Вы здесь

Фактор успеха. Учим нестандартно мыслить. Глава 2. Знакомьтесь: открытые задачи (А. А. Гин, 2014)

Глава 2. Знакомьтесь: открытые задачи

Мир стремительно меняется. Образование стремительно отстаёт.

Компьютеры и другие технические новинки в школьном классе положение не исправят. Менять нужно содержание образования. Как?

Здесь мы остановимся на одном аспекте: на переходе образования от закрытых задач к открытым…


Два случая из практики Анатолия Гина

Районная олимпиада по физике. 30 «головастиков» – победителей школьных олимпиад – приготовились «к бою». Задачи получены, время пошло… Минут через 20 подхожу к одному явно озабоченному мальчику – что случилось?

– Да вот, задача вроде решается, но никак не пойму, куда включить эту цифру?

Читаю условие[5]:

В 1785 году французский воздухоплаватель Шарль выбросил с поднимающегося вверх со скоростью 1 м/с воздушного шара камень.

Сколько времени будет лететь камень до земли, если он выброшен с высоты 300 м? Сопротивлением воздуха пренебречь.

Задача простая, практически стандартная, но мальчика поставила в тупик цифра «1785». Он привык, что в условии дано всё, что нужно, и ничего лишнего…

А вот передо мной 16 учителей физики. Даю «хитрую» задачку:

На сколько изменится уровень воды в ванне, если в неё попадёт кирпич?

Первая реакция – замешательство: а какая ванна? Кирпич какой? Говорю:

– Возьмите примерные стандартные размеры.

После этого задача решается практически всеми быстро и уверенно: вода вытесняется в объёме кирпича – что тут решать?

Спрашиваю:

– А вы хорошо подумали?

Тут же с места следует светлая мысль:

– А если ванна до краёв полная? Тогда уровень воды не изменится, просто часть воды выплеснется!

– Замечательно. Это всё?

– Нет-нет! – В аудитории оживление: – Воды может быть совсем мало, ведь в задаче не сказано, сколько её… Если вода не покрывает весь кирпич, то она вытесняется только погружённой его частью. Зная глубину воды, можно рассчитать объём…

– Итак, – подвожу итог, – в этой задаче вам нужно было самим домыслить условие, дополнить его недостающими элементами. Фактически вы провели маленькое исследование, после которого условие разбилось на три части:

1. Когда уровень воды меньше высоты кирпича.

2. Когда вода покрывает кирпич, но ванна не полная.

3. Когда ванна полная.

Это открытая задача. Вы с ней справились. Теперь поучимся исследовать условие открытой задачи глубже.

В условии сказано: «…в неё попадёт кирпич». Давайте подумаем: как может измениться ответ задачи в зависимости от того, как именно попадёт в ванну кирпич?

В аудитории оживление:

– Кирпич может влететь с большой скоростью – и тогда вода выплеснется от удара!

– Или вообще может пробить дырку!

– Вода от удара нагреется и какая-то часть её испарится!

– А если кирпич уже был горячий? Ведь в условии об этом ничего не сказано! Тогда мы можем легко посчитать, сколько воды испарится и как изменится уровень…

– А сам кирпич какой? Какие бывают кирпичи? Бывают легче воды? Надо посмотреть в энциклопедии…

– Довольно, – говорю я. – Вы вошли во вкус. Теперь на основе нашего опыта мы можем составить несколько вполне традиционных закрытых задач «про ванну и кирпич» и привычно довести до получения числового ответа…


Какие задачи мы решаем?

Ответ прост – мы решаем те задачи, решению которых нас научили. А школа учит решать закрытые задачи. Формула закрытой задачи: чёткое условие + утверждённый способ решения + единственно правильный ответ. Шаг влево, шаг вправо от утверждённого (а значит, и «разрешённого») способа мышления – снижение оценки.

Психологи различают два типа мышления: конвергентное (закрытое, нетворческое) и дивергентное (открытое, творческое). Некоторые учёные тип личности с преобладанием конвергентного мышления называют интеллектуальным, дивергентного – креативным. Интеллектуал готов решать задачи весьма сложные, но уже кем-то до него поставленные и имеющие известные способы решения – те самые закрытые задачи. Креативный человек способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узкопоставленного условия… Безусловно, каждый человек обладает как интеллектуальными, так и креативными способностями, но в различной степени. По мере взросления креативное мышление «затухает». Подавляющее число старшеклассников и студентов конформны, боятся самостоятельности, тяготеют не к оригинальной мысли, а к разжёванной и разложенной строго «по полочкам» информации. Неопределённость условия и вариативность решения творческой проблемы их пугает.


Задачи вокруг нас

Нет такой области человеческой деятельности, в которой не было бы открытых задач: в технике, науке, быту, искусстве, отношениях людей…

Хотите примеры?


Кот и скворцы (бытовая сфера)

Как только в скворечнике на дереве запищали птенцы, тут как тут объявился кот – ходит, облизывается, поживу чует. Мальчик, смастеривший домик для скворцов, захотел помочь птицам и придумал способ, как надёжно закрыть котам доступ к скворечнику.

Как же?[6]


Мощь меч-рыбы (сфера науки)

Как рыбы и дельфины умудряются двигаться в плотной воде со скоростью, характерной скорее для полёта в воздухе? Меч-рыба, например, согласно некоторым источникам, достигает скорости 130 км/ч. Чтобы набрать такую скорость в воде, рыбе необходимо развить мощность автомобильного мотора!

Энергию живые существа получают благодаря окислительным процессам. Но рыбы – существа холоднокровные, их температура ненамного выше температуры воды, в которой кислород, кстати, растворён в очень небольшом количестве. Такие мощности для них недостижимы! Можно предположить, что рыбы каким-то образом «умеют» значительно снижать сопротивление воды.

Как? Пока вопрос без ответа[7].


И в Древнем Риме воровали (сфера социальных отношений)

Когда после застолья все расходятся, хозяин гасит светильники, чтобы масло зря не расходовалось. Но рабы воруют остатки масла.

Как быть? Учтите, что сливать масло – плохое решение, так как в приличном доме светильники всегда должны быть в состоянии готовности[8].




Перспектива в балете (сфера искусства)

При постановке балета режиссёр работал над одной из сцен: охотники удаляются в лес. Он решил добиться зрительного эффекта уменьшения фигур – так, как это происходит в реальности. Но размеры сцены невелики, и рост артистов не уменьшается зрительно.

Как быть?[9]

Закрытые задачи встречаются только в школе. Жизненные задачи выглядят иначе:

– Как соблюсти нейтралитет с хулиганами на улице?

– Как познакомиться с мальчиком (девочкой)?

– Где продолжить учёбу после школы?

– …

Те подростки, которые не справляются с ними, портят характер и жизнь себе и окружающим.

Жизнь требует решения открытых задач, а школа учит решать закрытые задачи. Таким образом, требования жизни и реальность школы находятся на разных уровнях жизненного пространства. В промежуток между ними проваливаются усилия учителей и мотивация школьников.


Таланты-тупицы, или Ещё два случая из практики А. Гина

Завзятый троечник и нарушитель дисциплины Коля произвёл на меня впечатление довольно смышлёного парня. После очередного конфликта с учительницей ведём с ним доверительный разговор.

– А за что мне её уважать? – говорит Коля. – Она пять лет в своём институте зубрила этот учебник, и у неё есть книжка с ответами, а у меня ответов нет. Дайте мне книжку с ответами – и я такой же умный буду…

Подобный стереотип вполне характерен. Это плата за репродуктивное традиционное обучение, которое не способно заинтересовать детей с живым умом. Сколько способных учеников не вписывается в школу и теряется в ней! Мы говорим об умных, активных, деятельных ребятах, которые порой выглядят на уроках, как умственно отсталые. Многократно цитируемые на страницах книг упоминания о мнимой «тупости» школьников Эйнштейна, Менделеева, Бродского и других больших мыслителей – из той же оперы. Просто эти школьники с их свободным и открытым мышлением не вписывались в «школу-фабрику».

С 1 же класса у Томаса Эдисона начались проблемы с учёбой. Как-то он заявил, что, «если слить вместе две чашки воды, получится одна, только в два раза больше» (хотя речь шла об основах математики: 1 + 1 = 2). Подобные измышления на уроках, а также категорический отказ выступать перед классом сильно раздражали учителей, и, после того как один из них обозвал мальчика безмозглым тупицей, возмущённая мать забрала сына из школы.

Таким образом, формально обучение Томаса длилось всего несколько месяцев, остальное он познавал самостоятельно под руководством матери (зато потом Эдисон мог мстительно говорить, что «смог стать изобретателем именно потому, что в детстве не ходил в школу»)[10].

Саша – ученик моего нового 8 класса[11]. Он выглядит «непроходимым» болваном. На контрольной работе я даю ему несколько вопросов и учебник – найди ответы и спиши. Не справился – не нашёл нужную тему. Через некоторое время я с удивлением узнаю, что Саша считается «специалистом по мопедам», может разобрать и отремонтировать мотор. Не похоже на болвана, правда?

Вникаю в суть, разбираюсь, дружу. Так и есть – запущенный случай, полное отсутствие мотивации. В школе отбывает время, а настоящая жизнь – за её пределами[12]. Почему?

Постоянное «укрощение» свободного мышления креативного ребёнка, попытка заставить мыслить шаблонами побуждает некоторых детей уйти в «глухую защиту». Вы спросите: а как же быть? Ведь эти шаблоны, а иначе правила мышления, решения и даже оформления могут быть очень полезны! Конечно. Бесспорно так же, как бесспорно нужна крыша дома. Но если она давит на голову и не даёт встать в полный рост – ждите искривления позвоночника или поломки крыши…

Учитель в контрольной работе дал задание: найдите способ, как измерить высоту небоскрёба, используя только барометр. Проверяя работы, он нашёл, что многие учащиеся верно поняли, каким образом следует использовать барометр в качестве определителя высоты: замерить атмосферное давление на первом и на последнем этажах. Однако один из учеников написал: поскольку он знает, что высота ртути в стеклянной трубке барометра составляет тридцать дюймов, то он измерит длины теней от барометра и здания, а потом вычислит высоту последнего с помощью пропорции.

На следующий день учитель подозвал к себе этого ученика и сказал:

– Я был бы не прав, сказав, что ты неверно решил задачу, но всё-таки это именно так. Я имел в виду барометр-анероид, а ты использовал в решении ртутный барометр. Теперь, зная, что я имел в виду, как бы ты ответил на вопрос?

Не задумываясь, мальчик ответил:

– Я поднялся бы на крышу здания, бросил барометр вниз и измерил бы время его полёта до земли. Тогда бы я получил ответ через ускорение свободного падения.

– И опять-таки ты прав и не прав, – сказал учитель. – Попробуй ещё раз, предположив, что у тебя нет часов.

– Ну, тогда разыскал бы смотрителя этого здания и сказал бы ему: «Если подскажете мне высоту здания, я отдам вам этот барометр»[13].

Мальчик – типичный креатив. Представьте себе, что он попадает в школу, где его наказывают двойками за каждое оригинальное решение или поощряют только за действия, выполненные строго по шаблону, что в принципе почти одно и то же. Что будет с ним через несколько лет? Будет он любить школу или будет сопротивляться обучению как может? Последний вопрос риторический. Мы знаем, что будет. Мы видим это в сегодняшней массовой школе. Птицу не учат летать в клетке…