РАЗДЕЛ 1
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
Данный раздел представлен темой «Предмет, структура, назначение философии, ее основные функции» и посвящен рассмотрению основных проблем философского знания, его месту в контексте общечеловеческого бытия и культуры. Раздел включает в свою структуру две лекции и два семинарских занятия.
1-я лекция «Философия: общественный смысл и функци ональность в мире человека» рассматривает рождение философской мысли, ее предмет, темы. Мир и человек. Бытие и сознание. Практическое, познавательное, ценностное отношение человека к миру. Своеобразие философского познания. Роль философии в целостном самоопределении человека. Многообразие философских взглядов. Основные исторические типы философии. Чему учит история философии. Природа философских проблем. Функции философии, ее соотношение с обыденным сознанием, наукой, религией, политикой, искусством и др. Философия в системе культуры. Связь философского опыта разных эпох. Теоретическая глубина и принципиальная ориентация философского обобщения исторического опыта на высшие ценности, идеи гуманизма, справедливости. Современные дискуссии о важнейших философских учениях прошлого. Попытки синтеза различных философских подходов и направлений. Постмодернизм. Новый интерес к философии морали и права, проблемам власти, оппозиции, борьбы против тоталитаризма и др. Открытый характер поиска ответов на философские вопросы.
2-я лекция «Предмет, структура и функции философии» освещает предмет философского знания, его трансформацию на протяжении исторического развития человеческой мысли. Также рассматривается структура и уровни философии, её функции – их смысл и содержание.
Семинар «Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения» ставит своей задачей рассмотрение проблем понятия мировоззрения. Миф, религия, жизненная мудрость, наука в антропологическом и социальном пространстве. Мировоззрение мифологическое, религиозное, философское, научное и обыденное – его характеристика. Специфика данного семинарского занятия состоит в том, что студент должен хронологически ясно сопоставлять развитие типов мировоззрения человека с историей развития человеческого общества, культуры, цивилизации и проводить параллель с настоящим временем и уровнем развития индивида и общества.
Второе семинарское занятие «Философия: её предмет, структура и функции» освещает проблему предмета и структуры философии, рассматривает её всеобщие принципы и функции философии. Также на данном семинарском занятии изучаются методы философии и уделяется особое внимание специфике философского знания.
Занятие 1. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения
1. Взаимосвязь религии, философии и науки.
2. Место и роль философии в жизни человека и общества.
3. Основные направления философии. Философские школы: материализм и идеализм, рационализм и иррационализм.
4. Принципы и методы философии. Диалектика и метафизика. Особенность философского мышления.
5. Понятие, структура и уровни мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, научное, жизненно-практическое.
6. Формы мировоззрения по месту человека в мире: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, антропокосмизм, культуроцентризм.
7. Место философии в мировоззрении. Жизнеутверждающие и жизнеотрицающие типы мировоззрения – основные способы отношения человека к миру.
1. В чем состоит отличие философских школ от направлений?
2. Охарактеризуйте материализм и идеализм, рационализм и иррационализм. В чем состоит основной вопрос философии?
3. Охарактеризуйте диалектику и метафизику как фундаментальные методы постижения мира.
4. Какова структура и уровни мировоззрения?
5. Охарактеризуйте исторические типы мировоззрения.
6. В чем состоят положительные и отрицательные стороны антропоцентризма?
7. Какова роль философии в мировоззрении?
8. В чем тупик и опасность жизнеотрицающего мировоззрения?
9. Почему человеку необходимо жизнеутверждающее мировоззрение?
1. Философия и религия.
2. Исторические формы постановки и решения основного вопроса философии.
3. Философия и наука.
4. Философия и идеология.
5. Место и роль философии в мировоззрении.
1. Введение в философию: учеб. для вузов. В 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. И. Т. Фролова. – М., 1989.
2. Бучило, Н. Ф. Философия: учеб. пособие для студ. вузов / Н. Ф. Бучило, А. Н. Чумаков – М., 2003. – 447 с.
3. Гриненко, Г. В. История философии: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г. В. Гриненко – М., 2005. – 685 с.
4. Мир философии: книга для чтения. В 2 ч. Ч. 1 Исходные философские проблемы. – М., 1991.
5. Радугин, А. А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп.
– М., 2001. – С. 10–30.
6. Хрестоматия по философии: учебное пособие. – 2-е, изд. перераб. и доп. – М., 2001.
1. Ахиезер, А. С. Об особенностях современного философствования // Вопросы философии. – 1999. – № 8. – С. 3 – 18.
2. Зотов, А. Ф. Существует ли мировая философия? // Вопросы философии. – 1997. – № 4. – С. 19-37.
3. Лосский, Н. О. Типы мировоззрений. Введение в метафизику // Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. – М., 1999. – С. 4-135.
4. Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию. – 2-е изд., измен. и доп. – М., 1992. – 415 с.
5. Философия и мировоззрение. – М., 1999. – 480 с.
6. Франк, С.Л. Русское мировоззрение. – СПб., 1996.
Занятие 2. Философия: её предмет, структура и функции
1. Предмет философии.
2. Структура философского знания.
3. Основные функции философии.
4. Методы философского исследования.
1. Что является предметом философии?
2. Каковы структурные компоненты философии?
3. Выделите и охарактеризуйте функции философии.
4. Каковы всеобщие принципы философии?
5. Каковы методы философии?
6. В чем специфика философствования?
1. Диалектика как логика и теория познания.
2. Метафизика как метод и учение о фундаментальных основах бытия.
3. Феноменология: метод, учение, школа.
4. О месте и роли философии в обществе.
5. Философия в 21-м веке.
1. Введение в философию: учебник для вузов. В 2-х ч. Ч. 1 / Под общ. ред. И. Т. Фролова. – М., 1989. Глава 1, Философия, ее предназначение, смысл и функции. – С. 10-73, 293-313, 344-369.
2. Кузнецов В. Г. и др. Философия: учебник. – М., 2001. – С. 120-151.
3. Мир философии: книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1 Исходные философские проблемы. – М., 1991. – Раздел 1. Предназначение и смысл философии, ее историческое развитие.
4. Радугин А. А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2001. – С. 10-30.
5. Философия: Уч. пособие / Под ред. В. Н. Кохановского. – Ростов н/Дону, 1999. – С. 6-36.
1. Желнов В. В. Предмет философии в истории философии. Предистория. – М., 1981, – 720 с.
2. Зотов А. Ф. Существует ли мировая философия? // Вопросы философии. – 1997. – № 4. – С. 19-37.
3. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. 2-е изд. Измен. и доп. – М., 1992. – 415 с.
4. Философия и мировоззрение. – М., 1999. – 480 с.
5. Франк С. Л. Русское мировоззрение. – СПб., 1996.
6. Чанышев А. Н. Философия древнего мира. – М., 2001. – С. 3-30.