Вы здесь

Фен-шуй, золотой ус и другие комнатные растения. Глава 2. Фэн-шуй и ваш дом (Я. С. Анохина, 2013)

Глава 2. Фэн-шуй и ваш дом

Фэн-шуй – экология вашего дома.

Слово «экология» в переводе с греческого означает oikos – «жилище» + logos – «слово». Однако сейчас в обиходе под экологией понимают в основном состояние природы и ее охрану. А вот специалисты обозначают этим словом науку о взаимоотношениях живого с окружающей средой. В некотором роде и фэн-шуй можно назвать частью экологии, ведь с его помощью мы налаживаем взаимоотношения с тем, что находится вокруг нас, с нашим жилищем.

Проблема удобства и неудобства жизни заставляла задумываться ученых и ремесленников во все времена, но только с ростом производства и наступлением так называемой научно-технической революции появились науки об удобстве работы и жизни вообще. Если в прежние времена каждый мастер изготавливал, например, карету по размерам и для нужд конкретного заказчика, то у конструктора автомобилей такой возможности нет. Пришлось заняться исследованиями: каких размеров должно быть сидение? Как удобнее расположить рычаги и приборы? Какая поза удобнее для водителя и пассажиров при длительных поездках? Примерно так возникла наука об удобстве и эффективности – эргономика. С эргономической точки зрения рассчитываются практически все изделия – от стола и дверной ручки до салона автомобиля и клавиатуры компьютера. От этого расчета зависит, насколько вам будет удобно пользоваться той или иной вещью, как быстро вы при этом устанете и т. д. При планировке квартиры и расстановке мебели эргономические требования тоже нужно учитывать, иначе проходы могут оказаться недостаточно широкими, неудобно будет сидеть за столом или на диване, какие-то нужные вещи станут труднодоступными. Наверняка список затруднений вы можете дополнить исходя из собственного опыта. Какая уж тут гармония, если после получаса сидения в кресле все тело затекает или ломит спину!

Кроме того, оказалось, что одного удобства и красивой отделки мало. Человеческая психика очень тонко организована, и низкий потолок начинает давить, в тесном и покрашенном в темные тона помещении некоторые люди начинают буквально задыхаться… Да мало ли что может раздражать! Проведите простой опыт: возьмите в руку карандаш и направьте точно в переносицу, постепенно приближая. У большинства людей ощущения при этом, мягко говоря, не из приятных. Между прочим, с точки зрения фэн-шуй вы, таким образом, испытываете на себе явное воздействие ша.

Европейские ученые, не имеющие понятия о секретах фэн-шуй, разработали такое научное направление, как психологическая экология. Оно занимается исследованиями влияния на человеческую психику окружающей среды. Конечно, вы слышали о холодных и теплых цветовых гаммах, о влиянии того или иного цвета на настроение. Ну а о том, что расположение стола относительно окна может влиять на аппетит или эффективность работы и учебы? О том, что расположенная не в том месте лестница в двухэтажном особняке может создать семейные проблемы? О влиянии на спокойный сон расположения вашей кровати? Причем удивительным образом некоторые современные исследования подтверждают правоту древних геомантов. Конечно, ученые не объясняют свои открытия влиянием пяти стихий или энергией ци.

Человек (и не только), привыкая спать в одном и том же положении относительно сторон света, как бы ориентирует свою нервную систему по линиям магнитного поля земли. Если резко переменить положение (даже просто лечь головой в другую сторону), то ориентировка нарушается. Незначительно, но все-таки меняются, картина электромагнитных полей самого человека, работа нервной системы – в результате бессонница, кошмары и т. д.

На втором этаже особняка обычно расположены отдельные комнаты жителей дома. Если лестница туда поднимается сразу из прихожей, да еще и служит как бы продолжением пути входящего в дом человека, то она приглашает каждого сразу же пройти к себе в комнату, отдохнуть… Это влияние может быть и незаметным, но такая первая мысль при входе в дом уже служит разобщению жильцов, отдаляет их друг от друга и от общих дел. Будет ли счастливой семья, постепенно теряющая внутреннее единство?

А с окном совсем простой случай. В любом случае пейзаж за ним, движение или огни будут отвлекать человека, а ребенка особенно. Даже самые усидчивые дети, если их посадить заниматься уроками лицом к окну, время от времени будут отвлекаться, пусть на несколько секунд, но и от этого усвоение материала может нарушиться. То же самое и в столовой: вид за окном будет отвлекать от тарелки.

Многие законы фэн-шуй родились из многовековых наблюдений за реакцией человека на те или иные особенности окружающего мира. «Отравленные стрелки», вполне возможно, и не направляют зловещее ша, но если уж мы их замечаем, то они будут постоянно нас беспокоить. Даже если мы заняты другими делами, наш мозг запомнит нехорошее место и будет поддерживать нас в состоянии тревоги. Благодаря подобным рефлексам наши далекие предки настораживались в местах, удобных для засады хищников, опасных для прохода и ночлега и т. п. Между прочим, не так уж мало мы от них унаследовали, и те же «научные» правила фэн-шуй тому подтверждение.

Вот одно из них. Плохо, если над вашим домом возвышаются соседнее здание, старое дерево и иное; особенно если речь идет о предметах, расположенных перед главным входом. Конечно, в большинстве случаев современные дома стоят довольно прочно, но живущий в нас пещерный человек оценивает многоэтажку как огромную нависающую скалу. Ходить под ней опасно – еще камень на голову свалится; а уж пещеру рядом занимать – нет уж! В случае обвала засыплет вход. Дерево или скала над входом таили и еще одну опасность – там мог прятаться какой-нибудь леопард, решивший устроить себе плотный завтрак из «царя природы».

Многим покажется странным, но такие первобытные рефлексы есть у большинства из нас. Достаточно посмотреть, как ведут себя люди при возникновении внезапной опасности. Вот на вас из-за поворота резко выскакивает машина… Существует даже гипотеза, что по реакции можно определить, в каких условиях ваши предки жили десятки тысяч лет назад: резко прыгают вперед или в сторону потомки степных жителей (надо добежать до укрытия), потомки горцев замирают на месте (один неверный шаг – и упал в пропасть, нужно прочнее закрепиться), а обитатели лесов мечутся с места на место (предки пытались укрыться от хищника за деревьями).

В норах большинство животных ложится головой к входу: так сразу можно увидеть врага. Человек тоже лучше всего себя чувствует, когда, проснувшись, может осмотреть всю комнату и увидеть входную дверь. При этом кровать не должна располагаться точно напротив двери, чтобы входящий увидел спящего не сразу – это дает время почуять опасность и проснуться… Большое пространство комнаты за спиной – дополнительный источник опасности: мало ли кто может притаиться в темноте?! И вообще, иногда человеку бывает слишком много свободного места.

Посмотрите любую книгу с правилами классического или современного фэн-шуй: вы найдете там полный список таких первобытных, подсознательных правил. Если с вашего места не видно входную дверь, нужно повесить зеркало так, чтобы входящий был виден. Односпальную кровать лучше ставить вдоль стены или изголовьем к ней, а вот двуспальную так, чтобы были свободные проходы с обеих сторон: возможность быстро вскочить при опасности тоже была весьма ценной. К тому же так просто удобнее: каждый может встать, не мешая спящему. Вообще, под кажущейся мистикой в фэн-шуй есть довольно много вполне практичных советов, с которыми соглашаются и дизайнеры, и архитекторы, и ученые.

Например, советы не строить дом возле обрыва, над быстрой рекой вполне объяснимы: от оползней и обвалов не застрахован никто даже в современных городах, да и берега рек постепенно меняются. В Китае же с его повышенной сейсмической опасностью об этом приходилось заботиться особо. То же самое относится к предписанию не строить дом рядом с выходами скальных пород на поверхность, возле подземных водных потоков и т. д.

Считается, что наилучший фэн-шуй приносит расположение дома на середине склона, выше подъездной дороги. Это тоже понятно: дом на вершине холма открыт холодным ветрам и палящему солнцу, человек в нем чувствует себя беззащитным, у всех на виду. Дорога же нарушает целостность склона, может подрезать его и вызвать оползень; с нее может свалиться автомобиль. В низинах же воздух и вода застаиваются, недостаточно света, а, кроме того, при климате с обилием осадков (не только в Китае с его муссонными дождями, но и в России с весенним таянием снега) жители долины всегда рискуют «поплыть» вместе с домом.

Вполне объяснимо и классическое благоприятное расположение возвышенностей вокруг дома. «Черная черепаха с севера» (большой холм или гора) защищает от холодных ветров, «зеленый дракон с востока» и «белый тигр с запада» (два холма пониже, причем «дракон» должен быть несколько выше «тигра») создают оптимальный микроклимат с равномерным освещением, прогревом почвы и т. д. Ну а объяснять такой неблагоприятный символ, как «вода на горе» (водоем выше по склону), наверное, нет необходимости.

Символика, родившаяся в деревнях, перешла и в современные города. Роль холмов взяли на себя высокие здания. Они тоже заслоняют от ветра и солнца, создают вид из окна и способны угнетающе воздействовать на психику. Давно отмечено, что улицы между высотными зданиями создают такой же микроклимат и так же подавляют человека, как и узкие горные ущелья. А жить на верхнем этаже небоскреба не соглашается практически никто – люди чувствуют негативный эффект «вершины холма».

Вы когда-нибудь видели дом под голубой или синей крышей? А хотели бы в нем жить? На храмах, магазинах и ином голубая краска или черепица привлекает внимание; на жилом доме создает то самое ощущение «воды на горе» – нависшего водоема.

Не рекомендуется (ни дизайнерами, ни мастерами фэн-шуй) голубая отделка потолка, даже светлых оттенков. Человеку в доме нужно чувство защищенности, а не «небо» над головой. И совсем не рекомендуются «модные» зеркальные потолки, особенно в спальне и гостиной. Они нарушают баланс стихий и начал, искажают потоки ци, способны вызвать самые непредсказуемые негативные последствия. С точки зрения психологов, зеркальный потолок зрительно увеличивает высоту помещения и искажает нормальное освещение, а это в большинстве случаев плохо.

Потолок, находящийся слишком высоко (выше 4,5–5 м), уместен в спортзале, кинотеатре или соборе, но уюта он не создаст. Вообще, наши далекие предки оставили нам в наследство свои понятия о том, какого размера должна быть хорошая пещера, – не более 20 м2 на одного человека. Сейчас строители и проектировщики учитывают эту норму даже в огромных и богатых особняках, а вот в королевских замках и дворцах их высокопоставленным обитателям приходилось весьма неуютно. Различного рода балдахины, альковы и прочие приспособления над кроватями служили именно для того, чтобы создать относительно небольшое пространство, в котором человек чувствовал бы себя защищенным.

Точно так же может подействовать избыток окон. Установить, утекает через них ци или нет, довольно сложно. Однако представьте себя в стеклянном доме, и вы поймете, что жить в витрине могут только манекены. Большие окна уместны только на веранде или лоджии, где мы пытаемся как бы выйти из дома. Если вам показалось, что в том или ином помещении есть лишние окна, их можно занавесить. Но если это сильно ухудшит освещенность помещения (например, если комната глубокая, а окно расположено в торце), в фэн-шуй найдутся другие способы, например, расположение около окна растений или создание ярких пятен на стенах, отвлекающих взгляд и внимание в глубину помещения.

Каменный пол плох во всех отношениях; места, где он допустим, – это ванная, туалет и участок перед камином или другим источником открытого огня. Некоторые западные дизайнеры пытались ввести моду на мраморные (или пластиковые под мрамор) полы в античном стиле. Однако камень всегда, даже со специальными системами подогрева, будет нарушать микроклимат комнаты, холодить ноги и в итоге способствовать появлению различных заболеваний. В Китае на пол стелились бамбуковые циновки, в Европе – слой камыша или травы, ковры, половики и т. д. Однако и ковровыми покрытиями увлекаться не следует – полностью ворсистый пол не только собирает больше пыли, но и нарушает баланс стихий. Лучше всего, когда углы, участки под мебелью и хотя бы несколько видимых мест на полу остаются открытыми. В первую очередь это касается деревянных полов.

Дерево – практически идеальный материал для пола. Однако, если вы настилаете паркет, предпочтительнее будет квадратный узор. Если паркетины выкладываются «елочкой», следите за тем, чтобы углы не были направлены в сторону входной двери и против прохода от нее, к духовному центру дома. Вообще, любые «стрелки» должны приглашать входящего (в том числе и ци, разумеется) внутрь дома, а не указывать на дверь.

Поскольку дерево – стихия, обозначающая жизнь вообще, существует только один вариант, когда его присутствие в доме следует ограничивать: если хозяин или кто-либо из семьи относятся к земле, избыток дерева будет действовать на них угнетающе. Для уравновешивания в этом случае нужно ввести заметное присутствие огня, лучше всего настоящее пламя (камин, свечи) или его имитацию (огонь поглощает дерево). Резкий контраст создадут дерево и металл в больших количествах, в этом случае фэн-шуй будет неблагоприятным для всех.

К какой стихии отнести современные отделочные материалы, прежде всего синтетические? Как влияет их присутствие на фэн-шуй? На этот вопрос классические школы, естественно, не могут дать прямого ответа, а современные обычно уделяют ему мало внимания. Однако вопрос этот представляется чрезвычайно важным, особенно в связи с широким распространением в нашей стране различных синтетических тканей и моды на них.

В фэн-шуй многое зависит от тех или иных символов, и даже деревянная или каменная фигурка может обозначать огонь, если она имеет соответствующую форму и окраску. Поэтому при помощи пластика можно внести в обстановку присутствие любого элемента, однако сами материалы, видимо, находятся посередине между водой и деревом с определенным влиянием земли. Чего в них обычно нет, так это огня и металла. Но учитывать в фэн-шуй только эти свойства синтетики недостаточно. Не будем забывать, что синтетика по ряду своих свойств существенно отличается от привычных материалов. Прежде всего, это касается выделения различных химических веществ (особенно при нагреве) и влияния на электромагнитные поля. В результате создаются условия, непривычные или даже неприемлемые для человеческого организма. Поэтому большое количество синтетики и пластика нежелательно в принципе, в первую очередь надо стремиться к применению натуральных материалов в детской комнате и спальне. Кроме того, большинство пластмасс и изделий из них напоминают нам о своем происхождении, о деятельности человека. Этим привносится активное начало ян; оно вполне уместно и даже необходимо на рабочем месте, но не там, где вы собираетесь расслабиться и отдохнуть.

Впрочем, и в кабинете избыток ян может навредить, если он не сбалансирован. Например, популярный ныне евроремонт. Вообще, модные материалы и способы не обязательно лучшие именно для вас. Сами европейцы постепенно отказываются от рекламируемого ими стиля, там пластиковые обои, байрамикс и сверхсовременные светильники используются весьма ограниченно (по необходимости) и не считаются престижными, скорее наоборот.

С точки зрения фэн-шуй многие особенности так называемого русского евроремонта просто ужасны. Обилие прямых линий и углов, господство одной-двух стихий, два-три цвета или тона, подавляющие все остальное, – это еще не самое худшее. Хуже всего воздействуют обычно мебель и ее расположение. Строгий деловой стиль может быть даже изящным, как гоночная машина или абстрактная скульптура. Однако ци здесь просто неоткуда взяться и негде задержаться. А размещение мебели в кабинете обычно диктуется производственными потребностями (изредка – вкусом начальства). В результате получаются неуравновешенные, несбалансированные кабинеты. Ничего лишнего, ничто не отвлекает от работы, ничто не позволяет расслабиться, постоянное напряжение всех сил, а притока энергии нет. Недаром работники пытаются хоть как-то украсить такие офисы – приносят из дома картины, цветы, игрушки – иначе «евроремонтированный» офис вымотает их за несколько дней, отнимет все силы и будет действовать угнетающе.

В домах и квартирах обычно наблюдается другая крайность: комнаты заставляются престижными вещами и мебелью из лучших салонов. Разумеется, здесь гораздо большее значение имеют вкус и чувство прекрасного и хозяина, и хозяйки – это помогает более-менее уравновесить жилье и приспособить его к потребностям обитателей. Однако советы продавцов и дизайнеров, а также попытки сделать «как у кого-то» иногда приводят к результатам просто чудовищным.

Как вам понравится, например, комната отдыха в полуподвале? Уже само такое расположение с точки зрения фэн-шуй недопустимо. Но это еще не все: неправильная форма создавала две «отравленные стрелы» ша, сходившиеся в центре. Дверь помещалась в углу; почти прямо перед ней, боком к входящему, расположился огромный камин. Это нагромождение кубов (основной очаг и две дополнительные полки) было сделано из дорогого мрамора – темно-зеленого, с черными прожилками. Место перед камином было несколько приподнято и выложено тем же мрамором. Освещение создавалось несколькими матовыми настенными светильниками (треугольными, остриями вниз), рассеивавшими свет по низкому потолку. Все напоминало скорее склеп, и кто мог бы там хорошо отдохнуть, неясно.

В фэн-шуй есть средства, помогающие найти выход и из такого положения: улучшить освещение, повесить «музыку ветра» с пятью трубочками (именно с пятью, такое устройство не привлекает ци, а обезвреживает ша), расставить хотя бы искусственные растения, повесить светлые пейзажи, а еще лучше – наклеить фотообои, сделать фальшивое окно. Но все-таки лучше было бы выделить для комнаты отдыха другое помещение. Под землей стены не «дышат», при любой гидроизоляции в комнате будет сыро, и даже камин не решит проблему: будет просто повышенная температура и такая же влажность – баня, одним словом. Специальная система вытяжной вентиляции не была предусмотрена, так как посчитали, что будет достаточно каминной трубы. Несколько дизайнеров и фирм брались впоследствии переделывать этот подвал в соответствии с требованиями хозяина, но в уютную гостиную превратить его так и не смогли.

Неплохо было бы хозяину этого особняка побывать в почти такой же комнате у владельца (тоже полуподвал, тоже камин), который не пытался навязать свою волю жилью и специалистам, а следовал хорошему вкусу и умным советам. Отделка была выбрана не столь дорогая, зато светло-серых тонов, окна расширены (за счет создания перед ними ниш), камин приобрел скошенные или закругленные углы, дымоход в форме трапеции и кованый ажурный экран. Подвал в этом помещении узнать было трудно: светлая мягкая мебель, большое свободное пространство, светильники и люстра из золотистого металла в старинном стиле с хрустальными подвесками создавали обилие ци, вполне компенсировавшее недостаточный приток этой энергии из центра дома. Статуэтки на каминных полках, ковры, шторы до пола – все изящное, соответствующее вкусам хозяина и хозяйки, в едином стиле, гармонично сочетающееся друг с другом. При этом затраты были гораздо меньше, чем на обустройство «склепа» – все дело было не в дороговизне материалов, а в правильном подборе и использовании. Для улучшения фэн-шуй оставалось только поместить несколько комнатных цветов и подвесить «музыку ветра» у двери в подсобное помещение.

В то же время эти хозяева допустили грубые ошибки при планировке ванной, кухни, некоторых других помещений. В результате не только испортился фэн-шуй помещений, но и появилась реальная угроза порчи отделки и создания недопустимых с точки зрения санитарии условий: повышенной влажности, уменьшения притока свежего воздуха, ухудшение освещения и т. д. К счастью, все это можно было исправить достаточно простыми средствами.

Если вы следите за фэн-шуй своего дома, то одного лишь правильного размещения всех предметов будет мало. Имеет значение многое: материал, цвет, фактура поверхности, такие научные свойства, как теплопроводность и гигроскопичность. Покрыв стены некоторыми видами моющихся обоев, вы лишаете ваш дом важного свойства: способности регулировать влажность в помещениях. Закрывая поры стены, мы лишаем строение возможности впитывать влагу из сырого помещения или отдавать ее, если в комнате слишком сухо. В подвалах это может, конечно, принести пользу, но вот на верхних этажах стены должны «дышать». Жидкие обои и некоторые другие материалы очень удобны, но заключают квартиру в плотную оболочку, словно в полиэтиленовый пакет.

Слишком сырые стены нуждаются в гидроизоляции, но лучше всего проводить ее с наружной стороны. Тогда стена будет продолжать регулировать влажность в помещении, и в то же время сырость не будет попадать в нее снаружи. Самый сложный случай, когда высокая влажность в помещении возникает из-за испарения воды в нем самом, особенно, если стены холодные (в нашем климате это чаще всего внешние стены). Ванные комнаты, кухни и помещения для стирки белья должны выдерживать оседание конденсированной воды на стенах, быть достаточно теплыми (особенно ванные и бани) и в то же время отводить избыток пара. Для этого нужны хорошая вытяжная вентиляция и обогрев.

С точки зрения фэн-шуй сырость способна создать избыток инь и воды. Кафель и другие керамические материалы привносят землю, которая ограничивает распространение воды, дерево способно поглотить воду, поэтому деревянная отделка влажных помещений – это не худший выход, однако нужно либо подбирать устойчивые к влажности сорта древесины (лучше дуб, в условиях высокой температуры хвойные породы выделяют смолу), либо пропитывать доски специальным составом. Лакировать дерево в этом случае нельзя, так как водоотталкивающий слой уменьшит возможности древесины, к тому же при нагреве многие лаки выделяют опасные для здоровья вещества. Огонь почти не поможет в этом случае, он подавляется водой, но для его достаточного количества в общем балансе присутствие символов огня обязательно. Это могут быть яркое освещение, красные или оранжевые цвета в интерьере (как теплые они будут вполне уместны, если не использовать их чрезмерно), треугольные (обязательно вершиной вверх!) элементы и узоры и т. п. Металл порождает воду, к тому же его обычно вполне достаточно в таких помещениях, поэтому специально вносить его в обстановку не следует. Не нужно и привлекать в ванную или туалет ци из других комнат, так как здесь они будут «смываться» в канализацию и ухудшать общий фэн-шуй.

Очень важно правильное использование материалов в интерьере и мебели. Диваны и кресла, обтянутые гладкой кожей, уместны в офисах и кабинетах, где нужно повысить присутствие ян для более активной работы. Если вы хотите хорошо отдохнуть, материя на мебели должна быть теплой на вид и мягкой, бархатистой или ворсистой на ощупь. Можно застилать мебель ковровыми покрывалами, но их цвет и вид опять-таки воздействуют на человека по-разному: переплетенные восточные узоры с большим количеством красного, белого и черного хороши в гостиной или столовой, где они будут стимулировать общение и помогать размышлениям, но в спальне лучше использовать плавные линии, простые и крупные узоры и спокойные тона.

Если вы хотите использовать жалюзи, то для офиса подойдут светлые пластиковые, а вот в доме лучше всего использовать дерево или его имитации. Лучшими жалюзи и занавесями в фэн-шуй считаются бамбуковые с каким-либо пейзажем или другими картинами. В классических школах фэн-шуй и сама картина имеет значение и оказывает определенное воздействие (например, часто встречающееся изображение журавля служит пожеланием долгих лет жизни), но и сам по себе бамбук – достаточно сильное средство. Он символизирует жизненную силу, быстрый рост, удачу и успех; считается, что бамбуковые шторы и ширмы способны нейтрализовать ша и другие отрицательные влияния, даже защитить вас и ваше жилье от злобы врагов. С экологической точки зрения бамбук также является прекрасным материалом, особенно в городских квартирах: он поглощает из воздуха массу вредных веществ. Однако это его свойство имеет и обратную сторону: старые бамбуковые шторы время от времени нужно менять. В условиях современного города через пять-шесть лет их пластинки впитают в себя столько «отравы», что сами могут стать источником заражения.

Отдельно стоит поговорить об экологии психологической. Не секрет, что от душевного состояния человека зависят и его здоровье, и служебные успехи, и личная жизнь. Так же как и во всем, здесь нужны равновесие, баланс, иначе нервная система не выдержит перегрузки. Коварство психологического воздействия на человеческий мозг заключается в том, что вредные эмоции могут не проявлять свое разрушительное воздействие сразу же при возникновении, а способны накапливаться в подсознании человека. При этом определить источник, постепенно, день за днем отравлявший вашу психику, иногда бывает очень трудно, вы срываетесь на то (или тех), что (или кого) считаете непосредственной причиной стресса. На самом же деле это могла быть просто последняя капля, а чаша вашего терпения по капле наполнялась из-за чего-либо «безобидного».

В наше время много говорится и пишется о возросшем психологическом давлении, напряжении, о росте агрессивности в обществе. Однако к стрессу вас могут подтолкнуть не только программы новостей, фильмы с потоками крови и оживающими мертвецами или раздражающая вас музыка, но и привычные для вас вещи, которые вы ежедневно видите у себя дома.

В этом-то все и дело: воздействие оказывается постоянно, вы не обращаете на него внимания и не пытаетесь сопротивляться. Но тревожные сигналы идут, идут, идут… например, от стула, который вам почему-либо не нравится, или от узора на ковре, вызывающего смутное беспокойство. Основное правило в этом случае одно: прислушивайтесь к себе! То, что незаметно раздражает сейчас, – это причина серьезных неприятностей в будущем. В вашем мозгу будет постоянно звучать «сигнал тревоги».

Классический фэн-шуй уделяет этой проблеме огромное влияние: вспомним хотя бы «отравленные стрелы» ша и необходимость убрать их с глаз долой. Точно так же китайцы относятся к изображениям, напоминающим о ярости, злобе, опасности. Например, поместить у себя дома изображение злобного хищника (статуэтку леопарда, фотографию оскалившегося тигра и т. п.) означает «пригласить» этих зверей к себе в дом. Ярость зверя на фотографии будет постоянно действовать вам на нервы, даже если вы сами этого не замечаете. Точно так же ухудшают фэн-шуй оленьи рога, шкуры тигров, медведей и других опасных зверей: такие охотничьи трофеи способны принести в ваш дом не только следы злобы и силы зверя, но и воспоминания о его насильственной смерти, ша уничтожения и разрушения. Если очень уж хочется похвалиться перед гостями своей удачей, отведите для этого отдельное место, лучше всего подальше от духовного центра вашего жилья – спальни и детской комнаты. Повешенные в прихожей, ведущей от главного входа к гостиной, рога, черепа и другие подобные предметы отпугнут ци не менее эффективно, чем груда мусора. То же действие будут оказывать модные сейчас у части молодежи плакаты различных «тяжелых» рок-групп с черепами, кровью, ожившими мертвецами и прочими потусторонними символами. О влиянии всего этого на нас разговор совершенно особый, но тем не менее не ждите гармонии там, где воспевается разрушение.

Все, что напоминает вам о смерти, увядании и разрушении, должно быть немедленно убрано, даже некоторые вполне классические картины с изображениями стариков, полуразрушенных домов, упавших деревьев и т. д. Репродукция знаменитого «Девятого вала» Айвазовского способна безнадежно испортить идеальный в остальных отношениях фэн-шуй своей скрытой угрозой и мрачностью. Мастера фэн-шуй рекомендуют использовать спокойные, величественные пейзажи без резких контрастов и острых углов, с мягкими красками. Изображения гор вешают за спиной хозяина или за рабочим местом, морские и озерные пейзажи – перед глазами, что соответствует правильному расположению дома с «черной черепахой» за ним и спокойной водой неподалеку. Хорошее воздействие оказывают натюрморты с цветами (в китайской традиции предпочтение отдается хризантемам, пионам и орхидеям, так как считается, что они приносят удачу). В столовой или на кухне уместны изображения фруктов, накрытого стола и вообще натюрморты с чем-либо съедобным: считается, что они улучшают аппетит и пищеварение, а также способствуют росту благосостояния семьи.

В гостиной принято помещать семейные портреты. Если у вас есть несколько картин или фотографий, изображающих ваших предков и других родственников, размещать их нужно с осторожностью: не следует помещать изображения тех, кто умер молодым или насильственной смертью (это делается только в дни траура и поминовения), а также дряхлых стариков, лучше выберите более ранние фотографии, если они есть, или поместите фотокарточку в семейный альбом.

По возможности избегайте помещения на видном месте предметов, связанных с неприятными воспоминаниями или трагическими событиями. Не держите на виду лекарства, если нет необходимости ими немедленно воспользоваться, лучше сразу же убрать их в шкафчик или аптечку. Это правильнее и с медицинской точки зрения: большинство лекарственных препаратов рекомендуется хранить в темном месте, а на свету они постепенно теряют свои свойства.

А вот вещи, напоминающие вам об успехе, процветании, каких-либо приятных моментах вашей жизни, должны быть на виду. Причем не нужно устраивать отдельную полочку для сувениров – своего рода семейный музей – воздействие при этом снижается. Гораздо лучше, когда ваш взгляд повсюду сможет остановиться на чем-нибудь, создающем хорошее настроение. Однако некоторые закономерности в размещении таких предметов тоже есть: скажем, в кабинете все должно напоминать об успехе в делах, романтические сувениры будут гораздо уместнее в спальне, а напоминания о делах и приключениях всей семьи – в гостиной.

Один из сложных вопросов в фэн-шуй – отношение к антиквариату и старым вещам. С одной стороны, старость всегда почитаема, нам необходимо чувствовать свои корни, ощущать поддержку предыдущих поколений и эпох. С другой – вещи могут помнить и нечто для нас совершенно лишнее, накопить следы негативного воздействия и стать его источником. Поэтому часто в различных книгах по фэн-шуй можно встретить противоречивые рекомендации.

Проще всего, наверное, разделить вещи по их воздействию на вас лично, по вашему впечатлению от них. Если вас тянет к чему-либо старинному, вы понимаете, что вам нужна или приятна та или иная вещь, – спокойно считайте, что «вы нашли друг друга» и не мучайте себя вопросами о ее происхождении и прошлой истории. Если что-то настораживает, не берите, так как это станет источником постоянной подсознательной тревоги. Кроме того, опять-таки имеет значение, с чем или с кем в вашей памяти связана та или иная вещь.

При покупке или находке чего-либо следует проявлять осторожность в основном с кристаллическими, металлическими и деревянными предметами. Общеизвестное предостережение: не покупайте кровать, если на ней кто-то умер или долго болел. То же самое относится к предметам из археологических раскопок и тем более потревоженных могил – им место в музее, а не в доме! В последнее время в России распространилась мода на коллекционирование наград, оружия и прочих предметов времен Великой Отечественной войны. Помнить о нашем прошлом – прекрасно, но поинтересуйтесь, не был ли тот или иной экспонат добыт «черными следопытами» из братской могилы или снят с останков незахороненного солдата: счастья вам и вашим близким подобная коллекция явно не принесет! Кроме духовной стороны, у такого коллекционирования есть и санитарная сторона: споры многих микробов способны дремать десятки и даже сотни лет, прежде чем попадут в благоприятные условия. Ряд тяжелых болезней стал проклятием грабителей могил и археологов.

А теперь настало время пройтись по дому.

Вход с улицы

Прежде чем попасть в квартиру, нам (а также ци) приходится пройти через входную дверь. Этот путь в многоквартирных домах может быть достаточно сложным: через дверь подъезда, лестницу, лифт, еще одну, а то и две двери… Если в частном доме мы еще можем как-то изменить этот маршрут для улучшения фэн-шуй (вплоть до того, что пробьем новую дверь или замуруем старую), то на общественной территории мы чаще всего бессильны.

Старшее поколение, возможно, еще вспомнит те времена, когда многие наши подъезды были светлыми, чистыми, постоянно убирались и ремонтировались (в том числе самими жильцами); бывало и так, что на подоконниках не сидели шумные компании, а стояли комнатные цветы, и никто не использовал их горшки как пепельницу… Это было, честное слово! Но давно и не везде; а теперь ци пытается пройти в наши дома по таким местам, которые зачастую больше похожи на декорации для голливудского триллера.

Если вам удастся убедить всех жильцов поставить кодовый замок на двери, ввернуть все лампочки и так далее, то положение несколько улучшится: по крайней мере в ухудшении условий проживания будут принимать участие только местные жители. А если еще и удастся «сброситься» на косметический ремонт, договориться об уборке, через некоторое время не только знатоки фэн-шуй заметят, насколько приятнее стало заходить в дом и жить в нем. Грязь и разруха порождают ша и препятствуют ци – действительно, какая живительная энергия способна приходить из подъезда, в который вам самому страшно или противно заглянуть?

Но даже сверкающий парадный вход дворца способен причинять неприятности. Если сразу от входа наверх поднимается лестница, ци пойдет наверх, не «посетив» первый этаж, а это очень важно. Мы уже говорили о «материалистическом» толковании такого неблагоприятного расположения. В классическом фэн-шуй считается, что подъем ци по дому должен осуществляться постепенно, и без равномерного потока ци на первом этаже дом лишается основы. Красный цвет лестницы или ковровой дорожки на ней еще хуже: вообще-то этот цвет благоприятный, но в данном случае он ускорит движение ци и образует ша. Это чревато самыми различными неприятностями, и прежде всего нестабильностью положения и даже будущими трагедиями для хозяев дома.

Лестница может унести ци и в том случае, если располагается напротив двери квартиры. Расположение двери рядом с лестницей оценивают в зависимости от того, куда ведет эта лестница: если в подвал или на верхние этажи, плохо, если подходит к вашей двери с нижних этажей, хорошо, по ней ци будет прибывать к вам. Такое же воздействие оказывают лифты: если дверь находится напротив или рядом с лифтом – это неблагоприятно, но на самом верхнем этаже убыль ци будет не столь ощутима. На лестничной площадке ци несколько задерживается, и ваша задача не упустить его. Захламленная и темная площадка, как вы понимаете, не привлекает никого, поэтому постарайтесь поддерживать чистоту и сделать ремонт. Не помешает и яркая лампочка, желательно в плафоне.

С площадки поток ци должен устремляться в ваш дом. Какая у вас при этом дверь, бронированная или из ДВП, не имеет большого значения. Гораздо важнее то, насколько красиво, опрятно и гостеприимно она выглядит. Вход очень важен для фэн-шуй всего дома, от него зависит очень многое. Отделанная деревом или под дерево дверь предпочтительнее, чем покрашенная масляной краской металлическая плита с крохотным глазком. Кстати, неповторимый колорит даже скромной двери могут придать относительно недорогие накладные украшения для глазка и замочной скважины, подобранные им в тон ручка и табличка с номером квартиры. Не забывайте и о «рамке» для вашего входа – косяки и стена около них должны быть чистыми, без выбоин и других повреждений.

При установке стальных дверей часто оставляют вторую, деревянную: считается, что это надежнее. Это, возможно, и так, но только в том случае, если вы боитесь нападения бандитов с тараном и топорами. Взломщик, одолевший ваш «сейф», вряд ли будет поставлен в тупик деревянной дверью, зато вы лишите себя возможности слышать и видеть происходящее на площадке, не выдав своего присутствия. Для лучшей тепло– и звукоизоляции можно утеплить и обить тканью или кожей (можно с войлочной, суконной или пенопластовой прокладкой) внутреннюю сторону стальной двери. Еще лучше (причем во всех отношениях!), чтобы ваши гости (как приглашенные, так и незваные) не догадывались по внешнему виду о «начинке» двери. Проверено: «сейф» вызывает гораздо большее желание добраться до содержимого квартиры, чем стандартная дверь по соседству с ним. В фэн-шуй же вторая дверь может сыграть роковую роль: ци заблудится и выйдет обратно, отразившись от второй двери.

Прихожая и двери

Лучше всего, когда дверь открывается наружу или влево от входящего, так, чтобы не заслонять зону учителей (справа в ближнем углу). Справа обязательно должна быть полочка для перчаток, вешалка и другого: оставляя в этом секторе вещи; гости привлекают в ваш дом друзей и помощников. Однако, если ваша прихожая шире с левой стороны, дверь не должна перекрывать вид на все помещение – это обязательное условие для всех дверей вообще, входящий должен окинуть взглядом всю комнату. При этом достигается двойной эффект: человек видит и запоминает расположение предметов, может свободно передвигаться и ориентироваться, и в то же время, обнаружив отсутствие угрозы, наше подсознание успокаивается. Страх перед скрытыми углами, из-за которых кто-то прыгнет на спину вошедшему, – один из инстинктов, доставшихся нам от предков.

Еще одно правило – сразу за входной дверью не должно быть лестницы наверх (это применимо только для некоторых частных коттеджей). А вот то, что при входе человек не должен видеть двери туалета, кухни и спальни, важно для многих. Наши архитекторы при проектировке многоэтажных домов могли неплохо учитывать эргономические и санитарные нормы, но требований фэн-шуй явно не знали. Поэтому многим придется исправлять положение подручными средствами.

Распространенный в зарубежных книгах по фэн-шуй совет повесить на двери туалета зеркало и тем самым символически уничтожить его, увы, в условиях России зачастую невыполним: по требованиям фэн-шуй зеркало должно быть большим, а значит, довольно дорогим, трудно устанавливающимся и легко бьющимся (последнее, как известно, дурная примета). Так что лучше просто отвлечь внимание входящего от запретных объектов: заслонить краем мебели, горшком с высоким растением, повесить на стене напротив входа яркую картину, чтобы взгляд сразу же задерживался на ней (второй взгляд, когда гость зашел и осматривается, в фэн-шуй не столь важен).

Если дверь туалета расположена сразу напротив входной двери (и такое бывает), можно прикрыть ее ширмой или занавеской. Еще один способ скрыть вход в фэн-шуй зловредное помещение – сделать его потайным, оклеив такими же обоями, как и стены прихожей, или покрасив в соответствующий цвет. В любом случае дверь должна быть постоянно плотно закрыта, чтобы снизить негативное влияние.

Меры по предохранению спальни от нескромных взглядов понятны, а вот с тем, что гость не должен обращать внимания на кухню, можно соглашаться или спорить – на ваше усмотрение. В Китае и на Западе считается, что, если вошедший в дом первый взгляд бросит именно на кухню, у него возникнут мысли о еде, и он будет меньше думать о делах и общении, а сразу после угощения (если таковое предусмотрено) захочет уйти. У нас в стране зачастую именно кухня навевает мысли о дружеской задушевной беседе.

Такая уж сложилась традиция в не столь давние времена, что кухня – это и столовая, и курительная комната, и духовный центр квартиры, где собираются самые близкие друзья и ведутся беседы до поздней ночи, когда многие домочадцы уже легли спать. Так что думайте сами, решайте сами. Естественно, что во время приготовления пищи дверь на кухню должна быть закрыта, да и многим гостям незачем видеть, что и как там делается.

Поэтому все-таки предпочтительнее прикрывать кухонную дверь от случайных взглядов. Для этого можно повесить на нее что-нибудь (фотографию, рисунок или какой-нибудь сувенир), напоминающее вам и вашим самым близким друзьям о приятных встречах.

Если напротив входной двери расположена еще одна, это не слишком хорошо, но если это запасной выход или балконная дверь, то фэн-шуй будет крайне неудачным, попавшее в дом ци сразу же выйдет. То же самое произойдет, если напротив входной двери будет окно. Однако еще хуже, если прихожая представляет собой длинный коридор или если точно напротив входной двери располагаются последовательно две двери смежных помещений. В этом случае поток ци разгоняется и превращается в ша.

Три двери напротив друг друга, открываясь одновременно, создают фэн-шуй, который принято называть «убийственным». Особенно не повезло тем, у кого третья дверь открывается в спальню, так как ворвавшийся в нее поток ша способен причинять вред и здоровью, и семейной жизни. В такой комнате лучше разместить гостиную и принять меры предосторожности. В любом случае надо сразу же попытаться изменить ситуацию, пока ша не причинила больших неприятностей.

Для того чтобы избежать «отравленной стрелы», нужно поставить между двумя из трех дверей ширму с каким-либо приятным рисунком или повесить занавесь, лучше всего бамбуковую штору. Однако и слишком ограничивать пространство перед дверью не следует – от двери до стены или другой преграды должно быть не менее 2,5–3 м. В некоторых случаях нет возможности поставить ширму или повесить штору из-за малых габаритов помещения. В такой ситуации могут помочь (хотя и не столь эффективно) подвешенный под потолком в прихожей кристалл, «музыка ветра» или какое-нибудь подвижное украшение – ци будет отклоняться в их сторону и снижать скорость.

Такие же подвески понадобятся, если три двери в одном помещении расположены треугольником. Считается, что такое расположение приводит к конфликтам и противостоянию в доме. Для их предотвращения нужно рассеять вихрь между дверями, повесив «музыку ветра» в центре треугольника или создав яркое пятно несколько в стороне так, чтобы его легко можно было увидеть из всех трех дверей.

Расположение двух дверей точно напротив друг руга менее опасно, но все-таки считается неблагоприятным, в первую очередь в том случае, если это двери двух жилых комнат: их жильцы будут находиться в конфронтации. При этом имеют большое значение размер дверей и взаимное расположение косяков. Наименее опасный вариант – две одинаковые двери точно напротив друг друга. Если одна из дверей меньше, то ее обязательно нужно дополнить зеркалом или картиной до размера другой. Наихудший вариант, приводящий к конфликтам, – неполное смещение дверей относительно друг друга, когда при распахнутых дверях из одной комнаты одновременно видны часть другой и стена коридора. Такая ситуация вызывает психологический дискомфорт и вредна для зрения: глазам приходится приспосабливаться к одновременному разглядыванию объектов, находящихся на разных расстояниях, что утомляет глазной нерв и зрительный центр мозга. То же самое происходит, если в поле зрения человека попадает угол расположенной близко стены, за которым открываются большое пространство или длинный коридор.

В фэн-шуй при этом рекомендуется, прежде всего, отвлечь внимание или зрительно увеличить расстояние до ближайшей стены при помощи зеркала на ней.

Для отвлечения взгляда используются пятна света, яркие картины, цветы, подвески под потолком, главное, чтобы предмет был хорошо заметен на окружающем фоне и находился приблизительно на том же расстоянии от глаз, что и вредный угол, а в случае с дверью – сразу же за ней или на стене рядом.

Немалое значение имеет и размер дверей. В классике фэн-шуй дверь символизирует рот, который поглощает ци, и распределение энергии (и, соответственно, влияния, удачи и т. д.) зависит от того, насколько широко этот «рот» может распахнуть та или иная комната. Общее правило: у больших помещений должны быть большие двери, у маленьких и особенно таких, как ванная и туалет, – поменьше. Дверь детской комнаты должна быть чуть меньше, чем дверь спальни родителей, иначе трудно будет добиться послушания. Двери гостиной должны быть самыми большими в доме, особенно если именно в ней находится духовный центр вашего жилья.

Вообще, дверь является своего рода визитной карточкой того помещения, которое за ней находится. Маленькая дверь выглядит менее гостеприимно, за узкой и низкой мы ожидаем увидеть скорее кладовку, чем уютную гостиную или столовую. И наоборот, вы будете заметно разочарованы, если за огромной и роскошно отделанной дверью окажется крохотная комнатушка. Если несколько одинаковых дверей выходят в один коридор, то даже хозяева дома иногда тратят секунду-другую на мысли о том, что же именно за каждой из них. Поэтому лучше всего, если у каждой комнаты будет свое лицо. В большинстве наших квартир двери рассчитываются и устанавливаются не по желанию жильца, а по типовому проекту, и изменить размер проема в железобетонной панели нет никакой возможности. Конечно, можно поменять отделку косяков или самой двери, даже дверное полотно в целом, несколько уменьшить размер за счет более высокого порога (при этом пожертвовав удобством), но коренные изменения вряд ли возможны. Умельцы делают и в типовых домах и проемах раздвижные, двустворчатые или складывающиеся конструкции, но большинству все-таки приходится довольствоваться тем, что установили строители.

Однако фэн-шуй можно улучшить и в этом случае. Например, зрительно увеличить дверь могут яркий коврик перед ней или луч света, направленный на порог. Того же эффекта можно добиться, если дверь будет светлее и ярче, чем окружающая ее стена. Слишком большую дверь можно уменьшить, поставив рядом шкаф или другую высокую мебель.

Занавески или портьеры, заметно превосходящие проем по размерам, могут и уменьшить, и увеличить дверь в зависимости от того, насколько он закрыт, какая высота потолка в квартире, как близко располагается мебель и т. д. В слишком маленькой комнате, находящейся за большой дверью, можно создать ощущение большого пространства за счет фотообоев или просто большой пейзажной фотографии или картины. Тот же эффект дает большое зеркало, помещенное на боковой стене так, чтобы его было хорошо видно от двери.

Сама дверь должна напоминать о том, какая комета находится за ней. Ванную и туалет иногда обозначают забавными рисунками или табличками, на кухонную дверь можно повесить натюрморт с фруктами, а вход в детскую комнату разрисовать яркими красками. Один из вариантов, вполне подходящий для многокомнатной квартиры: в расцветке внешней, обращенной в коридор стороны двери должны присутствовать основные цвета интерьера комнаты. При этом дверь станет не отделять комнату от всего жилья, а, наоборот, будет приглашать зайти. Это способствует не только лучшей ориентировке, но и сплочению всех живущих в этой квартире.

Особое отношение к дверям со стеклянными вставками или целиком выполненными из прозрачного материала. С одной стороны, они улучшают освещение, позволяют видеть происходящее за дверью, с другой – уменьшают защищенность комнаты, открывают ее взгляду из-за двери. Поэтому в спальнях и кабинетах, где важно уединение, лучше не устанавливать таких дверей. В детской тоже лучше обойтись без лишних стекол, которые могут разбиться во время подвижной игры и поранить ребенка; к тому же ребенок гораздо больше, чем взрослые, нуждается в относительно небольшом, закрытом и защищенном пространстве, которое он может считать своим и чувствовать себя в безопасности.

В прозрачных вставках лучше использовать волнистое, матовое или цветное стекло, пропускающее свет, но не позволяющее заглянуть в помещение. Если у вас нет возможности сменить стекло, раскрасьте его, имитируя витраж (картину из цветных стекол) или наклейте рисунок на полиэтиленовой основе, лицевой стороной в более светлое помещение – он будет просвечивать и хорошо смотреться с обеих сторон двери.

Полностью прозрачные двери уместны только на застекленной веранде или в оранжерее, выходящей в сад; при этом лучше всего делать их не из стекла, а из пластика. Лучше всего, если нижний край стекла расположен не ниже уровня подоконников в помещении. Зеркальные стекла на дверях внутри помещения допустимы только в том случае, если стекло достаточно большое и при этом цельное, не пересекающееся вставками или другими элементами, иначе возникнет эффект «расколотого зеркала».

Окна и зеркала

Окна имеют в фэн-шуй не меньшее значение, чем двери, и считаются «детьми» дверей. Пропорции и размеры окон и дверей должны быть взаимосвязаны. В помещении на одну дверь должно приходиться не более трех окон, при этом лучше, когда каждое окно не намного больше двери по размеру. Если окна будут слишком большими или их будет слишком много, то «дети не будут обращать внимания на родителей», комната получится обращенной наружу, и ци будет из нее утекать. Для компенсации можно повесить на двери колокольчик, в этом случае каждый раз при открывании двери она будет напоминать о себе. Того же самого (но с несколько меньшим эффектом) можно добиться при помощи яркого рисунка на внутренней стороне двери. При этом считается, что одно большое окно, состоящее из нескольких секций (фрамуг), лучше, чем два меньших, особенно если хотя бы половина секций открывается.

Открываться окна должны наружу, это усиливает ваше влияние на окружающих и способствует карьере. Открывающиеся внутрь окна делают жильцов зависимыми от окружающего мира и подчиняют дом влиянию фэн-шуй местности. Окно должно открываться свободно и полностью, открытое только наполовину окно ограничивает поток ци и способствует созданию у окружающих неправильного мнения о хозяине дома.

Большое значение имеет направление, в котором выходят окна, и вид из них. Естественно, нужно занавешивать или закрывать жалюзи окно, из которого видны источники ша. Несчастливое направление у каждого дома может быть свое, но традиционно неблагоприятным является запад. В Китае это сторона, с которой светит солнце после обеда, в самое жаркое время дня. В России и европейских странах обычно худшим считается окно, выходящее на север – направление холодных ветров и наименьшего освещения. А вот восточные окна почти везде считаются благоприятными, через них утром ваше жилье освещают первые лучи солнца. При этом мы получаем хороший заряд бодрости и оптимизма, а чуть позже, когда слишком яркое освещение будет скорее утомлять и раздражать, солнце переместится к югу, и свет станет более мягким.

Существенно ухудшают фэн-шуй дома решетки на окнах, ставшие, к сожалению, необходимым элементов многих российских квартир. Если вам пришлось их поставить, постарайтесь, чтобы они не мешали полностью открыть окно и не слишком бросались в глаза при взгляде из комнаты. Люди относительно состоятельные сейчас устанавливают узорчатые кованые решетки, покрашенные в черный цвет. Это, конечно, помогает оценить искусство кузнеца, но сильно ухудшает фэн-шуй дома. Лучше всего красить решетку под цвет оконной рамы или в светло-серый цвет, при этом она будет менее заметна через тюлевые занавеси. Еще лучше установить не решетки, а небьющиеся стекла в специальных рамах, но это по карману немногим. Удачный вариант, сочетающий доступность, надежность и приятный внешний вид, – ставни и защитные металлические жалюзи.

Подоконники не должны быть слишком низкими, это превращает окно в дверь, через которую из дома будет утекать ци. Однако и выше уровня пояса располагать нижний край окна не следует, особенно если из него открывается хороший вид. В этом случае вы лишаете себя возможности гармоничных отношений с окружающим миром, да и комната начинает напоминать полуподвал. Если ваши окна расположены слишком высоко, сделайте большую оконную нишу или фальшивый подоконник на нужном уровне, а оставшийся промежуток покрасьте в светлый цвет или наклейте фотообои. На подоконнике лучше всего поставить высокие растения и улучшить освещение у окна в вечернее время. Неплохой эффект может дать и размещение вместо недостающей части окна аквариума с подсветкой.

Верхняя кромка окна не должна доходить до потолка ближе, чем на одну десятую высоты комнаты. В то же время недопустимы и слишком низкие окна с верхним краем ниже уровня верхнего косяка двери. Такие окна подавляются дверью, комната выглядит низкой, с нависающим, давящим потолком. Если нет возможности прорубить окно большего размера, то покрасьте недостающую часть в светлый цвет или оклейте фольгой и закройте шторами так, чтобы они закрывали и верх окна. Карниз для штор при этом нужно вешать значительно выше окна, там, где он висел бы при нормальной высоте оконного проема.

Вечером, когда включается свет в комнатах, окна нужно занавешивать. Это важно не только тем, в чьи дома может проникнуть взгляд любопытствующего или преступника, но и жильцам верхних этажей. Темное стекло создает избыток инь и воды сам по себе способен угнетающе действовать на психику. При этом оконное стекло становится зеркалом, а переплет рамы разбивает его.

Зеркала в фэн-шуй чаще всего играют важную и полезную роль, об этом мы уже говорили. Однако есть и определенные ограничения в их использовании. Нельзя размещать слишком много зеркал, это может символически исказить форму помещения или вообще уничтожить его. Зеркальная стена уместна в парикмахерской, магазине, тренажерном зале, но в жилом помещении недопустима, так как она откроет его. О каком-либо положительном фэн-шуй в этом случае говорить не приходится. То же самое относится к зеркальным потолкам.

Хуже всего зеркальный потолок в спальне. Проснувшийся человек видит перед собой своего двойника – лишнего человека в комнате, пробравшегося в жилье во время сна хозяина (по крайней мере, именно так воспринимает отражение наша не до конца проснувшаяся психика). Это создает лишнюю нагрузку на нервную систему, и эффективность отдыха резко падает. Поэтому в спальне нельзя не только устраивать зеркальный потолок, но и ставить обычное зеркало в ногах кровати так, чтобы лежащий на ней человек видел свое отражение. Лучше, если он будет видеть в зеркале дверь в спальню или те места комнаты, которые он не может увидеть, не вставая или не приподнимаясь. Это особенно важно пожилым людям и инвалидам, которые могут почувствовать свою беспомощность, если не смогут контролировать окружающее их пространство.

Иногда в ванной или на кухне при отделке стен используют зеркальную плитку. Может быть, это практично, улучшает освещенность и зрительно увеличивает помещение, но с точки зрения фэн-шуй недопустимо ни в коем случае! Такая плитка создает не цельное, а раздробленное, состоящее из отдельных фрагментов отражение, и человек видит себя разрубленным на части. Согласитесь, не самая приятная ассоциация. У большинства народов разбить зеркало или глядеть в его осколок считается дурной приметой, а здесь целая стена из битых зеркал. Считается, что ци, находящаяся перед зеркальной стеной или потолком, начинает метаться из стороны в сторону и в конце концов образует неблагоприятный вихрь.

Также не следует размещать зеркала таким образом, чтобы вошедший в квартиру или комнату человек сразу же видел перед собой свое изображение: в этом случае, как и в спальне, двойник воспринимается подсознанием как кто-то, идущий навстречу или преграждающий дорогу. Такое расположение допустимо только в длинных коридорах или у входа, в который упирается прямая дорожка, зеркало будет отражать поток ша, а подходящий к нему человек будет иметь достаточно времени, чтобы разобраться, что к чему.

Не рекомендуются в фэн-шуй и трехстворчатые зеркала: они также дробят изображение, а, кроме того, создают несколько отражений и мешают нормальному движению ци. Поэтому, если вы пользуетесь таким зеркалом, держите его обращенным боковыми створками друг к другу – они взаимно отразятся и нейтрализуются.

Многим не нравится, когда в квартире слишком много зеркал, и в то же время для улучшения фэн-шуй иногда возникает необходимость создать довольно много отражающих поверхностей. В этом случае можно использовать в качестве зеркал довольно многие предметы интерьера: выключенные экраны телевизора или компьютера, полоски полированного металла, которые либо являются элементами мебели и декора, либо специально приспосабливаются так, чтобы казаться естественной частью обстановки комнаты. Отражать могут и застекленные книжные полки, и лакированные дверцы шкафа. Иногда зеркалом, позволяющим с определенного места увидеть нужную часть комнаты, может послужить даже начищенный паркет!

Одно обязательное правило использования зеркал: самый высокий и самый низкий члены семьи должны видеть себя в них по возможности целиком. В первую очередь нужно заботиться о том, чтобы у отражения не отсутствовала голова – это приводит к заметному психологическому напряжению. Китайцы верят, что при этом человек будет испытывать головные боли до тех пор, пока либо зеркало не перевесят или не заменят на большее, либо сам человек не уедет из этого дома.

В том случае, если зеркало необходимо для отражения ша, но нет возможности установить его, не нарушив общей гармонии комнаты, воспользуйтесь ба гуа. Небольшое вогнутое зеркальце на сувенире вряд ли сильно повлияет на общий вид помещения, а эффект от него будет заметен.

Практически невозможно отразить ша, создаваемого конструкцией самого жилища – острыми перилами лестниц, потолочными балками и т. д. В многоэтажных особняках или двухуровневых квартирах иногда встречаются винтовые лестницы, в фэн-шуй они считаются «штопором в сердце дома», считается, что по ним ци не только уносится с нижних уровней, но и закручивается в разрушительный вихрь-смерч.

Но и обычная лестница, ведущая наверх из гостиной или холла, способна стать источником неприятностей. Если при этом ее перила не закруглены на концах, а скошены или заострены, они образуют поток ша, распространяющийся на оба уровня.

Лестница не должна подниматься прямо к спальне хозяина дома или вести к двери туалета. Опасны для фэн-шуй дома и просто неудобны лестницы без подступенников. Движение ноги не останавливается, и она может проскользнуть между ступенями; кроме того, в открытые промежутки вытекает ци.

Любая лестница должна хорошо освещаться, и лучше всего, если свет постоянно падает на ступени сверху.

Не меньшие проблемы доставляют потолочные балки и другие выступы. Под ними образуется неблагоприятная зона, они давят на сидящего или лежащего под ними человека и мешают нормальному движению ци в помещении. В первую очередь это касается часто расположенных (занимающих более трети поверхности потолка) или низко нависающих (можно дотянуться рукой) потолочных балок. Поэтому по возможности такие балки следует прикрыть подвесным или натяжным потолком. Если балки расположены достаточно высоко (в производственных и общественных зданиях), к ним можно прикрепить светильники, но в жилых домах это чаще всего невозможно из-за низких потолков.

Однако в том случае, когда балок в комнате немного (одна-две, в больших комнатах до трех-четырех), а финансовое положение не позволяет вам натянуть под ними потолок, с нависающей опасностью (в прямом и переносном смыслах) придется смириться и попытаться выйти из положения другим способом. Если балки находятся в спальне, кровать нужно расположить так, чтобы линия балки не пересекала лежащего человека, иначе в зависимости от того, какую часть тела придавит, возможно появление или обострение болезней тех или иных органов. Точно так же создает опасность расположение под балкой мест отдыха или стульев за обеденным столом. Не следует размещать под балкой кухонную плиту – это ухудшит финансовое положение семьи. Балка над рабочим местом не лучшим образом повлияет на карьеру, над входом – лишит хозяина друзей и покровителей.

Для того чтобы уменьшить негативное влияние, в фэн-шуй применяют различные корректирующие средства. Проще всего посадить вьющиеся декоративные растения так, чтобы они частично скрывали выступающую часть или хотя бы сглаживали углы. Если это невозможно, рекомендуют подвешивать под балкой бамбуковые трубочки (флейты), перевязанные красной ленточкой. При этом можно повесить три-пять флейт в ряд, а можно две под углом, наклонив, друг к другу. Они вместе с краем балки образуют верхнюю часть восьмиугольника ба гуа, который считается символом, нейтрализующим неблагоприятное влияние. Ба гуа тоже можно подвесить, но не с зеркалом, а с символами инь и ян в центре, иначе зеркало может направить влияние балки в какое-нибудь место комнаты.

«Музыку ветра» лучше не подвешивать, чтобы не привлекать внимание к балке. Если она все-таки нужна в этом месте по другим причинам, лучше выбрать с пятью или девятью подвесками. Если балка квадратного сечения, то ее ребра по возможности нужно срезать, чтобы они не рассылали ша по комнате. Вообще, выступающие в комнату углы и ребра различных строительных конструкций, особенно острые (ножевидные), нужно либо сглаживать отделкой, либо закрывать.

Справедливости ради нужно отметить, что во многих национальных архитектурных традициях потолочные балки не только не являются чем-то мешающим, а наоборот, служат важной частью интерьера. В Европе они зачастую украшаются резьбой, на них подвешиваются светильники. В русской избе под матицу (центральную балку, в традиционном фэн-шуй считающуюся наиболее опасной) подвешивалась колыбель ребенка – это место считалось наиболее защищенным от дурного влияния. Видимо, в Китае отношение к тяжелым выступам на потолке сформировалось в связи с высокой сейсмической опасностью и деревянной каркасной конструкцией большинства жилищ. В случае землетрясения дома разрушались, и при этом у оказавшихся придавленными тяжелыми элементами каркаса шансов выжить было меньше, чем у засыпанных относительно тонкими и легкими остатками стен и крыши.

Нежелательными элементами в фэн-шуй считаются не только балки, но и отдельно стоящие колонны. Хуже всего, когда такая колонна имеет квадратное, шестиугольное или треугольное сечение, так как углы будут посылать ша во все стороны. Но если срезать углы квадратных колонн, то они станут восьмиугольными в сечении и существенно снизят вредное влияние. Восьмиугольное сечение считается даже более подходящим, чем круглое, но при любом сечении колонна не лучшая часть интерьера. Колонны напоминают нам о тяжести потолка и верхних этажей над головой, зрительно уменьшают не только высоту, но и площадь помещения. В огромных залах это не столь заметно, но при высоте потолка меньше 5 м и площади помещения не более 100 м2 давление на психику начинает сказываться. Чем дольше мы сидим под тяжелым потолком, тем больше нагрузка на нервную систему.

Если вы живете в доме с внутренними колоннами, нужно по возможности уменьшить их влияние. Прежде всего, приведите их сечение к относительно безопасному круглому или восьмиугольному. Если нет возможности срезать углы, постарайтесь хотя бы скруглить их при помощи штукатурки или различных декоративных накладок. Полностью закрытая зеркалами колонна исчезнет из помещения. Растения могут существенно снизить негативное влияние; лучше всего, когда зеленые ветки обвивают всю колонну, но для этого иногда требуются несколько лет ухода за растением и постоянное место для горшка или контейнера. Если вы хотите быстро улучшить фэн-шуй или сохранить возможность полностью изменить интерьер, можно воспользоваться высоким цветком в горшке или комнатным деревцем, поставив их у подножия колонны. Однако в последнем случае защищенным окажется только тот сектор, который заслоняет растение.

О негативном влиянии этих помещений мы уже говорили. В фэн-шуй оно связано в первую очередь с утеканием из дома ци и порождением ша. Кроме того, пользование этими помещениями – дело хотя и естественное, но сугубо личное; никому не будет приятно, если за ним в этот момент будут наблюдать, и особенно если будут обращать внимание посторонние. Поэтому двери в санузел по возможности прячутся от случайного взгляда, а фэн-шуй любой комнаты, расположенной напротив такой двери, будет считаться не слишком благоприятным.

Самое неудачное расположение туалета – в центре квартиры. Когда остальные комнаты окружают его, они вместо ци получают искаженное влияние духовного центра. Как мы помним, центр плана квартиры при наложении на него ба гуа или квадрата Ло Шу является центром славы – можете себе представить, что произойдет со славой, удачей и единством семьи! Однако и расположенный у одной из внешних стен санузел будет оказывать свое влияние. Он нарушит своим присутствием фэн-шуй одного из секторов влияния в доме. В Китае старались делать туалет в стороне от жилья или хотя бы незначительной пристройкой в одном из неблагоприятных мест дома (чтобы смывать неудачи). В многоквартирном доме или уже возведенном особняке это, разумеется, невозможно, и придется мириться с тем, что есть.

В первую очередь всегда закрывайте дверь туалета и крышку унитаза, не забывайте периодически мыть санузел и освежать в нем воздух. Повешенное на дверь изнутри зеркало с ба гуа будет препятствовать распространению ша по квартире. При помощи обычных зеркал можно попробовать символически уничтожить туалет, если повесить их на дверь или стену снаружи или попарно на стены (можно и на все четыре) внутри. Зеркала должны быть достаточно большими, лучше всего в рост человека, но можно обойтись и меньшими. Главное, чтобы в них отражались большая часть помещения и унитаз.

Если санузел совмещенный, то унитаз следует прикрыть со стороны ванной и умывальника невысокой перегородкой, ширмой или занавеской так, чтобы сидящему в ванной или стоящему возле умывальника человеку не было видно сливное отверстие унитаза. Лучше всего сделать такую же ширму или занавесь и со стороны двери, но планировка и размеры санузлов редко предоставляют такую возможность.

Ванная не столь вредоносна, как туалет, но также требует мер предосторожности. В классическом фэн-шуй ванная ассоциируется, прежде всего, с утекающими из дома деньгами. Для снижения влияния на квартиру используются те же средства, что и в туалете. Единственное отличие – ванную требуется хорошо проветривать после использования, поэтому желательно иметь в ней открывающееся наружу окно или вытяжной воздуховод. Освещение в ванной должно быть не слишком ярким, лучше всего использовать матовые светильники. Для отделки стен наиболее предпочтительными являются мягкие, спокойные тона.

В многоэтажных домах обычно санузлы располагаются друг над другом, однако в построенных по индивидуальным проектам домах, а также в перестроенных старых зданиях может быть и другая планировка. При этом туалет или ванная на втором этаже могут оказаться над прихожей, кухней, гостиной и даже спальней. Все эти варианты не только чреваты чисто сантехническими неприятностями (например, при прорыве трубы или засорении канализации), но и категорически запрещены в фэн-шуй. Вредное влияние санузла на расположенные ниже помещения сопоставимо разве что с прямым протеканием в них нечистот. Если вам все-таки не повезло и ситуацию нельзя исправить, попытайтесь ослабить поток ша, повесив к потолку под местом расположения унитаза кристалл или «музыку ветра».

Не следует совмещать ванную и туалет со спальней, как это иногда делается в Америке. Если уж вы решились по каким-либо причинам на такую планировку, то постарайтесь, чтобы санузел не выступал углом в комнату (в крайнем случае, форму комнаты нужно дополнить до правильного прямоугольника при помощи перегородки, ширмы или большого шкафа). Дверь при этом обязательно должна быть полностью непрозрачной и постоянно плотно закрываться, над ней лучше повесить кристалл. Колокольчики и «музыка ветра» в этом случае недопустимы, так как они будут звенеть при открывании двери и тем самым привлекать внимание к туалету.

Кроме зрительной маскировки санузла, стоит подумать и о звуковой. Вряд ли вас или ваших гостей обрадуют громкие звуки, раздающиеся из туалета во время праздничного обеда, а шум спускаемой в унитаз воды иногда мешает нормальному отдыху. Между тем у нас, особенно в панельных домах, этот шум зачастую разносится на несколько этажей. Прежде всего, следует позаботиться об уплотнении на двери. Хороший эффект дает отделка стен и двери изнутри мягкими пористыми материалами (например, пенопленом или слоем гофрокартона под моющимися обоями). На смежную с санузлом стену комнаты или спальни можно повесить ковер или поставить вдоль нее шкаф.

Текущая в канализацию вода символизирует уходящие из дома деньги, поэтому все сантехнические устройства всегда должны быть исправными, в первую очередь это касается кранов. Бачок для унитаза должен иметь не только переливную, но и исправную запирающую систему, иначе вода в унитазе будет течь постоянно.

Кухня.

Приготовление пищи всегда считалось крайне важным делом не только в Китае. Кухня в фэн-шуй напрямую связывается с общим благополучием и достатком в семье. Самое большое внимание уделяется плите как источнику приготовления пропитания.

Плита не должна располагаться напротив главного входа в квартиру, дверей в санузел или в спальни хозяина дома. Стоящий за плитой человек должен видеть каждого входящего на кухню, иначе неожиданно подошедший человек может испугать повара, и это отразится на качестве еды и, следовательно, на здоровье всей семьи. За плитой должно быть удобно стоять и приятно работать, тогда и пища будет вкуснее, и приготовить ее можно будет больше. Неисправная или грязная плита будет порождать ша, а это в свою очередь вызовет неприятности не только со здоровьем, но и на работе – источнике благосостояния семьи.

Правильное расположение плиты очень важно для фэн-шуй всего дома. В традиционной «Школе Компаса» фэн-шуй считается, что плита должна ориентироваться в благоприятном направлении дома приемным отверстием топки. Для современных плит это отверстие заменяется местом входа в плиту газовой трубы или электрического кабеля. В любом случае плита не должна стоять в северо-западном углу кухни, это толкуется как «огонь у небесных врат», как уменьшающее вашу удачу сочетание.

Не менее важно и расположение других предметов в кухне относительно плиты. В первую очередь это касается холодильника и раковины мойки, символизирующих воду. Плита не должна стоять между ними: «огонь среди воды» означает слезы и траур. Вообще, эти предметы не должны стоять слишком близко, чтобы взаимно не уничтожаться, и в то же время нельзя устанавливать их друг напротив друга, чтобы на кухне не было конфронтации огня и воды. При этом расстояние от плиты до раковины не должно быть и слишком большим, иначе просто неудобно будет готовить – горячую и тяжелую кастрюлю далеко не унесешь. Лучше всего, если мойка и плита разделены небольшим столиком из несгораемого и тугоплавкого материала, на который можно будет поставить снятую с плиты сковороду или кастрюлю.

Можно повесить над плитой зеркало – это символически удвоит количество еды, а в том случае, если повар работает спиной ко входу, позволит ему увидеть входящего. Вообще, зеркальное удвоение пищи широко используется в традиционных школах фэн-шуй: считается, что это позволяет поддерживать достаток в доме. Однако в отношении именно кухонной плиты мнения специалистов разных школ разделяются: одни считают, что вешать зеркало над ней не только можно, но и нужно, другие – что этого нельзя делать ни в коем случае, так как отражение плиты создает избыток огня в доме. Кроме того, отражение человека, готовящего перед зеркалом, создает символ слуги, а не пирующего хозяина. Вы можете поступить так, как сочтете нужным, в конце концов, это вам стоять у плиты и воспринимать эти символы. Если вам нравится готовить, то почему бы и не увидеть себя самого за приятным занятием!

Для сохранения достатка семьи служит и простое правило: что бы ни случилось, кладовая для продуктов или холодильник не должны пустовать, в них должно оставаться хоть немного еды. Даже если вы остались совсем без денег или, наоборот, покупаете все только свежее и каждый день, хоть какие-то запасы у вас должны быть, иначе в дальнейшем их будет гораздо труднее сделать. На Востоке считается правилом хорошего тона постоянно держать некоторый запас еды, позволяющий накормить нежданных гостей, пусть даже самой простой едой и не «до отвала».

Однако не нужно ставить холодильник или шкаф с продуктами так, чтобы входящий на кухню человек сразу же натыкался взглядом на их дверцы. Это может способствовать чрезмерному аппетиту и ожирению, так как у многих возникнет соблазн слегка перекусить, даже если они не слишком голодны, а обед или ужин недавно закончились или скоро начнутся.

Кухня и особенно плита должны хорошо освещаться для привлечения ци и, естественно, удобства работы. Однако располагать плиту перед окном, особенно западным, не следует, так как солнечные лучи будут слепить глаза повару. Чтобы этого не происходило, следует повесить занавески, а еще лучше – поставить на подоконник или специальную подставку растения, которые будут рассеивать и фильтровать свет.

Не меньшее значение имеет и свежий воздух. Над плитой лучше всего установить вытяжной колпак или вентилятор, которые избавят вас от гари и пара, кухонное окно должно свободно открываться и иметь форточку для проветривания. Наличие форточки особенно важно в российском климате, так как позволяет хорошо регулировать поток воздуха.

О том, что на кухне всегда должны царить чистота и порядок, можно и не напоминать.

Однако порядок тоже может быть разным. Кастрюли могут быть идеально чистыми, но их скопление, бросающееся в глаза при входе на кухню, отнюдь не улучшает фэн-шуй.

Чистая посуда должна храниться в шкафчиках, а если такой возможности нет, то на полках или специальных стеллажах. При этом ее не должно быть видно от кухонной двери. То же самое касается продуктов: банки с консервами, пакеты с крупой или связки лука должны быть скрыты от глаз в шкафу или кладовке.

Кроме того, должны быть прикрыты мебелью или декоративными кожухами все трубы, в первую очередь канализационные. Утекающая вода символизирует уходящий достаток, и на кухне такой намек совершенно ни к чему. Кухня не лучшее место и для мусорного ведра, но для удобства работы обычно его все-таки держат именно там, обычно под раковиной. Если вы хотите снизить вредное влияние этого предмета на фэн-шуй вашего дома, поместите его в специальный шкафчик и держите ведро плотно закрытым.

Столовая.

В России это слово чаще всего вызывает в памяти предприятие общественного питания.

Даже в многокомнатных квартирах и особняках до недавнего времени редко выделялось отдельное помещение для семейных обедов и ужинов – обычно нам хватает кухонного стола, и лишь в больших семьях или по праздникам накрывается стол в гостиной.

Для большинства же россиян роль столовой играет обычно участок кухни или в лучшем случае гостиной. Однако в любом случае едим мы в каком-то определенном месте, и именно на него будут распространяться те же правила и рекомендации фэн-шуй, что и для отдельного помещения.

Прежде всего, о расположении вашей столовой. Само собой разумеется, что она должна быть рядом с кухней, чтобы хозяйке не пришлось бегать с кастрюлями и подносами через весь дом. В то же время дверь столовой не должна быть видна от главного входа, в крайнем случае, ее надо занавесить или прикрыть высоким растением.

Лучшее расположение столовой – в центре дома или близко к нему, между кухней и гостиной. Столовая – это место, где собирается вся семья, а иногда и гости, это место не только для еды, но и для общения, поэтому она будет оказывать огромное влияние на настроение и состояние каждого и в итоге на все семейные дела и проблемы. Расположив ее ближе к духовному центру квартиры, вы укрепите семью и сможете совместно решать различные вопросы.

Однако столовая предназначена все-таки для принятия пищи, а не для размышлений. Поэтому различные предметы, заставляющие вас вспомнить о чем-либо вечном, а тем более печальном, не улучшат аппетит. Эта часть вашего жилья должна украшаться в первую очередь натюрмортами с изображением фруктов и овощей, а не пейзажами или портретами предков. Не место в столовой и антиквариату или сувенирам из разных мест, так как они отвлекают внимание.

По этой же причине в столовой не должно быть слишком много окон, а детей и подростков принято сажать спиной к окну. Плохо, если в столовой два окна выходят на разные стороны дома, так как образуется слишком быстрый поток ци. Даже если он не превращается в ша, то все равно набирает достаточно силы, чтобы «перевернуть посуду» – уменьшить достаток в доме. Одно из окон в таком случае следует плотно завешивать.

Для того чтобы и ци правильно двигалась, и вам было приятнее, столовая должна быть светлой и просторной. Если встающему из-за стола или проходящему к своему месту человеку приходится поднимать с мест других, то о спокойном и неторопливом обеде не будет и речи. Кроме того, если человек чувствует себя стесненным со всех сторон, он будет больше думать не о еде, а о своих соседях и неудобстве. Точно так же при плохом освещении падает аппетит – человек вынужден всматриваться в окружающее, а уж то, что он ест, будет интересовать его в последнюю очередь.

Пещерный человек в нашем подсознании недоволен и тогда, когда при еде у него не прикрыта чем-нибудь спина, поэтому лучше всего, когда за сидящими у стола нет слишком больших пространств и проходов. Если в качестве столовой используется часть большого помещения (гостиной или холла), то зона вокруг стола должна зрительно отделяться от других частей комнаты. При помощи мебели, комнатных цветов и освещения можно создать иллюзию ширмы или стенки (например, световая стена от размещенной на потолке цепочки направленных светильников), отгораживающей стол. По той же причине стулья в столовой обязательно должны быть со спинками. Даже если вы едите на небольшой кухне, табуретки у стола допустимы только на тех местах, где за спиной сидящего находятся стена или мебель. Для тех, кто садится спиной к двери, защита обязательна!

В фэн-шуй считается несчастливым стол, за который могут одновременно усесться не более четырех человек. Поэтому обеденные столы рекомендуется делать достаточно большими, лучше на шесть или восемь человек. Прямоугольные столы должны обязательно иметь скругленные углы, причем сидеть перед углом нельзя, чтобы не подвергаться воздействию ша (это суеверие чем-то схоже с русскими приметами, также советующими избегать углов). Лучшим столом считается круглый на восемь человек. Круглые столы помогают наладить общение, в них нет такого противопоставления, как в прямоугольных, и нет разделяющих собеседников углов. Овальные столы особенно хороши для больших семей или компаний.

Однако при выборе стола следует учитывать и состав вашей семьи – за общим ужином должно оставаться не более двух свободных мест, иначе пустые стулья будут напоминать об отсутствующих друзьях и родственниках, навевать грусть и одиночество. Представьте себе ужин на троих за восьмиместным столом! Кроме того, слишком большое расстояние между сидящими за столом (а многие дети, особенно подросшие, предпочитают сидеть подальше от родителей, подчеркивая свою самостоятельность) мешает наладить тесное дружеское общение. Если в вашей семье произошли перемены (кто-то переехал, умер или родился), подумайте о замене обеденного стола. Еще лучше приобрести раскладной или раздвижной стол, который при помощи вставок или откидных досок столешницы может за несколько минут добавить несколько мест, если в этом возникнет необходимость.

В столовой обязательно должно висеть большое зеркало. Лучше всего, если оно будет выполнять сразу две функции: удвоит количество еды на столе и позволит тем, кто сидит спиной к двери, разглядеть входящего в комнату человека. Зеркала создают чувство простора, однако в столовой их не должно быть слишком много, чтобы не отвлекать внимание обедающих.

Часто в российских семьях за квадратный стол садятся трое, и одна сторона остается незанятой. При этом обстановка становится неуравновешенной, возникает чувство неустойчивости стола. Уют и гармония в таких условиях вряд ли достижимы. Чтобы исправить положение, придвиньте стол одной стороной к стене и на незанятом крае установите какой-либо соответствующий по размеру и назначению предмет – хлебницу, небольшой самовар, вазу с фруктами и т. п. В гостиной такая перестановка может оказаться неуместной, поэтому просто поместите рядом со свободной стороной стола какой-нибудь высокий предмет – кадку с деревцем или торшер.

Конец ознакомительного фрагмента.