Вы здесь

Философия биполярности: мир, Россия, мы. Часть 1. Философия биполярности (Виталий Полищук)

Часть 1. Философия биполярности

Философия – это прежде всего мировоззрение, и это известно многим. В широком смысле слова мировоззрение включает в себя совокупность взглядов на мир – на явления природы, общества, на феномен человека. Кроме того, что это система взглядов на мир, мировоззрение можно понимать также как способ и результат духовного освоения мира, формулирования своего отношения к нему.

Глава 1

Введение в суть вопроса

Итак, будем двигаться не спеша, рассуждая по возможности просто и понятно. Для чего нам философская система?

Все дело в том, что есть процессы, протекающие ВНЕ ЖЕЛАНИЯ (или нежелания) людей. Мы можем определить законы, по которым развивается мир, но мы не в состоянии предотвратить их действия. И с этим необходимо считаться.

Не уяснив этого, не определив законы развития окружающего мира, мы не поймем происходящего вокруг нас.

Философия – основа всех знаний, но давайте порассуждаем: если философия – это прежде всего мировоззрение, то не следует ли из этого – сколько людей, столько может быть и мировоззрений? Столько же – совокупностей взглядов на мир, вариантов системы законов развития мира?

Какая одна из многих философская система – истинна, как распознать ее среди множества других? Возможно ли вообще существование достоверной философской теории возникновения, существования и развития окружающего мира?

Мы всегда должны помнить, что изучая мироздание и пытаясь на основе полученных знаний создать ЦЕЛОСТНУЮ ФИЛОСОФСКУЮ КАРТИНУ, мы фактически пытаемся с помощью ЧАСТНОЕО понять ОБЩЕЕ.

Это означает, что невозможно создать философскую систему без ряда допущений, основанных на очевидных для нас фактах – именно это исходное положение мы кладем в основу рассуждений, веря в его истинность.

Думается самое большое заблуждение за всю историю человечества было вообразить себя царями природы, ХОЗЯЕВАМИ ВСЕЛЕННОЙ. Это заблуждение привело к тому, что мы позволили себе уничтожить тысячи видов растений и животных и на суше, и в воде. Теперь мы интенсивно уничтожаем так называемую НЕЖИВУЮ ПРИРОДУ, хищнически используя природные ресурсы, в частности – полезные ископаемые. Кроме нас на Земле 30 млн. видов животных и растений, мы же одни используем 80 процентов ресурсов планеты. И используем скверно. Мы сводим леса, мы истощаем почвы и позволяем себе это потому, что считаем себя хозяевами Вселенной.

А может быть, мы обязаны рассматривать себя всего лишь как микрочастицу Вселенной? И при этом не играет роли – исключение из правил наше появление в мире, или результат неизбежного действия вселенских законов.

Ведь мы и окружающий нас мир – песчинки во Вселенной. Да нет, даже нечто меньшее. Наша цивилизация – 100 тысяч лет – для Вселенной миг, более того – ничто. Ведь для Вселенной само понятие времени не существует, потому что она не только бесконечна, но и вечна.

Поэтому создаваемые людьми философские системы не могут претендовать на абсолютную достоверность. Мы можем лишь рассматривать их в качестве вероятных, и не более. Что не исключает, что кто-то сумеет разработать абсолютно верную философскую систему – всегда есть вероятность угадывания.

Предлагаемая читателю философская концепция теории биполярностей (философия биполярности) – авторская версия существования и функционирования Вселенной, причем человек и человечество рассматриваются как неразрывная частица мироздания.

Будучи убежденным в истинности философии биполярности, мы не можем претендовать на ее абсолютность. Действительно, мы, например, дойдя в своих философских построениях до уровня биполярностей, в основе которых лежат ВСЕЛЕНСКАЯ ПЕРВОМАТЕРИЯ и ВСЕЛЕНСКИЙ ПЕРВОДУХ, не смогли даже представить – а что находится далее, выше этих уровней?

Мы можем при этом понимать, что уровней – бесконечное множество, но ЧТО там, на этих уровнях – представить и понять не можем. Точно так же, зная, что любые проявления биполярности всегда имеют основой нечто общее, мы не знаем, что же это такое, что породило данную биполярную конструкцию?

Мы можем построить схему, конструкцию, так сказать – представить СКЕЛЕТ, но не в состоянии заполнить его содержимым.

Все это свидетельствует об ограниченности наших мыслительных возможностей. Проще говоря, мы МОЖЕМ ПЫТАТЬСЯ ОПРЕДЕЛИТЬ И ОБОСНОВАТЬ ВСЕЛЕНСКИЕ ЗАКОНЫ, НО ДАТЬ ПОЛНОЦЕННУЮ КАРТИНУ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ БЕСКОНЕЧНОЙ ВСЕЛЕННОЙ МЫ НЕ В СОСТОЯНИИ.

Некая степень достоверности – вот что возможно для человека при философском осмыслении картины мира. Возможно, предлагаемую картину усовершенствует, увеличив степень достоверности путем поиска и использования полученных доказательств, кто-то из тех, кто прочитав эту книгу, заинтересуется предлагаемой теорией и проверяя ее, либо опровергнет, либо докажет по-своему.

Нужны ли столь глубокие научные изыски при попытке ответить на конкретный вопрос: что же происходит с Россией и какое будущее ее ждет? Давайте рассуждать дальше.

Россия – это государство. Государство образуется людьми, в нем проживающими (кто-нибудь способен представить себе государство как человеческое понятие, где есть все, кроме его граждан?). Население мира – человечество – в частности, делится границами на конкретные государства (в мире их около 200).

Мы – часть оболочки Земли. И соседствуем как с неживыми частями планеты (например, океан, атмосфера), так и с животными и растениями. Мы, люди, зависим как от первых, так и от вторых.

Все перечисленное, в том числе – люди – часть планеты Земля. А планета Земля – часть Солнечной системы, от которой она зависит так же, как зависим мы от окружающей нас природы. Солнечная же система – часть звездной системы под названием Галактика, которая, в свою очередь, всего лишь – часть Вселенной. Вселенная же – часть…

Как уже понял читатель, мы можем рассуждать и далее в этом направлении, пока хватит у нас терпения, представлений и словарного запаса, эти представления выражающего.

Вывод: не поняв, как функционирует целое, трудно понять, как функционирует частица этого целого. И наоборот. И здесь мы обязаны отметить используемое допущение – все, и целое, и все его части, развиваются по одним и тем же основополагающим вселенским законам.

Теперь относительно места России в наших рассуждениях. Давайте сделаем допущение: что, если Россия до 1985 года просто шла другим эволюционным путем? Если не было никакого периода 70-летнего сворачивания с общего эволюционного пути? Проще говоря, что, если наш путь был непрерывным и исторически обоснованным?

Тогда получается, что путей развития цивилизации не один, а множество? Давайте пока ограничимся тем, что скажем – путь не один.

Коли мы – не цари природы, а обычная частица Вселенной, мы не можем не развиваться по тем же законам, по которым существует и изменяется Вселенная. Значит, не поняв СУТИ вселенских законов существования и изменения всего сущего, мы никогда не поймем закономерностей собственного существования.

Даже если путь развития человечества – один, то и он подчинен действию всеобщего вселенского закона, вспомним, что мы – всего лишь частица Вселенной, и значит, ее законы для нас обязательны.

Но что, если единый путь развития человеческой цивилизации складывается из нескольких путей развития ее частей? Как определить, какими должны быть эти пути? И сколько их?

Если предположить, что регулируются все эти процессы вселенским законом биполярности, то нам совершенно необходимо подробно ознакомиться с его действием, для начала – в контексте существования Вселенной.

Глава 2

Вселенная в свете философии биполярности

Уже говорилось ранее, что разум человеческий ограничен пределами Вселенной, которую «можем мы объять», и все-таки позволим себе заметить, что это не совсем так. Ту часть Вселенной, которая несомненно существует вне зависимости, можем мы с помощью наших приборов или органов чувств доказать это или нет, мы можем пытаться как-то изучать с помощью всеобщих законов, действию которых подчиняется все сущее. Мы руководствуемся при этом логическим построением: если все, что мы можем увидеть, услышать и так далее, увеличив для этого наши возможности использованием изобретенных приборов, подчинено действию некиих всеобщих законов (великий философ И. Кант назвал этот мир «вещью-для-нас»), если в соответствии с действием этих законов должно существовать нечто вне пределов досягаемости наших органов чувств и вообще наших возможностей, то ЭТО НЕЧТО СУЩЕСТВУЕТ, причем подчиняется действию тех же вселенских законов, с помощью которых, собственно, мы и предполагаем существование этого нечто, что Кант определил, как «вещь-в-себе».

Итак, для построении нами модели Вселенской системы мы обязаны взять ту часть Вселенной, которая нам доступна, рассмотрев ее в соответствии философии биполярности.

Что мы можем наблюдать визуально, а также с помощью физических приборов? Еигантскую россыпь звезд. Не стоит объяснять то, что уже объяснено до нас: эти многочисленные звездные системы – раскаленные гигантские куски звездного вещества. Доказано, что все они разлетаются, то есть удаляются от некоего центра, причем скорость этого движения постепенно затихает и в некоей далекой перспективе начнется СЖАТИЕ Вселенной, которое сменит ныне осуществляющийся процесс РАСШИРЕНИЯ (разбегания).

Все это результат некоего Вселенского взрыва, причем общепринятой гипотезы причин его, насколько нам известно, не выдвинуто. Самих же гипотез взрыва существует несколько.

То, что сказано нами – тоже всего лишь гипотеза. Но она позволяет объяснить происхождение известной нам части Вселенной на основе закона, который действует, как в «далеком далеке», так и вокруг нас, среди нас (и в нас самих тоже).

Итак, суть закона биполярности (точная формулировка и характеристика закона будут даны ниже) заключается в следующем. Вокруг нас постоянно образуются полярно противоположные пары (противоположности), между ними имеет место борьба в разных формах.

Любой неглупый человек скажет – это давным-давно открыто. Например, Еегель и его ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ – что ж, все так. Но мы предлагаем рассмотреть этот закон под другим углом и уточнить его.

Насколько нам известно, борьба противоположностей рассматривалась всегда в качестве конечной цели процесса разделения сущего на противостоящие полюсы. Основное условие для этого (первый этап) – совместное существование противоположностей (их единство). Мы же считаем, что конечная цель разделения на противостоящие полюсы – ДОСТИЖЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ противоположностей. Это позволяет образовываться биполярностям (совместно существующим двум противоположностям) на другом, более высоком уровне, затем при достижении равновесия здесь – на следующем уровне и так далее – до бесконечности.

Этот же процесс, имеющий направление развития снизу вверх, происходит и в обратном направлении, то есть от высших уровней к более низшим, и так вплоть до микроуровня (в этом качестве мы условно примем атомарное состояние материи).

Но как нам начать рассуждать? Если снизу вверх – встает вопрос: а откуда взялась атомарная структура материи? Рассуждать же, беря за исходную точку высшие уровни, мы не можем – способность наша представлять то, что мы не можем ощутить и доказать с помощью приборов, очень ограничена. Тем более что наивысшего уровня (конечного), скорее всего, просто не существует.

Давайте начнем с той точки, существование которой предполагалось ранее учеными и может быть легко доказана на основании проявления окружающей нас материи. Мы имеем в виду некий центр Вселенского Взрыва, давший начало процессу «разбегания» Вселенной.

Поскольку само осуществление процесса взрыва нами не может рассматриваться как некий ИДЕАЛЬНЫЙ итог борьбы противоположностей, мы вновь опускаемся в пучину догадок и домыслов (нам нужны новые гипотезы). Не стоит разочаровываться – как уже упоминалось, философия как наука основана на допущениях. Первый человек, увидевший в звездах на небе не просто мелкие светильники, освещающие ночью поверхность Земли, а нечто ВСЕЛЕНСКОЕ, не мог не начать рассуждать, предположив: «А что если это не просто небесные светляки, а, предположим…». Сколько гипотез выдвигали первые известные нам из истории философии древние ученые, мы так никогда и не узнаем. Ведь когда мы начинаем рассуждение примерно так: «По мнению профессора… и академика…» мы почти никогда не добавляем: «А профессор опирался в своих рассуждениях на…; в свою очередь, академик исходил из…» – не изумляйся громоздкости моих рассуждений, читатель, я просто хочу доказать, что любые самые прогрессивные и достоверные научные теории имеют в основе первичные предположения и гипотезы по форме: «Предположим, что…».

Мы с вами предполагаем, что некий вселенский взрыв имел место и дал начало разбеганию галактик и в перспективе – движению нашей СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ, а значит – и каждого из нас; что взрыв этот – результат незавершенного процесса биполярного противостояния – ну, не удалось некогда достигнуть равновесия противоположностям, что поделать?

Но вот что именно взорвалось там, и почему? Что оказалось запалом, а что – гигантской взрывчатой массой? Если перевести на понятный нам язык суть философской проблемы, вопрос наш прозвучит именно так: «Что взорвалось, и почему?»

В 60-е годы XX века у всех любителей фантастики была на слуху гипотеза об антимире и АНТИМАТЕРИИ. Термин «аннигиляция» (взаимное полное уничтожение материи и антиматерии при соединении) читающей публике был знаком едва ли не лучше, чем научное понятие слова «материя». Предполагалось, что рядом с нашей Вселенной существует АнтиВселенная, что различие между ними – в атомарном строении: если наша Вселенная основана на атомах с электронной оболочкой и протонами ядра, то там – все наоборот, то есть атом имеет оболочку из протонов и ядро с электронами.

Не знаю, какова судьба этой гипотезы. В нынешних фантастических произведениях понятие Антимир имеет совершенно другое содержание. В наших рассуждения мы используем то, давнее понятие Антимира и обратимся к сорокалетней давности гипотезе.

Итак, Великий Взрыв может быть результатом взаимодействия двух полярных противоположностей, то есть результатом либо нарушенного, либо так и не достигнутого – не суть важно, равновесия. Соприкосновение материи и антиматерии в этом случае вызвало аннигиляцию – взрыв, однако столкнувшиеся массы были столь велики, что лишь в месте непосредственного соприкосновения возникла взрывная реакция, которая разнесла в стороны обе противостоящие массы.

Это объясняет и причину, и процесс Великого Взрыва. Это же заставляет нас предполагать, что где-то, возможно, не так уж и далеко от нас (конечно, по вселенским меркам) несутся куда-то противоположные по строению нашей материи «куски» антиматерии.

Придет время, и начнется период «сжатия» Вселенной. Очевидно, сжатие будет означать сближение в некую точку пространства не только частей нашей Вселенной, но и Антивселенной. Наступит время плотного противостояния («рассеянное состояние» противоборства не прекращается никогда. Не станем забывать, что мы – Материя и Антиматерия – противоположны по строению). Итак, наступит новое Великое Противостояние, имеющее целью достичь равновесия. Что есть Вселенское Равновесие, как это сказывается на состоянии вещества и антивещества, что из себя представляет Гармония (абсолютное равновесие) – мы можем лишь предполагать. Однако неизбежное действие закона биполярности позволяет нам утверждать, что в итоге образуется новая биполярная система, еще более высокого уровня.

Давайте используем метод исследования снаружи. Как можно представить себе все сущее в виде системы биполярностей все более высокого уровня?

Где-то находится НЕЧТО – назовем его Первосутью. Биполярные стороны образованные им, могут быть названы Первоматерией и Перводухом.

Не берусь прогнозировать биполярные состояния Вселенского Духа (Перводух) – этим должны заниматься теософы и богословы. Скажем лишь – в данной плоскости рассмотрения Вселенной не возникает вопроса о первичности Материи либо Сознания – ОНИ ВСЕГДА СУЩЕСТВОВАЛИ, СУЩЕСТВУЮТ И БУДУТ СУЩЕСТВОВАТЬ ОДНОВРМЕННО РЯДОМ – И ДРУГ В ДРУГЕ, ПОРОЗНЬ И ВМЕСТЕ. Биполярное противостояние (разделение на полярности) не подразумевает абсолютного разделения этих вселенских сущностей – они до конца неразделимы, ибо одно есть непременное условие существования другого, и наоборот; кроме того, все они имеют одну основу.

Дальнейшее разделение на биполярные сущности рассматривается нами лишь касательно материи – как структурируется Перводух, какие биполярности в нем формируется и как они взаимодействуют друг с другом – судить не берусь. Но если попробовать оперировать понятиями, известными каждому… Вспомним о существовании Бога и Дьявола. Причем биполярное разделение характерно для всех религий – Рай и Ад существует и у мусульман, и у христиан. Во всех религиозных системах выделяют Добрые силы и Злые силы.

Но вернемся к последствиям Великого Взрыва.

С огромной начальной скоростью материя разлетается в разные стороны. Возможно, именно на этом этапе она приобретает УПОРЯДОЧЕННЫЙ характер, то есть атомарную структуру, причем в полном соответствии с действием Вселенского закона биполярности. Наверное, аналогичные процессы протекают и в Антиматерии.

Скорость замедляется. Начинается обратное действие процесса образования биполярных систем, и теперь каждый раз – на более высоком уровне. Одновременно идет встречный процесс – образовавшиеся крупные осколки раскаленной материи формируются во внутрисвязанные светящиеся шары – звезды. Процесс разогревания имеет в своей основе результат биполярного взаимодействия.

Свободное космическое вещество (состояние разряженное, скопления в виде пыли небольшие) позволяет звездам постепенно образовать новые биполярные конструкции – планетные системы. Действие противоположных (противостоящих) сил проявляется в планетных системах так же, как и в атомах – это уравновешивание центробежной и центростремительной сил. Не все космическое вещество присоединилось к биполярным системам под названием планетные, оставшееся в рассеянном (или частично упорядоченном) состоянии находится в свободном движении в космосе.

Начинается действие биполярного закона в планетарном масштабе, в частности – на планете Земля.

Борьба горячего и жидкого состояния с твердым и охлажденным (второе есть результат существования первого) завершается равновесием в нынешнем состоянии нашей планеты (твердое ядро, твердая поверхность, а между ними слой раскаленной магмы). Затем появляется вода, начинается биполярное взаимодействие земных эпох Моря и Суши. Периодически наступающее состояние равновесия приводит к появлению Жизни. Налицо зарождение будущего биполярного противостояния Неживое – Живое.

Наступает равновесие, и вот оно уже проявляется: новая биполярность – ЖИВОЕ: Флора (растительный мир) и Фауна (животный мир) – и НЕЖИВОЕ. Внутри

Фауны можно выделить Растительноядных и Хищников – это следующее биполярное противостояние нижнего уровня, находящееся в состоянии равновесия.

Придет время, когда процесс разбегания Вселенной завершится, начнется сближение Материи и Антиматерии, в процессе которого упорядоченное состояние материи сменится БЕСПОРЯДОЧНЫМ (желающие могут попытаться представить себе, каким именно). Этот процесс будет результатом цепи биполярных превращений материи (от низших уровней – к высшим, и наоборот), в итоге массы сущностей ПРО- и КОНТРА- (с противоположными знаками) начнут «искать равновесие». Если оно не будет достигнуто – произойдет новый вселенский взрыв, и вновь начнется процесс превращений (возможно, подобный уже описанному выше, но скорее всего – какой-то другой).

При достижении равновесия начнется биполярное взаимодействие ДУХОВНЫХ и МАТЕРИАЛЬНЫХ начал Супервселенной. Как будет развиваться процесс, что может произойти – судить на данном уровне наших знаний невозможно.

Рисунок показывает процесс образования нашей Вселенной и гипотетический возврат к прежней глобальной биполярности «Материя – АнтиМатерия».




Мы до сих пор рассматривали Вселенную снаружи. Давайте попытаемся взглянуть изнутри.

Представим, что мы – некая часть Вселенной. ПЕРВОСУТЬ ощутить невозможно, и хотя частицы ее есть всегда и везде, мы ничего не видим – так как нет Света, мы ничего не слышим – так как нет Атмосферы или любой другой газовой среды, переносящей звуковые волны. Мы не ощущаем ничего кожей, органами слуха, вкуса, и даже органами равновесия, ибо нет никаких сил. Мы просто знаем – есть НЕЧТО, и это – всего лишь часть чего-то еще более большего.

Первосуть – еще не материя. И не Абсолютный Дух (духовная часть Вселенной) – это суть всего и вся. Наблюдать образование Протоматерии и Вселенского Духа (Абсолюта) мы можем, если будем в состоянии ощущать изменения. Но у нас нет ощущений.

Разделение Протоматерии на Материю и Антиматерию мы уже могли бы ощутить – если представить, что их общая основа – Протоматерия – состоит из прообразов частиц. Именно они, соединяясь друг с другом, дадут в перспективе две комбинации – АТОМОВ и АНТИАТОМОВ. При этом разделение на материю и антиматерию осуществляется в среде частиц, еще не имеющих заряда и потому нейтральных. Как возникали противоположные заряды частиц, не под воздействием ли частиц Абсолюта – можно лишь предполагать.

Поскольку равновесие не достигнуто, однажды нейтральная среда оказалась слишком слабой, чтобы и далее препятствовать соприкосновению Материи и Антиматерии – в результате происходит Великий Взрыв, и мы вместе с материей удаляемся от его центра, разнесенные силой взрыва.

Но вот что еще мы могли бы ощутить, и то лишь потому, что были частицей Вселенной. С самого начала она несет в себе как бы зародыши всех будущих биполярных конструкций любых уровней сложности и важности. Это результат повсеместного существования и взаимодействия частиц Первосути, это – как гены живого существа – они – чертеж будущих новых «живых организмов».

Давайте извинимся перед собой за наше несовершенство, за то, что попытавшись преобразоваться в частицу Вселенной, мы почти ничего не ощутили и лишь кое-что поняли. В этом – проявление нашего несовершенства при кажущейся сложности и сложности Вселенной при кажущейся простоте.

Биполярности возникают не в пустоте. Каждый раз, рассматривая конкретную биполярность и ее преобразование, мы должны помнить, что это преобразование – закономерно, что биполярность образуется во Вселенной, вне которой ничего происходить не может, потому что кроме Вселенной ничего нет. При этом не нужно путать понятие «ничего» с понятием «пустота» – первое имеет философское значение, второе конкретно. Пустота в физическом смысле – часть Вселенной.

Одновременно с формированием этой биполярности начинается формирование биполярности следующего уровня, но процесс этот протекает медленнее, завершенность его зависит от завершенности биполярностей низшего уровня, являющихся составной частью биполярности высшей. В это же время, но еще медленнее, формируется следующий уровень, и так далее до бесконечности. Это и

есть основа ПРЕОБРАЗОВАНИЯ Вселенной, основа ДВИЖЕНИЯ как философского понятия.

Идеалом этих преобразований является ДОСТИЖЕНИЯ РАВНОВЕСИЯ В БИПОЛЯРНОСТЯХ всех уровней.

Возможно ли это? В философском смысле – должно быть возможным. Произойдет ли это? Наверное, мы можем сказать лишь одно – человечество за все время существования, сколь долгим оно не окажется, этого момента не застанет.

В виде рисунка процесс преобразования СуперВселенной можно показать так.




Прежде, чем мы поговорим о движении как форме существования материи, подчеркнем важную конструктивную особенность любого биполярного соотношения – ВСЯКАЯ БИПОЛЯРНОСТЬ СОСТОИТ ИЗ ТРЕХ ЧАСТЕЙ – первоосновы (3), из которой (и которой) образуются два противостоящих полюса (1 и 2). Степень оформления биполярности, судя по всему, зависит от взаимосоотношения всех трех частей. Запомним – биполярное противостояние – противостояние двух частей триединого.

Движение существовало всегда, это давным-давно доказывается философами самых разных школ. В том виде, как мы способны движение материи ощутить органами чувств, приборами или просто осмыслить и мысленно представить, оно началось после формирования атомарной структуры материи.

Формирование биполярностей невозможно без движения материи, поэтому нас интересует лишь этот аспект проблемы.

Отметим лишь, что Вселенная – бескрайная и безграничная. Какова она где-то в отдаленной от нас области – мы можем лишь предполагать. Что до доступной нам части Вселенной, то безусловно движение есть форма существования материи.

Но почему все произошло именно так, как описывалось выше?

Наверное, когда-то закон биполярности «не сработал» во Вселенной – процесс не завершился и «пошел» вниз, а не вверх.

Образование атомов и все усложняющихся биполярных конструкций, то есть развитие по направлению «вверх» – свидетельство того, что человечество, возможно, должно сыграть важную роль в формировании «целостной картины», а точнее – в формировании новой Сверхвселенной, как одна из важных ее частиц.

Что до временности существования человечества, то что же поделаешь, если вечна только первосуть – даже конструкции атомов могут претерпеть изменения в процессе бесконечных биполярных преобразований.

Ведь в философском смысле атомарное состояние материи – это упорядоченное состояние первосути, одна из разновидностей ее. Отметим, что атом также имеет тройственную структуру – кроме противоположно заряженных электронов и протонов в ядре есть еще и нейтроны. Очевидно, тройственность биполярной конструкции – важнейшее условие ее существования.

Мы можем лишь гадать, какие упорядоченные формы принимал (и принимает сейчас) Абсолютный Дух – однако можно предположить (высказаться на уровне гипотезы), что если закон биполярности имеет вселенский характер, то ему должны быть подчинены все составные части Первосути.

И все-таки попытаемся как-то представить себе соотношение и взаимодействие Вселенской Материи и Вселенского Духа.

Вокруг нас в состоянии единого (совместного) существования находятся и Материя, и Вселенский Дух. Попробуем на базе имеющейся скудной информации, наших представлений о Вселенной разобраться в их взаимоотношениях, взаимодействии, наконец, взаимосоотношении.

Если условно, ТОЛЬКО УСЛОВНО, на время наших рассуждений, разделить неодушевленную материю и нематериальный (в философском смысле) дух и пристальнее присмотреться, первый вывод, который мы можем сделать, следующий – материя существует и изменяется в строгом соответствии действию вселенских законов. Каких именно – сейчас не играет роли, поэтому не будем углубляться в развитие этой темы. Просто нам позволительно сделать вывод – материя по своей сущности несет в себе элементы стабильности и упорядоченности. Тогда получается, что Дух есть носитель элементов нестабильности, которую мы можем наблюдать в окружающем мире.

Такое соотношение и взаимодействие вполне в духе философии биполярности – ДУХ И МАТЕРИЯ – ДВА ПОЛЮСА, СТАБИЛЬНОСТЬ И НЕСТАБИЛЬНОСТЬ ЕСТЬ ВИДИМОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ БОРЬБЫ ЭТИХ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ.

Забегая вперед, скажем, что появившийся когда-то человек и человеческая цивилизация могут рассматриваться как попытка более быстрого достижения равновесия противоположностей. Ибо частица одного всегда присутствует в другом.

Конечно, все это очень не просто осознать, это трудно поддается осмыслению. Мы привыкли отождествлять понятие Дух с нашим человеческим сознанием. Вышесказанное касается философского понятие «духовного» как противоположности материальному – и не более. Поэтому духовное (в этом смысле) существовало, существует и будет существовать всегда, тогда как мы, человечество – лишь этап в длинной бесконечной цепи преобразования Вселенной.

И способность наша к сознательному – лишь кратковременный миг существования биполярности: Материя – Вселенский Дух, ибо как только исчезнем мы – исчезнет вместе с нами и наше сознание, Материя же и Вселенский Дух будут пребывать вечно.

И в этом смысле рассматривать наши человеческие потребности и их удовлетворение всего лишь как проявление в нас материального, неправильно. Так же как и отождествлять их наличие с проявлением в нас только лишь вселенского духовного начала.

Рассуждая далее о человеке и окружающем мире, его возникновении в мире, мы будем, в частности, руководствоваться и всем сказанным ранее.

Дуалистический тезис, что все во Вселенной содержит одновременно и духовное, и материальное, нуждается в разъяснении.

Мы не научились определять присутствие в том, что мы называем неживым, частиц духовного. Либо не пришло для этого время, либо так и должно быть в соответствии с принципами устройства Вселенной. Ну, не должна ни одна частица Вселенной (а мы, люди, лишь ее частица) точно знать, и, тем более, уметь определять векторные значения материального в духовном и наоборот.

Но давайте вспомним такие всем знакомые выражения, как «Словно сама природа ополчилась против него», или «Как будто весь мир объединился против него и того, что он считал своим делом»? Таких выражений – множество, и смысл в их в сознательном противопоставлении человека чему-то, что казалось бы, сознательно противостоять людям не может, ибо лишено сознания, и тем не менее, делает это.

В этом смысле было бы интересно поставить цель – найти примеры в окружающей действительности сопротивления неживой природы действиям людей. Уверен, что тогда мы быстро найдем доказательства присутствия частиц духовного в том, что мы называем неживым.

Можно привести еще один пример.

Любой можем стать под скалой, которая держится на ненадежной опоре (камне, слое породы). Попробуйте побогохульствовать. Нет надежных свидетельств, что подобные действия вызовут гнев Божий, скала вдруг рухнет и раздавит вас. Но такая возможность существует, в это мы верим.

Возьмите кирку и выбейте опору, на которой держится скала, и она вас неминуемо раздавит, если не успеете отскочить. Бог – олицетворение духовного в мире, скала – материальна. Упорядоченность материи проявляется в неукоснительном следовании ее физическим законам.

Итак, здесь – обязательное следование законам. Там – лишь возможность реагирования на раздражитель.

Думается, позволительно сделать вывод о том, что если Материя носитель Упорядочения, то Дух – носитель противоположного, то есть, Хаоса.

Из этого следует еще один вывод – везде и всегда необходимо руководствоваться принципом: если есть ЧТО-ТО, где-то обязательно существует НЕЧТО ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ. Они составляют биполярную систему, в процессе борьбы полюсов достигается равновесие, затем осуществляется перерастание равновесной системы в явление высшего уровня.

Что же может получиться в итоге? В итоге мы можем представить ОТ НИЗШЕГО К ВЫСШЕМУ МНОЕОУРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ РАВНОВЕСНОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ. При этом равновесие на высшем уровне зависит от достижения равновесия на низших.

И коли уж мы упомянули человечество и природу, заметим, забегая вперед – пока в геополитике не достигнуто равновесие, оно не будет достигнуто и между человеческой цивилизацией и окружающей нас природой.

Но давайте чисто гипотетически представим себе, что произойдет, если процесс образования равновесных биполярных систем будет происходить без помех на всех уровнях?

Это приведет в итоге к образованию новой, какой-то совсем иной, чем нынешняя, Вселенной. Будет ли она развиваться по известным нам законам, или нет – мы достаточно достоверно предположить на можем.

Мы – частица нынешней Вселенной, и поскольку состоим из частиц материи и духа этой Вселенной, нам не дано знать, какой бы она была, не случись Великого Вселенского Взрыва когда-то. Ведь могла бы образоваться равновесно существующая биполярность, и тогда завершение образования биполярностей следующих уровней дали бы совершенно другое направление развития всего сущего.

Что касается нас, людей, то скорее всего, нас в этом случае просто бы не было. Потому что не было бы всего того, что создало условия, которые позволили нам, людям, возникнуть и существовать.

В настоящее время (начало 2000 года) одно из наиболее распространенных форм взаимоотношения человека с окружающим миром, (частью его, именуемой нами Духом), является религия. Причем и основная религиозная конфессия России – православное христианство, и многие другие ожидают Конца Света.

Основу религиозной практики всех священнослужителей составляет урегулирование взаимодействия человека – и Вселенских сил Добра и Зла. Считается, что именно победа Добра (реже Зла) будет итогом вселенской борьбы этих вечно противостоящих друг другу вселенских начал, составляющих все и вся.

Но почему обязательно что-то должно победить? В свете философии биполярности мы обязаны рассмотреть также вариант установления между Добром и Злом равновесия. Подчеркнем – не согласия, что невозможно, а РАВНОВЕСИЯ.

Ведь это приведет к тому, что борьба этих сил перейдет на новый уровень, примет другую форму, возможно – форму взаимодействия. Между борьбой и взаимодействием разница в том, что первое – непримиримое противоборство, а второе – чередование противоборства с мирным сосуществованием и взаимопроникновением.

Это обязательно произойдет из-за того, что если сейчас биполярность высшего уровня, формирование которой зависит от достижения равновесия между Добром и Злом, не может оформиться окончательно, то при нашем допущении это произойдет. Нечто подобное предполагали русские мыслители В.С.Соловьев и Л.Н.Толстой.

Что станет тогда с тем, что мы называем Добром и Злом, какими Они будут – можно лишь предполагать.

Пределы наших представлений, как не раз упоминалось выше, очень ограничены нашими возможностями. И в связи с этим просто необходимо четко определиться с понятиями БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ и ГРАНИЧНОСТЬ.

Мы говорим, что материя беспредельна и безгранична, и это справедливо – весь наш опыт говорит об этом. Но когда мы рассуждаем о сторонах жизни, касающихся нас, людей, мы должны рассматривать материю как категорию граничную и потому имеющую конкретные векторные значения.

Да, Вселенная беспредельна. Но мы-то имеем дело с вполне определенным пространством, и потому не должны путать философский смысл определения МАТЕРИЯ с конкретно-прикладным. Говоря проще, нельзя, исходя из представления о беспредельности материи, на этом основании говорить: «Наши возможности безграничны», – увы, еще как «граничны»!

Но возвратимся к рассуждениям о той части Вселенной, которую мы назвали Дух (Абсолютный Дух).

Мы говорили уже, что материя принимает на основах биполярности упорядоченную форму, начиная с атомарной структуры. А вот какую упорядоченную форму принимает Дух? Не есть ли следствием этого явление в религии под названием МНОГОБОЖИЕ? Действительно, если многобожие – это проявление упорядоченной формы Вселенского Духа, то понятны сходство различных религий при разных Богах, понятно и то, почему почти все верующие в той или иной форме ждут Конца Света.

То, что ожидаем мы все, вовсе не конец света. Стремление к достижению равновесия бесконечно, но возможное содержание ожидаемого конца света – лишь последствие не достигнутого равновесия внутри биполярности неживая природа (1) – живая природа (2), частью которой являемся и мы, люди, причем представляем собой дестабилизирующий фактор, препятствующий достижению равновесия.

Говоря же о Вселенской биполярности в форме Бог (1) – Антибог (например, Антихрист) (2), то полного уничтожения одной из противоположностей здесь нет и быть не может. А вот уничтожить самих себя, исчерпав неразумным и ничем не ограниченным потреблением ресурсов природы, мы, люди, можем.

Вселенский же Дух, неся собой беспорядоченность во Вселенной, способен, конечно, принимать самые разные формы, как приемлемые для нашего сознание (явление Бога), так и неприемлемые (Силы Зла). Именно так воздействует Вселенский Дух на людей. Поэтому Бог не один, поэтому то там, то тут в разные времена нашей истории случались чудеса. Материя, являясь упорядоченным началом Вселенной, чудес совершать просто не может. Говоря яснее, все изменения материи вполне нами объяснимы.

Скорее всего, чудеса – явления спонтанные.

Именно поэтому Богу угодны одно, Антибогу – другое. Человек же делает и то, и это всегда и везде – ответная же реакция Высших Сил следует только иногда.

Не стоит думать, что истово помолившись, мы этим заручились поддержкой Бога. Что с того толку, если человек идет по жизни после этого и не подаст денежку нищему, не поднимет с земли упавшего, не обратит внимание на человека, которому плохо. Наконец, совершая сделку, не выберет щадящий конкурента вариант.

Следовательно, в обыденной жизни нужно руководствоваться не собственной выгодой, а общей пользой. Выгода всегда индивидуально полезна, а Добро – есть общее достояние.

Еще лучше – помнить, что главное – не молиться своему Богу, а жить в соответствии со Вселенскими законами, помня, что Дух не только вокруг нас, но и в нас самих всегда есть его частицы. Как присутствуют они во всем и всегда. Поэтому СОГЛАСИЕ С БОГОМ – ЭТО СОГЛАСИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ НАС МИРОМ и с самим собой. Думая о том, что находится где-то далеко, не стоит забывать о том, что находится рядом, вокруг нас. Сбережем его – и оно сбережет нас.

Как частицы трех основных цветов, смешиваясь в разных пропорциях, дают нам богатейшую цветовую палитру, так две исходные сущности нашей Вселенной, Материя и Дух, сосуществуя вместе в разных пропорциях в среде Первосути, являют нам все существующее вокруг нас и нас самих.

Однако мы отвлеклись. Мы рассуждаем о человеке и Боге, их месте во Вселенной, не закончив нашего знакомства с философией биполярности. Давайте сформулируем сначала более четко закон биполярности, для чего дадим его определение и выявим характер действия.

Глава 3

Закон биполярности. Характер закона

В ОСНОВЕ ПРОЦЕССОВ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ ВСЕЛЕННОЙ (например, Материи, Духа) И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИХ (в частности, микро- и макромира) ЛЕЖИТ РАВНОВЕСИЕ ДВУХ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ (ПОЛЯРНОСТЕЙ). ПОСТОЯННОЕ СТРЕМЛЕНИЕ ПОЛЯРНОСТЕЙ К РАВНОВЕСИЮ ЕСТЬ ЦЕЛЬ ИХ ПРОТИВОСТОЯНИЯ И БОРЬБЫ.

Это и есть определение закона биполярности.

Образующиеся биполярные конструкции (в дальнейшем для краткости – БК) имеют основой и базируются на нейтральной (не разделяющейся до конца на противоположности) основе и поэтому всегда состоят из трех составных частей.

Достижение равновесия означает перемещение процесса на следующий, более высокий уровень, при этом предыдущая БК входит как составная часть в БК следующего, более высокого, уровня.

Например, разделение Первосути на Протоматерию (1) и Перводух (2) не означает исчезновение в появившейся в результате разделения на полюса БК общей составляющей – субстанции, из которой выделились обе полярности. Поэтому мы предполагаем, что в каждом объеме Материи есть частицы Духа и, соответственно, Дух несет в себе частицы Материи.

Давайте четко выделим, что нового, ранее неизвестного и непонятного дает нам познание закона биполярности.

Каждому известно, что мир состоит из противоположностей, более того – противоположности есть основа всего. Но давайте задумаемся о роли равновесия в нашей жизни. А ведь оно – суть основа жизни, главный критерий пройденного каждым из нас жизненного пути. Каждый человек проходит жизненный путь, как бы балансируя между ДОБРОМ и ЗЛОМ (об этих философских категориях мы еще будем говорить), одновременно каждодневно творя и то, и другое.

Соотношение совершенного нами Добра и Зла примерно равно. Но тот, кто делает больше хорошего, тяготеет к образу праведника, тот, кто, наоборот, творит больше зла – олицетворяет негодяя. То же касается и соотношения поступков, которые мы определяем понятиями «давать» и «брать». Человек, который только отдает, и человек, который только берет – это крайности, полярности в чистом виде, и таковое может быть, только если с нами рядом есть другие люди, которые делают и то, и другое, причем их обычно – большинство.

Однако если полное разделение в данном случае невозможно, то возможен перекос в одну из сторон – это мы называем дисбалансом, или – нарушением равновесия. А может быть общество, которое преимущественно дает, и общество, которое берет (отбирает)? Если да, то и здесь необходимо равновесие как приближение к вселенскому идеалу.

Но давайте убедимся теперь, что БК, (или просто биполярности) всегда состоят из трех частей – двух противостоящих и нейтральной, чаще всего и являющейся основой биполярности).

Вот некоторые примеры.

Электроны (1) и протоны (2) атома при нейтронах (З), составляющих вместе с протонами массу ядра;

Растения (1) и животные (2), при нейтральной части – окружающей среде (3);

Травоядные (1) – хищники (2), нейтральная часть – окружающая среда (3). В сравнении с предыдущей биполярностью данная БК выступает как биполярность низшего уровня, составной частью входящая в предыдущую;

Государство (1) – и его граждане (2), породившая биполярное соотношение часть

человеческая цивилизация (3), которая и выполняет роль нейтральной части;

Наконец, биполярность более высокого уровня – страны капитализма (1) – страны социализма (2). Термины считаются устаревшими, но пока существует философское учение под названием «марксизм», употребление примененных нами определений оправдано. Нейтральной средой (и основой биполярности) выступают так называемые неприсоединившие ся (развивающиеся) страны.

Некоторые известные нам с детства биполярные соотношения, например, «сон

бодрствование», «день – ночь», «зима – лето» имеют особенностью кажущуюся невозможность достигнуть равновесия, так как сменяют друг друга. Однако эта смена уже осуществляется имея тенденцией стремление к равновесию – просто полюсы БК сдвинуты во времени, так же, впрочем, как и сам процесс борьбы – перевес в этих биполярностях также ведь связан с понятием «время».

Данный рисунок позволяет углубить представление о действии закона биполярности.




Как можно увидеть из рисунка, условно общей средой пространства мы считаем Первосуть. Именно в этой среде происходит образование БК: Первоматерия (Протоматерия) – Перводух (Абсолют), и далее вниз, вплоть до деления атомов. То есть, все, и мы в том числе, находимся в среде Первосути, Первоматерии и Абсолюта, как минимум.




Процесс образования данной глобальной биполярной конструкции есть результат не только борьбы, но и глубокого взаимодействия всех государств мира, которое осуществляется в самых разных формах. Возможно ли полное разделение на два полюса в данной БК? Нет, невозможно – уже потому, что полное разделение исключает возможность достижения равновесия. Это крайне важно!

Отметим также, что само равновесие не есть победа какой-то одной части, и соответственно – ущемление другой – это процесс уравновешивания, а не покоя (например, взаимодействие электронов и протонов в атоме).

Рассмотрим вышесказанное на примере некоторых биполярностей.

Биполярное соотношение владельцы собственности (1) – те, кто работает (трудится), используя эту собственность (2).

Нейтральная часть (откуда выделились представители биполярности) – все остальные люди, например, сфера торговли, сфера распределения богатств вообще, ремесленники и т.д.);

О том, что образование полюсов в данном случае есть результат и борьбы, и взаимодействия, свидетельствует следующее обстоятельство – разве могли собственники стать обладателями собственности вне процесса борьбы одних людей с другими либо достижения согласия с определенной частью людей?

Может ли все общество разделиться только на собственников средств производства, и тех, кто на них работает? Нет, потому что всегда кроме них будут люди, не входящие ни в ту, ни в другую группу.

Возможно ли равновесие в этой биполярности? Возможно (правда, его никто не пытался достичь вплоть до XX века), если добиться ТАКОГО распределения материальных благ, чтобы удовлетворять все потребности работников при одновременном удовлетворении потребностей и желаний владельцев собственности. Здесь мы затронули категорию ПОТРЕБНОСТИ, о них еще придется говорить, пока же скажем, что сугубо теоретически достижение равновесия возможно.

Так никогда и не достигнутое равновесие привело в истории человечества к цепи революций, что же явилось итогом – мы можем наблюдать, ибо как раз «во времена итогов» и живем.

БК следующего уровня (биполярность собственники (1) – работники (2) входит в нее составной частью) это государство (1) – граждане государства (2). Форма борьбы полярностей: государственное принуждение (1) – стремление принуждение преодолеть (2).

Нейтральная (образующая) часть – цивилизация. Данная биполярность есть результат и борьбы, и взаимодействия потому, что несмотря на недовольство, с появлением собственников всегда появляется государство. Оно и принуждает граждан, нивелируя их желания и поступки, но также и защищает их, поэтому всегда есть результат и согласия, и сопротивления граждан.

Вряд ли стоить говорить, что вне человеческой цивилизации появление государств невозможно, так как одна из функций государства, это, собственно, разделение человечества и отделение одних частей его от других (государственные границы). Но исчезни соседи государства – и оно в нашем нынешнем понимании теряет смысл.

Стремление к равновесию внутри государства олицетворяется желанием граждан, чтобы в их государстве был порядок. (То есть налицо стремление к упорядочению).

Биполярная конструкция следующего уровня – ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ МИРА НА ДВА ЛАГЕРЯ. Об этом мы будем говорить позже, сейчас же лишь обозначим указанную БК и назовем следующие биполярности высшего уровня:

Человечество (1) – окружающая среда (2), (нейтральная часть (3) – та часть природы, которую человечество непосредственно не использует);

Планета Земля (как гармоничное единое целое всех частей, включая человечество) (1) – окружающее планету пространство (2) при нейтральной (образующей) части – Космосе (3).

При этом биполярности разных уровней непрерывно взаимодействуют, так как они все (и каждая из них) являются частью формирующейся (или уже сформировавшейся) биполярности следующего уровня.

Как это понимать?

Каждая биполярность включает в себя несколько БК низшего уровня, в это же время сама являясь частью биполярности следующего, более высокого уровня.

Для примера можно рассмотреть следующую последовательность биполярных конструкций (от высшей к низшей по степени сложности):

Поверхность Земли (1) – воздушная оболочка (2) атмосфера, при нейтральнообразующей части – планета/космическое пространство.

Рассматриваем поверхность Земли, и находим одну из БК: – Литосфера (1) – гидросфера (2) т.е. суша-океан, при нейтральнообразующей части – всей планете.

В среде биосферы выделяем человечество и определяем БК:

Человечество (1) – необходимые ему для питания растения и животные (2); при нейтральной части – всей биосфере.

Среди биологических ресурсов человечества:

Фауна (1) – флора (2). Нейтральная часть – вся биосфера.

И там и там жизнеобеспечивающими процессами являются находящиеся в состоянии равновесия БК:

ассимиляция (1) – диссимиляция (2).

Если мы продолжим рассмотрение, то вполне можем дойти в нашем ряду последовательностей БК до атомарной структуры материи.

При этом все эти БК являются составной частью Космоса, но каждая последующая выступает как биполярность низшего уровня по отношению к предыдущей и, в свою очередь, является высшим уровнем по отношению к биполярности следующей. И так далее.

При внимательном рассмотрении в каждой из приведенных в нашем примере БК можно выделить и другие биполярности, их составляющие. Подчеркнем также, что нейтральная сфера есть почвообразующая часть биполярности, ее основа.

Можно построить биполярный ряд живой природы, например, в таком виде:

Флора – фауна;

В среде фауны, в частности, БК:

Растительноядные – хищники;

В среде растительноядных:

животные – растения (пища растительноядных);

И там, и там в основе жизнедеятельности БК процессы:

ассимиляция – диссимиляция.

Всегда можно, внимательно изучая каждое явление, «разложить» его на множество биполярностей в качестве составных частей, причем наиболее полно обеспечивают существование высших БК те из них, в которых противоположности находятся в состоянии равновесия (либо близки к этому состоянию). И второе обстоятельство бросается нам в глаза – нельзя механически разделить окружающий нас мир на части – все биполярные соотношения находятся в органическом единстве, как бы обеспечивая существование друг друга.

Мы разделяем окружающий нас мир на биполярности лишь в ФИЛОСОФСКОМ СМЫСЛЕ – для того, чтобы изучать мир и понимать законы его существования и развития.

Обратим внимание на то, что биполярности низших уровней более устойчивы и образуются быстрее. Это, впрочем, легко объяснимо – все более сложное в мире более нестабильно (в силу сложности) и образуется медленнее по той же причине.

Отсюда – чем выше уровень сложности БК, тем больше времени требуется, чтобы биполярность устойчиво сформировалась и, соответственно, проявила новые свойства и качества как биполярная конструкция.

Но тогда возможен и такой вывод – идеалом Вселенной является полностью сложившаяся УСТОЙЧИВАЯ СИСТЕМА БИПОЛЯРНОСТЕЙ от низших уровней к высшим. В этом случае цель вектора стремления (направления развития) Вселенной – некая ТОЧКА, но это лишь философское рассуждение, ибо здесь – противоречие: усложнение биполярностей предполагает (с точки зрения человеческих понятий, выработанных людьми) УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМА (до бесконечности); человеческое же понятие точки – БЕСКОНЕЧНО МАЛУЮ ВЕЛИЧИНУ, в принципе тяготеющую к исчезновения.

Поскольку на самых высших уровнях всегда должно быть НЕЧТО (опять же в силу человеческих представлений и в соответствии с выработанной поколениями логикой человеческих рассуждений), имеющее, по нашему мнению, БИПОЛЯРНУЮ СТРУКТУРУ (в силу нашего с вами, читатель, допущения), это нечто обязательно должно быть больше точки.

Но если допустить, что точка – всего лишь философское выражение, определяющее стремление при бесконечном усложнении к самой простой структуре (а что может быть проще биполярной конструкции в виде двух противоположностей и некоей общей основы), то тогда противоречие между стремлением к бесконечному увеличению, и одновременно – к бесконечному уменьшению, приобретает кажущийся характер. Это противоречие – философского свойства.

Давайте теперь определим характер действия закона биполярности, поскольку теперь мы имеем достаточную информационную базу для вывода, и основания для того, чтобы наши выводы могли быть приняты как вполне допустимые.

Закон биполярности имеет ВСЕОБЩИЙ ХАРАКТЕР, поскольку действие его мы можем проследить во всем, окружающем нас: в микро- и макромире (примеры см. выше).

Закон имеет УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, поскольку регулирует про-

цессы существования и развития и может быть применим при изучении ВСЕХ ЯВЛЕНИИ окружающего мира (вытекает из пункта 1);

Закон НЕИЗБЕЖНО ПРОЯВЛЯЕТСЯ во всем сущем, этот всеобщий охват его действием всего и вся позволяет сделать вывод – все сущее основано на действии закона. Это по крайней мере относится к доступной человеку части Вселенной.

Закон биполярностей носит ОСНОВОПОЛАЕАЮЩИИ ХАРАКТЕР – все основные философские законы если и не вытекают из него, то тесно с ним взаимосвязаны. Подчеркнем – здесь не взаимоподчиненность законов, а тесная взаимосвязь.

Закон биполярности является важнейшим из законов, регулирующих возникновение и развитие цивилизации, позволяющий отслеживать перспективы человеческой культуры как части единой Вселенной. Он имеет практическое значение для людей, так как позволяет в некоторых случаях, предвидя результат, управлять процессами развития и преобразования человечества, добиваясь достижения заранее поставленных целей.

Последнее положение мы попытаемся доказать на протяжении всей книги. По сути дела, именно чтобы сформулировать его, мы и рассматривали содержание философии биполярности.

Глава 4

Человечество и закон биполярности

В конце прошлого – начале нынешнего века К. Маркс, Ф. Энгельс и В. Ленин создали новый раздел философии – исторический материализм. Суть его в применении фундаментальных законов развития и эволюции природы к эволюции человеческой цивилизации.

Поскольку для того, чтобы решить поставленную задачу – попытаться разобраться в сути происходящего в России и наметить пути преодоления имеющихся в стране трудностей – нам пришлось обосновать основополагающий философский закон, давайте отследим его действие в человеческой среде.

Вопросы, которые будут затрагиваться в данной главе, при всей их кажущейся несвязанности, тем не менее, будут крайне важны для нас при попытке ответить на основной вопрос книги.

Давайте очертим еще несколько биполярных конструкций, и, хотя мы некоторые из них уже упоминали, поговорим о них вновь, но в другом контексте.

Появление частной собственности есть результат проявления закона биполярности, поскольку при появлении ее сразу же выпукло проявилась разница с ее противоположностью – общественной собственностью. По сути, данную БК нужно бы охарактеризовать следующим образом: НИЧЬЕ – ЧЬЕ-ТО. Однако воспользуемся общепринятой терминологией.

Давайте докажем, что данное соотношение – биполярно, то есть, здесь имеет место сосуществование двух противоположностей, стремящихся к равновесию.

Все, чем пользовались люди до появления частной собственности, может рассматриваться как образующее биполярность начало, и в дальнейшем существующее, как третья нейтральная часть данной биполярной конструкции. Появление частной собственности (для нас не важен сейчас механизм ее формирования) вызвало оформление полярного ей понятия общественной собственности (именно в такой последовательности формировалась рассматриваемая биполярная конструкция, потому что пока не было понятия ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, просто не было необходимости в полярном ему понятии ОБЩЕСТВЕННАЯ СОБСТВЕНННОСТЬ – она и без того была ничья – читай, общественная).

Появление данной биполярности вызвало цепную реакцию – появляется ряд новых форм человеческих отношений, которые мы также можем рассматривать как биполярные конструкции низшего уровня. Например, производственные отношения: владельцы (1) средств производства (частная собственность) – и те, кто ими пользуется (2), отдавая за это часть получаемых в натуральном виде, или в денежном выражении, материальных благ (продукта труда).

Промежуточная по уровню подчиненности БК между первой и второй – государство (1) – население государства (2). Полярность этих противоположностей в том, что аппарат государства всегда пытается привести в соответствие с некиими нормами функционирования общества поведение населения, оно же, в силу присущих людям личностных качеств, обязательно пытается насилию сопротивляться. В отличие от БК владельцы собственности (1) – эксплуатируемая с помощью этой собственности часть населения (2), в биполярности государство (1) – население государства (2) равновесие кажется вполне достижимым и часто баланс интересов почти достигается (почти – потому, что в каждом государстве обязательно есть нарушители законов).

Чисто теоретически вполне допустимо достижение равновесия и в биполярности, характеризующей производственные отношения: феодалы (1) – крепостные крестьяне (2).

Поскольку эти отношения построены на частной собственности феодалов на землю, а крестьяне за пользование землей исполняют повинности в форме барщины и оброка, то достижение равновесия здесь может осуществляться в сфере распределения материальных благ: достаточно достижения баланса интересов при расчете (оброк) и пропорционального деления времени между работой на барской земле и на делянке (при достаточном количестве работников в феодальном имении), и теоретически устраивающий обе стороны баланс интересов вполне возможен.

Этого, однако, не происходит, потому что достижение баланса в биполярности: владельцы средств производства (1) – работники, использующие их и оплачивающие это использование продуктами (результатами) труда (2), может наступить только в БК следующих уровней. К таким БК можно отнести геополитические биполярные конструкции. Что вызывает их появление?

Сделаем очередное допущение – чтобы возникла геополитическая биполярность, необходима потребность в ней в окружающем нас мире, то есть Вселенной. В частности – на планете Земля.

Это происходит в 19-м и 20-м веках после того, как человечество начинает так интенсивно потреблять необходимые для себя ресурсы, что возникает необходимость как-то урегулировать взаимоотношения в БК: люди (1) – окружающая среда (2). Проще говоря, природа воспротивилась, возникла острая необходимость в данной БК высшего уровня, и она начинает формироваться.

Но сначала давайте определимся, закономерно ли вообще появление к жизни биологической сущности под названием ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ?

Думается, с точки зрения Вселенной, неспешно существующей и изменяющейся по вечным законам бытия, наше появление – лишь реализация вероятности. Мы – не более, чем ошибка, причем ошибка – досадная, хотя и не фатальная. Ведь результатом нашего появления и деятельности на планете Земля является нарушение уже почти сформировавшегося равновесия уровня: планета (1) – ее поверхность (2). Да, процессы изменения поверхности Земли не останавливались ни на миг, но в каждый конкретный момент на микроуровнях и выше достигалось равновесие. Оно тут же нарушалось и вновь устанавливалось, пока не появилось то, что мы называем человеческой цивилизацией. Заметим – в первобытном своем состоянии человек вполне «вписывался» в общую картину жизни, но наступил период цивилизации, и вот уже мы гордо возглашаем: «Мы не можем ждать милостей от природы – взять их у нее – наша задача» вслед за преобразователем природы И. Мичуриным. И стали действовать на поверхности планеты, словно раковые клетки в человеческой организме.

Однако ошибка эта – не фатальна в широком смысле. Ну, разрушаем мы планету – разрушим ее, убьем себя. С точки зрения Вселенной (предположим, что она имеет точку зрения в нашем человеческом понимании) – процесс неприятный, но последствия его со временем исчезнут. Ведь для Вселенной время – категория и несущественная (Вселенная ведь вечна), и несуществующая (по той же причине).

Конец ознакомительного фрагмента.