Глава 1. «Золотой» пожар, или О чём эта книга
«Золотой» пожар
Жил-был в Сибири один крестьянин. Однажды на ярмарке он построил большой бревенчатый дом, обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил поленья керосином и поджёг. Было это в 1896 году при большом стечении народа. В результате этой акции крестьянин разбогател.
Как это ему удалось?
Этот крестьянин придумал нечто такое, чего не было до него. Такое, что полезно для других людей. Мало того, он нашёл способ, как донести до людей суть своей придумки, смог реализовать своё изобретение и стать богатым. Этот крестьянин – креативный человек. Однако тысячи других людей изначально обладали теми же ресурсами, знаниями, возможностями, но ничего подобного не сделали. Почему?
Притча о мудром царе и креативном молодце[1]
Однажды царь великой страны решил подвергнуть испытанию всех своих придворных. Ему нужно было понять, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Группа сильных и заслуженных мужей обступила его. «О вы, подданные мои, – обратился к ним царь, – у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет её решить». Он подвёл присутствующих к огромному навесному замку – такому большому, которого ещё никто никогда не видел. «Это самый большой и сложный замок в моём царстве. Кто из вас сможет открыть его?» – спросил царь. Одни придворные только качали головами. Другие стали разглядывать замок, но вскоре признались, что не смогут его открыть. А раз заслуженные мужи потерпели неудачу, остальные придворные решили, что задача им тем более не под силу. Но один молодой человек вышел из толпы и подошёл к замку. Он стал внимательно разглядывать и ощупывать замок, затем попытался подвигать его и вдруг одним рывком открыл замок! Он оказался незамкнутым. Тогда царь объявил: «Ты получишь должность, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и на собственные силы и не боишься сделать попытку».
Царь был мудрым, ибо искал человека, способного сделать нестандартный шаг, а значит, умеющего решать творческие задачи, которые с неизбежностью встают перед каждым, занимающим важную государственную должность, – то есть креативного человека.
Энное количество лет назад вы уже сделали своё первое великое достижение – вы родились! Не всем так везёт. Мы не знаем, какого веса и роста вы были при рождении, но знаем: вы были креативным ребёнком…
Почему? Судите сами: новорождённый попадает на совершенно незнакомую ему планету. Вы пришли в этот мир, ничего не зная о его свойствах, опасностях, не понимая языка людей. Вам нужно было выжить, а для этого понять, освоить, разобраться, научиться. Это весьма творческая задача, с которой вы справились!
Родившись с огромным потенциалом творить новое, человек, как правило, теряет его по дороге жизни. Кто-то больше, кто-то меньше. Чаще больше, чем меньше. Знаменитый американский психолог Абрахам Маслоу изучал биографии творческих людей высокого уровня, в том числе в личном общении, «мучая» их долгими расспросами. Один из выводов Маслоу звучит так: «Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах»[2].
Любопытство, любознательность – почва для произрастания креативности. И как только мы, взрослые, ухитряемся так быстро её разрушить? Наблюдая за пятилетним малышом, уже можно определить, в какой мере загашен его творческий потенциал, или, наоборот, в какой мере он поддержан и расцветает.
Кристине в 6 лет подарили белую крыску. Светясь от радости, она потащила её с собой, когда пошла на прогулку с папой. Но вот папе понадобилось зайти в магазин. Он явно задумался: как-то нехорошо заходить туда с крысой. Между папой и дочкой завязывается диалог:
– Кристина, посиди с крысой на скамеечке, пока я схожу в магазин. Я быстро.
– Папа, я хочу с тобой!
– С крысой в магазин нельзя.
– Тогда пусть крыса побудет на скамейке, пока мы с тобой вместе… быстро…
– Кристина, ты ведь видишь, что крыса ещё маленькая. Она не понимает, что может упасть со скамейки. А если упадёт, то или ножку сломает, или потеряется. Так что лучше подожди. (Довольный своей убедительностью, папа поворачивается и собирается уходить…)
– Подожди! – Девочка ставит крыску на скамейку и начинает аккуратно подталкивать к краю. У самого края животное начинает упираться. – Вот видишь, – торжествующе говорит Кристина, – она уже всё понимает!
Эта девочка в свои 6 лет уже умеет отстаивать свои убеждения, аргументирует их и даже привлекает эксперимент в качестве доказательства. И это неспроста. Такие образцы поведения она получила в семье[3].
Вечером пятилетний Давид поймал бабочку и принёс домой. А бабочка раз – и упорхнула. Вот она летает, кружится по большой, ярко освещённой комнате.
Что же делать в этой ситуации? Может быть, взять сачок и махать им, пока она опять не попадётся? Но в комнате статуэтки, мебель, картины на стенах… Звать на помощь взрослых?
Давид выключил свет в комнате, нашёл фонарь и включил его. «Бабочка прилетит на свет, и я её поймаю».
Для этого ребёнка такое поведение естественное. Он привык к тому, что жизнь состоит из задач, которые нужно решать, «включая голову».
Вообще-то есть два типа задач: закрытые и открытые.
Закрытые задачи имеют чёткое условие. В условии есть всё, что нужно для решения такой задачи, ничего лишнего нет. Как правило, один способ решения и один правильный ответ. На решении преимущественно таких задач построено школьное[4] образование. Фактически это даже не задачи, а упражнения по отработке некоторых интеллектуальных навыков, например навыка применения формул. Но в жизни таких задач практически нет! А те, которые встречаются, компьютер решает гораздо быстрее, чем человек. Жизнь полна открытых задач: с нечётким, расплывчатым, до конца непонятным условием, с возможностью применить разные подходы к их решению. Да и ответ может быть спорным, неоднозначным, не единственным. Построить новый мост, изготовить станок, вылечить человека, научить ребёнка думать и даже найти себе жениха или невесту – любое из этих дел требует умения видеть и решать открытые задачи.
Эта книга об открытых задачах – важнейшем и универсальном инструменте развития креативности.