Вы здесь

Философия. Учебно-методический комплекс. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ» ( Коллектив авторов, 2013)

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

Тема 1. Философия: происхождение, ее предмет, структура и функции. Исторические типы философствования и направления в философии (лекция 2 ч.)

План:

Понятие мировоззрения. Основные формы мировоззрений. Предмет философии.

Культурно-исторические и духовные предпосылки возникновения философии.

Философия и искусство, философия и наука, философия и идеология.

Специфика философских проблем. Функции философии.

Исторические типы философствования. Целостный подход или концепция синтеза. Диалектика и метафизика.

Основные направления и течения в философии.

«Философия» (филия – любовь, софия – мудрость – греч.) буквально означает любовь к мудрости, любомудрие. Впервые термин употребил Пифагор – 6 в. до н.э. Распространение термина связывают с именем Платона – 5 в. до н.э. Платон называет философию высочайшим из искусств (искусство умирания для повседневности и устремления в мир истинного бытия, мир идей, посредством разума, мышления). Кант называет философию «наукой об отношении всякого знания и всякого применения разума к конечной цели человеческого разума, которой как высшей подчинены все другие цели и в которой они должны образовать единство».

Место философии в системе знаний. Выделяют уровни знаний: обыденный, конкретно-научный, мировоззренческий.

Мировоззрение – обобщенная система взглядов человека (общества) на мир в целом, на свое место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.

Основные формы мировоззрения: мифологическая, религиозная, философская. Миф (в пер. с греч. – предание, сказание; логос – слово, учение) – наиболее ранняя форма сознания древнего общества, духовной культуры, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов, видов искусства и философии.

Религия (в пер. с лат. – благочестие, святость) – форма мировоззрения, в основе которого лежит вера в сверхъестественные силы, которые играют решающую роль в окружающем человека мире и судьбе человека. Миф и религия взаимосвязаны. Религия формирует духовный мир человека. Религиозное мировоззрение переплетается с философским, особенно в религиозной и идеалистической философии.

Отличие религиозного мировоззрения от философского в том, что религиозное мировоззрение основано на вере, а философия отражает мир в теоретической, рационально-понятийной форме. Положения философии логически выводятся, доказываются. Философия – рефлексивный тип мировоззрения; его важная особенность – размышления о своем месте в этом мире; важный принцип философии – свобода мысли.

Возникновение философии относят к 1 тыс. до н.э. Духовные процессы, начавшиеся за 1 тыс. лет до н.э., позволили Карлу Ясперсу (нем. философ XX в.) выделить их и назвать это время осевой эпохой (800 – 200 гг. до н.э.) – происходит много событий в разных частях света. В Китае жили мыслители Конфуций, Лао-цзы; в Индии появляются Упанишады, жил Будда; в Иране Заратустра; в Греции – время Гомера, Парменида, Гераклита, Платона и др. В философии были рассмотрены все возможные взгляды на постижение действительности. Новое сводится к тому, что человек начинает осознавать бытие в целом, самого себя, свои границы, человек осмысливает мир и себя как проблему, ставит радикальные вопросы. Были разработаны категории, которые мы используем по сей день, заложены основы религии.

Философия и искусство. В основе искусства – художественных форм выражения действительности – всегда лежит то или иное философское мировоззрение. Знание его помогает глубже понимать произведения искусства, а с помощью искусства – жизнь. Философия и наука. Те, кто не считают философию наукой, приводят следующие аргументы: в отличие от научных, философские суждения не требуют обязательного подтверждения экспериментами, наблюдениями; утверждения философии эмпирически неопровержимы (например, «Дух» Гегеля); в философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами. В философии присутствует плюрализм взглядов. Общие черты философии с науками: системность, рационально понятийная форма, логическая доказательность, аксиоматические положения. Философия и идеология. Важный принцип философии – свободомыслие – не всегда совпадает с идеологией общества, являющейся идеологией правящей верхушки.

Функции философии: мировоззренческая, познавательная, методологическая, критическая, прогностическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная, эмоционально-волевая и др.

Философская рефлексия. Философским суждениям свойственно доказательство, логичность и системность. Язык философии. Для философии характерен не язык образов, картинок, а язык понятий, категорий.

Специфика философских проблем. Философские вопросы не об объектах, а об отношении их к человеку и человека к ним. В философии рассматривается не мир сам по себе, а как обитель человеческой жизни. Философские вопросы о судьбе, предназначении человека. И. Кант: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Не следует рассчитывать на окончательный ответ, но можно определиться с направлением жизни.

Существуют различные классификации проблем философии. В соответствии с ними существуют разделы философии и философские дисциплины: онтология, гносеология, аксиология, социальная философия, антропология, философия истории, логика, этика, эстетика.

Исторические типы философствования: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм.

Целостный подход или концепция синтеза. В самобытной русской философской мысли, которая формировалась в России в конкретных исторических условиях (восточное христианство – православие, традиция общинного жития, специфика культуры) набирала силу целостная традиция мировидения. Концепция всеединства Соловьева. Целостное знание: единство знания позитивной науки, религии и философии, по В. Соловьеву и другим русским религиозным философам, являет собой единство знания, добра и красоты. Эта традиция проявилась во второй пол. XIX – нач. ХХ вв. в форме русского космизма.

Целостная система взглядов, философия всеединства, по сути, имеет отношение к космическому уровню мышления. Эта концепция созвучна с идеями Платона. В 20-30-е г. ХХ века она в более развернутом системном виде нашла выражение в синтезе науки, религиозно-нравственных идей и искусства в Учении Живой Этики, в котором особенности взаимоотношений всего существующего рассмотрены структурно не только на уровне отношений земных, но и космических с выявлением иерархической структуры бытия, законов Космоса, смысла Бытия, его целей, космических задач и критериев.

Диалектика и метафизика. Диалектика – это концепция всеобщей связи движения и развития, всеобщих закономерностей, движения внешнего и внутреннего мира, природы, общества и мышления.

В истории философии термин «метафизика» нередко употреблялся как синоним философии. Понятие «метафизика» тесно связано с категорией бытия в религиозной философии и классической немецкой философии XIX в.

Под метафизикой (мета (греч.) – сверх, над) понималась особая сверхчувственная реальность за пределами опыта, эксперимента, наблюдения, как прямого, так и косвенного. Но эксперименту, наблюдению, опыту человека и человечества доступна пока крайне малая доля сущего. Все «остальное» находится в области запредельной для человеческой чувственности. Размышления об этом есть метафизика. Предмет метафизики – рассуждения об абсолютном мировом целом, недоступном чувству, а также о свободе воли, Боге, бессмертии, вечности и бесконечности.

Основные направления и течения в философии: материализм, идеализм, рационализм, иррационализм. В основе материализма лежит идея о материи как первооснове, субстанции мира, окружающей действительности. Материализм многообразен: механический материализм, вульгарный материализм, диалектический материализм, стихийный материализм.

В основе идеализма лежит представление о первичности духовного начала (дух, идея, Бог, Абсолют). Существует объективный и субъективный идеализм.

Важным направлением в философии является рационализм (рацио – рассудок, разум), согласно которому, в основе мира лежит Разум, поэтому мир разумно устроен и познаваем с помощью разума. Ему противостоит философское направление эмпиризм (опыт), признающее чувственный опыт. Другим противостоящим рационализму направлением является иррационализм. В нем предпочтение отдается не разуму, а созерцанию, интуиции, вере, воле, т.е. некоему иррациональному началу.

Концепция синтеза наиболее зрелое выражение находит в философии космического мышления.

Контрольные вопросы:

Каков предмет философии?

Отметьте специфику философских проблем.

Опишите отношения философии с другими формами познания.

Специфика философских проблем.

Основные типы философствования.

Основные направления в философии.

Перечислите функции философии в современном мире.

Литература: Л1.1, Л2.1-23, Л3-4.1, Л5.1 Л5.4

Тема 2. Особенности восточной традиции мировидения. Основные исторические этапы и направления западной философии и философии России (лекция 4 ч.)

Лекция 2.1. Особенности восточной традиции мировидения. Исторические этапы в развитии философской мысли в Европе, их характеристика
План:

Особенности восточной традиции мировидения.

Этапы развития западной философской мысли, их характеристика: античная (6 в. до н.э. – 5 в. н.э.); средневековая (5 – 15 вв.); эпоха Возрождения (Ренессанс) (кон. 14 – нач. 17 вв.); Новое время. Век Просвещения (17- 18 вв.); философия XIX в. – немецкая классическая философия и постклассика; XX – XXI в. – современная философия.

Основные особенности древнеиндийской и древнекитайской философии. Древнеиндийские религиозно-философские учения. Философские школы древнего Китая.

Античная философия или философия древних греков и древних римлян является началом европейской философской мысли почти всех ее последующих философских школ, идей, представлений, категорий, проблем. Для нее свойственно главное внимание уделять миру, природе, космосу, что и определяет этот тип философствования как космоцентризм (фюсис – греч. – природа) – натурфилософия. Первых греческих натурфилософов волновал вопрос о сущности мира и природы, проблема первоначала мира – архэ. Мир представлялся им как находящийся в процессе становления. Досократики (6 в. – нач. 5 в. до н.э.): Анаксимандр – апейрон. Фалес называл в качестве первоначала воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь. Левкипп и Демокрит – атомы; классический (5 в. до н.э.): Сократ – сущность человека, софисты; высокая классика (5 – 4 вв. до н.э.): Платон, Аристотель и их школы – решали проблемы синтеза философского знания; эллинистическая (кон. 4 – 2 в. до н.э.) – закат античной философии и гибель; римская – 1 в. до н.э. – 5 в. н.э. уделяют внимание проблемам этики, человека; скептицизм, стоицизм, неоплатонизм (Плотин, Порфирий, Прокл). Вопросы структуры космоса, его судьбы и человека, отношение бога и человека.

Основные черты философии Средневековья. Стиль мышления средних веков – теоцентричен, философская мысль пронизана проблемами религии. «Философия – служанка богословия» говорили в просвещенных кругах средневековой Европы. Ученые – представители духовенства, а церкви и монастыри – центры культуры и науки. Вопросы философии: сотворен ли мир богом или существует сам по себе? Как сочетаются свобода воли человека и божественная необходимость? Такое сближение философии и религии – сакрализация (сакральный (лат.) – священный) – носило морализаторский характер, воспитывала человека. Основные направления: патристика (с 1 по 6 в. н.э.): В. Великий, А. Блаженный, Г. Нисский, Тертуллиан, Ориген – на развитии этого направления прослеживается влияние Платона; и схоластика (11–15 вв.): Эриугена, А. Великий, Ф. Аквинский – на этом этапе происходит систематическая разработка христианской философии, опирающейся на философское наследие Аристотеля.

Эпоха Возрождения (Ренессанс) (кон. 14 в. – нач. 17 в.) – антропоцентризм (антропос – человек), возникновение нового искусства, первые шаги современного естествознания, новые политические, социальные концепции, социалистические утопии. Эпоха заложила основы философии свободной от религиозно-мировоззренческих предпосылок – секуляризация. Н. Кузанский, Л. да Винчи, Микеланджело, Э. Роттердамский, Т. Мор, М. де Монтень и др. Это время становления опытных наук, дающих истинное знание о природе. Так, Коперник открыл, что Земля не является центром мироздания, а это малая планета солнечной системы. Были созданы телескоп, микроскоп, барометр, компас.

Философия Нового времени. Проблема метода в познании. Эмпиризм (Ф. Бэкон). Индуктивный метод. Учение об идолах. Классификация наук. Рационализм Р. Декарта. Дедуктивный метод. Принцип картезианского сомнения. Эпоха Просвещения – 18 в. Прогресс общества есть процесс познания; борьбы с религиозными воззрениями, а также с метафизическими учениями Декарта, Лейбница, которые пытались согласовать разумные утверждения с фундаментом религиозной веры; деизм – бог создал мир, а потом не вмешивается в течение процесса – Толанд, Т. Джеферсон, Б. Франклин и др. Активную борьбу с религиозными воззрениями вели французские материалисты: Ж. де Аламбер, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро. Они создатели атеистического и антиметафизического мировоззрения.

XIX век. Общая характеристика немецкой философии. Теория познания И. Канта. Вопрос о возможности существования философии как науки. Философия Г.В. Гегеля – вершина немецкой классической философии. Философия марксизма. Социальный характер философии К. Маркса и Ф. Энгельса. Западная философия второй половины 19 века. Иррационализм (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). Философия жизни (В. Дильтей). Интуитивизм (А. Бергсон). Ф. Ницше. Критика христианской морали.

Основные направления и школы философии XX века. Основные характеристики – сциентизм, антропоцентризм и возврат к основам религиозной философии. Сциентизм и антисциентизм. Психоанализ (З.Фрейд, Адлер, Юнг), логический позитивизм, аналитическая философия (Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн), экзистенциализм (Сартр, Хайдеггер), герменевтика (Гадамер), феноменология (Гуссерль) и др.

Контрольные вопросы:

Охарактеризовать основные этапы развития европейской философии:

– античная;

– средневековая;

– эпоха Возрождения (Ренессанс);

– Новое время, век Просвещения;

– философия XIX в;

– XX – XXI в. – современная философия.

Литература: Л1.1, Л2.1-23, Л3.1-2, Л5.4

Лекция 2.2. Возникновение и развитие философской мысли в России, её характерные особенности
План:

Периоды становления русской философии:

IX – XII вв. – время предыстории философии;

XIV – XVII вв. – время ее становления, возникновение теоретического мышления, начало формирования категориального аппарата;

XVIII в. – процессы обособления философии от религии и утверждение ее как теоретической науки;

XIX в. – XXI в. – фундаментальная разработка проблем методологии науки, социального преобразования, диалектики, классификации наук; философия всеединства. Русский космизм.

Философия Древней Руси базируется на традициях античности и народной (национальной) культуре. Развитие философской мысли идет в русле религиозных институтов в частности, именно православие является ее основой и фундаментом. Философские идеи реализовывались собственно в богословии, в литературе того времени – летописях, словах, молитвах, поучениях, пословицах и поговорках, в произведениях живописи, скульптуре, фресках, архитектуре. Строго отработанного логического понятийного аппарата древняя русская философия еще не имела. Особый интерес проявлялся к нравственно акцентированной тематике, в тесной связи с искусством и литературой. Проявлялась большая любовь к сократовско-платоновской нежели к аристотелевской линии.

Среди философов: первоучитель, славянский святой Константин–Кирилл, заложивший с братом Мефодием и учениками основы православного богословия и философии.; также св. Кирилл Туровский (1130 – 1182), именовавшийся Златоустом; великий князь Владимир Мономах (1113 – 1125;

епископ Серапион Владимирский (ум. 1275), архиепископ Вассиан, митрополит Макарий, св. Григорий Палама (XIV в.), преподобный Нил Сорский, Максим Грек (1470 – 1556), Протопоп Аввакум (1620 – 1682) и др.

С XVII в. начинается замена древнерусского типа мышления новоевропейским. Этому способствовали реформы Петра I. Значительную роль здесь играл Юрий Крижанич. Ему принадлежит разработка классификации систем наук. XVIII век становится веком просвещения в России. Среди ярких его представителей – Ломоносов, Радищев, Державин и ряд других русских мыслителей. В XVIII же веке организуются первые высшие учебные заведения в России. Эпоха просвещения во многом характеризовалась ученичеством и подражанием Западу. В XIX веке возникли собственные течения – славянофильство, почвенничество, византинизм. Видными представителями славянофилов были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и др. Они пытались выработать на основе исконно отечественных традиций особую русскую философию. Им созвучны религиозно-философские взгляды Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. К ранним западникам обычно относят П.Я. Чаадаева, Н.В. Станкевича, В.Г. Белинского, А.И. Герцена. Для представителей западничества было характерно стремление в Европу, ориентация на ее институты и традиции, желание переделать Россию по Западному образцу.

Спор о России (о путях ее развития), начатый западниками и славянофилами в 30-40-е годы XIX в., принес свои плоды. В России появилась обширная философская литература и среди ее (самобытных) авторов – П.Д. Юркевич, Л.Н. Толстой, Н.Н. Страхов, Н.Я. Данилевский, Н.Г. Чернышевский, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский и др. Особое место в этом далеко не полном списке выдающихся имен занимает, несомненно, В.С. Соловьев (1853 – 1900) – автор оригинальной философской системы, в которой особенно рельефно представлены основные черты русской философии. Соловьев заложил основы русской религиозной философии. Он попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека, т.е. создать синтез религии, науки и философии. Из-за революции 1917 года судьба русской философии в XX в. оказалась во многом драматичной и даже трагичной. Так, в 1922 г. большая группа русских интеллигентов, среди которых были Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, И.И. Лапшин, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, была выслана за границу. Многие философы подобно отцу Павлу Флоренскому, Г.Г. Шпету погибли в тюремных застенках. Умер на чужбине Л.И. Шестов. Пережили политическую травлю и гонения Г.В. Плеханов, В.В. Розанов, А.Ф. Лосев, Э.В. Ильенков. И лишь сегодня их труды прочно входят в сокровищницу мировой культуры. Покинувшие пределы России философы занимались в основном разработкой философско-религиозной проблематики. Что же касается философов Советской России, то они работали преимущественно в марксистско-ленинской традиции или диалектического материализма.

В философии русского комизма важное место отводится проблеме единства человека с космосом, проблеме человеческой жизнедеятельности в космическом масштабе. В ряду представителей русского космизма стоят такие философы, ученые, мыслители, как Н.Федоров, Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, П.А. Флоренский, А.Л. Чижевский. Им созвучны такие мыслители русского религиозного возрождения, как В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев и др. Гуманизм – одна из наиболее ярких черт русского космизма. Особое место и значение в этом ряду принадлежит Учению Живой Этики – философии Космической Реальности.

Контрольные вопросы:

Охарактеризовать основные этапы развития русской философии:

– становление и развитие философской мысли на Руси (XI-XYII вв.);

– век Просвещения; философия XIX в;

– XX – XXI в. – современная философия.

Литература: Л1.1, Л2.1-3, Л2.6-23, Л5.4

Тема 3. Учение о бытии. Понятие субстанции. Движение, пространство и время (лекция 2 ч.)

План:

Развитие философских представлений о бытии. Бытие как проблема философии.

Проблема субстанции в философии. Философский монизм, дуализм, плюрализм.

Основные концепции времени и пространства.

Категория материи. Единство и многообразие материального мира.

Детерминизм и индетерминизм. Понятие системы. Категория закона.

Развитие философских представлений о духе. Проблема сознания в истории философии.

Постижение категории бытия, раскрывавшейся в разные времена с разных сторон и с разной степенью полноты, неотделимо от истории философии.

Бытие – реальность, лежащая за пределами возможности человеческого опыта, Человечество всегда пред выбором: либо признать, что бытие, т.е. истинно сущее не возникало, а потому вечно и неуничтожимо, и учитывать это обстоятельство в своей жизни, либо объявить свое существование самодостаточным, автономным, не нуждающемся в бытии как в основе и гаранте существования мира и человека. В зависимости от того, какой вариант брался за основу, философия в историческом развитии представала либо как философия бытия, либо как философия свободы.

Философия бытия, обосновывая зависимость человеческого существования от единого, вечного неизменного Абсолюта (Бога, Разума), давала основания надеяться, что это нечто, находящееся за миром чувственных вещей, превышающих человеческое существование, может гарантировать порядок в мире, делать его предсказуемым, давать надежды на опору и защиту от непредвиденных обстоятельств.

Философия свободы убеждала в том, что человек свободен от бытия как сущего, единого для всего и не нуждается в нём. Такой подход порождал нигилистическое мировоззрение, скептицизм. Действительно, если нет бытийной опоры, а следовательно, надежды, то «ничто не имеет значения».

Так, в ходе последовательного осмысления проблемы бытия, рассматриваемой Парменидом, Платоном, Аристотелем, Ф. Аквинским, Р. Декартом, Г.В. Лейбницем и другими философами, можно выделить основные формы бытия: бытие природы как целого; бытие вещей, процессов; бытие человека (как в природном мире, так и в искусственном, им созданном); бытие духовного (идеального): индивидуализированное и объективированное; бытие социального: индивидуальное (человека в обществе) и бытие общества.

Как видим, категория бытия объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы, процессы.

Многие философские системы стремятся рассматривать мир как некую целостность. Для выражения единства бытия имеется особая категория – субстанция, которая выражает собой внутреннее единство для всего многообразия вещей, явлений, процессов – первооснову несотворимую, немыслимую, причину самой себя – causa sui, как это выразил Спиноза. В одних учениях выделяют одну субстанцию – их называют монистическими (монизм), в других, хотя это уже непоследовательность в суждениях – выделяют две субстанции, тогда речь идет о дуализме. Плюрализм в философском смысле – признание множества субстанций (монады Лейбница – духовные первоэлементы).

Основные концепции времени и пространства. Продолжая онтологическую проблематику, нельзя не коснуться вопроса о сущности пространства и времени. Обсуждение его ведется с древности. И принципиально важным здесь является вопрос о соотношении пространства, времени и материи. По этому вопросу в истории философии существуют две точки зрения. Первую принято называть субстанциальной концепцией: пространство и время трактовались как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от неё (Демокрит, Эпикур, Ньютон). Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя самостоятельными субстанциями. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих материальных процессов. Пространство здесь – чистая протяженность, пустое вместилище вещей и событий, а время – чистая длительность, оно одинаково по всей Вселенной, и это течение ни от чего не зависит.

Вторую концепцию называют реляционной (relatio – отношение). Её сторонники (Аристотель, Лейбниц, Гегель) понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как систему отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. В наше время реляционная концепция имеет естественно научное обоснование в виде созданной в начале 20 века теории относительности. Сам А. Эйнштейн, отвечая на вопрос о сути своей теории, сказал: «Раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время осталось бы. Согласно же теории относительности, вместе с вещами исчезли бы и пространство и время». Из реляционной концепции пространства и времени вытекает идея качественного многообразия пространственно временных структур.

В 17-18 вв. с помощью категории «материя» стало обосновываться единственно истинно сущее бытие природного мира чувственно воспринимаемых вещей, существующих вне и независимо от человека, т.е. объективно. Причем, если в философии до Нового времени для обоснования существования чувственного мира использовалась идея трансцендентного бытия, то теперь этот чувственный мир был объявлен автономным и самодостаточным, последним онтологическим основанием, не нуждающимся в своем обосновании. Это нашло выражение в утверждении о вечности и неуничтожимости материи. Материалистическая философия отказывается обсуждать вопрос, откуда материя, постулируя ее вечность и несотворимость. Материя рассматривается как бытие, сопряженное с пространством, Представители этого философского направления видят единство мира не в Боге, а в материальности мира, т.е. в его объективном существовании.

Материальный мир развивается через взаимодействие вещей и процессов.

Современные представления о материи носят системный, научнооформленный характер, в котором выделяются три структурных уровня: мегамир – мир космоса (планеты, звезды, галактики, метагалактики); макромир – мир устойчивых форм и соразмерных человеку величин, куда может быть отнесен и молекулярный уровень, и организмы и сообщества организмов; микромир – мир атомов и элементарных частиц, т.е. таких уровней реальности, какие могут быть в принципе ненаблюдаемыми (например, кварки, глюоны, суперструны) и обладают совершенно иными свойствами, нежели привычный нам мир. На разных структурных уровнях материи мы сталкиваемся с особенными проявлениями пространственновременных отношений различными видами движения.

Микромир описывается законами квантовой механики. В макромире действуют законы классической механики. Мегамир связан с законами теории относительности и релятивистской космологии. На разных структурных уровнях материи мы сталкиваемся с особенными проявлениями пространственно-временных отношений, различными видами движения.

В качестве наиболее распространенных типов материальных систем выделяют: 1) неорганическую, 2) органическую, 3) социальную. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Понятие универсума.

Детерминизм (от лат. определяю) – система философских взглядов на мир как на имеющий объективные закономерные связи и всеобщую обусловленность всех явлений окружающего мира, как причинно обусловленный мир. Этой системе взглядов противостоит индетерминизм.

Современный детерминизм включает в себя два противоположных объективно существующих типа взаимообусловленных явлений. Первый тип – причинная детерминация, все её формы складываются на основе причинности, т.е. исследовании, учёте причинно-следственных связей тех или иных явлений, когда одно явление порождает другое – является причиной. Второй тип – отношения между взаимосвязанными явлениями, которые не имеют непосредственно причинного характера, ибо здесь отсутствует момент порождения одного события (процесса, явления и т.п.) другим. Основными формами непричинного обусловливания являются: функциональные связи и зависимости между явлениями, связь состояний (например, агрегатные состояния воды, вероятные отношения, структурные системные и иные взаимосвязи).

Как уже было сказано, детерминизму противостоит индетерминизм (от лат. – не определять) – философская концепция, которая отвергает всеобщий характер универсальной взаимосвязи явлений или односторонне ограниченно ее понимает. Наиболее остро индетерминизм противостоит детерминизму по вопросу о месте и роли причинности, которая либо вообще игнорируется, либо отрицается её всеобщность и объективность.

Система – это целостная совокупность элементов, в которой все элементы настолько тесно связаны друг с другом, что выступают по отношению к окружающим условиям и другим системам того же уровня как единое целое. Элемент – это минимальная единица в составе данного целого, выполняющая в нем определенную функцию. Системы могут быть простыми и сложными. Сложная система – это такая, элементы которой сами рассматриваются как системы.

Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между системами, явлениями, процессами природы. Закон выражает характер связи между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей и т.д. На основании знания закона возможно достоверное предвидение течения процесса. Законы различаются также по степени общности и сфере действия. Все явления в мире подчиняются определенным законам, т.е. всё детерминировано, обусловлено объективными законами. Существуют различные формы и законы детерминации. Если предшествующие состояния системы однозначно предопределяют её последующие состояния, то изменение такой системы подчиняется динамическим законам, однозначной детерминации. Если же в сложной системе предшествующие состояния определяют последующие неоднозначно, то изменение такой системы подчиняется вероятностностатистическим законам. Научные, философские и религиозные картины и образы мира.

Категория духа. Специфика бытия духа. В Древней Греции понятие духа (нус, пневма и др.) первоначально мыслилось как тончайший субстрат с некоторыми признаками материи. У Платона и Аристотеля ум (нус) становится важнейшим понятием – он является перводвигателем космоса и формообразующим началом. Христианская традиция представляет дух, прежде всего как личностный абсолют и личную волю (Бога), сотворившую из ничего мир и человека. В философии Нового времени получает развитие рационалистическое понимание духа, прежде всего, как разума, мышления (Декарт, Спиноза, французские материалисты 18 в.). Проблеме духа уделила серьёзное внимание немецкая классическая философия. Так, разрабатывая интеллектуалистическую сторону духа, Шеллинг представлял всю природу, лишь как момент духа; Гегель построил философию мирового духа, выражающуюся в своем развитии через систему логических категорий. В рамках иррационалистических представлений о духе (Ницше, Шопенгауэр, Э. Гартман и др.) развиваются интуитивистские (Бергсон, Лосский) и экзистенциалистские интерпретации. Так, в экзистенциализме дух противостоит разуму: это, прежде всего, исходящая из подлинной экзистенции воля. Неопозитивизм вообще ликвидирует проблему духа как метафизическую, т.е. стоящую вне сферы научных исследований. В современной отечественной философии сложилась традиция рассматривать в качестве основной категории сферы духа – сознание.

Проблема сознания в философии. Мышление. В соответствии с современными научными представлениями сознание может быть представлено как часть психики человека, ответственной за отражение внешнего мира, осмысление полученной информации, ее хранение, переработки и формирования новой. Процесс формирования представлений о мире, том или ином образе – это одновременно процесс выделения человеком себя из окружающего мира, противопоставление себя этому миру. Выделение своего «я» из природы, противопоставление «я» природе и есть сознание. Сказав о себе «Я», человек выделяет себя уже не только из природы, но из сообщества других людей. Гегель писал, что сознание есть отношение «я» к миру, но такое отношение, которое доведено до противопоставления, о котором «я» знает. Это как бы первый этап сознательной деятельности и мы его назвали сознанием. Выйти на уровень самосознания, значит мгновенно совместить своё знание о внешнем предмете и своё же знание об этом знании.

Говоря о проблеме сознания, нельзя не упомянуть и о проблеме бессознательного. Традиционно к сфере бессознательного относят совокупность психических явлений, «не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания». К этой сфере могут быть отнесены: 1. Инстинкты – рефлекторная, выработанная в процессе исторического развития реакция живых организмов на внешнее воздействие; 2. Интуиция – знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу чего субъект имеет его как результат непосредственного усмотрения. Интуиция сближает научное познание с художественным творчеством и наоборот; 3. Сновидения; 4. Гипнотические состояния и др. Как показали исследования З Фрейда и его последователей (неофрейдистов), бессознательное оказывает сильное влияние на сознание, как, впрочем, естественно предположить и обратное.

Мышление – это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей, процессов окружающего мира, а вместе с тем процесс создания новых идей. Творческое мышление направлено на получение новых результатов в практике, науке, технике. Правила, законы мышления составляют содержание логики как науки. Степень совершенства человеческого мышления определяется мерой соответствия его содержания содержанию объективной реальности.

Язык наряду со своей функцией общения заключает в себе и функцию мышления, т.е. является орудием мышления. Язык – орудие, которым можно вдохновить на подвиг, но можно ранить и убить. Мышление и язык тесно связаны с сознанием. Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания. Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. Качество сознания личности (нравственное, эстетически развитое, информационно наполненное или наоборот) находит свое отражение в мышлении и языке.

Проблема идеального. При раскрытии сущностных свойств сознания большинство авторов указывает на его нематериальный характер. Действительно, ни в образе предмета, ни в мысли о нем нет ни одной частицы самого предмета.

В отечественной научно-философской литературе по проблемам сознания представлены в основном три концепции идеального.

Таким образом, идеальное – это объективно или субъективно существующий эталон, отражающий сущность определенного класса предметов. Таковы основные представления об идеальном существующие в отечественной философии мысли.

Контрольные вопросы:

Какие способы понимания бытия возникли в философии?

Дайте определение субстанции. Что понимается под философским монизмом, дуализмом и плюрализмом?

Сформулируйте основные концепции пространства и времени.

Дайте определение категории материи.

В чем суть концепции детерминизма? Расскажите о законах и формах детерминации.

Как понимался дух в истории философской мысли.

Проблема сущности сознания.

Расскажите о связи мышления и языка. Литература: Л1.1, Л2.1-6, Л3.1-2, Л5.4

Тема 4. Учение о познании Проблема истины в философии и науке. Основные концепции истины (лекция 2 ч.)

План:

Проблема познания в истории философии. Субъект и объект познания.

Практика, ее основные формы и функции в процессе познания.

Познавательный оптимизм, агностицизм и скептицизм.

Чувственное познание. Формы чувственного познания. Рациональное познание. Формы мышления. Космическое синтетическое мышление.

Проблема истины в философии и науке. Основные концепции истины.

Познание человеком окружающего мира и самого себя является необходимым условием успешной жизни. Проблема познания возникает в любой науке, но специальным анализом познавательного процесса занимается философия.

Гносеология (греч. гнозис – знание, познание) – один из разделов современной философии, исследующий природу человеческого познания, формы и методы перехода от поверхностных знаний к глубинным.

Гносеология раскрывает закономерности познания человеком, субъектом объективного мира; исследует вопрос о самой возможности и пределах познания окружающей действительности; стремиться объяснить цель и метод человеческого познания, условия его успешности (истинности, корректности и т.п.). Основные положения гносеологии реализуются с помощью таких категорий (или фундаментальных понятий), как познание, знание, реальность или действительности, мышление, сознание, объект, субъект, истина и др.

Познание – процесс постижения человеком (обществом) новых, ранее не известных ему фактов и явлений, признаков и свойств, связей и закономерностей действительности.

Знание – результаты процесса познания, зафиксированные в памяти человека и в соответствующих материальных носителях (книги, магнитные ленты, дискеты и т.п.)

Действительность (реальность) – это прежде всего окружающий человека мир, в том числе социальный мир, общество как часть действительности. Сюда же относится и сам человек с его чувствами, мыслями, переживаниями, мечтами, которые тоже действительность, хотя иного плана.

Познание находится в тесной связи с практикой. Об этом всегда говорили материалисты. Практика – это материальная, научная, социально преобразующая целенаправленная деятельность людей (производственная и другие виды деятельности, например, педагогическая, художественная, административная и т.п.) Практика способствует формированию главного инструмента познания человека – мышления. Практика выступает и критерием истинности знания.

Существует обыденное и теоретическое познание. Обыденное познание базируется на социальном опыте бытия человека. Теоретико-научное знание отличается от обыденного глубиной отражения свойств объекта, проникновением в сущность вещей, выявлением законов развития, логического понятийного аппарата. Научное знание носит концептуальный характер его достижение связано с особой процедурой доказательства, с использованием методов проверки знания. Познание вненаучное (обыденное, художественное, религиозное, этическое). Интуиция в познании. Знание и вера.

Субъект познания – это носитель познавательной деятельности. Им может быть индивид, социальная группа или общество в целом, которым свойственны определённый уровень сознания и воли.

Под объектом познания понимается тот фрагмент реальности или часть природного или социального бытия, на что направлена познавательная активность человека. Основу их взаимодействия составляет предметнопрактическая деятельность.

Многообразие форм познания и типы рациональности. Познание научное и вненаучное (обыденное, художественное, религиозное, этическое). Интуиция в познании. Знание и вера.

Важным вопросом в гносеологии является вопрос о возможностях познания. В зависимости от того, как решался этот вопрос разными мыслителями, можно выделить следующие позиции: когнитивный оптимизм; скептицизм; агностицизм.

Многие философы оптимистично оценивали возможности человеческого познания. К ним относятся, например, гегелевская (идеалистическая по своему характеру) и марксистская (материалистическая) концепции. Скептики же высказывали сомнение в возможности познать причины и сущности вещей (Пиррон, Секст-Эмпирик, Д.Юм и др.). Агностицизм, свойственный, в частности И.Канту, утверждает невозможность постичь сущность вещей.

Познавательный процесс включает в себя чувственную и рациональную (логическую) стороны. Чувственное познание дается нам через органы чувств. Оно характеризуется своими специфическими формами, к ним относятся: 1) ощущения; 2) восприятия 3) представления. Формы мышления: 1) понятие; 2) суждение; 3) умозаключение. Оба они необходимы и должны дополнять и корректировать друг друга для достижения достоверности и истинности.

В контексте целостного подхода русской философии сформировалась традиция синтетического космического мышления, исследовательская методология которой основывается на принципе единства знания, добра и красоты. В соответствии с этой методологией получаемое на её основе знание должно выражать собой не только гносеологический аспект Бытия, но и аксиологический и онтологический в единстве.

Проблема истины в философии и науке. Основные концепции истины. На протяжении всей истории философской мысли разные исследователи говорят об истине факта и истине разума, об истинах философии и истинах религии, об истине абсолютной и истине относительной и т.д. Можно ли за этим многообразием установить некую единую сущность истины? Так, Платон считал необходимым отделять истинное знание от мнения. Он полагал, что в основе каждого предмета лежит сверхчувственная идея, познание которой и означает постижение истины об этом предмете. Аристотель сформулировал свое определение истины, которое впоследствии получило название классического. Оно гласит: Истина – это знание, соответствующее действительности. Сегодня классическую концепцию истины именуют теорией соответствия или корреспондентской теорией истины.

В когерентной теории основным критерием истинности какого-либо знания является его согласованность (англ. coherence – когеренция) с более общей, охватывающей системой знания. Обычно сторонники этой концепции, среди которых можно назвать Гегеля, придерживаются мнения, о том, что мир есть единое целое, в котором все явления так или иначе связаны между собой и входят в это целое. Поэтому знание об отдельной вещи или явлении должно соответствовать и согласовываться с системой знания о мире в целом. То есть как таковая истина одна, и частные истины должны быть элементами этой единой и всеохватывающей абсолютной истины.

Третья концепция истины носит название прагматическая (с греч. прагма – дело, действие). С позиции прагматизма истинным признается такое знание, которое имеет благие последствия для человеческой жизни и которое может успешно применяться на практике. В этом понимании практика есть критерий истины.

Конец ознакомительного фрагмента.