Вы здесь

Философия. Краткий курс. 10. Элейская философская школа ( Коллектив авторов, 2016)

10. Элейская философская школа

1. Философы элейской школы создали качественную концепцию бытия. Их предшественником был Ксенофан, который одним из первых демифологизировал картину мира, дав природным явлениям естественное объяснение. Ксенофан считал, что боги выдуманы людьми по их собственному образу. (В своих путешествиях Ксенофан столкнулся с тем фактом, что люди представляют себе своих богов по своему подобию: «Эфиопы говорят, что их боги курносы и черны; фракийцы же представляют своих богов голубоглазыми и рыжеватыми».)

2. Парменид (540–480 до н. э.) – основатель элейской философской школы и самая яркая фигура среди элеатов. Парменид решительно порвал с милетской философской традицией, заявив о необходимости отказаться от «пути мнения» и пойти по «пути истины».

Парменид провел четкую грань между мышлением и чувственным опытом, познанием и оценкой. Поскольку мысль обращена к вечно изменяющемуся миру, она и сама оказывается изменчивой и непостоянной. Следовательно, мысль является лишь мнением. Истину же можно найти лишь за пределами чувственного восприятия, за пределами вещественного непрерывно меняющегося мира. Таким образом, согласно Пармениду, чувства могут дать нам только мнение, поскольку обращены к тому, что находится в состоянии изменения и множественности. Только разум постигает реальное как нечто покоящееся и единое.

3. Вследствие такого подхода предметом философского мышления становится бытие как таковое, а не отдельные вещи, которые могут принимать любые формы, но имеют нечто общее: все они «есть», им присущ некий способ «быть». Таким образом, это «есть», бытие, определяет некую универсальную целостность, присущую всем вещам. Парменид утверждал: «Движения нет, небытия нет, существует только бытие». Уничтожение, движение, изменение существуют не по истине, а лишь по мнению. Само же бытие едино. Парменид представлял его как шар, в котором всё одно суть.

Парменид выделил следующие характеристики бытия:

• бытие не возникает и не исчезает;

• бытие непрерывно и однородно;

• бытие равно самому себе;

• формой бытия является совершенная сфера.

Бытие вневременно: оно не имеет ни прошлого, ни будущего, лишь настоящее. «Путь истины», позволяющий заглянуть за границу вечно меняющихся вещей, приводит к осознанию наличия бытия, никем и ничем непорожденного, неуничтожимого, неизменного и т. д.

4. Парменид первым из европейских философов обозначил проблему и категорию бытия. Главный вопрос философии – о соотношении бытия и мышления – Парменид решал так: «Всё, что мыслим, есть бытие». Следование «пути истины» порождает тезис о тождестве бытия и мышления: «Мыслить и быть – одно и то же». Аналогичным образом Парменид решает проблему небытия.

Логика его суждений следующая:

• всё, что мы мыслим, есть бытие;

• небытие мы помыслить не можем;

• следовательно, небытия нет;

• поскольку его нет в нашем мышлении, постольку оно немыслимо и невыразимо.

5. Зенон Элейский (ок. 490–430 до н. э.) вслед за Парменидом отдает первенство разумному познанию над чувственным. Согласно его учению, лишь разум может претендовать на истинность. Зенон развил многие идеи Парменида. Так, Парменид доказывал существование единого, а Зенон пытался опровергнуть существование многого. Он приводил доводы, отрицающие движение, указывающие на то, что оно противоречиво и, следовательно, не существует.

6. Зенон известен своими логическими парадоксами – апориями.

Апория (греч. aporia – затруднение, недоумение) – трудноразрешимая проблема, связанная с противоречием меж ду данными опыта и их мысленным анализом.

Апории служили логико-математическим обоснованием концепции Парменида о вечном, едином и неизменном бытии, доказывая противоречивость движения и, следовательно, его относительность, не-бытийность. Наиболее известные апории Зенона: «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Стадий».

Апория «Ахиллес и черепаха», по мысли Зенона, является аргументом отсутствия движения и неизменности бытия. Соревнуясь между собой в скорости, Ахиллес и черепаха одновременно начинают бежать, при этом на старте черепаха находится чуть впереди Ахиллеса. Когда Ахиллес добегает до места, с которого стартовала черепаха, она уже успела проползти некоторое расстояние. Когда Ахиллес достигает этого места, черепаха уже проползла дальше, и так снова и снова. В результате Ахиллес так и не сможет догнать черепаху, потому что хотя расстояние между Ахиллесом и черепахой будет становиться все меньше и меньше, но тем не менее оно всегда будет.