Глава 2.
Роль университета в развитии студенческого предпринимательства
Вторая глава посвящена рассмотрению результатов четырех эмпирических исследований, направленных на изучение роли университетской инфраструктуры в развитии студенческого предпринимательства.
В первом параграфе[9] представлена теоретическая и эмпирическая оценка связи между обучением предпринимательству и предпринимательскими намерениями студентов из разных стран, а также анализируется роль национальных культурных характеристик в данной взаимосвязи. Теоретический вклад исследования связан с оценкой роли факторов внешней среды в формировании предпринимательских намерений студентов в кросс-культурном контексте. Эмпирическая проверка теоретической модели исследования проводится на базе данных 84 453 студентов из 28 стран, собранной в рамках международного проекта «Глобальное исследование предпринимательского духа студентов» (GUESSS) в 2013/ 2014 г.
Для измерения культурных характеристик исследуемых стран применяется теория измерений культур Г. Хофстеде. Результаты исследования показали, что обучение предпринимательству в университете положительно связано с предпринимательскими намерениями студентов. Однако данная связь зависит от контекста национальной культуры и проявляется сильнее в индивидуалистических культурах и слабее – в культурах с высокой степенью дистанции власти или избегания неопределенности.
Во втором параграфе[10] приведены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению факторов выбора студентами-предпринимателями определенной отрасли для запуска своего бизнеса. На основе эмпирических данных, полученных в ходе опроса студентов-предпринимателей в рамках проекта GUESSS (2013/2014) и дополненных статистическими данными Мирового банка, «Глобального мониторинга предпринимательства» (GEM) и Международного индекса защиты прав собственности, в исследовании рассмотрено влияние доступа к ресурсам и страновых особенностей на выбор молодыми предпринимателями одного из двух типов отраслей: наукоемких или капиталоемких. Результаты анализа показали, что доступ к различным типам ресурсов (финансовому и человеческому капиталу) оказывает влияние на выбор разных типов отраслей, тогда как страновые особенности (эффективностно- и инновационно-ориентированные экономики) оказывают модерирующее влияние на данную связь. Показана роль университета в развитии человеческого капитала студентов-предпринимателей.
Третий параграф[11] посвящен более глубокому изучению влияния различных типов предпринимательского капитала, предоставляемых университетом, на вовлечение студентов в предпринимательскую деятельность. Роль университета рассматривается в рамках концепции встроенности, согласно которой важную роль в осуществлении целенаправленных действий играют сетевые взаимоотношения и доверие, возникающее в рамках этих отношений. В результате анализа было установлено, что университетские инициативы по развитию человеческого и социального капитала оказывают положительное влияние на масштабы предпринимательской деятельности студентов, тогда как влияние финансового капитала, предоставляемого университетом, является отрицательным. Рассмотрены также модерирующие эффекты наличия предыдущего бизнес-опыта и предпринимательской самоэффективности. Установлено, что предшествующий опыт способен ослабить связь всех трех типов ресурсов, предоставляемых университетом, с масштабами деятельности студентов по созданию бизнеса, в том числе и отрицательный эффект доступа к финансовому капиталу, тогда как предпринимательская самоэффективность этот эффект усиливает, ослабляя при этом положительное влияние университетской поддержки развития человеческого и социального капитала.
В четвертом параграфе[12] рассматривается университетская предпринимательская инфраструктура как важнейшая составляющая предпринимательской среды, которая в значительной степени связана с поведением и особенностями процесса принятия решений студентами-предпринимателями. Теоретическая значимость данного исследования заключается в расширении теории эффектуации и изучении взаимосвязи университетской предпринимательской инфраструктуры и логики принятия решений студентами-предпринимателями. Исследование показало, что благоприятная предпринимательская среда в университете положительно связана с формированием каузативного типа поведения студентов-предпринимателей, в то время как финансовая поддержка со стороны университета связана с развитием обоих типов предпринимательского поведения. Наличие связи между развитием социальных предпринимательских сетей и систем наставничества и формированием эффектуационного и каузативного поведения студентов-предпринимателей, а также между количеством курсов по предпринимательству, преподаваемых в университете, и каузативным поведением подтвердить не удалось. Данные взаимосвязи были установлены только при учете фактора активного участия студентов в процессе обучения предпринимательству и развития социальных сетей и систем наставничества. Исследование базируется на данных международного проекта GUESSS (2011).
Конец ознакомительного фрагмента.