15. Природа человека и принцип его существования
Одной из главных проблем философской мысли является проблема человека: его сущности и существования в материальном и духовном аспектах, его развития и предназначения, его будущего.
В философии можно выделить ряд концепций. Сторонники натурализма отдают предпочтение природе, полагая, что человек появился в процессе эволюции животного мира и в принципе ничем от обезьян не отличается. По словам Г. В. Ф. Гегеля, целью природы является умерщвление самой себя, сжечь себя, как феникс, чтобы, омолодившись, выйти из этого внешнего бытия в виде духа.
Социально-практический подход к возникновению человека. Здесь человек рассматривается в органической связи с обществом: нет ни общества без человека, ни человека без общества. Общество и человек возникают рука об руку. Путь, который ведет к становлению общественного человека, является практической деятельностью. Сторонники такого понимания возникновения человека являются последователями трудовой теории происхождения людей. По их словам главную роль в превращении обезьяны в человека играет выработка первых орудий труда. Произошла адаптация передних конечностей к вырабатываемым орудиям труда, изменение самих природных тел в соответствии с возможностями рабочих органов формирующегося человека.
Что же касается трудового антропогенеза, то и здесь не сходятся концы с концами. Изменение конечностей должно было бы соединиться с изменением стопы, затем следует изменение опорного аппарата, спинного столба, вестибулярного аппарата, гортани, челюсти, зубов, черепа, внутренних органов. Фактор избыточности никак не описывается в системе адаптационного подхода.
Человек появился сравнительно недавно, поэтому перемноженная вероятность взаимного сочетания необходимых для разумного человека признаков дает бесконечно низкую вероятность его появления.
Это связано с тем, что на осуществление ее недостаточно было бы времени существования Вселенной.
Из этого следует, что антропогенез имел совсем иной вид.
Возможно, здесь имел место какой-то радикальный мутационный процесс, дополненный той самой самоорганизующейся компонентой сложных систем, которую только как процесс начала изучать синергетика.
Таким образом, необходимо дальнейшее изучение и накопление исторического и естественнонаучного материала, а это требует новой методологии.
Практический способ жизнедеятельности людей качественно и количественно обновляет их потребности.
А само появление орудия труда и потребности в его усовершенствовании обнаруживает уже наличие сознания у человека.