Вы здесь

Фактор успеха. Учим нестандартно мыслить. Глава 3. Зоопарк открытых задач (А. А. Гин, 2014)

Глава 3. Зоопарк открытых задач

Креативное мышление можно поддерживать и развивать, поднимать на более высокий уровень. Правда, для этого нужно поменять содержание образования. Вместо запоминания быстро устаревающих фактов нужно учить способам мышления, их практическому применению, то есть решению творческих задач в широком диапазоне знаний. Мы на 25-летнем практическом опыте убедились, что это работает. А при этом и факты (понятия, термины, формулы, научные принципы), которые – никуда не денешься – нужно запоминать, будут усвоены гораздо лучше. Ведь именно при решении открытых задач, в интеллектуально-креативной деятельности высокого порядка ученики сами убедятся в том, что факты куда успешнее применимы тогда, когда они в голове, а не в Интернете.

Итак, система образования должна повернуться лицом к открытым задачам.

Разберёмся, какие они бывают.

Условно говоря, задачи бывают «ручные» и «дикие». «Ручные» всегда предсказуемы. Чтобы их решить, достаточно твёрдо знать правила и формулы.

«Дикие» задачи – это творчество. У них «коварные повадки», и «охота» на них требует изрядной смекалки.

В этой главе мы пытаемся внести некоторый порядок в мир «диких» задач, называя их «породы».

Давайте представим себе такую ситуацию: вы хотите есть. На столе вы видите хлеб. Как быть?

Ответ очевиден, задачи пока нет. Но вот появляется дополнительное условие: возле стола – голодный лев. Он тоже хочет есть и ждёт, когда вы явитесь за хлебом. Как быть? И вот это уже изобретательская задача…

Итак, изобретательская задача ставит перед решателем вопрос «Как быть?», когда дополнительные условия делают очевидные решения невозможными, когда грамотного применения традиционных знаний (умений, навыков…) недостаточно.


«Военная хитрость» с картофелем[14]

Картофель ядовит – так утверждали некоторые французские врачи XVIII века. Иммигрант из Америки, картофель был встречен населением Франции настороженно. Даже знаменитая Большая энциклопедия, которую в 1765 году издавали виднейшие учёные Франции Дидро, Д’Аламбер и др., и та сообщала, что картофель – это грубая пища, годная только для нетребовательных желудков.

Знаменитый французский агроном Антуан Пармантье задался целью внедрить его на французских полях – ведь для многих простых людей это было бы спасением от голода. Однако его попытки доказать полезность картофеля не убеждали крестьян, они упорно его не сажали. Тогда Пармантье понял, что нужна какая-то хитрость.

Попробуйте найти разные способы заинтересовать людей картофелем.

Эта задача изобретательская. Стандартные способы решения: уговор, объяснение, популяризация – не работают. Почему они не работают – отдельный вопрос. По всей видимости, слишком велико было недоверие народа к собственной элите. Поэтому он настороженно воспринимал любые советы «сверху». Ниже мы приводим решение, которое нашёл Пармантье.

В 1787 году он добился от короля разрешения посадить картофель на поле, которое по его просьбе охранял вооружённый отряд королевских солдат. Но только днём, а на ночь охрану снимали. И тогда народ, привлечённый запретным плодом, начал по ночам выкапывать картофель и сажать его у себя на огородах.

Конец ознакомительного фрагмента.