§ 5. Письменная речь (3 часа)
Занятие 1. Как появилась письменная речь
Цель: создать условия для формирования представлений о причинах появления письменной речи, видах письма.
1. Проверка домашнего задания
Сообщения на тему «Как человек научился писать».
– Что вы представляете, услышав слова «письменность», «письмо», «письменная речь»? (текст, буквы, лист бумаги и ручку)
2. Самостоятельное чтение статьи (работа с информацией)
Как появилась письменная речь
После того как люди научились разговаривать и овладели устной речью, прошло немало времени, прежде чем они научились писать и читать. Да и необходимость в письменной речи возникла не сразу.
Для передачи информации сначала был придуман язык сигналов. В Африке новости сообщали с помощью специальных барабанов. Индейцы разводили костры. В горах Испании новости передавали с помощью свиста. На берегах Средиземного моря рыбаки подавали друг другу сигналы в тумане, трубя в раковины.
Одновременно с сигналами люди стали использовать предметную информацию. Если племя хотело объявить войну, оно посылало врагу копьё или стрелу. Если речь шла о мире, посылали трубку с табаком или зеленую ветку.
Некоторые народы научились использовать узелковое письмо. Например, индейцы Южной Америки на толстую веревку в виде бахромы привязывали разноцветные нити разной длины и толщины. Использовали узлы простые, двойные, тройные, их располагали вначале, середине или конце веревочки.
Первыми письменными знаками, которые люди придумали оставлять друг другу, были рисунки. Письмо рисунками учёные назвали пиктографией.
Пиктографией мы пользуемся и сейчас. Например: вывески с рисунками или знаки дорожного движения – это пиктограммы. Они понятны людям, говорящим на разных языках.
– Что предшествовало появлению письменности? (язык сигналов, предметная информация, узелковое письмо, пиктография)
3. Просмотр мультфильма Киплинг «Как было написано первое письмо» (конец)
– Каким видом письма было написано письмо? (рисунками – пиктограммами)
4. Самостоятельное чтение
Но когда появились земледелие и скотоводство, возможностей пиктографии стало не хватать. А чтобы понять, как это связано с возникновением письма, надо перенестись в далёкое прошлое. Примерно в 4 тысячелетии до нашей эры в Азии, между реками Тигр и Евфрат, образовалось государство Шумер.
Справка. Шумеры – первая цивилизация на Земле. Древнее государство и величайшие города этого народа располагались в Южном Междуречье (Ближний Восток, в долине рек Тигр и Ефрат). Кроме письменности древние шумеры изобрели колесо и развили технологию обожженного кирпича.
В этом государстве жили трудолюбивые люди. У них появились излишки зерна, а растущее поголовье скота давало приплод, молоко и шерсть – людям понадобилось вести счёт этому богатству. Из глины они лепили дощечки и заострённой палочкой рисовали на них то, что хотели сосчитать. После этого глина высыхала – рисунок сохранялся надолго. Со временем шумеры стали упрощать свои рисунки: вместо того, чтобы каждый раз рисовать, например, козу, они изображали какой-нибудь простой значок. Так появилась клинопись.
Выучить все значки, которыми можно было бы обозначить многочисленные предметы, оказалось делом очень непростым. И тогда появилась мысль обозначать значками не предметы и явления окружающего мира, а только слова. Так значки для предметов превратились в значки для слов.
В Шумер приезжали торговцы из разных стран. Возвращаясь домой, они везли с собой шумерские значки для обозначения слов. Так письменность появилась в Египте, Китае, Финикии, Пакистане, на острове Крит.
Потом некоторые значки стали обозначать не слово, а его часть – слог. Так появилось слоговое письмо. И это тоже придумали шумеры.
Слоговым способом письма пользовались до тех пор, пока количество слов возросло так, что уже невозможно было запомнить все слоги, обозначающие различные слова. Появилась необходимость разделить слово на более мелкие части, чем слоги, – на буквы.
По В.А. Крутецкой
5. Просмотр отрывка из мультфильма «История Вавилона» (18.35-22.00 мин.)
– Какие виды письменности показаны? (пиктограммы, клинопись, иероглифы)
– Хотели бы вы учиться в древней школе? (Спорные вопрос. В Доме табличек наказывали палками, но после окончания школы можно было занять более высокое положение).
– Почему школу называли Домом табличек?
– Повторите, какими материалами пользовались древние на письме.
Сначала человек писал на том, что находилось под руками: на камнях, листьях, кусках коры, глиняных черепках, острой костью или куском камня на них процарапывалось нужное изображение.
Древние шумеры делали записи на сырой глиняной дощечке с помощью острой палочки.
Египтяне писали на папирусе, изготовленном из листьев этого водного растения. Папирус скручивали в свитки.
В древности для письма использовали пергамент. Это особо выделанная телячья кожа.
Древние славяне писали на бересте – коре березы. Ее обрезали, вымачивали, а затем процарапывали буквы острой палочкой – писалом.
Новый материал – бумагу изобрел в Древнем Китае ученый Цай Лунь. Он изготавливал ее из клейкой массы, состоящей из бамбука и воды.
6. Рассказ учителя. Иероглифы
До наших дней слоговое письмо сохранилось в Китае и Японии. Там пишут иероглифами. У китайцев до 5 тысяч иероглифов, у японцев – 2 тысячи. Представляете, как сложно учиться детям. Надо выучить все эти знаки!
В VI веке в Китае для детей были созданы прописи «Канон тысячи иероглифов». Это стихи, записанный с помощью тысячи основных иероглифов, овладев которыми, можно было освоить грамоту, а также получить знания о природе и человеке. Каждый иероглиф равен слову или части слова. Вот как читается один из текстов:
Тянь ди сюань хуан, юй чжоу хун хуан、
жи юэ ин цзэ, чэнь сю ле чжан
…хань лай шу ван, цю шоу дун цан…
«Небо иссиня-черного цвета, а земля желтого цвета, космос беспредельно широк. Луна и солнце то всходят, то заходят. Небесные созвездия выстраиваются в ряд. С приходом холодов уходит теплое время. Осень запасает, а зима сберегает…»
7. Дополнительный материал. Последний творец иероглифов
На северо-востоке нашей страны живёт немногочисленный народ чукчи. В двадцатые годы прошлого века (сто лет назад) чукотский пастух Теневиль изобрел иероглифическое письмо. До этого чукчи вообще не знали письменности. Теневиль был гениальный изобретатель: он догадался – сам, без подсказки со стороны, не зная о других письменностях, что можно слово обозначить знаком с помощью кривых линий. Некоторые иероглифы у него были похожи на рисунки. Этим они близки к пиктограммам: тарелка, стакан, чайник, блюдце, банка. Однако письмо Теневиля иероглифическое: каждому знаку соответствует одно слово. На 14 дощечках Теневиль процарапал или записал химическим карандашом 120 различных знаков.
Письмо Теневиля было распространено лишь в пределах его стойбища. Смысл значков знали его жена, дети и знакомые. Они использовали иероглифы для написания записок, учета поголовья оленей, описания событий в жизни стойбища и для передачи своих мыслей. Сам Теневель говорил, что в его письме «душа чукчи».
Иероглифы Теневеля не получили широкого распространения. Через 10 лет у чукчей появились буквы и алфавит. Сейчас дощечки со знаками талантливого лингвиста-самоучки хранятся в музее Санкт-Петербурга. На одно из этих табличек написано: «Один человек хороший, другой – плохой, один мастеровитый человек, другой – вороватый, тайно ест».
Это запись отражает характер народа. У чукчей, даже во время голода, есть пищу в одиночку считалось позорным, указывало на дурного человека. Вот таким мудрым был великий Теневиль!
По М.В. Панову
– Считаете ли вы, что изобретение Теневиля никому не пригодилось? (оно важно для потомков и ученых, в письме «душа народа»)
– Какими словами автор называет пастуха? (талантливый лингвист-самоучка, великий мудрец)
8. Обобщение
– Какая главная причина возникновения письма? (необходимость вести учет прибыли).
– Отметьте дату появления письменности (4 тыс. до н.э.) на ленте времени.
– Сегодня мы обсудили причины появления письменной речи. Вы узнали разные виды письменности. Какие? (пиктография, клинопись, узелковое письмо, иероглифы).
– Как вы думаете, о каком виде письменности мы будем говорить на следующем уроке? (о буквенном письме)
Домашнее задание (выполняется по желанию): составить слово или предложение с помощью какого либо вида письма, кроме букв.
Занятие 2. Как появился алфавит
Цель: создать условия для формирования представлений о причинах появления букв.
1. Проверка домашнего задания
Ученики представляют свои записи, одноклассники пытаются их прочитать (возможна работа в группах).
2. Постановка проблемы
– Как вы поняли, почему люди постоянно изобретали новые виды письма? (искали удобное, легкое письмо)
1500 лет до н.э. на восточном побережье Средиземного моря находилась страна Финикия. Финикийцы сделали открытие, которое приблизило их к созданию букв. Они осознали, что один знак можно использовать для обозначения одного звука, а для обозначения всего слова нужно иметь столько знаков, сколько в нем звуков. Звуки в словах повторяются, поэтому знаков букв должно быть немного. Так появилась первая Азбука, от которой произошли алфавиты всех других народов мира.
3. Самостоятельное чтение статьи
Первый алфавит
В те времена читать умели немногие. Иероглифы и клинопись содержали множество знаков для обозначения слов или слогов, которые надо было запомнить.
Финикийцы постоянно вели торговые записи, им нужно было простое письмо – легкое и удобное. Они и придумали алфавит, в котором каждый знак – буква – обозначал определенный звук речи. Финикийский алфавит состоял из 22 букв. Все они обозначали согласные звуки.
Самые древние надписи, составленные из букв финикийского алфавита, найдены во время раскопок в древнем городе Библе (ныне город Джебель). Они относятся к XIII в. до н.э. Писали финикийцы справа налево. Свои торговые записи делали чернилами на глиняных черепках. Таких черепков найдено немного. Лучше сохранились надписи, высеченные на камне.
На основе финикийского алфавита был создан греческий алфавит, в котором было 24 буквы для обозначения гласных и согласных звуков. Они легли в основу латинского алфавита, а тот в свою очередь послужил основой алфавитов всех европейских и многих азиатских языков.
Изобретение финикийцев было великим шагом в культурном развитии человеческого общества, сделавшим письменность доступной для широких масс. Письмо было настоящим чудом, и многие народы считали происхождение языка божественным явлением. Египтяне утверждали, что их письмо придумал бог Тот. В Древнем Вавилоне верили, что письмо им подарил бог Набу. В Древнем Риме – что получили свой алфавит от бога торговли Меркурия. Греки объясняли происхождение своего алфавита волей бога Кадма.
В современном мире существуют десятки различных алфавитов. Больше всего букв – 72 – содержится в алфавите кхмерского языка, наименьшее – 12 – в алфавите языка ротокас острова Бугенвиль (Новая Гвинея). Самой древней буквой является буква «о». Ей больше 3000 лет, правда в финикийском алфавите она обозначала согласный звук.
По М. А. Дандамаеву
4. Дополнительный материал. Само слово «алфавит» произошло от названия 2 первых греческих букв – альфа и – бета (на новогреческом – вита). Они в свою очередь образовались от финикийских слов: алеф – бык и бет – дом. После изобретения алфавита стали появляться первые книги. Они были рукописными: их писали на листах папируса монахи-писцы. Такие книги дошли до нас, они называются манускрипты.
– Кто создал первый алфавит?
– Что интересного было в финикийском алфавите?
– Объясните значение слова «алфавит». Может быть, точнее было бы название «алфабит»?
– Что означают слова: папирус, манускрипт?
Справка. Финикийцы – древний народ, населявший Финикию, расположенную на приморской территории современных стран Ливии и Израиля. Знаменитые финикийцы: великий полководец Ганнибал, родоначальник геометрии Эвклид, первый из 7 мудрецов Фалес Милетский, императоры Римской империи
Справка. Папирус – слово греческого происхождения («papyros»). Многолетнее травянистое растение семейства осоковых. В Древней Греции, Риме, Египте и некоторых других странах из стеблей этого растения делали полоски, которые использовали как материал для письма.
Справка. Манускрипт – древний или средневековый рукописный свиток, книга или отдельные несшитые листы. Термин. применяемый к античным или средневековым, главным образом западноевропейским, рукописным книгам.
4. Обобщение
– Отметьте на ленте времени дату появления первого алфавита (1500 г. до н.э.).
– Существует наука палеография (греч. παλαιóς – древний, важный и греч. γράφειν – писать) – специальная историко-филологическая дисциплина, изучающая историю письма и памятники древней письменности.
Справка. Палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков, пропорции их составных элементов, виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма. Особая отрасль палеографии изучает графику систем тайнописи (криптография) В сферу палеографии входит также изучение орнамента и водяных знаков бумаги (филиграней) , формата, переплёта рукописей. В России зачатки палеографических исследований имеются уже в трудах старообрядческих полемистов начала XVIII века.
– На последних двух занятиях мы узнали о возникновения письма и видах письма на планете. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на следующем занятии? (О возникновении письма на Руси).
Домашнее задание (выполняется по желанию): как писали на Руси.
Занятие 3. Как писали на Руси
Цель: создать условия для формирования представлений о способах письма на Руси.
1. Проверка домашнего задания (выполнялось по желанию)
Прослушивание сообщение на тему «Как писали на Руси».
Дополнительный материал. Берестяные грамоты
Жарким июльским полднем 1951 г. один из археологов, работая на раскопках в Новгороде, заметил среди остатков деревянной мостовой изодранный свиток бересты. Такие находки встречались и раньше – древние новгородцы делали из бересты поплавки для ловли рыбы. Но этот свиток оказался особенным – сквозь грязь проступали буквы! Новгородская находка совершила настоящий переворот в исторической науке. Ученые получили доступ к новому, доселе неизвестному, письменному источнику. Ныне найдено уже свыше 700 берестяных грамот XI-XV вв. и не только в Новгороде, но и в Пскове, Смоленске, Рязани, Москве.
Береста – удобный материал для письма. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной. Листу бересты придавали прямоугольную форму. Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой костяной или металлической палочкой – писалом. Один конец писала заостряли, а другой, в виде лопаточки служил для стирания ошибки.
О чем же писали наши предки в своих свитках? Содержание найденных берестяных грамот разнообразно: частные письма, хозяйственные заметки, жалобы, деловые поручения.
2. Самостоятельное чтение
Цера – дощечка для письма
Писали ученики свои упражнения и на более удобных «тетрадях», которые назывались церы. Цера – это небольшая дощечка с углублением с одной стороны, в которое заливали воск. С воска легко можно было стереть неудачную запись и освободить место для нового упражнения. Церы соединяли вместе по несколько штук, получалась тетрадь – кодекс. Для написания букв пользовались тем же писалом, которым выцарапывали буквы и на бересте.
Конец ознакомительного фрагмента.