Глава 4. Пифии и авгуры
Кто не слыхал о горе Олимп, «штаб-квартире» многочисленных богов Древней Греции? Они заведовали временами года и погодой, ниспосылали урожай или недород, командовали грозами, бурями, землетрясениями – всеми стихиями. Были свои боги и в подводных глубинах, и на небесных светилах; чуть ли не в каждом деревце и ручейке обитал дух.
Боги радовались своим успехам и скорбели о неудачах, любили и страдали, ненавидели и завидовали, спорили и враждовали друг с другом; в раздорах они не гнушались вероломства, в спорах и склоках не брезговали мелкими плутнями.
В античном мире предсказания и предвидения являлись важнейшей частью любого важного события, будь то свадьба, похороны или поездка в соседний полис (древнегреческий город-государство). Храмы прорицателей под общим названием «оракул», что относилось и к самой процедуре предсказания, можно было найти на каждом шагу – практически при любом святилище были свои предсказатели. Сам процесс «вещания истины о будущем и прошлом» всегда сопровождался таинственными обрядами, нередко включающими употребление наркотических веществ, кровавые жертвоприношения и специальные полуголодные диеты, помогающие войти в экстаз.
Иногда техника погружения в глубокий психический транс включала любопытные процедуры, связанные с использованием специальных блестящих кристаллов, бронзовых зеркал и качающихся на нитках блестящих каменных и металлических шариков.
Согласно античным описаниям, при дельфийском святилище оракула состояло несколько прорицательниц – пифий. Эти предсказательницы грядущего высказывали свои прогнозы только несколько раз в год, по особым храмовым праздникам.
Зевс
Пифии тщательно готовились к обряду прорицания длительным постом, затем происходил ритуал омовения в Кастальском источнике, пифий закутывали в драгоценные покрывала и возводили на особый помост над расселиной с серными гейзерами. Там, впадая в экстаз от одурманивающих паров, они начинали пророчествовать. Известно множество удачных и неудачных пророчеств дельфийских пифий, но нас интересует один случай, когда на вопрос афинского архистратига Дионисидора, когда же наступит конец этого мира, пифия, в волнении соскочив с помоста, вскричала: «Когда великая Сотис египетская заблистает на небе в самую краткую ночь, а Нил выйдет из истоков его…» После чего жрица оракула упала в бесчувствии и скончалась.
Кто не слышал о красавице Кассандре – дочери последнего царя Трои Приама и царицы Гекубы? Плененный ее красотой стреловержец, блюститель космической и человеческой гармонии, бог Аполлон, добиваясь взаимности, одарил Кассандру редкостным даром предвидения. Но отвергла красавица его притязания. Взбешенный отказом бог сделал так, что ее пророчествам перестали верить. Много потеряли люди из-за пренебрежения пророчествами Кассандры. Так, троянцы, в частности, не вняли ее предостережениям о недопустимости похищения Елены Прекрасной Парисом, что привело к Троянской войне. После взятия Трои Кассандра попала в плен к Агамемнону и погибла вместе с ним от руки его ревнивой супруги Клитемнестры. Прорицания Кассандры – в переносном смысле – предсказания, вызывающие недоверие окружающих. Но история, как говорят, повторяется.
По преданию, сын Зевса от смертной женщины, герой-полубог Геркулес учредил во славу отца своего Олимпийские игры. Празднества начинались торжественным шествием в священную рощу Альтис к знаменитому храму и продолжались пять дней. На эти дни, где бы ни были в Греции военные действия, обязательно заключалось перемирие.
Со всех концов страны съезжались в Олимпию лучшие спортсмены-юноши. Как ни преклонялись греки перед прекрасными своими богинями, женщины – о, вековая несправедливость! – не смели участвовать в состязаниях и даже под страхом смерти смотреть на них.
Молодые греки соревновались в беге, борьбе, прыжках с гирями, метании диска, бросании копья, гонках на колесницах, запряженных четверкой лошадей. На олимпиадах писатели, поэты, философы читали свои произведения, художники и скульпторы выставляли картины и статуи, ораторы блистали красноречием.
Победителей – олимпиоников, отмеченных высшей наградой – венком из ветвей священной маслины, с триумфом встречали в родном городе, а их статуи устанавливали в роще Альтис вдоль пути следования процессии к храму Зевса.
По преданию, впервые Олимпийские игры были проведены в 776 году до нашей эры, и с тех пор олимпиады повторялись регулярно раз в четыре года. Заранее мчались гонцы из столицы, Афин, во все города, чтобы оповестить всех, всех, всех о предстоящем празднестве. Казалось бы, зачем было сообщать об этом, если и без того все знали, что олимпиады начинаются в день нового года – первое новолуние после летнего солнцестояния (около 1 июля по нашему календарю).
Но в том-то и дело, что в Древней Греции чуть ли не каждый город вел счет дней по-своему. В небольшой стране было около сотни сходных, но неодинаковых календарей, путаных и нескладных. Год состоял из двенадцати лунных месяцев по 29 или 30 дней, а когда вставлять тринадцатый – решали правители города по своему усмотрению. Можете представить себе, какая получалась неразбериха.
Правда, афинский правитель Солон, один из «семи греческих мудрецов», в 593 году до нашей эры ввел по примеру халдеев восьмилетку, но она не была принята повсеместно. Календарному разнобою положил конец Метон в 432 году до нашей эры.
Новый календарь был разработан афинским астрономом Метоном. Он знал, как изменчив вид ночного неба: одни звезды исчезают на несколько месяцев, другие вновь всплывают над горизонтом после долгого перерыва.
Двенадцать таблиц метонова календаря и давали «звездное расписание» – последовательный порядок восходов и заходов наиболее известных звезд и созвездий. В сущности, это был своеобразный солнечный календарь, который указывал, какие знаки (созвездия) зодиака последовательно проходит Солнце в течение года. Но греки жили не по солнечному, а по лунному календарю. Для согласования этого календаря с движением Солнца в каждой таблице и было просверлено тридцать отверстий – по числу дней в месяце.
Нужно только определить, какое созвездие восходит или заходит в самом начале года по лунному календарю. Затем в соответствующее отверстие вставляется табличка с датой «первое число первого месяца», в следующее по порядку отверстие – «второе число» и так до конца месяца. Каждый месяц поочередно имел 29 и 30 дней. Украшенная такими табличками колонна служила календарем на текущий год, наглядным и точным: сами звезды безошибочно и одинаково для всей страны указывали даты праздников и сроки полевых работ.
Конечно, менять таблички раз в год – дело несложное. Для этого надо было только заранее рассчитать, как связаны лунные месяцы со «звездным расписанием» или, что то же самое, с движением солнца.
Выступая на олимпиаде, Метон рассказал о своем открытии: любое новолуние и вообще каждая лунная фаза раз в девятнадцать лет приходится на одни и те же даты звездного календаря, то есть солнечного года. Такие совпадения повторяются ровно через 235 лунных месяцев. Если составить расписание всех новолуний и полнолуний на девятнадцать лет, получится вечный календарь.
Всеобщим ликованием встретили благодарные слушатели сообщение Метона: ни одному победителю Олимпийских игр еще не доставалась такая слава. Девятнадцатилетний «круг Луны» был назван Метоновым циклом. Не знали греки, что это открытие уже более полутора веков до того сделано китайскими астрономами.
Каменная колонна служила наглядным свидетельством преимуществ нового календаря. Позже такие же колонны появились во многих городах, и порядковые номера каждого года в девятнадцатилетке были отмечены позолоченными цифрами. Кто мог бы предвидеть тогда, что эти «золотые числа», или Метонов цикл, через тысячу лет приобретут особо важное значение для христианской церкви?
Особенно успешно развивались в Древней Греции математика и астрономия: они помогали находить по небесным светилам-маякам верный путь в морских странствиях.
Еще халдейские жрецы предполагали, что Земля не плоская равнина, а похожа на шар. Но это противоречило религиозным верованиям, и даже сами жрецы опасались разглашать свои догадки. Греческие ученые не испытывали священного трепета перед своими богами и смело утверждали, что Земля подобна шару: в этом убеждали наблюдения в морских путешествиях и круглые очертания земной тени на Луне при ее затмении.
Греческие астрономы, как и халдейские, считали Землю центром Вселенной, но уже догадывались о том, что наша планета вращается вокруг своей оси. Они понимали также, что Луна не сама светится, а лишь отражает лучи Солнца, и правильно объяснили смену лунных фаз.
Величайший астроном Древнего мира грек Гиппарх, живший во II веке до нашей эры, построил обсерваторию, изобрел более совершенные инструменты, проводил очень важные наблюдения. Эти наблюдения помогли более точно определить продолжительность лунного месяца и года, усовершенствовать календарь, но он оказался слишком сложным. Удобнее было сохранить простой и понятный Метонов цикл, пусть менее точный – все равно полной точности не добьешься.
У греков, так же как у халдеев и китайцев, был не чисто лунный календарь, а лунно-солнечный: счет дней они вели и по Луне, и по Солнцу, а это вызывало неизбежные осложнения. В конце концов, пришлось отказаться от неудобного двойного счета дней.
Первый месяц – начало полевых работ – был посвящен богу войны Марсу, который должен защищать мирный труд. Второй месяц получил свое название от слова «аперире» – открывать, так как в апреле раскрываются почки на деревьях и пробиваются зеленые всходы на полях. Третий и четвертый месяцы носили имена богинь: весеннего расцвета – Майи и плодородия – Юноны.
Следующие шесть месяцев попросту назывались порядковыми числительными: квинтилис – пятый, секстилис – шестой и так до десятого – децембер.
Одиннадцатым месяцем управлял двуликий Янус. Этот бог времени по совместительству охранял все входы и выходы, начиная от городских ворот до дверей каждого дома, и поэтому нередко изображался с ключом в руке. Как верный страж римлян и повелитель времени, Янус имел два лица, чтобы видеть все перед собой и за своей спиной, заглядывать в будущее и не забывать о прошлом.
Все месяцы имели счастливое, по древнему суеверию, нечетное число дней – 29 или 31, и только один был обделен. Этот последний месяц, посвященный покаянию в грехах и памяти усопших, назывался именем бога смерти Фебруо и состоял из 28 дней. Лишь самый мрачный фебруариус имел несчастливое четное число дней и был самым коротким, чтобы поскорее кончался.
Да и весь календарь оказывался слишком коротким – всего 355 дней – и кончался на 101/4 суток раньше, чем полагается. Разница эта с каждым годом увеличивалась, и выходило так, что в природе еще зима, а по календарю уже мартиус.
Осенью справлялся праздник уборки винограда, посвященный самому веселому богу Бахусу, ведавшему виноделием. А приходилось отмечать этот праздник в сугубо трезвом состоянии: о вине можно было только мечтать, потому что виноград еще не успел созреть.
Словом, хлопот не оберешься с таким торопливым календарем, который обгоняет времена года. В сущности, это был наш старый знакомый лунный календарь, к которому добавили еще один день.
Всеми праздниками и календарем заправляли жрецы, понтифики, – им и карты в руки. Они назначали, какие дни считать счастливыми, какие – неудачными или полуудачными. Им ли, понтификам, не справиться с календарными неурядицами?
И они придумали, как наладить порядок. Раз в два года, решили жрецы, будем добавлять еще один месяц мерцедоний, состоящий по очереди из 22 и 23 дней.
При этом получалась такая четырехлетка: в первом ее году, коротком, было, как обычно, 355 дней, второй год, подлиннее, имел 377 (355 + 22) дней, третий – снова короткий, а четвертый год, самый длинный, состоял уже из 378 (355 + 23) дней. Все обстояло как будто бы неплохо – нужно было только преодолеть еще одно серьезное препятствие.
Ведь на небе двенадцать созвездий зодиака, поэтому ни в каком случае нельзя добавлять тринадцатый месяц к тем двенадцати, которые даны людям самими богами. Из этого затруднения жрецы вышли с честью: они запрятали от богов мерцедоний, неприметно вклинив его во вторую половину фебруариуса.
Очень уж забавным стал этот двойной месяц, состоявший из пятидесяти или пятидесяти одного дня. До 23-го числа длился фебруариус, затем счет начинали с 1 мерцедония до его последнего дня; потом, как ни в чем не бывало, вновь возвращались к фебруариусу и продолжали считать 24-е число, 25-е и так далее до 28-го.
Таким вздорным способом, только для вида, удалось сохранить освященное традицией число дней в последнем месяце. И боги не в обиде, и календарь в порядке, радовались жрецы, но они ошиблись. Порядка все же не получилось, потому что в календарь затесался лишний день. Откуда же он взялся?
Жрецы, не подсчитав как следует, каждые четыре года вставляли два мерцедония по 22 и 23 дня, или всего 45 дней. Из-за этого каждый год четырехлетки удлинился в среднем на 111/4 (45:4) суток, а не хватало только 101/4. Вот откуда появился лишний день.
Раньше календарь был чересчур коротким и торопливым, теперь он стал слишком длинным и медлительным. За тридцать лет по одному лишнему дню накапливался уже целый месяц: по календарю только наступил мартиус, а надо бы считать уже 1 априлиса. И чем дальше, тем хуже.
Праздник Флоралий, в честь богини цветов и юности Флоры, начинался 28 априлиса, а он забежал по нашему календарю на конец майуса, праздник жатвы приходилось отмечать чуть ли не зимою. Один только лишний день вносил нетерпимую путаницу во все расчеты. Весенние праздники сползали к лету, осенние – к зиме. Но дело не только в праздниках – они ведь были связаны с началом или окончанием полевых работ, и календарь утрачивал всякий смысл: он не мог держать правильный счет дней в согласии с временами года.
Надо было как-нибудь подогнать календарь ко временам года, вносить новые исправления, а это всецело зависело от жрецов, особенно от их главаря, носившего титул понтифика великого. Но у них были свои заботы, и понтифики распоряжались календарем, как хотели, вернее, как им было выгоднее.
Обычно 1 януариуса народное собрание выбирало на предстоящий год новых консулов, правителей Римской республики. Проконсулы, полноправно хозяйничавшие в богатых, принадлежавших Риму областях, также назначались ровно на один год. Но этот год жрецы могли по своей воле растянуть, как резину, или сократить, если им заблагорассудится.
Стоило крупным сановникам подкупить понтификов, и календарь удлинялся на месяц. Пожелает верховный жрец освободиться от несимпатичных ему консулов или порадеть сборщикам налогов с трудового населения – и, пожалуйте, год неожиданно укорачивается.
Иной раз великий понтифик попадал в затруднительное положение. Какой-нибудь ростовщик – а их в Риме было более чем достаточно – предлагает крупный куш за уменьшение года, чтобы пораньше получить долг или проценты. А в это время, как назло, важный патриций, знатный римлянин, которому вовсе не к спеху возвращать долг, преподносит ценный подарок, чтобы продлить срок платежа. Как тут быть? Обычно понтифик поступал «честно»: он не брал взятки у обоих, а угождал тому, кто давал больше.
Все эти махинации и спекуляции жрецов так запутали счет дней, что даже главный понтифик с трудом мог разобраться. Чтобы положить конец злоупотреблениям, надо было заменить сумбурный календарь.
Эту реформу осуществил Юлий Цезарь.
По предложению астронома Созигена, Цезарь дал календарю строгий вид: все нечетные месяцы имели и нечетное число дней – 31, а все четные – по 30 дней. Такое аккуратное чередование длинных и коротких месяцев нетрудно запомнить. Нарушал этот строй только самый короткий – фебруариус, в котором было 29 дней.
В римском календаре от прежнего счета дней по «лунному расписанию» сохранилось деление месяца на три неравные части между днями календ, нон и ид.
Каждый месяц начинался с новолуния: как только показывался бледный серпик новорожденной Луны, тотчас же по распоряжению жрецов особый глашатай в храмах, на улицах и площадях громко, во всеуслышание, выкликал, то есть объявлял, о начале нового месяца. По-латински «выкликаю» – калео, и поэтому первое число каждого месяца называлось календы, то, что должно быть выкликнуто. Вот от этого слова и пошло наше название – календарь.
Следующую фазу Луны, первую четверть, римляне относили к 5-му или 7-му числу месяца и называли этот день ноны, а полнолуние, 13-е или 15-е число, – иды.
Когда приближается Первое мая или Октябрьская годовщина, мы часто считаем и газеты напоминают: до Первомая остается пять дней, четыре, три… Таким же образом римляне постоянно вели счет дней не от первого числа к последующим, а наоборот, так сказать, от конца к началу, по числу суток, остающихся до ближайших нон, ид или календ.
Вместо того чтобы сказать «30 априлиса», говорили: «канун (майских) календ», 29 апреля – третий день до календ и так далее. По такому счету шиворот-навыворот 24 фебруариуса называлось шестым (по-латински «секстус») днем до календ. Раз в четыре года фебруариус дополнялся еще одним 24-м числом, и его называли «вторым, или дважды шестым» – биссекстус, а такой год именовался двушестерочным, то есть биссекстилис.
Начало года Цезарь перенес с мартиуса на януариус. Двуликий Янус занял подобающее богу времени место: он мог обозревать и год минувший, и год наступающий. Впрочем, не поэтому ему было предоставлено первое место среди месяцев, а просто для удобства: с 1 января по старой традиции приступали к своим обязанностям новые консулы, а также правители завоеванных Римом стран.
И до сих пор мы встречаем Новый год в самый хмурый и холодный месяц, хотя гораздо приятнее было бы отмечать такой праздник весною, как это было у многих древних народов Востока. Недаром Пушкин называл это время, когда вся природа празднует обновление жизни, «утром года». Еще удобнее было бы приурочить новогодие к одному из равноденствий или солнцестояний – точно определяемым моментам движения Земли вокруг Солнца. Тогда календарь приобрел бы строго научный характер, как это было во Франции после буржуазной революции.
Ничего не поделаешь, приходится считаться с многовековой традицией. Но перестановка януариуса и фебруариуса с конца года к началу привела к смешному недоразумению.
Мартиус был первым месяцем, а стал третьим. Перескочили на два места вперед и все остальные месяцы: септембер, который по смыслу этого слова должен быть седьмым, превратился в девятый; октобер, восьмой, – в десятый; новембер, девятый, – в одиннадцатый; децембер, десятый, – в двенадцатый.
И здесь Цезарь не рискнул отступить от старого обычая. Только пятый месяц, квинтилис, а теперь седьмой, был, по имени Цезаря, назван июлем, а позже секстилис получил имя преемника Цезаря императора Августа.
Так и сохранились в нашем календаре ничего не говорящие ни уму, ни сердцу названия месяцев по именам римских властителей, богов и богинь, по числительным, не соответствующим своему смыслу.
Сохранилась и другая римская древность – слово «каникулы». Самая яркая звезда нашего неба, Сириус (в созвездии Большого Пса), называлась у римлян «песьей», или, по-латински, «каникула». Впервые, после долгого перерыва, эта звезда восходила в июле (по нашему календарю), предвещая самую жаркую пору года – «собачьи дни». Вот на эти томящие зноем каникулярные дни, примерно с 22 июля до 23 августа, богатые патриции уезжали в свои загородные виллы, чтобы в сельской тиши «отдохнуть» от городского безделья…
Не сразу можно было ввести новый календарь. Из-за спекулятивных фокусов жрецов календарные даты убежали на восемьдесят суток вперед от начала времен года – равноденствий и солнцестояний. Как искупить грехи богослужителей?
Чтобы подогнать новый календарь к солнечному году, надо было задержать счет дней. Созиген предложил вернуть весеннее равноденствие к «своему дню», который в то время был 25 мартиуса, – тогда и религиозные праздники станут на свои места, положенные им в согласии с сельскохозяйственными работами. Проще всего – вставить бы злополучные восемьдесят дней после януариуса или фебруариуса. И уже с мартиуса 46 года до нашей эры, в котором была проведена реформа, календарь обрел бы должный порядок. Но даже великий Цезарь не решился так нарушать религиозные традиции – это уже не ускользнет от внимания богов.
Пришлось прибегнуть к довольно сложной операции. Чего только не было в последнем году старого календаря?!
Прежде всего к обычным 355 суткам был добавлен несуразный мерцедоний из 23 дней, вставленных в привычное место между 23 и 24 фебруариуса. Затем к концу года, между новембером и децембером, были вклинены еще два безыменных месяца по 33 и 34 дня. Сверх всякой меры был укомплектован этот самый длинный в истории год: он состоял из 15 месяцев – 445 дней!
Недаром он получил название конфузного, путаного года. Зато этот последний конфуз римского календаря должен был застраховать от всяческих вольных или невольных ошибок, явных и тайных жульнических комбинаций жрецов. Но они ухитрились опять внести путаницу.
Больше двух тысяч лет назад, с 1 января 45 года до нашей эры был введен новый календарь. Хотя разработал его Созиген, но по имени Юлия Цезаря он получил название юлианского. Знаменитый полководец всего лишь на год с небольшим пережил реформу: Цезарь был предательски убит в мартовские иды (15 мартиуса) 44 года до нашей эры. После его смерти жрецы по невежеству или небрежности, а возможно, для того, чтобы опорочить календарную реформу, стали считать високосными вместо четвертого каждый третий год.
Эту ошибку исправил и уже навсегда устранил преемник Цезаря – первый римский император Октавиан Август. Заодно он возымел неодолимое желание увековечить и свое имя в календаре. Первые шесть месяцев посвящены богам, седьмой уже занят Юлием Цезарем, на очереди восьмой – секстилис. Но вот беда: в этом месяце всего только тридцать дней – не приличествует императору называть своим именем такой «неполноценный» месяц.
Император Август очень просто решил эту задачу: он удлинил «свой» месяц – август еще на один день, отняв его у фебруариуса. С тех пор этот месяц вновь укоротился до 28 дней, как это было до реформы Цезаря. Однако здесь возникла новая неприятность: теперь три месяца подряд – июль, август, септембер – имели по 31 дню. Неудобно было так грубо нарушать установленную Цезарем очередность месяцев по 31 и 30 дней.
Но лиха беда начало: если можно перенести один день из фебруариуса на полгода вперед, в август, то сущие пустяки перекинуть денек из септембера в следующий за ним октобер. Правда, теперь октобер и новембер, опять два месяца подряд, имели по 31 дню, ну что ж, можно у новембера тоже отнять один день и подарить его децемберу.
После всех этих хитроумных перестановок месяцы наконец прочно обрели то число дней и названия, которые сохранились без изменения до нашего времени. По примеру Августа некоторые из римских императоров также пытались «обессмертить» свои имена, навязав их еще свободным месяцам, но это им не удалось.
Последними античными прорицателями следует считать, наверное, римских жрецов-предсказателей – авгуров. Эти гадатели должны были официально оберегать народ, героев и полководцев от неудачных дел, предсказывая будущее по полету птиц, их поведению или внутренностям, различным погодным явлениям и с помощью особых заклинаний. В Риме существовала целая организация авгуров, профессионально занимающихся гаданием. Впрочем, образованные римляне, такие как Марк Туллий Цицерон, не верили авгурам, считая их мошенниками. Именно этот знаменитый философ, оратор и политик ввел выражение «улыбка авгура», означающее, что прорицатель заведомо смеется над тем, кому предсказывает судьбу. Тем не менее Цицерон верил в одно странное пророчество, возможно, пришедшее из Египта: «Пройдет 21 столетие (21 – священное число авгуров), и остатки павшего Рима испепелят солнечные стрелы Юпитера». Если вспомнить, что годы жизни Цицерона – 106–43 годы до нашей эры, становится ясно, что и это пророчество попадает на наше близкое будущее.
Слова выдающегося фантаста, ученого и историка науки А. Азимова, что Римская империя строила все свое существование, паразитируя военным, экономическим и интеллектуальным образом на теле античности, блестяще характеризуют и ситуацию с «профессиональным цехом авгуров». Все достижения римлян в научной области, искусстве, да и социальном устройстве так или иначе копировали мир эллинов. Однако и древние греки были далеко не оригинальны в «системах создания текущих и долговременных пророчеств». Тут все сводится к единому источнику – тайной храмовой науке египетских жрецов. Могли ли существовать многотысячелетние прогнозы неких критических событий в истории племен, народов и государств и на чем они могли бы основываться в «физическом плане»?
В многоплеменной Римской империи до поры до времени мирно уживались религиозные верования разных народов. Каждый поклонялся тем богам, каким хотел, но больше всего почитали египетского Осириса, сирийского Адониса, и даже в самом Риме было построено святилище фригийскому Аттису.
Все эти боги, подобно вавилонскому Таммузу, ежегодно умирали и воскресали, знаменуя увядание и возрождение растений. Но уже мало кто верил таким небылицам – на смену им возникли новые. В отдаленных римских провинциях – Малой Азии, Сирии, Египте – появилось множество всевозможных проповедников – «пророков». Они предсказывали, что скоро-скоро снизойдет на землю сверхъестественный спаситель, который своими страданиями избавит всех униженных и обиженных от гнета и рабства.
Не только бесправные рабы, но и разоренные земледельцы, бежавшие в города, бродяги и безработные ремесленники искали утешения в религиозных общинах. Здесь нищие, голодные люди хотя бы на время забывали о своей безысходно горькой участи, с восторгом внимая страстным речам проповедников. И как было не верить этим «пророкам», предвещавшим близкое освобождение всех страждущих и обездоленных?!
Пророки были удивительно искусными, красноречивыми ораторами. Иной раз они произносили свои зажигательные речи в самозабвенном экстазе. Но чем менее понятны были их слова, тем восторженней внимали им потрясенные слушатели: наверное, устами провозвестника новых истин глаголет тот неведомый бог, от имени которого изрекает пророк проклятия господам.
Проповедники нового бога многое заимствовали из древних верований и легенд восточных народов.
Была в Египте утешительная притча для бедняков: не горюйте, мол, что вам приходится голодать на земле, в награду за это вы будете после смерти блаженствовать на небесах, а злых богачей постигнет суровое загробное возмездие.
Для проповедников старинная притча была бесценной находкой. Словно зачарованные, слушали ее отчаявшиеся люди: отраднее всего верить в то, что близка затаенная мечта, и слезы умиления блестели в их запавших глазах, и пламенной надеждой на небесную справедливость преисполнялись их сердца…
Много богов было у каждого из древних народов. Если не считать неудачных попыток фараона Аменхотепа IV – Эхнатона, а позже вавилонских царей ввести единобожие, в одного-единственного господа уверовали впервые евреи, и то не сразу.
Больше трех тысяч лет назад евреи Северной Палестины, как и другие семиты, поклонялись богу Иешуа, почитали они и своего умирающего и воскресающего Шалема. Разумеется, этому богу плодородия не полагалось вести холостую жизнь: у Таммуза была возлюбленная Иштар, у Осириса – Исида, у Аттиса – Кибела, а Шалем полюбил красавицу – свою сестру и невесту Шуламмиту, возродившуюся позже под именем Суламиты (Суламифи) в поэтической «Песне песней».
Вероятно, при очередном сокращении штата богов Шалем слился воедино с богом Иешуа – спасителем от неурожая. Счастливое это имя давали многим мальчикам: так назвали внука вавилонского царя Хаммурапи, и один из библейских пророков носил священное имя – Иешуа (или, как произносили греки, Иисус) Навин.
Когда евреи были выселены из своего государства, Палестины, они сочинили успокоительную легенду. Горчайшее бедствие, постигшее многострадальный народ, – это лишь временное испытание. Придет, придет грозная пора для завоевателей: бог покарает обидчиков и восстановит справедливость. Он пошлет своего избранника-мессию, который спасет евреев от порабощения и вновь возродит их государство.
Страстная вера в спасителя воодушевляла евреев в восстаниях, а расселившись из Палестины, они разнесли мечту свою по многим странам и городам Римской империи.
После того как евреи прочно освоили единобожие, у них возникло много религиозных сект. Некоторые из сект превратили мессию в божьего сына – Иисуса Христа. Это он, небесный спаситель, освободит всех угнетенных, униженных и оскорбленных. Это он, божественный посланник, умрет и воскреснет, чтобы восторжествовали правда, добро и справедливость.
Христианские проповедники не раз перетолковывали соблазнительную легенду на разные лады. Христос уже стал не просто мессией и не господом небесным, а земным богочеловеком. Он, дескать, однажды уже посетил землю, творил чудеса, пострадал, искупив грехи рода человеческого, потом вновь ожил и непременно вернется, невесть когда, чтобы водворить золотой век – царство божие на нашей планете.
Как таммузы, осирисы и аттисы (с их верными, а порой и неверными подругами) жили только в фантазии язычников, так никогда не было и Христа. Даже имя его проповедники новой религии придумали, соединив еврейское имя Иешуа – спаситель и слово «мессия» – избранник (по-гречески «христос»).
Христианство зародилось в середине I века нашей эры среди евреев-изгнанников, поселившихся в Малой Азии и Египте. Да и сами христиане вначале считали себя одной из иудейских сект.
Однако в течение целого века после этого нигде не писали о Христе как создателе новой религии. А древнейший ее памятник, который относится к 68 году, суровое и гневное Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), ни единым словом не упоминает о жизни человека и бога Христа. Напротив, по Апокалипсису, Иисус – существо небесное, неземное.
Впервые приземлили и очеловечили нового бога лишь в середине II века безвестные сочинители евангелий, скрывшиеся под псевдонимами Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Возможно ли, что эти летописцы – очевидцы земной жизни Иисуса – прожили полтораста лет? Завидная долговечность! Возможно ли, что все это время, ни разу раньше не обмолвившись, они хранили в памяти своей события, свершившиеся, по их же свидетельству, в начале нашей эры?..
Имена многих проповедников христианских идей сохранила история, но, как ни искали ученые, как ни старались в течение многих веков богословы, нигде не удалось им найти достоверное свидетельство о том, что в самом деле существовал человек по имени Иисус Христос, основатель новой религии. И вдруг, совсем неожиданно, обнаружился интересный исторический источник, в бесспорной достоверности которого не могло быть никаких сомнений.
В 1947 году поблизости от арабского селения Хирбет-Кумран пастухи-бедуины в поисках запропастившейся козы забрели в одну из пещер. Там, в полумраке, среди битых черепков и прочей рухляди, они наткнулись на глиняный кувшин, в котором были упрятаны кожаные свитки с какими-то загадочными письменами. Случайная находка и положила начало очень важному открытию.
Конец ознакомительного фрагмента.