Вы здесь

Философия. Практикум. 2 Античная философия (Е. Р. Южанинова, 2013)

2 Античная философия

2.1 Задания и упражнения

Текст для анализа

Афиняне разозлились на Сократа за то, что он находил их недостатки, призывал к справедливости, обращался к их совести. На него подали в суд, обвинивши его в том, что он совращает молодёжь и не признаёт Бога. И суд приговорил к смерти Сократа. В конце концов, если Сократ откажется от своих убеждений, перестанет будить у людей совесть и искать в их душах правду, и будет молчать, тогда его оставят в живых. Но Сократ не соглашается: без этого жизнь для него – не жизнь. И Сократ должен умереть. Его ученики и друзья в замешательстве, они предлагают ему организовать побег, но мудрец отказывается от этой возможности остаться в живых. Убежать – это значит отказаться от того, чему он учил всю жизнь, вести себя боязливо, криводушно, несправедливо – это значит предать самого себя.

Сократ спокойно выпивает чашу с отравленным соком и умирает.

Вопрос для анализа проблемы:

Почему можно считать моральную позицию Сократа соответствующей его философскому учению?

Текст для анализа

Платон. Менон

Душа бессмертна, часто рождается, видела всё и здесь, и в Аиде, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому ничего удивительного нет в том, что и насчёт добродетели и насчёт всего прочего она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз всё в природе друг другу родственно, а душа всё познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, – люди называют это познанием, – самому найти и всё остальное, если только он будет мужествен и неутомим в поисках: ведь искать и познавать – это как раз и значит припоминать5.

Платон. Кратил

Да и слово «познание» говорит о том, что душа, значение которой в этом деле велико, следует за несущимися вещами, не отставая от них и их не опережая. Поэтому… нужно говорить: не «познать», а «позанять»… Ведь когда говорят «смекнуть», это совершенно совпадает со значением слова «познать», так как оно показывает, что душа сопровождает вещи, печётся вместе с ними6.

Задание: дайте анализ концепции, представленной Платоном, выделив следующее:

1. Как можно определить понятия субъекта и объекта познания?

2. Каков первичный фактор познания оказывается решающим для достижения достоверного знания?

3. Какой вариант гносеологических теорий – эмпирический, рационалистический, мистический выражен в рассуждениях?

4. Какие реальные факты познавательных процессов выделены в представленном подходе?

Текст для анализа

Платон. Государство

Так вот, то, что придаёт познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, это ты и считай идеей блага – причиной знания и познаваемости истины. Как ни прекрасно и то и другое – познание и истина, но если идею блага ты будешь считать чем-то ещё более прекрасным, ты будешь прав. Как правильно было бы считать свет и зрение солнцеобразным, но признавать их Солнцем было бы неправильным, так и здесь: правильно считать познания и истину имеющими образ блага, но признать которое благом было бы неправильно: благо по его свойствам надо ценить ещё больше.

Итак, вот что мне видится: в том, что познаваемо, идея блага – это предел, и она с трудом различима, но стоит только нам её там различить, как отсюда напрашивается вывод, что именно она – причина всего правильного и прекрасного.7

Вопросы для анализа проблемы:

1. Выделите существенные основы модели истины, анализируемой мыслителем.

2. Представлен ли в рассуждении философа комплексный критерий истины как категории гносеологии, жизненного опыта, общественной жизни?

2.2 Тесты

1. Платона называют великим философом, потому что он:

а) основал знаменитую философскую школу;

б) создал философскую систему идеализма;

в) считал, что учение софистов ложно.

2. Соотнесите мыслителей с их высказываниями о «первоначале» бытия:




3. Центральной проблемой философии софистов является проблема:

а) человека;

б) «физиса»;

в) материи.

4. Укажите составляющие элементы сократовской диалектики:

а) утверждение и синтез;

б) отрицание и синтез;

в) опровержение и майевтика;

г) незнание и всеведение.

5 Кто из античных философов широко использовал тезис: «Познай самого себя»:

а) Эмпедокл;

б) Парменид;

в) Анаксагор;

г) Сократ;

д) Эпикур.

6. Каково было непременное условие для поступления в платоновскую Академию:

а) знание поэзии;

б) знание законов;

в) знание геометрии;

г) знание истории.

7 Что, по Эпикуру, является главной преградой на пути к достижению человеческого счастья:

а) гордость;

б) страхи;

в) высокомерие;

г) корыстолюбие.

8. Термин «апейрон» у философа милетской школы Анаксимандра означает:

а) разум;

б) необходимость;

в) беспредельную и неопределенную материю.

9. Родоначальником древнегреческой диалектики, утверждавшим «Все течет, все меняется», был:

а) Пифагор;

б) Парменид;

в) Филолай;

г) Гераклит.

10. Платон считал, что в идеальном государстве должна быть реализована такая форма государственного правления, как:

а) аристократическая республика (тимократия);

б) олигархия;

в) демократия;

11. Каково отношение идеи и вещи у Платона:

а) вещь – отражение идеи;

б) идея тождественна вещи;

в) идея – отражение вещи.

12. Кто из древнегреческих мыслителей является автором следующего высказывания: «Я знаю, что я ничего не знаю, но есть люди, которые не знают и этого»?

13. Древнегреческие стоики (Зенон из Китиона, Хрисипп из Сол) считали свободным только:

а) мудреца, следующего необходимости;

б) человека, стремящегося к счастью;

в) анахорета (отшельника).

14. Выберите основные добродетели, разработанные Сократом:

а) мужество;

б) справедливость;

в) сдержанность;

г) альтруизм.

15. Древнегреческие софисты – это:

а) жрецы;

б) писцы;

в) учителя мудрости;

г) правители.

16. По своему мировоззрению Платон был:

а) объективным идеалистом;

б) субъективным идеалистом;

в) скептиком;

г) материалистом.

17. Под «материей» Аристотель понимал:

а) неподвижный субстрат;

б) вещество, состоящее из атомов;

в) духовная энергия;

г) апейрон.

18. Кто является основателем кинизма?

а) Сократ;

б) Парменид;

в) Диоген Синопский;

г) Антисфен.

19. Слово «философия» у древнегреческих мыслителей означает:

а) рефлексию над основаниями культуры;

б) любовь к мудрости;

в) гимнастику ума;

г) трехступенчатое развитие абсолютной идеи.

20. «Платон мне друг, но истина дороже» – это высказывание принадлежит…

21. Что понимается под сферой подлинного бытия в учении Платона:

а) материя;

б) атомы;

в) мир идей;

г) божественный разум.

22. В качестве первоначала у милетцев фигурирует:

а) вода;

б) число;

в) воздух;

г) огонь;

д) атомы;

е) апейрон.

23. Кому принадлежит высказывание: «Человек есть мера всех вещей»

а) Протагор;

б) Демокрит;

в) Сократ;

г) Эпикур;

д) Платон.

24. Вставьте пропущенные слова в высказывание Демокрита: «Бытие есть, а … нет. Бытие постижимо, а … – нет».

25. Что подразумевается под «майевтикой» Сократа, как методом познания:

а) привести мысль ученика к истине при помощи правильно подобранных вопросов;

б) стремление помочь слушателю обрести познание как основу истинной нравственности, как повитуха помогает родиться ребенку;

в) достичь истину через обнаружение противоречий в утверждениях противника.

26. Какая из перечисленных школ не относится к числу «сократовских»:

а) мегарская;

б) элидо-эретрийская;

в) киренская;

г) коринфская.

27. Кто из античных философов создал атомистическую концепцию бытия:

а) Аристотель;

б) Платон;

в) Демокрит;

г) Гераклит;

д) Эмпедокл.