2. Принципы периодизации античной философии
Остановимся на проблеме периодизации античной философии, поскольку на данный вопрос существует целый ряд различных взглядов.
Согласно одной из классификаций можно выделить четыре основных ступени развития философии Античности:
1. Ранняя классика (Архаика), состоящая из двух этапов:
– VIII – VII вв. до н. э. – предфилософская традиция, заложившая основы философского познания в дальнейшем.
– VII – V вв. до н. э. – ранняя классика, или греческая натурфилософия. Первые философы интересовались прежде всего вопросами космогонии и космологии, заложив основу для развития философии и целого ряда точных наук.
2. Классика. Классическая древнегреческая философия традиционно начинается с имени Сократа. Философ отошел от натурфилософских проблем, характерных для предыдущего этапа и проявил интерес к вопросам морали, этики, соотношения добра и зла. Классический период также можно разделить на два основных этапа:
V – IV вв. до н. э. – учение Сократа и сократиков. Вслед за учением самого Сократа образовался ряд «сократических» школ, организованных его учениками – прежде всего платонизма и кинизма.
IV – III вв. до н. э. – Аристотель и школа его учеников – перипатетическая.
3. Эллинистическая философия – IV – I вв. до н. э. Развитие эллинистической философии было вызвано прежде всего завоеваниями Александра Македонского. Данный этап развития философии характеризуется появлением ряда новых школ – скептицизма, эпикуреизма, стоицизма.
4. Римская и позднеантичная философия – I в. до н. э. – V в. н. э. Под влиянием уже греческой философии начала развиваться и философия римская. Основными школами данного этапа являются – эклектизм, римский эпикуреизм, поздний стоицизм. Позже появляются и развиваются такие философские школы как неопифагореизм, средний и поздний платонизм, скептицизм, неоплатонизм.
Представим эту периодизацию в виде таблицы:
Еще одним основанием для периодизации античной философии является представление ее развития в форме жизненного цикла:
– Зарождение и формирование греческой философии (VI в. до н. э.);
– Зрелость и расцвет греческой философской мысли (V—IV вв. до н. э.);
– Закат – греческая философия эпохи эллинизма и латинского философского периода (III—I вв. до н. э.)
– Период упадка и гибели в эпоху римской империи (I—IV вв. н. э.)
Часто периодизация античной философии основывается на проблематике философствования:
1. Натуралистический период (VI – V вв. до н. э.). В основе философских поисков античных авторов этого периода лежали проблемы космоса, сотворения мира, поиска начала всех вещей. К данному периоду можно отнести Милетскую школу (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклита, Элейскую школу (Парменид, Ксенофан, Зенон), Пифагорейскую и Атомистическую школы (Левкипп, Демокрит).
2. Гуманистический (антропологический) период (середина V – 1-я половина IV в. до н. э.). На данном этапе философы стали уделять большее внимания человеку и его проблемам, искать смысл человеческого существования. Главными представителями данного периода являются софисты (Протагор, Горгий), Сократ, киники (Диоген, Антисфен) и киренаики.
3. Синтетический (систематический) период (конец V – конец IV в. до н. э.). На данном этапе происходит систематизация знаний, доступных благодаря работе представителей предыдущий этапов. Акцент в работах философов переносится с человека на сверхчувственный мир, однако при этом по-прежнему в сфере интересов философов остается человек, идеи возникновения материального мира и насущные вопросы о государстве и политике. Представителями данного периода являются академия Платона и лицей Аристотеля.
4. Период эллинистических школ или этический период (эпоха Александра Македонского (2-я пол. IV в. до н. э.)) – до конца языческой эры (I в. н. э.). В центр интересов философов вновь возвращается человек, проблемы его существования, вопросы морали и нравственности. На данном этапе развития античной философии появляются школы киников, эпикурейцев, стоиков, скептиков и эклектиков.
5. Религиозный период (I – середина VI в.) характеризуется интересом философов к вопросам познания высших сил, освобождения человека от гнета всего материального, воспитания в себе духовных качеств и т. д.
Что же касается этой книги, то мы будем опираться на часто встречающуюся периодизацию античной философии, состоящую из трех основных периодов:
1. Досократовская философия (философия «ранней Греции»): VI – 1-я пол. V в. до н. э.
Данный этап в жизни Греции характеризуется распадом традиционной родовой общины. Это привело к образованию первых греческих городов-государств, называемых полисами. Они стали стремительно развиваться, что, в свою очередь, привело к развитию сельского хозяйства и целого ряда ремесел. Начала появляться и торговля, как внутренняя, так и с соседними городами и странами. Обмен товарами стал заменяться оплатой, что привело к возникновению денежных отношений и, как следствие, к расслоению общества на богатых и бедных. Люди стали искать свое место в жизни, находя ее не похожей на мифологические рассказы писателей и поэтов. За решением проблем своего существования, места в мире и его устройстве люди обращаются к философии.
2. Классическая философия (философия «классической Греции»): 2-я пол. V – IV вв. до н. э.
Этот период в античной философии во многом объясняется политическими изменениями в Греции. Общество приходит к установлению демократии и принятию законодательства, регламентирующего жизнь людей. Философы немедленно реагируют на потребности людей и начинают заниматься вопросами о политике, государстве, воспитании. Место человека становится более определенным, он становится гражданином, членом общества. Философия же принимает куда более научный характер, что вызывается началом развития целого ряда наук.
3. Эллинистическая философия, период античной истории с середины IV в. до н. э., начавшийся после возникновения и распада империи Александра Македонского. Данный период зачастую разделяют на ранний (до конца I в. до н. э) и поздний (до VI в. н. э.).
Греческая философия данного периода претерпевает упадок, что было вызвано политической нестабильностью в полисах, приведшей к утрате Грецией своей независимости. Демократия сменяется монархическим правлением римских императоров. В то же время смешение народов приводит к тому, что начинает смываться понятие «гражданин» и появляются люди-космополиты, принадлежащие всему миру. Вопросы о том, как следует жить в этой новой реальности, приводят к развитию множества философских школ.
Таким образом, существует целый ряд различных взглядов на периодизацию античной философии, относящих древнегреческих философов к тем или иным этапам развития философии. Представим эту классификацию в виде таблицы, а затем систематизируем мудрецов по отношению к философским школам и соотнесем с годами жизни.