Глава IV. КАТЕГОРИИ И ПРИНЦИПЫ ФЕМИНОЛОГИИ И ГЕНДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ
4.1. Специфика категорий феминологии и гендерной политики
Термин “категория” получил широкое распространение в науке. Категории – это основные, наиболее общие, фундаментальные понятия науки, отражающие существенные стороны, свойства ее предмета. С помощью категорий исследуются объект, его взаимоотношения с другими объектами, раскрываются противоречия и формы взаимосвязи. Категории диалектичны, могут наполняться новым содержанием в зависимости от изменяющейся объективной действительности, процесс познания которой бесконечен.
На содержательную часть категорий оказывают влияние законы и закономерности. Идет постоянный процесс обогащения содержательной части самого объекта. По определению Ф. Энгельса, категории являются отражением действительных вещей, явлений, отношений. Вся система категорий представляет собой стороны процесса познания и объективна по своему содержанию35.
Категории позволяют идти от конкретного к абстрактному, не удаляясь от истины. Они помогают подойти к истине, отражая природу объекта глубже, полнее, вернее, преодолевать в мышлении противоречие между явлением и сущностью, открывать закономерности развития.
Категории феминологии специфичны, но они связаны с общими диалектическими категориями как общее и особенное, единичное, причина и следствие, форма и содержание, сущность и явление, случайность и необходимость и др. К собственным категориям феминологии и гендерной политики относятся:
биархат – в переводе с греческого означает двоевластие, т. е. равное участие мужчин и женщин в жизни общества;
быт – область социальной жизни, связанная с восстановлением жизненных функций человека, его работоспособности и творческой деятельности, которая обеспечивается определенными формами и способами потребления и обслуживания, организацией и производством самих предметов потребления и услуг;
гендер, гендерный – социальный аспект отношений между мужчинами и женщинами, складывающийся во всех сферах жизнедеятельности общества включая политику, экономику, право, идеологию, культуру. Сегодня гендер понимается как одна из важнейших граней общественных отношений и включает три группы характеристик: 1) биологический пол; 2) полоролевые стереотипы, распространенные в обществе; 3) “гендерный дисплей” – предписанные обществом нормы мужского и женского действия и взаимодействия во всем многообразии их проявления;
гендерное равенство – равный правовой статус женщин и мужчин и равные возможности для его реализации, позволяющие лицам обоего пола свободно развивать свои потенциальные способности, вырабатывать умения и навыки для участия в политическом, экономическом, социальном и культурном развитии;
государственная гендерная политика – направление социальной политики, система комплексной деятельности государства, нацеленная на обеспечение государственных гарантий равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин, предотвращение дискриминации по мотивам пола в качестве необходимого условия стабильного и устойчивого развития страны;
двойной стандарт отношения к женщине – по закону женщина равна мужчине во всех сферах жизнедеятельности общества. Однако фактически женщина ущемлена в своих правах;
диалектика пола – равенство в различии женщин и мужчин. Взаимная их дополняемость как условие развития цивилизации. Это идеальное взаимоотношение полов, состояние равновесия в системе общественных отношений;
дискриминация – исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено или сводит на нет признание, изпользование или осуществление лицами обоего пола прав и свобод человека и гражданина;
домашнее хозяйство – составная часть быта, представляющая сферу деятельности человека, при которой кустарно, на основании индивидуальных затрат труда и времени организуется вся система производства и потребления (питание, стирка, уход за детьми, квартирой и др.). Зависит от традиций, религиозных, исторических, национальных и других социально-экономических факторов;
женский вопрос – часть общей социально-политической проблемы, связанной с положением женщин, где определяющим является принцип равенства граждан независимо от пола, их статуса, отказ от стереотипа мышления, четкая программа эмансипации женщин;
женское движение – многообразие методов борьбы женщин за свои права (политические, социальные, экономические, духовные). Это объединение многих женских организаций для решения женского вопроса. Цель – обретение свободы жизненного пути, расширение представительства в управленческих структурах, совершенствование законодательства, активизация деятельности средств массовой информации по оказанию помощи женскому движению, в конечном итоге – политическая модернизация общества. Главенствующей идеей в женском движении является идея полноправной, свободной женской личности, установка на ее самореализацию;
квота (слово латинского происхождения, означает “сколько”) – часть, доля, норма участия женщин в различных сферах жизни общества, особенно в политической деятельности;
концепция равных возможностей – система взглядов, руководящий принцип деятельности государства по предоставлению гражданам условий для реализации жизненных планов, при этом равных для мужчин и женщин;
маскулинность (от латин. masculinus – “мужской”) – отождествляется с силой, агрессией; представление о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин;
паритетная демократия (от латин. paritos – “равенство”) – предполагает равное участие (50:50) женщин и мужчин в органах управления государственной властью;
патриархат (от греч. patros – “отец”) – термин, обозначающий власть мужчины, его преобладающую роль в обществе, семье; это традиционно преимущественно однополое представительство в различных сферах жизни общества (политической, экономической и др.);
пол – единство биологического и социального, основа понимания сущности человека как родового существа. Биологически пол – sex, совокупность контрастирующих генеративных признаков особей одного вида, социально – gender, комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, правовой и социальный статус мужчины или женщины;
сексизм – понятие, введенное ЮНЕСКО в 1981 г., означающее принижение роли женщин в обществе, недооценку женского потенциала, учет лишь биологических особенностей, разделение общества по признаку пола, устранение индивидуальных качеств и различий, переоценка роли мужчин. По своим идеологическим функциям в отношениях между полами сексизм аналогичен расизму в отношениях между расами и этносами. Наиболее распространенная форма сексизма – мужской “шовинизм”;
социум (от латин. socium – “общее”, “совместное”) – большая, устойчивая социальная общность, целостная социальная система, общество, включающее формы и способы объединения и взаимодействия людей;
средства массовой информации (СМИ) – понятие, введенное в оборот ООН в 1945 г., означающее учреждения для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам, группам населения. Это – радио, телевидение, печать. СМИ несут множество функций, могут иметь разные цели: гуманную, антигуманную, корыстную, объективную, необъективную. Это средства массовой коммуникации, информационной связи между людьми, группами, мощное орудие формирования общественного мнения;
феминология – наука об общих закономерностях жизнедеятельности женщин в обществе, ставящая целью выстроить целостную концепцию роли женщины в обществе;
феминность (от латин. femina – “женский”) – представление о соматических, психических, поведенческих свойствах, характерных для женщин; отождествляется с покорностью, мягкостью, исключением насилия;
феминизация бедности – снижение экономического уровня жизни женщин в результате роста безработицы, что ведет к невозможности удовлетворения ими основных интересов, материальных и духовных потребностей, ухудшению здоровья, в том числе детей. Формируется идеология бедности, становясь устойчивой, постоянной;
феминизм – социально-политическая теория, выступающая за равноправие мужчин и женщин во всех областях общественной жизни, социальную гармонию полов, признание равных возможностей и значимости полов в развитии цивилизации, преодоление патриархатных стереотипов сознания. Есть отдельные направления в феминизме, которые ограничиваются лишь критикой мужчин;
эгалитарная теория (от франц. egalitaire – “равенство”) – признание всеобщего равенства мужчин и женщин, возможность свободного выбора условий для развития личности;
эмансипация (от латин. emancipation – “освобождение”) – избавление от зависимости и приниженности, получение самостоятельности и равноправия; уравнение женщин в правах с мужчинами в общественной, трудовой и семейной жизни.
Категории феминологии способствуют развитию самой науки. Они имеют социально-политическое и формационносоциологическое содержание, представляют собой ступени, узловые пункты познавательного процесса. Появление каждой новой категории в ходе развития науки не случайно, а необходимо. Более того, они изменяются с развитием познания и практики, позволяя глубже проникнуть в суть вещей, явлений.
Объективное содержание науки о социальных отношениях между мужчинами и женщинами в различных сферах жизни общества может быть достаточно полно раскрыто только через систему взаимосвязи данных категорий с категориями других наук.
4.2. Связь категорий феминологии и гендерной политики с категориями других наук
Феминология в своих исследованиях и выводах опирается на общесоциологические категории: общество, цивилизация, социальный прогресс, образ жизни, равенство и др. Для феминологии и гендерной политики ключевой категорией является “равенство”, рассматриваемое как основной принцип взаимоотношений в обществе. Вместе с тем эта категория помогает раскрыть специфику проявления существующих законов о социальном статусе женщины в обществе и проанализировать механизм действия этих законов в конкретных исторических условиях.
Большое значение для научных исследований и практики имеют экономические категории, такие, как рыночные отношения, безработица, бизнес, труд, занятость и др. Они обеспечивают более глубокое исследование проблемы труда и занятости женщин в условиях рыночных отношений. Отражают в своем содержании как общее в историческом процессе, так и специфическое, присущее особенностям жизнедеятельности женщин в сфере труда и занятости.
Категории политической науки, такие, как “власть”, “демократия”, “партия” и др., наполняются вполне конкретным содержанием в феминологии. Женское движение одной из главных задач ставит вопрос об участии женщин в политике, принятии решений общегосударственного значения. Использование понятия “демократия” предусматривает осуществление паритетной демократии, в которой сущностью является равное участие мужчин и женщин при решении всех проблем современности. Женское движение предусматривает изменение программ партий, обязательное включение в них женского вопроса, что фактически исключено большинством существующих партий и движений.
Категории феминологии взаимосвязаны и с категориями диалектики. Какая бы ни рассматривалась проблема, требуется диалектический подход, будь то социальная теория пола, социальный статус женщины, особенности женского движения в РФ или за рубежом и др. Невозможно научно рассмотреть проблемы без категорий общего, особенного, единичного, причины и следствия, сущности и явления, формы и содержания и т. д.
Когда сравниваются феминология и феминизм, легко проследить не только общее в программах, но и особенности их изучения и научного исследования в каждой отдельно взятой стране. В каждой стране это сложный и многогранный, целостный процесс развития науки со своими внутренними специфическими законами и закономерностями. И в то же время очень четко проявляется общее – проблемы равенства, власти, взаимоотношений в семье и др.
Категории диалектики и феминологии взаимодействуют, обогащая содержание друг друга.
Так, например, категории причины и следствия взаимосвязаны с категорией дискриминации женщин. В окружающем мире мы наблюдаем постоянное взаимодействие и взаимосвязь явлений, в результате этого одни явления порождают другие, а эти в свою очередь вызывают к жизни другие и т. д. Причина предшествует следствию. При этом важное значение приобретают условия, место и время, что составляет одно из основных положений диалектики. Например, дискриминация в условиях феодального общества имела свои отличительные черты; дискриминация в современных условиях (когда на каждом шагу говорится о демократии и цивилизации) имеет свои особенности.
Все три закона диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания) проявляются в практике решения женских проблем. Понятие “диалектика пола” не может быть понята без глубокого исследования проблемы взаимоотношения мужчин и женщин в обществе и семье. Представители обоего пола выступают как единство противоположностей, взаимно дополняющие друг друга.
Большая группа “собственных” категорий феминологии отражает совершенно новые явления и процессы, которые не имеют аналогов в других науках. Эти категории универсальны, обладают характером всеобщности и отражают необходимое, всеобщее в социальном движении.
4.3. Принципы феминологии и гендерной политики
Принципы (от латин. principales) – это начало, основа, основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения36. В широком плане под принципом понимают всякое основание, из которого надо исходить и которым нужно руководствоваться в познавательной и практической деятельности.
Принципы, как и законы и категории, должны быть равноправными элементами научной теории. Они являются основой для познания объективной действительности, связаны с категориями и законами. Их особенность – быть предпосылкой методологического функционирования различных уровней знания и обеспечивать обобщение. Постоянное использование принципов науки развивает систему знаний. Они помогают исследовать противоречия в реальной действительности, между наличными знаниями и необходимостью успешного решения теоретических и практических задач. Принципы служат основой формулирования проблем и путей их решения.
В гендерной политике важнейшими принципами являются:
– конституционное закрепление гарантий всем гражданам на равные права и свободы и возможности независимо от пола;
– целенаправленный учет интересов мужчин и женщин в процессе общественного развития, осуществления государственной деятельности;
– обеспечение необходимых условий для реализации потенциала каждого индивида, его функционирования как субъекта социальных отношений;
– недопущение дискриминации, гендерной асимметрии в сфере управления государством, принятия важнейших государственных решений.
Принципы феминологии – отражение и обобщение существенных сторон женских проблем. Это прежде всего формирование идеологии и политики равных возможностей для мужчин и женщин, концепция социального равенства, предполагающая не только равные права, но и равные возможности для реализации своего интеллектуального потенциала, ликвидацию насилия над женщинами, проявляющегося в самых разнообразных формах, и др.
Принципы феминологии являются исходными идеями, отражающими и обобщающими существенные стороны познания и практической деятельности женского движения по пути создания цивилизованного общества.
Принципы могут постоянно изменяться, дополняться, являясь исходным положением науки. Главное – это целостный подход к анализу объекта и субъекта научного исследования. Они выражают сущность организации и способ функционирования современного процесса изменения социального статуса женщины при условии активизации всех женских организаций, выработке программы и устава. При этом акцент делается на ликвидацию отношения к женщине на основе двойного стандарта.
В процессе развития и решения женских проблем чрезвычайно важно понять верное и неверное в знании самой проблемы, определить пути поиска объективной истины.