Вы здесь

Феминология и гендерная политика. Глава I. ФЕМИНОЛОГИЯ – НАУКА О ЖЕНЩИНЕ И СОЦИАЛЬНОМ РАВЕНСТВЕ ПОЛОВ (Е. М. Зуйкова, 2015)

Глава I. ФЕМИНОЛОГИЯ – НАУКА О ЖЕНЩИНЕ И СОЦИАЛЬНОМ РАВЕНСТВЕ ПОЛОВ

1.1. Феминология как наука и учебная дисциплина

Феминология (от латин. femina – женщина и греческого logоs – слово, учение) – это наука о положении и роли женщины в обществе. Она выступает в двух ипостасях: как наука и как учебная дисциплина, новый компонент профессионального обучения, впервые внедренный при подготовке квалифицированных специалистов социального профиля Российским государственным социальным университетом.

Феминология как наука о жизнедеятельности женщины в обществе отражает объективные закономерности ее существования и служит основой гуманной деятельности, цель которой – проведение в жизнь принципа равенства между мужчиной и женщиной. Эта наука ставит перед собой задачу научного изучения взаимоотношения полов, анализа причин существующих противоречий между ними. Она призвана помочь объективно оценить характер этих взаимоотношений в различных сферах жизни общества. Феминология исследует всю совокупность социально-политических, экономических и духовных закономерностей, условий преобразования общества на основе эгалитарной системы – полного равенства мужчин и женщин в возможностях, изменения статуса женщины во многих сферах.

Задача феминологии – дать целостную концепцию, в которой должны быть отражены, во-первых, социальная, экономическая, политическая и духовная роль женщины в современном обществе; во-вторых, ее реальные возможности и место в общественном развитии; в-третьих, сущность гражданской позиции женщины.

ООН причисляет феминологические проблемы к разряду глобальных и потому настоятельно рекомендует “развивать исследования, посвященные женской проблематике, с тем чтобы переработать существующие модели, которые оказывают свое воздействие на состояние знаний и сохраняют систему ценностей, способствующих неравноправию.

Развитие и осуществление исследований по женской проблематике в учебных заведениях и за их пределами может способствовать созданию справедливого и равноправного общества, где мужчины и женщины будут выступать в качестве равных партнеров”1.

Введение курса феминологии и гендерной политики в учебные планы ряда социально-ориентированных специальностей обусловлено прежде всего гуманизацией системы образования, необходимостью совершенствования социального образования.

Социально-гуманитарное образование в высших учебных заведениях по своей сущности и содержанию выражается в учебных дисциплинах, изучение которых не только способствует распространению научных представлений о социальной динамике общества, специфике и общности интересов различных социальных групп, слоев населения, но и влияет на утверждение ценностей демократии, свободы, прав человека. Социальное образование формирует активную творческую личность, воспитывает специалиста с высокими гражданскими позициями, стимулирует инициативу, творчество. Без знания основ феминологии в современных условиях не может обойтись ни один специалист социальной сферы, профессионально занимающийся проблемами человека, его потребностями, интересами.

Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила демократические основы Российской государственности, обеспечила общество правовыми механизмами разрешения социальных конфликтов, провозгласила равные права и свободы мужчин и женщин, а также равные возможности для их реализации. Вместе с тем демократические преобразования и экономические реформы не привели к ожидаемым результатам и не способствовали прогрессу в обеспечении и защите прав и свобод женщины.

Наоборот, гендерная асимметрия усилилась в связи с женской безработицей, увеличением разрыва в оплате труда мужчин и женщин, разрушительными процессами в социальной сфере. Хотя конституционное закрепление равных прав мужчин и женщин, равенства всех людей перед законом должно было бы стать отправной точкой начала перемен во взглядах на назначение женщин, в оценке их роли в обществе, в их статусе, однако этого не случилось.

Проблемы прав женщин в современной России тесно связаны с проблемой формирования устойчивой базы демократии, включения в демократические процессы всех без исключения членов общества. Права женщин следует рассматривать в общем контексте прав человека в соответствии с принятыми международными нормами. Они являются одним из параметров обновления нашего общества, способности перехода его от традиционного уклада к современному, либерально-демократическому. Провозглашение свободы и равенства всех людей перед законом предполагает необходимость пересмотра всей совокупности отношений – и политических, и экономических, и социальных.

Пренебрежение правами и законными интересами женщины отрицательно сказывается на состоянии общества в целом, вызывает недоверие населения к власти, усиливает социальную напряженность.

Феминология как учебная дисциплина не противостоит накопленным знаниям и предметным полям базовых и других традиционных дисциплин. Изучение феминологии необходимо будущим специалистам, призванным активно заниматься разрешением широкого спектра социальных проблем как на общем, так и на индивидуальном, частном, уровне. Полученные знания будут способствовать формированию не только профессиональных, но и нравственных качеств специалистов.

Социальная проблематика в России на рубеже второго и третьего тысячелетий по ряду обстоятельств выдвигается на передний план. Преодоление имеющихся в сфере социальных отношений противоречий будет определять уровень цивилизованности общества в будущем.

ХХI век открывает перспективы создания и устойчивого развития социальной среды, благоприятной для реализации творческого потенциала каждого человека. Все страны мирового сообщества пришли к пониманию того, что социальное развитие и социальная справедливость являются главными условиями безопасности внутри страны и в достижении мира на земле.

Научные исследования проблем, связанных с существующим неравноправием в обществе, и поиски путей выхода на уровень цивилизованного общества, когда женщины и мужчины будут выступать как равные партнеры, – это единственный путь развития гражданского гуманного общества, того общества, где безусловными ценностями и нормами жизни станут свобода, достоинство и безопасность человека. Эти положения лежат в основе преподавания учебного курса.

В программе общероссийского общественно-политического движения женщин России говорится: “Мы убеждены в том, что без полноценного социального и политического участия женщин становление такого общества невозможно”2. И действительно, как писал английский философ, экономист и общественный деятель Дж. С. Милль (1806–1873) в своем эссе “Порабощение женщины” (1869), “до тех пор пока право сильного властвовать над слабым владеет умами общества, попытки открыто бороться за равноправие слабых останутся тщетными”3.

Феминология – самостоятельная наука, имеющая свой предмет исследования. Она стремится теоретически обосновать неправомерность существования дискриминации, историческую обреченность чисто мужской деятельности во всех сферах жизни общества, показать, что прогресс общества в значительной степени зависит от положения женщины, от взаимодействия не только представителей обоих полов, но и различных социальных групп, политических сил в нем.

1.2. Объект, предмет и метод феминологии

Знание предмета науки необходимо для получения фундаментального понимания ее сущности. В понятие “предмет” вкладывается определенное содержание и одновременно специфика самого объекта, представляющего, по определению немецкого философа Г. В. Ф. Гегеля, нечто конкретное, в себе завершенное, самостоятельное. “Объект… есть вообще единое (еще не определенное в себе) целое, объективный мир вообще, бог, абсолютный объект”4. Современные ученые рассматривают объект науки как целостную систему, существующую самостоятельно. Иными словами – это часть действительности, обладающая самостоятельностью и способностью развиваться.

В феминологии объектом исследования является женщина со всеми социальными связями и противоречиями.

К. Маркс писал, что чем большей зрелости достигает система, тем полнее ее внутренняя целостность. Применительно к науке о женщине это означает:

– развитие и осмысление женского движения;

– возрастание контактов между различными общественными организациями;

– развитие теории о роли женщины в жизни общества;

– критика патриархата как мужской власти;

– изучение имеющих место противоречий в этой сфере и др.;

– все это необходимо для обоснования внутренней целостности данной системы.

Помимо объекта любая наука должна четко представлять свой предмет. Предмет – это сущность объекта. Он выражает объективные законы развития и функционирования определенной системы, связанной с жизнедеятельностью женской половины общества.

В. И. Ленин писал: “…вся человеческая практика должна войти в полное определение предмета и как критерий истины, и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку”5.

Предмет немыслим без практики, познания и обобщения. Предмет не существует без науки. Определение предмета науки важно для дальнейшей теоретической разработки концепции.

На основании вышеизложенного можно прийти к выводу, что предметом феминологии является:

– изучение социально-политических и экономических закономерностей решения женского вопроса;

– определение социального статуса женщины в обществе;

– анализ гендерного подхода к проблеме власти;

– сущность дискриминации женщины и ее социально-политические последствия.

Феминология изучает существующие общественные отношения, которые складываются между полами, женскими и мужскими организациями, партиями, степень поддержки женского движения со стороны патриархатной власти; ищет пути ликвидации дискриминации женщин, изменения стереотипа мышления у представителей обоих полов; предсказывает пути решения женского вопроса на ближайшее время и перспективу, вырабатывая рекомендации о формах и средствах вовлечения женщин в активную общественную деятельность.

Значительное внимание уделяется и вопросу о более полном использовании потенциала женщин как политиков, менеджеров, воспитателей, изучению международного опыта решения женского вопроса и сущности феминизма, широко распространенного не только в развитых, но и в развивающихся странах.

Феминология раскрывает не частные проблемы, а общие, выступая как методология, способная дать импульс развитию современного женского движения для России, стран СНГ, и др., т. е. охватывает проблемы, касающиеся женщин всего мира. Речь идет об общих закономерностях, знание которых способствует правильному подходу к изучению и частных проблем.

Феминология изучает и такие проблемы, как отношение между государством и организациями женщин, взгляды религиозных конфессий на роль женщины в обществе, исследует женщин как объект и субъект социальной работы. Курс феминологии сосредоточивает внимание на философском, экономическом, социальном исследовании женского движения с четкой ориентацией на определение условий для становления личности, дееспособной, оказывающей влияние на изменение существующего патриархатного общества. Это касается не только женщин, но и мужчин, проникшихся идеей создания общества равных возможностей для представителей обоего пола.

Изучение курса феминологии в современных условиях приобретает особо важное значение, поскольку, несмотря на значительную численность среди населения, женщины представляют собой наименее защищенный слой общества и испытывают на себе в значительной степени результаты некомпетентных решений со стороны мужчин, находящихся у власти. Несмотря на закрепление принципа равноправия мужчин и женщин в Конституции Российской Федерации, Всеобщей декларации прав человека 1948 г., а также в других законодательных актах, гендерные диспропорции в социально – экономическом положении отдельных категорий населения продолжают сохраняться. Включение вопросов гендерного равенства в основное русло государственной деятельности содействует решению проблем гуманизации общества в целом, становлению общечеловеческих ценностей в ранг определяющих качество и эффективность проводимой социальной политики.

Феминология значительное внимание уделяет исследованию проблем женского движения, которое у нас остается практически мало изученным. При этом предполагается, что всестороннее решение практических вопросов женского движения невозможно без глубокого знания широкого спектра идей и теорий, которые имеются в современных наработках.

Итак, предметом феминологии являются закономерности становления и развития женского движения в новом качестве, основой которого является практическое применение эгалитарной (равной) теории, ликвидация дискриминации женщин и активизация их деятельности в социально-политической, духовной и экономической жизни для обеспечения подлинно гуманного, демократического общества.

Становление и развитие феминологии основывается на методе, который обеспечивает более глубокое познание объекта, разработку проблемы, обобщение. Предмет и метод взаимосвязаны и взаимообусловлены. Само слово “метод” – греческого происхождения (“methodos”) и означает следование, прослеживание. В науке – это путь познания своего предмета исследования. Метод представляет собой систему способов, приемов, необходимых для организации познавательной и преобразующей деятельности людей и управления ею.

Метод имеет сложную структуру, элементами которой являются законы и категории, а также регулятивные принципы познавательной практически-предметной деятельности.

Становление и развитие феминологии основывается прежде всего на общефилософском диалектическом методе, что означает знание и применение законов и категорий общего порядка, а также общесоциологических законов и категорий. Используются и общефилософские принципы научного познания: единство исторического и логического, восхождение от абстрактного к конкретному, диалектика общего, особенного и единичного и др.

Метод феминологии представляет собой конкретизацию общефилософского метода применительно к частным проблемам и явлениям жизни, среди множества которых есть и такие, как проблемы изучения общественных явлений во взаимосвязи с другими, например определение социального статуса женщины в обществе во взаимосвязи с социально-экономической политикой государства.

Метод феминологии характеризуется, во-первых, комплексным, системным подходом к изучению всех процессов, явлений, связанных с деятельностью женщин в обществе. Это означает, что исследование любого явления происходит на основе четкого представления о том, что оно является частью целого и в нем проявляются действия общих закономерностей. Во-вторых, социально-политический подход рассматривает решение проблем женского вопроса сквозь призму исторической миссии самих женщин, способных организовывать мощное движение в защиту своих прав, принципа равноправия и влиять на общественно-политическую жизнь общества. В-третьих, современная феминология опирается на опыт прошлого, внимательно его исследует, сохраняет преемственность, выявляет перспективы и тенденции своего развития.

Важнейшей задачей феминологии является научное предвидение будущего развития женского движения, прогнозирование путей и перспектив создания эгалитарного общества.

Феминология как наука должна основываться на широком междисциплинарном анализе комплекса женских проблем с позиций философии, социологии, психологии, политологии, журналистики. Только в такой постановке и дальнейшей ее разработке можно получить целостное представление о сущности женских проблем, раскрыть все позитивное и критически проанализировать спорные положения, наметив перспективы развития этой науки. Только комплексный подход поможет исследовать женский вопрос с позиций общегуманистической методологии, преодолеть эмпиризм и научно прогнозировать возможность использования женского фермента в современных политических процессах.

Феминология по структуре имеет свои особенности. Это прежде всего социальная феминология, в основе которой лежит проблема социального статуса женщины в обществе. Политическая феминология исследует место и роль женщины в политической сфере государства, степень ее участия во всех политических процессах. Помимо этого, феминология исследует место женщины в рыночных экономических отношениях. Как наука феминология включает и раздел, посвященный социальной работе, где женщина выступает как объект и субъект этого направления социальной деятельности. И, наконец, раздел, посвященный месту и роли женщины в семье.

1.3. Первые шаги становления феминологии в России

Попытки осмысления неравного, зависимого от мужчин положения женщин своими корнями уходят в глубь истории. С. Г. Айвазова отмечает6, что первичное распределение труда между мужчиной и женщиной поставило вторых в неравное положение. Она расценивает как парадокс тот факт, что самое ценное человеческое качество – способность воспроизводить жизнь, которым обладает только женщина, стало причиной, предопределившей характер неравнозначного распределения социальных ролей между мужчиной и женщиной. За мужчиной было закреплено право на “внешнюю” деятельность, освоение мира, господство над ним, а за женщиной – право на рождение и воспитание детей, обустройство быта. Благополучие рода, его развитие, воспроизводство, выживание также тесно увязывались с физической, мускульной силой. За этим стояли проблемы добычи еды, защиты территории от соперничающих племен и родов, охраны от диких животных. Постоянная необходимость в коллективной силе порождала и закрепляла авторитет, превосходство мужчин. В обстановке, когда в первую очередь были более востребованы силовые качества, преимущественное положение мужчин было очевидным.

Однако во всех главных сферах жизнедеятельности общества все большее воздействие на ход его исторического развития оказывали и другие человеческие качества – духовность, ум, интеллект, что расширяло и укрепляло объективные предпосылки для того, чтобы женщина начала играть адекватную ей роль в этом процессе.

Начало женскому движению в России было положено еще в XVIII веке, когда встал вопрос о демократических преобразованиях общественной жизни, изменении положения женщины. Эти преобразования были невозможны без ликвидации женской неграмотности, без получения образования, которое обеспечивало бы женщинам активную деятельность во всех сферах жизни, способствовало развитию женского движения, созданию союзов, обществ. Непосредственно отсюда вытекала задача научной разработки экономической, правовой, политической, нравственной теорий о роли женщин в обществе.

Заметный след оставил Смольный институт благородных девиц, первое в России женское среднее воспитательно-образовательное учреждение, положившее начало женскому школьному образованию в государстве. Он был основан по инициативе И. И. Бецкого в соответствии с указом императрицы Екатерины II в 1764 г. в Петербурге при Воскресенском Смольном Новодевичьем монастыре и носил название “Воспитательное общество благородных девиц”.

Институт являлся учебным заведением закрытого типа. Воспитание и обучение в нем имели узкосословную направленность: принимали в институт в основном дочерей дворянской знати и девиц-горожанок в возрасте от 6 до 18 лет. Учебный план включал “Закон Божий”, иностранные языки, русскую словесность, арифметику, историю, географию, рисование, музыку, различные виды домоводства, правила светского обхождения.

В конце XVIII века стали учреждаться открытые школы для всех сословий населения, в уездных городах появились малые, в губернских – главные народные училища. Однако среди учащихся этих училищ число лиц женского пола было ничтожно мало. Существовали также отдельные ведомственные женские училища – в Ведомстве учреждений императрицы Марии, Министерстве народного просвещения и в ведении Святейшего Синода.

Коренная реформа образования началась лишь во второй половине XIX столетия. Появились женские гимназии, средние общеобразовательные учебные заведения, к концу века их число дошло до 142. Женские гимназии развивались в составе Ведомства учреждений императрицы Марии, Министерства народного просвещения, появились и частные гимназии.

Гимназии Министерства народного просвещения предназначались для девочек всех сословий и вероисповеданий и состояли из приготовительного, семи основных классов и восьмого педагогического класса. Первые три класса составляли прогимназию и могли существовать как самостоятельные учебные заведения.

Выходцам из простого народа доступ в гимназии был ограничен, ибо все они были платные, а право поступать в университеты имели только выпускники мужских гимназий. Девушки, окончившие гимназию, могли преподавать в младших классах, но не имели возможности получить высшее образование.

Первые женщины в университетских аудиториях появились в качестве вольнослушательниц, которые, прослушав курсы, рассчитывали держать выпускные экзамены. Но с введением в действие университетского устава 1863 г. доступ лицам женского пола туда был закрыт. В 1865 г. на имя ректора Петербургского университета поступило около 400 заявлений от женщин с просьбами об устройстве для них лекций или курсов. В Москве образовался кружок представительниц слабого пола, решивших добиваться получения высшего образования. В числе ходатайствующих было немало тех, кто принадлежал к высшим кругам, был выходцем из самых родовитых сословий – графини А. Толстая, В. Ростовцева, баронесса Ю. Розен, княгиня Эристова и др.

В 1869 г. в Москве были открыты Лубянские курсы для женщин по программе классических гимназий Министерства народного просвещения, которые вскоре стали фактически высшим учебным заведением, так как самое деятельное участие в них принимала профессура Московского университета.

В 1872 г. здесь же открылись еще одни высшие женские курсы, учрежденные профессором В. И. Герье. На курсы допускались как слушательницы, так и вольнослушательницы за оплату в размере 50 руб. в год. Продолжительность обучения сначала была 2-летней, а с 1879 г. – 3-летней. К преподаванию были привлечены выдающиеся ученые – В. И. Герье, А. И. Соболевский, В. О. Ключевский, Ф. И. Чупров и др.

В эти годы на частные средства были открыты высшие женские курсы также в Киеве и Петербурге. Среди них прославились высшие Бестужевские курсы в Петербурге. В этом учебном заведении, получившем имя учредителя профессора К. Н. Бестужева-Рюмина, готовили врачей, учителей. В последующем этим курсам был присвоен статус государственных и назначено соответствующее финансирование.

Правительство Российской империи сомневалось в политической благонадежности слушательниц курсов, ибо не без оснований подозревало, что бестужевки “крамольными” идеями не могли не “заразиться”.

Московские высшие женские курсы, учрежденные В. И. Герье, официальный статус высшего учебного заведения, имеющего своей целью предоставление женщинам высшего образования университетского характера, получили только в 1906 г. Свидетельство, выдаваемое окончившим полный курс, признавалось равнозначным диплому соответствующего факультета университета. Несколько позднее слушательницы получили право приобретать звание учительниц среднего учебного заведения, а также ученые степени магистра и доктора.

К этому периоду, т. е. к концу XIX – началу XX века, образованные женщины России выступали с определенными требованиями: по изменению положения в семье и обществе, объединению женщин в борьбе за свои права. Группа, которой руководила А. П. Философова, создала “Общество для предоставления средств высшим Бестужевским курсам”.

Дискриминация женщин вызвала целую волну женского движения, выделила теоретиков, заботившихся не только об объективном освещении причин неравенства полов, но и занимавшихся поиском путей обеспечения этого равенства. Приоритетность получили прежде всего идеи о самостоятельном труде женщин, вызванном новыми экономическими условиями, об изменении социального статуса, семейных отношений, о правах на свободу и независимость, получении высшего образования и многом другом. Демократические идеи независимости личности, не нуждающейся в опеке и поддержке, оказывали заметное влияние на взгляды российских женщин. Эти идеи поддерживали также многочисленные представители прогрессивной интеллигенции, часть депутатов Госдумы, студенты и др.

Известность получили А. Шабанова, С. Перовская, Е. Дмитриева. Они не только “ходили в народ”, но и влияли на мировоззрение женщин, вовлекая их в борьбу за равенство, теоретически обосновывая реакционную сущность господствующей мужской власти.

Женщин, выступавших за эмансипацию, поддерживали литературные и общеполитические журналы: “Дело”, “Женское дело”, “Женский вестник”, “Союз женщин”. За равенство полов выступали “Современник”, “Отечественные записки”, “Колокол”, “Полярная звезда” и др.

Россия стала лидером в деле реализации прав женщин на высшее образование. В 1890 г. на Всемирной выставке в Париже “Русское женское взаимно-благотворительное общество” было удостоено золотой медали. Это общество проводило концерты. Преподаватели трудились безвозмездно. Организовывали сбор взносов членов общества (ежегодно собирали по 22 тыс. руб.), что дало возможность купить участок земли и в 1885 г. построить учебный корпус для Бестужевских курсов. Начали с 222 руб. 25 коп., а к началу XX века имели имущество в размере 1 млн 5100 руб.7.

Французская писательница Андре Лео (настоящее имя Леони Шансе, 1829–1900), участница Парижской Коммуны 1871 г., писала: “Вы задумали превосходное дело. За вами останется слава, что вы основали в России то, о чем мы здесь только мечтаем”8.

К 70-м гг. XIX века появилась одна из первых организаций, декларирующих изменение политики в отношении женщин. Это было тайное революционное общество, которое составили 12 русских студенток, обучавшихся в университетах г. Цюриха в Швейцарии.

Среди первых ячеек женского движения в России следует назвать также кружок М. В. Трубниковой, принявший участие в создании воскресных школ в Петербурге в 1859 г. Активистки кружка Н. В. Стасова, М. В. Трубникова, А. П. Философова в течение многих лет фактически были инициаторами женского движения в России. Представительницы мелкодворянской и разночинной среды становятся организаторами благотворительных обществ. Возрастает их роль в журналистике, издательском деле.

Возникают и первые женские артели: переплетные В. П. Печаткиной и В. А. Иностранцевой в Петербурге, швейная – сестер Ивановых в Москве. В 1863 г. на кооперативных началах по инициативе Трубниковой и Стасовой возникает “Издательская артель”, Общество женщин-переводчиц.

Создавались женские организации и в других городах России: Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Саратове, Рязани и др. Решительным толчком к проявлению феминизма, как писала Е.Н. Щепкина в своей книге “Из истории женской личности в России”, послужила отмена крепостного права9. Женщины стали требовать равных с мужчинами политических прав, демократизации всех сторон жизни общества.

В ходе революции 1905–1907 гг. из женского движения выделилось крыло, активизировавшее борьбу за политическое равноправие. В Москве в апреле 1905 г. образовался “Союз равноправности женщин”, по инициативе которого в 1905 г. – мае и октябре – прошли два съезда женщин. В 1906 г. союз насчитывал 8 тыс. членов и имел 79 отделений в других городах. Союз издавал журнал “Союз женщин”, присоединился к “Международному союзу избирательных прав женщин” и участвовал в его конгрессах в Копенгагене и Амстердаме. Вскоре после поражения революции союз распался.

Основной организацией женского движения в России осталось “Русское женское взаимноблаготворительное общество”, по инициативе которого был подготовлен и проведен в Санкт-Петербурге I Всероссийский женский съезд (10–16 декабря 1908 г.), собравший более 1000 делегаток. В историю съезд вошел как “Женский парламент” и “Съезд просветительниц”.

Обстоятельность и научный подход характеризовали выступления делегаток. Они требовали запретить труд детей до 14 лет, отменить ночные смены для подростков, ввести бесплатное обучение для всех детей в возрасте от 7 до 14 лет.

Съезд единодушно принял решение (политическую резолюцию) с требованиями всеобщего избирательного права, без различия пола, признания за женскими союзами права на автономность и независимость действий10.

Инициаторами социального движения в ХIХ столетии стали женские благотворительные общества. Первой из таких организаций в России можно назвать “Женское патриотическое общество”. Оно возникло в 1812 г., когда русские женщины, воочию наблюдая ужасы войны, старались в меру своих сил и возможностей облегчить судьбу вдов и сирот, помочь раненым и калекам. У истоков общества “Дамское попечительство о бедных”, созданного в 1845 г., стояла известная московская благотворительница княгиня С.С. Щербатова. Цель общества она видела в том, чтобы организовать поиск людей, поистине нуждающихся в помощи, особенно стыдящихся просить подаяние, и оказывать им сообразно обстоятельствам и в меру возможностей помощь в виде разного рода пособий, которые приносили бы им существенную пользу и не могли бы быть употреблены во зло.

Женские организации активно выступали за охрану детства. В 1907 г. представительницы таких организаций обратились в Министерство просвещения с предложением включить народные детские сады в систему государственных учебно-воспитательных заведений. Одновременно на свои средства организовали около 100 общественных детских садов. В Москве и Петербурге действовали общества по защите детей от жестокого обращения со стороны взрослых. Во всех полицейских участках вывешивались списки и адреса попечителей – членов обществ.

Женские благотворительные общества, образованные по профессиональному признаку, например Общество взаимопомощи женщин-врачей, Общество вспомоществования гувернанткам, домашним учительницам и воспитательницам, занимались поиском работы для своих членов, оказывали им материальную поддержку, организовывали лечение, предоставляли за умеренную плату жилье и пропитание.

Итак, первые шаги становления феминологии характеризуются практическими действиями женщин в разных сферах жизни и стремлением обобщить первый опыт.

Начало научной разработки женского вопроса было обусловлено прежде всего неприкрытым ущемлением интересов женщин. “Речь идет, – писал В. М. Хвостов, – не о том, что между мужчиной и женщиной нет существенных различий и что роли обоих полов в социальной жизни должны быть тождественны. Речь идет о том, – справедливы ли существующие ограничения женских прав, ставящие женщину в стесненное и подчиненное положение. Справедливы ли те нормы права, которые не дают женщине возможности свободно развивать все свои индивидуальные задатки и занимать в обществе положение, которое она могла бы завоевать себе своими личными силами?”11.

1.4. Генезис феминистских исследований за рубежом

Обширная феминистская литература на Западе появилась во второй половине XIX и первом десятилетии XX века. В ней анализировалось положение женщины в обществе. Особое внимание уделялось ее экономическому положению. Феминистки настаивали на праве финансовой независимости, возможности реализации своих прав и свобод.

Современный феминизм требует изменения дискриминационных законов, касающихся семьи, образования, государственного управления, обеспечения равных избирательных прав.

XX век характеризуется коренными изменениями взглядов на женские проблемы. Так, Европейский совет по высшему образованию и политике в области исследований в Европе на период до 2000 г. предложил пересмотреть программы с целью достижения действительной эмансипации и развития женщин в странах – участницах Европейского Союза.

В ноябре 1986 г. была создана группа по повышению квалификации (дополнительное послевузовское образование) женщин, а также группа по проведению исследований женского вопроса в странах ЕС. Это предложение было одобрено на заседании Совета министров Европейского Союза.

В настоящее время страны-члены ЕС ведут активный поиск модели равных возможностей мужчин и женщин во всех сферах общественных отношений. Одной из причин такого рода поиска является обострение проблемы занятости и необходимость смягчения напряженности на рынке труда.

Каково же состояние и содержание исследований женских проблем за рубежом?

Это прежде всего критика современной общественной науки, мешающей выработке истинных знаний о положении женщины в обществе. Это выступления против сексизма, для которого, как известно, характерны:

– невнимание к женщине, о которой вспоминают лишь тогда, когда мужчинам это выгодно;

– тиражирование ничем не оправданного мнения о том, что во всех своих проявлениях мужчина – это норма, а женщина – отклонение от нормы. Постоянное противопоставление мужской природы женской.

Современная феминистская наука успешно доказывает, что применяемые подобного рода “научные” методы и теории далеко не научны и не объективны.

По утверждению социолога М. Эйхлер, феминизм как наука находится в начальной стадии своего развития. В книге “Двойной стандарт” (Лондон,1980) она писала: “Цель феминистской науки – создать науку, ответственную за поведение всех людей, мужчин и женщин. Нельзя считать нормой поведения мужскую модель и на ее фоне оценивать модель женского поведения. Женщина – субъект истории и ее творец в той же мере, что и мужчина. Нужно рассматривать действия не как взаимоисключающие друг друга, а видеть их как один процесс. Должен быть исключен двойной стандарт”12.

Феминистское мировоззрение на Западе все больше понимают как необходимый компонент демократического сознания, без чего невозможно развитие, творчество, свобода. Симона де Бовуар, Кейт Миллетт, Джо Митчелл и другие представители феминизма глубоко убеждены, что вся западная культура основана на господстве мужчины. Культ силы как основа власти и господства является основным компонентом маскулинизированного мировоззрения. Сила и власть постоянно утверждаются через агрессию и экспансионизм. И начавшийся процесс интеграции феминистских идей уже дал свой, пусть небольшой, но положительный результат.

В Вашингтонском университете был прочитан курс (1912) на тему: “Женщина и экономическое развитие или влияние изменений в промышленности на статус женщины”. В 1969 г. группа феминисток организовала в Корнельском университете конференцию, на которой был дан анализ состояния женского движения и рекомендовано заняться теоретической разработкой науки о женщине.

70-е гг. ХХ века в США характеризовались быстрым распространением учебных курсов по всей стране. Они охватили более 1000 колледжей и институтов. Эти курсы предлагались старшекурсникам и аспирантам университетов. С 1983 г. Министерство образования США регулярно сообщает сведения о присвоении ученой степени по женской проблематике. Ежегодно защищаются докторские диссертации.

Проблемами женщин в США занимаются более 70 центров и НИИ, имеются феминистские издательства, выпускаются специализированные журналы.

Большую помощь в реализации этой важной проблемы оказал Генри Форд, создавший в 1972 г. фонд, обеспечивший разработку национальной программы для аспирантов вузов по теме “Роль женщины в обществе”. При этом к исследованиям привлекались не только женщины, но и мужчины, выступавшие за эмансипацию женщин. В 1974 г. фонд выделил средства на создание учебных центров по женской проблематике при учебных заведениях.

Американцы создали Национальную ассоциацию во главе с Национальным советом, который объединяет, координирует работы всех указанных центров и групп.

В такой стране, как Великобритания особый интерес к женским проблемам проявился в 1975 г., т. е. после провозглашения Международного года женщин и 10-летия женщин под эгидой ООН.

К середине 80-х гг. ХХ века складывается четкая модель женских исследований, усиливается совместное сотрудничество феминисток, создаются союзы, ширится женское движение, завязываются связи с женскими организациями других стран.

Английские женщины начинают играть в политической и культурной жизни своей страны все большую роль. С ними начинают считаться, поскольку они бросают вызов старому образу мышления, в том числе взглядам на семью, различные сферы общественной жизни.

Женщины занимаются научными исследованиями, обучением молодежи, участвуют в политике. В 1975 г. впервые были открыты курсы “Женщина и социальная политика”. Этот курс читала профессор Хилари Роуз – директор Вест-йоркширского центра исследований по проблемам женщин.

Была разработана программа для обучения в аспирантуре по женским исследованиям на степень магистра гуманитарных наук (1981).

Во Франции создан “Дом наук о человеке” (Париж), занимающийся проблемами феминизма, многие работы посвящены генезису женского движения, их структурной организации, анализу функций и роли женщин во французском обществе, особенностям социализации детей разного пола.

Р. М. Лаграв в статье “Исследование феминизма и женских исследований”13 писал, что существуют два пути для деятельности женщин: первый – борьба за свои права, научные исследования, критика официальной науки, отказывающей феминизму в научном статусе, и второй – создание локальных групп, которые проводили бы национальные и региональные, а также международные коллоквиумы, выпускали специальные издания, стремились бы объединить женское движение, при этом постоянно уточняли бы терминологию, понятийный аппарат феминизма как науки.

В начале 80-х гг. ХХ столетия женское движение усиливается под напором французских студенток, которые открыто выступали против насмешек по поводу так называемых “дамских теорий”.

С приходом к власти во Франции социалистов в 1981 г. феминистки выступили с критикой устаревших догм. В 1982 г. на коллоквиумах в Тулузе, проходивших под девизом: “Женщины, феминизм и научные исследования”, фактически произошло официальное рождение феминизма как научной проблемы. Была разработана программа и поставлены три задачи:

а) признать научную значимость проблем феминизма;

б) ориентировать феминистские исследования на познание реальности и ее изменение; уничтожение социальной напряженности и гендерного неравенства;

в) осуществлять материальную поддержку научно-исследовательским проектам14.

Принятые решения обеспечили чтение курсов в университетах Тулузы, Парижа, Лиона и др.

В 70-е гг. ХХ века увеличилось количество исследований в данном направлении и в Японии. Учебные курсы по феминизму предлагались в 28 % вузов, причем не только в женских колледжах, но и в колледжах, где обучение было смешанным.

Рост популярности феминизма затронул и мусульман-ские страны. В некоторых из них зародились и стали развиваться различные женские движения, проводились соответствующие исследования. В 1990 г. в Стамбульском университете было создано междисциплинарное подразделение под названием “Центр женских исследований”. Центр организовал серию семинаров, сопровождавшихся публикациями, а также ввел гендерные исследования в программы академических дисциплин.

В 2008 г. в Грозном на форуме “Ислам – религия мира и созидания” присутствовали представители 26 стран в связи с открытием самой крупной в Европе мечети имени Ахмата Кадырова. Впервые в отдельном помещении мечети было разрешено присутствие женщин для выполнения религиозного обряда.

Итак, все чаще женщины не хотят выступать в роли аутсайдера в науке. Они – за равенство полов. Господство и подчинение в науке по половому признаку разрушает ее содержание и смысл, обесценивает практическое использование научных достижений. Современная феминология должна создать науку, ответственную за поведение всех людей. Модели, нормы поведения человека должны иметь общие задачи независимо от половой принадлежности.

Из всего вышеизложенного видно, что и в России, и за рубежом феминологические проблемы еще не получили достаточного признания и освещения. Это отрицательно сказывается на возможности активного изменения социального статуса женщины в обществе.