Вы здесь

Фатима – дочь Пророка. Часть первая (Али Шариати, 2010)

Часть первая

• Кто я?

• Любовь и мудрость

Кто я?

В нашем обществе женщины стремительно меняются. Деспотизм нашего времени и общественное воздействие забирают у женщины то, что она собой представляет. Она лишается всех традиционных характеристик и ценностей, пока не достигнет того состояния, в котором будет представлять собой нечто задуманое и созданное другими. Мы видим то, что этими «другими» построено. Тем самым объясняется, почему самым важным и насущным вопросом для рассуждающей женщины в наше время является фраза: «Кто я?» Она хорошо знает, что не может оставаться такой, какой была. Но она не желает и надевать модернистские маски взамен существующих традиционных. Она хочет решать сама за себя. Ее современницы выбирают себя сами. Они с полной сознательностью украшают свои личности образованностью и независимостью. Они одевают то, что хотят. Они демонстрируют свою сущность. Но они не знают, что именно они должны были бы делать. Им неизвестно о цели подлинного существования человеческой личности, которая не является ни отражением их этнического наследия, ни навязанной художественной имитативной маской. С чем же им себя идентифицировать?

За этой темой встает следующая, напрямую вытекающая из предыдущей: поскольку мы – мусульмане, то наши женщины, которые хотят принимать решения с помощью разума и сами делать выбор, связывающий их с историей, религией и обществом, должны получать свою духовность, основываясь на Исламе. Женщина в таком обществе хочет быть самой собой. Она хочет творить себя сама. Она желает возрождения. В этом новом рождении она стремится быть своей повивальной бабкой. Она ни в коей мере не желает быть продуктом этнического прошлого или перенимать чисто внешние иностранные формы. Она не может ни оставаться невнимательной по отношению к Исламу, ни безразличной к нему.

Таким образом, вполне естественным является то, что данный вопрос встает перед исламской женщиной. Наши люди продолжают говорить о Фатиме (А).

Каждый год сотни тысяч мусульман обращаются к ней. В память о ней проводят сотни и тысячи собраний, молитв, празднеств и траурных церемоний. Во время этих мероприятий ей произносят восхваления, ею восхищаются, ее прославляют и возвеличивают. Воспоминания о ее благородной жизни происходят путем совершения необычных обрядов, содержащих ритуальный горестный плач, чье назначение состоит в воссоздании ее печали и страданий, а в адрес тех, кто унижал ее, раздаются проклятия. Но, несмотря на все это, реальная личность Фатимы (А) остается неизвестной.

И тем не менее простые мусульмане знают о ней. Они принимают Фатиму (А), ее величие и веру всей силой своей души. Они предлагают ей свои сердца с такой духовной мощью и волей, какая только может быть у людей или у человеческого сообщества.

Любовь и мудрость

Любая религия, школа мышления или революционное движение базируется на двух элементах: мудрости и любви. Первый из них есть свет, а второй – движение. Один приносит общее ощущение и понимание, а другой – силу энтузиазм и развитие. Как сказал Алексис Каррел: «Мудрость подобна свету фар автомобиля, указывающих дорогу. Любовь – это мотор, который приводит его в движение». Каждый из этих элементов не может существовать без другого. Мотор без света слеп, опасен и находится в руках рока.

Во всяком обществе, мыслительной или революционной школе пишущие люди (честные, просвещенные и ответственные) указывают, как познать основное направление идеи или религии. Они прокладывают путь, ведущий к просвещению народа. С другой стороны, ответственность людей приводит их дух и силы в движение. Они ответственны настолько, что делают первый удар.

Движение подобно живому телу. Его мысли – в умах ученых, а любовь – в сердцах народа. Если вера, искренность, любовь и жертвенность часто встречаются в обществе, то это заслуга народа. Но когда правильное понимание идей находится на низком уровне (когда просвещенность, логическое мышление и знакомство с целями данной школы минимальны, когда значение, цель и истинные направления мысли утеряны), ответственными являются ученые. Религия нуждается в обоих этих элементах. В религии знание и чувства не превращаются в отделенные друг от друга реальности. Они трансформируются в понимание и веру, объемлющую чувства и знание в качестве единого представления о мире.

Таков Ислам. Более, чем все другие религии, он является религией рецитации священных текстов, борьбы на пути Бога, религией мысли и любви. В Исламе невозможно провести границу между любовью и верой. Коран рассматривает мученичество как обретение вечной жизни. Перед ним блекнет все прочее, написанное людьми. Если мусульмане не станут понимать это, кто же тогда будет ответственен?