Вы здесь

Философия. Краткий курс. 12. Классический период древнегреческой философии ( Коллектив авторов, 2016)

12. Классический период древнегреческой философии

1. Развитие древнегреческой философии до Сократа – это история возникновения и развития материализма (от Фалеса до Демокрита).

Материализм (лат. materialis – вещественный) – философское направление, признающее существование мира вне и независимо от сознания познающего субъекта и объясняющее этот мир из самого себя, не прибегая к гипотезе о предшествующем ему и порождающем его мировом духе (боге, абсолютной идее и т. д.).

В учении Демокрита (конец V – начало IV в. до н. э.) древнегреческий материализм достиг своей высшей формы – атомизма.

Атомизм (греч. atomon – неделимое) – учение о том, что все вещи состоят из самостоятельных элементов (атомов) и что все совершающееся основывается на перемещении, соединении и разъединении этих элементов.

Эпоха наивысшего развития материализма в Древней Греции была во многом порождена социальными процессами в греческих полисах. В этот период греческие рабовладельческие полисы достигли своего политического, социального и экономического расцвета, что непосредственно отобразилось в развитии культуры и в том числе философии.

2. Развитие древнегреческого полиса шло противоречиво. В то самое время, когда демократический полис достиг своего наивысшего расцвета, началась его деградация. Одним из наиболее серьезных проявлений начинающегося кризиса рабовладельческой системы стала Пелопоннесская война. Демократические Афины утратили свое главенствующее положение в союзе греческих государств. За короткий промежуток времени между диктатурой Перикла, опиравшегося на нормы демократической государственности, и «тиранией тридцати» возможности полисной системы практически исчерпались, и ее деградация достигла большой степени.

3. Этот период в интеллектуальной жизни греческого общества ознаменовался серьезными изменениями. Греческая демократия не поощряла исследования природы, поддерживая религиозные воззрения и опасаясь за существование имевшихся религиозных культов. Ее ненависть к вольнодумству физиков выразилась в форме обвинения в религиозном нечестии. Такое обвинение было предъявлено Анаксагору. Со своими политическими противниками правящая греческая верхушка поступала так же. Сократ, отговаривавший молодых философов от изучения физического мира, был осужден, как и Анаксагор, за нарушение староотеческой веры. В этих условиях, вопреки враждебному отношению и даже гонениям правящего класса, развивался древнегреческий материализм.

4. Однако до возникновения учения Сократа господствующий класс греческих рабовладельцев не сумел выработать философское обоснование своего мировоззрения. Защищать религию и мистику от наступления науки приходилось, опираясь на религиозную и мифологическую традиции. Идеалистическая философия пока еще не была выработана, и противопоставить материализму Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита было, по сути, нечего. Первые шаги в создании идеалистической философской системы сделал Сократ – противник старинного демократического уклада и народной религии.

5. Ситуация в философии начала меняться в начале IV в. до н. э., когда Платоном было разработано учение объективного идеализма, направленное против достижений материалистических философов и ученых.

Объективный идеализм – форма идеализма, утверждающая, что основой всего сущего является личностный или безличный всеобщий дух, сверхиндивидуальное сознание.

Это учение позволило обосновать реакционную социальную и политическую систему взглядов. С этого момента в греческой философии «линии Демокрита» непримиримо противостоит «линия Платона». Борьба материализма против идеализма из безотчетной становится осознанной.

6. Осознанная борьба идей является еще более сложной. Учения и Платона, и Аристотеля, вслед за Платоном разработавшего собственную систему воззрений объективного идеализма, полны противоречий.

Эти учения стали важными вехами в развитии всей древнегреческой науки. Так, школа Платона одновременно занималась серьезными исследованиями в области математики, а Аристотель создал грандиозную энциклопедию всей современной ему науки.

Платон и Аристотель внесли свой вклад не только в виде идеалистических философских воззрений. Платон разработал ряд тем диалектики, теории познания, эстетики, педагогики. Аристотель создал основы логики, много сделал в области теории искусства, в этике, политической экономии, психологии. Влияние учений Платона и Аристотеля вышло далеко за рамки современного им общества.