Вы здесь

Фантастические миры. Сборник рассказов. Его величество Закон (Ю. С. Лойко, 2018)

Его величество Закон

1

В четверть десятого утра в дверь позвонили. Кристофер усмехнулся и про себя отметил, что пристав необычайно пунктуален. С задумчивым взглядом, устремлённым куда-то в сторону, Крис выслушал его сухой монолог и захлопнул дверь перед носом железного гостя. Затем вернулся в комнату, долго смотрел на часы ‒ секундная стрелка мягкими рывками двигалась по циферблату, тик-так, тик-так.

Отодвинув штору, Кристофер увидел на улице робота, который успел спуститься и стоял как памятник. "Ждёт подкрепления, не иначе," ‒ подумалось ему.

Недавние события прокручивались в памяти снова и снова.

2

Три дня назад, ранним утром Кристофер Жилин поцеловал в губы молодую жену, поправил галстук, схватил борсетку и отправился на работу. Настроение было приподнятым, день казался заурядным.

Как только он вышел из подъезда, ему преградил дорогу микроавтобус Государственной службы судебных приставов. Из него выпрыгнули два робота с выгравированными в левой части груди логотипами в форме летящего орла.

‒ Гражданин Жилин?

"У меня есть имя, жестянки полоумные!" ‒ пронеслось в голове Криса, но он приветливо улыбнулся, переложил ношу из одной руки в другую и утвердительно кивнул.

– Вчера состоялся суд. Вам вынесен приговор: выселение в ближайшее время.

Мужчина сглотнул, ладони взмокли, а сердце застучало в разы сильнее.

‒ Простите, ‒ максимально тактично сказал он, ‒ но я исправно…

‒ Вы задержали оплату за текущий месяц, и истец подал на вас в суд.

"Бред, бред, ‒ думал Крис, ‒ как Александр мог так поступить?!"

‒ Вы меня слышите? ‒ спросили приставы.

‒ Да, да, задумался, ведь задержка столь незначительна.

‒ По закону истец имеет право заявить на должника минимум через два часа после установленного срока оплаты. Суд также постановил возместить хозяину жилой площади денежную компенсацию за моральный ущерб.

‒ За… за чей счёт?

‒ За счёт ответчика. Поймите, жёсткие правила установлены для того, чтобы их никогда не нарушать.

Крис открыл рот, но вместо фразы: "Почему проблемы решаются в крайней степени эгоизма?" ‒ промычал что-то невнятное.

‒ Через три дня, в девять часов пятнадцать минут утра представитель Закона прибудет к вам для исполнения приговора, ‒ монотонно заявили роботы и как по команде, сели в автомобиль, который тут же рванул с места.

Жилин остался на залитом утренним светом тротуаре в облаке выхлопных газов.

До работы он добирался пешком.

3

Рабочее место. Привычная суета в просторном офисе, кое-где ощущались ароматы горячих напитков, слышались наряжённые беседы и лёгкие смешки сотрудниц.

Крис положил на стол борсетку, схватил трубку телефона, дрожащими пальцами набрал номер Александра.

‒ Слушаю, ‒ ответил на другом конце провода хрипловатый голос.

‒ Жилин.

‒ Ах, Жилин. День добрый, дружище!

"Добрый? Дружище? Ты выставил меня на улицу и говоришь тёплые слова?"

‒ День и правда необычный, ‒ заметил Крис.

‒ Как Елена, твоя жена?

‒ Отлично, лучше не бывает…

‒ Передавай привет, тебе с ней повезло.

‒ Не сомневаюсь. Слушай, сегодня утром, ‒ перешел к делу Жилин, ‒ у подъезда меня встретили приставы.

‒ Угу, ‒ подтвердил хозяин. ‒ С каких пор ты удивляешься? Им неинтересны законопослушные граждане.

‒ Не спорю, но я сейчас затрагиваю здравый смысл и нетрудную логику.

‒ Объясни внятно, приятель, не совсем понимаю.

"Приятель!!! ‒ возопил внутренний голос Жилина. ‒ Какой я тебе приятель!"

‒ Почему ты не позвонил? Ведь мне задержали зарплату!

‒ Стой, стой, ‒ Александр тяжело вздохнул, словно толковал с умственно отсталым человеком. ‒ Я имею право подать на тебя в суд. Точка. Я тоже человек. Представь, что я не выполнил свои обязанности и вопреки договору заселил тебя в неубранное или… ‒ В трубке резало слух прерывистое сопение.

Жилин ясно представил кряжистого мужчину с выпирающим под майкой животом. Арендодатель вальяжно восседал в кожаном кресле и упоительно придумывал садистские примеры, глядя в потолок и почесывая морщинистый лоб.

‒ Или неотремонтированное помещение, ‒ неуклюже выкрутился он. ‒ Неужели ты бы не пожаловался в соответствующие органы?

‒ Я бы поговорил с тобой.

‒ Не понял?

‒ Поговорил!!! ‒ заорал Крис в трубку. ‒ Адекватные люди решают проблемы в дружеской обстановке и никогда не поступают так подло и жестоко!!!

Александр причмокнул от удивления.

‒ Именно поэтому беспредел процветал тысячи лет, дорогой мой. Мы беседовали, тратили время впустую, как сейчас, и никогда не добивались желаемого. Запомни, я старше тебя, и действую по жизненному опыту. А общаться будешь в детском саду! ‒ Он бросил трубку.

Жилин отстранился от стола, на котором стоял телефонный аппарат и огляделся. Сотрудники затаили дыхание. Какое-то время тишину прерывали звуки проезжавших на улице автомобилей да тиканье часов на стене. Затем кто-то продолжил стучать по клавиатуре, перекладывать бумаги. Все неспешно возвращались к своим делам. Кратковременное веселье и разговоры не возобновились.

Крис медленно опустился на стул, включил компьютер. Колоссальное внутренне напряжение не покидало мужчину: руки слегка дрожали, зубы скрежетали, дыхание было частым, как у спортсмена после тренировки. Он просидел в одном положении около часа.

4

Когда входная дверь отворилась, Елена выглянула из кухни в коридор и заметила осунувшееся лицо мужа.

‒ Что-то случилось? ‒ спросила она.

‒ Ты догадлива, ‒ бесцветно буркнул Кристофер. ‒ Нас выселяют через два дня.

Посуда выскользнула из рук женщины и звонко упала на пол.

‒ Так скоро?

‒ Я звонил Александру, он не дождался денег и без предупреждения пошёл в суд. Зарплату задержали, дорогая, и сукину сыну тяжело было набрать мой номер. Теперь я на улице и обязан выплатить ему моральный ущерб.

Веснушчатое лицо Елены побагровело, она расправила длинные каштановые волосы, сжала губы в ровную тонкую линию. Невероятно красивая, женственная и по-своему притягательная, девушка выглядела в те минуты настолько слабой, поникшей, что Крис испугался не на шутку.

‒ Лена, ситуация сложная, но мы справимся. Я не дам нас в обиду, поверь.

‒ В обиду! Ты уже дал нас в обиду и после приговора намерен изменить что-либо?! Мы обречены, милый! Обжалование отменено государством. Поправки в закон вносятся ежемесячно! И почему они посылают роботов на выяснение отношений с ответчиками? А?

Крис молчал. Спесивый тон жены был не менее неожиданным, чем решение суда.

‒ Они без эмоций, дорогой! Непробиваемые железки, готовые применить силу в любой момент. Они придут, зачитают приговор, а потом возьмут тебя за волосы и вынесут во двор!

Жилин посмотрел в полные гнева глаза жены, развернулся и молча вышел. Трусость несвойственна Крису, но получить такую реакцию от самого близкого и любимого человека было сокрушительным ударом, который выдерживал не каждый.

5

Жилин стоял у массивных дверей Городского суда. Многоэтажное здание тянулось в небо конусообразной крышей цвета спелой вишни. В просторном холле с высоким потолком толпились люди. Эхо их голосов гулко отражалось от стен помещения и сильнее натягивало нервы Криса. Он уверенно направился к эскалатору. Наверху ждали два робота с металлоискателями.

‒ Не двигайтесь, ‒ бездушно скомандовал один из них. ‒ Цель посещения?

‒ Я хочу попасть к судье, так как не согласен с приговором.

‒ Судья принимает по четвергам в восемь часов утра. Сегодня понедельник.

‒ Ждать нет времени, к сожалению, ‒ чётко и бодро ответил Крис, ‒ послезавтра я потеряю жильё. Понимаете, всё произошло так неожиданно, что я не был готов к переезду и у меня нет денег, так как задержали зарплату. Мне хотя бы добиться увеличения срока на выселение до месяца.

Несколько секунд робот глядел на мужчину мерцающими багрянцем глазами, внутри него слышалось лёгкое позвякивание и жужжание механизмов. Неожиданно второй охранник схватил Криса за шиворот и отбросил в сторону. Жилин не удержался на ногах и оказался на бегущих вниз ступенях второго эскалатора.

‒ Ваше заявление принято, ‒ сказал робот. ‒ Передам его в ближайшие сутки.

‒ Вы даже не спросили моего имени, тупоголовые железки, ‒ проворчал Крис.

Жилин с трудом поднялся ‒ при падении он ушиб колено, ‒ сошёл с эскалатора и, чувствуя на себе многочисленные взгляды людей, отошёл в сторону. Из глубин души выбиралась ненависть. Беспощадным пламенем она распространялась по всему телу, путала мысли в голове, сковывала движения, но пресекала жалость к себе.

Осознание серости жизни достигло апогея. Крис существовал с закрытыми глазами, не видя разрастающихся щупалец правосудия. Дом, работа, жена, зарплата, коллеги, вечера у телевизора, редкие встречи с друзьями… И внезапный обвал правды.

Вернувшись домой, Жилин не обнаружил жены. Лена оставила сложенную вдвое записку с сухим текстом, который он даже не дочитал. Первые строки гласили: "Муж! На развод подам завтра. Извини за грубый тон, но я не хочу быть женой неудачника…"

Скомканный листок вылетел в распахнутое окно.

6

Крис услышал, как под окном резко затормозил микроавтобус, раздался топот металлических ног. Топот гремел в подъезде и нарастал с каждой секундой, пока не затих у порога нарушителя.

Жилин стоял посреди комнаты. Его скуластое лицо выражало абсолютное спокойствие. Перед ним, через коридор, была входная дверь.

‒ Гражданин Жилин, ‒ раздался безжалостный голос пристава, ‒ вы нарушили Правила общения с представителем Суда и не выполнили его решение. Откройте немедленно!

Секундная стрелка настенных часов ползла по циферблату с громким и назойливым тиканьем.

‒ Выбить дверь, ‒ приказал один из роботов.

После нескольких ударов она с жутким треском вылетела внутрь квартиры. Слуги Закона ринулись к человеку и замерли в ожидании новых указаний.

‒ Сопротивление бесполезно. Стойте смирно, иначе…

‒ Ммм? ‒ Кристофер вопросительно приподнял брови. ‒ Ребята, ваши угрозы меня сильно позабавили.

Вновь повисло напряжённое молчание.

‒ Раз, два, три, мы идём искать, а я здесь, жду гостей для игры в карты. Может, чаю? – продолжал он, приглашая роботов на кухню, где был накрыт стол с яствами.

Главный страж несколько секунд вглядывался в лицо Жилина. Он анализировал мимику, реплики, тембр голоса Криса и сравнивал со всеми возможными вариантами, записанными в базе данных. Его голова дёрнулась, яркость глаз поблекла. Остальные слуги ждали приказов.

‒ Прошу, гости дорогие. В суд и тюрьму всегда успеем, а просто передохнуть никогда не мешает. Согласны?

‒ Сопротивление бесполезно… Вы нарушили…

‒ Нарушил? Что же я нарушил? ‒ не унимался Крис. ‒ Когда в последний раз вы встречали подобное поведение при задержании? Ах, да. ‒ Жилин задумчиво прислонил указательный палец к губам и устремил взгляд в потолок. ‒ Кажется, никогда. Не сходится с программой внутри. Она ведь призвана подавлять эмоции жертв ‒ жалость, страх, ненависть ‒ и действовать немедленно. Доставить, арестовать, приказать, подавить, избить…

‒ Его величество Судья… Закон призван… Мы обязаны… Арест… Протест…

‒ Как хотите, а я проголодался.

Стражи неуверенно шагнули. Без чётких указаний они были грудой железа. Главный робот опустил голову, его тело обмякло, и он рухнул на пол.

Жилин демонстративно пил чай и смотрел в окно. Ослепительно-жёлтый диск солнца катился по невероятно синему небу, поливал удивительным золотистым светом суетливый город. Над крышами домов порхали птицы, их чириканье приятно контрастировало с грохотом автомобилей и гудением самолётов в вышине.

Крис впервые любил жизнь.