2 Античная философия
2.1 Задания и упражнения
Текст для анализа
Афиняне разозлились на Сократа за то, что он находил их недостатки, призывал к справедливости, обращался к их совести. На него подали в суд, обвинивши его в том, что он совращает молодёжь и не признаёт Бога. И суд приговорил к смерти Сократа. В конце концов, если Сократ откажется от своих убеждений, перестанет будить у людей совесть и искать в их душах правду, и будет молчать, тогда его оставят в живых. Но Сократ не соглашается: без этого жизнь для него – не жизнь. И Сократ должен умереть. Его ученики и друзья в замешательстве, они предлагают ему организовать побег, но мудрец отказывается от этой возможности остаться в живых. Убежать – это значит отказаться от того, чему он учил всю жизнь, вести себя боязливо, криводушно, несправедливо – это значит предать самого себя.
Сократ спокойно выпивает чашу с отравленным соком и умирает.
Вопрос для анализа проблемы:
Почему можно считать моральную позицию Сократа соответствующей его философскому учению?
Текст для анализа
Платон. Менон
Душа бессмертна, часто рождается, видела всё и здесь, и в Аиде, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому ничего удивительного нет в том, что и насчёт добродетели и насчёт всего прочего она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз всё в природе друг другу родственно, а душа всё познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, – люди называют это познанием, – самому найти и всё остальное, если только он будет мужествен и неутомим в поисках: ведь искать и познавать – это как раз и значит припоминать5.
Платон. Кратил
Да и слово «познание» говорит о том, что душа, значение которой в этом деле велико, следует за несущимися вещами, не отставая от них и их не опережая. Поэтому… нужно говорить: не «познать», а «позанять»… Ведь когда говорят «смекнуть», это совершенно совпадает со значением слова «познать», так как оно показывает, что душа сопровождает вещи, печётся вместе с ними6.
Задание: дайте анализ концепции, представленной Платоном, выделив следующее:
1. Как можно определить понятия субъекта и объекта познания?
2. Каков первичный фактор познания оказывается решающим для достижения достоверного знания?
3. Какой вариант гносеологических теорий – эмпирический, рационалистический, мистический – выражен в рассуждениях?
4. Какие реальные факты познавательных процессов выделены в представленном подходе?
Текст для анализа
Платон. Государство
Так вот, то, что придаёт познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, это ты и считай идеей блага – причиной знания и познаваемости истины. Как ни прекрасно и то и другое – познание и истина, но если идею блага ты будешь считать чем-то ещё более прекрасным, ты будешь прав. Как правильно было бы считать свет и зрение солнцеобразным, но признавать их Солнцем было бы неправильным, так и здесь: правильно считать познания и истину имеющими образ блага, но признать которое благом было бы неправильно: благо по его свойствам надо ценить ещё больше.
Итак, вот что мне видится: в том, что познаваемо, идея блага – это предел, и она с трудом различима, но стоит только нам её там различить, как отсюда напрашивается вывод, что именно она – причина всего правильного и прекрасного.7
Вопросы для анализа проблемы:
1. Выделите существенные основы модели истины, анализируемой мыслителем.
2. Представлен ли в рассуждении философа комплексный критерий истины как категории гносеологии, жизненного опыта, общественной жизни?
2.2 Тесты
1. Платона называют великим философом, потому что он:
а) основал знаменитую философскую школу;
б) создал философскую систему идеализма;
в) считал, что учение софистов ложно.
2. Соотнесите мыслителей с их высказываниями о «первоначале» бытия:
3. Центральной проблемой философии софистов является проблема:
а) человека;
б) «физиса»;
в) материи.
4. Укажите составляющие элементы сократовской диалектики:
а) утверждение и синтез;
б) отрицание и синтез;
в) опровержение и майевтика;
г) незнание и всеведение.
5 Кто из античных философов широко использовал тезис: «Познай самого себя»:
а) Эмпедокл;
б) Парменид;
в) Анаксагор;
г) Сократ;
д) Эпикур.
6. Каково было непременное условие для поступления в платоновскую Академию:
а) знание поэзии;
б) знание законов;
в) знание геометрии;
г) знание истории.
7 Что, по Эпикуру, является главной преградой на пути к достижению человеческого счастья:
а) гордость;
б) страхи;
в) высокомерие;
г) корыстолюбие.
8. Термин «апейрон» у философа милетской школы Анаксимандра означает:
а) разум;
б) необходимость;
в) беспредельную и неопределенную материю.
9. Родоначальником древнегреческой диалектики, утверждавшим «Все течет, все меняется», был:
а) Пифагор;
б) Парменид;
в) Филолай;
г) Гераклит.
10. Платон считал, что в идеальном государстве должна быть реализована такая форма государственного правления, как:
а) аристократическая республика (тимократия);
б) олигархия;
в) демократия;
11. Каково отношение идеи и вещи у Платона:
а) вещь – отражение идеи;
б) идея тождественна вещи;
в) идея – отражение вещи.
12. Кто из древнегреческих мыслителей является автором следующего высказывания: «Я знаю, что я ничего не знаю, но есть люди, которые не знают и этого»?
13. Древнегреческие стоики (Зенон из Китиона, Хрисипп из Сол) считали свободным только:
а) мудреца, следующего необходимости;
б) человека, стремящегося к счастью;
в) анахорета (отшельника).
14. Выберите основные добродетели, разработанные Сократом:
а) мужество;
б) справедливость;
в) сдержанность;
г) альтруизм.
15. Древнегреческие софисты – это:
а) жрецы;
б) писцы;
в) учителя мудрости;
г) правители.
16. По своему мировоззрению Платон был:
а) объективным идеалистом;
б) субъективным идеалистом;
в) скептиком;
г) материалистом.
17. Под «материей» Аристотель понимал:
а) неподвижный субстрат;
б) вещество, состоящее из атомов;
в) духовная энергия;
г) апейрон.
18. Кто является основателем кинизма?
а) Сократ;
б) Парменид;
в) Диоген Синопский;
г) Антисфен.
19. Слово «философия» у древнегреческих мыслителей означает:
а) рефлексию над основаниями культуры;
б) любовь к мудрости;
в) гимнастику ума;
г) трехступенчатое развитие абсолютной идеи.
20. «Платон мне друг, но истина дороже» – это высказывание принадлежит…
21. Что понимается под сферой подлинного бытия в учении Платона:
а) материя;
б) атомы;
в) мир идей;
г) божественный разум.
22. В качестве первоначала у милетцев фигурирует:
а) вода;
б) число;
в) воздух;
г) огонь;
д) атомы;
е) апейрон.
23. Кому принадлежит высказывание: «Человек есть мера всех вещей»
а) Протагор;
б) Демокрит;
в) Сократ;
г) Эпикур;
д) Платон.
24. Вставьте пропущенные слова в высказывание Демокрита: «Бытие есть, а … нет. Бытие постижимо, а … – нет».
25. Что подразумевается под «майевтикой» Сократа, как методом познания:
а) привести мысль ученика к истине при помощи правильно подобранных вопросов;
б) стремление помочь слушателю обрести познание как основу истинной нравственности, как повитуха помогает родиться ребенку;
в) достичь истину через обнаружение противоречий в утверждениях противника.
26. Какая из перечисленных школ не относится к числу «сократовских»:
а) мегарская;
б) элидо-эретрийская;
в) киренская;
г) коринфская.
27. Кто из античных философов создал атомистическую концепцию бытия:
а) Аристотель;
б) Платон;
в) Демокрит;
г) Гераклит;
д) Эмпедокл.