Вы здесь

Философия в университете. Взгляд из Москвы и Шанхая. Университетский дух и философское образование ( Коллектив авторов, 2014)

Университетский дух и философское образование

Чжу Чэн, профессор Шанхайского университета


Зачем необходимо университетское образование? Чему должны учить университеты? Должны ли они обучать студентов зарабатывать себе на жизнь? Или поощрение к зарабатыванию на жизнь должно определяться высшими принципами? Это вопросы, которые требуют тщательного анализа ученых, работающих в сфере университетского образования как в настоящее время, так и в будущем, и только получив ясные ответы на эти вопросы, сформировав некую базовую теорию, можно будет еще лучше осуществлять процесс университетского образования. В то же время, люди, пришедшие в университет получать образование, тоже должны четко ответить на вопрос: для чего именно мы пришли в университет? Только ли для того, чтобы научиться искусству зарабатывать себе на жизнь? Какими людьми мы станем в стенах университета? Какими путями мы будем идти к достижению собственных целей? Все эти вопросы имеют существенное значение для всех людей, работающих в системе университетского образования.

1. Миссия университетского образования

Университет – это не только место подготовки кадров, научных исследований, социальных услуг и передачи культурных традиций, но и в большей степени символ духа общества, символ культуры. Университеты не только создают знания, передают культуру, но и, что более важно, формируют интеллект, распространяют идеи. Знаменитый испанский мыслитель Хосе Ортега-и Гассет в своем труде о миссии философии говорил о том, что построение в рамках университета идеологической концепции, отвечающей требованиям времени, формирование возвышенного духовного мира, «передача человечеству культуры эпох, ясное и достоверное раскрытие ему огромного мира, в котором может найти объяснение жизнь современного человека» является основной функцией, которая ставит университеты выше остальных общественных организаций.

Прежде всего университеты должны воспитывать у студентов «человеческую мораль» с тем, чтобы они могли соответствовать высокому уровню требований, которые предъявляют им нормы эпохи. Он настаивал на развертывании в университетах изучения культур – «необходимо утвердить факультеты культуры в качестве основы в университетах и всего высшего образования в целом», сформировать идеологическую концепцию, отвечающую требованиям времени и сделать ее основой всего.

Ортега-и-Гассет полагал, что в качестве органа высшего образования университеты прежде всего должны давать обычным людям «культурное образование» с тем, чтобы они могли соответствовать высокому уровню требований, которые предъявляет им современность. Так называемое «культурное образование» представляет собой интеллектуальное и духовное развитие и в некотором роде является воспитанием у студентов нравственных качеств и интеллекта. Он полагал, что культура является живой системой, присущей каждой эпохе, идеологической системой, на которую она опирается, а также, что возвращение университетам основной функции «просвещения» имеет важное историческое значение.

Задача университетов состоит в том, чтобы передать человечеству культуру предшествующих эпох, открыть перед ним широкий мир, в котором сможет найти объяснение жизнь человека. Более того, он считал, что факультеты культурологии необходимо утвердить в качестве основного ядра в университетах и во всем высшем образовании в целом. Идеи Ортеги о миссии университетов подтверждают, что основным назначением университетов является образование в сфере культуры, что с его помощью необходимо формировать из студентов отвечающих критериям современности, ведущих духовную жизнь людей.

Подобно этому, американский мыслитель Алан Блум в работе «Закрытие американского духа» так же отмечал, что высшей целью университетского образования являются стремление улучшить человеческую природу и передать вечные истины. Функции университетов, помимо предоставления обществу талантливых кадров, генерирования знаний, стимулирования научно-технического прогресса, также должны включать в себя распространение духовных ценностей, которыми в основном является дух гуманизма.

Студенты, которых мы растим, являются не только техническими специалистами, людьми, умеющими только зарабатывать, и даже если их образование в чем-то может оставлять желать лучшего, в их сердцах должна быть забота о мире, огромная любовь к человеческой культуре и обществу, а не увлечение своим личным маленьким миром. С помощью университетского образования наши студенты должны стать всесторонне развитыми людьми с сильным гуманистическим духом, с возвышенным и благородным характером, горячо любящими жизнь и общество, уважающими других, умеющими различать добро и зло.

Под «всесторонне развитым человеком» понимается свободная индивидуальность и здоровая мораль. В начальной главе конфуцианского трактата «Ученый» говорится: «Путь ученого – в гуманности, усовершенствовании народа и приведении его к добродетели». Таким образом, моральная справедливость, совершенствование народа и приведение его к добродетели являются основным долгом ученого. Гуманность помогает человеку стать нравственным, а «усовершенствование народа» означает не только личное достижение добродетели, но и помощь другим людям в ее обретении. Это то, что в китайской философии называется «завершенностью». Речь идет не только о достойном человеке, но и о человеке с богатым воображением и творческими силами. Говоря словами английского ученого и математика Уайта, «основание для существования университетов в том, что они соединяют молодежь и старшее поколение в их творческих исследованиях во имя науки для поддержания связи между знанием и жизнью. Университет передает знания, но он передает знания творчески. По меньшей мере, это обязательство, которое университет должен нести перед обществом. Если университет не справляется с этим, он не имеет права на существование». Если университет только передает застывшие, негибкие знания, придает значение только умению студентов зарабатывать себе на жизнь, если прививает студентам идеи утилитаризма, то университет становится звеном в производственном конвейере односторонних, отчужденных людей, и нет никаких доводов в пользу продолжения существования подобных университетов.

Очевидно, что университеты не должны превращаться в место обучения ремеслу или опытную площадку для технического образования, а университетский диплом не может быть только лишь визитной карточкой или дверным звонком для вступления в общество.

Известный китайский ученый и педагог, бывший ректор Чжэцзянского университета господин Чжу Кэч-жэнь отмечал: «Цель университетского образования заключается в том, чтобы воспитать кадры, способные управлять страной, стимулировать развитие личности, изучать и обсуждать специальные знания, особенно важно при этом выковывать справедливый, четкий, свободный и беспристрастный образ мышления, который не связан привычками и обычаями, не возводит себе кумиров, не подчиняется слепо, а стремится применить свои возможности». Миссия университетов заключается в том, чтобы воспитать «человека», человека, задающего тенденции, самостоятельного, независимого и всесторонне развитого, а не только лишь ремесленника, некий механизм из плоти и крови.

В 1922 г. создатель современной китайской высшей школы, выразитель ее духа, господин Цай Юаньпэй в статье «Спор о свободе образования» указывал: «Образование оказывает помощь студенту в том, чтобы он смог развить свои способности, сформировать свою индивидуальность, внести свой вклад в культуру человечества. Оно не должно превращать обучаемого в подобие специфического механизма, которому находится применение в зависимости от поставленных целей». Именно поэтому Цай Юаньпэй в своей образовательной методике всячески ратовал за то, чтобы осуществлять гуманитарное образование, используя форму и содержание искусства и эмоции и повышать тем самым моральные качества студентов и их процесс работы над собой.

В реальной жизни человек обладает не только разумом, но и чувствами, и эмоции часто играют в жизни человека важную роль. И взволновать, увлечь, пройти через чувства, взгляды, сенсибилизацию в человеке может гуманитарное образование, любое техническое образование навряд ли сможет, подобно образованию гуманитарному, проникнуть в глубину мышления человека и усовершенствовать дух, чувства и образ мыслей. Поэтому, если университетское образование будет лишь уделять внимание рационалистическому техническому образованию, то воспитание чувств в человеке будет оставлено без внимания, и очевидно, что такое образование будет несовершенным и неполным.

Международный комитет по развитию образования ЮНЕСКО много лет назад опубликовал знаменитый доклад «Учиться существовать: мир образования сегодня и завтра», в котором отмечалось: «Ради потребностей науки и специализации полноценное и всестороннее образование, которое получала молодежь, стало разрозненным и неполным. Для того, чтобы осуществить дробное деление какого-либо предмета или провести тренинг по работе с невысокой эффективностью, завышенно оценивалась важность технических способностей и наносился ущерб другим, больше относящихся к моральным качествам человека».

Этот доклад настойчиво указывает на предвзятость современного образования, сосредоточенного на образовании техническом, а в Китае подобная предвзятость университетского образования проявляется особенно сильно. Поэтому необходимо изменить односторонний подход, при котором большое внимание уделяется техническому и профессиональному образованию, а образование гуманитарное, направленное на духовное развитие недооценивается, с тем, чтобы обучаемые не были далеки от гуманитарного знания из-за увлеченности наукой.

Университетскому менеджменту и педагогам также следует пересмотреть свои взгляды, серьезно продумать концепцию высшей школы, системно и функционально изменить чрезмерно специализированное разделение учебных дисциплин с тем, чтобы обучаемые одновременно с получением специализированных знаний имели достаточно времени для изучения гуманитарных дисциплин, ощутить благотворное влияние гуманитарного образования, а именно вновь обратить внимание на науки, связанные с человеком, вернуть университеты на путь воспитания человека, а не «орудия производства».

2. Гуманитарное образование и функции университета

Университеты не могут только лишь развивать профессии и осуществлять подготовку технических специалистов, они должны выполнять свою особую функцию поддержания гуманистического духа. Гуманитарное образование уделяет огромное внимание воспитанию в студентах гуманистического духа, заботе о личности, развитию нравственности, духовности и системы ценностей.

Современное университетское образование в основном осуществляет специализированное образование. После поступления в вуз студенты определяются со специальностью, и впоследствии жизнь каждого индивида проходит неотделимо от полученной специальности. Поэтому, вне зависимости от того, какие требования предъявляет развитие общества к специальному образованию, ради ответа на неограниченные жизненные возможности мы должны переосмыслить такие общечеловеческие вопросы, как смысл жизни, различение добра и зла, справедливость и несправедливость, красота и уродство… Однако эти жизненные вопросы требуют предоставления студентам гуманитарного образования, и это образование помогает студентам преодолевать будущие жизненные вызовы – то, что не может обеспечить специальное или техническое образование.

Цель университетского образования в том, чтобы привить студенту гуманистические ценности, но в чем они заключаются? Некоторые полагают, что «так называемые ценности гуманизма заключаются в том, что человеческая природа, смысл человеческой жизни являются наивысшей ценностью в человеческих поступках. Ценности гуманизма могут проявлять себя в философской, религиозной или эстетической форме.

Другие полагают, что «гуманистические ценности – это внимание к проблемам, поиск ответов на вопросы, возникающим в процессе существования и развития человечества, конкретное выражение внимания к человеческому существованию, утверждение человеческого достоинства и соответствие человечным условиям жизни, стремление к освобождению человечества и свободному и полному его развитию и т. д.» Резюмируя, можно сказать, что в основе гуманистических ценностей – ценность человека, а не победа над вещественным миром, и истинное бытие человека, пристальное внимание к развитию и совершенствованию человека, интерес к смыслу жизни. Конечной целью является правильное отношение к природе, обществу, другим людям и самому себе. Недостаток гуманистических ценностей ведет к односторонности развития человека, превращению индивида в «ограниченного» человека, занятого лишь погоней за материальным (Маркс), недостатку сострадания к другим людям и непонимание разницы между хорошим и плохим, недостатку интереса к цели и смыслу человеческой жизни и перспективам развития человечества.

Приведенные выше доводы объясняют, что гуманистические ценности состоят не в стремлении к материальному благополучию, но к благополучию духовному, а именно должны быть «невещественными», не «материальными». Что касается высшей школы, то гуманитарное образование, осуществляемое в процессе университетского образования, тем более должно вырвать студентов из погони за материальными благами и выгодой. Это не означает, что материальное благополучие не нужно, мы уже не сможем вернуться к тому, чтобы «жить по высшим принципам, уничтожив плотские желания». «Вырвать студентов из погони за материальными благами» означает понимание того, что превосходная материальная жизнь – всего лишь часть жизненных устремлений, но не все жизненные устремления. Помимо создания материальной культуры, обладания предметами материальной культуры, также нужно научиться «смотреть на звездное небо», «следовать за мечтой», «анализировать человеческую жизнь».

Если говорить больше, необходимо понимать, что «эпохи меняются, а природа и человек влияют друг на друга» (Сыма Цянь), понимать ответственность человека за то, чтобы «хранить Небо в сердце, образовывать простых людей, учиться у мудрецов, хранить мир и спокойствие во всем мире» (Чжан Цай) с тем, чтобы в итоге осуществить «полное и свободное развитие человека» (Маркс).

В древнем Китае ученые жили в соответствии с моральной традицией «думать о высшей истине и не обращать внимания на мелочи жизни», а сейчас в университетах во многих случаях проявляются признаки преобладания жизненных мелочей над высшей истиной. Часть студентов либо полностью ориентированы на материальные выгоды, целиком отдавая себя какой-либо профессии и вступая в общественные отношения на основе полученного диплома, либо предаются праздности, занимаются интернет-серфингом, избегают трудностей и тревог перед лицом прессинга трудоустройства.

Наше университетское образование отдает все силы профессиональному обучению и квалификационной подготовке, затрачивает на это большое количество интеллектуальных и материальных ресурсов, во многих университетах введены специальные дисциплины по помощи в поиске работы и работают специальные инструкторы, во многих вузах студентам-четверокурсникам разрешается не посещать занятия, тратя аудиторное время на поиск работы. Немецкий философ Хайдеггер дал этому феномену блестящую оценку: «Трудности эпохи заставляют людей уделять огромное внимание банальным и незначительным пустякам своей повседневной жизни, бороться за получение выгоды, что захватило все их душевные силы и внешние ресурсы, и привело к тому, что люди невольно перестали вникать в достаточно глубокий внутренний мир человека и достаточно чистую психическую деятельность вплоть до того, что многие выдающиеся таланты оказались связанными этим трудным положением, а многим пришлось внутренне чем-то пожертвовать. В связи с тем, что мировая мораль слишком занята реальностью, она не может обратиться к внутреннему миру, вернуться к себе».

Особенности эпохи, которые констатировал Хайдеггер, в некотором смысле по-прежнему продолжаются и сейчас, жизнь нашего времени все так же сковывает дух выдающихся талантов, что приводит к тому, что они выбиваются из сил в поисках средств к существованию, всеми возможными методами добиваться выгоды и благополучия и вынуждены крутиться как белка в колесе. То профессиональное образование, которое избирают вузы ради перспектив студентов и их возможности заработать себе на жизнь, тоже осуществляется добросовестно и старательно, и, говоря по существу, забота о существовании студентов и их развитии тоже является воплощением гуманистической морали. Однако помощь студентам в поиске работы, внимание к развитию профессиональной карьеры студентов отнюдь не означает, что университет может отказаться от формирования гуманистического духа у студентов или может недооценивать образование, полученное из гуманистической литературы и гуманитарных дисциплин, или уделять меньшее внимание гуманитарному образованию в высшей школе и реализации миссии университета. В противном случае, даже если студенты получат профессию, они вряд ли добьются больших успехов, вряд ли станут «всесторонне и свободно развитыми людьми», а не просто техническим персоналом, и уж тем более «человеком, которому находится применение в зависимости от поставленных целей».

3. Чтение классической литературы и источников и гуманитарное образование

В содержании учебной программы университетов гуманитарное образование незаменимо. Продвижение гуманитарного образования в настоящее время внесло недостаточно полный вклад в специализированное образование и профессиональное обучение. Но каким образом должно разворачиваться гуманитарное образование в университетах? Другими словами, какое гуманитарное образование сможет наилучшим образом воплотить дух высшей школы?

Традиционный путь гуманитарного образования есть наиболее важный путь, когда студенты под руководством наставника через чтение классических гуманистических произведений, участие в общественно-полезном труде, обсуждение общественных тем и т. п. накапливают личные моральные качества, воспитывают в себе гуманистический дух. Студенты при сознательном руководстве университета и преподавателей изучают литературу, историю, философию, искусство; корректируют так называемое «варварство специализации» Адлера, порожденное профессиональной необходимостью и необходимостью зарабатывать на жизнь, вследствие чего формируется не только профессионально компетентный, но и высокоморальный, изысканный, яркий, одухотворенный, всесторонне развитый талант.

Говоря словами Алана Блума, несмотря на то, что в наше время высшая школа имеет много других проблем, но «когда люди читают великих Платона или Шекспира, они кажутся более истинными, более содержательными, поскольку они неотделимы от бытия и забыли о своей случайной жизни. Это человеческое свойство существовало раньше, оно существует и сейчас, в определенной степени мы можем протянуть руку и коснуться его, и данный факт позволяет нам принять невыносимое несовершенство человеческой натуры. Обладая объективно великолепными произведениями классической литературы, мы должны помочь сохранить и вырастить на неплодородной почве студенческого разума нежный росток».

В своей работе «Закрытие американского духа» Блум осудил систему образования американских университетов второй половины прошлого века, которая иссушила интеллектуальные способности студентов, однако он считал, что исправить ситуацию можно с помощью чтения классических произведений, ибо чтение классики может помочь студентам наполнить и удобрить «неплодородную почву студенческого разума». По мнению Блума, это основной путь движения к свободному образованию и достижения целей университетского образования. В виду этого, Блум заявлял, что необходимо, чтобы студенты заново перечитали труды знаменитых авторов, начиная с Сократа и заканчивая Руссо, поскольку в своих исканиях студенты сами должны понять ценность и смысл жизни.

Знаменитый английский ученый-философ Бертран Рассел так говорил желающим изучать философию: «Тот, кто желает получить начальные знания в философии, должен открыть для себя, что чтение произведений великих философов гораздо легче и полезнее, чем попытки получить исчерпывающую позицию из учебника». Эта фраза Рассела применима не только к изучению и исследованию философии, но и к изучению и исследованию других гуманитарных наук. Из-за ограничений, которые накладывает на учебник точка зрения составителя и глубина его идей, ценность любого труда по истории философии или истории литературы, вышедшего из-под пера составителя, не может сравниться с классическим оригиналом, поэтому для того, чтобы добиться глубокого проникновения в предмет изучения и исследования в сфере гуманитарных наук, чтение источников является обязательной работой.

В отличие от новых прикладных дисциплин, научная база современного вузовского гуманитарного образования, основывающаяся на литературе, истории и философии, строится на классических источниках в каждой из областей. Классические произведения оставили неизгладимый след в гуманитарных науках, это труды, обладающие авторитетом в гуманитарной традиции. Можно сказать, что если бы не было таких трудов по истории философии, как «Лунь Юй», «Мэн-цзы», «Лао-цзы», «Чжуан-цзы», «Государство» Платона, «Исповедь», «Критика чистого разума», «Тезисы о Фейербахе», «Бытие и время», «Философские исследования», то философия как наука полностью утратила бы свой базис.

Мы полагаем, что в учебном процессе освоения гуманитарных наук в университете, для достижения благоприятных результатов наследования культурных традиций, накопления гуманистического духа, формирования благородного характера, побуждение студентов читать классические произведения философского характера должно иметь определяющее значение.