseases (London, 1814) явления доминирования, неполной пенетрантности, роли браков и среды в проявлении заболеваний; он также рекомендовал учет и регистрацию в целях недопущения генетических нарушений у детей (см. Emery, 1989).
Особенно интересной представляется позиция Причарда. В своих двухтомных «Исследованиях по физической истории человека» (Prichard J.C. 1813. Researches into the physical history of man) он проводит важную мысль о необходимости разграничивать наследственное от ненаследственного через противопоставление первых изменений изменениям, обусловленным средой: «Оказывается, что принцип животной организации, от которого зависит образование расовых вариететов, полностью отличается от того, который рассматривает изменение индивида как результат действия на него внешних причин… Эти классы явлений управляются совершенно разными законами. В первом случае определенные внешние силы, действующие на родителей, таким образом влияют на них, что те производят потомков, обладающих некоторыми особенностями формы, окраски или организации; какой бы признак не возник таким путем, он становится наследственным и передается расе беспрестанно, это, по-видимому, является законом природы. Напротив, изменения индивида во внешнем виде или сложении, вызываемые внешними причинами, являются временными; в целом приобретенные признаки преходящи и не имеют влияния на потомство» (р. 194-195).
Таким образом, до XIX века определение «наследственный» (hereditary) использовали применительно к характеристике некоторых заболеваний или некоторых семейных особенностей, наблюдаемых у родителей и их детей. Такое использование копировало практику применения этого слова в социальной сфере, связанной с юридическими делами по наследству. В медицине понятие «наследственный», как прямо связанное с болезнями, использовалось в значении патологической наследственной основы.
Если наследственные заболевания представляют собой отклонения от нормы, патологию нормы (природы) (рис. 2.1), то их можно описать в понятии изменчивости и изучать последнюю независимо от понятия природы. В этом случае можно различать наследственные изменения (вариации), передающиеся от родителей детям, и ненаследуемые изменения. Можно также говорить о нормальных (непатологических) наследственных изменениях, т.е. расширить концепцию наследственности на норму (родо-видовые признаки, природу). Понятие природы (нормы) в этом случае исключалось из анализа как самостоятельное явление.
Этот сдвиг в изменении области определения понятия наследственности отметил Лопез-Белтран (Lopez-Beltran, 1992). Он, в частности, сослался на точку зрения французского врача Патрика Серсирона (Patrick Sersiron, 1836. De l’Hérédité dans les Maladies. These de Doctorat), «рассматривавшего стабильные всегда передаваемые признаки видового типа (т.е. родо-видовые характеристики —А.Ш.) как единственные, которые заслуживают называться наследственными». «Нетрудно видеть, – пишет далее Лопез-Белтран – что все исторически старейшие комментарии относительно наследственной передачи, как у человека, так и у других видов, связаны с передачей необычных отклонений от типа, начиная от аристотелевских макроцефалов и кончая negre blanche (белой негритянки) Мопертюи[14]. Наследственность как объяснение гомогенности внутри групп пришло позже».
Рис. 2.2. Предметные области в первых концепциях наследственности в период становления данного понятия в середине XIX века. Наследственность I соответствует ламарковскому понятию природы. Признакам категории 2 соответствуют расовые, географические, экологические и другие типы устойчивых внутривидовых различий; признаки категории 3 соответствуют мутациям и определяют аллельные различия; примером ненаследуемых случайных вариаций (признаки категории 4) могут служить прижизненные повреждения; длительные модификации представляют собой ненаследуемые изменения, возникающие под действием различных факторов среды.
Таким образом, одни продолжали связывать наследственное с болезнями, другие, как упомянутый выше Серсирон, считали необходимым соотносить новое понятие наследственности лишь с родо-видовыми признаками. Только они наследуются с обязательной регулярностью. Поскольку эти признаки являются выражением нормы, то их становление является предметом изучения физиологии. В этом понимании коренятся истоки возникшей позже физиологической концепции наследственности – изучения становления нормы у родителей и их детей. К точке зрения Серсирона близка позиция Спенсера, который к числу наследуемых, кроме видовых и надвидовых признаков, относил также расовые и подвидовые признаки (рис. 2.2).
Важно не упустить из виду еще один момент, который был разъяснен уже в наше время (см. Moss, 2001, 2008). Старые авторы были недалеки от истины, связывая наследственное с патологией: по наследству передается патология (рис. 2.1). Когда слово «heredity» после начального периода разночтений стали соотносить с передачей наследственных детерминантов (генов), то со временем выяснилось, что в организме нет особых генов патологии. Генетические болезни обусловлены отсутствием у страдающих от них людей нормального гена.
Собственно и сами гены классической генетики мы тестируем в основном по поломкам (Johannsen, 1923; Moss, 2001, 2008). Например, «гены рака есть такие гены, которые генетически изменены и наделены в силу этого онкогенными свойствами» (Топоп, 2008). В передаче нормы (непатологий) нет научной проблемы, но она возникает и имеет огромное медицинское значение в случае передачи по наследству патологий. Мы подробнее коснемся данного аспекта понятия наследственности в седьмой главе.
Уже в первой трети XIX века трудами французских и английских ученых понятие природы организма было замещено концепцией физиологической наследственности. Физиологическая наследственность, обеспечивающая сходство родителей и детей, определяется их нормальными механизмами развития. Норму не передают. Она возникает с появлением вида. Иными словами, вид рождается с нормальной организацией, что мы и выражаем в понятии природы организма. Если о норме нельзя сказать, что она передается, то отклонение от нормы, коль скоро оно возникает у конкретных родителей, может передаваться детям (патологическая наследственность). По данным Лопеза-Белтрана (Lopez-Beltran, 1992, гл. 5), во Франции большинство медицинских работников первой половины XIX века связывало патологическую наследственность с влиянием внешних факторов. В качестве примера приведено мнение французского врача и зоолога Доминика Леребуе (Dominique Auguste Lereboullet 1804-1865), рассматривавшего (в De I’heredite dans les Maladies. Strasbourg, 1834 г.) «наследственность как передачу частных (телесных) предрасположений, которые имеют тенденцию воспроизводить у детей те же самые характеристики, которые имели их родители в том же самом возрасте и в присутствии той же самой возбудительной причины (exciting cause)».
Наследственность, стоит подчеркнуть, рассматривалась как передача скрытых особенностей, актуализация которых у родителей и детей требует действия аналогичных причин. В то время это была общепринятая практика понимания наследственности. Вспомним бытовавшее в народе убеждение, что дети страдают за грехи своих родителей. Именно эта норма понимания заставила принять английских законодателей в первой половине XIX века законы, защищавшие женщин и детей от чрезмерной эксплуатации в промышленном производстве и тем самым защищавшие силы нации от вырождения.
Этот дуализм – противопоставление природы организма (наследственной нормы) и наследственности в ее исходном узком смысле (= патологической наследственности) – позже мы отмечаем у многих авторов, связывавших наследственность либо с (природными) закономерностями развертывания организации живого в процессе развития (физиологическая наследственность), либо с передачей наследственных единиц (трансмиссивная наследственность, увязываемая с передачей патологии), либо с двумя этими феноменами.
Из понимания важной роли среды вытекает важнейшая проблема теории физиологической наследственности, которая только сейчас стала в полной мере осознаваться – влияние факторов среды на наследственный аппарат. С другой стороны, так получилось, что проблемы физиологической наследственности были переформулированы с учетом соответствующих проблем патологической наследственности. В итоге центральной для всей концепции наследственности стала проблема передачи наследственных частиц.
Эта смена парадигмы в понимании наследственности также во многом стимулировалась работами селекционеров, в особенности, занимавшихся разведением овец. Но опыт профессиональных зоо- и агротехников стал составной частью науки позже, видимо, начиная с трудов самого Дарвина. Академическая наука всегда относилась к прикладным направлениям биологии с известной долей скептицизма, не видя в них строгой системы знаний. Поэтому те, кто непосредственно работал в селекционном деле, т.е. люди, практически занимавшиеся вопросами генетики, обычно не входили в общий круг интеллектуального общения с представителями Большой науки. У них были иные интересы, диктуемые, к тому же, жесткими требованиями производства и коммерции. Успешное выведение тех же пород животных сродни искусству. Необходимо было учесть тысячи разных обстоятельств – «подходящее время для скрещивания, возраст подбираемых пар, должен ли быть самец моложе, старше или того же возраста, как и самка, рассмотреть вопросы оптимального кормления, влияние новых условий при перевозке скота в новое место» и т.п. «…скрещивание почти всегда было нацелено на сохранение, передачу и усиление не одного какого-то признака, но комплекса черт, что могло быть сделано лишь путем постоянных компромиссов» (Lefevre, 2002, р. 95).
«Относительно особенностей, которые отличали один сорт от другого, говорили как о наследственных (hereditary)» (William Marshall, 1790. The rural economy of the Midland. Counties, V. I, p. 419: цит. no: Wood, 2003, p. 21). Относительно переноса таких особенностей между поколениями говорят по аналогии с процессами оставления или получения отпечатка или штампа (Marshall, 1790, 1„ р. 326-327: там же). Вильям Маршалл (1745-1818) известен своими трудами по различным вопросам сельскохозяйственного производства; он же, как видно из приведенной цитаты, был одним из первых, кто отметил возможность матричного воспроизведения.
Усвоению данных медицины и селекционного дела Большой наукой мешали бытовавшие в последней воззрения на размножение и развитие, которые не допускали возможности постановки проблемы наследственности в ее нынешнем понимании. Показательно в этом смысле название лекций моравского профессора Нестлера (Johann Karl Nestler, 1783-1841), опубликованных в 1829 г.: Влияние воспроизводства (зачатия) на качества потомства (Uber den Einfluss der Zeugung auf die Eigenschaften der Nachcommen).
Таким образом, селекционерам и животноводам нужно было отсеять действие многих факторов, найти удачные формы для скрещивания и удачные особенности строения для анализа, чтобы выявить хоть какие-то зависимости в распределении признаков в последовательных поколениях. Но это не входило в круг их задач. Удалось это сделать лишь основоположнику генетики Грегору Менделю (Gregor Johann Mendel, 1822-1884), не связанному в своих исследованиях с жесткими требованиями производства.
Резюмируем сказанное. Первоначально речь шла не о самой наследственности, а о наследственных особенностях (Lopez-Beltran, 2004). Это важно подчеркнуть, если мы хотим составить мнение о ламарковском учении. Хотя это учение оказалось в центре споров о наследственности, сам Ламарк ничего не мог сказать о наследственности, поскольку в его время такого понятия не было. Оно было сформулировано позже, тогда как Ламарк рассматривал в качестве ключевого понятия своей теории природу, причем в значении, по мнению одних, охватывающем и явление наследственности в качестве частного случая, по мнению других, тождественном с ним и, наконец, по мнению третьих, составляющих большинство, в значении, не имеющем к наследственности прямого отношения. Приведем мнение Андре Пишо (Pichot, 2002: Lopez-Beltran, 2004, р. 41). «Даже если наследственность является центральной частью ламарковской теории, это ключевое значение не выделено у него в теоретическое представление; таким образом, когда сегодня говорят о ламарковской теории наследственности, то часто проецируют ламарковскую доктрину на то понятие наследственности, которое было разработано значительно позже». С этим выводом вполне можно согласиться.
Исходно наследственность рассматривалась как причина сходства организмов в ряду поколений. В XIX веке это понятие сузили, заострив внимание на паттернах несходства в ряду поколений и, следовательно, сделав главным объектом изучения механизмы, обеспечивающие паттерны несходства.
2.3. Изменение представлений на наследственность во второй половине XIX – начале XX веков. Корпускулярная концепция наследственности
Важный вклад в развитие представлений о наследственности внес Г. Спенсер (Спенсер, 1900, с. 181; первое английское издание— 1864-1867), который говорил «о законе наследственной передачи»: «Понимаемый в самой общей форме, этот закон гласит, что каждое животное и растение, размножаясь, дает начало другим животным и растениям, похожим на него: причем сходство обнаруживается не столько в повторении индивидуальных черт родителей, сколько в принятии потомством того же общего строения. Эта истина сделалась настолько знакомой, благодаря своему ежечасному проявлению, что почти потеряла всякое значение». И далее: «Многие смутно убеждены, что закон наследственности применяется только к главным структурным свойствам, а не к подробностям строения, или, что, во всяком случае, если он даже и приложим к таким подробностям, которые составляют различие видов, все же не может быть прилагаем к еще более мелким подробностям» (там же), т.е. к различиям внутривидового ранга. Это очень важное замечание Спенсера. Многие в его время относили к наследственным (природным) лишь признаки, отвечающие родовидовым характеристикам, т.е. тем характеристикам, через которые, как считали Ламарк и его современники, описывалась природа (сущность) организма. И одновременно не относили к наследственным внутривидовые характеристики (рис. 2.2): «… не всеми принималось, что нетиповые (т.е. не являющиеся родо-видовыми – А.Ш.) особенности наследуются». Это предложение Спенсера стоит непосредственно перед приведенным выше (Spencer, 1864, v. 2, р. 239): «… not universally admitted that nontypical peculiarities are inherited». Среди тех, кто придерживался такой точки зрения, укажем снова на французского врача Серсирона. Сам Спенсер не дал примеров английских ученых, высказывавших подобные взгляды.
Дальнейшее развитие представлений на природу наследственности поменяло это соотношение на противоположное: то, что до Менделя не считалось наследственностью, с развитием генетики перешло в разряд наследственных свойств, а то, что раньше относили к наследственности, т.е. мономорфные свойства, мало интересовало генетиков. Но это не самое главное, тем более, что сам Спенсер не разделял этой крайности и относил к наследственным не только родовидовые, но также и подвидовые, и подподвидовые, и породные особенности.
Спенсер далее (с. 182) добавляет, что к наследственным также относятся и те черты, «которые возникли в нем (в организме), как продукт изменчивости». Проблема изменчивости является ключевой в новом, оформленном по аналогии с юридической практикой понимании наследственности. Это понимание могло установиться только с утверждением идеи трансформизма. Когда общество было убеждено в неизменяемости видов, изменчивость рассматривалась как независимое от наследственности явление, обусловленное случайными флуктуациями (нарушениями) в результате такого же случайного стечения внешних обстоятельств. Изменчивость, в отличие от наследственности в ее спенсеровском понимании, не рассматривалась в качестве важного природного явления, которое необходимо было специально изучать. Теперь же изменчивость была поставлена в прямую связь с явлением наследственности. Вот, что по этому поводу говорил Спенсер (1900, с. 193; Spencer, 1864, v. 2, р. 239): «Данные, которые подтверждают наследственность (heredity) в ее мельчайших проявлениях, являются теми же самыми, которые подтверждают изменчивость (variation); если наследование (inheritance) всего того, что стоит вне структурных особенностей вида (т.е. вне родо-видовых признаков —А.Ш.) доказано, то это означает, что здесь имели место случаи изменчивости» (перевод наш). Подытожим мнение Спенсера. По нему, наследственными являются как родо-видовые, так и внутривидовые признаки, но последние, к тому же, в большинстве случаев являются оборотной стороной изменчивости.
Отметим, что у Ламарка есть свой аналог этого противопоставления наследственного и изменчивого. Оно нашло у него выражение в сопряженности принципа градаций и принципа приспособления к среде, о чем мы будем подробно говорить в следующих главах.
Но анализ передающейся по наследству изменчивости таит в себе опасность абсолютизации признаков. Этот момент прозорливо отметил К.А. Тимирязев (1949) в своем разборе основных положений доклада Бэтсона, прочитанного на ежегодной сессии Британской ассоциации по продвижению научных знаний, состоявшейся в 1914 г. в Австралии. В этом докладе Бэтсон доказывал, что работы Г. Менделя положили начало новой эре в генетике. К.А. Тимирязев (с. 399) следующим образом выразил мнение Бэтсона: «прежние исследователи говорили о наследовании целой организации, и только Мендель заговорил о передаче отдельных признаков». Прежние исследователи, таким образом, говорили о «наследовании» природы, т.е. родо-видовых характеристик (см. раздел 2.1).
Эти две позиции в понимании наследственности радикально различны и К. А. Тимирязев счел необходимым подчеркнуть это в другой работе (1922). Обсуждая опыты Вейсмана по обрубанию хвостов у мышей, он признал их бездоказательными по причине того, что они затрагивают периферийный признак. «Иное дело – продолжал К.А. Тимирязев (с. 123) – воздействия, отражающиеся на всей организации потерпевшего организма, физиологические или патологические … Они прямо или косвенно влияют на производительную систему, т.е. на начальные элементы будущего организма». Итак, по К. А. Тимирязеву среда не оказывает действия на наследственность отдельных признаков, но может влиять на наследственность всей организации, т.е. на природу организма, если изъясняться на языке и в понятиях, которые были приняты в эпоху Ламарка.
Тимирязев говорил о наследственной передаче признаков. В. Иогансен (Wilhelm Johannsen, 1857-1927) отметил, что теории наследственности признаков, имевшие широкое распространение во второй половине XIX века, были негодной основой для изучения явления наследственности. Используемые ими понятия «наследственность» (heredity) и «наследование» (inheritance) были заимствованы из «повседневного языка, в котором смысл этих слов означает передачу денег или вещей, прав или обязанностей – и даже идей и знаний – от одного лица другому или другим: наследникам (heirs) или наследующим (inheritors)». Но, конечно, говорить о передаче признаков можно лишь метафорически, как заметил в одной из работ Т. Морган (Morgan, 1910): «Когда мы говорим о передаче признаков от родителей потомкам, то мы говорим об этом метафорически». На самом деле «в органической природе нет реальной передачи признаков… Родители и потомки развиваются независимо сходным образом или различно сообразно тому, насколько сходны или различны их зародыши, из которых они развиваются, а также согласно тому, насколько сходны или различны условия жизни» (Whitman, 1919, р. 175). Дав развернутую критику теориям трансмиссивной наследственности признаков, Иогансен выдвинул в качестве альтернативы новую генотипическую концепцию наследственности. Ее мы подробно обсудим чуть дальше. Здесь же только заметим, что наш выдающийся биолог, много сделавший для распространения дарвиновских идей в России, Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920) критически относился к трансмиссивным концепциям наследственности и, если и использовал их понятийный аппарат, то только потому, что другой еще только создавался. Касаясь юридической трактовки понятия наследственности, К.А. Тимирязев писал в работе «Исторический метод в биологии» (1922, с. 112). «Не малую путаницу вносит распространение на учение о наследственности заимствованное у юристов понятия о наследстве и наследующих. Говорят о переходе к организму того или другого наследства, между тем как в природе наследник и наследство один и тот же объект -наследство это сами наследники или их части».
К.А. Тимирязев безусловно был прав в своем критическом настрое в отношении юридических аналогий. Юридическая практика допускает возможность дробления наследства. Но организм нельзя полностью разложить на независимо наследуемые признаки. В случае человека это бы означало, что одни его признаки мог унаследовать старший сын, другие получил бы младший сын, а третьи могли достаться дочери. Для К.А. Тимирязева признаки организмов образуют типологические единства и поэтому стоящие за ними наследственные детерминанты не могут существовать в качестве самостоятельных единиц. Если говорить конкретно о родо-видовых признаках, то возможность их независимого наследования не показана.
С этой точки зрения нам представляется необоснованной оценка некоторых высказываний К.А. Тимирязева, данная известным историком науки Аббой Евсеевичем Гайсиновичем (1906-1989). Обсуждая реакцию К.А. Тимирязева на менделевскую теорию, А.Е. Гайсинович (1988, с. 247) говорит, что «Тимирязев смешивает закономерности проявления признаков в развитии и закономерности передачи наследственных факторов потомству». На самом деле новая доктрина наследственности, с точки зрения которой К.А. Тимирязев действительно смешивал процессы развития и наследования, только-только появилась и не получила необходимого признания. К.А. Тимирязев, собственно говоря, обсуждал не свое понимание проблемы, а позицию генетика Бэтсона. В приведенном выше высказывании Бэтсон недвусмысленно говорил о наследственной передачи именно признаков.
Критически оценивая высказывание Бэтсона, следует все же признать, что отчасти он был прав в оценке ситуации. Чтобы понять целое (наследственную природу организма), нужно это целое разложить. Но это понимание пришло не сразу. И возникло оно как результат юридического толкования процесса наследования, в рамках которого вопрос о том, что же должно передаваться в поколениях, звучал естественным образом. Логика подсказывала и ответ: передаваемое по наследству должно иметь какую-то молекулярную структуру Отсюда появление на первых порах умозрительных концепций наследственного вещества. Таковы физиологические единицы Спенсера (Spencer, 1864), геммулы Дарвина (Darwin, 1868), геммы и геммарии Гааке[15] (Нааске, 1893), пластидулы Элсберга (Elsberg[16], 1874, 1876) и Геккеля (Haeckel, 1876) , идиоплазменные зачатки Негели, биобласты Альтмана (Altmann[17], 1890), пласомы Визнера[18] (Wiesner, 1892), идиобласты Оскара Гертвига[19] (О. Hertwig, 1893), идиосомы Витмана[20] (Whitman, 1893), иды и иданты Вейсмана, биофоры Ферворна[21] (Verworn, 1895), протомеры немецкого анатома Гейденхайна[22] (Heidenhain, 1907). Позже появились основанные на опытах представления о пангенах и генах.
Эти умозрительные построения находили поддержку в учении о клетке, поскольку с момента открытия клеточного строения организмов существовало мнение, что клетка не является наименьшей формой жизни, что между химическими молекулами и клеткой должны существовать какие-то биологические единицы, способные к росту, развитию и к воспроизведению. Одним из первых эту мысль высказал выдающийся немецкий анатом Хейле (Friedrich Gustav Jakob Henle, 1809-1885) в известном руководстве Allgemeine Anatomie: Lehre von den Mischungs- und Formbestandtheilen des menschlichen Korpers (1841). Позже в работе Die Elementarorganismen (Sitzungsberichte der Mathematisch-Naturwissenschaftlichen Classe der Kaiserlichen Akademie der Wissenschaften. 1861, 44: 381-406) в том же плане высказывался известный немецкий врач и физиолог Эрнст Брюкке (Ernst Wilhelm Ritter von Brücke, 1819-1892). Независимо от них и несколько в ином ключе говорил о субклеточных живых элементах – микрозимах, способных при случае превращаться в болезнетворное начало, Антуан Бешам (Antoine Bechamp, 1816-1908).
В результате этих поисков единиц жизни, способных передаваться по наследству, и связанных с этими поисками концептуальных изменений (смена парадигмы по Куну) природа организма, как нечто единое и цельное, исчезла как научное понятие. Она распалась у Вейсмана на конструктивные части, управляемые независимыми детерминантами (Вейсман, 1905, с. 429; см. подробнее: Любищев, 1925), а в менделизме на несвязанные между собой признаки.
2.4. Генотип и фенотип
Выдающийся биолог Томас Хант Морган (Thomas Hunt Morgan, 1866-1945) является создателем хромосомной теории наследственности и по праву считается одним из основоположников генетики. Между тем к ключевым генетическим идеям, за которые Морган получил в 1933 г. Нобелевскую премию, он пришел уже в зрелом возрасте. Ниже мы приведем высказывание Т. Моргана, датированное 1910 г. Морган недвусмысленно склонялся в пользу физиологической концепции наследственности и только позже принял положения генотипической (хромосомной) концепции, став лидером в области изучения данного типа наследственности. Эта работа Моргана определяет рубеж, с которого началось становление классической генетики – синтеза менделизма с хромосомной теорией наследственности. Ключевыми в этой смене парадигмы стали работы Иогансена (Johannsen, 1909, 1911) и самого Моргана, написанные после 1910 г.
Кардинальные изменения в понимании наследственности во многом были обязаны развитию представлений о генотипе и фенотипе, выдвинутых впервые Иогансеном (Johannsen, 1909, 1911; см. историю вопроса в работах: Churchill, 1974; Sapp, 1984; Allen, 1985; Гайсинович, 1988). Иогансен отметил, что наследственность может быть разложена на вертикальную и горизонтальную составляющие. Для описания первой он ввел понятие генотипа – совокупности генов, передаваемых вертикально от одного поколения к следующему. «Для Иогансена, как химика по образованию, менделевские гены должны рассматриваться как неизменяемые сущности по аналогии с атомами химии. Как атомы комбинируются в различные молекулы, сохраняя при этом свои свойства, так и гены могут комбинироваться и рекомбинироваться в различные генотипы в последовательных поколениях и в тоже время сохранять свою индивидуальность» (Allen, 1985, с. 111). «Концепция генотипа… – говорил Иогансен (Johannsen, 1911, р. 139; см. также Sapp, 1987, р. 39) – аналог подхода химика… Н2O всегда есть Н2O, которая реагирует всегда одинаковым образом, какой бы ни была «история» образования воды или предшествующее состояние ее элементов. Я полагаю, что полезно подчеркнуть эту «радикальную» внеисторичность генотипической концепции наследственности и ее действительную противоположность трансмиссивной, или фенотипической точке зрения».
Эта внеисторическая концепция генотипа была направлена, как можно видеть, против бытовавших в то время представлений, основанных на юридическом понятии наследственности, как передаче признаков от родителей детям. Соответствующие представления Иогансен назвал трансмиссивной концепцией наследственности (transmission conception of heredity) и противопоставил их своей генотипической концепции наследственности (genotype conception of heredity). Наследственность он определил как «присутствие идентичных генов у анцестора и потомков» (Johannsen, 1911, р. 159).
Признаки, рассматриваемые трансмиссивной концепцией наследственности, Иогансен назвал фенотипом. Он также показал, что наследственность, определяемая через фенотип, например, как «степень корреляции между амодальностью родителей и потомков» (Johannsen, 1911, р. 130), может не соответствовать генотипической наследственности. В частности, Иогансен доказал, что гальтоновские биометрические наследственные типы (Galton, 1875, 1889) охватывают генетически разнородные группы, каждую из которых (т.е. генетически однородную группу) он назвал чистой линией. Гальтоновские наследственные типы описывают горизонтальную составляющую наследственности.
Другая причина разделения генотипа и фенотипа была связана с реакцией Иогансена на исследования Вольтерека (Richard Woltereck, 1877-1944), который рассматривал гены как динамические наследственные единицы, для описания которых он (Woltereck, 1909) ввел понятие нормы реакции. Говоря о «фенотипических кривых», описывающих реакцию генотипа на разные условия, Иогансен (Johannsen, 1911, р. 145-146) подчеркнул: «Никто не будет предполагать, что здесь должны быть генотипические переходы [аналогичные генотипические кривые – А.Ш.] … Генотипические различия постоянны; нормы реакции (Reaktionsnorms) организмов в понимании Вольтерека … конечно, константно различны, точно также как Reaktionsnorms различных химических соединений». Эта аналогия с химическими соединениями не совсем точна, но об этом стало известно после выяснения функции ДНК. Иогансен считал, что норма реакции это другой аспект изучения генов и аналогия с химическими элементами вполне понятна. Реакции, в которые вступают химические элементы, параметрически изменяются при изменении условий (температуры, давления, наличия примесей, катализаторов и т.п.) их протекания, но сами элементы при этом не меняются. Но сомнения в достаточности этой аналогии остаются. А.Е. Гайсинович (1988), касаясь этой стороны воззрений Иогансена, говорит, что речь здесь идет о двух разных аспектах изучения генов – об их передаче от родителей детям и о закономерностях проявления признаков в развитии. На самом деле суть проблемы коренится глубже. Речь идет о разных концепциях наследственности, о чем будет сказано в следующем разделе.
Разделение генотипа и фенотипа является в такой ситуации полезным делом. В последующем, однако, эта связь с конкретными проблемами, послужившими основанием для такого разделения, была утеряна. Под фенотипом стали понимать всю совокупность особенностей строения организма.
При такой интерпретации понятие фенотипа становится излишним. Иогансен доказал, что между генотипом и фенотипом, оцениваемом стандартными приемами, нет соответствия. И это было важным мотивом для введения понятия фенотипа. Но все это касается лишь небольшого сегмента генотипа, определяющего преимущественно количественные фенотипические различия. В остальной, причем наибольшей части генотип однозначно соотносится с фенотипом и поэтому фенотип может использоваться как показатель генотипического родства. Заметим, что классическая морфология не была связана с изучением фенотипа в его исходном узком значении, описывающем наследственные варианты в популяции. Что касается качественной характеристики организмов, то систематика и морфология имеют в своем арсенале хорошо разработанную концепцию типов.
Сейчас мы уже знаем, что чистого генома, независимого от физиологии развития, нет. Геном передается следующему поколению как функциональный аппарат и функциональная нагруженность генома означает возможность воздействия на него средовых факторов, способных влиять непосредственно или опосредованно, как результат преобразования внешних сигналов во внутриорганизменные стимулы. Более того, попытка рассмотрения генотипа лишь в контексте выявления закономерностей передачи наследственных признаков в ряду поколений, т.е. в отрыве от действия среды обедняет понятие наследственности. Разве фенотипическая пластичность, например, существование у стрелолиста разных типов листьев, не относится к проблемам наследственности? Если бы это было не так, то мы не находили бы данный пример в общих руководствах по генетике (см., например, Гершензон, 1983а; Жимулев, 2003). Но раз его приводят, то он важен для понимания природы наследственности. Мы подробно рассмотрим понятие фенотипической пластичности в главе 10. Примерно о том же говорил в начале исторического пути российской генетики Израиль Иосифович Агол (1891-1937): «Резкое отделение фенотипа от генотипа есть насилие над природой организма. Фенотип и генотип, взятые в отдельности, оторванные друг от друга, являются чистейшей абстракцией… Изолированного генотипа в природе не существует, как не существует изолированного фенотипа. Любой организм есть единство фено-генотипа» (Агол, 1927а, с 133). А.Е. Гайсинович (1988) пытался представить позицию И.И. Агола как ламаркистскую. Нам с высоты нынешнего развития науки позиция И.И. Агола кажется очень здравой.
Разделение генотипа и фенотипа оправдано лишь применительно к изучению наследования отдельных признаков, но не к наследованию всей организации. Для биологов доменделевской эпохи наследственность всей организации и наследование отдельного признака – это разные явления. Это различие осознавалось и более поздними авторами. Отметим Плате[23] (1928, с. 200), который предложил разделить наследственную плазму на «трудно изменяющееся наследственное ядро и менделирующие гены», передаваемые как независимые детерминанты. Практически с той же идеей выступил И.И. Шмальгаузен, о чем у нас еще будет идти речь в восьмой главе. С.Д. Хайтун (2005, с. 93) афористически резюмировал эту точку зрения: «Исследуя гены, мы не приобретаем знание о геноме. Исследуя клетки, мы не приобретаем знание о многоклеточном организме…». Мы можем продолжить мысль С.Д. Хайтуна: исследуя фенотип, т.е. совокупность всех свойств организма, мы не приобретаем знание о морфологии с ее представлениями о тканях, органах, частях тела, таксономических типах и т.д. Систематика оперирует типами в качестве выражения онтогенетической и эволюционной связности признаков. Типам, надо полагать, должны соответствовать какие-то связные выделы генома. Типы, раз они наследуются у всех представителей выделяемого по ним таксона, не могут быть предметом рассмотрения в трансмиссивной теории наследственности. Напротив, изучение наследственной основы типов в плане их развертывания в онтогенезе является единственно возможной задачей физиологической концепции наследственности.
2.5. Физиологическая концепция наследственности
Рассмотренный сдвиг в понимании наследственности, акцентирующий внимание преимущественно на трансмиссивных аспектах явления, был очевиден и ранее. Сошлемся на мнение нашего выдающегося теоретика биологии Александра Александровича Любищева (1890-1972), который различал в явлении наследственности (1925, с 19) «две большие проблемы: проблему передачи наследственного капитала от родителей к потомкам и проблему развертывания, осуществления этого капитала». А.А. Любищев сослался на ряд отечественных и зарубежных авторов, в частности, на американского биолога, одного из основоположников геронтологии Раймонда Пирла (Raymond Pearl, 1879-1940), предложившего название соматогенез (Pearl, 1915) для процессов становления фенотипа, и немецкого генетика Валентина Геккера (Ferdinand Carl Valentin Haecker, 1864-1927), назвавшего науку, изучающую процессы соматогенеза, феногенетикой (Phanogenetik).
Безусловно, задачи научного анализа требовали уточнения и, если это необходимо, сужения предметной области. И в данном случае разделение на феногенетику и генетику было шагом вперед. Но при этом было крайне важно привести в соответствие старые представления о природе организма (натуре) и широкий спектр воззрений на наследственность с новыми терминами. Этого не было сделано. Поэтому новые понятия вне рамок научного использования несли на себе груз старых коннотаций, что создавало реальную почву для недопонимания и бесплодных дискуссий между соперничающими направлениями. Об этом свидетельствует непростая история взаимоотношений ламаркизма и генетики по проблемным вопросам эволюции в первой половине XX века. Для ясности дадим пример такого недопонимания. Когда генетики стали утверждать, что среда не влияет на наследственность, то они, безусловно, были правы, но в рамках своего собственного понимания наследственности. Однако общество воспринимало этот их вывод зачастую в контексте старой парадигмы, именно в том плане, что, по последним достижениям генетики, среда никак не влияет на природу организмов. А этого как раз не было доказано.
Впоследствии отмеченные изменения в определении наследственности пытались объяснить различием задач, решаемых генетикой и физиологией (в широком смысле). Приведем, в частности, мнение на этот счет А.Е. Гайсиновича (1988, с. 295). Разбирая ламаркистские взгляды, он отметил, что их распространению способствовало непонимание негенетиками позиции, с которой выступали генетики. Эти последние «исходили из общетеоретических концепций о независимости закономерностей передачи наследственных факторов от закономерностей осуществления наследственных признаков организма, постулированных еще Вейсманом (1883) и обоснованных учениями о генотипе и фенотипе в исследованиях Иогансена (1903, 1909)». Генотип это то, что передается в поколениях и его изучает генетика, фенотип это то, что формируется на основе генотипа. Процессы развертывания фенотипа в развитии изучают физиологические дисциплины. На самом деле физиология изучает становление в индивидуальном развитии морфологических элементов, но не фенотипа.
А.Е. Гайсинович повторяет ныне устаревшую точку зрения Томаса Моргана, видевшего в наследственности исключительно процессы передачи наследственного вещества. Но из нашего анализа следует, что такому пониманию наследственности исторически предшествовало другое, которое связывало наследственность с развитием, т.е. с устойчивым развертыванием признаков и других особенностей организма в процессе его роста и развития. Собственно и сам Т. Морган в первый период своей научной деятельности придерживался и защищал эту более широкую концепцию наследственности. «Мы пришли к тому, – писал Морган (Morgan, 1910) – чтобы считать проблему наследственности тождественной с проблемой развития. Слово наследственность соотносится с теми свойствами зародышевых клеток, которые находят свое выражение в развивающемся и сформированном организме». Приведем мнение друга Моргана по студенческой скамье и работе в Морской биологической лаборатории (Woods Hall) известного принстонского эмбриолога Эдвина Конклина (Edwin Grant Conklin, 1863-1952). «Наследственность.. . есть только сходство в процессах роста и дифференциации в последовательных поколениях… Фактически весь процесс развития состоит из роста и дифференциации и их сходство у родителей и потомков составляет наследственное подобие (likeliness). Причины наследственности, таким образом, коренятся в причинах последовательной дифференциации, имеющей место в развитии, и механизм наследственности это только механизм дифференциации» (Conklin, 1908, р. 89-90; см. также Allen, 1985; Cooke, 1998). Но уже к 1919 г., к тому времени, когда и Морган изменил свою точку зрения, Конклин проиграл борьбу за физиологическую концепцию наследственности. «Развитие – говорил он с сожалением (Conklin, 1919, р. 487) – на самом деле более грандиозная и более сложная проблема, чем наследственность, если под последней иметь в виду исключительно передачу зародышевых единиц от одного поколения к следующему».
В Европе эта позиция разделялась многими. В основных чертах она была сформулирована еще в конце XIX века, главным образом в работах Оскара Гертвига (Oskar Hertwig, 1849-1922) и Макса Ферворна (1897). Вот что писал в этой связи Гертвиг (цит. по Лункевич, 1904, с. 208): «Ошибка, в которую уже не раз впадали многие исследователи в своих умозрениях о сущности развития, состоит в том, что они просто переносят в яйцевую клетку все признаки взрослого организма и, таким образом, населяют ее целой системой мельчайших частичек, которые должны соответствовать, как качественно, так и по положению своему, более крупным частям организма. При этом упускается из виду, что яйцо есть организм, делящийся на множество однородных с ним организмов, и что только вследствие взаимодействия всех этих элементарных организмов на всех ступенях развития постепенно образуется целый организм. Поэтому развитие живого существа никогда не может быть мозаичной работой; наоборот, – все части его развиваются в зависимости друг от друга, и развитие одной части находится в прямой связи с развитием целого». И еще: «…формаразвивающегося зародыша является во многих отношениях функцией роста органического вещества» (с. 209).
Суть идеи Гертвига можно выразить кратко: фенотип является результатом взаимодействия нарастающего числа элементов (в данном случае клеток). В следующей главе мы покажем, что данное положение имеет глубокие исторические корни и связано с идущим из античности понятием объекта как системы связанных отношением элементов, если выражать идею Гертвига современным языком. В развитие этой идеи Ферворн (1897, с. 486) предложил следующее определение наследственности, отвечающее точке зрения физиолога: «Если под наследственностью мы понимаем передачу особенностей предков потомкам и если особенности организма являются исключительно выражением его отношений в вещественном обмене к внешнему миру, то мы неизбежно приходим к заключению, что при наследовании живое вещество должно передаваться со всеми особенностями его вещественного обмена. Но это возможно лишь в том случае, если передаются все существенные части вещественного обмена, а также протоплазма и вещество ядра, иными словами – вся клетка». По Ферворну, таким образом, существенной стороной наследственности является передача вещественного обмена. Обмен веществ не возникает каждый раз заново при рождении и развитии организма, но передается ему в готовом виде, причем в объеме, достаточном для того, чтобы продолжалась жизнь. И еще из Ферворна: «Развитие и дифференциация клеточного государства из яйцевой клетки основаны на взаимных отношениях между живым веществом клетки и внешними факторами, – на отношениях, постоянно изменяющихся… Рост есть причина всякого развития, как отдельных клеток, так и всего клеточного государства». Материальной основой наследственности, согласно данному определению, является функциональный аппарат клетки, обеспечивающий ее рост и деление. Соответственно одна из ключевых задач, уместных в рамках данного понимания наследственности, состоит в том, чтобы описать этот функциональный аппарат, последовательно вычленяя его главные составляющие. Интересно, что близкие представления мы находим у Ламарка. Но Ламарк выступил с еще более сложной конструкцией объекта. Ферворновский объект, т.е. объект, испытывающий изменчивое влияние среды, пребывает в непрерывном потоке «эфирного огня» и его дериватов (разнообразных флюидов).
А.Е. Гайсинович считает, что при становлении генетики имело место нормальное разъединение областей изучения: генетика выделилась из физиологии. Но из физиологической проблемы, очерченной О. Гертвигом, нельзя вычленить наследственную составляющую. Это означает, что физиология, решая свои собственные задачи, решает и проблему наследственности. Причем понятие наследственности у физиологии является более широким, охватывающим и чисто генетическую трактовку.
Из наших ученых физиологическую концепцию наследственности в то переходное время подытожил выдающийся биолог Лев Семенович Берг (1876-1950). «Наследственность – писал он (19226; цит. по: 1977, с. 133) состоит вовсе не в передаче от родителей к детям каких-либо морфологических элементов или какого-либо особого наследственного вещества, а в передаче известной группировки молекул; эта группировка молекул или строение белка дает возможность детям при схожих условиях реагировать на раздражения так же, как реагировали их отцы, и в соответствии с этим создавать подобные формы». Л.С. Берг это написал задолго до того, как выяснилось, с какими молекулами связано наследственное вещество. Наследуется, как дальше пояснял Л.С. Берг, способность к одинаковым процессам обмена и, добавили бы мы, развития. Если расшифровать определение наследственности Л.С. Берга, то выделяются те же две более или менее независимые составляющие: элементы и отношения. В генетике ограничились анализом первой составляющей. Согласно принятым в генетике взглядам, материальной основой наследственности является передаваемое в ряду поколений вещество, которым, как выяснилось позже, оказалась молекула ДНК. Принималось, что задаваемые наследственным веществом функциональные элементы однозначно определяют их функции, т.е. возможные между этими элементами отношения и взаимодействия. Поэтому не было необходимости видеть в данных функциональных элементах материальную основу наследственности.
Физиологическая концепция наследственности говорит о важной формообразовательной роли отношений (взаимодействий). В этом случае, как подчеркнул Л.С. Берг, наследственность материально выражается через группировки (комплексы) взаимодействующих белков и других биомолекул, т.е. через функциональные единицы. Такое возможно лишь при условии, что для каждой системы элементов существует некоторый спектр отношений (функций) и то, какое из этих отношений будет реализовано, не определяется автоматически, но зависит от многих внутренних причин и привходящих обстоятельств. Биологические системы в физиологической теории наследственности наделены способностью к автономному поведению.
Если материальной основой наследственности являются функционирующие молекулярные комплексы, то их изменение, в том числе и в эволюционном протяжении, должно подчиняться определенным зависимостям. Поэтому нет ничего удивительного, что Л.С. Берг выступил и дал серьезное обоснование идее эволюционного развития на основе закономерностей (номогенеза). По существу с близким пониманием наследственности выступил И.И. Шмальгаузен, о чем мы будем подробно говорить в седьмой главе. И.И. Шмальгаузен сделал упор на анализе регуляторных механизмов развития, областью действия которых являются функциональные элементы (молекулы, клеточные аппараты, клетки, ткани и т.д.). Эти регуляторные механизмы составляют важную составляющую наследственного аппарата.
При жизни ученого идея номогенеза не была поддержана и не получила развития ни в нашей стране, ни за рубежом. Причины этого заключались, на наш взгляд, в отсутствии экспериментальных возможностей. Именно об этом говорил Морган, порывая с физиологической концепцией наследственности: для нее еще не пришло время. Но наука не стоит на месте и сейчас такие возможности появились. В какой-то части функционирующий наследственный аппарат, о котором говорил Л.С. Берг, можно связать с транскрипционными сетями. О них и других функциональных системах наследственного аппарата мы будем говорить в восьмой и следующих главах.