Вы здесь

Физическое воспитание в образовательном пространстве дошкольных учреждений. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МАРИИ МОНТЕССОРИ (Н. А. Фомина, 2012)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МАРИИ МОНТЕССОРИ

Немногим ученым и педагогам удавалось получить признание и уважение при жизни, увидеть, как распространяются и реализуются идеи и направления педагогической работы с детьми. К числу таких ученых принадлежит психиатр и психолог, опытный детский врач и религиозный философ, исследователь и страстный популяризатор новых гуманистических идей, замечательный итальянский педагог Мария Монтессори (1870-1952). Мировая педагогика не знает подобного феномена – сплава разносторонних знаний, объединенных в педагогическую систему, оснащенную разработанным методическим и дидактическим инструментарием. Марии Монтессори в результате многолетней напряженной творческой деятельности удалось создать стройную, гармоничную, целостную образовательно- воспитательную систему, которая благодаря инвариантности содержания образования и высокому технологизму может быть перенесена в другие страны и школы.

Почти век имя Монтессори приковывает к себе внимание общественности, причем не только педагогической. Ей посвящены десятки книг и сотни статей на разных языках мира. Педагогикой Монтессори восторгаются, в ней разочаровываются, используют и отвергают, внедряют целостную систему или только отдельные ее элементы. Главное – она не оставляет равнодушным того, кто познакомился с ее идеями и методикой. Разработанная в первой четверти нашего века, педагогика Монтессори знала разные периоды – критику, всплеск внимания и признания, забвение и вновь в конце столетия – вошла в нашу жизнь, в нашу школу. Произведения М. Монтессори, опубликованные на русском языке, составляют библиографию из 12-14 наименований. Книг о жизни и педагогической деятельности М. Монтессори, опубликованных на русском языке от начала века до наших дней, – более 100. Раскрыть в кратком обзоре основные направления и идеи педагогической деятельности великого педагога современности невозможно, да мы и не ставим перед собой такую задачу. Наша цель – обратить внимание на возрождение идей Монтессори в современной отечественной педагогике и заинтересовать ими, побудив к более тщательному и пристальному изучению педагогики Монтессори.

Общая характеристика системы Монтессори

Монтессори-педагогика является альтернативной системой непрерывного образования детей в возрасте от 3 до 12 лет. На протяжении почти 100 лет ее успешно применяют в практической работе с детьми воспитатели и учителя всего мира, в том числе Австралии, Великобритании, Германии, Голландии, Индии, Италии, Канады, США, Франции, Швейцарии, Японии. В России первые Монтессори-детские сады возникли в 1910-1920 гг. В конце 20-х годов в связи с изменившейся политической ситуацией они были закрыты, но вплоть до 1942 г. идеи Монтессори жили в нашей стране благодаря самоотверженному труду Ю.И.Фаусек. С 1991 г. происходит возрождение этого педагогического направления в России, и в настоящее время по всей стране действует несколько сотен Монтессоридетских садов и ряд экспериментальных начальных школ.

Монтессори также наметила пути применения своего метода к воспитанию и обучению детей от 0 до 3 лет и предложила план создания школ второй ступени для детей старше 12 лет. Эти идеи были подхвачены и развиты ее последователями в разных странах, однако большинство Монтессори-школ предназначены для детей от 3-4 до 12 лет.

Поясним кратко смысл ряда использованных выше терминов.

Понятие «альтернативная» в общепринятом для мировой педагогики значении включает в себя:

1) наличие собственной философской базы;

2) наличие эффективных оригинальных технологий (методик), адекватно реализующих соответствующие философско-психологические принципы;

3) отсутствие классно-урочной системы. Педагогика Монтессори удовлетворяет каждому из этих параметров.

Понятие «система» означает единство и целостность Монтессориобразования на всех его уровнях: философском, психологическом, педагогическом и методическом. Основными отличиями образовательной системы являются неразрывная связь ее составных частей, которые могут быть рассмотрены отдельно лишь в дидактических целях; непротиворечивость ее составных частей снизу доверху.

Философский уровень связан с наличием у Монтессори собственного оригинального взгляда на окружающий мир, на его происхождение и развитие, на роль и место в нем человека, в частности ребенка. Она была убеждена в существовании «космического плана» развития Вселенной, где каждый объект и субъект выполняет предназначенную ему функцию. Ребенок кардинально отличается от взрослого, обладает особой формой разума – «впитывающим мышлением» – и строит свою личность во взаимодействии с окружающей его предметной и социальной средой в соответствии с глубоко индивидуальным и присущим только ему «строительным планом».

Психологический уровень связан со взглядом на конкретного человека как индивида, на законы его онтогенеза – движущие силы и механизмы развития. Заслуга Монтессори состоит в открытии сензитивных периодов развития ребенка и в предложенной ею возрастной периодизации.

Педагогический уровень предполагает трактовку проблемы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе образовательной деятельности. Суть метода Монтессори – это свободная целесообразная деятельность детей с дидактическими материалами в созданной педагогом развивающей предметно-пространственной среде, по терминологии Монтессори, «подготовленной среде», при ограничении прямого воздействия воспитателя или учителя на детей.

На методическом уровне рассматриваются конкретные приемы и средства воспитания и обучения детей. Педагогика Монтессори имеет глубоко продуманную и многократно экспериментально опробованную методику работы с комплексом оригинальных материалов, известных ныне как Монтессори-материалы. Учитель сначала демонстрирует ребенку рациональный способ работы с материалом, а затем дает ему возможность заниматься самостоятельно.

Непрерывность образования обусловлена тем, что ребенок 3 лет, по существу, приходит в школу (конечно, не в обычном понимании этого слова), где и продолжает учиться вплоть до 12 лет. Благодаря этому отсутствует кризис перехода из детского сада в начальную школу и связанный с этим стресс. По мере развития ребенка и овладения им новыми знаниями плавно изменяется окружающая его предметно-пространственная среда, организуемая педагогом: в нее вносят новые средства обучения, а материалы, освоенные всеми детьми, убирают. Таким образом, исчезает необходимость подготовки к школе.

Поскольку «Монтессори-гимназий» или «Монтессори-лицеев» для детей в возрасте от 12 до 18 лет гораздо меньше, чем Монтессориначальных школ, возникает проблема соответствия уровня подготовки выпускников Монтессори-школ требованиям школ второй ступени или учебных заведений для старших детей другого профиля. Заметим, что в условиях реализации разными школами различных вариативных и альтернативных концепций образования (не обязательно Монтессори) аналогичная проблема может встать просто в связи с переездом ребенка на другое место жительства. Зарубежная практика показывает, что эта проблема успешно решается в последний год обучения ребенка в Монтессори-школе путем сравнения уровня его знаний и умений с содержанием программ тех школ, куда он собирается поступать, и последующей индивидуальной корректировки, если таковая необходима.

Главное, что дает учащимся Монтессори-школа помимо высокого общеобразовательного уровня, – это гуманистическая ориентация и культура автономии; способность делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность; умение самостоятельно работать с учебной и справочной литературой, умение учиться. Например, в Голландии Монтессоришколы относятся к типу НА\Ю-У\УО, т.е. дают право на получение высшего и университетского образования. Несмотря на то, что к началу 90-х годов обучение в этих школах стало доступным большему числу юных голландцев, они все же считаются элитарными, и популярность их возрастает. Так, в 1990 г. в 150 Монтессори-школах Голландии обучалось около 30 тысяч детей и подростков.

Термин «образование» также имеет у Монтессори свой смысл: образование не есть то, что делает с ребенком государство или учитель. Образование – это процесс самопостроения личности ребенка самим ребенком, исходя из собственного внутреннего потенциала. Монтессори полагала, что с рождения ребенок имеет некую силу внутри себя… и взрослые должны уважать в нем законы творения. Педагог – партнер и помощник ребенка в процессе его образования. По мнению Монтессори, необходимо помочь человеческому индивидууму с рождения развить все скрытые энергии, достичь более ясного разума, более сильного характера.

Немного из биографии Марии Монтессори

31 августа 1870 г. в небольшом итальянском городке в провинции Анкона в семье финансового служащего родилась единственная дочь – Мария Монтессори. Ее мать была племянницей известного теолога и священника Антонио Стоппани. Когда Марии было 12 лет, родители вместе с нею переезжают в Рим, чтобы дать дочери хорошее образование. В 14 лет Мария начала живо интересоваться математикой, и этот интерес она не потеряла до конца жизни. Родители хотели, чтобы она стала учительницей. Для того времени это была практически единственная профессия, открытая для женщин. Однако Мария отклонила этот путь и решила стать инженером. В 1886-1890 гг. она посещала общеобразовательную школу с техническим уклоном. В Италии конца прошлого века в подобных школах учились, главным образом, юноши. Две девочки были единственными учащимися женского пола, одна из них Мария Монтессори.

В 1890 г. она поступила на факультет математики и естественных наук Римского университета, но вскоре ее интересы сместились в область биологии и медицины. В 1892 г. она окончила медицинские подготовительные курсы. Женщинам не разрешалось изучать медицину. Однако она добилась приема у руководителя Совета образования, известного хирурга доктора Баккелли. И несмотря на то, что Баккелли не поддержал ее стремления, Мария все же твердо решает быть врачом. Она становится студенткой медицинского факультета. Кроме того, она добилась получения стипендии, давала частные уроки и оплачивала, по существу, свое обучение сама.

С 1885 г. она работала ассистентом в больнице, а в 1896 г. защитила диссертацию по психиатрии и стала первой в Италии женщиной – доктором медицины. Затем получила место ассистента в клинике Сан Джиованни и занялась частной врачебной практикой. В этом же году в качестве члена итальянской делегации она принимает участие в Международном женском конгрессе в Берлине и вносит предложение равной оплаты труда женщин и мужчин за одинаковую работу. Предложение принято с энтузиазмом. Мария становится центральной фигурой конгресса.

По возвращении с конгресса Монтессори обращается к литературе о реабилитации детей с нарушениями развития. Большое впечатление производят на нее работы врача французского Национального Института для глухонемых Ж.Б.Г. Итара (1774-1 838) и психиатра и педагога Э.Сегена (1812-1 880). Она приходит к убеждению, что таким детям можно помочь не только медицинскими средствами, но главным образом путем педагогического воздействия.

В период 1897-1898 гг. Монтессори посещает лекции по педагогике и изучает все основные работы по теории воспитания и образования. Она продолжает работу в психиатрической клинике в Риме вместе со своим спутником жизни доктором Джузеппе Монтесано, отцом ее сына, за которого она, однако, так и не вышла замуж. В 1898 г. родился сын Марио Монтессори, сыгравший впоследствии значительную роль в распространении идей своей матери по всему миру.

В отношении событий жизни Марии Монтессори в период с 1896 по 1900 г. в разных источниках имеются некоторые разночтения. Так, в одних указано, что после знакомства с трудами Итара и Сегена она работает с умственно отсталыми детьми. Своих воспитанников она представила к экзаменам вместе с детьми начальной Школы Муниципального Совета в Риме, и они сдали экзамены лучше нормальных детей. После сообщения этих результатов правительство создало Ортофренический институт по подготовке учителей для обучения умственно отсталых детей. В 1898 г. она возглавила этот институт и руководила им до 1900 г. По другим данным, в 1900 г. Монтессори, будучи директором медицинско-педагогического Института по подготовке учителей для ухода и воспитания умственно отсталых детей, экспериментировала с материалами Итара и Сегена в модельной школе. Успехи в обучении детей именно в этой школе оказались сенсационными.

В 1901 г. Мария Монтессори покидает школу и поступает на философский факультет Римского университета. Одновременно она посещает школы в Риме и проводит антропологические исследования. Ее ужасают плохие условия в школах. Она переводит все работы Сегена на итальянский язык и приходит к открытию, что еще в 1866 г. Сеген предлагал распространить свой метод и применить его для воспитания здоровых детей.

В 1903-1908 гг. Монтессори читала лекции по истории антропологии и ее применении в педагогике в Педагогическом институте Римского университета. Эти лекции послужили основой для ее книги «Педагогическая антропология» (1910). Результаты экспериментальных исследований она использовала как доказательство в борьбе против существующих в то время методов воспитания и обучения детей.

1907 год стал годом рождения первого («Дом ребенка») для здоровых детей в Риме, в одном из микрорайонов для бедных. С этого времени до конца жизни, т. е. в течение 45 лет, Монтессори занималась проблемами воспитания и образования здоровых детей. В Доме ребенка продолжалась дальнейшая разработка комплекса средств обучения, носящих ныне имя Монтессори, и постепенно в ходе экспериментальной работы складывался ее метод.

В 1909 г. Мария Монтессори проводит первый международный учебный курс, который посещали около 100 учителей, и издает свою первую важную книгу «Метод научной педагогики, примененный к воспитанию маленьких детей в Доме ребенка». Книга быстро получила всемирную известность и была переведена на многие языки, в том числе на русский. С 1910 г. она продолжает разработку своего метода применительно к воспитанию и обучению детей в возрасте от 6 до 9 лет.

С 1910 по 1952 г. Мария Монтессори регулярно проводит международные учебные курсы для педагогов в разных странах – в Англии, Германии, Голландии, Индии, Италии, Испании, Пакистане. Всего состоялось 38 таких курсов. В 1910 г. в Риме, Неаполе, Милане были созданы первые Монтессори-общества, а в последующие десятилетия подобные общества возникли в США (1913), Голландии (1917), Аргентине (1927), Швейцарии (1932), Англии (1933, английская ветвь АМИ), Индии (1940), Пакистане (1949).

В Дом ребенка в Риме приезжали гости со всего мира. Так, в 1910 г. его посетила Т.Сухотина-Толстая, дочь Льва Толстого, которая увидела в Мон-тессори-школе воплощение идей своего отца. В 1914 г. российское Министерство народного просвещения командировало в Дом ребенка группу общественных деятелей дошкольного воспитания, среди которых были Е.Тихеева и Ю.Фаусек. Е.Тихеева впоследствии подвергла метод Монтессори резкой критике. Ю.Фаусек стала его убежденным сторонником, пионером Монтессори-движения в России. Почти 30 лет своей жизни она посвятила распространению этого метода, практической работе с детьми, разработке новых материалов, в частности материалов для изучения родного языка, грамматики'.

В 1911-1915 гг. идеи Монтессори проникают в США и вызывают горячий интерес. В 1912 г. изобретатель телефона Г.Белл основывает в своем доме класс Монтессори. В том же году в США выходит книга («Метод Монтессори»). Тираж в 5000 экземпляров был распродан за 4 дня. Год спустя состоялась поездка Марии Монтессори в США, в багаже у нее был 600-метровый фильм о ее римской школе. Она встречается с Джоном Дьюи, Томасом Эдисоном, Хелен Келлер. Еще через год в Нью-Йорке выходит книга («Собственное руководство доктора Монтессори»).

В 1916 г. издается другая широко известная книга Монтессори («Самообучение в начальной школе»). В 1917 г. она впервые едет в Голландию. Встреча с биологом Хуго де Фризом стала заметным событием в истории ее метода: Монтессори переняла у де Фриза термин «сензитивные периоды». В 1920 г. она выступает с докладами в университете Амстердама. В 20-е годы она распространяет свой метод на обучение детей в школах второй ступени.

Как же складываются отношения Монтессори с итальянскими властями в 20-30-е годы, в период усиления в обществе фашистских настроений? Первоначально неплохо, поскольку режим пытается использовать всемирную известность Монтессори в пропагандистских целях. В 1922 г., после прихода к власти Муссолини, основан знаменитый Дом Монтессори для детей. В 1924 г.

Муссолини встречается с Монтессори, а в 1926 г. становится почетным председателем 12-го Международного учебного курса, проводимого ею в Милане, и президентом – общественной организации поддержки идей Монтессори. Однако по мере укрепления фашистский режим все сильнее вмешивается в деятельность Монтессори-школ, пытаясь подчинить их своему влиянию. Сначала учителей музыки заставляют играть фашистские мелодии, затем в 1934 г. Муссолини настаивает на введении в школах фашистского приветствия и униформы. Мария Монтессори отказывается стать «послом детей» для итальянского режима; она отмежевывается от режима, и ее школы закрывают. Годом раньше, в 1933 г., в Берлине сжигают ее книги.

В эти годы укрепляются связи Марии Монтессори с учеными, педагогами и общественными деятелями Швейцарии. Еще в марте 1923 г. она посетила Монтессори-школу в Вене, где вышла в свет ее книга («Ребенок в семье»). К венскому Монтессори-кругу позже принадлежала Анна Фрейд. В 1932 г. Мария Монтессори осуществляет поездку по Швейцарии через города Женеву, Лозанну, Берн, Цюрих. В Женеве выходит («Мир и образование»). К 1932 г. относится также основание швейцарского Монтессори-общества, президентом которого стал Ж.Пиаже. Однако в 1938 г., после вступления в Вену гитлеровских войск, школы Монтессори закрывают.

В 1929 г. основана Международная Ассоциация Монтессори (АМИ). Мария Монтессори становится президентом, ее сын – секретарем. До 1935 г. главное представительство АМИ находилось в Берлине. АМИ поддерживают Зигмунд Фрейд, Рабиндранат Тагор, Жан Пиаже. 1-й Международный Монтессори-конгресс проходит в Дании совместно с 5-й Всемирной конференцией организации. Совместно с Элен Паркхэрст она делает там основной доклад по теме «Новая психология и учебный курс». В докладе представлены, в частности, методы Декроли, Монтессори, Дальтонплан. Рабиндранат Тагор сообщает о своих Монтессори-школах. Элиза Браун-Барнетт также докладывает о Монтессори-экспериментах в Индии. С 1936 г. штаб-квартира АМИ находится в Амстердаме.

В 1939 г. Мария Монтессори совершает поездку в Индию с целью проведения там Международного учебного курса, который состоялся в загородной резиденции Теософского общества в Адьяре. Там она и узнала о начале войны. Годы второй мировой войны Мария Монтессори и ее сын Марио провели в эмиграции в Индии, где они совместно обучали более 1000 индийских учителей. В Индии проходят Международные учебные курсы. Она встречается с Махатмой Ганди, Джавахарлалом Неру. Ее научные интересы все более сосредоточиваются на проблемах развития и воспитания детей раннего возраста.

В 1946 г. Монтессори возвращается в Голландию. Последние годы жизни она посвящает активной общественной и научно-педагогической деятельности, борьбе за мир. В том же 1946 году она становится почетным членом «Образовательного института Шотландии» в Эдинбурге. В 1947 г. читает в ЮНЕСКО доклад «Воспитание и мир». В 1949 г. ее кандидатура выдвинута на Нобелевскую премию мира. Ректор Сорбонны вручает ей от имени Французской еспублики Орден почетного легиона. В Мадрасе издается ее книга («Впитывающее мышление»). В 1950 г. она становится Почетным профессором университета Перуджии, Почетным доктором университета Амстердама, а также Почетной гражданкой Анконы и Милана.

В период с 1946 по 1952 г. Мария Монтессори проводит еще ряд Международных учебных курсов в Индии, Пакистане, Австрии. Международный конгресс по теме «Воспитание как помощь естественному развитию психики ребенка с рождения до университета», состоявшийся в Лондоне в 1951 г., собрал 150 делегатов из 17 стран. Ее планам поездки в Гану не суждено было осуществиться. В Голландии 6 мая 1952 г. она скончалась.

Философские воззрения Монтессори

Философские взгляды Монтессори базируются на «Космической теории», представленной ею в ряде поздних работ, в том числе в докладах «Место человека в творении» (Лондон, 1935) и «Космическое воспитание» (Индия, 1945). Согласно этой теории, все в мире – растения, животные, человек – существует и действует в соответствии с космическим планом развития Вселенной. Монтессори пишет, что космическая теория признает во всем творении единый план, от которого зависят не только разнообразные формы живых существ, но и эволюция самой Земли. Жизнь развивается в соответствии с космическим планом, и смысл жизни – не достичь совершенства на бесконечном пути прогресса, а оказать влияние на окружающую среду и достичь в ней определенной цели.

Хорошо известно, что биосфера – область распространения жизни на земном шаре, – суша и вода находятся в неразрывном единстве и взаимовлиянии. Так, отмечает Монтессори, кораллы, другие морские беспозвоночные и некоторые одноклеточные обеспечивают постоянство химического состава и чистоту морской воды, которая необходима для жизни рыб. Останки растений и живых существ с течением времени превращаются в нефть и каменный уголь, мел, мрамор и другие твердые породы, образующие поверхность Земли. Чистота воздуха поддерживается многочисленными растениями, особенно деревьями.

Монтессори отмечает, что все живые существа в процессе питания или поисков пищи выполняют «космическую» задачу, которая способствует тому, чтобы сохранить природу в гармоничном состоянии чистоты.

Каково же место человека во Вселенной? Является ли он единственным существом, ведущим паразитический образ жизни? Живет ли человечество только ради поддержания собственного существования? Монтессори убеждена в высшем предназначении человечества. Человек выполняет в природе «преобразующую функцию», оставляя на Земле след своего существования. Человек использовал энергию полезных ископаемых, миллионы лет скрытых в недрах Земли; синтезировал новые вещества из уже существующих; построил удивительные архитектурные сооружения; изобрел средства передвижения, помогающие ему в считанные часы пересекать континенты. Человеческий разум стал почти всемогущим. Поэтому вместо того, чтобы паразитировать и получать все блага из окружения, он является самой активной из действующих сил, предназначенной для того, чтобы изменять и совершенствовать окружающую среду.

Вплоть до XX в. человек, как полагает Монтессори, не осознавал этого предназначения и выполнял свою космическую задачу бессознательно, как и животные. Однако в настоящее время созданная им «сверхприрода» может легко выйти из-под контроля и привести к мощным экологическим катастрофам. Человечество должно осмыслить свою космическую задачу, осознать свое назначение и понять, что перед лицом опасности социальных потрясений и войн оно должно вырабатывать «Вселенское сознание», найти пути «приспособления» к современным условиям и таким образом создать единое универсальное гармоничное общество.

Выработать «Вселенское сознание» и подготовить новое поколение к жизни в гармоничном обществе можно, считает Монтессори, посредством воспитания. Главная задача науки – изучать жизнь человека, поэтому психология как наука приобретает особое значение для познания психических процессов и практического применения результатов исследований в целях помощи людям. «Стратегия воспитания, – считает Монтессори, – должна строиться на законах, управляющих человеческим становлением и развитием, и Должна реализовать все потенциальные энергии, дремлющие в человеке. Такое воспитание должно исходить и распространяться из единого центра, космического плана творения».

Взгляд Монтессори на природу ребенка. Сущность воспитания

Мария Монтессори неоднократно критиковала современные ей представления о воспитании детей. Одной из работ, в которых достаточно сжато изложена ее позиция по этому вопросу, является статья «Основы моей педагогики», написанная в 1934 г.

Во всех странах стремятся улучшить воспитание детей. Изучением ребенка занимается ряд наук, однако результаты исследований остаются теорией, не применяются на практике и не приносят пользу детям. Среди педагогов и родителей распространено убеждение в том, что взрослый может и должен сформировать характер ребенка. С позиций Монтессори это глубоко неверно. Суть ее критики в адрес различных педагогических взглядов можно кратко сформулировать следующим образом:

– недооценка значения детства как важнейшего периода для развития личности ребенка; детство рассматривалось лишь как «переходная стадия к взрослости»;

– непонимание своеобразия и особенностей природы ребенка: считалось, что дети должны работать так же сознательно и целенаправленно, как взрослые; в определенные периоды времени они должны достигнуть определенных результатов в обучении;

– авторитарный характер воспитания и образования: взрослый жестко определяет, в чем нуждается ребенок, какие качества (моральные) нужно привить ребенку, какие – подавить (аморальные);

– порядок диктуется извне, дисциплина и послушание – результат давления взрослых.

Педагогика, с точки зрения Монтессори, стремится облегчить жизнь взрослых. Ребенок является объектом воспитания, а результатом реализации подобных педагогических установок стала постоянная борьба между взрослым и ребенком, нервозность и агрессия детей, их равнодушие к учебе и лень.

Какова же точка зрения Монтессори на природу ребенка? Взрослый и ребенок – два кардинально различных по своей природе существа. Взрослый обладает развитой силой воли, умеет владеть собой, работает осознанно и целенаправленно. Цель работы взрослого находится извне, он изменяет и преобразует окружающую среду, приспосабливая ее к своим потребностям. У ребенка сила воли и самообладание еще не развиты, он живет в среде, созданной взрослыми, и цель его жизни и работы – в нем самом, в построении собственной личности, исходя из своего внутреннего потенциала. Какие предпосылки имеются у ребенка для выполнения космической задачи строительства самого себя и какие общие законы подразумевает Монтессори? По ее мнению, ребенок обладает такими особенностями психического развития, как впитывающее мышление и возрастная сензитивность. В его развитии она заметила определенные закономерности, отраженные в предложенной ею возрастной периодизации, о чем речь пойдет ниже. Каковы же в этой связи задачи взрослого? Именно взрослый должен способствовать созданию гармоничных отношений с ребенком. Ему следует уважительно и с пониманием относиться к ребенку. Однако основная задача взрослого – создать среду, подходящую для свободного и полноценного развития ребенка. Среда должна давать детям возможность выбора самостоятельной деятельности. Если такая среда создана, взрослому следует не мешать, а тактично помогать ребенку строить свою личность. Особенно важно помогать и сотрудничать с позиции творения, а не Творца.

В чем состоит, по Монтессори, сущность воспитания? Под воспитанием она понимает помощь психическому развитию ребенка с самого рождения. Условием и средством помощи саморазвитию является создаваемая педагогом предметно-пространственная среда, называемая подготовленной средой. Другим необходимым условием осуществления подобной помощи является воспитатель или учитель, имеющий специальную профессиональную подготовку и владеющий методикой работы с детьми по системе Монтессори. При этом прямое воздействие педагога на ребенка ограничивается, так как любая ненужная помощь является, по выражению Монтессори, «препятствием при развитии естественных сил» ребенка.

Каковы же ожидаемые результаты воспитания и образования детей по методу Монтессори? Главным результатом является «нормализация», т. е. изменение поведения ребенка от девиантного к нормальному. Нормализованный ребенок развивается в оптимальном для себя темпе, он активен, любознателен и социален.

Ниже мы поясним подробнее, что понимает Монтессори под нормой и отклонениями в поведении.

Впитывающее мышление

Монтессори отмечает, что ребенок обладает другой формой разума, отличной от разума взрослого и названной ею «впитывающим мышлением».

Ребенок впитывает образы окружающего мира, предоставляемые его органами чувств, бессознательно и неустанно. «Просто, в то время как он живет, ребенок выучивает речь своей расы», – пишет Монтессори. Действительно, в раннем детстве ребенок легко овладевает любым языком, перенимая все его грамматические конструкции, особенности интонации и произношения звуков, если постоянно находится в соответствующей языковой среде. Какими бы сложными ни казались нам, например, хинди, суахили или японский языки, дети уже на втором году жизни понимают и говорят на них.

«Не прекрасно ли было бы, – восклицает Монтессори, – если бы знания могли проникнуть в наше сознание без особых усилий, а просто в процессе того, что мы живем, как дыхание и питание».

Мышление ребенка Монтессори сравнивает с губкой, впитывающей воду. Точно так же, как губка впитывает любую воду – чистую или грязную, прозрачную, мутную или подкрашенную, – детский разум абсорбирует образы внешнего мира, не подразделяя их на «хорошие» и «плохие», «полезные» и «бесполезные» и т.д. Особое значение приобретает в этой связи предметная и социальная среда, окружающая ребенка. Взрослый должен создать для ребенка такую среду, в которой тот мог бы найти все необходимое и полезное для своего развития, получить богатые и разнообразные сенсорные впечатления, «впитать» правильную речь, социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы позитивного социального поведения, способы рациональной деятельности с предметами.

Конец ознакомительного фрагмента.