1 Методические рекомендации студенту
1.1 Требования к результатам освоения дисциплины
Изучение дисциплины направлено на способность выстраивать линии интеллектуального, культурного, нравственного саморазвития; следовать этическим нормам;
воспитывать в себе толерантное отношение к представителям других культур, наций, конфессий; критически переосмысливать свой социальный опыт. В результате изучения дисциплины «философия» студент должен:
Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии; идеи крупнейших представителей философской мысли; содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития; основные философские проблемы естественных наук.
Уметь отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений (в том числе, глобальных проблем современности); логически и доказательно строить аргументацию по вопросам мировоззренческого характера.
Владеть навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, аргументированного изложения собственной точки зрения.
Демонстрировать способность и готовность к диалогу (в религиозных, общекультурных, национальных и мировоззренческих вопросах), участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.
1.2 Основные общекультурные компетенции, которыми должен обладать студент в результате освоения дисциплины «Философия»
110100 – Агрономия
110400 – Агрохимия и агропочвоведение
110900 – Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции
– владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
– стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
– осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);
– способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10);
– способность представлять современную картину мира на основе естественнонаучных, математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-11).
111100 – Зоотехния
– владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
– осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
– использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);
– способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10).
110800 – Агроинженерия
– владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
– понимание социальной значимости своей будущей профессии (ОК-7);
– использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
– способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).
250100 – Лесное дело
– владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
– стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-5);
– осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-7);
– использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8).
120700 – Землеустройство
190600 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
– владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию, систематизации информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
– стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
– осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
– способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).
080100 – Экономика
– владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
– способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
– способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
– способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
– осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11).
080200 – Менеджмент
– знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1);
– знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);
– владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);
– стремление к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);
– осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);
– способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13).
1.3 Разделы дисциплины и их содержание
1.4 Самостоятельная работа студентов
Формы самостоятельной работы:
1) самостоятельное изучение разделов, переработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям;
2) выполнение индивидуальной контрольной работы;
3) подготовка к экзамену.
Количество часов, отведенных на самостоятельную работу, варьируется от 94 до 130 в зависимости от факультета.
Темы для самостоятельного изучения
1.5 Методические советы по изучению дисциплины
Необходимо правильно организовывать время. Нужно приучать себя работать с учебниками, справочной (словари, энциклопедии) и периодической (журналы, газеты) литературой. Материал Интернета нужно использовать осторожно, поскольку его качество часто оставляет желать лучшего. Философия традиционно считается предметом сложным и непонятным, поэтому каждую тему необходимо прорабатывать тщательно, не ограничиваясь только прочтением лекционного материала. Количество часов, отведенных на лекционный курс, не позволяет представить весь материал одинаково глубоко.
Общие рекомендации по изучению сложных тем:
– прочитать лекционный материал внимательно, обращая внимание на сложные моменты, перечитывая их;
– прочитать материал одного из рекомендованных преподавателем учебников по данной теме;
– выписать незнакомые термины, имена и, с помощью справочной литературы, расшифровать их в рабочей тетради;
– подготовить материал в соответствии с планом семинара;
– еще раз просмотреть конспект лекции;
– вопросы темы, оставшиеся непонятыми, следует задать преподавателю на консультации.
В представленных в пособии вопросах для итогового контроля учтены не только базовые темы, но и темы, вынесенные на самостоятельную подготовку. Лучше использовать один-два источника, рекомендованных преподавателем, чтобы внимание не «рассыпалось» от избытка информации. К тому же, в разных учебниках, как правило, предлагается свое, авторское, видение проблемы. При подготовке к экзамену следует четко представлять себе хронологию этапов развития философской мысли и последовательно изучить (повторить) основные эпохи (их характеристику, основные направления и представителей), т.е. средние века после античности и т.д. Теоретические темы (онтология, гносеология и т.д.) можно прорабатывать в произвольном порядке, опять же уделив основное внимание терминологии и классификациям.
Тестовые материалы служат итоговой формой контроля по базовым темам. Поэтому для правильного ответа на вопросы следует предварительно внимательно изучить основные термины, определения, имена, классификации, периоды, встречающиеся в данной теме. Студент может начать с ответа на любой из вопросов. Как правило, предполагается один правильный вариант ответа. Правильный ответ на тестовые задания означает лишь элементарные знания по той или иной теме.
Контрольная работа представляет собой самостоятельно переработанный материал. Задания для контрольных работ предполагают творческий подход и самостоятельную работу студента. Проконсультироваться по вопросам подбора литературы, степени охвата темы и т.д. можно с преподавателем в дни консультаций. Детальные рекомендации по содержанию и оформлению работы см. в разделе 3.3 – задания для контрольных работ.