Вы здесь

Федеральный закон «Об оружии» № 150-ФЗ с комментариями. Российская федерация. Федеральный закон об оружии (М. В. Кузьмина, 2016)

Российская федерация

Федеральный закон об оружии

Принят

Государственной Думой

13 ноября 1996 года


Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.

(в ред. Федерального закона от 31.05.2010 № 111-ФЗ)

Положения настоящего Федерального закона распространяются также на оборот боеприпасов и патронов к оружию.

Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

● оружие – устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов;

● огнестрельное оружие – оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 № 398-ФЗ)

● основные части огнестрельного оружия – ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка;

● холодное оружие – оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения;

● метательное оружие – оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека или механического устройства;

● пневматическое оружие – оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа;

● газовое оружие – оружие, предназначенное для временного химического поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 № 398-ФЗ)

● боеприпасы – предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание;

● патрон – устройство, предназначенное для выстрела из оружия, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение;

● сигнальное оружие – оружие, конструктивно предназначенное только для подачи световых, дымовых или звуковых сигналов;

● оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия (далее – оружие) – производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия в Российскую Федерацию и вывоз его из Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ)

● производство оружия – исследование, разработка, испытание, изготовление, а также художественная отделка и ремонт оружия, изготовление боеприпасов, патронов и их составных частей;

● огнестрельное оружие ограниченного поражения – короткоствольное оружие и бесствольное оружие, предназначенные для механического поражения живой цели на расстоянии метаемым снаряжением патрона травматического действия, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда, и не предназначенные для причинения смерти человеку;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2010 № 398-ФЗ)

● патрон травматического действия – устройство, предназначенное для выстрела из огнестрельного гладкоствольного оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение травматического действия и не предназначенное для причинения смерти человеку;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2010 № 398-ФЗ)

● патрон газового действия – устройство, предназначенное для выстрела из газового оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, снаряженное слезоточивыми или раздражающими веществами и не предназначенное для причинения смерти человеку;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2010 № 398-ФЗ)

● патрон светозвукового действия – устройство, предназначенное для выстрела из огнестрельного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового или сигнального оружия, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования и снаряжение светозвукового действия и не предназначенное для поражения живой или иной цели;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2010 № 398-ФЗ)

● сигнальный патрон – устройство, предназначенное для выстрела из огнестрельного оружия или сигнального оружия, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение для подачи светового, дымового или звукового сигнала и не предназначенное для поражения живой или иной цели;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2010 № 398-ФЗ)

● ударный механизм – механизм оружия, обеспечивающий приведение в действие средства инициирования патрона;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2010 № 398-ФЗ)

● боек ударного механизма – деталь ударного механизма, наносящая удар по средству инициирования патрона;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2010 № 398-ФЗ)

● оружие, имеющее культурную ценность, – оружие, включенное в состав Музейного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» либо подпадающее в соответствии с решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», в том числе старинное (антикварное) оружие;

(абзац введен Федеральным законом от 10.07.2012 № 113-ФЗ)

● старинное (антикварное) оружие – огнестрельное, метательное и пневматическое оружие, изготовленное до конца 1899 года (за исключением огнестрельного оружия, изготовленного для стрельбы патронами), а также холодное оружие, изготовленное до конца 1945 года;

(абзац введен Федеральным законом от 10.07.2012 № 113-ФЗ)

● копия старинного (антикварного) оружия – оружие, изготовленное по оригиналу либо чертежам образца старинного (антикварного) оружия при условии точного или масштабного воспроизведения его конструкции, внешнего вида и художественного оформления, не включающее подлинные части антикварного или иных видов оружия;

(абзац введен Федеральным законом от 10.07.2012 № 113-ФЗ)



● реплика старинного (антикварного) оружия – оружие, изготовленное по оригиналу, чертежам либо описанию образца старинного (антикварного) оружия с творческим варьированием конструкции, внешнего вида или художественной отделки, представляющее культурную ценность как образец художественного творчества и декоративно-прикладного искусства;

(абзац введен Федеральным законом от 10.07.2012 № 113-ФЗ)



● списанное оружие – огнестрельное оружие, в каждую основную часть которого внесены технические изменения, исключающие возможность производства выстрела из него или с использованием его основных частей патронами, в том числе метаемым снаряжением, и которое предназначено для использования при осуществлении культурной и образовательной деятельности с возможностью имитации выстрела из него патроном светозвукового действия (охолощенное оружие) или без возможности имитации выстрела из него (учебное оружие) либо для изучения процессов взаимодействия частей и механизмов оружия (разрезное оружие);

(абзац введен Федеральным законом от 10.07.2012 № 113-ФЗ)



● охолощенные патроны – патроны к огнестрельному оружию с отверстием в гильзе, извлеченным метательным зарядом и использованным средством инициирования.

(абзац введен Федеральным законом от 10.07.2012 № 113-ФЗ)

К оружию не относятся изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием (далее – конструктивно сходные с оружием изделия).



КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 1 ЗАКОНА ОБ ОРУЖИИ

Статья 1 Закона фиксирует основные понятия и разъяснения терминам, которые наиболее часто применяются в данном Федеральном законе и в целом в охватываемой законом сфере. В статье даны понятия таким терминам, как пневматическое оружие, боеприпасы, газовое оружие, метательное оружие, патроны, огнестрельное оружие, производство оружия и другое.

Под оружием понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, а также подачи сигналов. Возникает вопрос: а что это за понятие – «иная цель»?

Закон не раскрывает прямо это понятие, но представляется, что под ней понимают различного рода предметы (рукотворные – созданные рукой человека, или природные) и механизмы, в том числе автотранспортные или иные передвижные механические средства.

Что такое поражение цели? Виды поражения цели представляются следующими: с летальным исходом либо временным повреждением живого организма, а также выведение из строя неживой (механической) цели. Все виды поражения осуществляются:

при стрельбе из огнестрельного оружия снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда;

метательным оружием – снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека или механического устройства;

пневматическим оружием – снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа;

газовым оружием – путем применения слезоточивых или раздражающих веществ.

Сигналы могут подаваться сигнальным оружием для демонстрации световых, дымовых или звуковых эффектов. К основным частям огнестрельного оружия Закон относит ствол, затвор, барабан, рамку, ствольную коробку. Однако следует иметь в виду, что есть и иные основные части (механизмы) огнестрельного оружия, например: затворная задержка, возвратная пружина, ударно-спусковой механизм, выбрасыватель и предохранитель.

Очень важно такое понятие данной статьи, как оборот оружия, с которым следует ознакомиться крайне внимательно.



Статья 2. Виды оружия

Оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на:

1) гражданское;

2) служебное;

3) боевое ручное стрелковое и холодное.


КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 2 ЗАКОНА ОБ ОРУЖИИ

Статьей 2 настоящего Закона зафиксированы виды оружия. Эта статья определяет, что в зависимости от целей использования, а также по основным характеристикам и параметрам оружие подразделяется на гражданское, служебное, боевое ручное стрелковое и холодное.

Данная статья устанавливает эти три вида оружия, оборот которого разрешен на территории Российской Федерации. Деление оружия на виды происходит по следующим основаниям: по субъектам использования, параметрам и тактико-техническим характеристикам.


Статья 3. Гражданское оружие

К гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях. Гражданское огнестрельное оружие должно исключать ведение огня очередями и иметь емкость магазина (барабана) не более 10 патронов. Ограничение емкости магазина (барабана) не распространяется на спортивное оружие, требования к составным частям которого определяются правилами видов спорта и (или) положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях, принятыми общероссийскими спортивными федерациями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации, по одному или нескольким видам спорта, связанным с использованием спортивного оружия. При использовании гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения должна быть исключена возможность выстрела из него патронами, в том числе метаемым снаряжением, используемыми для стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия, служебного нарезного оружия и гладкоствольного огнестрельного оружия, гражданского нарезного оружия и гладкоствольного длинноствольного огнестрельного оружия. Дульная энергия при выстреле из гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия патронами травматического действия не должна превышать 150 Дж, а из гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения – 91 Дж. Гражданское оружие и патроны к нему должны соответствовать криминалистическим требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и согласованным с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии.

(в ред. Федеральных законов от 31.05.2010 № 111-ФЗ, от 28.12.2010 № 398-ФЗ, от 10.07.2012 № 113-ФЗ)

Гражданское оружие подразделяется на:

1) оружие самообороны:

– огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие с патронами к нему, в том числе с патронами травматического действия;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 № 398-ФЗ)

– огнестрельное оружие ограниченного поражения (пистолет, револьвер, огнестрельное бесствольное устройство отечественного производства) с патронами травматического действия, патронами газового действия и патронами светозвукового действия;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 № 398-ФЗ)

– газовое оружие: газовые пистолеты и револьверы, в том числе патроны к ним, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;

(в ред. Федерального закона от 09.02.2009 № 2-ФЗ)

– электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, имеющие выходные параметры, соответствующие обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 № 248-ФЗ)

2) спортивное оружие:

– огнестрельное с нарезным стволом;

– огнестрельное гладкоствольное;

– холодное клинковое;

– метательное;

– пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж;

3) охотничье оружие:

– огнестрельное длинноствольное с нарезным стволом;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 № 398-ФЗ)

– огнестрельное гладкоствольное длинноствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 № 398-ФЗ)

– огнестрельное комбинированное (нарезное и гладкоствольное) длинноствольное, в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 № 398-ФЗ)

– пневматическое с дульной энергией не более 25 Дж;

– холодное клинковое;

4) сигнальное оружие;

5) холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами народов Российской Федерации, атрибутика которых определяется Правительством Российской Федерации;

6) оружие, используемое в культурных и образовательных целях:

– оружие, имеющее культурную ценность;

– старинное (антикварное) оружие;

– копии старинного (антикварного) оружия;

– реплики старинного (антикварного) оружия;

– списанное оружие.

(п. 6 введен Федеральным законом от 10.07.2012 № 113-ФЗ)


КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 3 ЗАКОНА ОБ ОРУЖИИ

Статьями 3–5 Закона даны конкретные определения и разъяснения по имеющимся видам оружия, а также перечислены основные их подвиды и определены цели для их использования.

В статье 3 Закона раскрывается понятие гражданского оружия и цели его возможного применения гражданами Российской Федерации только в таких случаях, как: самооборона, занятия спортом, охота, подача сигналов; применение в качестве элемента национального костюма, а также в культурных и образовательных целях. Самооборона подразумевает защиту гражданина имеющимися у него средствами, в том числе с использованием оружия, от реальной угрозы его жизни и здоровью либо угрозы жизни и здоровью других лиц.

В соответствии со ст. 3 данного Закона, гражданское оружие подразделяется на:

оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, в том числе с патронами травматического действия; огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства с патронами травматического, газового и светозвукового действия); газовое оружие: газовые пистолеты и револьверы, в том числе патроны к ним; механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами; электрошоковые устройства и искровые разрядники;

спортивное оружие (огнестрельное с нарезным стволом, огнестрельное гладкоствольное, холодное клинковое, метательное, пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж);

охотничье оружие (огнестрельное с нарезным стволом; огнестрельное гладкоствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм; огнестрельное комбинированное – нарезное и гладкоствольное, в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами; пневматическое с дульной энергией не более 25 Дж; холодное клинковое);

сигнальное и холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами народов России, атрибутика которых определяется Правительством Российской Федерации.


Статья 4. Служебное оружие

К служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них Федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.



Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами (далее – юридические лица с особыми уставными задачами).

К служебному оружию относится огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж, огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, а также огнестрельное оружие ограниченного поражения с патронами травматического действия.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 № 398-ФЗ)

Обратите внимание: для должностных лиц государственных органов и работников юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия (боеприпасов к нему), перечень служебного оружия определен в постановлениях Правительства Российской Федерации (применительно к каждому государственному учреждению, службе соответственно).

Служебное оружие должно исключать ведение огня очередями, нарезное служебное оружие должно иметь отличия от боевого ручного стрелкового оружия по типам и размерам патрона, а от гражданского – по следообразованию на пуле и гильзе, огнестрельное гладкоствольное служебное оружие должно иметь отличия от гражданского по следообразованию на гильзе. Емкость магазина (барабана) служебного оружия должна быть не более 10 патронов. Пули патронов к огнестрельному гладкоствольному и нарезному короткоствольному оружию не могут иметь сердечников из твердых материалов. Патроны к служебному оружию должны соответствовать обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

(в ред. Федеральных законов от 22.12.2008 № 272-ФЗ, от 19.07.2011 № 248-ФЗ)

При использовании служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения должна быть исключена возможность выстрела из него патронами, в том числе метаемым снаряжением, используемыми для стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия, служебного нарезного оружия и гладкоствольного огнестрельного оружия, гражданского нарезного оружия и гладкоствольного длинноствольного огнестрельного оружия. Дульная энергия при выстреле из служебного огнестрельного оружия, служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения патронами травматического действия не должна превышать 150 Дж. Служебное оружие и патроны к нему должны соответствовать криминалистическим требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и согласованным с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии.

(часть пятая введена Федеральным законом от 28.12.2010 № 398-ФЗ)


КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 4 ЗАКОНА ОБ ОРУЖИИ

Статья 4 данного Закона определяет круг лиц, имеющих право на использование служебного оружия, и определяет конструктивные свойства, которыми должно обладать служебное оружие. К служебному оружию Законом отнесены огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж, а также огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие и огнестрельное оружие ограниченного поражения с патронами травматического действия. Выдаваемое должностным лицам государственных органов и работникам юридических лиц с особыми уставными задачами оружие может применяться только в целях самообороны или для исполнения возложенных на них Федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, охране природы и природных ресурсов, охране ценных и опасных грузов, а также специальной корреспонденции.




Так, для получения разрешения на хранение и ношение служебного оружия судья представляет на имя начальника органа внутренних дел по месту нахождения суда письменное заявление по форме, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации.

К этому заявлению судьей прилагаются: документы, удостоверяющие его личность, должностное положение и место жительства, а также медицинское заключение об отсутствии у него противопоказаний к владению оружием по форме, установленной Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Решение о выдаче судье разрешения на хранение и ношение служебного оружия принимает начальник органа внутренних дел в течение одного месяца со дня подачи судьей такого заявления.

Тип и модель выдаваемого судье служебного оружия определяются начальником органа внутренних дел с учетом конкретных условий, необходимых для обеспечения самообороны судьи.

Разрешение на хранение и ношение служебного оружия выдается сроком на пять лет с возможным его продлением.


Статья 5. Боевое ручное стрелковое и холодное оружие

К боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на вооружение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по контролю и надзору в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области разведывательной деятельности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере миграции и осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации (далее – государственные военизированные организации), а также изготавливаемое для поставок в иностранные государства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 09.02.2009 № 2-ФЗ, от 28.12.2010 № 404-ФЗ)

Образцы боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему, конструктивные параметры которых относительно уже принятых на вооружение аналогов не увеличивают их поражающую силу, а также холодное оружие принимаются на вооружение руководителями государственных военизированных организаций в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Порядок оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях определяется Правительством Российской Федерации.



Контроль над оборотом оружия в государственных военизированных организациях ведут должностные лица государственных военизированных организаций в пределах их полномочий.


КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 5 ЗАКОНА ОБ ОРУЖИИ

Статья 5 настоящего Закона определяет предназначение боевого ручного стрелкового и холодного оружия и устанавливает исчерпывающий перечень военизированных организаций, наделенных правом использовать и применять боевое ручное стрелковое и холодное оружие.

Боевое ручное стрелковое и холодное оружие военизированные организации имеют право применять для решения боевых и оперативно-служебных задач при введении чрезвычайного положения, проведении военных действий, контртеррористических операций либо операций по освобождению заложников, задержанию преступников, отражению вооруженного нападения на охраняемые объекты и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Государственные военизированные организации также имеют право:

продавать или передавать оружие другим государственным военизированным организациям, а также юридическим лицам, занимающимся производством оружия или торговлей им в соответствии с лицензией на производство и торговлю и нормативно-техническими документами;

продавать гражданское и служебное оружие и патроны к нему юридическим лицам, имеющим лицензию органов внутренних дел на торговлю этим оружием и патронами к нему;

временно выдавать оружие должностным лицам государственных органов, которым законом разрешено хранение и ношение оружия, с оформлением необходимых разрешений в порядке, определенном Министерством внутренних дел Российской Федерации;

приобретать оружие у юридических лиц, имеющих право на производство, продажу, торговлю и передачу оружия, а также у граждан, имеющих оружие на законных основаниях;

передавать в установленном порядке наградное оружие музеям и организациям, имеющим право на коллекционирование и (или) экспонирование определенных видов оружия;

передавать для использования работниками ведомственной охраны государственной военизированной организации, прошедшими проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением боевого оружия, и при отсутствии у них противопоказаний к владению огнестрельным оружием отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия с комплектом патронов для ношения и использования при выполнении обязанностей по защите охраняемых объектов.



Ведомственная охрана в государственных военизированных организациях использует типы и модели боевого ручного стрелкового оружия, имеющиеся на вооружении указанных организаций, для защиты охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения государственных военизированных организаций.

Работникам ведомственной охраны запрещается использовать боевое ручное стрелковое оружие при защите объектов, не отнесенных к ведению государственных военизированных организаций.

Перечень типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия, которые могут быть переданы для использования работникам ведомственной охраны государственных военизированных организаций, а также нормы обеспечения боевым ручным стрелковым оружием работников ведомственной охраны при выполнении ими задач по защите охраняемых объектов определяются Правительством Российской Федерации по представлению государственных военизированных организаций.

Органы внутренних дел на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации могут выдавать во временное пользование юридическим лицам с особыми уставными задачами, за исключением частных охранных предприятий и служб безопасности организаций, боевое ручное стрелковое оружие отдельных типов и моделей для исполнения возложенных на них Федеральным законом обязанностей.

Порядок передачи для хранения и ношения огнестрельного короткоствольного оружия также определяется специальными Правилами, а условия передачи – нормативными правовыми актами государственных военизированных организаций с учетом требований законодательства Российской Федерации.

Продажа, передача и приобретение оружия должны сопровождаться оформлением документов установленного образца, перечень, форма и порядок ведения которых определяются нормативными правовыми актами государственных военизированных организаций.

Огнестрельное оружие с нарезным стволом государственные военизированные организации приобретают у юридических лиц, имеющих право на производство, торговлю и продажу оружия, после проведения ими контрольного отстрела.



Статья 6. Ограничения, устанавливаемые на оборот гражданского и служебного оружия

На территории Российской Федерации запрещаются:

1) оборот в качестве гражданского и служебного оружия:

– огнестрельного длинноствольного оружия с емкостью магазина (барабана) более 10 патронов, за исключением спортивного оружия, имеющего длину ствола или длину ствола со ствольной коробкой менее 500 мм и общую длину оружия менее 800 мм, а также имеющего конструкцию, которая позволяет сделать его длину менее 800 мм и при этом не теряется возможность производства выстрела;

(в ред. Федерального закона от 31.05.2010 № 111-ФЗ)

– огнестрельного оружия, которое имеет форму, имитирующую другие предметы;

– огнестрельного гладкоствольного оружия, изготовленного под патроны к огнестрельному оружию с нарезным стволом;

– кистеней, кастетов, сурикенов, бумерангов и других специально приспособленных для использования в качестве оружия предметов ударно-дробящего и метательного действия, за исключением спортивных снарядов;

– патронов с пулями бронебойного, зажигательного, разрывного или трассирующего действия, а также патронов с дробовыми снарядами для газовых пистолетов и револьверов;

– оружия и иных предметов, поражающее действие которых основано на использовании радиоактивного излучения и биологических факторов; оружия и иных предметов, поражающее действие которых основано на использовании электромагнитного, светового, теплового, инфразвукового или ультразвукового излучения и которые имеют выходные параметры, превышающие величины, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и соответствующие нормам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также указанных оружия и предметов, произведенных за пределами территории Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 26.07.2001 № 103-ФЗ, от 09.02.2009 № 2-ФЗ, от 19.07.2011 № 248-ФЗ)

– газового оружия, снаряженного нервно-паралитическими, отравляющими, а также другими веществами, не разрешенными к применению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;

(в ред. Федеральных законов от 09.02.2009 № 2-ФЗ, от 28.12.2010 № 398-ФЗ)

– оружия и патронов к нему, имеющих технические характеристики, не соответствующие криминалистическим требованиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии;

(в ред. Федерального закона от 09.02.2009 № 2-ФЗ)

– электрошоковых устройств и искровых разрядников, имеющих выходные параметры, превышающие величины, установленные государственными стандартами Российской Федерации и соответствующие нормам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также указанных видов оружия, произведенных за пределами территории Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 09.02.2009 № 2-ФЗ, от 28.12.2010 № 398-ФЗ)

– холодного клинкового оружия и ножей, клинки и лезвия которых либо автоматически извлекаются из рукоятки при нажатии на кнопку или рычаг и фиксируются ими, либо выдвигаются за счет силы тяжести или ускоренного движения и автоматически фиксируются, при длине клинка и лезвия более 90 мм;

– гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения с дульной энергией свыше 91 Дж и служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения с дульной энергией свыше 150 Дж;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2010 № 398-ФЗ)

2) хранение или использование вне спортивных объектов спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом, спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм, спортивного холодного клинкового и метательного оружия, за исключением хранения спортивного огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом либо спортивного длинноствольного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм, приобретенного гражданами Российской Федерации в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона, хранения и использования луков и арбалетов для проведения научно-исследовательских и профилактических работ, связанных с иммобилизацией и инъецированием объектов животного мира;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 31.05.2010 № 111-ФЗ)

2.1) ношение и перевозка в границах населенных пунктов пневматического оружия в заряженном или снаряженном состоянии, а также использование такого оружия в границах населенных пунктов вне помещений и участков местности, специально приспособленных для спортивной стрельбы в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, и согласованными с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 28.12.2010 № 398-ФЗ)

3) установка на гражданском и служебном оружии приспособлений для бесшумной стрельбы и прицелов (прицельных комплексов) ночного видения, за исключением прицелов для охоты, порядок использования которых устанавливается Правительством Российской Федерации, а также их продажа;

4) пересылка оружия;

5) ношение гражданами оружия при проведении митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других массовых публичных мероприятий, ношение огнестрельного оружия в состоянии опьянения, а также ношение гражданами огнестрельного оружия ограниченного поражения на территориях образовательных организаций, за исключением образовательных организаций, уставные цели и задачи которых предусматривают использование оружия, во время нахождения в организациях, предназначенных для развлечения и досуга, осуществляющих работу в ночное время и реализующих алкогольную продукцию, за исключением случаев ношения такого оружия лицами, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации охрану указанных организаций;

(п. 5 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 № 227-ФЗ)

6) ношение гражданами в целях самообороны огнестрельного длинноствольного оружия и холодного оружия, за исключением случаев перевозки или транспортирования указанного оружия;

7) продажа, передача, приобретение оружия и патронов к нему, производимых только для экспорта в соответствии с техническими условиями, отвечающими требованиям стран-импортеров;

8) продажа или передача патронов к гражданскому оружию лицам, не владеющим на законном основании таким гражданским оружием, за исключением передачи патронов лицам, занимающимся в спортивных организациях видами спорта, связанными с использованием огнестрельного оружия, или проходящим стрелковую подготовку в образовательных организациях;

(п. 8 введен Федеральным законом от 28.12.2010 № 398-ФЗ, в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

9) хранение патронов к гражданскому оружию лицами, не владеющими на законном основании таким гражданским оружием;

(п. 9 введен Федеральным законом от 28.12.2010 № 398-ФЗ)

10) уничтожение оружия, имеющего культурную ценность, либо приведение его в негодность посредством применения методов и технологий, разрушающих его конструкцию или художественное оформление.

(п. 10 введен Федеральным законом от 10.07.2012 № 113-ФЗ)


КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 6 ЗАКОНА ОБ ОРУЖИИ

Статьи 6–7 настоящего Закона регламентируют ограничения, которые установлены на оборот служебного и гражданского оружия в Российской Федерации, и обязательные требования к определенным видам оружия и патронов к ним.

Статья 6 Закона дает полный перечень запрещенного к обороту на территории Российской Федерации оружия.

Так, Законом запрещено:

хранение или использование вне спортивных объектов спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом либо спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм, а также спортивного холодного клинкового и метательного оружия, за исключением хранения и использования луков и арбалетов для проведения научно-исследовательских и профилактических работ, связанных с иммобилизацией и инъецированием объектов животного мира;

установление на гражданском и служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы и прицелы (прицельные комплексы) ночного видения, за исключением прицелов, предназначенных для охоты и продаваемых в оружейных магазинах на территории Российской Федерации;

пересылка оружия;

ношение гражданами оружия при проведении митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других массовых публичных мероприятий;

ношение гражданами в целях самообороны огнестрельного длинноствольного и холодного оружия, за исключением перевозки или транспортирования указанного оружия (разрешается перевозить в зачехленном виде, а дополнительно к огнестрельному оружию – незаряженным и в разобранном виде);

продажа, передача, приобретение оружия и патронов к нему, производимых для экспорта в соответствии с техническими условиями, отвечающими требованиям стран-импортеров (наименование данного оружия и боеприпасов к нему определены в приложении 1 к Перечню служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему, вносимых в Государственный кадастр).


Статья 7. Обязательные требования к гражданскому и служебному оружию и патронам к нему

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 № 248-ФЗ)

Обязательные требования к гражданскому и служебному оружию и патронам к нему, формы оценки соответствия устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Обязательному подтверждению соответствия подлежат все производимые на территории Российской Федерации, ввозимые в Российскую Федерацию и вывозимые из Российской Федерации модели гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также конструктивно сходные с оружием изделия.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ)

Обязательное подтверждение соответствия оружия, имеющего культурную ценность, копии старинного (антикварного) оружия и реплики старинного (антикварного) оружия проводится на основании заключения государственной экспертизы, подтверждающего подлинность оружия, имеющего культурную ценность, либо соответствие копии старинного (антикварного) оружия или реплики старинного (антикварного) оружия конкретному образцу оружия, имеющего культурную ценность. Государственная экспертиза оружия, имеющего культурную ценность, копии старинного (антикварного) оружия и реплики старинного (антикварного) оружия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей. Расходы на проведение указанной экспертизы несет собственник оружия, имеющего культурную ценность, копии старинного (антикварного) оружия и реплики старинного (антикварного) оружия. Порядок взимания платы за проведение государственной экспертизы оружия, имеющего культурную ценность, копии старинного (антикварного) оружия и реплики старинного (антикварного) оружия и критерии определения размера такой платы устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(часть третья введена Федеральным законом от 10.07.2012 № 113-ФЗ)

Обязательное подтверждение соответствия списанного оружия и охолощенных патронов проводится в соответствии с частью первой настоящей статьи в целях удостоверения того, что все основные части списанного оружия приведены в полную негодность и производство выстрела в случае изъятия, замены или иного изменения таких частей невозможно. На списанное оружие и его основные части наносится ясно видимая, неуничтожаемая без механической обработки маркировка.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 10.07.2012 № 113-ФЗ)


КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 7 ЗАКОНА ОБ ОРУЖИИ

Статья 7 Закона посвящена обязательному требованию к гражданскому и служебному оружию и патронам к нему – подтверждению соответствия оружия.

Данная статья устанавливает, что обязательной сертификации подлежат все производимые на территории Российской Федерации, ввозимые на территорию Российской Федерации и вывозимые с территории Российской Федерации модели гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также конструктивно сходные с оружием изделия, за исключением оружия, имеющего культурную ценность, копий (реплик) оружия.

Сертификация объектов подтверждения соответствия проводится с целью обеспечения их безопасности при обороте на территории Российской Федерации.

Сертификат является основанием для оборота гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации.



Сертификационные испытания проводятся на:

а) прочность и безопасность оружия (с участием Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации);

б) соответствие медико-биологическим требованиям, а также требованиям к слезоточивым и раздражающим веществам и рецептурам на их основе (с участием Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации);

в) соответствие криминалистическим требованиям.



Организация работ по сертификации оружия и патронов к нему, а также конструктивно сходных с оружием изделий осуществляется в порядке, установленном Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации.

Статья 8. Государственный кадастр гражданского и служебного оружия и патронов к нему

Государственный кадастр гражданского и служебного оружия и патронов к нему (далее – Кадастр) является официальным сборником, содержащим систематизированные сведения о гражданском и служебном оружии и патронах к нему, разрешенных к обороту на территории Российской Федерации.



Кадастр издается на основании перечня моделей гражданского и служебного оружия и патронов к нему, сведения о которых вносятся в Кадастр и исключаются из Кадастра, утверждаемого ежеквартально Правительством Российской Федерации или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. В Кадастр не включаются сведения о холодном клинковом и метательном оружии, а также о единичных экземплярах гражданского оружия, ввозимых в Российскую Федерацию, производимых на территории Российской Федерации или вывозимых из Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 09.02.2009 № 2-ФЗ, от 06.12.2011 № 409-ФЗ)

Кадастр издается и ведется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии. Изменения в Кадастр вносятся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии, не позднее трех месяцев после утверждения перечня моделей гражданского и служебного оружия и патронов к нему, сведения о которых вносятся в Кадастр и исключаются из Кадастра.

(в ред. Федерального закона от 09.02.2009 № 2-ФЗ)

Порядок ведения и издания Кадастра устанавливается Правительством Российской Федерации.


КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 8 ЗАКОНА ОБ ОРУЖИИ

Статья 8 Закона говорит об официальном сборнике, содержащем систематизированные сведения о гражданском и служебном оружии и патронах к нему, разрешенных к обороту на территории Российской Федерации – Государственном кадастре гражданского и служебного оружия и патронов к нему, или Кадастре.

Государственный кадастровый учет гражданского и служебного оружия, а также патронов к нему осуществляется согласно данной статье.



Кадастр издается и ведется Госстандартом России. Кадастр ведет Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации на бумажных и магнитных носителях. Изменения вносятся в Кадастр Министерством промышленности и энергетики в течение трех месяцев после утверждения перечня оружия.

В Кадастр не включаются сведения о холодном клинковом и метательном оружии, а также о единичных экземплярах гражданского оружия, производимых на территории Российской Федерации, ввозимых на территорию Российской Федерации или вывозимых с территории Российской Федерации.

Кадастр состоит из следующих разделов:

а) гражданское оружие отечественного производства и патроны к нему;

б) гражданское оружие иностранного производства и патроны к нему;

в) служебное оружие и патроны к нему;

г) оружие и патроны к нему, производимые только для экспорта;

д) патроны испытательные, образцовые и другие для использования в технологических целях при производстве оружия.

В Кадастр вносятся следующие сведения об оружии и патронах:

а) отечественного производства:

наименование и обозначение модели оружия (типа патронов) и используемых патронов, основные технические показатели оружия и патронов, наименование разработчика и изготовителя, обозначение стандарта и технических условий, цветная фотография образца;

б) иностранного производства:

наименование и обозначение модели оружия (типа патронов) и используемых патронов, основные технические показатели оружия и патронов, наименование страны и предприятия – изготовителя оружия и патронов, цветная фотография образца.

Об отказе от включения модели оружия (типа патрона) в перечень и необходимости приостановления действия сертификата соответствия сообщается органу по сертификации в письменной форме в течение десяти дней после принятия решения.

Образец каждой модели оружия (типа патрона), включенной в Кадастр, передается на хранение в Министерство внутренних дел Российской Федерации в качестве эталонного образца.

Работы по включению модели оружия (типа патрона) в Кадастр оплачивает заявитель.

Кадастр переиздается один раз в три года.

Подлинник и контрольные экземпляры Кадастра, изменения и дополнения к нему, а также документы о включении моделей оружия (типов патронов) в Кадастр хранятся в центральном органе по сертификации в соответствии с правилами хранения дел государственных стандартов.


Статья 9. Лицензирование приобретения оружия и патронов к нему

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ)

Приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию, за исключением случаев, установленных частью шестой настоящей статьи.

(часть первая в ред. Федерального закона от 10.07.2012 № 113-ФЗ)

Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации. Срок действия лицензии на приобретение оружия и патронов к нему – шесть месяцев со дня выдачи лицензии.



Заявление о выдаче лицензии рассматривается указанными органами в течение месяца со дня его подачи. В заявлении указываются сведения о видах оружия, которое планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия. Заявитель также обязан представить учредительные документы юридического лица или документы, удостоверяющие личность гражданина, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы. Орган внутренних дел запрашивает также в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, выписку из единого государственного реестра юридических лиц (сведения, содержащиеся в ней), если указанная выписка не была представлена заявителем по собственной инициативе.

(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 № 169-ФЗ)

Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:

● непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений;

● невозможность обеспечения учета и сохранности оружия либо необеспечение этих условий;

● другие предусмотренные настоящим Федеральным законом основания.

В случае отказа в выдаче лицензии указанные органы обязаны в письменной форме проинформировать об этом заявителя с указанием причин отказа. Отказ в выдаче лицензии и нарушение сроков рассмотрения заявления могут быть обжалованы заявителем в судебном порядке.

Приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации не подлежит лицензированию в случае:

● приобретения оружия государственными военизированными организациями;

● приобретения спортивного пневматического оружия с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно, которое не подлежит регистрации в органах внутренних дел, юридическими лицами, занимающимися производством оружия или торговлей им (далее – юридические лица – поставщики), спортивными организациями и образовательными организациями;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

● приобретения длинноствольного одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия, копий длинноствольного одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия и реплик длинноствольного одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия;

● приобретения списанного оружия и охолощенных патронов.

(часть шестая введена Федеральным законом от 10.07.2012 № 113-ФЗ)


КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 9 ЗАКОНА ОБ ОРУЖИИ

Статьи 9 и 9.1. Закона закрепляют форму лицензирования при приобретении оружия и патронов к нему, а также при производстве оружия и основных частей огнестрельного оружия, в том числе патронов к нему, его торговлю, коллекционирование и экспонирование.

Конец ознакомительного фрагмента.