Вы здесь

Философия. Учебно-методический комплекс. РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ (И. В. Зайцев, 2009)

РАЗДЕЛ 2

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ

Во втором разделе рассматриваются основные исторические типы философского знания на всем протяжении существования человеческой цивилизации. Особое внимание уделяется становлению философии (Древний Восток, Греция), ее развитию (средневековая философия) и расцвету (немецкая классическая философия). В частности освещаются вопросы развития материализма и идеализма в лице их основных школ и течений. Данный раздел включает в себя тему № 2 учебной рабочей программы и состоит из семи лекций и семи семинарских занятий.

1-я лекция «Зарождение философской теоретической мысли. Греция и поздняя античность. Специфика проблем» рассматривает античную культуру Средиземноморья. Расцвет Древней Греции VI–V вв. до н. э. Гесиод, Гомер. «Семь мудрецов» Эллады. Ранняя греческая философия. Космологизм, поиск «первооснов». Две тенденции: идеализм и материализм. Милетские натурфилософы и пифагорейство. Гераклит, Эмпедокл и др. Древние мыслители Востока и Греции о всеобщих началах и принципах мира. Рождение термина «философия», его смысл. Классический период в развитии греческой философии (V–IV вв. до н. э.). Демократические полисы и античное просвещение. Релятивизм, субъективизм и скептицизм в учении софистов. Формирование атомистики. Анаксагор. Материалистическое учение Демокрита, его влияние на развитие философии и науки. Учение Сократа – рождение философии нового типа. Перемещение интереса от природы к человеку, от бытия к ценностям, от теории к методу. Диалектика как искусство творческого диалога. Философия Платона. Объективный идеализм: соотношение вещей и идей, тела и души. Диалектика мышления как путь к знанию, добродетели, благу (Сократ, Платон). Учение Платона об идеальном государстве, законах, справедливости. Платонизм в дальнейшем развитии философии. Аристотелъ, его труды и учение. Логика, метафизика, концепция категорий. Учение о материи и форме, о причинности и других универсальных принципах бытия. Идея перводвигателя. Учение Аристотеля в истории философии и науки. Особенности культуры эллинистического и римского периодов. Эпикурейство и этическое учение стоиков. Школа скептиков. Философия, ее предназначение в понимании греческих и римских философов. Идеал мудрости, ценность меры, гармонии. Античность и философия последующих эпох.

2-я лекция «Основные философские проблемы эпохи средневековья» освещает формирование предпосылок средневековой философии. Неоплатонизм. Плотин. Европа V-XV вв. Теоцентризм. Проблемы добра и зла. Радикальное изменение системы ценностей. Ориентация религиозного сознания на духовные идеалы. Учение Августина. Природа и человек как творения Бога. Первенство Бога над миром, воли над интеллектом, веры над разумом. Учение о свободе воли. Идея «Града Божьего». Мотивы неоплатонизма в философии средних веков. Средневековый иррационализм и рационализм. Мистика и схоластика. Особый характер учености, тем дискуссий. Проблема реальности единичного и общего. Спор о природе общих понятий (универсалий). Реализм и номинализм. «Сумма теологии» Фомы Аквинского – свод религиозно-философских идей средневековья. Обоснование идеи Бога. Средневековая картина мира. Соотношение науки, философии, религии. Аскетизм и духовность как нравственный идеал. Особенности развития философии в Византии, ее влияние на философскую мысль Европы. Средневековая философия мусульманского Востока.

В 3-й лекции «Особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения, Нового времени и Просвещения» анализируются главные черты Европы XIV–XV вв. Формирование раннебуржуазного общества. Интерес к античности. Итальянский гуманизм (XIV–XV вв.). Обращение к нравственному идеалу Эпикура. Концепция «ученой религии и благочестивой философии». Пантеизм. Антропоцентризм. Принцип максимальной свободы человека – ключевая идея гуманистической философии. Философское творчество Н. Кузанского. Трактат «Об ученом незнании». Влияние неоплатонизма. Возрождение античной диалектики. Рождение современного естествознания. Николай Коперник. Гелиоцентризм, его философское осмысление. Критика религиозной картины мира, возрождение мотивов античности. Натурфилософия. Джордано Бруно, его взгляды и судьба. Мысли о бесконечности мира и бесчисленном множестве миров. Влияние идей Бруно на развитие философии Нового времени. Свободомыслие и скептицизм Возрождения. Борьба против схоластики, догматизма мышления. «Опыты» М. Монтеня. «Христианский гуманизм» Эразма Роттердамского. Труд Н. Макиавелли «Государь». Разграничение политики и морали. Т. Мор и Т. Кампанелла: утопические идеи идеального государства. Движения за реформу церкви в XIV–XV вв. Протестантизм. Мартин Лютер. Реформация и августианская традиция. Приспособление религии к новой эпохе. Усиление веротерпимости. Развитие капитализма в Европе. Ранние буржуазные революции. Великие географические открытия. Формирование механико-материалистической картины природы. Учение о субстанции. Дуализм, монизм, плюрализм. Механистический детерминизм. Идея универсального метода научного познания. Эмпиризм и рационализм. Ф. Бэкон. Осмысление науки как социального фактора. Метод индукции. Рене Де-карт. Принцип методического сомнения. Постановка проблемы субъекта познания. Разработка методологии дедуктивных наук. Вклад Лейбница в логику и теорию познания. Разграничение истин разума и истин факта. Идеи логического исчисления. Разработка принципов «аналитической» философии. Достижения рационализма. Теория познания материалистического сенсуализма, эмпиризма. Дж. Локк. Психологический подход к теории познания. Ум как «чистая доска». Роль чувственного опыта. Простые и сложные идеи. Сила и слабость эмпирико-сенсуалистического обоснования познания. Джордж Беркли. Критика понятия материи. Трансформация материалистического сенсуализма в субъективный идеализм. Скептицизм Д. Юма. Принцип «непосредственно данного». Трактовка понятий: причина, сила, субстанция. Проблема знания и верования. Влияние Локка, Беркли, Юма на последующее развитие философии. Ориентация на разум, науку как общая черта философской мысли XVII в. Проблемы: знание и нравственность, свобода и необходимость (Спиноза). Первые разочарования в механистическом материализме XVII в. Блез Паскаль. Тема бессилия «доводов разума» перед «доводами сердца». Проблема «человек – общество – государство» в трудах мыслителей XVII в. Концепция общественного договора. Томас Гоббс. Социально-философские взгляды Дж. Локка, Д. Юма. Формирование основ философии европейского Просвещения. Эпоха Просвещения. Ключевые идеи: «разумность» и «естественность», свободомыслие, скептицизм, вера в человеческий разум и общественный прогресс. Критика феодализма, религии. Ориентация на светскую культуру. Концепция суверенной личности. Идейная подготовка буржуазных революций XVIII в. во Франции и Америке. Французское Просвещение, его теоретическая основа – сенсуализм, педагогика и социальная философия Дж. Локка. Просветительская философия истории и концепция социального прогресса в трудах Вольтера. Общественный идеал: «царство разума», просвещенный монарх, союз государей и философов. Ш. Монтескье, его труд «Дух законов». Французские материалисты. «Энциклопедия наук, искусств и ремесел», ее роль в формировании основ демократического мировоззрения. Д. Дидро. Разработка материалистической концепции природы. Развитие мировоззрения материалистов XVII в. в труде Гольбаха «Система природы». Сочинения К. Гельвеция «О человеке» и «Об уме». Философские предпосылки утопического социализма. Место французского материализма XVIII в. в истории философской мысли. Жан-Жак Руссо. Педагогические мысли. Идеи справедливого общественного договора, прав народа на ниспровержение власти. Идеал республики, равенства, свободы и суверенитета народа. Влияние идей Руссо на Робеспьера и его единомышленников. Американское Просвещение. Б. Франклин, Т. Джеферсон и др. Воплощение идей Просвещения в «Декларации прав человека» и Конституции США. Идеи Просвещения в России. М. В. Ломоносов. Христианский платонизм: Г. Сковорода, М. М. Щербатов. Формирования нерелигиозной философии. Деизм. А. Н. Радищев, Трактат «О человеке, его смертности и бессмертии». Демократические идеи в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» Программы декабристов. Немецкое Просвещение. Новаторская философская мысль в области эстетики (Лессинг и др.). Философия языка, теория познания. И. – Ф. Гердер. Концепция историчности природы и общества. И. Гете. Учение о развитии мира как видоизменении его форм и о диалектических «полярностях». Пафос действия.

4-я лекция «Немецкая классическая философия кон. 18 – нач. 19 вв. (Кант, Гегель, Фейербах). Марксизм» анализирует период Французской революции, ее влияние на ситуацию в Европе. Германия конца XVIII – начала XIX вв.: особенности экономического и социального развития. Предпосылки расцвета немецкой культуры. Классическая немецкая философия – духовное выражение противоречивого утверждения буржуазной эпохи. И. Кант. Два периода творчества. «Докритический» период. Основные идеи «критического» периода. Знаменитые кантовские вопросы. «Трансцендентальный идеализм». Новая картина познавательного процесса – на основе зрелой науки XVII–XVIII вв. Концепция теоретического знания. Априоризм. Этика Канта. «Категорический императив». Безусловное первенство долга. Проблема свободы воли. Положение об абсолютном достоинстве и полноценности каждой личности. Обоснование моральной значимости религии. Постулаты «практического» разума. Место Канта в истории философии, его влияние на философскую мысль конца XVIII–XX столетия. Философия И. Фихте. Абсолютизация активности мышления. Субъективный идеализм в понимании соотношения субъекта и объекта. Волюнтаризм. Радикализм социально-философских идей, их эволюция. Философия Ф. Шеллинга. Ее истоки в учениях Канта и Фихте; отход от них. Натурфилософия. Влияние идей Шеллинга на последующую философскую мысль (Шопенгауэр). Шеллингианство в России XIX в. Гегель – мыслитель, венчающий развитие немецкой философской классики. «Феноменология духа». Проблемы морали, права, государства. Концепция «гражданского» общества. Историзм и диалектика Гегеля. Трактовка исторической закономерности. Создание новой культурно-исторической «картины мира». Система «абсолютного идеализма». Историческая оценка гегельянства в XIX и XX вв. «Младогегельянцы». Их эволюция от критики религии к проектам радикального изменения общества. Отход от классических толкований сущего. Понятия «чувственность» (Фейербах), «труд» (Маркс) и др. Темы: отчужденное сознание, философия и практика, христианская мораль и атеизм. Тенденции индивидуализма (Б. Бауэр, М. Штирнер) и «коммунности» (Л. Фейербах, К. Маркс). «Конец» классической немецкой философии, ее преодоление и возрождение в философских учениях XIX – XX вв. Философия Л. Фейербаха. Опыт преодоления гегелевского идеализма. Работа «Сущность христианства». Анализ психологических основ и критика религии. Антропологический материализм и сенсуализм Фейербаха. Его гуманизм, этика любви. Принцип индивидуальности и идея человеческого рода, нравственного долга человека перед людьми. Влияние Л. Фейербаха на развитие философской мысли. Фейербах и Маркс. Формирование философских позиций Маркса. Критика общественного уклада Германии. Изучение политической экономии. Влияние философского гуманизма Фейербаха. Обращение к идеям коммунизма, их анализ в «Экономическо-философских рукописях 1844 г.» Концепция «отчужденного труда». Критика «казарменного коммунизма». Идеал справедливого общества и гармоничного человека. Гегельянские основоположения философии Маркса. Проблема отчужденных форм сознания и фетишизма. Критика гегельянства. Концепция диалектики как метода познания сложной развивающейся системы («Капитал»). «Популярный» образ диалектики в работах Ф. Энгельса и Г. В. Плеханова, его вульгаризация в «марксизме-ленинизме». Марксистская философия истории. Принципы материалистического понимания истории. Идея общественно-исторической практики. Концепция сознания и теория идеологии. Учение о классовой борьбе и революциях. История человечества как закономерный процесс. Идея прогресса. «Всеобщность» и европоцентризм философии истории. Философская антропология Маркса. Человек – активное практическое, предметное существо. Социальная природа человека. Индивиды и социальные группы. Конфликтность общественной практики. Отчуждение человека в социальной истории. Грани и исторические формы свободы. Идеал «общечеловеческой эмансипации» и коммунистический проект его осуществления. Догматизация и вульгаризация идей социальной философии Маркса. Разъяснение сути позиций в письмах Ф. Энгельса (1880-1890). Становление идеологии марксизма. Приверженцы и критики идей Маркса в философии XX столетия. Философия Маркса, идеология марксизма и исторические реалии XX столетия. Марксизм-ленинизм. Критика марксизма в работах П. Б. Струве, Н. А. Бердяева, С. И. Булгакова и др. Западный марксизм XX в.: А. Грамши, Д. Лукач, А. Альтюссер.

5-я лекция «Основные направления современной запад ной философии: позитивизм, прагматизм, аналитическая философия, феноменология, экзистенциализм» освещает основные философские направления XIX–XX вв. Эмпирическая философия науки. Возрождение традиции британского эмпиризма, французского энциклопедизма и мотивов Просвещения. Первая волна позитивизма: О. Конт, Д. Милль, Г. Спенсер. Родоначальник позитивизма О. Конт. Концепция трех стадий развития интеллекта. Критика отвлеченного умствования и защита позитивного знания. Наблюдение, описание, индуктивное обобщение – важнейшие методы позитивного познания. Противопоставление описания объяснению. Релятивизм. Радикальный эмпиризм Д. Милля. Опытное, индуктивное толкование всего познания, включая математику и логику. Позитивистские идеи в учении Г. Спенсера. Возникновение прагматизма (70-е годы XIX в., США). Американский «синтез» европейских идей британского эмпиризма и утилитаризма, классического рационализма, Просвещения. Критика абсолютного идеализма неогегельянства. Программа «реконструкции философии» с целью сделать ее практически значимой. Ч. Пирс – основоположник прагматизма. Толкование истины как полезного мнения, направляющего действие. Логика, семиотика, теория познания и метафизика Пирса, их влияние на другие философские концепции. Прагматическое оправдание религиозной веры. «Инструментализм» Д. Дьюи. Опыт как серия уникальных «проблематичных ситуаций». Условный характер обобщений, невозможность теорий. Принцип свободного экспериментирования, постепенного совершенствования опыта. Мысль об уникальности добра и невозможности общих норм нравственности. Распространение и влияние прагматизма в США и др. странах. Проблема корректной оценки философии прагматизма. Рождение «философии анализа». «Бунт» против «абсолютного идеализма», защита реализма и плюрализма, языковой подход к философским проблемам. Философия здравого смысла Д. Мура. Парадоксы теории множеств и логическое исследование оснований математики. Б. Рассел. Анализ обозначающих фраз, его философское значение. Проблема осмысленного и бессмысленного. Переосмысление предмета и метода философии. Принцип: логика – сущность философии. Начало философии логического анализа. Метафизика логического атомизма. Варианты «аналитической философии». Л. Витгенштейн, его место в философской мысли XX века. «Логико-философский трактат». Ранний Витгенштейн об отношении языка и реальности. Соотношение выразимого и невыразимого. Тезисы: «язык вуалирует мысли», философия полна концептуальных подмен, замешательств. Поздний Витгенштейн, его «Философские исследования» и другие работы. Концепция «языковых игр». Тема языкового «гипноза». Влияние Витгенштейна на философские школы и направления XX в. (логический позитивизм, британская лингвистическая философия и др.). Аналитическое движение в современной западной философии, тематика исследований и дискуссий. Основные тенденции. Различные понимания метода анализа и задач философии. Гуссерль об идеале научности, абсолютном характере истины, систематическом единстве научного знания и задаче наукоучения. Критика психологизма в логике и теории познания. Теоретические предпосылки, задача и метод феноменологии. Концепция философии как строгой науки. «Естественная» и «феноменологическая» установки познания. Критика натурализма и историцизма. Психологическая и трансцендентальная редукция. Учение о «чистом сознании». Интенциональность как главное свойство сознания. Понятие «жизненного мира» в поздних работах Э. Гуссерля. Основные направления развития феноменологии после Гуссерля, ее влияние на экзистенциализм, герменевтику и др. Герменевтика, ее основные идеи и исторические источники. «Универсальная герменевтика» Ф. Шлейермахера как искусство понимания сознания другого человека. Ее роль в формировании методологии гуманитарного познания. В. Дильтей. Различие естественных и гуманитарных наук. Поиск философских оснований наук о духе. Жизнь как внутренний опыт. Понимание – фундаментальный способ человеческого бытия в герменевтической концепции Хайдеггера. Изначальность речи, предпонимание. Философская герменевтика Г. Гадамера. «Спор о герменевтике». Диалог, контекст, герменевтический круг. П. Рикер. Человек и историческая связь времен. Поиск метода анализа человеческой субъективности – личности как творца мира культуры. Работа «Конфликт интерпретаций». Философское обоснование герменевтики. Философский структурализм. Теоретические источники и проблемное поле структуральных исследований: лингвистика, этнология, психоанализ, историческая наука. Понятия: означаемое и означающее, синхрония и диахрония, структура и история, К. Леви-Стросс. «Структурная антропология», учение об априорных бессознательных структурах. Творчество М. Фуко. «Слова и вещи». Концепция культуры как знаковой системы. «Археология гуманитарных наук» Структурализм как направление мысли и тип метафизики. Основные представители экзистенциализма. Отношение к романтикам, философии жизни, психоанализу, феноменологии. Критика рационализма как миросозерцания. Обращение к проблемам человеческого существования. Экзистенциализм в Германии. М. Хайдеггер, его раннее и позднее творчество. «Бытие и время». Темы: «бытие-в-мире», «неподлинное существование», язык как «дом бытия», истина как «открытость». Философия К. Ясперса. Ж. – П. Сартр. Основные идеи работы «Бытие и ничто». Три аспекта человеческого существования: «бытие-всебе», «бытие-для-себя» и «бытие-для-другого». Проблема выбора и ответственности. Понимание свободы как неотъемлемой характеристики человека. Критика диалектического разума. Неомарксизм Сартра. А. Камю. Социальный смысл его философии. «Миф о Сизифе» и «Бунтующий человек». Путь от нигилистической «философии абсурда» к «моралистическому гуманизму». Экзистенциальная философия в России (Бердяев, Шестов), Испании (Унамуно, X. Ортега-и-Гассет) и других странах. Экзистенциализм о сущности и существовании человека, преодолении отчуждения и обретении смысла бытия. Проблемы выбора своей судьбы, существования и смерти, свободы и ответственности. Критика нигилизма. Влияние экзистенциализма на развитие европейской культуры.

6-я лекция «Специфика иррациональной направленности западноевропейской мысли от Ницше, Шопенгауэра, Дильтея к современному экзистенциализму, феноменологии, герме невтике. Специфика философии. Постмодернизация» посвящается анализу антигегелевской «волны» первой пол. XIX в. Предпосылки философии А. Шопенгауэра. Влияние Канта и Платона, индийской философии и культуры. «Мир как воля и представление». «Воля к жизни» и ее объективации. Этика Шопенгауэра. Критика нравственного императива Канта. Мысли о роли страдания и сострадания. Поиск путей преодоления зла в мире. Влияния Шопенгауэра в европейской философии второй половины XIX и XX вв. Его идеи в России. Основные понятия и принципы философии С. Кьеркегора. Антигегельянство. Критика рационализма. Религиозный характер философии. Учение о трех формах человеческого бытия: этической, эстетической, религиозной. Интерес к индивидуальному существованию человека – его экзистенции. Экзистенциальная диалектика Кьеркегора. Понятия отчаяния, страха и «болезни к смерти». Кьеркегор и экзистенциальные философы XX века. Ф. Ницше. Ницшеанская картина мира как антипод «классического» миропонимания. Понятие «трагической эпохи». Интерпретация греческой философии и культуры. Критика рационализма, понятий истины, добра, цели. «Переоценка ценностей». Феномен «европейского нигилизма», его трактовка у Ницше. Особенности «антихристианства» Ницше. Образ Заратустры как проповедника и мыслителя. Главные идеи концепции «сверхчеловека». Социально-политическая концепция Ницше. Фальсификация его наследия. Философия Ницше в России. Современные интерпретации его философии.

7-я лекция «Особенности отечественной философии 19 – 20 вв. в решении смысложизненных и гносеологических проблем» ставит своей задачей осветить истоки русской культуры, ее религиозную почву. Философские умонастроения в культуре XII – XVIII вв. Позднее формирование самостоятельной философии в собственном смысле слова. Философичность классической литературы XIX в.: Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой. Опыт Запада и тема судеб России. Спор славянофилов и западников. А. С. Хомяков и И. В. Киреевский, их религиозно-философские идеи. Российское западничество. П. Я. Чаадаев. Его судьба и творчество. «Философические письма», историософия Чаадаева. Антропологические мысли Чаадаева о метафизике человека, об индивидуальном и всеобщем разуме, о «страшной силе» свободы. Критика европейской цивилизации в работах А. И. Герцена. Западники – либералы. Судьба либерализма в России. Концепция «одномерного» западного человека и критика «духовной буржуазности» К. Леонтьевым и Н. Данилевским. В. Соловьев. Философия всеединства. Ранний период творчества: критика позитивизма, влияние славянофильства и европейской философской традиции. Учение о Софии. Религиозно-философская антропология и историософия. Идеи «христианской политики» и «христианской культуры». Основные принципы этики. Критика национализма и космополитизма. В. Соловьев как историк философии. Взгляд в будущее. Революционно-демократическая мысль в России (Н. Г. Чернышевский и др.). Русский религиозно-философский ренессанс начала XX в. Ф. М. Достоевский. Развенчание революционаризма. Учение Н. А. Бердяева о свободе, смысле творчества и «парадоксальной этике». Экзистенциализм Н. А. Бердяева и Л. Шестова. Осмысление русской философской эмиграцией истоков и причин катастрофы 1917 года. Отечественная философия в 20–80-е гг. XX в. Догматизированный марксизм как государственная философия и идеология. Жесткая регламентация работы специалистов в отечественной философии 1920–1950-х гг. Постепенное возрождение историко-философской культуры (конец 1950-х – начало 1960-х гг.). Проблемы, волнующие философов и думающих людей России сегодня. Евразийство, анализ уроков вестернизации России, мысли о построении постсоветского общества. Вклад русской мысли в мировую философскую культуру.

На первом семинарском занятии «Исторические типы философии: ранняя историческая мысль Древнего Востока (Индия, Китай)» необходимо проследить культурно-исторические предпосылки возникновения философии. Цивилизационный «взрыв» середины I тысячелетия до н. э. Кризис родовой морали и мифологического миропонимания. Путь от мифа к рационально-теоретическому миропониманию. Предфилософские формы мироуяснения в Месопотамии и Древнем Египте. Человек в культуре Древнего Востока. Учения Будды, Конфуция, Лао-Цзы. Философская мысль в Индии и Китае VI–V вв. до н. э. Студенту необходимо акцентировать свое внимание на неразрывности взаимосвязи ранних форм философии и религиозного мировоззрения, что и по сей день остается актуальной для стран восточной цивилизации (Индия, Китай).

Конец ознакомительного фрагмента.