Вы здесь

Физическая культура и спорт в отражении философских и социологических наук. Социология спорта. Часть II. История и методология социологии (А. А. Передельский, 2016)

Часть II

История и методология социологии

Введение ко второй части

С 60-70-х годов ХХ в. восточно-европейскую науку в целом и российскую науку в частности буквально лихорадит от набирающего силу, казалось бы, внешне совершенно безобидного феномена «бинарного» философско-социологического познания общества. Суть его заключается в длительном сосуществовании и относительно параллельном развитии двух различных социально-философских познавательных стратегий, возможно ограничивающих, а возможно и устраняющих, исключающих друг друга. Отметим, что вопрос стоит не о разрешении проблемы демаркации, разделения философского и социологического знания, а о предпочтении той или иной социально-философской стратегии научного поиска, базирующегося на разных мировоззренческих и историко-философских традициях.

Масштабность проблемной ситуации по указанному вопросу вызвана фундаментальностью влияния социально-философской познавательной стратегии не только на науку, но и на образование, на институт высшей школы, а через эту часть идеологической надстройки – вообще на базисные социально-экономические процессы.

Не все ли равно, какая – философская или социологическая – дисциплина будет отвечать за познание общества? Очевидно, далеко не все равно. Причина столь категорического ответа в том, что рассматриваемая проблема имеет не только и не столько научно-академическое, гносеологическое значение. Здесь речь идет о широком спектре онтологических последствий того или иного стратегического выбора: экономических, социальных, политических, юридических, религиозных, моральных. Хотите пояснений и доказательств? Извольте, вот они!

В конце XVIII – начале XIX в. европейская философская и научная традиция предстает уже в разделенном и неоднородном виде. Основной раздел произошел в эпоху Просвещения. Английское и немецкое Просвещение тяготели друг к другу и противопоставлялись французскому Просвещению. Диалектико-идеалистические, синтезирующие в себе рациональные и иррациональные тенденции, социокультурные программы противопоставлялись механистическим материалистическим программным образованиям, построенным на поверхностно понимаемом, а потому излишне жестком и одностороннем рационализме.

Одновременно свойственный Просвещению романтизм через романтическую философию и историческую науку создал условия для равноправного диалога европейской и неевропейских национальных культур. Наконец, в колониальных и слаборазвитых (в производственно-экономическом отношении) странах, к тому же лишенных своих устойчивых историко-философских традиций, идеи Просвещения имели гораздо больше шансов для заимствования и распространения по второму или «французскому» варианту. Ведь они были связаны с революционными настроениями, с сугубо рационалистическим, объективистским, механистически материалистическим пониманием.

Короче говоря, в итоге сформировались две социокультурные программы, имеющие также свои специфические философские и иные основания науки: восточно-европейская и центрально-европейская, с одной стороны, западноевропейская и североамериканская – с другой. Первая базировалась на классической немецкой философии, марксизме, различных вариантах неклассической философии, тяготеющих к восточным философским моделям. Вторая основывалась на механистическом материализме, позитивизме, прагматизме. Конечно, здесь мы несколько упрощаем и идеализируем, типологизируем ситуацию.

Следует отметить, что западноевропейская и североамериканская программы в большей степени соответствовали духу и букве развивающегося монополистического капитализма, в то время как восточные и центрально-европейские регионы пошли по пути развития социалистических общественных моделей. Поэтому неудивительно, что с распадом социалистического лагеря стала третироваться и отодвигаться его философско-мировоззренческая основа.

В заключение приведенного краткого идеально-исторического конструирования нужно подчеркнуть, что социология как наука отнюдь не является вершиной мировой научно-философской традиции. В любой из своих многочисленных интерпретаций социология выступает, по существу, результирующей формой западноевропейской и североамериканской социокультурной программы, оформляющей и пропагандирующей государственно-монополистический капитализм.

Мы пока что не пытались аксиологически противопоставить две программы или свойственные им социальную философию и социологию. Мы всего лишь хотели показать, что они разные. Соответственно, различны и их подходы к научному осмыслению развития личности и общественных процессов. А раз так, то к вопросу интеграции социальной философии и социологии приходится подходить очень осторожно, помня, что каждая из этих дисциплин имеет тенденцию самостоятельно решать весь круг социальных вопросов.

В отечественной философии и науке на гносеологическом уровне, в свою очередь, за несколько десятилетий сформировалась очень взвешенная и продуманная, но несколько иная, отличная от вышеизложенной, точка зрения, позиция. В соответствии с ней философия и социология различаются как философское и научное видение общественных процессов, то есть по степени общности и абстрактности. В этом контексте очень интересна концепция заведующего кафедрой социальной философии МГУ им. М. В. Ломоносова К. Х. Момджяна, которую мы приводим ниже.

К. Х. Момджян обосновывает несколько смыслов определения понятия «общество». Под термином «общество», по его мнению, можно понимать и рассматривать следующее:

– реальные субъекты исторического процесса или конкретные самодостаточные социальные организмы, имеющие различную национальную, а следовательно, и социокультурную принадлежность;

– исторически-конкретные типы социальной организации: от первобытно-общинного до капиталистического;

– общество или социум вообще как идеальный тип надорганического сообщества, совмещающий в себе интегративные характеристики любого самодостаточного социального коллектива.

Основанием деления подходов у Момджяна выступает уровень абстракции, теоретического обобщения.

Помимо диалектики абстрактного и конкретного, общего и отдельного, Момджян акцентирует внимание также на системном подходе к обществу, позволяющем исследовать в контексте общего, но отдельно (то есть относительно самостоятельно, обособленно) состав, структуру, организацию, контрольные механизмы, интегративные факторы, системную и подсистемную автономность общественных явлений, процессов, сфер.

Указанная диалектика заставляет Момджяна рассматривать триумвират научных дисциплин (социальная философия, социология, история), способных лишь в совокупности, во взаимодополняющем и взаимообогащающем синтезе обеспечить относительно совершенное и завершенное знание об обществе. При этом, рассуждая о предмете теоретической социологии, Момджян ссылается на точку зрения П. А. Сорокина (1889–1968 гг.), изложенную в работе «Система социологии».

Питирим Сорокин выделяет три группы подходов к определению предмета социологии:

– представляющие социологию как совокупность всех общественных наук, изучающих мир социальных явлений;

– рассматривающие социологию в качестве определенного вида социального бытия, не изучаемого другими науками;

– признающие за социологией статус самостоятельной науки, изучающей общие родовые свойства явлений человеческого взаимодействия.

На сегодняшний день к указанным Сорокиным подходам можно добавить еще множество других. В результате проблема установления предметной локализации социологии как науки представляется крайне сложной и запутанной. Но есть одно очень важное обстоятельство, позволяющее, на наш взгляд, обойти бесконечные теоретические споры и выяснения. Сама история более чем двухвекового развития мировой социологической мысли в единстве ее эмпирического и теоретического уровней в соответствии с присущими ей философскими основаниями выработала свой собственный научный метод. Этот метод (совокупность социологических методов) исследования социальной реальности представляет собой некий инвариант, в общих чертах не имеющий непосредственной зависимости от той или иной теоретической конструкции. Поэтому мы предлагаем инвариантную науку социологию выводить из ее имманентного, присущего ей самой, выстраданного ее собственной историей метода.

Раздел I

Социология и социология спорта

Модуль 1. Социология: история, теория, методология

Лекция 1. Разноуровневая социология: концептуальный анализ

Социология, сформировавшись как научное знание и получив признание как самостоятельная научная дисциплина, традиционно имеет два основных направления развития: фундаментальное (в большей степени теоретическое) и прикладное (в некотором приближении и огрублении – эмпирическое).

Первое направление подразумевает осмысление развития и функционирования общества как единого, целостного, сложного системного организма в том проблемном и методологическом ключе, который задают социологии социально-философские основания. Особый интерес вызывает исследование единых закономерностей построения и развития социальных общностей, динамика социальных процессов; обобщение различных сторон общественной жизни, единых для всех или многих социальных структур. Социологические концепции, которые выдвигаются на этом уровне, отличаются высокой степенью абстракции и не предназначены для изучения конкретных социальных единиц, например, таких, как молодежная социальная группа или локальный миграционный социальный процесс. Такой уровень традиционно принято называть общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне, общесоциологическими.

С другой стороны, социология как научное знание, которое возникло на волне позитивизма, всегда ориентируется на широкое применение эмпирических методов и приемов (опросов, наблюдений, анализа документов, экспериментов). Они активно использовались и используются до настоящего времени в исследовании практических вопросов общественной жизни, для получения конкретных данных об отдельных социальных фактах, их последующей обработки, в результате которой обобщаются первичные выводы о функционировании конкретных явлений социальной жизни.

Социология изначально основывалась на двухуровневом знании об изучаемом объекте, то есть на получении эмпирических данных последующей теоретической обработки, на методике логической дедукции и интерпретации, работающей совместно с индукцией и обобщением.

Эти два уровня социологии всегда были неразрывно связаны между собой; теоретические выкладки практически всегда имели четко обозначенную эмпирическую базу. Однако последнее время потребность в получении конкретных данных о функционировании социальных явлений в различных областях жизнедеятельности стала особенно актуальна. Мы хотим не только получить знание об общих закономерностях социальных процессов, но и надеемся, что нам предоставят конкретную информацию о практическом применении результатов социологического исследования, благодаря которым станет возможным создание более оптимальных моделей решения проблем в различных социальных сферах: экономической, политической, образовательной, организационно-управленческой. Социологические изыскания последних лет показывают, что простое приспособление общесоциологического методологического и методического аппаратов для прикладного использования невозможно. Как не удалось пока создать вечный универсальный двигатель, так не удается построить универсальный социологический аппарат вне контекста конкретных областей нашей жизни в силу значительных различий в природе этих объектов исследования.

С другой стороны, существование и исследование определенного парадигмального инвариантного методолого-методического ядра все же целесообразно. Некоторые фундаментальные концепции в социологии продолжают формироваться как некая проекция социально-философского научного знания, какое-то время развивающегося вне связи с эмпирикой, без использования и подтверждения своих тезисов в социальных явлениях и процессах. С. С. Фролов считает: «Противостояние фундаментальных и эмпирических исследований в значительной степени тормозило развитие социологии, мешало кооперации ученых и объединению их усилий. Выход из этого положения был найден в результате формирования еще одного уровня социологического знания – теорий среднего уровня».

Этот научный термин был введен в практическую деятельность исследователей американским социологом Робертом Мертоном. По его мнению, теории среднего уровня – это «теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватывающими систематическими попытками создать единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений». Эта позиция основывалась на том, что создание всеохватывающих социологических теорий в современных условиях преждевременно, так как эмпирический уровень, представленный окончательно не сформировавшимися в четком научном контексте малыми рабочими гипотезами, не позволяет говорить о теоретических конструкциях, отвечающих традиционным представлениям о фундаментальном знании.

Основная задача этих теорий – попытаться структурировать, организовать эмпирическую базу в пределах отдельных областей социологического знания, а в дальнейшем выйти на реализацию более масштабных планов и перспектив. Используя в основном терминологию фундаментальных социологических концепций, теории среднего уровня вводят и собственный специфический понятийный аппарат, который используется только в данной области. Как считает Роберт Мертон, теории среднего уровня относительно самостоятельны и вместе с тем тесно связаны как с эмпирическими исследованиями (которые поставляют необходимый материал для их создания и развития), так и с общесоциологическими теоретическими построениями, которые дают возможность использовать наиболее общие теоретические разработки, модели и методы исследований.

Появление и развитие теорий среднего уровня были с удовлетворением встречены социологами. В настоящее время эти теории прочно вошли в научную практику. Одновременно они породили достаточно узкую специализацию социологов, например появление социологов, которые работают только в области социологии семьи или социологии образования, собирают эмпирические данные, обобщают их и делают теоретические выводы и модели только в пределах этих областей социологического знания. Вместе с тем с введением в научную практику теорий среднего уровня повысилась эффективность деятельности социологов, занимающихся фундаментальными исследованиями, так как они стали получать богатые теоретические разработки в отдельных областях социологии и обобщать их, не обращаясь постоянно прямо к эмпирическим данным.

Все теории среднего уровня, в свою очередь, можно условно разделить на три группы: теории социальных институтов, теории социальных общностей (от малой группы до социального класса) и теории специализированных социальных процессов. В каждой из выделенных групп содержится большое число теорий среднего уровня, которое увеличивается по мере углубления в изучении общества, по мере развития социологии как науки. Социологи, которые занимаются исследованием узких специальных областей и разрабатывают свой специфический понятийный аппарат, обобщают полученные данные, объединяя их в теоретическую конструкцию в пределах своей узкой области. Помимо этого, специалисты активно используют фундаментальные разработки, рассматривая их как необходимую составную часть гипотетико-дедуктивной, теоретико-методологической основы для собственной исследовательской модели.

Однако продолжает существовать серьезная проблема. Социологи, которые работают на «среднеуровневом» научном поле до сих пор не имеют под рукой единой, синтезированной модели, которая была бы выработана на фундаментальном уровне и безусловно принималась бы каждым ученым.

Одни используют концепции, относящиеся к области теории конфликтов, другие – к области социального обмена и т. д. Это говорит о том, что фундаментальная социология еще не решила своих проблем и не выработала единого, синтезированного подхода к изучению общества. Продолжает иметь место ситуация, когда социологи, исследующие специальные области, вырабатывают собственный понятийный аппарат, свою методологическую базу, в достаточной степени понятные в этой узкопрофессиональной сфере, но, к сожалению, далекие от единых социологических «стандартов». Это серьезно осложняет коммуникацию между исследовательскими сообществами.

С другой стороны, признание социологами среднего уровня позволяет заинтересовать специалистов-практиков, ученых несоциологических областей знания, убедить их в важности ее изучения и дальнейшего использования в своей профессиональной сфере. Проблемы, которые изучаются в рамках теорий среднего уровня, имеют тесную связь и с проблемами реальной жизни, что также может заинтересовывать ученых непрофильной специализации, стимулировать их участие в разработке и использовании социологических технологий.

Социологическое знание традиционно выполняет две основные функции: функцию объяснения социальной действительности и функцию ее преобразования.

Поэтому наличие в социологии теоретического и эмпирического уровней связано, как считает Г. В. Осипов, с уровнями знания (теоретическим и эмпирическим) в традиционном научном познании в целом; а деление социологии на «фундаментальную» и «прикладную» привязывается исследователями к функциям социологии, то есть к ее ориентации на общие научные задачи или к контексту решения конкретных практических задач. Например, эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его цель – построение теории, то оно относится к фундаментальной (по ориентации) социологии; если – выработка практических рекомендаций, то оно относится к прикладной социологии. Таким образом, исследование, будучи эмпирическим по уровню получаемого знания, может быть прикладным по характеру решаемой задачи – преобразование действительности. То же самое относится и к теоретическим исследованиям (по уровню знания). Из вышесказанного следует, что прикладное социологическое исследование не образует особого уровня, это те же теоретические и эмпирические исследования (по уровню знания), но с прикладной ориентацией.

По характеру получаемого знания социологические модели часто разделяют на методологические, то есть знание о средствах, процедурах исследования ее предмета, и неметодологические, то есть знание о самом изучаемом предмете.

Методологическое исследование может относиться к любому уровню знания и проводиться и в фундаментальной, и в прикладной социологии.


Помимо вышеперечисленных уровней существует еще один, получивший название метасоциологии.

Метасоциология – это анализ существующих эпистемологических и методологических структур социологии вообще, равно как и ее различных компонентов: концепций, теорий, моделей, методов и т. д.

Отличие метасоциологии от социологии состоит в том, что объектом исследования социологии является социальная реальность, а объектом метасоциологии – сама социология. Поэтому правомерно использовать наряду с понятием мета-социологии понятия «социология социологии» и «рефлексивная социология». Первое понятие было введено в научный обиход Р. Фридрихсом, второе – А. Гоулднером.

Метасоциология анализирует социологию извне и изнутри. С внешней точки зрения социология – специфическое социальное явление, которое, подобно другим явлениям, доступно социологическому анализу. Это может быть изучение общественной роли данной социологической теории, ее функций (служебных или критических) по отношению к определенной политической системе, ее влияния в обществе за пределами узкопрофессиональной среды и др. С внутренней точки зрения социология исследуется как особая научная дисциплина, совокупность конкретных проблем, понятий, теорий и методов независимо от их социального контекста.

Метасоциология берет в качестве объекта изучения саму социологию, ее концепции, теории и методы.

В социологии имеют место и смешанные исследования, в которых в рамках одной модели решаются различные теоретико-практические задачи.

Однако методологическая часть независимо от направленности исследования всегда присутствует в социологическом знании. Поэтому можно говорить о трех стадиях любого социологического исследования: методологической, эмпирической и теоретической.

Первая стадия всегда связана с разработкой исследовательской программы с использованием ранее известных или специально созданных методов для решения данной цели и задач. Вторая стадия чаще всего представляет собой полевое исследование по сбору социологической информации, ее обработке и анализу. В результате мы получаем какие-либо социологические данные и показатели, которые позволяют предоставить не только теоретические выкладки, но и практические рекомендации. Третья стадия связана с построением каких-либо теоретических моделей.


Эрки Калеви Асп в книге «Введение в социологию» (2000 г.) вводит свою многоуровневую концепцию социологического знания. Это макросоциологический уровень и микросоциологический уровень. По его мнению, макросоциология рассматривает социальные связи и взаимоотношения больших социальных совокупностей – общество, государства, нации.

К макросоциологическим теориям традиционно относят структурный функционализм, который изначально был направлен на исследование системных качеств общества, на создание наиболее эффективной модели социального жизнеобеспечения любой его подсистемы. Так, характерный представитель этого направления Т. Парсонс предложил собственную схему взаимодействия социальных систем, которая должна была реализовать на практике идею «социального порядка» на основе равновесия взаимодействующих элементов их систем.

Социологические концепции, которые направлены на выявление определяющих причин становления и развития тех или иных глобальных социальных изменений, также можно подвести к макроуровню. На протяжении длительной истории социологической мысли в рамках этих теорий назывались различные причины социальных изменений: естественный отбор (Г. Спенсер); выдающиеся личности (Ф. Ницше); разделение труда и кооперация (Э. Дюркгейм); идеология (М. Вебер).

Во Франции структурно-функциональный подход к социальной реальности представлен исследованиями М. Фуко, К. Леви-Строса, которые стремились построить собственную модель социальной реальности. Их «гиперрационалистский» подход состоит в абсолютизации во всех человеческих проявлениях – такой общей субстанции, как «коллективное бессознательное». Главная цель научного исследования – определение во всех социальных совокупностях, каким образом коллективное бессознательное формирует основные структуры данного сообщества – культурные традиции, ритуалы, язык.

Область микросоциологических исследований включает такие сферы человеческого бытия, как семейная жизнь, работа, учеба, проведение свободного времени и т. п. При этом внимание в первую очередь обращается лишь на немногочисленные группы, локализованные факты, единичные явления, например, на один трудовой коллектив или проведение свободного времени молодежи в какой-то определенной местности.

Выделение этого уровня в социологии было связано с тем, что ряд ученых посчитали необходимым отказаться от абсолютизации структурно-функционалистского подхода, который ведет к реификации (овеществлению) социальной системы и к отказу от изучения творческой, сознательной человеческой деятельности. Тем самым, вне исследовательских интересов оказывается такая проблема, как выяснение роли конкретных, а не только строго нормативных, межчеловеческих взаимодействий в эффективном функционировании различных социальных систем.

Одной из первых теорий микроуровневой направленности в социологии стала концепция социального обмена. «Назад к человеку» – такой лозунг был выдвинут Дж. Хомансом, основателем бихевиоризма[4]. В первую очередь предполагалось, что круг интересов должен быть связан не только с изучением социальных характеристик у индивида, но и его психических состояний, которые также влияют на жизнедеятельность общества в целом. При всей спорности бихевиористского подхода, когда его последователи пытались обосновать тезис о сводимости всего человеческого поведения к набору реакций на внешние стимулы, он указал на важность изучения мотивации, интересов отдельного представителя социальной группы, чтобы, в конечном счете, приблизиться к истинному пониманию общественных процессов в целом.

Представители другой микроуровневой теориисимволического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер, А. Роуз и др.) делали акцент в своих социологических построениях на такую предметную сторону коммуникации, как язык. Ученые считали, что этот социальный феномен необходимо изучать путем прямого наблюдения и дальнейшего подробного описания конкретных человеческих действий. Тем самым они стремились определить возможность изучения в рамках четкой поведенческой модели отдельного индивида процесса языковой коммуникации в целом.

Важное место отводилось изучению социальных ролей, которые выполняет человек на протяжении своей жизни, включаясь в те или иные социальные группы и сообщества. Неслучайно социальная деятельность рассматривалась Дж. Мидом как многообразные связи с другими людьми в трудовом коллективе, в семье, в образовательном учреждении, на отдыхе.

Различие между микро- и макросоциологией не носит жесткого разграничительного характера, так как выведение общих закономерностей из данных конкретных явлений может поднимать исследование до макросоциологического уровня, хотя бы само исследование и не охватывало больших совокупностей. Однако ведущим объектом макросоциологии выступает общество как наиболее целостная и масштабная социальная система. Этот уровень социологического знания всегда нацелен на выявление закономерностей возникновения, развития, изменения и взаимодействия больших образований или социальных процессов.

Микросоциологию, кроме большей узости изучаемого объекта, отличает и специфический предмет исследования, который связан в первую очередь с анализом мотивов, ожиданий, чувств, интересов этих малых социальных групп, стремящимся делать выводы не только на основании групповых данных, но и в контексте индивидуальных корреляций. Но в очередной раз отметим, что эти уровни нельзя рассматривать как не соприкасающиеся друг с другом, потому что любой поведенческий акт конкретного индивида осуществляется в рамках определенных социальных систем, структур и институтов.

Таким образом, граница между микро- и макросоциологией достаточно условна, однако методологически оправдана. Она способствует большей четкости в систематизации, в первую очередь объектов социологии.


В современной социологии существует и другая концепция, в рамках которой, кроме макросоциологии и микросоциологии, выделяют еще один уровень – мезосоциологию. В рамках такого подхода круг интересов макросоциологии продолжает ориентироваться на изучение больших социальных общностей в контексте их социальной структуры, социального развития. Мезосоциология становится теорией среднего уровня, выполняет роль среднего звена, о котором говорилось выше, и направляет свои исследования на анализ особых состояний и конкретных форм бытия социальных общностей: социология семьи, социология труда, социология организаций. В рамках этой социологии, по мнению Л. И. Лубышевой, изучаются социально-классовые группы (в том числе, профессиональные, расово-этические, религиозные, возрастные, половые группы, сельское и городское население) и отдельные социальные факты и явления (например, гендерные отношения, социальное отчуждение и т. д.). В рамках данного уровня мы можем говорить о такой форме научного знания, как социология физической культуры и спорта.

Микросоциологии отводится роль исследователя отдельных социальных явлений, которые зависят от фактов сознания мелких социальных сообществ, от межличностных взаимодействий. Примером может выступать исследование таких специфических социальных параметров, как мотивация и стимулирование групповых действий при анализе проведения избирательных кампаний, принятия управленческих решений.


Еще одной классификационной проблемой, которая возникает при попытке выделить в социологии различные уровни, выступает ее градация с учетом сложившихся тесных связей с другими общественными науками. Например, на стыке с экономикой возникла и успешно развивается экономическая социология, на стыке с политологией – политическая социология, на стыке с педагогикой – социология воспитания. Такая современная интеграция связана с тем, что науки по мере развития и усложнения их объектов постоянно специфицируются. И социология, благодаря своей универсальности, начинает выполнять определенные функции по объединению, по включению своих методов в изучение базового проблемного поля других наук, где анализируются социальные действия и социальные отношения, которыми, собственно, и занимается социология.

Например, экономика изучает производство и потребление товаров и услуг, спрос и предложение, то есть экономические законы и закономерности. Социология стремится разработать модели экономического поведения различных социальных групп, исследовать степень и последствия влияния экономических сил, обусловливающих жизнедеятельность людей и социальную структуру общества. Таким образом, социология интересуется прежде всего социальным поведением человека в различных экономических ситуациях и условиях. Эта специальная отрасль социологии и называется экономической социологией, законы и закономерности которой изучали еще К. Маркс и М. Вебер.

Учение о государстве ориентировано на анализ политического поведения человека, механизма общественного управления и феномена власти. Данные феномены исследуются и политической социологией, но уже в форме социальных отношений, складывающихся в государстве, при различном политическом строе, форме правления, политическом режиме.

Иногда ученые различают социологический и социальный уровень познания. На социологическом уровне изучают законы и закономерности функционирования различных социальных общностей. Социальный уровень предполагает в первую очередь исследование конкретных форм и условий взаимодействия людей в различных общественных сферах: экономической, демографической, политической. Тем самым, специфику взаимоотношений индивидов напрямую связывают с характерными чертами предметной области, где эти взаимоотношения происходят. На наш взгляд, данный подход крайне неудачен, потому что, во-первых, удваивает терминологию, создавая условия для использования «двойного стандарта», а во-вторых, путается в широком и узком смысле понятия «социальные отношения». В указанном случае гораздо целесообразнее было бы социологическому уровню исследования противопоставлять не социальный, а конкретно-исторический.

Следует помнить, что социология является не единственной наукой, занимающейся исследованием человеческого поведения. Социология выпестовывалась из позитивистской философии, весьма близка по предметной ориентированности к истории и к социальной антропологии, где человек также рассматривается как член различных групп и культурных общностей. В этом случае можно говорить лишь о взаимодополняемости, которая обогащает эти смежные науки.


Еще одна классификация социологических теорий подразделяет их на три категории: общие, специальные и отраслевые.

Общие социологические теории описывают функционирование общества в его целостности. Неслучайно к этой категории относят структурно-функциональную теорию Т. Парсонса, теорию социального действия М. Вебера, теорию обмена П. Блау.

Далее выделяются специальные социологические теории, которые направлены на анализ социальных общностей в контексте их взаимодействия друг с другом, исследуют многообразие их связей и отношений.

На третьем месте находятся отраслевые социологические теории, которые изучают механизмы действий социологических законов и закономерностей в различных сферах жизнедеятельности общества. Это тот уровень, на котором объектом исследования выступает не общество в целом, а отдельные его области: экономика, политика, право. Они связывают социологию с другими науками. Напомним, что отраслевые социологические теории часто рассматривают как некую форму пересечения макросоциологии и микросоциологии.

Развитие социологического знания предполагает и его внутреннюю структурализацию, и его внешнюю институционализацию, т. е. совершенствование всей организации этой науки, формирование правил и норм профессиональной этики, корректировку политико-правового нормативного использования. Все это должно вести к созданию четких требований к функционированию социологии как учебно-научной дисциплины реального процесса производства и систематизации знаний в определенной области познания.

Следует особо отметить, что прикладной уровень социологического знания представляет собой некую методолого-методическую, организационно-техническую разновидность социальной инженерии. Ее цель – конструирование соответствующих научно-практических технологий, в целях изучения, осмысления и корректировки повседневной социальной практики.

Если мы говорим о прикладной сфере социологии, то предполагаем, что ее исследование направлено на получение новых знаний не только в интересах социологической науки, но и «заказчика», представляющего различные сферы общества (производство, образование, бизнес, политика). Прикладное исследование подразумевает возможность приложить его результат к практическому решению какой-либо социальной проблемы. Поэтому оно нередко носит диагностический характер и привязано к конкретному объекту: предприятие, фирма, социально-территориальная общность, с учетом конкретных показателей времени и места.

Социология представляет собой динамичную научную отрасль, которая быстро реагирует на изменения в том или ином социальном институте. Так, появление и развитие в современном российском обществе свободного предпринимательства как новой сферы экономики привело к необходимости его изучения и в широком социологическом контексте. Начинает развиваться бизнес-социология. Ее прикладные методы помогают лучше зафиксировать изменения в потребностях и предложить принципиальные шаги для оптимизации удовлетворения спроса в изменившихся условиях. Например, результаты социологического мониторинга социальной и экономической стратификации и моделей потребительского поведения смогли повлиять на изменение модели розничной торговли.

Социологическое исследование выявило новую тенденцию в потребительском поведении россиян – изменение их позиций относительно товарных марок, т. е. увеличилось число граждан, которые нацелены на продукцию определенных фирм как зарубежных, так и отечественных. Для большой группы российских покупателей бренды стали важным фактором выбора покупки.

В США в рамках прикладной социологии еще в середине прошлого века был разработан индекс потребительских настроений (ИПН). Вначале он был рассчитан на информирование о степени готовности населения тратить свои сбережения. В дальнейшем стал активно применяться как важный социологический термин в прогнозировании ситуации на потребительском рынке. В частности, за месяц до августовского кризиса 1998 г. было отмечено падение как общего значения этого индекса, так и его составляющих.

Еще одним направлением современной прикладной социологии выступает региональная социология. Пространственная форма организации социальной жизни людей выступает характерной основой для структурирования социальных процессов и связей в обществе, т. к. у жителей конкретного поселения формируются собственные социальные признаки, складываются общие социально-экономические интересы. В связи с этим население данной территории может рассматриваться не только как общность демографического характера, но и как социальная общность со своей организацией общественной жизни, социальными связями и отношениями, социальными институтами и процессами. Еще в начале ХХ в. М. Вебер и Г. Зиммель в своих работах исследовали проблемы города и села с использованием социологических методов и инструментария.

Данный социологический подход шире традиционного экономического, т. к. включает культурные, этно-социальные, образовательные, медицинские, политические, социально-психологические и другие аспекты жизни социума.

Таким образом, региональная социология ориентирована на изучение пространственного аспекта человеческой жизнедеятельности и его значения для понимания общественного поведения и общественной формы; это некая территориальная проекция социальных процессов и структурирования общества.

Объектом региональной социологии выступают различные социально-территориальные общности как особый уровень социальной организации общества, а предметом – закономерности и формы их связей и отношений. При этом к ключевым проблемам, которые исследуются данным прикладным направлением, относятся: постоянное изменение социальной динамики населения региона с учетом миграционных и урбанизационных процессов, формирование рынков труда и занятости населения, эффективное развитие социальной инфраструктуры, социо-экологических систем, систем социального управления. В постсоветское время регионализм становится одной из главных моделей социологического подхода к изучению социальных процессов в современном российском обществе.


Одним из наиболее известных направлений прикладной социологии выступает социология семьи. По мнению В. И. Добренькова и А. И. Кравченко, это связано с тем, что семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, традиционно придающим ему стабильность. Одновременно семья выступает самой сплоченной малой социальной группой, что позволяет изучить мотивы, причины заключения брака и его расторжения, динамику супружеских отношений, характер связей между родителями и детьми, сплоченность семьи, успешность брака. Концепцию двуединого статуса семьи в современном обществе первым сформулировал в отечественной социологии А. Г. Харчев.

В поле внимания социологов семьи всегда находился такой важный фактор, как преемственность поколений. Способность восстанавливать свое единство в каждом следующем поколении – существенная характеристика семьи, которая именуется жизненным циклом семьи. Это определенная последовательность социальных и демографических состояний на непрерывной временной оси с момента образования семьи до момента прекращения ее существования. В социологии существуют различные классификации и типологии данного понятия.

С начала 90-х годов ХХ в. наиболее актуальными проблемами социологии семьи становятся: проституция, девиантное поведение, дети-сироты, покупной брак, самоубийства, наркомания, гомосексуальное поведение, нравственная подготовка к семейной жизни, городская многодетная семья, до- и послеразводная ситуация, гендерные исследования, женщины-предприниматели.

Многие социологи анализировали семью с позиций динамических показателей (уровень брачности, репродуктивной активности, эволюция профессиональной карьеры) и фокусировали внимание на проблемах, связанных со стабильностью. Некоторые исследователи сосредоточивали внимание на внутренних проблемах семьи, таких, как взаимоотношения партнеров, изменяющиеся роли, представления, мотивы поведения.

В последнее время расширилась сфера междисциплинарного подхода к семье, увеличилось взаимопроникновение различных направлений и наук, в результате чего стало возможным говорить не только об узкоотраслевых дисциплинах, например социологии или психологии семьи, но и о новой комплексной науке, получившей наименование фамилистики.

Исследовательские акценты в этом прикладном направлении сместились в сторону гендерных исследований, которые представляют собой общемировое движение и отвечают объективным социокультурным и социально-экономическим условиям современного общества.

Освоение методики конкретно-социологических исследований с активным использованием базы других наук позволяет, как мы видим на примере развития социологии семьи, успешно применять социологические знания на практике, расширять границы социологической науки в целом, успешно интегрировать ее в различные сферы человеческой деятельности.

Конец ознакомительного фрагмента.