Базовый статус философии в высшем образовании в современном обществе
Оян Гуанмин, профессор Шанхайского университета
В условиях современного информационного общества, высшее образование больше не носит на себя специализированный характер для элиты общества в традиционном понимании этого слова, а переходит в образование, носящее массовый характер для всех желающих. Таким образом, основная функция университетского образования – это стимулирование студентов к всестороннему развитию, повышению основных качеств студентов для их адаптации к обществу, чтобы студенты соответствовали всем требованиям общества, совершенствовали себя и стали успешно социализированным человеком. Ключевые моменты для достижения вышепоставленных задач заключаются прежде всего в понимании общества, а потом в способности к решению тех трудностей, с которыми студенты буду сталкиваться в обществе, а последнее – в поиске правильного пути для самореализации.
Как студенты могут приобрести способность для успешной адаптации к общественной жизни? В решении этого вопросе философия занимает одно из базовых положений, так как философия формирует мировоззрение и основные позиции к пониманию общества у студентов. Философия, как форма абстрактного рационального мышления, формирует основные концепции для анализа различных социальных вопросов. Философия – это методология для студентов в реализации себя.
Основная функция университетского образования – это воспитание граждан, соответствующих требованию общества. Пройдя четырехгодичное обучение, смогут ли студенты как можно быстрее войти в темп общественной жизни, адаптироваться к обществу, обладать способностью к самореализации, самосовершенствованию, стать успешно социализированным человеком, в этом и заключается ключевая задача университетского образования. Какие качества студентам нужно приобрести, чтобы достичь вышепоставленных целей?
Прежде всего – это понимание общества. Раньше, когда мы говорим об университетах, у нас часто появлялась ассоциация с такими словами как «пагода из слоновой кости», «общественная элита» и т. д. А студенты – это как раз та «элита», живущая в «пагоде из слоновой кости». Студенты после окончания университета обязательно займут место в высших слоях общества, будут наслаждаться рядом привилегий, предоставленных им социумом. С развитием процесса популяризации высшего образования, университеты стали шире открывать свои двери для большей массы людей. «Пагода из слоновой кости» больше не существует, а вместо нее приходит высшее образование для массы людей, и университеты перестали быть площадкой для привилегированного сословия, для элиты общества. В прежние времена, студенты не так часто имели контакты с самим социумом, знание об общественной жизни у студентов было относительно ограничено, поэтому, в современном мире студентам, чтобы лучше адаптироваться к обществу, понадобится, прежде всего, более всестороннее понимание общества.
Кроме того, студентам нужно приобрести способность для решения тех или иных сложных вопросов, часто возникающих в общественной жизни людей. Высшие учебные заведения, в их традиционном понимании, это «чистая земля», на которой редко появляются труднорешаемые вопросы, так что студенты, находясь в такой относительно «чистой» среде, редко сталкиваются с трудностями, часто возникающими в общественной жизни людей. А способности к решению различного рода проблем приобретаются в ходе непосредственных столкновений с этими проблемами. Только тогда, когда человек встречает эти проблемные моменты и вопросы лицом к лицу, он начинает понимать, где у него сильные и слабые места, это особенно важно в сегодняшнем мире, где очень быстрый темп жизни.
Наконец, смогут ли студенты найти правильный путь для самореализации. В обществе нужны люди с разными склонностями и способностями, студент, как индивидуум, непременно должен вписаться в этот процесс и найти себя в этом огромном обществе. Отношение студентов к общественной жизни, которая их ждет, в большой степени определяет их будущее положение в обществе, более активное отношение к хорошему старту, а более пассивное – к худшему. Основная функция философии – это помощь студентам приобрести базовые способности для адаптации к обществу.
Известный английский философ Б. Рассел сказал: «Для понимания определенной эпохи человечества или народа, нам необходимо знать философию той эпохи или народа»[18]. А Гегель сказал следующее: «У любой цивилизованной нации, если у нее нет своей философии, то это как храм с красивым интерьером, но в котором отсутствует Бог, которому поклоняются»[19]. Философия – это самое громкое эхо в истории человечества, она оказывает большое влияние на ценность и специфику мышления народа. Философия также незаметно влияет на развитие любого человека. Этап университетского образования – это как раз ключевое время для формирования мировоззрения, формирования ценностей у человека. Таким образом, цель изучения философии – это помощь студенту в деле становления «настоящим человеком», а не просто существования «человеком». А тем временем, занятие другими специальностями, помогают студенту приобрести профессиональные навыки.
Философия как фактор, формирующий мировоззрение людей, формирует и основные позиции для понимания общества студентами. Философия и есть мировоззрение, но она отличается от мировоззрения обычного человека тем, что философия – это целая система рационализированных мировоззрений, собранных в ходе истории мыслителями, учеными и другими выдающимися личностями, она обладает высокой степенью систематичности и теоретичности. Основные вопросы в мировоззрении человека обычно связаны с духовным и материальным мирами человечества, с взаимоотношением мыслей и существования человека, таким образом, формируются два вида мировоззрения – это идеалистическое и материалистическое мировоззрения.
С какими отношениями мы смотрим на тот мир, в котором мы живем? Исходя из традиционных китайских философских концепций мы получаем два противоположных ответа. Первое – это то, что мы называем «философия активного участия в мирской жизни», китайская конфуцианская философия наиболее близка к такому отношению к миру. В ней приветствуется активное участие в каждый момент жизни человека, необходимо всегда следовать гармоничному развитию любого дела, не подаваясь радикализму, все время стремиться к «золотой середине», по словам известного древнекитайского философа Чжуан-цзы – это «путешествие внутри шести единений». А вторая, противоположная философская концепция, гласит, что человек не должен принимать участие в мирской жизни, а наоборот избегать ее, следовать пассивному, аскетическому образу жизни. По словам Чжуан цзы – это «путешествие вне шести единений».
А все-таки, что больше нужно человеку? Активное участие в мирской жизни или наоборот избегание ее? На этот вопрос ответ студентам нужно самим искать в общественной жизни, которая их ждет после окончания университета.
Философия как плод абстрактного и рационального мышления, подготавливает основные позиции студентам для анализа вопросов, связанных с их пониманием общества. Философия помогает человеку формировать его отношение к жизни, его мировоззрение. В отношении к жизни человека содержатся взгляды на цель, ценность и значение жизни, они определяются мировоззрением человека. А мировоззрение человека отражается в отношении его к горю и радости, чести и стыду, жизни и смерти. Отношение к жизни у человека также отражается в идеологии определенного общества или класса, является продуктом связей различных факторов в обществе и развитии истории человечества. Формирование отношения к жизни у человека происходит и развивается постепенно в зависимости от мировоззрения его. У людей из разных обществ и разных классов обычно складывается разное отношение к жизни.
Центральный вопрос в отношении к жизни у человека – это понимание связи между индивидуальным развитием человека и социальным прогрессом. В философской школе марксизма считают, что разное отношение к жизни у людей – это результат разных уровней развития производительных сил. У разных людей формируются разные взгляды на жизнь в связи с их разными социальными статусами, условиями жизни, пониманием и целями жизни.
Как оценивать отношение к жизни у человека, является ли оно прогрессивным, революционным или регрессивным, реакционным, в этом вопросе ключевым моментом является то, соответствует ли такое отношение к жизни требованию общества или нет. Одна из специфических капиталистических моделей отношения к жизни – это индивидуализм, т. е. жизнь, ориентированная прежде всего на себя, эгоцентричное отношение к жизни, стремление достичь цели удовлетворения себя эксплуатацией другими. Тем временем, мировой пролетарий, как представитель самой развитой производительной силы в истории человечества, несет на себя важную ответственность построения социализма и коммунизма, представляет интересы всех эксплуатируемых классов народов мира, поэтому, пролетарское отношение к жизни человека является единственно революционным и научным.
Система ценностей – это то значение, которое человек придает всем окружающим его предметам и объектам, это та оценка и тот комментарий, которые человек делает для себя по отношению ко всему тому, что и кто его окружает. Система ценностей человека определяет его цель, стремление в жизни, его принципы поведения. Система ценностей у индивидуума носит относительно стабильный характер после ее установления.
Система ценностей, как одна из форм общественного сознания, отражается в понимании, основных концепциях экономической, политической и культурной жизни человека. В реальной жизни система ценности общества довольно сложна, она зависима от изменений экономически-общественной жизни человека, часто проявляется в плюралистической форме.
В любом обществе, на любой стадии развития его истории, формируется ядро системы ценностей общества, которое соответствует основным требованиям данного общества, и это ядро системы ценностей будет действовать как ориентир поведения для всех людей в том обществе. В ядре системы ценностей отражается характер и направление развития общества в разных его областях – политике, культуре и общественной жизни, оно глубоко влияет на формирование системы ценностей каждого индивидуума.
Студенты строят свою систему ценностей и отношения к жизни на основе их понимания и знания других систем ценностей и взглядов к жизни.
Философия предоставляет студентам методологию эффективного пути для самореализации. Методология – это способ, с помощью которого люди познают мир, изменяют мир, наблюдают за тем, что происходят в мире и решают различные вопросы, возникающие в мире. Короче говоря, с помощью мировоззрения люди решают для себя вопрос «что», а с помощью методологии люди решают другой вопрос – «что делать». Студенты могу учить разные методологии, изучающиеся в рамках философии, выбирать подходящие средства для контроля над своим поведением в жизни и в итоге достичь успешной самореализации.
В истории философии Китая появлялись разные концепции и рассуждения по поводу методов познания. Люди, исходя из разных точек зрения, изучали разные мнения о методах познания, таким образом, формировались теории познания, носящие сугубо китайскую культурную специфику, которые являются ценным вкладом в истории развития человеческой мысли. Великий древнекитайский философ Конфуций подчеркивал важность изучения методов познания, делал акцент на всестороннее развитие и активное получения знания и осмысление полученного знания: «Если учиться не осмысляя, то человек легко запутается. Если постоянно осмыслять, но не учиться новым знаниям, то человек легко теряется».
Конфуций считает, что человек должен постоянно учиться, стать эрудированным, чаще слушать, чаще наблюдать. Но он выступал против несистематизированных знаний, а считал правильным связать полученное знание едиными принципами. Конфуций также подчеркивал важность избегать субъективизма в обучении, а поощрял своих учеников стремиться к как можно более объективным знаниям.
Помимо Конфуция, другой выдающийся древнекитайский философ, основатель философской школы моизма Мо-цзы подчеркивал важность связи между теорией и практикой. Мо-цзы считается основоположником эмпиризма в древнекитайской философии. Представители философской школы даосизма Лао-цзы и Чжуан-цзы следовали принципам созерцания в познании мира, таким образом пытались познать истоки знаний о строении вселенной. Другой яркий представитель конфуцианства – Мэн-цзы – стремился посредством непрерывной рефлексии познать мир, а Сюнь-цзы пытался объединить наблюдение за объектами с общим управленческим принципом движения вселенной – «Дао», он приветствовал познание вселенной с помощью логического умозаключения. Представители такой древнекитайской философской школы как «школа имен» часто организовывали широкомасштабные дебаты для получения истинного знания о мире, помимо этого они еще подчеркивали относительность бытия, таким образом старались избежать крайностей в процессе познания мира.
В более поздних династиях императорского Китая Сун, Мин и Цзин древнекитайские философы продолжали дискурс методологии в познании вселенной. В философской школе Чжу си и Чжэн и считают, что человек по своей природе обладает способностью к познанию, но нужно эту способность подкрепить объективными методами и теориями. А представитель неоконфуцианства Ван Янмин делал акцент на способности к созерцанию как на методе познания мира. Философ же Цзинской династии Ван Фучжи писал о взаимоотношении в использовании эмпирических методов и проведении логического умозаключения в познании мира, он считал неотделимыми и взаимодополняющими эти два принципа в методологии познания мира.
Одна из особенностей древнекитайской философии – это подчеркивание важности высокого уровня морали у познающего, поэтому в философских школах древнего Китая практически везде уделяли большое внимание изучению этики и воспитанию моральных качеств своих учеников, считая этику необходимой составляющей частью в методологии изучения философии.
В античной философии «Органон» и «Метафизика» Аристотеля являются главными произведениями о методологии. Аристотель обнаружил закономерность логического мышления и создал систему логики, которая считалась авторитетной в Западной Европе вплоть до эпохи Возрождения.
Как в древнекитайской философии, так и в античной философии, отсутствовало специальное направление по изучению методологии. Развитие методологии было тесно связано с прогрессом в промышленности и изучении естественных наук в современном мире. Развитие капиталистических и торгово-промышленных отношений в обществе стимулировало прогресс в изучении естественных наук, и, таким образом, появилась сильная потребность в рациональном исследовании и правильном понимании природы. В это время методология в философии наконец стала интенсивно привлекать к себе внимание.
Одним из самых выдающихся представителей методологии в период новой истории являлся Ф. Бекон, он выражал глубокое уважение к науке и технике, одновременно противоборствую схоластическому и теологическому методам познания Вселенной. Ф. Бекон в своей работе «Новый Органон» пытался сделать общие выводы из научно-эмпирических опытов, выдвинул новые методы познания, и, таким образом сделал огромный вклад в развитие науки и техники.
Французский философ Декарт выдвинул рационалистическую методологию. Декарт, как и Бекон, выступал против схоластики, за развитие науки. Английские философы Локк и Юм дальше развивали эмпирическую методологию. Дж. Локком было выдвинуто учение сенсуализма в познании мира, а Юмом – скептицизм, критикующий рациональное знание. Кант создал огромную систему трансцендентального идеализма, он пытался сделать философию методологией, подчеркнув ограниченную роль рационального мышления в познании мира. Гегель разрушил систему методологии, развитую Кантом, но указал на объективность логики и сделал весь мир площадкой для диалектических рассуждений. Он в своей книге «Логика» рассказывал о функциях диалектики как абсолютно рациональной методологии в познании мира. А изучение гегельянского объективного диалектического идеализма – это высшее достижение К. Маркса в его ранних исследованиях.
Материалистическая диалектика – это учение, развитое Марксом и Энгельсом на основе гегелевской идеалистической диалектики. Она является единственной научно-обоснованной методологией, выдвинутой плодами конкретных научных достижений, носит самый популярный характер в изучении методологии на основе исследования природы и общества. Материалистическая диалектика – это правильное отражение объективных закономерностей мира, она требует от человека реалистичного, объективного отношения к закономерностям развития мира, поведения в строгом соответствии с объективными закономерностями развития мира.
Таким образом, после того, как наши студенты изучили процесс развития методологии в философии, они смогут более рационально и эффективно выбирать пути для своей самореализации.
Философия – это не просто слово абстрактного значения, догма и готовые выводы, а креативная деятельность человеческого ума. Философия помогает людям развивать свои творческие способности, воображение и критическое отношение к вещам, избегать консерватизма в познании мира. Философия должна занять одно из базовых мест в современном университетском образовании, сыграть важную роль в развитии способности студентов к творчеству, воображению и осмыслению себя и сегодняшнего мира.