9. Милетская философская школа. Гераклит
1. Первый в истории философ – Фалес (625–545 до н. э.) жил на ионийском побережье Малой Азии, в Милете. Фалес стремился объяснить мир исходя из естественных причин, т. е. из самого мира. Главная его идея – «Всё есть вода». Принимая за единое начало всех вещей воду, он первым попытался решить проблему единого и многого, сведя все многообразие вещей к воде, чутьем диалектика понимая, что за видимым многообразием скрывается единство природы. В непрерывно изменяющемся мире существует единое начало, остающееся постоянным элементом при всех переменах. Оно и есть основа всего существующего во Вселенной. Наблюдая за природой, Фалес пришел к выводу, что все вещи возникают из воды и в воде же исчезают.
Фалес не случайно избрал воду в качестве первоначала: воду, как ничто другое, можно принять как средоточие всех противоположностей. Вода может быть холодной и горячей, превращаться в твердое и газообразное состояния; она не имеет определенной, неизменной формы и в то же время чувственно определенна (ее можно видеть, осязать, обонять и даже слышать). Кроме того, вода, точнее, один из двух ее элементов – водород, – наиболее распространенное вещество во Вселенной.
2. Учеником Фалеса был Анаксимандр (610–540 до н. э.). Он первым выдвинул идею архэ (первоначала) и в качестве такового рассматривал апейрон (беспредельное). Апейрон в философии Анаксимандра представляется некоей абстрактной материей, вещественной субстанцией, из которой произошло все сущее. Из апейрона возникает всё, что было, есть и когда-либо будет в этом мире. Эта идея была значительным шагом вперед по сравнению с предположением о первооснове в виде какой-либо стихии – огня, воды и т. п. По мысли Анаксимандра, мир возник в результате борьбы противоположностей, прежде всего тепла и холода.
3. Идеи Фалеса и Анаксимандра развил Анаксимен (585–525 до н. э.). В качестве материального первоначала Анаксимен рассматривал воздух – самую «бескачественную» стихию. Сгущаясь либо разрежаясь, воздух порождает воду, землю, огонь, т. е. все многообразие вещей и явлений.
4. Анаксагор (500–428 до н. э.) развивал идею, что в первичном состоянии мир уже является смесью всех веществ, которые потом явно обнаруживают себя в этом мире. Многообразие тел в природе Анаксагор объяснял наличием множества неизменных элементов, которые он назвал «гомеомериями».
5. Философы милетской школы создали первые философские учения в Древней Греции. Последующие философы развивали принципы, неявно присутствовавшие у милетцев. Так, мысль милетских философов о едином первоначале всего сущего дала толчок Ксенофану и Пармениду к созданию учения о всеедином бытии, а попытки милетцев найти рациональное объяснение видимому многообразию вещей привели Пифагора к учению о числовой закономерности, лежащей в основе всех вещей. Без милетцев не было бы и Гераклита.
6. Гераклит (544–483 до н. э.) жил на ионийском побережье, в Эфесе. От его сочинения «О природе» до нас дошло 126 разрозненных фрагментов, которые поражают своей философичностью и глубиной. Гераклит – автор знаменитого тезиса: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Впоследствии этот тезис был сокращен до формулы: «Всё течет, всё меняется». Отсюда становится понятным, почему началом всего существующего Гераклит полагал огонь – нечто чрезвычайно изменчивое и являющееся причиной изменения. Вот как он объяснял мир на основе своего учения об огне-архэ: «Мир не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим». Огонь как первооснова всего сущего представляет собой чистый разум, некую божественную субстанцию.
Огонь управляет Космосом через Логос.
Логос (греч. logos – речь, слово, высказывание, понятие, основание, мера) – понятие античной философии, обозначающее разумный принцип, управляющий миром.
Именно Логос порождает постоянное противоборство, из которого возникает вся множественность вещей. И конечной, и отправной точками всего сущего является огонь; все прочие стихии возникают из огня и в него же возвращаются. Весь окружающий мир находится в непрерывном обновлении и изменении в соответствии с Логосом.
Высшая человеческая мудрость состоит в подчинении Логосу и в его познании. Познание Логоса дает человеку ясность духа и наивысшее блаженство.
Гераклит был первым в истории сознательным диалектиком.
Диалектика – первоначально искусство спора; впоследствии учение о существующих противоречиях, развитии и становлении.
Согласно учению Гераклита, все чревато противоположностями или состоит из противоположностей, которые суть одно, т. е. являют собой реально существующее противоречие. Гераклит также утверждал, что всеобщая гармония может быть выражена в виде лука и лиры: лира – диалектика сохранения и собственно гармонии, лук – диалектика изменения, борьбы, разрушения и созидания. Что из них преобладает? Над этим вопросом до сих пор бьются лучшие умы человечества.