Вы здесь

Филиалы организаций. Правила создания. Особенности деятельности. Порядок ликвидации. 2. НАЧАЛО РАБОТЫ (С. А. Верещагин, 2010)

2

НАЧАЛО РАБОТЫ

Как уже говорилось выше, формы деятельности организации на других территориях могут быть довольно разнообразными. Это и прием на работу регионального представителя, и открытие (возникновение) обособленного подразделения, и создание (открытие) представительства (филиала), и учреждение дочерней (зависимой) фирмы, и пр.

Бухгалтерские и налоговые последствия в разных ситуациях также будут весьма различными.

Далее рассмотрим некоторые из указанных вариантов и проблемы, при этом возникающие.

2.1. Прием на работу регионального представителя

Одним из способов освоения новых территорий может быть отправка представителя организации, наделенного соответствующими полномочиями, в другой регион. Он, например, должен выяснить возможность открытия в этом регионе филиала пославшей его организации, наладить контакты с представителями местных властей, собрать маркетинговую информацию и пр. А ведь выполнение такого задания может занять не месяц-другой, а, возможно, пару-тройку лет.

Другой вариант. Положим, на постоянного представителя в регионе возлагаются полномочия только по ведению переговоров либо, например, по отслеживанию прохождения товаров организации через местный транспортный узел.

Но и в том, и в другом случае для такого работника (а он чаще всего из местных жителей) нет нужды арендовать или покупать офис, мебель и оборудование, нанимать секретаря и водителя, а также наделять его всеми атрибутами, соответствующими статусу «действительного и полномочного представителя». Ведь эффективность его деятельности будет определяться не отсиживанием на рабочем месте с 10.00 до 19.00 с часовым перерывом на обед, а успешным проведением переговоров, объемом и количеством собранной информации и другими качественными (не количественными) показателями. Да и переговоры чаще всего проводятся не в конторе, а в ресторане, в сауне, на лесной поляне с шашлыком и в других не менее приятных местах.

Другими словами, нет потребность в оборудованном рабочем месте, куда данный работник обязан прибывать для выполнения своих трудовых обязанностей и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (см. определение рабочего места в ст. 209 ТК РФ).

Отсюда можно прийти к следующему выводу: поскольку у организации по месту нахождения ее представителя в другом регионе нет оборудованного рабочего места, не возникает и обособленного структурного подразделения (см. п. 2 ст. 11 НК РФ).

Следовательно, нет и необходимости в постановке на учет в налоговой инспекции места исполнения трудовых обязанностей таким работником. К такому же выводу пришел Минфин России в своих письмах (не являющихся, правда, нормативными актами) от 24.05.2006 № 03-02-07/1-129, от 21.07.2005 № 03-01-10/6-334 и др.

Эти письма подтверждают точку зрения автора: если на работу в другом городе принят, например, работник, в трудовом договоре с которым прямо указано, что он будет работать на дому (в библиотеке, в интернет-клубе и т. д.), то обязанности по постановке на учет в налоговом органе по месту выполнения трудовых функций таким работником у данной организации не возникает.

Трудовым договором может быть предусмотрено, что кроме заработной платы работнику могут компенсироваться и другие расходы, которые он несет в процессе свой деятельности.

Например, при ведении переговоров возникают затраты на оплату ресторана либо иного места культурного проведения досуга.

Такие расходы в соответствии с п. 22 п.1 ст. 264 НК РФ следует, по мнению автора, признать представительскими расходами.

Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относятся расходы организации на официальный прием или обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления либо поддержания взаимного сотрудничества, независимо от места проведения указанных мероприятий.

К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) указанных лиц, а также официальных лиц организации, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения мероприятия и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг приглашенных переводчиков.

К представительским расходам нельзя относить расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний участников официальных мероприятий.

Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 % от расходов организации на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Чтобы возместить своему работнику понесенные им затраты – доказать их экономическую обоснованность и подтвердить их официальный характер, организации в начале года следует издать приказ (распоряжение) об осуществлении расходов на представительские цели и утвердить смету таких расходов.

В приказе (распоряжении) следует перечислить должностных лиц организации, имеющих право проводить такие переговоры (участвовать в них).

Смета должна предусматривать примерный уровень затрат на проведение таких мероприятий. Так как смета носит примерный (предварительный) характер, никто не запрещает в случае перерасхода средств ее пересмотреть, издав опять-таки приказ.

Чтобы возместить понесенные расходы, региональный представитель должен сдать в организацию авансовый отчет, приложив к нему оправдательные документы:

– отчет о проведении мероприятия;

– список участников с обеих сторон;

– первичные документы (чеки, счета, счета-фактуры), подтверждающие указанные расходы.

На это же Минфин России указывает, например, в письме от 13.11.2007 № 03-03-06/1 /807.

Обычно работа регионального представителя организации связана с его постоянными разъездами. Можно, конечно, компенсировать его расходы на общественный транспорт на основании маршрутной ведомости и приложенных билетов, но чаще работнику возмещают затраты на использование его личного автомобиля в служебных целях.

Согласно подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ компенсация за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей работников признается прочими расходами организации, уменьшающими налогооблагаемую прибыль.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 утверждены Нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Согласно данным нормам в зависимости от класса автомобиля, его владельцу ежемесячно может выплачиваться 1200–1500 руб.

Эти расходы, по замыслу законодателей, должны покрывать все расходы владельца машины – на ГСМ, техническое обслуживание, ремонт, а также ее амортизацию.

Но в настоящее время этих полутора тысяч не хватит даже на бензин.

Естественно, большинство организаций, предусмотрев это в своих внутренних приказах или распоряжениях, выплачивают большие суммы, относя разницу за счет чистой прибыли (sorry, за счет расходов, не уменьшающих налогооблагаемую прибыль).

Но фискальные органы в этом случае иногда требуют начисления НДФЛ с этих превышающих установленные нормы доплат.

Однако в постановлении Президиума ВАС РФ от 30.01.2007 № 10627/06 указано, что предельные нормы расходов организаций на выплату таких компенсаций, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92, установлены в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ в целях формирования расходов налогоплательщиков-организаций при исчислении налога на прибыль организаций и не могут быть применены для исчисления другого налога иной категории налогоплательщиков – физических лиц.

Следовательно, ни о каком начислении НДФЛ с суммы, превышающей 1500 руб. (или 1200 руб.), речи идти не должно. Кроме того, согласно п. 3 ст. 236 НК РФ эти суммы не включаются в налогооблагаемую базу по ЕСН, так как они не относятся к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль.

Определенную категорию работников, озабоченных в том числе и демографической ситуацией в стране, также волнует вопрос: а удерживаются ли с этой суммы алименты?

Согласно подп. «п» п. 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 № 841, с компенсационных выплат, связанных со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность, с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику, алименты не удерживаются.

В соответствии со ст. 188 ТК РФ работнику, использующему с согласия или ведома работодателя и в его интересах личное имущество, выплачивается компенсация в размере, определенном соглашением сторон в письменной форме, т. е. приказом руководителя, с которым под роспись ознакомлен работник.

То есть получается, что со всей суммы компенсации за использование личного автомобиля в служебных целях, так как она не является доходами его владельца, алименты удерживаться не должны.

Вышеуказанное Постановление № 841 не связывает перечень доходов, с которых удерживаются алименты на содержание несовершеннолетних детей, с перечнем расходов, не уменьшающих налогооблагаемую прибыль (ст. 270 НК РФ).

Однако на практике автору пришлось столкнуться и с другими рассуждениями. Мол, в данном Перечне сказано о том, что алименты не удерживаются с компенсации за износ инструментов. Автомобиль же является основным средством, следовательно, сумма компенсации сверх установленной Постановлением № 92 попадает в другие выплаты работнику, с которых в обязательном порядке следует удержать 25 % (или 33 %) и перечислить на содержание оставленных им детей.

Такую логику тоже можно понять. Большинство бухгалтеров, занимающихся начислением заработной платы, – женщины. А для них «алиментщик» (если только это не собственный муж) – враг рода человеческого, с которого следует удержать все по максимуму.

Арбитражной практики по этому вопросу автору найти не удалось. По всей видимости, многосемейные папаши еще ни разу не доводили дело до суда.


Чтобы правильно оформить все оправдательные документы, можно воспользоваться, например, письмом УФНС России по г. Москве от 18.01.2008 № 21–18/44-1, в котором указано, что для подтверждения факта использования личного транспорта в служебных целях работник представляет заверенную копию технического паспорта машины. При управлении транспортом по доверенности представляется копия доверенности. Организации необходимо вести учет разъездов работника, в том числе на основании путевых листов. Кроме того, выплата компенсации должна быть предусмотрена трудовым (коллективным) договором либо локальным нормативным актом (приказом) организации.


В таком же порядке, по мнению автора, иногороднему представителю организации могут выплачиваться компенсации за использование его сотового телефона (в том числе и услуги оператора), компьютера (в том числе и услуги провайдера Интернета) и другого его личного имущества.

Кстати, этот вывод подтверждается и вышеупомянутом письме УФНС России по г. Москве от 18.01.2008 № 21–18/44-1.


Время от времени региональный представитель будет обязан (сам либо по вызову) посещать организацию, с которой он связан трудовыми отношениями.

В соответствии с п. 3 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749, поездка работника в обособленное подразделение также признается командировкой.

Отсюда, по мнению автора, можно сделать и обратный вывод: поездка работника, если местом его постоянной работы является другой город, в головную организацию также следует признать командировкой.

Правда, здесь возникает проблема: как в полном соответствии с вышеуказанным Положением оформить все оправдательные документы.

Согласно п. 7 Положения сотруднику оформляется командировочное удостоверение с отметками о выбытии с места постоянной работы, прибытии к месту командировки, выбытии оттуда и прибытии к месту постоянной работы. Другими словами, на оформленном по всем правилам командировочном предписании, приложенным к авансовому отчету, должно быть как минимум две отметки «убыл» и две отметки «прибыл», подкрепленные печатями.

Так вот возникает вопрос: кто поставит региональному представителю печать «прибыл», когда он вернется домой из центрального офиса?

А только на основании правильно оформленного командировочного удостоверения, в обязательном порядке приложенного к авансовому отчету, работнику могут быть выплачены суточные за каждый день нахождения в командировке.

При этом обращаем внимание на то, что согласно подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ (в ред. от 22.07.2008) с 01.01.2009 отменен норматив суточных либо полевого довольствия за время нахождения в командировке.

В связи с этим фактически утратили силу Нормы расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, утвержденные постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 93. Теперь суточные за все время нахождения в командировке, в том числе и за время нахождения в пути, выплачиваются в соответствии со ст. 168 ТК РФ – в размере, установленном коллективным договором или локальным нормативным актом.

В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ суточные, превышающие 700 руб. в день (для заграничных командировок – 2500 руб.), подлежат включению в базу по НДФЛ.

В таком же порядке, как и суточные, т. е. согласно трудовому договору или внутреннему распоряжению руководства организации, возмещаются и все остальные расходы, связанные с поездкой в организацию – затраты на проезд (включая такси) и проживание в гостинице. Ясно одно – они должны быть подтверждены первичными документами – билетами, чеками, счетами.

Но все-таки однозначного ответа на вопрос: кто поставит печать «прибыл» при возвращении работника к месту работы, нет.


Здесь можно предложить только один вариант действий. По возвращении домой представитель организации по почте в адрес головного офиса отправляет авансовый отчет и все оправдательные документы. А уже в организации оформляют поездку работника по всем правилам и положенные суточные вместе с оплатой прочих расходов перечисляются на его карточку.

2.2. Возникновение обособленного подразделения по месту производства работ (оказания услуг)

Как уже говорилось выше, место производства работ (оказания услуг) силами работников организации по договору с заказчиком, по мнению автора, а также сотрудников налоговых органов и ряда судов, следует признать обособленным подразделением организации.

И как только организация заключает договор на выполнение работ (оказание услуг) на другой территории сроком более чем на месяц, она должна встать на налоговый учет как выполняющая работы (оказывающая услуги) по месту нахождения обособленного подразделения.

Если работы длительное время выполняются на территории, подведомственной той же налоговой инспекции, где состоит на учете сама организация, то согласно п. 1 ст. 83 НК РФ повторная постановка на учет не нужна.

Когда работы выполняются на территории того же муниципального образования, но под эгидой другой налоговой инспекции, постановка на учет в соответствии с п. 4 ст. 83 НК РФ также не нужна.

Но если муниципальное образование другое, а определять это следует, используя Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО), утвержденный постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 № 413, то постановка на учет уже необходима.

По окончании работ с учета необходимо сняться.

Если работы выполняться (услуги оказываться) будут довольно долго, то проще, по мнению автора, на учет все-таки встать. А если только два-три месяца, то чаще всего постановки на учет избегают – больно много хлопот.


Чем это грозит?

В первую очередь согласно п. 1 ст. 116 НК РФ опоздание с постановкой на учет в налоговом органе более чем на 30 дней приводит к наложению на организацию штрафа в размере 5000 руб. Если опоздание составляет более чем 90 дней, то сумма штрафа на основании п. 2 ст. 116 НК РФ возрастает до 10 000 руб.

Плюс к этому на должностных лиц организации может быть наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 500-1000 руб. (ст. 15.3 КоАП РФ).

Но это еще терпимо.

А вот непредставление налоговой декларации (хотя бы по налогу на прибыль) в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ приведет к взысканию штрафа в размере 5 % от суммы налога, подлежащего уплате по этой декларации за каждый полный или неполный месяц, считая со дня, установленного для ее представления. При этом сумма штрафа не может быть менее 100 руб. и не должна превышать 30 % от суммы налога.

Причем это в том случае, если организация опоздала с представлением декларации меньше, чем на полгода.

Ну а если опоздание превысило 181 день, то на основании п. 2 ст. 119 НК РФ размер штрафа составит 30 % от суммы налога за первые полгода плюс 10 % от суммы налога за каждый следующий месяц.

Кроме того, согласно ст. 15.5 КоАП налагается административное взыскание в размере 300–500 руб. на должностных лиц организации.


Кто это сможет обнаружить?

Во-первых, налоговая инспекция по месту учета организации при проведении выездной проверки. Договоры с заказчиком о проведении работ на его территории могут вызвать вопрос о постановке организации там на учет.

Но это больше теоретически, так как в этом случае нужно будет отдать часть уже полученных налога на прибыль и НДФЛ (как минимум) другой инспекции, да вдобавок еще и в другую область. А это корректировка уже сданной отчетности по сбору налогов и другие малоприятные хлопоты.

Правда, проверяющий в этом случае сможет утешиться наложением на организацию санкций в виде штрафа в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 126 НК РФ, – 50 руб. за непредставление сведений об открытии обособленного подразделения (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ) и административного взыскания согласно ст. 15.6 КоАП – 300–500 руб.

Но таких добросовестных инспекторов автор еще не встречал.


Но кроме «во-первых» еще может быть и «во-вторых». А это выездная или камеральная проверка заказчика, на которого работает наш подрядчик.

Допустим, при проверке обоснованности применения вычетов по НДС заказчик представляет в свою налоговую инспекцию счета-фактуры подрядчика, который, судя по ИНН, зарегистрирован в другом регионе, а согласно КПП обособленного подразделения по месту выполнения им работ не открыл. Вот здесь уже местная налоговая инспекция имеет все шансы отыграться на нем по полной программе.

И «привлекут» ленивого подрядчика и на основании ст. 116 НК РФ за непостановку на учет по месту нахождения обособленного подразделения, и в соответствии со ст. 119 НК РФ за неподачу налоговой декларации по налогу на прибыль.

Известны случаи, когда инспекции пытаются привлечь к ответственности организации не по ст. 116 НК РФ, а по ст. 117 НК РФ – уклонение от постановки на учет в налоговом органе. А это уже грозит не 5000-10 000 руб. штрафа, а 10 (а то и 20) % (в зависимости от срока) от суммы дохода, но не менее 20 000 руб. (40 000 руб. при такой деятельности более 90 дней).

Однако организация ведь уже состоит на учете по месту своей регистрации и может предъявить свидетельство о постановке на учет (форма № 1-1-Учет).

Но тем не менее прецеденты есть, и в ряде случаев суды встают на сторону фискальных органов.

Так, например, ФАС Уральского округа (постановление от 25.12.2006 по делу № Ф09-10840/06-С7) согласился с доводами налоговой инспекции, указавшей, что несвоевременная постановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения влечет за собой взыскание санкций именно по ст. 117 НК РФ, а не пост. 116 НК РФ.

К такому же выводу пришел и ФАС Западно-Сибирского округа (см. постановление от 07.04.2004 по делу № Ф04/1748-166/А70– 2004).

А вот в постановлении ФАС Московского округа от 20.06.2007 № КА-А40/5386-07 изложена противоположная позиция, причем, по мнению автора, абсолютно логичная: санкция согласно ст. 117 НК РФ может быть наложена лишь в связи с ведением деятельности вообще без постановки на налоговый учет. Ответственность за нарушение срока постановки на налоговый учет в связи с образованием обособленного подразделения установлена ст. 116 НКРФ.

Судя по всему, позиция налоговых инспекций и поддерживающих их судов следующая. Если организация сама пришла встать на учет по месту нахождения обособленного подразделения с опозданием, то ее привлекают к ответственности на основании ст. 116 НК РФ. А если налоговые органы выявили организацию, так и не вставшую на учет по месту деятельности обособленного подразделения, то это уже уклонение от постановки на учет, а на это есть ст. 117 НКРФ.

Но единого мнения судебная система еще не выработала. Поэтому надеяться нужно на лучшее, а готовиться к худшему.

Хорошо хоть, что с 01.01.2008 в соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ недоимка считается по видам налогов (федеральных, региональных или местного), а не по уровням бюджетов. Таким образом, если часть налога перечислена в бюджет не того региона, то недоимки по налогу в целом не возникает. Есть возможность зачесть (точнее, перебросить) сумму, излишне уплаченную в доход одного регионального бюджета, в доход другого, куда денег было перечислено меньше либо не перечислено вообще.

Таким образом, нельзя привлечь организацию к ответственности в соответствии со ст. 122 НК РФ за неполную уплату налогов с наложением штрафа в размере 20 % (а то и 40 %) от суммы недоимки. Нет никаких оснований также взимать пени согласно ст.75 НКРФ.


Также, по мнению автора, возникает обособленное подразделение и при строительстве объекта недвижимости на другой территории в том случае, если организация выступает в роли не только застройщика (инвестора), но и заказчика либо генерального подрядчика. Другими словами, если на строящемся объекте должны присутствовать (пусть и не каждый день, но регулярно) работники организации.

2.3. Создание обособленного подразделения

Когда на территории другого муниципального образования приобретается или арендуется производственное или офисное помещение, организация уже в бесспорном порядке обязана встать на учет в налоговой инспекции, которой подведомственна данная территория.

Согласно п. 4 ст. 83 НК РФ встать на такой учет организация должна в течение месяца (внимание: не 30 дней!) со дня начала функционирования подразделения.

А какой же день считать днем начала функционирования подразделения? Именно тот, когда подразделение начнет фактически работать: заработают станки, работники усядутся на свои места и включат компьютеры, чайники, кофеварки и пр.

К такому же выводу неоднократно приходили и судебные органы. Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21.02.2005 по делу № А56-22894/04 указано: момент создания обособленного подразделения связывается законодательством не с приказом о его создании и получением свидетельства о регистрации изменений, внесенных в устав, а с моментом оборудования стационарных рабочих мест и началом деятельности по месту нахождения подразделения.

Аналогичное указание есть и в постановлении ФАС Восточносибирского округа от 14.04.2006 по делу № АЗЗ-22047/05-Ф02– 1476/06-С1: приказ о создании обособленного подразделения не свидетельствует о начале его функционирования.


Для постановки на учет необходимо представить в налоговую инспекцию заявление (форма № 1-2-Учет, утвержденная приказом ФНС России от 01.12.2006 № САЭ-3-09/826@; далее – Заявление), заполненное в соответствии с Рекомендациями по заполнению заявления о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации (см. приложение № 2 к приказу ФНС России от 01.12.2006 № САЭ-3-09/826@; далее – Рекомендации).

Причем следует обратить внимание на письмо ФНС России от 20.11.2007 № СК-6-09/902@ «О порядке подписания заявления о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации». В этом письме указано: «В соответствии с п. 6 Рекомендаций Заявление подписывается должностным лицом, имеющим право действовать от имени российской организации без доверенности.

Однако следует знать, что Разъяснения носят рекомендательный характер. А поэтому ФНС России считает, что можно также принять Заявление, подписанное уполномоченным представителем организации, если одновременно с Заявлением представляется копия надлежащим образом оформленной доверенности, согласно которой именно данный представитель организации уполномочен подписать от имени организации вышеуказанное Заявление.

Если налоговый орган принял Заявление, подписанное уполномоченным представителем организации, то сведения о руководителе организации включаются в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН) на основании сведений, указанных в доверенности».

Неотъемлемой частью Заявления является лист А «Сведения о видах экономической деятельности».

Также к Заявлению прилагаются:

– заверенная в установленном порядке копия свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации (форма № 1-1-Учет);

– документы, подтверждающие создание обособленного подразделения (допустим, приказ о создании подразделения).

Обратите внимание на приказ ФНС России от 03.03.2004 № БГ– 3-09/178 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц», в п. 2.1.4 которого указано: «В качестве документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, могут быть представлены: учредительные документы юридического лица с указанием в них сведений об обособленном подразделении, либо выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮ/1), либо положение об обособленном подразделении, либо распоряжение (приказ) о создании данного обособленного подразделения.

В отсутствие документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет и заверенной в установленном порядке копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения.

Если организация наделила полномочиями по уплате налогов обособленное подразделение по месту его нахождения, то следует представить в налоговый орган документ, подтверждающий указанные полномочия».

В соответствии с п. 2 ст. 83 НК РФ налоговая инспекция обязана в течение пяти дней со дня получения документов осуществить постановку на учет обособленного подразделения и в тот же срок выдать организации уведомление о постановке на учет (форма № 1-3-Учет).

Также, но уже согласно п. 2 ст. 23 НК РФ организация обязана в течение месяца сообщить в налоговую инспекцию по месту своего учета о создании ею обособленного подразделения, обратившись туда с заявлением, составленным в произвольной форме.

Как уже говорилось выше, на основании п. 1 ст. 83 НК РФ организация должна встать на учет по месту нахождения обособленного подразделения, если она уже не стоит там на учете по любому из оснований, предусмотренных НК РФ.

Допустим, обособленное подразделение создано на территории, подведомственной той же инспекции, где состоит на учете и организация. Исполнение требований п. 2 ст. 23 НК РФ, т. е. подачи заявления в произвольной форме будет вполне достаточно.

Это подтверждено и в письме Минфина России от 22.05.2007 № 03-02-07/1 -244: «Обязанность встать на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения, расположенного на территории налогового органа, в котором организация состоит на учете по какому-либо основанию, установленному НК РФ, отсутствует.

В этом случае постановка на учет организации в налоговых органах по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется налоговыми органами на основании сообщений в письменной форме, представляемых этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 Кодекса».


Или, положим, организация стоит на учете в инспекции как владелец объекта недвижимости. Это еще не означает, что месту нахождения объекта создано обособленное подразделение (например, объект недвижимости сдается в аренду).

И если спустя время обособленное подразделение там все-та– ки создается (выгнали арендаторов и стали хозяйничать сами), то достаточно обратиться или в свою инспекцию, или в инспекцию по месту нахождения объекта недвижимости с заявлением о постановке на учет в произвольной форме.

Допустим, на территории одного муниципального образования действуют несколько инспекций. В этом случае согласно п. 4 ст. 83 НК РФ постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из обособленных подразделений, определяемых организацией самостоятельно.

Об этом также сказано в письме Минфина России от 22.05.2007 № 03-02-07/1-244): если организация приняла решение о постановке на учет всех обособленных подразделений, расположенных на территории муниципального образования, в одном налоговом органе по месту нахождения обособленных подразделений, то она информирует об этом выбранный ею налоговый орган, подав заявление в произвольной форме.

2.4. Создание филиала

На филиал согласно п. 2 ст. 55 ГК РФ возлагаются все функции организации, в том числе и функции представительства. Поэтому проще говорить только о филиале, подразумевая при этом и представительство.


Устав организации должен содержать сведения о ее филиалах и представительствах. Это касается как обществ (п. 5 ст. 5 Закона 14-ФЗ, п. 6 ст. 5 Закона № 208-ФЗ), так и унитарных предприятий (п. 5 ст. 5 Закона № 161 – ФЗ)


Создавая новый филиал, организация должна внести изменения в свой устав и сообщить об этом в регистрирующий орган (налоговую инспекцию). Сообщения об изменениях в уставе организации, связанных со сведениями о ее филиалах и представительствах, представляются в орган государственной регистрации юридических лиц в уведомительном порядке.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» организация представляет в регистрирующий орган по месту своего нахождения подписанное уведомление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица (форма № Р13002, утвержденная постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439), решение о внесении изменений в учредительные документы и сами изменения.

В качестве приложений к уведомлению должны быть представлены решение о создании филиала (в акционерном обществе согласно п. 5 ст. 12 Закона № 208-ФЗ оно принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества, в обществе с ограниченной ответственностью согласно п. 1 ст. 5 Закона № 14– ФЗ – общим собранием участников, в унитарном предприятии согласно п. 1 ст. 5 Закона № 161-ФЗ – руководителем предприятия по согласованию с собственниками) и положение о филиале.


Регистрирующий орган в срок не более пяти дней с момента получения уведомления должен внести соответствующую запись в государственный реестр и в письменной форме сообщить об этом юридическому лицу.

Указанные изменения, внесенные в устав организации, вступают в силу для третьих лиц с момента подачи заявления.

После регистрации изменений организация имеет полное право приступить к работе по созданию филиала. Оптимально разработать и утвердить положение о филиале, в котором, кроме всего прочего, также следует определить, будет ли филиал выделяться на отдельный баланс, будет ли ему открываться расчетный счет и где будет начисляться заработная плата его работникам – в самом филиале или в головной организации.

Эти вопросы лучше решить заблаговременно, так как от этого зависит, где надо встать на учет организации, кроме налоговой инспекции, – еще и в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации и Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, т. е. на кого будут возложены обязанности по уплате ЕСН с заработной платы работников филиала – на головную организацию или на филиал.

Чтобы филиал исполнял обязанности организации по перечислению единого социального налога (ЕСН) и сдаче отчетности по данному налогу, необходимо, чтобы одновременно выполнялись три условия (п. 8 ст. 243 НК РФ):

– филиал выделен на отдельный баланс;

– филиалу открыт расчетный счет;

– заработная плата работникам филиала в нем и начисляется.

В противном случае ЕСН, начисленный на заработную плату работников филиала, должен перечисляться по месту учета головной организации.

Вообще-то достаточно выполнения последних двух условий.

Как уже говорилось выше, открытие расчетного счета для подразделения в подавляющем большинстве случаев свидетельствует о наличии в нем отдельного баланса.

А начисление заработной платы подразделением своим работникам уже однозначно позволяет говорить о том, что оно выделено на отдельный баланс. Учет операций начисления заработной платы и ее выплаты – уже в обязательном порядке учет имущества организации (источников начисления заработной платы) и источников его образования – задолженности перед работниками. Так что, даже если в положении о филиале не указано о выделении его на отдельный баланс, но принято решение о начислении заработной платы работникам в стенах филиала, то фактически баланс данный филиал имеет.

Таким образом, при открытии филиалу расчетного счета и принятии головной организацией решения о начислении заработной платы работникам открываемого филиала в нем же филиал исполняет обязанности организации об уплате ЕСН и сдачи отчетности по месту своего нахождения.

Для постановки на учет в территориальном отделении Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ПФР) согласно п. 12 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 13.10.2008 № 296п (далее – Порядок регистрации в ПФР), следует представить в отделение ПФР следующий пакет документов:

– заявление о регистрации российской организации в территориальном органе ПФР по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации (форма, приведенная в приложении № 2 к Порядку регистрации в ПФР);

– свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации (форма № 1-1-Учет)[1];

– уведомление о регистрации юридического лица в территориальном органе ПФР по месту нахождения на территории Российской Федерации (форма, приведенная в приложении № 1 к Порядку регистрации в ПФР)[2];

– копии заверенных в установленном порядке документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (устав организации, содержащий сведения о создании обособленного подразделения и его юридическом адресе; положение об обособленном подразделении и другие документы, содержащие сведения о наличии у обособленного подразделения отдельного баланса, расчетного счета, а также права выполнять от имени юридического лица обязанности по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц и уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по месту нахождения обособленного подразделения).


Срок регистрации обособленного подразделения Порядком регистрации в ПФР не установлен, но, по мнению автора, с этим не следует затягивать. Ведь в течение пяти дней со дня постановки на налоговый учет согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» налоговая инспекция должна представить сведения о зарегистрированном филиале в отделение ПФР.


В соответствии с п. 14 Порядка регистрации в ПФР филиалу должно быть выдано (направлено) уведомление о регистрации страхователя-организации в территориальном органе ПФР (форма, приведенная в приложении № 1 к Порядку регистрации в ПФР) в двух экземплярах, один из которых в 10-дневный срок со дня получения подлежит представлению организацией в территориальный орган ПФР по месту своего нахождения.


Постановка на учет в территориальном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС РФ) согласно п. 5 Порядка регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением ФСС РФ от 23.03.2004 № 27 (далее – Порядок регистрации в ФСС), должна быть осуществлена в течение тридцати дней со дня создания филиала.

Чтобы зарегистрироваться, в соответствии с п. 9 Порядка регистрации в ФСС организация должна подать заявление в отделение ФСС РФ с просьбой о ее регистрации в качестве страхователя юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения (форма, приведенная в приложении № 1 к Порядку регистрации в ФСС) и представить заверенные копии следующих документов:

– свидетельства о государственной регистрации юридического лица (форма № Р51001);

– свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе (форма № 1-1-Учет);

– уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения (форма № 1-3– Учет);

– подтверждающих создание обособленного подразделения (устава юридического лица, содержащего сведения о данном обособленном подразделении; положения об обособленном подразделении; доверенности, выданной юридическим лицом руководителю обособленного подразделения);

– извещения о регистрации в качестве страхователя юридического лица, выданного региональным отделением ФСС РФ по месту его нахождения;

– информационного письма службы государственной статистики (Росстата), содержащего сведения о видах экономической деятельности (код по ОКВЭД, наименование вида деятельности), осуществляемой юридическим лицом по месту нахождения обособленного подразделения.

Также следует представить справку банка об открытии расчетного счета (п. 11 Порядка регистрации в ФСС).

В соответствии с п. 14 Порядка регистрации в ФСС отделение ФСС РФ в течение не более пяти рабочих дней со дня получения заявления и документов осуществляет регистрацию юридического лица в качестве страхователя по месту нахождения обособленного подразделения:

– присваивает страхователю регистрационный номер (для юридических лиц по месту нахождения их обособленных подразделений – расширенный регистрационный номер, дополненный кодом обособленного подразделения) и код подчиненности;

– вносит данные о зарегистрированном страхователе в реестр страхователей;

– оформляет извещение о регистрации в качестве страхователя юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения в трех экземплярах по формам, установленным приложением № 4 к Порядку регистрации в ФСС;

– направляет извещение о регистрации в качестве страхователя заказным письмом по месту нахождения обособленного подразделения юридического лица;

– регистрирует выданное страхователю извещение о регистрации в журнале регистрации извещений о регистрации, выданных страхователю – юридическому лицу, зарегистрированному по месту нахождения обособленного подразделения.

Второй экземпляр извещения о регистрации направляется в филиал регионального отделения ФСС РФ, осуществляющий взаимодействие со страхователем.

Третий экземпляр извещения о регистрации в качестве страхователя юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения направляется в региональное отделение ФСС РФ по месту регистрации юридического лица.


Для постановки на учет в органах медицинского страхования согласно п. 5 Правил регистрации страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании и формы свидетельства о регистрации страхователя в территориальном фонде обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 № 570, необходимо в срок не позднее тридцати дней с даты создания подразделения представить в территориальное отделение фонда заявление (форма, приведенная в приложении № 1 к указанным правилам).

К заявлению должны быть приложены нотариально заверенные копии:

– документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (учредительных документов, в которых содержатся сведения о создании обособленного подразделения, либо распоряжения (приказа) о создании обособленного подразделения и положения об обособленном подразделении);

– документов, подтверждающих исполнение организацией обязанности по уплате налога, зачисляемого в фонды обязательного медицинского страхования;

Конец ознакомительного фрагмента.