3. Социокультурная ценность философии
Р. Декарт говорил, что только философия отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют.
В этом суждении удачно подмечена социокультурная ценность философской мысли. Ни дикарь, ни варвар в философии не нуждаются, потому как дикарь живет собирательством, а варвар – охотой, а их образу жизни соответствует мифологизированное сознание.
Производство материальных благ кардинально меняет человека и ставит его в принципиально новое отношение к природе. Приспособление к условиям жизни сменяется их преобразованием, что влечет за собой замену миросозерцания мировоззрением.
Хозяйственные и гражданские отношения земледельцев Древней Греции, ремесленников и торговцев требовали юридических норм, менявших культурный облик жителей Эллады. Они критически оценивали тех, кто невоспитан и необразован, не поднялся до осознания себя как гражданина, живущего в соответствии с законами государства, таких людей они называли варварами. Древние греки высоко ставили занятия философией, полагая, что в них – источник образованности и цивилизованности.
Мировоззрение не может базироваться на интуитивном постижении мира, оно нуждается в понимании природы, в ее осмыслении с помощью понятий. Первые мировоззренческие понятия «мир» («космос»), «человек» («душа») и «бог» («мировой разум») предполагают осмысленные, логические отношения.
Опираясь на достижения науки, философия оценивает научные открытия и дает им мировоззренческую и ценностную оценку. Они должны быть согласованы с потребностями и интересами общества, вписываться в гуманистические идеалы и делать человека более счастливым.
Поэтому говорят, что философия – это предельно обобщенное, теоретическое видение мира. Она отличается от религиозного мира своей рациональностью, научностью построения и опорой на науку, а от научного – тем, что являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру.
Философское мировоззрение – это теоретический взгляд на мир с позиций активного существа. В свою очередь, оно осознает как самого себя, так и то, с чем ему приходится взаимодействовать. Такие идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе. Специфика: они позволяют предельно широко в рамках определенной цивилизации воспринимать происходящие события и при этом руководствоваться в своих действиях краеугольными для данной цивилизации ценностями.
Философия развивается и одновременно обладает внутренней устойчивостью, делающей ее относительно самостоятельной по отношению к культурно-историческому процессу.