Вы здесь

Философия. Практикум. 3 Средневековая философия (Е. Р. Южанинова, 2013)

3 Средневековая философия

3.1 Задания и упражнения

Текст для анализа

Иоанн Дамаскин. Диалектика

Философия есть познание сущего… то есть познание природы сущего. И ещё: философия есть познание вещей божественных и человеческих, то есть видимых и невидимых. Далее, философия есть помышление о смерти как произвольной, так и естественной. Ибо о жизни можно говорить в двояком смысле: во-первых, это естественная жизнь, которой мы живём; во-вторых, произвольная, к которой мы страстно привязываемся к настоящей жизни. Так же двояка и смерть: во-первых, естественная, т.е. отделение души от тела; во-вторых, произвольная, когда мы проникаемся презрением к настоящей жизни и устремляемся к будущей. Далее, философия есть уподобление Богу. Уподобляемся же мы Богу через мудрость, которая есть истинное познание блага; и через справедливость, которая есть нелицеприятное воздаяние каждому должное; и через праведность, которая превышает меру справедливости… Философия есть искусство искусств, наука наук, ибо философия есть начало всякого искусства. Через неё изобретается всякое искусство и всякая наука… Далее, философия есть любовь к мудрости; истинная же мудрость есть Бог. А потому любовь к Богу есть истинная философия8.

Вопросы для анализа проблемы:

1. К какому виду философских проблем относятся проблемы, выраженные во фрагменте?

2. Какое философское направление разрабатывает данную проблематику?

3. Является ли данная проблематика проблемой одного из направлений философии, конкретного философского учения, философского знания в целом?

Текст для анализа

Августин Аврелий. Об истинной религии

Ты можешь спросить: «Почему здоровье слабеет?» Да потому что изменяемо. «Почему оно изменяемо?» Потому что несовершенно. «Почему же несовершенно?» Потому что ниже Того, Кем создано. «Кем же оно создано?» Тем, Кто выше всего. «Кто же это?» Бог. «С какой целью он всё создал?» Чтобы оно существовало, ибо каким бы малым ни быть – это уже благо; потому что быть наивысшим – наивысшее благо. «Из чего оно Им создано?» Из ничего. Ибо всё, что существует, необходимо существует в каком бы то ни было виде; следовательно, хотя бы оно было благом наименьшим, оно всё таки будет благом и будет от Бога. Но всякое благо есть или Бог или от Бога; следовательно, и наименьший вид – от Бога. А что сказано о виде, то можно сказать, без сомнения, о форме, ибо не напрасно же восхваляется как прекраснейшее по виду, так и прекраснейшее по форме. Итак, то, из чего Бог создал всё, не имеет никакого вида и никакой формы и есть не что иное, как ничто. Ибо то, что по сравнению с совершенным называется бесформенным, если оно только имеет хоть сколько-нибудь формы, хотя бы самую малость… не есть уже ничто; а потому и оно, насколько существует, существует не иначе, как от Бога. Поэтому, даже если мир создан из какой-нибудь бесформенной материи, то сама эта материя создана совершенно из ничего; ибо и то, что ещё не получило формы, однако так или иначе находится в зачатке, чтобы могло оформиться, то и оно способным к форме делается по благости Божьей.9

Августин Аврелий. Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви.

Итак, когда спрашивают, во что нужно верить в религии, то нет нужды исследовать природу вещей, как поступают те, кого греки называют физиками; не следует беспокоиться, если христианин не знает что-нибудь о силе и числе стихий, о движении, строе и затмении звёзд, о форме неба, о родах и породах животных, растений, камней… и многом другом… Достаточно верить, что причина тварей небесных и земных, видимых и невидимых заключается только в области Творца, Который есть единый и истинный Бог10.

Вопросы для анализа проблемы:

1. Значит ли, что следуя логике автора необходимо отказаться от гипотезы творения бытия, Вселенной, гипотезы «Большого взрыва»?

2. Согласно приведённым фрагментам поясните, что такое материя, бог, дух, человек, творец.

3. Какой вариант философской картины мира выражен в данной концепции?

Текст для анализа

Фома Аквинский. Сумма теологии

Бытие Божие может быть доказано пятью путями. Первый и наиболее очевидный путь исходит из понятия движения. В самом деле, не подлежит сомнению и подтверждается показаниями чувств, что в этом мире нечто движется. Но всё, что движется, имеет причиной своего движения нечто иное… Следовательно, невозможно, чтобы нечто было одновременно в одном и том же отношении и одним и тем же образом и движущим, и движимым, иными словами, было бы само источником своего движения. Следовательно, всё, что движется, должно иметь источником своего движения нечто иное… Следовательно, необходимо дойти до некоторого перводвигателя, который сам не движим ничем иным, а под ним все разумеют Бога.

Второй путь происходит от понятия производящей причины. В самом деле, мы обнаруживаем в чувственных вещах последовательность производящих причин; однако не обнаруживается и невозможен такой случай, чтобы вещь была своей собственной производящей причиной. Нельзя помыслить и того, чтобы ряд производящих причин уходил в бесконечность. Устраняя причину, мы устраняем и следствия. Следовательно, необходимо положить некоторую первичную производящую причину, каковую все именуют Богом.

Третий путь исходит из понятий возможности и необходимости и сводится к следующему. Итак, если бы не было ничего сущего, невозможно было бы, чтобы что-либо перешло в бытие, и потому ничего не было бы, что очевидным образом ложно. Итак, не всё сущее случайно, но в мире должно быть нечто необходимое. Однако всё необходимое либо имеет какую-либо внешнюю причину своей необходимости, либо не имеет. Между тем, невозможно, чтобы ряд необходимостей сущностей, обуславливающих необходимость друг друга уходил в бесконечность. Поэтому необходимо положить некую необходимую сущность, необходимую самоё по себе, не имеющую внешней причины своей необходимости, но самоё составляющую причину необходимости всех иных; по общему мнению, это есть Бог.

Четвёртый путь исходит из различных степеней, которые обнаруживаются в вещах. Мы находим среди вещей более или менее совершенные, или истинные, или благородные; и так обстоит дело и с прочими отношениями того же рода. Но о большей или меньшей степени говорят в том случае, когда имеется различная приближенность к некоторому пределу. Но то, что в предельной степени обладает некоторым качеством, есть причина появления этого качества. Отсюда следует, что есть некоторая сущность, являющаяся для всех сущностей причиной блага и всякого совершенства; и её мы именуем Богом.

Пятый путь исходит из распорядка природы. Мы убеждаемся, что предметы, лишённые разума, каковы природные тела, подчиняются целесообразности. Это явствует из того, что их действия или всегда, или в большинстве случаев направлены к наилучшему исходу. Поскольку же сами они лишены разумения, они могут подчиняться целесообразности лишь постольку, поскольку им является некто, одаренный разумом и пониманием, как стрелок направляет стрелу. Следовательно, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе; и его мы именуем Богом.11

Вопросы для анализа проблемы:

1. Объясните теизм, деизм, креационизм как варианты философского освоения мира.

2. Есть ли различие понятий «бытие Божие» и «бытие как творение Божие»?

3. Дайте чёткие определения пяти способам доказательства бытия Бога в концепции Фомы Аквинского.

3.2 Тесты

1. Кто из средневековых мыслителей первым разработал представление о сакральном характере человеческой истории («О граде Божьем»):

а) Августин Блаженный;

б) Боэций;

в) Росцелин;

г) Фома Аквинский.

2. Отношение между философией и религией в эпоху средневековья устанавливалось формулой:

а) «философия и религия – молочные сестры»;

б) философская и религиозная истины – две равноправные истины;

в) «философия – служанка богословия».

3. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно – философское направление, им созданное, называется:

а) аквинизмом;

б) томизмом;

в) августинизмом;

г) папизмом.

4. Сколько доказательств бытия Бога дал средневековый мыслитель Фома Аквинский:

а) 2;

б) 3;

в) 4;

г) 5.

5. Назовите представителей номинализма:

а) Ансельм Кентерберийский;

б) Иоанн Росцелин;

в) Гильом из Шампо;

г) Уильям Оккам.

6. Кто в Средневековье онтологически доказал существование Бога:

а) Ансельм Кентерберийский;

б) Иоанн Скот Эриугена;

в) Пьер Абеляр;

г) Иоанн Росцелин.

7. Какое из нижеследующих высказываний относится к эсхатологии:

а) учение о загробной жизни единичной человеческой души;

б) ожидание конца света;

в) учение о цели космоса и истории, об их конце.

8. Выберите определение «креационизма»:

а) направление в античной философии;

б) онтологический принцип, признающий сотворение мира Богом из ничего;

в) антропологический принцип, основанный на изучении различий человека и животного;

г) термин в анатомии.

9. Определите суть термина патристика:

а) концепция примирения и воссоединения божества и мира, абсолютного и относительного бытия;

б) совокупность учений отцов церкви 2-7 веков;

в) рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения на основе идей античной философии;

г) философское учение признающее, что единой основой мира является материя, обладающая способностью к самодвижению и саморазвитию.

10. Соотнесите мыслителей с их высказываниями:




11. Назовите основного систематизатора зрелой средневековой схоластики:

а) Боэций;

б) Фома Аквинский;

в) Августин Блаженный;

г) Ансельм Кентерберийский.

12. Какова основная мировоззренческая ориентация средневековой философии:

а) теоцентризм;

б) антропоцентризм;

в) социоцентризм;

г) натуроцентризм.

13. Приведите в соответствие мыслителей и направления средневековой схоластики:




14. Согласно номинализму реально существуют только:

а) единичные вещи;

б) общие понятия;

в) субстанция;

г) концепты.

15. Философское учение, отрицающее принципиальную возможность познаваемости объективного мира, – это…

а) оптимизм;

б) агностицизм;

в) монизм;

г) скептицизм;

д) материализм.

16. Как, по мнению Августина Аврелия, соотносятся вера и разум:

а) вера и разум исключают друг друга;

б) вера стоит выше разума;

в) разум стоит выше веры;

г) вера и разум находятся в гармонии.

17. Какое, из ниже перечисленных доказательств бытия бога, отвергает Ф.

Аквинский:

а) онтологическое доказательство;

б) кинетическое доказательство;

в) доказательство от степеней совершенства;

г) доказательство от случайности и необходимости.

18. Направление в схоластической философии и теологии католицизма, порожденное влиянием Ф. Аквинского, носит название:

а) монизм;

б) томизм;

в) агностицизм;

г) солипсизм;

д) патристика.

19. Ф. Аквинский насчитывает шесть форм правления, три правильные и три неправильные. Какие, из нижеперечисленных форм правления, по мнению Ф. Аквинского, относятся к правильным

а) монархия;

б) аристократия;

в) тирания;

г) демократия;

д) олигархия;

е) охлократия.

20. Перечислите основные черты философии эпохи Средневековья а) теоцентризм;

б) антропоцентризм;

в) догматизм;

г) космоцентризм;

д) креационизм.

21. «Верую, чтобы понимать», автором данного изречения является а) Сократ;

б) А. Аврелий;

в) Ф. Аквинский;

г) П. Абеляр;

д) Ориген.

22. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:

а) аквинизмом;

б) томизмом;

в) августинизмом;

г) папизмом.

23. Креационизм – это:

а) направление в античной философии;

б) онтологический принцип, признающий сотворение мира Богом из ничего;

в) антропологический принцип, основанный на изучении различий человека и животного;

г) термин в анатомии;

д) понятие в логике.

24. Монотеизм – это:

а) система религиозных представлений, основу которой составляет вера в единого Бога;

б) вера в возможность сверхъестественного воздействия на внешний мир;

в) философско-религиозное учение о Боге как безличной первопричине мира, находящейся вне его и не вмешивающейся в развитие природы и общества.

25. Разум и истина в учении о познании Н. Кузанского соотносятся как:

а) разум и истина взаимоисключают друг друга;

б) разум может постигнуть абсолютную истину;

в) разум близок к истине как многоугольник к кругу.

26. Схоластическое учение, согласно которому общие понятия или «универсалии», объединяющие предметы и выражающие их сущность, существуют объективно и независимо от самих предметов, называется:

Конец ознакомительного фрагмента.