Вы здесь

Философия. Учебно-методический комплекс. РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ (И. В. Зайцев, 2009)

РАЗДЕЛ 1

ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ

Данный раздел представлен темой «Предмет, структура, назначение философии, ее основные функции» и посвящен рассмотрению основных проблем философского знания, его месту в контексте общечеловеческого бытия и культуры. Раздел включает в свою структуру две лекции и два семинарских занятия.

1-я лекция «Философия: общественный смысл и функци ональность в мире человека» рассматривает рождение философской мысли, ее предмет, темы. Мир и человек. Бытие и сознание. Практическое, познавательное, ценностное отношение человека к миру. Своеобразие философского познания. Роль философии в целостном самоопределении человека. Многообразие философских взглядов. Основные исторические типы философии. Чему учит история философии. Природа философских проблем. Функции философии, ее соотношение с обыденным сознанием, наукой, религией, политикой, искусством и др. Философия в системе культуры. Связь философского опыта разных эпох. Теоретическая глубина и принципиальная ориентация философского обобщения исторического опыта на высшие ценности, идеи гуманизма, справедливости. Современные дискуссии о важнейших философских учениях прошлого. Попытки синтеза различных философских подходов и направлений. Постмодернизм. Новый интерес к философии морали и права, проблемам власти, оппозиции, борьбы против тоталитаризма и др. Открытый характер поиска ответов на философские вопросы.

2-я лекция «Предмет, структура и функции философии» освещает предмет философского знания, его трансформацию на протяжении исторического развития человеческой мысли. Также рассматривается структура и уровни философии, её функции – их смысл и содержание.

Семинар «Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения» ставит своей задачей рассмотрение проблем понятия мировоззрения. Миф, религия, жизненная мудрость, наука в антропологическом и социальном пространстве. Мировоззрение мифологическое, религиозное, философское, научное и обыденное – его характеристика. Специфика данного семинарского занятия состоит в том, что студент должен хронологически ясно сопоставлять развитие типов мировоззрения человека с историей развития человеческого общества, культуры, цивилизации и проводить параллель с настоящим временем и уровнем развития индивида и общества.

Второе семинарское занятие «Философия: её предмет, структура и функции» освещает проблему предмета и структуры философии, рассматривает её всеобщие принципы и функции философии. Также на данном семинарском занятии изучаются методы философии и уделяется особое внимание специфике философского знания.

Занятие 1. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения

План

1. Взаимосвязь религии, философии и науки.

2. Место и роль философии в жизни человека и общества.

3. Основные направления философии. Философские школы: материализм и идеализм, рационализм и иррационализм.

4. Принципы и методы философии. Диалектика и метафизика. Особенность философского мышления.

5. Понятие, структура и уровни мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, научное, жизненно-практическое.

6. Формы мировоззрения по месту человека в мире: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, антропокосмизм, культуроцентризм.

7. Место философии в мировоззрении. Жизнеутверждающие и жизнеотрицающие типы мировоззрения – основные способы отношения человека к миру.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит отличие философских школ от направлений?

2. Охарактеризуйте материализм и идеализм, рационализм и иррационализм. В чем состоит основной вопрос философии?

3. Охарактеризуйте диалектику и метафизику как фундаментальные методы постижения мира.

4. Какова структура и уровни мировоззрения?

5. Охарактеризуйте исторические типы мировоззрения.

6. В чем состоят положительные и отрицательные стороны антропоцентризма?

7. Какова роль философии в мировоззрении?

8. В чем тупик и опасность жизнеотрицающего мировоззрения?

9. Почему человеку необходимо жизнеутверждающее мировоззрение?

Темы рефератов

1. Философия и религия.

2. Исторические формы постановки и решения основного вопроса философии.

3. Философия и наука.

4. Философия и идеология.

5. Место и роль философии в мировоззрении.

Основная учебная литература

1. Введение в философию: учеб. для вузов. В 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. И. Т. Фролова. – М., 1989.

2. Бучило, Н. Ф. Философия: учеб. пособие для студ. вузов / Н. Ф. Бучило, А. Н. Чумаков – М., 2003. – 447 с.

3. Гриненко, Г. В. История философии: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г. В. Гриненко – М., 2005. – 685 с.

4. Мир философии: книга для чтения. В 2 ч. Ч. 1 Исходные философские проблемы. – М., 1991.

5. Радугин, А. А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп.

– М., 2001. – С. 10–30.

6. Хрестоматия по философии: учебное пособие. – 2-е, изд. перераб. и доп. – М., 2001.

Дополнительная литература

1. Ахиезер, А. С. Об особенностях современного философствования // Вопросы философии. – 1999. – № 8. – С. 3 – 18.

2. Зотов, А. Ф. Существует ли мировая философия? // Вопросы философии. – 1997. – № 4. – С. 19-37.

3. Лосский, Н. О. Типы мировоззрений. Введение в метафизику // Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. – М., 1999. – С. 4-135.

4. Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию. – 2-е изд., измен. и доп. – М., 1992. – 415 с.

5. Философия и мировоззрение. – М., 1999. – 480 с.

6. Франк, С.Л. Русское мировоззрение. – СПб., 1996.

Занятие 2. Философия: её предмет, структура и функции

План

1. Предмет философии.

2. Структура философского знания.

3. Основные функции философии.

4. Методы философского исследования.

Вопросы для самоконтроля

1. Что является предметом философии?

2. Каковы структурные компоненты философии?

3. Выделите и охарактеризуйте функции философии.

4. Каковы всеобщие принципы философии?

5. Каковы методы философии?

6. В чем специфика философствования?

Темы рефератов

1. Диалектика как логика и теория познания.

2. Метафизика как метод и учение о фундаментальных основах бытия.

3. Феноменология: метод, учение, школа.

4. О месте и роли философии в обществе.

5. Философия в 21-м веке.

Основная учебная литература

1. Введение в философию: учебник для вузов. В 2-х ч. Ч. 1 / Под общ. ред. И. Т. Фролова. – М., 1989. Глава 1, Философия, ее предназначение, смысл и функции. – С. 10-73, 293-313, 344-369.

2. Кузнецов В. Г. и др. Философия: учебник. – М., 2001. – С. 120-151.

3. Мир философии: книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1 Исходные философские проблемы. – М., 1991. – Раздел 1. Предназначение и смысл философии, ее историческое развитие.

4. Радугин А. А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2001. – С. 10-30.

5. Философия: Уч. пособие / Под ред. В. Н. Кохановского. – Ростов н/Дону, 1999. – С. 6-36.

Дополнительная литература

1. Желнов В. В. Предмет философии в истории философии. Предистория. – М., 1981, – 720 с.

2. Зотов А. Ф. Существует ли мировая философия? // Вопросы философии. – 1997. – № 4. – С. 19-37.

3. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. 2-е изд. Измен. и доп. – М., 1992. – 415 с.

4. Философия и мировоззрение. – М., 1999. – 480 с.

5. Франк С. Л. Русское мировоззрение. – СПб., 1996.

6. Чанышев А. Н. Философия древнего мира. – М., 2001. – С. 3-30.